Cочинение «Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека"). Художественная литература как источник нравственных ценностей

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Газизова К., Ахтаева Н.С.,

Республика Казахстан, г. Алматы

Литература - учитель жизни…

Солженицын А. И.

Наверное, в жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования. Мы живем в такой век, когда на раздумья совсем не остается времени. ХХ I век – это век информационных технологий, фундаментальных открытий и рыночной экономики, а «современный человек» – прототип робота, готовый приниматьпоток информации круглосуточно. Информатизация общества, как основной движущийфактор прогресса, и рыночная экономика диктуют «современному обществу» свои правила. Слово «жизнь» утеряло свое истинное значение в процессе «эволюции» общества, и, скорее всего, жизнь человека живущего в ХХ I веке – это острая борьба за существование и бесконечные поиски «места под Солнцем». За последнее столетие человечество сделало значительный шаг вперед: создание компьютеров и мобильных телефонов, появление телевидения и Интернета.Но, в погоне за лучшей жизнью и достатком, общество променяло моральные и духовные ценности на материальные.

Немало было сделано открытий, выявлено законов и доказано теорем, но на протяжении многовековой истории до сих пор стоит открытым остается один из самых интересных, но, в то же время, неоднозначных вопросов человечества: «В чем смысл жизни?» Одни находят смысл своей жизни в создании семьи, другие – в карьере, деньгах и власти, а некоторые вообще не находят его. На самом деле, ответ на вопрос о смысле жизни достаточно субъективен. Каждый человек смотрит на жизнь, в первую очередь, сквозь призму своего прошлого опыта, своих ценностей, интересов и др. И именно этот вопрос испокон веков волновал античных философов и мыслителей, давал писателям и поэтам «пищу» для размышлений, а психологам – неисчерпаемую тему для исследований.И, конечно же, понимание значения «смысл жизни» зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим.

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Тема «смысла жизни» начала изучаться в начале ХХ века такими психологами, как Альфред Адлер и Карл Роджерс, но наиболее полно раскрыл эту тему в своих трудах австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл. Однако, психологические труды – не единственный источник знаний о сущности бытия. Еще задолго до становления психологической науки одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков мы по праву относим к числу психологов.

Таким образом, художественная литература –это не только особый вид искусства, но и эмоционально-эстетический вид общения, подразумевающий общение между автором, героями и читателем.

Художественная литературатакже является предметом изучения психологов, так как имеет непосредственное отношение к человеческой психике и является ее субъективным отражением отдельных личностей. И художественной литературе посвящен ряд работ советских психологов: «Психология искусства» Л.С. Выготского, и «Методологические тетради» А.Н. Леонтьева, и «Л.Н. Толстой как психолог» И.В. Страхова, и «Заметки психолога при чтении художественной литературы» Б. М. Теплова.

В.П. Зинченко в Большом психологическом словаре дает оценку искусству как «живому знанию»: «Главными признаками живого знания являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира».

С.Л. Рубинштейн в своей книге «Человек и мир» писал, что «смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни... совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире» .

По определению В.А.Сухомлинского: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Действительно, чтение требует от нас навыки анализа, синтеза, а также запоминания информации, и при этом требует сосредоточенности внимания.Чтение не только способствует развитию памяти и мышления, но и является бесценным источником жизненной информации. Карл Маркс писал, что: «Чтение художественных произведений - неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы». Каждый классик – это хороший психолог. Читая произведения Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Ч.Диккенса и других классиков, как русской, так и зарубежной художественной литературы, каждый из нас погружается в особый мир произведения, знакомится с его героями, их жизнью, нравами, ценностями. Кругозор человека значительно расширяется с каждым прочтением, и он смотрит на окружающую действительность иначе, сквозь призму нового приобретенного опыта, посредством прочтения произведения, одним словом, меняется его мировоззрение. Одним из наиболее значительных произведений мировой классики несомненно является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Написанный еще во второй половине ХХ I века роман Л.Н.Толстого считается культурным достоянием не только русского народа, но и всего человечества. В этом произведении автор затрагивает не только, как это принято предполагать, исторические вопросы, но и раскрывает тему «смысла жизни» в рамках отдельных личностей, как представителей всего рода человеческого. Действительно, если подойти к произведению c более философской стороны, то можно увидеть, что Л.Н.Толстой, будучи «знатоком человеческих душ», раскрывает тему нравственных ценностей и поиска смысла существования на таком ярком примере, как князь Андрей Болконский. Князь Андрей – один из центральных героев, находящийся в постоянном поиске смысла своего существования, что мы можем наблюдать на протяжении всего романа. Поначалу мы видим:сам князь Андрей мечтает о славе, что и явилось некой движущей силой, причиной его участия в военных сражениях. Но, как мы помним, переломным моментом явилось Аустерлицкое сражение, после которого Андрей кардинально меняет свои жизненные ценности и понимает, что он заблуждался, и в мире есть нечто гораздо более высокое и значительное, чем «война ради славы»: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И вот, после падения всех прежних идеалов и убеждений, Болконского ждет горе: смерть жены и сына. Пересмотрев свои взгляды, князь Андрей решает, что «главное» на жизненном пути – это семья и «жизнь ради семьи». Но в Болконском, в отличие от многих других героев романа, была некая сила, внутренний пыл, который не давал ему останавливаться и довольствоваться малым. Вторым переломным моментом в судьбе Андрея стала его встреча с Наташей Ростовой, что в корне изменило его мировоззрение и понятие «смысла бытия». Для каждого влюбленного человека смыслом существования, несомненно, является любовь. Л.Н.Толстому несомненно удалось полностью раскрыть образ человека, находящегося в извечных поисках жизненного смысла, борьбе между укладом жизни того времени и своими интересами.«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла». Князь Болконский, вновь участвуя в сражении, погибает, но, погибает уже совсем другим человеком.

«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла», но мало кто задумывается об этом в повседневной жизни, как это было и с героем другого произведения не менее талантливого писателя Михаила Шолохова. Андрей Соколов, главный герой произведения М.Шолохова «Судьба человека», обычный гражданин своей страны, хороший муж и отец. Образ Соколова – это собирательный образ многих обычных людей: мужей и отцов, ушедших на войну. А судьба Андрея –это отражение судьбы сотен воинов, солдат, сражавшихся за мирное небо над нашими головами. При прочтении произведения мы видим, что смыслом жизни Соколовабыли семья, работа. Но, как и любой другой человек, Андрей не осознавал всей значимости и ценности всего, что было у него до войны, не осознавал, что это и было смыслом его жизни. Однако, на войне он понял и осознал: насколько важны для него дом, семья, работа и мирное небо. Также, автор указывает на то, что образ Соколова – образ мужественного и храброго, честного и доброго человека, обладающего высокими морально-нравственными ценностями. В отличие от князя Болконского, Соколов не задумывается над «смыслом жизни», он просто живет, честно выполняет свой долг перед Родиной, помогает людям. И смыслом его существования является помощь людям, которые нуждаются в нем, в творении добрых дел.

И, на основе анализа двух произведений, по праву принадлежащих достоянию русской художественной литературы, можно сказать, что ответ на вопрос о «смысле бытия» достаточно субъективен и нельзя что-либо сказать однозначно. Но, на мой взгляд, «смысл существования» заключается в его бесконечных поисках на протяжении всей жизни, а время, проведенное в поисках, и есть «жизнь».

Таким образом, тема «смысла жизни и ее поисков», нравственных ценностей является основной движущей силой написания всех художественных произведений. И именно художественные произведения помогают особенно молодым людям, имеющим незначительный жизненный опыт, пересмотреть свои приоритеты, свои интересы и жизненные ценности. И эти произведения мы можем считать неиссякаемым источником знаний о жизни, потому что пока существует общество, способное читать и анализировать прочитанное, будет существовать и смысл написанного.

На сегодняшний день мы видим, что читающих становится гораздо меньше, также как и значительно сократилось число писателей, а писателей-классиков практически нет. Это одна из серьезных глобальных проблем общества. У современных людей не хватает свободного времени для саморазвития. Городская суета и рутина не оставляют времени для размышлений, а ведь порой необходимо иногда делать остановки и задумываться о том: «Кто я? Живу ли я или всего лишь существую? А если живу, то с какой целью?»

Использованная литература:

1. Смысл жизни (человека). «Философский энциклопедический словарь», М.:Советская энциклопедия, 1989г.

2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

3. «Человек и мир», С.Л.Рубинштейн, 1973, с. 382.

4. «Война и мир», Л.Н.Толстой, том I, часть 3, глава XVI.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА. В дни Великой Отечественной войны, когда М. Шолохов был на фронте корреспондентом «Правды», им было написано немало очер­ков о мужестве и героизме русского народа. Уже в первых военных очерках писателя наметился образ человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, - живую душу, сердечность, человеко­любие. О рядовых участниках войны, мужественно сражающихся с врагами родины, Шолохов попытался рассказать в своем последнем крупном произведении - «Они сражались за Родину», но роман так и остался незавершенным. Из созданного в послевоенные годы в со­кровищницу не только русской, но и мировой литературы вошел рассказ «Судьба человека» (1957).

«Судьба человека» - это рассказ-поэма о человеке, воине-тру- женике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и свету душу.

В «Судьбе человека» описаны необычные, исключительные со­бытия, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ постро­ен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданс­кой войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голод­ном двадцать втором году «подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел», он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по кон­трасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.

Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным труже­ником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, ра­ботал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счас­тье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, - от всего того, что он любил и ценил в жизни.

Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой ос­трой болью.

Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, ис­пытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, вез­ший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человечес­кий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконеч­ные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволо­кой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со сло­вами: «Да какой же он свой?» Это событие стало испытанием поте­рей «своего».

Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией расска­за стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть - высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает - Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантс­кой честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?» - спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - отвечает Ан­дрей. - Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каж­дую крошку брали на учет, ну, а сала… только губы помазать. Одна­ко поделили без обиды».

Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз на­ходил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: «Ра­неные есть?» Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал «свое великое дело де­лать». Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действу­ет сообразно с « золотым правилом » нравственности - не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шоло­хова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).

Андрей Соколов бежал из плена, прихватив немецкого майора с ценными документами, и остался жив, но судьба приготовила ему новый удар: жена Ирина и дочери погибли в собственном доме. Пос­леднего родного Андрею человека, сына Анатолия, немецкий снай­пер убил «аккурат девятого мая, утром, в день Победы». И самый большой подарок, какой преподнесла ему судьба, - это увидеть сво­его мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле…

Дорогами войн и лишений, через голод и холод, смертельную опасность и риск, прошел Андрей Соколов. Он потерял все: семья погибла, очаг разрушен, смысл жизни утерян. После всего, что пе­режил этот человек, он, казалось бы, мог озлобиться, ожесточить­ся, сломаться, но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Жизнь для тех, кто не очерствел душой, говорит автор, продолжается, потому что они способны любить и нести людям доб­ро, умеют сделать что-то для другого, принять его в свое сердце и стать ему близким и родным. Встретив маленького мальчика Ваню и узнав, что все его родные погибли, герой решает: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Именно в этой любви к мальчонке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни. Именно она, а не только его подвиги на войне, высвечивает в нем истинно гуманное, человеческое, такое близкое автору начало.

Андрей Соколов - простой русский человек, воплотивший в себе типические черты национального характера. Он прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ни с чем не срав­нимых и ничем не возместимых личных утрат и личных лишений отстоял родину, утвердив великое право на жизнь, свободу и неза­висимость своей отчизны. Шолохов показал в трагических обстоя­тельствах человека, величественного в своей простоте. Судьба Анд­рея Соколова - это обобщенная история бытия человека, приходя­щего в этот мир ради главного - самой жизни и деятельной любви в ней к людям другим, и вместе с тем - предельно индивидуаль­ная история жизни конкретного человека в конкретный историчес­кий период и в конкретной стране.

1. М. Шолохов — выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. (Почетная в мире премия была вручена 1965 русскому писателю М. Шолохову, автору рассказа «Судьба человека» и других произведений о жизни трудового народа.)
II. Судьба главного героя рассказа.
1. Жизнь Андрея Соколова к войне. (У Андрея Соколова жизни было обычное: служил в Красной Армии, работал, растил детей, строил дом, радовался, что его семья живет не хуже людей. Особенно и не задумывался над тем, ради чего живет.)
2. Разлука с детьми и женой в первые дни войны. (Только расставшись с Ириной и детьми, почувствовал Андрей, как много они значили в его жизни.)
3. Испытания, выпавшие на долю Соколова во время войны. (Участие в боевых действиях, плен, первая попытка вырваться на свободу, принудительная работа в плену, побег из плена, весть о гибели Ирины с дочерьми, похороны сына Анатолия в последний день войны.)
4. Чувство человеческого достоинства, воля к жизни, любовь к Родине главного героя рассказа. (Ани при каких обстоятельствах, даже в ужасных условиях плена, герой рассказа не терял чувства человеческого достоинства, воли к жизни, любви к родной земле. Думая, что Мюллер вызвал его чтобы расстрелять, Соколов ведет себя достойно, не теряет чувства человеческого достоинства. А когда снова оказался на Родине, Андрей стал целовать родную землю. Ради этого момента и терпел он все издевательства в фашистском плену.)
5. Жизнь Андрея Соколова после войны. (Жизнь Андрея после войны стало бесцветным, без близких людей оно потеряло свой смысл. И только с появлением Ванюши сердце Соколова начало оттаивать, наполняться чувствами.)
III. Размышления на смыслом жизни в рассказе. (Изображением событий в рассказе автор наталкивает читателя на мысль: человек живет ради того, чтобы творить добро на земле, теплом своего сердца согревать тех, кто рядом. Человек не может прожить свою жизнь в одиночестве. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек живет на родной земли и ей есть для кого жить.)

Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне.

Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”.

В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет “свое, русское достоинство”: “Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”

Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала от него волевых усилий. Ему приходилось даже батрачить. В первый раз он остался один, когда вся семья погибла от голода. А он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Андрей Соколов является частичкой своего народа. Вот как описывается лагерный эпизод: “Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: “Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый”. Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…”

Миллионы людей погибли во время войны в концлагерях. Шолохов обращает внимание на солидарность пленных, когда у церкви немцы отбирали “вредных им людей”. Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов.

Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. При первой встрече раненого Андрея с немцами он с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку.

Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Такая же незаурядность и у его сына. О его природной математической одаренности писали даже в центральной газете.

Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
Ведь и после гражданской войны Андрей женится на сироте, воспитанной в детском доме. Убитый горем при известии о гибели семьи, Соколов, получив весточку от сына, мечтает женить сына и жить при молодых, плотничать да внучат нянчить.

Жизненный подвиг Соколова длительный, а не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.

В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя рассказа оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.

По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком (он же и исполнитель главной роли) был поставлен прекрасный фильм.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

    Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

    Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

    Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

    Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

    Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

    В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

    Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

    Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

    В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

    Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

    Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

    Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

    «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

    Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

    «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.