Дитя лилит. История и этнология

Люди, изучающие религию, периодически встречаются с именем Лилит, которое вызывает много противоречивых мнений. Благодаря старанию ученых, история этой личности была тщательно изучена. Что касается мнения церкви, то она отрицает существование такой женщины в религии.

Кто такая Лилит?

Исследователи пришли к выводу, что Ева не была первой женой Адама, поскольку изначально Бог создал из глины не только самого известного в религии мужчину, но и женщину – Лилит. Она выделялась своей красотой и умом, поэтому она пришла к выводу, что является равной своему мужу. Лилит не подчинялась Адаму и считала, что вправе делать все, что ей хочется. В итоге за такое поведение она была изгнана из Рая. Первая жена Адама Лилит из Библии стала подругой ангела Люцифера, с которым она потом и была изгнана с небес в Ад.

Известно, что Ветхий и Новый завет несколько раз переписывались с изменением текста. Чтобы священное Писание не содержало никакой лишней информации, был собран совет из священнослужителей, которые согласовывали текст, поэтому кто такая Лилит из Библии прочитать не получится. Многие исследователи считают, что эта женщина была автором старого текста забытого Евангелия. Есть мнения, что Лилит жива до сих пор.

Как выглядит Лилит?

Описание внешности первой женщины на земле отличается в зависимости от источников. В средневековой демонологии она представлена, как олицетворение сексуальности, поэтому Лилит описывается, как красивая женщина с аппетитными формами. В более древних источниках она представлена демоницей с волосяным покровом на теле, змеиным хвостом и звериными лапами с когтями. В еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью перевоплощаться.


Дети Лилит и Адама

Хоть первые мужчина и женщина, созданные Богом из глины, находись в браке, но детей у них не было (некоторые источники утверждают обратное). Поскольку считается, что Лилит до сих пор жива, ее многочисленное потомство проживает на Земле. Большинство исследователей согласны с тем, что потомков можно разделить на две ветки:

  1. Дети от обычных мужчин . Адам и Лилит не имели совместных детей, но женщина благодаря своей сексуальной притягательности смогла притянуть много других мужчин и родить от них. Считается, что дети первой женщины выделяются своей точной позицией в жизни и презирают какие-либо ограничения. Они притягательны для людей и обладают сверхъестественными способностями.
  2. Дети от ангелов . Лилит первая жена Адама имела контакты не только с ангелами, но и с демонами. Рожденные от такого союза дети обладали способностью воспламенять предметы взглядом, перевоплощаться в животных и птиц, поглощать энергию других людей и проходить сквозь стены. Со временем нечеловеческие способности были заблокированы природой.

Признаки дочерей Лилит

Каждая женщина может самостоятельно проверить, не является ли она потомком первой женщины на Земле. Для этого необходимо сопоставить свою жизнь с несколькими утверждениями и если положительных ответов семь и более, тогда считается, что связь присутствует.

  1. Слабое здоровье в детстве.
  2. Первая женщина Адама Лилит была рыжеволосой, поэтому и ее потомки будут иметь такой же окрас волос или же черный. Глаза будут синими, серыми или голубыми.
  3. На третьей фаланге пальцев растут волоски, которые легко заметить.
  4. Дети не считаются основным приоритетом в жизни.
  5. Рождения ребенка происходит быстро и без осложнений.
  6. Как и Лилит первая жена Адама ее потомки очень сексуальны и испытывают влечение ко многим мужчинам.
  7. Часто снятся красочные сны с увлекательным сюжетом.
  8. Присутствует огромная любовь к кошкам.
  9. Одиночество является привычным состоянием и в нем комфортно находится.
  10. Общественные нормы и правила часто остаются без внимания, поскольку собственное мнение куда важнее.
  11. Получается легко .

Молитва Лилит

Люди, которые считают первую жену Адама близкой по духу, могут не только говорить к ней, но и молиться. К ней могут обращаться женщины, желающие привлечь к себе мужчин, стать более привлекательными и сексуальными. Читать текст необходимо один раз, перед тем как лечь спать. Важно представлять, будто демон Лилит общается и проводится не молитва, а некий диалог. По время чтения ударение ставится на последний слог.


Лилит в христианстве

Когда возникло христианство, появилось много запретов, в том числе и на имя Лилит, поскольку его стали воспринимать, как аналогом дьявольского проклятия. Нельзя найти информацию о ней ни в одной библейской книге. Падший Ангел Лилит была исключена из истории и перенесена в разряд демонов. Существует много мифов об этой женщине, но они, согласно мнению священнослужителей, никаким образом не относятся к религии.

Лилит и Ева в жизни мужчины

Считается, что от двух жен Адама, пошло разделение женщин на два психотипа: мать и любовницу. Ученые Института популяционной генетики провели исследования, предполагающие, что все живущие женщины сводятся к двум кланам, в основании которых находится Лилит и Ева. Ученые считают, что они полностью отличаются на генетическом уровне, что проявляется в отношении к семье, мужчинам и сексу.

  1. Ева считается хранительницей очага, поэтому для нее важно , создать крепкую семью и родить детей. Первая женщина на Земле Лилит предпочитает независимость и самореализацию.
  2. Для женщины с кодом Евы любовь быстро переходит к привязанности, а для потомков Лилит это неприемлемо.
  3. Евы никогда не разрушат семью из-за того, что отношения изменились и им чего-то нахватает.
  4. Для женщин с кодом Лилит большое значение имеют сексуальные отношения, которые должны быть яркими и всегда приносить удовольствие. Что касается женщин-Ев, то для них секс – супружеская обязанность, которая далеко не первична.
  5. Если перевести на современность, то общество, женщин, которые живут по принципам первой жены Адама, называют стервами. Для Ев больше подходит такое понятие, как домохозяйка и хранительница очага.

…из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия. Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града…

Templium Lilithi

Мужчины, охватывало ли вас когда-нибудь непреодолимое желание изменить своей второй половинке, поддаться соблазну, а, может быть, даже устроить оргию? Женщины, вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы сделать аборт? Считаете, что все это – от лукавого? Ан нет, от бога. От того самого, что создал Адама и в пару к нему – жену. И совсем не Еву. Имя ее Лилит.

Каждый христианин помнит, как свое имя, библейскую цитату:

И на шестой день сотворил Бог человека по образу и подобию своему. <…> Не хорошо быть человеку одному.

Первого мужчину, Адама, Господь создал из глины, а вот пару ему сотворил из огня, назвал ее Лилит. Но не пожелала жена быть покорной своему мужу и объявила себя главнее его. И чем дальше шел этот спор, тем больше и больше распалялась неверная женщина, пока вскоре не растворилась огненным всполохом в воздухе.

Долго ждал Адам возвращения супруги, одиноко шли его дни. В конце концов, взмолился он Богу: «Господи, верни мне мою любимую!» Долго просил несчастный, пока Господь не послал вслед за сбежавшей трех ангелов. По легенде, настигли они ее у Красного моря.

Три дня и три ночи ангелы уговаривали Лилит вернуться к несчастному мужу. Она не только отказала им, но и заявила, что отомстит каждому, кто притеснял ее в ее величии. Женщина провозгласила себя демонессой, несущей наказания за женские страдания. Она заявила, что убьет каждого мужчину, явившись к нему в привлекательном обличии, задушит каждого ребенка, который недавно родился.

Ангелы наказали непокорную жену Адама: по одной версии, они «наградили» ее бесплодием, по другой – приговорили ее потомство к неминуемому вымиранию.

Невыразимые страдания с головой накрыли Адама. И решил Бог создать ему другую жену – как две капли воды похожую на прошлую, но теперь уже покорную и любящую. Наслал Он на творение свое тяжелый, липкий сон и изъял у него ребро, из которого сотворил женщину. Вы все, конечно, с ранних лет знаете эту историю.

Адам и Ева зажили в любви и согласии. Идиллическая картина Рая, не правда ли? Но в ночи, обуреваемый страстными снами, шепчет он не имя Евы, но имя Лилит, своей первой непокорной жены.

Личность Лилит породила огромное количество мифов и легенд. Считается, например, что если мужчина во сне смеется или стонет, его непременно нужно разбудить. По преданиям, в момент глубокого сна в его сознание пробирается Лилит и соблазняет на всяческие бесчинства. Если не привести мужчину в чувство, страстная демонесса попросту «залюбит» его до смерти.

Иудеи считают, что Лилит – главная опасность для новорожденного ребенка. Согласно преданиям, эта демонесса пьет кровь младенцев, «закусывая» ее костями и мозгом. Именно Лилит считают повинной в женском бесплодии или желании сделать аборт.

С именем этой демонессы связаны многие известные нам еврейские традиции. Например, знаменитая красная нитка – это не просто модный аксессуар из Израиля, а самый настоящий оберег от Лилит. Считается, что алая нить, повязанная на запястье ребенку или мужчине, отпугнет демонессу, ведь она панически боится красного цвета.

Ночь перед обрезанием считается самой опасной для ребенка, ведь Лилит набирает в это время полную силу. По этой причине отца младенца обязывают до восхода солнца читать отрывки из книг Каббалы.

Строго говоря, христианство никогда не упоминает о Лилит. Вы не найдете ни слова о ней в библейских книгах. Лишь в еврейском тексте книги Исаии сказано:

Ис.34:13-14: И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.

Кроме того, история Лилит описывается в Свитках Мертвого моря, Алфавите Бен-Зиры, а также в Книге Зоар.

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
«glittering sons and radiant daughters» («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» . В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте . Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откаже
тся, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море - в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение - портить детей: мальчиков - на восьмой день после рождения, а девочек - на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится - это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит - как, впрочем, и другой нечистой силы, - в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь .
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остает ся добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти , вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности - рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его» .
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту» . Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века - дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб . В их творчестве - как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери - почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне - Тоска Адама по Лилит, до - первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков , который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит - девочка с лилией - Лолита» ? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается - и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, «enfant charmante et fourbe» - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать» , но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью» . И не беда, что бессмертные дочери Лилит - вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые - не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества - старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин :
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Все знают, что Первая Женщина была сделана из ребра Первого Человека, и что звали ее Ева (на иврите Хава). Была ли эта часть ребром или какой другой частью Адама, мы разбирать не будем, для нашей темы это значения не имеет. Ребро так ребро, для простоты, хотя в еврейской традиции ребро не упоминается.

Нас интересует вот что: Адам был усыплен, когда из него делали Еву, а когда он проснулся и увидел ее, сказал: «На этот раз это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и так далее» .

Из слов «на этот раз» видно, что это не первый раз. Простой смысл стиха в том, что человек пытался найти себе пару среди животных, которые уже существовали на тот момент, но никто из них ему не подошел , они ему ни в чем не соответствовали. И вот, когда напарник для него был сделан «кость от кости и плоть от плоти», т. е. из него самого, то он получился удачным, в полном ему соответствии . В этом смысл слов «на сей раз».

Это простой смысл, но мидраш видит в этом нечто более глубокое. Мидраш говорит, что в первый раз Б-г создал для Адама женщину, но она не подошла ему, ибо не была сделана из ребра Адама, как во второй («сей») раз, а была сделана из праха земного, как и сам Адам .

Она не хотела уступать Адаму ни в чем, включая интимные отношения: это мидраш описывает так, что в постели она не хотела лежать снизу. Конечно, это образ, смысл которого в том, что если один из супругов не уступает ни в чем, брака не получится. Брак это пара, а не двое, которые не могут ни о чем договорится, ибо никто не хочет ни в чем уступить . Пара, это когда один правый, другой левый, один идет в бой, другой прикрывает его с тыла, они играют в пас, словами мидраша «один сверху, другой снизу» – это образ.

Но если оба сверху, оба гоняют по полю мяч, не давая его другому, то это не пара, и это не брак, это – тупик, ни единства, ни детей.

Интимной близости у Адама с Лилит (так звали эту женщину) не получилось, она так и не стала его женой, она от него попросту улетела. Лилит – это образ женщины, которая не смогла стать женой. Не материализовалась в полноценного человека, а стала демоном . Демоном, не имеющим потомства . «И нарек Адам имя жене своей Ева (Хава), ибо она стала матерью всех живущих» . А Лилит потомства не произвела.

Современные феминистки видят в ней первую феминистку, борца за равноправие женщин. Однако, уж если искать параллели в современной культуре, то это скорее проститутка, нежели феминистка, и вот почему. Проститутка живет тем, что провоцирует мужчин изливать свое семя впустую. Если мужчины не будут ходить налево, ей нечего будет кушать, простыми словами, она умрет .

Вот и Лилит приходит к мужчинам во сне высасывать их энергию. Она навевает сны сексуального характера, фантазии, которые мужчина не может позволить себе наяву, и высвободившуюся энергию забирает себе в мир нечистоты.

Лилит, как и все демоны и другие силы зла, созданы Б-гом для того, чтобы у человека была свобода выбора. Они получают энергии жизни лишь самый минимум, лишь столько, чтобы они не умерли, не перестали существовать, не исчезли вовсе. Всю остальную энергию они добывают себе сами из грехов человека. Поэтому они так заинтересованы его соблазнить. Если они не будут сосать жизненные силы из святости, они умрут, как умер бы человек, если бы не ел. Вот они и стараются совратить человека. Не только потому, что они ненавидят все святое, но – и это главное – потому, что от этого зависит их жизнь. Они совращает человека, а потом сами же приходят в Небесный суд в качестве обвинителя: обвиняют его и требуют себе его жизнь сначала в духовном смысле, а потом и в буквальном.

Но вернемся к Лилит. В человеке есть четыре уровня: физический, эмоциональный, интеллектуальный и Б-жественный – дыхание Б-га, которое в нем: «И сделал Г-сподь Б-г человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни» . Это дыхание Б-га, которое Б-г вдохнул в человека, не только исторический факт. Это уровень души, он дает жизнь разуму, разум эмоциям, а эмоции оживляют тело: действия человека, его слова и мысли.

Когда человек что-то делает, говорит или думает, то активно действует один из этих уровней, но все остальные уровни оказываются задействованы тоже. Человек – цельное существо, разделение на уровни чисто умозрительно. Поэтому когда человек вступает в запрещенные Б-гом половые связи или просто фантазирует на эту тему наяву или во сне, то и дыхание Б-га, которое в нем, участвует в этом против своей воли. Человек отдает его Лилит, образно выражаясь, отдает в рабство. Часть человека оказывается в плену в мире нечистоты, на чем этот мир и держится, обитатели его набираются сил, жиреют и готовятся к новым захватам.

Вообще говоря, даже в области святости, когда на физическом уровне происходит соитие между супругами, то соитие происходит и на всех остальных уровнях тоже, эмоции соединяются с эмоциями, интеллект с интеллектом, Б-жественное с Б-жественным – если соитие было разрешенным и чистым. От этого рождаются духовные сущности, в каббале именуемые ѓевель, а в простонародье ангелы (даже когда не происходит зачатия плода). Ѓевель – духовная сущность, она духовная даже по отношению к душе человека, она соединяет все уровни в человеке в единое целое.

Но если соитие было запрещенным, как-то : с матерью, мачехой, любой замужней женщиной, с сестрой по матери (сестра по отцу для ноахидов не запрещена), любым мужчиной, любым животным[ , или соитие было разрешенным, но нечистым, как-то: во время близости муж думал о другой женщине, был пьян, сердит или обижен (также и в обратную сторону: к женщинам это относится так же, как и к мужчинам), или требовал секса против ее желания, то образующийся ѓевель уходит к Лилит. Она с его помощью порождает новых демонов (не забываем, что все это происходит внутри души человека, а не где-то там в каких-то там далеких мирах).

Поэтому так важно не просто избегать запрещенных действий, но и просто сексуального возбуждения от людей, секс с которыми запрещен (почему-то большинство это за грех не считает). Нельзя их целовать, трогать их тело, тем более спать на одной кровати даже в том случае, когда каждый одет в свою одежду . Следует избегать всякой совместной деятельности, которая возбуждает и может привести к сексуальным отношениям. Не флиртовать, не заигрывать, не разглядывать, ибо все это может привести к плохому, а мы назовём это эмоциональным сексом – это секс на уровне эмоций и мыслей. Нельзя сознательно вызвать у себя фантазии сексуального характера, смотреть фильмы, где есть разврат, читать книги и газетные статьи на эту тему. Ограничимся этим.

Б-г заложил в человека стремление к сексу, особенно к запрещенному . Такова животная натура человека, которая и называется «Лилит». Лилит это женская ипостась Сатаны, ибо человека тянет к сексу, он ведомый, а не ведущий – женское начало. Все мужчины, которым кажется, что они проявляют свою мужественность тем, что соблазняют или насилуют женщин, на самом деле по отношению к Сатане оказываются слабаками, которых Сатана соблазнил и изнасиловал.

И происходит вот что: когда голова человека не заполнена положительным содержанием, она как пустая яма, в которой поселяются змеи и скорпионы. Один из древних комментаторов Талмуда так и пишет: «Ясно мне, что все демоны и черти — это лишь образ для описания ложных идей и психологических установок» .

Ведь вложив в человека стремление к запрещенному, Б-г также дал ему силы победить собственную природу, подняться над ней, наполнить ум и сердце Б-жественным светом и навести порядок и гармонию в окружающем его мире.

Примечания

Берешит, 2:23.
Раши на этот стих и Сифтей хахамим на Раши.
Смысл последних слов стиха 2:20.
Мидраш Альфа бета Бен Сиры.
Берешит Раба 18:5 объясняет по-другому, но это не относится к нашей теме.
Это можно связать с простым смыслом стиха: звери созданы из земли, рыбы и птицы из воды (рыбы у Раши не упоминается). Возможно, в этом причина, почему они не подошли человеку. Интересно над этим подумать.
Мидраш там же.
Еще ее назыают женой Сатаны, т. е. женской его ипостасью, в терминах каббалы нуква де клипа. По поводу нуква де клипа см. например Зоѓар, гл. Пинхас, стр. 231:2; Ор ѓа-Хаим на стих гл. Ваехи, 49:11, со слов «бней атоно»). Обратим внимание на то, что рабби — автор Ор ѓа-Хаим тоже ее не одолел, как и Адам (требует выяснения).
Мидраш говорит, что каждый день она порождает демоническое потомство, но часть его убивает, чем оплачивает свою независимость от Адама.
Берешит, 3:20.
Необязательно в буквальном смысле. В переносном смысле она умрет как проститутка, ей придется заняться другими делами.
Берешит, 2:7.
Все примеры взяты из книги Шева мицвот Ѓашем раввина Моше Вайнера, да продлит Б-г дни его жизни. Подробные ссылки указывать не будем, книга переводится на русский язык, и, когда выйдет в свет, каждый сам сможет ее прочитать.
Следует из написанного: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей, и будут одной плотью». «Отца и мать своих» – тут все понятно; «к жене своей» – а не к чужой; «к жене» – а не к мужчине; «будут одной плотью» – это дети, в которых плоть отца и матери сливаются в сплошное единство, этим исключаются все животные и птицы, с которыми у человека не может быть потомства.
По поводу родителей с детьми и братьев с сестрами см. в книге.
Шева мицвот Ѓашем, часть 6, §11.
Меири на Брахот 5:1 (сказал рав Ицхак: «Каждый, кто читает Шма, и так далее»).