Что движет людьми: типология мотивов. Что движет человеком? История вопроса

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т.п.).

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
. мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
. стремление получить одобрение других людей;
. стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
. мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т.е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;
2. надежда на успех;
3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

Вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.);
. материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
. социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
. лишение свободы;
. физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами . Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

От количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
. от актуализации ситуативных факторов;
. от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции . Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Несомненным приоритетом и ведущей, даже “толкающей” силой развития или стремления для каждого из нас, являются чувства. Однако для современного человека, превалирующим и определяющим фактором стоит разум. Причин этому миллионы, но главная из них в том, что жизнь стала очень дорога. В дилемме, что , разум или любовь, вопросов много. Выяснить что важнее попробуем ниже.

Разум

Великий “технический прогресс” ожесточил людей, сделав большинство категоричными потребителями и грубыми “пожирателями” чужих чувств. Теория мотивации поведения человека преподается в институтах, о ней написано большое количество книг. Однако до сих пор на ее счет нет единого мнения. Впрочем, как его сейчас нет об очень многих важных вещах.

Две составляющие нашего разума: страх и гордость, осознанные каждым человеком и служат “провокаторами” для мотивации к действию. страх перед потерями, страданиями, болью, неудачами побуждает действовать любыми способами, лишь бы избежать этого ощущения. Переживания моральных или материальных потерь, провоцируют к быстрой и долгосрочной мотивации, даже на подсознательном уровне. Неосознанно воспринимая плохие или хорошие события в жизни, у человека закладываются тормозящие или провоцирующие побуждения к действию на будущее.

Гордость, представляет собой желание или стремление быть впереди, лучше других и “выше” других. Даже неудачи и падения, не мешают действовать ради того, чтобы “ублажить” свою гордость. Не секрет, что в каждом обществе существуют свои определенные правила. Иногда они бывают негласными, иногда четко установлены для каждого. Гордость, как лучшая мотивация, вынуждает действовать вопреки правилам и устоям. В этой ситуации важно действовать, ради того чтобы обладать.

Любовь

Сердце или иными словами чувства, скорее всего можно отнести к “иррациональной” мотивации поведения для человека. Довольно часто, оправдывая свои поступки тем, что “я так хочу”, “люблю”, “мне нравится”, многие действуют импульсивно и абсолютно, не думая о последствиях. Делая что-то, просто ради радости или потому что так хочется, логике разума такие поступки порой бывают просто необъяснимы. Это может касаться всего и любимого хобби, и выбора профессии, и объекта любви, и выбора страны для путешествий и постоянного места жительства. Нам так нравится, мы так хотим, просто потому что нам это “по сердцу”.

Вот и преобладают в жизни два этих критерия, согласно которым человек может балансировать всю жизнь. Безусловную радость и чувство “полета”, этот факт доказан учеными, человек получает прежде всего от действий по сердцу, а не по разуму. “Сердечные” поступки, продиктованы необъяснимыми желаниями, зачастую вопреки нормам, ценностям и морали. Добровольно ни один из людей не станет в своей жизни постоянно поступать только по разуму. Ведь для большинства, предать свое сердце и любовь, возможно только под насильственным влиянием из вне. Ярким примером этому может стать замужество (женитьба) по родительскому приказу.

По утверждению философов и мыслителей, как древних так и современных, настоящую любовь разум никогда не победит. Речь, конечно же, не о физическом притяжении, а о той самой, истинной любви. Мотивация, когда есть место любви, не имеет значения. Ведь весь смыл в противоположной половинке, которая занимает все мысли, чувства и ради которой, хочется свернуть горы. Человек постоянно думает. Мысли не дают покоя ни днем, ни ночью. Мысли, которые силой воли можно изменить на другие, а можно ими же, довести себя до умопомрачения.

Что по мнению некоторых известных философов.

Теория Платона

Двигателем развития людей и общества в целом, Планот считал стремление к познанию и выявлению истины. Мудрость, определяет все поступки и благодаря ей, возможно получить и получить истинное удовольствие. Открыть для себя вечные идеалы, значит ощутить радость познания, равной которой нет других радостей. Его теория основывается на преобладающем значении разума, морального долга и служению обществу.

Теория Фрейда

Зигмунд Фрейд выдвинул свою точку зрения по поводу того, заставляет человека действовать. Мотивация скрыта в сексуальных желаниях людей. Причем от самого рождения до самой смерти. Не реализованные до конца сексуальные желания, провоцируют агрессивность. Признание того, что многие из людей ведомы своими “низменными” инстинктами, поступают именно так, а не иначе, не подвластно разуму и логике. Непреодолимые чувства вины, смущения, тревоги побуждают действовать или бездействовать, заставляя страдать на протяжении почти всей сознательной жизни.

Значение секса в психологии человека, было столь велико, что Фрейд придумал название – либидо. Его последователи и в наше время призывают людей позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса в жизни. И якобы так можно избежать неврозов, проблем со здоровьем и в отношениях с другими людьми. Но личный опыт и наблюдения за другими подсказывает, что это не истина в последней инстанции (здесь более подробно рассмотрено такое явление как секс и влияние на здоровье). Ведущий инстинкт – это инстинкт либидо. Он провоцирует людей на поступки и побуждает к действию.

К слову сказать, в среде современных психологов, данная теория имеет довольно широкое признание. На ней основаны большинство действующих современных методик выявления отклонения в поведении супружеских пар. Изначально выясняется уровень отношений в семье касающиеся интимной жизни. Ведь неудовлетворенность сексом, провоцирует хронический застой не только в любви. Спасти отношения в паре, значит восстановить их половую жизнь. Если последнее невозможно, то отношения обречены.

Негативная мотивация

Неприятности различного характера, предвиденные неудобства или возможные трудности, вынуждают и побуждают к действию. Особенно ярким примером данной теории служит боязнь школьника получить плохую отметку за невыполненное домашнее задание. Нельзя исключить здесь и страх родительского контроля и последующим за ним наказанием. Негативная мотивация в большинстве своем относится к кратковременным. Когда наказание отменяется, тогда пропадает и стимул к действию.

  • Формы санкций, которые вызывают негативную мотивацию:
  • Наказание словом.
  • Ущемления материального плана.
  • Физическое наказание.
  • Ограничения свободы.
  • Лишения социального характера.

Игнорировать тот фактор, как негативная мотивация гораздо проще взрослому человеку. Для детей и подростков, зависящих от родителей и других людей, объективное отношение к данному вопросу дается сложнее. Особенно, при наказании действующем незамедлительно. Влияние данной мотивации сводится к нулю, если наказание или ожидание негативный последствий перестает быть актуальным.

Мотивы саморазвития

Желание реализовать себя в жизни, провоцирует процесс самоусовершенствования и развития. Многие учатся, посещают курсы, повышают квалификацию практически всю жизнь. Согласно теории А. Маслоу, полная реализация и желание доказать свою компетентность лучший ключик к мотивации. Движение к познанию нового побуждает, а страх перед неизвестностью несколько затормаживает. По мнению Маслоу, новые достижения, с положительным результатом приносят больше радости. Негативные результаты, ошибки и возможная критика, огорчают и препятствуют активной мотивации в следующий раз.

Внутреннее удовлетворение своими достижениям или результатами труда, на примере других талантливых людей актуализирует мотивацию. Обусловлено это не только известностью, например спортсменов, политиков, лауреатов всевозможных премий, но и признанием. Даже ради одного человека, другой способен “свернуть горы” или сделать невозможное. Предвкушение новых побед и связанных с этим приятных ощущений, побуждает много работать и постоянно развиваться.

Внешняя (экстринсивная мотивация)

Речь идет о факторах, не связанных напрямую с определенной деятельностью. Они в первую очередь, предопределяются как мотивы влияющие на внешнее содержание, а не на сам процесс. Самые основные из них:

  • Чувство ответственности и долга перед обществом, родственниками, коллегами и иными людьми.
  • Желание быть признанным и одобренным.
  • Стремление самоусовершенствованию и саморазвитию.
  • Престижная мотивация, то есть мотив получить желаемое социальное положение.
  • Мотив избежать неприятностей или не желаемого хода событий, страх получить негативный результат в процессе своих поступков.

Итак, что касается этой мотивации, то содержание самой деятельности значения не имеет и интереса, не вызывает. Первым и ведущим планом выступает аспект, внешней привлекательности. А именно, материального благополучия, славы, престижа, признания в определенных кругах. Проще говоря, важна оценка деятельности, поведения, поступков со стороны ближайшего окружения. Очень важно индивиду это слышать и понимать. Чем чаще, тем лучше.

В итоге, хочется отметить то, что эффективной и результативной, деятельность будет только в случае, если она продиктована, несколькими мотивами сразу. Чем больше мотивов, тем активнее человек и тем активнее побуждающая сила. Именно данная закономерность способствует динамичному и стремлению каждого индивида действовать и жить. “Тормозящий” результат и отказ активно действовать преследует людей у которых любая мотивация отсутствует. Даже один мотив вынуждает к чему-то стремиться. В обратном случае, жизнь вообще может потерять какой-либо смысл.

Что движет человеком? История вопроса.

Любой человек знает ответ на этот вопрос. Ссылаясь на общепринятые утверждения психологов, он ответит, что человеком двигает жажда власти, жажда секса и жажда публичного признания. Кто-то добавит, что им должно двигать желание совершенствоваться.
И любой читатель со ссылкой на поэта скажет, что любовь и голод правит миром. Уточним это выражение. Оно принадлежит немецкому поэту Фридриху Шиллеру
(1759-1805) и звучит так:
«Природа неотступно
Сама крепит взаимосвязь,
На мудрецов не положась.
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!»
Стихотворение «Философы» (Перевод Л. Гинзбурга).

Для справки.
В возрасте 32 лет Шиллер заболел туберкулезом. В результате болезни у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением легких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулеза.

Вопрос: а почему такая фраза не пришла на ум женщине? Ведь кому, как не ей,
присущ инстинкт безусловной материнской любви, а также забота о воспитании детей? Да и интуиция у женщины развита сильнее. Странно, не так ли?

Но продолжу. Мыслящий читатель будет перечислять мотивы, то есть побуждения к действию. С какой целью? Чтобы все разложить по «полочкам». Ведь человеческому уму свойственно идентифицировать себя в окружающем мире, поэтому он старается классифицировать вещи и явления. И в этом как раз и есть его главное заблуждение. Почему заблуждение? Потому что утвердив какую-либо точку зрения, в силу консервативности, он будет отстаивать ее, пусть даже она будет неверной.
Впрочем, перечислю основные виды мотивов, которые классифицировал человеческий ум. Это: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, внешние мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и ряд других.

Но так ли истинна такая классификация? И каким образом она возникла?
Обратимся к истории вопроса. Авторство термина «мотивация» принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860). Он увлекался мистикой и идеями буддизма. Из книг у Шопенгауэра, по свидетельствам современников, наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь. Безусловно, он был подвержен влиянию этих древнеиндийских философских трактатов.

Вот прямое указание. По словам Шопенгауэра «воля присуща не только человеку, но и животным, растениям. Ведь есть же у них сила, заставляющая их жить, развиваться. Эта сила и есть воля. Все реальное - смертно, преходяще. Только воля бессмертна. Поэтому она - подлинная реальность. Все в мире ею объясняется».

Для справки.
Весной 1823 года (в возрасте 37 лет) Шопенгауэр проезжал через Тироль в Мюнхен из Италии. Здесь он перенес тяжелую болезнь, вследствие чего почти оглох на одно ухо. Другими словами, полжизни он тяжело болел. Да еще был одинок. Какое у него было отношение к жизни?

Посмотрим, что представляют собой Упанишады. Это священные писания индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.

В индуизме тексты шрути считаются апаурушея - богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции индуизма, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времен появления вселенной, и затем, в начале настоящей эпохи Кали-юги, было поделено на четыре Веды и кодифицировано. Литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части.

Не буду углубляться в древнеиндийскую литературу, чтобы не потерять нить повествования. Но уже этой ссылки достаточно для того, чтобы в целом познать мировоззрение Шопенгауэра.

Замечу, что его взгляды его взгляды на человеческую мотивацию и желания, оказали влияние на многих известных мыслителей. В их числе Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Людвиг Вингенштейн, Эрвин Шредингер (лауреат Нобелевской премии), Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии), Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг и другие.

Безусловно, все названные люди являются мировыми авторитетами в области человеческой психологии. Но не будем забывать, что они, как и мы, являются людьми, сотканными из одной ткани мироздания.

Сам Шопенгауэр был старым холостяком. Очень ценил свою внутреннюю и душевную свободу. Свое здоровье ставил на первое место. Он был резок в суждениях, крайне честолюбив и мнителен. Кроме того, он отличался крайней подозрительностью и недоверием к людям. Был подвержен различным страхам.
Соответственно, и в его главном труде «Мир как воля и представление» звучит мотив страха перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх.

Шопенгауэр считал, что никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует неискоренимое зло, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни».

И откуда же Шопенгауэр почерпнул знание о страданиях? Конечно, из буддизма.
Вот его главные постулаты. Жизнь состоит из страданий, страдания доставляют неудовлетворенные желания, чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания. Достигнуть этого можно на так называемом восьмеричном пути.

Об этом же говорит древнеиндийский философ йоги Патанджали (2 в. до н.э.). Читаем его сутры.
«15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено».

Но признание того, что написано в Упанишадах и прочих древнеиндийских трактатах не может являться основой для единственного и неоспоримого утверждения о мотивации! Не следует забывать, что Индия располагается в экваториальной зоне, а люди, проживающие там, имеют иную нейрогуморальную конструкцию и цвет кожи, нежели люди, проживающие на Севере. Соответственно, у них другой образ жизни и культура, которые нельзя слепо переносить на европейскую почву.
И еще одно немаловажное обстоятельство. Не следует забывать о существующей кастовости в Индии. И Упанишиды были написаны не простыми крестьянами, а представителями «чистой» породы – брахманами. Они исторически были жрецами, учителями, монахами, учеными. Другими словами, представляли правящий класс.
Что из этого следует? Только одно – учение о страданиях имело целью сохранения свеого господствующего положения.

Но вот Шопенгауэр ввел в обиход термин «мотивация» и понеслось. С раннего возраста человека начинают одомашнивать по программам, которые придуманы давным-давно, под воздействием неизвестно чего. Ни во времена Шопенгауэра, ни тем более сегодня ведь никто не сможет реально передать дух Упанишад! (YIII в. До н.э.)

Но раз ты вступил в этот мир, то и живи по тем правилам, которые мир тебе предлагает. Человеку все время подсовывает инструкцию по эксплуатации жизни. Он рождается в семье, живущей по определенным правилам в определенном классе общества. Далее он проходит стадии обучения. Это ведь не что иное, как изучение некой инструкции. Он воспитывается в определенной социальной среде. Из нее он извлекает уроки жизни, или правила поведения, нормы морали и т.п. И так во всем.

Вся жизнь – это непрерывное изучение инструкций по эксплуатации чего-либо или кого-либо. Соответственно, у человека просто не остается времени для того, чтобы отказаться от изучения инструкций. И значит, он все время находится в рамках определенных шаблонов, штампов и пр. А шаблон сужает мировоззрение.

Человек не может уделить времени изучению главной инструкции – инструкции по эксплуатации своего организма. Ему не надо думать о себе. Человеку не дают думать о себе. Существуют многочисленные отрасли знаний, предназначенные для объяснения нам главной инструкции. Вряд ли это логично. Вряд ли кто-то из нас давал кому-то право осуждать наше незнание этой инструкции. Когда говорят, что так сложилось, что такова традиция, это не вполне справедливо. Это означает монополию на знания. А монополия приводит к повышению уровня собственной исключительности.

Вот и все.
Спрашивается, а причем тут Шопенгауэр?
Он ввел в культурную жизнь Европы индийское религиозно-философское мировоззрение. Как все переплелось в этом мире? И когда человек идет молиться своему –Б-гу, какому Б-гу он поклоняется?

Вместо заключения.
Можно вспомнить и Канта (1724-1804) родоначальника немецкой классической философии с его «Критикой чистого разума». Он жил скучно и монотонно. В дестве сильно болел и вынужден был всю жизнь придерживаться строго режима. Никогда не был женат, никогда не выезжал за пределы Кенигсберга. Его любимое выражение «жить стоит главным образом для того, чтобы работать».
Оставленное Кантом наследие стало отправной точкой процессам, которые впоследствии изменили весь мир. Его критическая философия - основа естественнонаучного материализма. Правда, в зрелом возрасте он пришел к выводу, что механистического представления для объяснения процессов жизни недостаточно. Но его теория, как и «мотивация» Шопенгауэра уже стала жить независимой жизнью.

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕКОМ

"ИСТОРИЯ ОДНОГО ДЕТСТВА или ИГРЫ НА ВЫЖИВАНИЕ"

(Журнал "Наша Психология", №6, /63/, 2012)

С вашим другом в детстве "играли" в совершенно другие "игры", нежели с вами, и те правила, которые с легкостью усвоены вами, ему неведомы, отсюда все проблемы и недоразумения. Не стройте иллюзий – он издевается (хотя и не сознательно) над вами так же, как над ним издевались в детстве. Возможно, он «владеет» еще и другими, непонятными вам «приемами» издевательств, которые испытает в будущем… надеюсь, что уже не на вас. Он встретит партнершу с похожей судьбой, которой издевательские игры тоже будут привычны с детства и не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Они будут пытаться любить друг друга, но в основном будут страдать друг от друга, периодически меняясь ролями по сценарию игры.

Вопрос: «Я встречалась с молодым человеком около 3-х месяцев, в один прекрасный день он как обычно позвал меня на свидание, мы пошли в кино, а потом он мне сказал, что больше не хочет со мной встречаться, что я для него больше не интересна, и он не видит во мне женщину. Сказал, что мы должны расстаться и больше никогда не видеться. Я ушла, не звонила и встречи не искала. Буквально через неделю я пошла с подругами в ночной клуб, в который всегда ходила, я рассказывала своему молодому человеку о своем любимом месте, но он отказывался со мной туда ходить, говорил, что в клубы не ходит и ходить не будет. И вдруг я встречаю его там, одного. Он сказал, что он там случайно и ушел. Так повторялось почти каждую субботу и я подумала, что раз он туда один ходит, потом подвозит меня и подругу домой, что он таким образом хочет вернуться. Я пригласила его к себе, поговорили, но он сказал, чтобы я искала другого и между нами может быть только дружба. Затем опять мы стали там встречаться, он каждый раз говорил, что он оказался случайно и совершенно в клуб не собирался. В конце концов, я ему сказала,что у меня к нему остались чувства и я не могу с ним видеться так часто, тем более там девушки флиртуют с ним постоянно. Он сказал, что будем ходить в разные клубы. Но это видимо ко мне относилось, потому что он не перестал туда ходить. В итоге я уступила ему свое любимое место и отдыхаю в другом ночном клубе, мы не виделись 1,5 месяца с тех пор... Как вдруг я встретила его в своем спортивном клубе! Он сказал, что будет теперь сюда ходить, что он искал спорт. клуб и ему тут нравится (хотя от его дома 30 минут ехать). Я стараюсь с ним общаться по-дружески, но, конечно, хочу большего. А он так ведет себя, я просто не понимаю зачем ему эта дружба, я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной, которые совсем недавно были возлюбленными. И потом, он продолжает называть меня и себя теми уменьшительно-ласкательными именами, которые он придумал пока мы встречались. Я бы хотела понять, что им движет, зачем он выживает меня из тех мест где я "обитаю", зачем эта дружба? И не понимаю как себя вести, не замечать его и вычеркнуть из жизни или дружить и ждать, что из этой дружбы что-то выльется? Мне 26 лет и молодому человеку тоже 26 лет.

P.S.: у молодого человека тяжелая история, он круглый сирота, папы не было, мама умерла совсем рано, воспитывался бабушкой и дедушкой, а они тоже умерли 6 лет назад.»

Ответ И.Ю.:

Один ваш постскриптум фактически отвечает на все вопросы. "Тяжелая история" детства травмирует личность, искажает реакции на окружающих, не позволяет быть предсказуемым для тех, кто приобрел опыт гармоничного общения и взаимопонимания. Тяжелые детские истории наполнены страхом, виной, чувством неполноценности, различными манипуляциями, необходимостью справляться с неискренностью, унижением, обманом, обидой, недостатком любви и внимания. В результате ребенок просто не научается правильно, т.е. открыто, понятно и предсказуемо, вести себя с окружающими. Такая «наука» не дается сама, этому учатся все детство. Учатся как любой игре, начиная с малого, усваивая ее основные правила и в дальнейшем совершенствуя мастерство.

Любой контакт – деловой, интимный, дружественный, случайный – это как бы игра, которая ведется по своим правилам. Причем правила эти не универсальны, они имеют свои особенности в каждой культуре, субкультуре, религии, социальном слое, профессиональном сообществе. Даже в мегаполисе и провинции эти правила могут существенно различаться. Что происходит между вами? - Игра. Вам ясны правила, по которым нужно играть. Вы рассчитываете на то, что они также знакомы и вашему партнеру. Как минимум, вам бы очень хотелось, чтобы он принял ваши правила, ведь они не такие уж сложные. Но не сложные они для вас и для всех, кто имел подобные вашим, более-менее адекватные отношения в детстве. Но вся драма состоит в том, что с вашим другом в детстве "играли" в совершенно другие «игры», нежели с вами. Кажется, я даже знаю в какие – это «Игры на выживание». Те игры и правила, которые с легкостью усвоены вами, ему неведомы. Смотрите – он играет с вами, причем его правила непонятны - и не только вам. Они искажены и вычурны. Отсюда все проблемы и недоразумения. Не стройте иллюзий – он издевается (хотя, возможно, и не сознательно) над вами так же, как и над ним издевались в детстве. Возможно, он «владеет» еще и другими, опять же непонятными вам, «приемами» издевательств, которые испытает в будущем… надеюсь, что не на вас. Он встретит партнершу с похожей судьбой, для которой издевательские игры тоже будут привычны с детства и не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Они будут пытаться любить друг друга, но в основном будут страдать друг от друга, периодически меняясь ролями по сценарию игры.

Вы тоже можете на это пойти. Фактически уже сейчас вы испытываете любовь, смешанную со страданием. Вы начинаете поддерживать его игру незаметно для себя самой, например, каждый раз, когда позволяете ему подвозить себя домой из клуба, или приглашаете в гости поговорить, несмотря на демонстрируемую им явную неадекватность. Будьте предельно осторожны. Многие в таких ситуациях «заигрываются» и не замечают, как проходит вся жизнь. Никто полностью не избегает детских травм, соответственно у каждого человека и у вас, в том числе, есть уязвимые точки, т.н. места наименьшего сопротивления, которыми явное издевательство воспринимается, как какое-то несущественное, непостоянное правило большой и великолепной игры под названием любовь. Не обнадеживайтесь, в любом важном деле, а в любви - тем более, мелочей не бывает. Если вы хотите иметь надежную страховку от такого рода ситуаций, внимательно изучите психологию садо-мазохистических отношений.

Что движет человеком? Что заставляет нас поступать определенным образом? Что заставляет нас чувствовать себя живыми? Это чувства, это ведущая сила, которая определяет наши стремления. Однако вопрос, что движет человеком, разум или любовь, до сих пор открыт. Современный мир требует от индивида «включения» головы. Но что же важнее из этого? Что двигает человека вперед?

Влияние разума

Мы живем в эру технического прогресса, который ожесточает людей, притупляет чувства и ставит под сомнение мнение о том, что человеком движет желание. Теория мотивации поведения человека преподается отдельным курсом в институтах, исследуется научным сообществом. Но единого мнения по поводу того, что движет человеком, нет. Разум определяется двумя понятиями - это страх и гордость. Именно данные составляющие провоцируют и мотивируют человека к действию. События в жизни, неважно, плохие или хорошие, человек воспринимает, как тормозящие или провоцирующие побуждения к действию в будущем. В свою очередь гордость можно определить как стремление быть впереди, добиваться большего, чем другие, доказать, что ты чего стоишь и можешь быть выше других. Здесь и неудачи, и разочарования могут служить побуждающим сигналом к действию только ради того, чтобы потешить свою гордость. Любое общество функционирует в соответствии с какими-либо правилами или устоями. Однако гордость, являясь лучшей мотивацией, зачастую вынуждает нас действовать наперекор установленным правилам поведения. Получается, что в подобных ситуациях важно само действие.

А что значит любовь?

И если разум - это рациональная мотивация, то чувства - иррациональная мотивация поведения для индивида, это опасные желания, что движут человеком. Люди любят оправдывать свои поступки словами «мне так хочется», «я так люблю» и так далее. Поддаваясь таким порывам, многие действуют необдуманно, импульсивно, при этом не зачастую даже не пытаются думать о последствиях, поддаваясь сиюминутным эмоциям. Нередко можно столкнуться с тем, что, удовлетворяя свои маленькие радости или действуя в определенной ситуации так, как хочется, действия индивида абсолютно не поддаются логике и для других такие поступки могут быть просто необъяснимы. Касаться это может любой сферы жизни: путешествий, выбора партнеров, хобби, профессии и так далее. Можно всю жизнь заниматься архитектурой, а потом все бросить и пойти петь в ресторане только потому, что давно об этом мечтал. Никто не поймет, а нам так хочется, нравится и так далее. Многие считают, что именно любовь движет человеком.

Каков итог?

Получается, что в жизни каждого человека важное место занимают оба критерия. Благодаря и любви, и разуму человек может балансировать всю жизнь. Зачастую человеком движет идея. Ученые уже давно доказали, что самую настоящую радость и чувство «потока», человек получает в первую очередь делая то, что ему по душе, то, что нравится, а по разуму и логике. Поступки, которые мы совершаем «на эмоциях», диктуют нам необъяснимые желания, которые мы стремимся осуществить вопреки принятым нормам, устоям и логике.

Разум или любовь?

Добровольно ни один человек не станет всю свою жизнь действовать только основываясь на том, что ему диктует разум. А для кого-то и вовсе предательство своих сердечных чувств и любви сродни преступлению и возможно только под насильственным влиянием извне. В пример можно привести женитьбу по настоянию родителей, без любви. И древние мыслители, и современные философы придерживаются позиции, суть которой заключается в том, что разум никогда не победит чувства и любовь. И здесь речь идет не о физических влечениях, а о самой искренней глубокой любви, которая идет от сердца. Разум, мотивация не имеют никакого смысла, когда в жизни человека есть любовь, которая занимает все мысли, которая разрывает изнутри, ради которой хочется горы свернуть. Когда мысли не дают покоя ни днем, ни ночью, значит, о каком разуме может идти речь? Философов всех времени и народов интересовал этот вопрос. Рассмотрим самые значимые теории.

О чем писал Платон?

Для Платона движущей силой не только развития конкретного индивида, но и общества в целом, было стремление к познанию, исследованиям, к истине. Истинное удовольствие - это не следование чувствам, только мудрость определяет все поступки и только благодаря ей можно получить истинное удовольствие. Платон писал, что нет никакой альтернативы по силе радости, че радость познания. Можно сделать вывод, что Платон отдавал предпочтение именно разуму, моральному долгу, служению обществу, нежели чувствам и эмоциям.

Теория Фрейда

Иной точки зрения придерживался Зигмунд Фрейд, он считал, что сила, которая заставляет человека действовать - это не что иное, как сексуальные желания людей. И эта мотивационная сил не отпускает человека от самого рождения до самой смерти. Не реализованные хотя бы наполовину сексуальные желания влекут за собой агрессивное поведение. Что движет человеком по Фрейду? Он считал, что большинство людей действуют только ориентируясь на свои «низменные» инстинкты и их поступки не подвластны ни разуму, ни логике. Фрейд придавал большое значение сексуальной жизни человека, считая ее основной всего.

Последователи теории философа и по сегодняшний день призывают всех вокруг заботиться о своей сексуальной жизни, так как благодаря этому можно избежать проявлений агрессии, неврозов, проблем со здоровьем и даже неприятность в общении с людьми. Однако данная теория давно стоит под тенью сомнения, ведь многолетние наблюдения говорят нам о том, что либидо - это еще не истина в последней инстанции. Теория Зигмунда Фрейда заключалась в том, что ведущий инстинкт и мотивационная сила - это инстинкт либидо. Пользуется популярностью теория и по сегодняшний день. Например, многие психотерапевты разрабатывают собственные методики на основе теории Фрейда для выявления проблем в поведении супругов, например. Чтобы поставить им правильный «диагноз», психотерапевт предварительно задает вопросы об интимной жизни, считая, что спасти брак можно только путем восстановления половой жизни партнеров. Во многих случаях такие методики срабатывают. Но не все согласны с этим. В частности, известный австралийский психотерапевт Альфред Лэнгле. И на вопрос о том, что движет человеком, Лэнгле отвечал, что в первую очередь это ощущения и чувства.

Мотивация из негатива

Нередко человеком движут инстинкты, а именно негативные ситуации, различные неприятности, неудобства, трудности, которые не столько побуждают, сколько вынуждают действовать. Самый простой пример, который знаком каждому - это боязнь детей принести из школы плохую оценку за невыполненное домашнее задание или плохое поведение. Здесь работает не только страх плохой оценки, но и осуждения со стороны учителей, боязнь родительского контроля и последующего наказания. Однако негативная мотивация чаще всего краткосрочная и не рассчитана на длительное время. Например, у школьников эта мотивация заканчивается ровно тот момент, когда отменяется наказание. Сразу же пропадает стимул к действию. Негативную мотивацию вызывают следующие факторы: словесное, материальное ил физическое наказание, ограничения свободы или иные лишения, которые носят социальный характер. С возрастом растет и устойчивость человека к негативной мотивации, в то время как для детей и подростков, которые напрямую зависят от родителей или других людей, снисходительное отношение к негативу дается достаточно сложно.

Что мотивирует к саморазвитию?

Какие силы движут человеком в его деятельности? Первое и самое важное, что мотивирует нас заниматься собой и развиваться - это желание реализовать себя в жизни, которое, в той или иной мере, присуще каждому человеку. Здесь речь идет о том, что человек должен постоянно учиться, узнавать что-то новое. Кто-то посещает курсы, повышает квалификацию, изучает что-то новое на протяжении всей своей жизни. Если верить теории Маслоу, то лучший источник мотивации - это страстное желание доказать себе и другим свою компактность в профессиональных вопросах, а также полная реализация себя в определенных сферах жизни. Ученый считал, что главная побудительная сила - это движение к познанию чего-то нового.

В то же время страх перед неопределенностью может тормозить эту мотивацию. Самую большую радость человеку доставляют его собственные новые достижения, желательно с положительным итогом. Что касается неудач, ошибок, критики - здесь происходит торможение активной мотивации, что может сказаться на дальнейшей деятельности человека. Побуждает к действию и пример других успешных и талантливых людей, что может даже сравниться с внутренним удовлетворением своих достижений. Обусловлено это не только достижением целей, известностью, но и признанием со стороны других людей. Только предвкушение новых побед, особенно после череды удачных результатов, побуждает человека делать невозможные вещи.

Основы мотивации

В данной теории речь идет не о факторах, которые непосредственно связаны с конкретной деятельностью. Они определяются как мотивация, которая влияет на внешнее содержание, а не на процесс исполнения. Сюда можно отнести чувство ответственности перед другими людьми, и совсем неважно, родственники это, коллеги или еще кто-нибудь. Также нельзя не упомянуть о желании быть признанным, получить одобрение со стороны других. Никуда без самосовершенствования, мотивации получить определенный статус и социальное положение. И даже самый банальный мотив - это желание избежать неприятных последствий и боязнь получить негативный результат из-за своих же действий и поступков.

Внешняя мотивация

Что касается внешней мотивации, то здесь речь идет не о содержании деятельности, данный фактор не вызывает никакого интереса. В первую очередь - это внешняя привлекательность, здесь речь идет о материальном достатке, признании, социальном статусе и так далее. Получается, во внешней мотивации большое значение имеет оценка деятельности, поведения, поступков со стороны другими людьми. В этом случае для человека максимально важно слышать и осознавать, что его деятельность имеет вес среди других. Слава и признание - вот чего жаждут все.

Какой вывод?

Эффективная деятельность возможна только в том случае, если она базируется сразу на нескольких мотивационных аспектах. Чем больше мотивов движет человеком, тем результативнее будет его деятельность. Поэтому наше стремление к саморазвитию включает в себя каждую из перечисленных теорий в том или ином количестве.