Характеристика дубровского в произведении пушкина. Дубровский - «благородный разбойник» в произведении Пушкина

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» многими современными критиками оценивается, как неудача великого поэта и прозаика в плане отступления к примитивному европейскому романтизму. Однако, сам роман был написан в разгар творчества поэта гений его просматривается в полной мере на примере и этого произведения. Настолько понятен и естественен язык произведения, что роман прочитывается на одном дыхании, подтверждая признание Пушкина непревзойдённым мастером слова.

Владимир Дубровский - основной персонаж произведения, главное его действующее лицо, и сюжет романа строится именно на его образе, что и заложено в самом названии. Однако, по прихоти автора он появляется только в третьей главе, которой предшествуют все те трагические события, давшие завязку интересной разбойничьей истории. Даже то, что язык романа часто перемежается старинными словами и оборотами речи, способствует созданию у читателя ощущения реальности происходящего, погружает его в события того времени полностью. Сам Владимир Дубровский же выражает свои мысли и чувства языком совершенно правильным в современном понимании, что создаёт впечатление образованного и умного человека.

Характеристика героя

Образ сына старого помещика, молодого офицера гвардии, беззаботно прожигающего жизнь, каким показан Владимир в начале произведения, постепенно рассеивается при дальнейшем развитии сюжета. Модель поведения для молодых людей того времени, обыкновенная своей лёгкостью, не может быть поставлена в вину молодому офицеру. Он рано лишился матери, с отцом не имел возможности видеться, воспитываясь в кадетском корпусе, что было обычным в то время. На момент событий описанных в романе, он не видел отца уже на протяжении восьми лет. Да и до этого воспитанием его больше занималась старая няня. Узнав о болезни отца, Владимир раскрывается уже совершенно с другой стороны, сыновья любовь, нежность к родителю, ответственность за отчий дом сразу же заставляют его переменить свои образ жизни, оставить свои обычные занятия. Хотя такие перемены и страшат его неизвестностью, но Дубровский без колебаний подаёт рапорт об отпуске, и даже готов оставить службу вовсе.

Когда молодой барин приезжает в родовое гнездо, в дом своего отца и деревню с крепостными крестьянами, характер его и лучшие качества открываются в полной мере. Это видно даже в уважении крепостных к своему молодому хозяину, полное доверие к нему. Такое доверие не может быть просто рабской привычкой повиноваться, скорее, оно продиктовано уважение к образованности молодого офицера. Подкупает крестьян и решительность, с которой барин берётся за улаживание дел и становится на защиту не только своих интересов, но и всей деревни, всех жителей. Чувствуется та ответственность, которую принимает на себя он после рассказов старого кучера - «Во владение к Кириллу Петровичу! Господи упаси и избави… Не выдавай ты нас, а мы уже за тебя встанем!».

С интересной и очень привлекательной стороны открывается характер молодого Дубровского и во время его жизни в имении Троекурова под личиной француза-учителя. Бесстрашие и решительность, которое он проявил при встрече с медведем в шуточной комнате, сдержанность и интеллигентность за столом, которая выгодно отличает его от всех присутствующих. Умение легко вальсировать только добавляет шарма к этому образу. В то же время благородство поведения не только в обычных разбойничьих набегах, но даже в обращении с заклятыми врагами, которым он, казалось бы, должен был мстить без сожаления.

Образ героя в романе

(С медведем )

Образ Дубровского, созданный гением Пушкин целостный и полный. Изначально его можно полностью сравнить с ироничным высказыванием Троекурова об полицейской ориентировке на поимку разбойника - «По этим приметам не мудрено вам будет отыскать Дубровского. Кто ж не среднего роста, у кого не карие глаза да не прямой нос…» Но постепенно образ вырисовывается психологическими особенностями, которые исподволь дополняются редкими замечаниями о внешности Владимира.

(Владимир и Маша Троекурова )

На протяжении всего романа, с течением всё более убыстряющегося действия, у читателя складывается полный портрет героя-разбойника, смелого, решительного, справедливого и несчастного, как в своём положении разорённого помещика, так и в любви, волею судьбы разрушенной случайными обстоятельствами. В итоге мы видим романтический образ, который великий поэт создал и по примеру разбойничьих романтических романов Европы, но глубоко национальный. Возможно, этот образ потом станет воплощением других благородных героев, как Пугачев в «Капитанской дочке», Сильвео в «Выстреле» и других знаменитых произведениях классика.

Дубровский - молодой барин, уверенный в своих силах, уверенный в будущем. Он вообще не думает о деньгах, о финансах, а именно он и понятия не имеет, где их брать и сколько денег имеет его отец. Дубровский всегда жил в достатке.

Характер Владимира

Однажды Владимир получил письмо с неприятной новостью о болезни отца. После этого вся беззаботность и легкомысленность Владимира улетучилась. Ярко проявляется его порядочность, честность и справедливость. Его душа наполнена положительными и благородными качествами. Ради отца он готов на многое, практически на все. Он винит себя в его болезни. Владимир - преданный, но сдержанный человек.

Владимир трепетно относился к родине, она не была для него пустым звуком. Когда он приехал в отцовский дом, он рассматривал и узнавал с малых лет знакомые места. Все вызывало у Дубровского трепетные, нежные чувства.

Свидетельством доброго характера героя является случай встречи с его няней. Он ее очень любил и не стесняясь заключал в свои объятия, что доказывает то, что Владимир мог и любить, и сострадать.

После того, как умер отец, в характере Владимира открылись новые черты. Он долгое время раздумывал о причинах смерти родного для него человека. Он также думал о том, почему Троекуров так поступил с его отцом. Владимир не был глупцом. Он умел рассуждать. Много людей пропитывались к нему уважением и слушали его мнение. Владимир смог подавить первую вспышку крестьянского негодования благодаря своему твердому характеру.

Дубровский был порядочным, образованным, решительным и честным человеком. Он был ловок и отважен. Он бесстрашный, сильный и смелый. Опровергать наличие этих черт характера просто глупо. Он сдержан и робок с любимой девушкой. Для Дубровского любовь является чувством возвышенном, чистым, чувством, несовместимым с ложью. Поэтому Владимир признается девушке, кто он есть такой, при этом предоставляя девушке возможность выбрать.

Основные черты характера Дубровского

  • Смелость;
  • Ловкость;
  • Отвага;
  • Честность;
  • Способность любить и сострадать;
  • Справедливость.

Меню статьи:

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» считается самым противоречивым произведением как с точки зрения художественной действительности, так и со стороны психологической основы. Образ Владимира Дубровского привлекает читателя и способствует к осознанию ним ключевых парадоксов в жизни человека.

Жизненный путь

Владимир Дубровский был представителем аристократического сословия с рождения. Его мать умерла почти сразу после рождения сына, и поэтому воспитанием ребенка занимался отец – Андрей Гаврилович. Подобно всем аристократам, Владимир был обучен всему, что требовалось для полноценной светской жизни – танцы, музыка, иностранные языки, правила этикета.

Получив основные знания дома, Владимир продолжает свое обучение в Кадетском корпусе. После окончания обучения, он приступил к службе на военном поприще – в элитном подразделении, именуемом Гвардейский полк.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию Александра Пушкина.

В возрасте 23-х лет Владимир получает неприятное известие из дома – сосед Троекуров добился конфискации земель отца. Владимир приезжает домой, чтобы узнать подробности дела и помочь решить возникшую проблему.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

В это же время Троекуров осознал всю губительность своего поступка и приехал попросить у соседа прощения. Однако ничего хорошего из этого не вышло – Андрея Гавриловича при виде обидчика разбивает удар и он умирает. С этих пор Троекуров навсегда становится врагом Владимира.

Злость на Троекурова у Дубровского была настолько сильной, что молодой человек решает бросить свою службу, которая даже при отсутствии родового имения позволила бы Владимиру остаться на плаву и приступить на путь отмщения.

Владимир организовывает шайку и начинает обворовывать богачей на дороге. Со временем, Владимир попадает в дом Троекурова под видом учителя, с целью отомстить за своего отца, но влюбляется в его дочь Машу и отказывается от своей первоначальной идеи.

Вскоре в доме Троекурова появляется гость, который признается в клевете на Андрея Дубровского. Владимир не упускает возможности отмстить обидчику отца. Владимир вынужден сбежать из дома Троекурова, но при этом не разрывает связь с Машей. Дубровский обещает всегда помогать девушке. В скором времени случай предоставляется – Машу хотят насильно выдать замуж. Троекуров узнает об общении Маши с Владимиром и старается сделать все, чтобы прекратить это общение. Владимиру удается напасть на тех, кто едет в церковь, но Маша отказывается следовать за Дубровским. На этом произведение заканчивается. Существуют предположения о дальнейшей судьбе Владимира – по одной версии Владимир умер, по другой, он уехал за границу, а затем, после смерти мужа Маши, опять вернулся в родные края.

Характеристика личности

Образ Владимира Дубровского довольно сложный для восприятия, так как в этом человеке воплощены как исключительно положительные, так и отрицательные качества характера.


С одной стороны перед читателем предстает милый, добрый юноша, полный стремления к совершенствованию жизни и справедливости.

Владимир мало общался с отцом, особенно в последние годы, однако это не уменьшило его чувств по отношению к родителю – Владимир искренне переживает за отца, а затем горько печалится о его смерти.

Молодой человек обладает талантом как к наукам, так и к искусству. Владимиру удалось стать умным и всесторонне развитым человеком. Помимо этого он хорошо разбирается в музыке и танцах.

Его таланты в этом настолько велики, что он легко выдает себя за учителя, не вызвав подозрения.

Как и большинство дворян, Владимир прекрасно знает правила этикета и редко когда в общении с людьми выходит за рамки дозволенного – его учтивость и воспитанность позволяют говорить о нем как о человеке порядочном.



С другой же стороны, Владимир очень эмоциональный человек – потеряв родовое поместье и отца, фактически по прихоти Троекурова, Дубровский не может сдержать своих эмоций: парадоксально, он советует крепостным не сопротивляться и не поддерживать бунт против нового владельца, но при этом не находит сил и здравого смысла отомстить за учиненную несправедливость каким-либо другим способом, кроме разбойничьего.

Дубровский время от времени ведет себя крайне безрассудно – вместо того, чтобы продолжить свою карьеру военного, которая бы позволила ему безбедно жить в дальнейшем, Владимир организовывает шайку. Вместо того, чтобы рационально использовать деньги (еще во время учебы) Владимир проигрывает их в карты.

Однако в целом, в образе Владимира Дубровского преобладают положительные качества характера – он не получает наслаждения или облегчения, мстя за своего отца. Кроме того, он способен на высокие чувства – его любовь по отношению к Маше Троекуровой – не мимолетное увлечение, а настоящее чувство.

Внешность

Владимир Дубровский не обладает исключительной внешностью. Ни его лицо, ни комплекция не обозначены необычными чертами. Фактически, можно сказать, что он выглядит типично для человека его сословия и ментальной принадлежности. К тому же А.С.Пушкин не придает особого значения внешности этого героя – описания внешнего вида Владимира вполне скудны – молодой человек среднего роста и средней комплекции, у него карие глаза и русые волосы, нос его прямой, а лицо обычно бледного цвета. Владимир всегда гладко выбритый.

Вопрос о разбойничьем романе и благородстве Дубровского

Роман Пушкина «Дубровский» является классическим разбойничьим романом. Исходя из этой особенности и возник литературный дискурс на тему разбойник или благородный человек Владимир Дубровский.

Дубровский выступает, с одной стороны, благородным Робин Гудом, который готов быть бичом для аристократов, издевающихся над простыми людьми. С другой стороны, какими бы ни были благими намерения Владимира, действия его от этого не становятся законными.

Если хорошо разобраться, то вопрос о благородстве Владимира решается в обратную сторону. По общепринятым меркам, разбойничество с какой-либо целью уже неблагородное дело. К этому добавляется еще тот факт, что Владимир не ограничивается грабежами богатых людей. Спустя некоторое время он начинает держать в страхе всю округу, а нападения совершаются даже днем, порой дело заканчивается кровью, что также не делает чести Дубровскому.

Исходя из такой информации, вопрос о благородстве и соответствии разбойничьему роману становится проблемным. Ведь по меркам разбойничьего романа, героем его должен быть человек, не переступающий черту благочестия. В его действиях по отношению к богатым людям должна прочитываться ирония, порой граничащая с сарказмом. Благодаря своим поступкам, главный герой должен стать любимцем бедных людей. Ничего подобного в романе Пушкина не происходят – люди боятся встречи с шайкой Дубровского (независимо от сословия), а действия его в большинстве случаев можно расценивать как вредительство. Да и в целом разбойники Дубровского действуют сами по себе, руководствуясь желанием обогатиться – Владимир даже не пытается установить дисциплину внутри шайки.

Критика образа

Роман Пушкина, и образ Владимира Дубровского неоднократно поддавались критике со стороны литературоведов и современников. Мнения по поводу и самого произведения Пушкина и по поводу образа Владимира Дубровского крайне неоднозначны – по некоторым данным Александр Сергеевич написал этот роман ради денег, работа над произведением производилась второпях, из-за чего существенно пострадала художественная ценность.

По мнению Анны Ахматовой, это худшая работа Пушкина и в целом «хорошо, что он его не окончил». Соответственно, образ Владимира Дубровского также в видении Ахматовой кажется простым и недоработанным.

По мнению Белинского, образ Владимира оказался не самым удачным, Пушкину не удалось создать сильный, увлекательный образ: «Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия».

По мнению исследователя, образ Владимира определенно трагичный, это обосновано особенностями социума, в котором «преобладает пафос помещичьего принципа, и молодой Дубровский представлен Ахиллом между людьми этого рода».

В.О. Ключевский считает, что Владимир представляет другой полюс своей эпохи: «В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия».

Таким образом, предположительно, Пушкин задумывал образ Владимира Дубровского как персонажа полностью соответствующего рамкам разбойничьего романа, однако работа второпях не позволила Пушкину довести эту задумку до логического финала – текст романа пестрит множествами противоречий, которые создают обратный эффект, благодаря чему образ Владимира при анализе начинает обретать ассоциации не с благородным Робин Гудом, а с обычным разбойником с большой дороги.

Роман «Дубровский» был закончен в 1833, а напечатан в 1841 году. Проблематика романа обширна, в сюжете обнаруживаются связи с литературой XVIII и XIX веков. В центре внимания – образ главного героя, молодого дворянина Владимира Дубровского. Чтобы лучше понять сущность главного героя этого замечательного произведения, рассмотрим какова характеристика Владимира Дубровского у Пушкина.

Внешность и характеристика Дубровского в произведении Пушкина

Владимир – сын небогатого помещика Андрея Дубровского. Его судьба первоначально складывалась вполне обычно. Получил типичное для дворянского мальчика домашнее воспитание, затем образование в Кадетском корпусе Петербурга. Служить остался в столице в одном из гвардейских полков.

Матери он лишился в раннем детстве: она умерла почти сразу после рождения сына. Отец оставался самым близким человеком.

К началу развития действия Владимиру 23 года. Характеристика Дубровского у Пушкина складывается из следующих моментов: он хорош собой, среднего роста, строен. Как все военные, обладает прекрасной выправкой, звучным голосом и величественным видом. Неоднократно в романе подчёркивается его бледность, что свидетельствует как о благородном происхождении, так и о рано постигших его утратах и горестях.

Вначале упоминается о легкомыслии и расточительности героя. Служа в Петербурге, он сорит деньгами, не задумывается о завтрашнем дне. Но несчастья изменили его. Его пришлось приехать в деревню после известия об ударе и болезни отца. По дороге сын ругал себя за небрежение обязанностями и догом по отношению к отцу. Он совестливый и честный человек, готов выйти в отставку и пожертвовать служебной карьерой, если того потребует здоровье отца. Однако все попытки Владимира наладить дела отца, не привели к успеху. Честным путём ему не удалось выиграть дело в суде у Троекурова. Поэтому герой выбирает путь мести.

Дубровский - «благородный разбойник» в произведении Пушкина

Но характеристика Владимира Дубровского складывается не только из вышеперечисленных моментов. Как и отец, Владимир хорошо относится к крепостным, чем заслуживает их любовь и преданность. На его стороне справедливость, поэтому бывшие дворовые вместе с ним идут в леса и поддерживают его в планах отомстить Троекурову. Слух о разбойниках разнёсся по всей округе. Но в рассказах о них было не столько осуждение, сколько благоговение и даже восхищение. Всё благодаря умному и смелому предводителю. Владимир вёл себя благородно: его люди грабили только богатых помещиков, останавливали тройки с товаром, но бедных людей не трогают. При этом сам предводитель отличался смелостью и великодушием. Дерзость налётов шайки, отвага участников вызывали уважение.

Не трогали почему-то только имение Троекурова, что сам помещик приписывал страху, «который он сумел внушить всей губернии». На самом деле Дубровский приготовил для него другой план мести.

Любовь Владимира Дубровского

Что еще интересного мы находим в характеристике Владимира Дубровского? С целью расплатиться с Троекуровым за смерть отца он устраивается в его дом под видом учителя – француза Дефоржа. Он занимается с сыном помещика. Хотя учитель оказывается не совсем обычным. Это видно в сцене с медведем. Троекуров имел обыкновение «шутить» над гостями, запирая их в комнате с привязанным медведем. Подобное он хотел проделать с Дефоржем ради потехи приехавших в гости соседних помещиков. Но Дефорж оказался не робкого десятка: он вложил медведю в ухо маленький пистолет и выстрелил.

Именно этот случай заставил Машу Троекурову, семнадцатилетнюю дочь помещика, по-новому посмотреть на учителя. Она испытала уважение к его храбрости и гордому самолюбию. Вскоре совсем в него влюбилась. И этот эпизод играет не последнюю роль в характеристике Владимира Дубровского.

Когда же становится известно, что под именем Дефорж скрывается Дубровский, влюблённым приходится таиться от отца, которому ненавистна мысль, что его дочь любит разбойника и его личного врага. Он хочет выдать Машу замуж за старого богатого помещика. К несчастью, попытки Владимира спасти Машу не увенчались успехом: записка с планом побега не доставлена Маше вовремя, а когда после венчания люди Дубровского останавливают карету с новобрачными, Маша отказывается покинуть мужа, так как уже обвенчана с ним. Владимир и здесь проявляет благородство и достоинство, отпуская возлюбленную и её мужа.

В этой статье мы рассмотрели характеристику Владимира Дубровского в произведении Пушкина, и предлагаем вам еще ознакомиться с материалом

Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича Дубровского. С ранних лет был отправлен в Петербург, где воспитывался в кадетском корпусе. Из корпуса был выпущен корнетом в гвардию. Отец не жалел денег, чтобы его сын мог жить достойно своего дворянского звания, и почти все средства отправлял в Петербург сыну. Владимир не осознавал, как и откуда берутся деньги, жил расточительно. Позволял себе карточные игры, роскошные обеды и совсем не заботился о будущем, надеясь, что в будущем женится на девушке с богатым приданным.

Письмо его няни Орины Егоровны (кстати, имя созвучно с пушкинской няней ) заставило молодого человека серьезно задуматься о своей жизни и собственном будущем. Он принял решение, если потребуется, выйти в отставку.

В делах помещичьих Владимир Андреевич не смыслил, не знал, с какой стороны подойти к ним. Попробовал разобрать бумаги, нашел письма по тяжбе, но ничего в них не понял. А между тем время шло, и момент для подачи апелляции был упущен.

Конечно же, Владимир не собирался . Он предполагал, что обратится в Петербурге в вышестоящие инстанции и постарается отстоять родительское имение. Но, как бывает часто, люди с мягкими характерами оказываются не в силах переломить ход событий и становятся жертвами обстоятельств. В сложившейся ситуации обстоятельства взяли вверх над Владимиром.

Вначале ночью, когда приказные явились в имение и остались в нем ночевать, он, пересмотрев письма матери к отцу, решил, что не готов оставить чужим людям дом, в котором были счастливы его родители. Дом был старенький, ветхий и требовал перестройки, ремонта.

Сжигая дом, он все-таки, не хотел гибели приказным и заставил Архипа проверить двери. Но тут он немного смалодушничал, оставив судьбу приказных на совесть разъяренного мужика. Должен был понять, что не просто так сидел Архип в сенях перед дверью в гостиную с топором. Следовало бы самому проверить двери.

Владимир вынужден был стать предводителем разбойников потому, чтобы

  • во-первых, поддержать своих мужиков, помочь им собрать некую сумму денег, которая поможет им стать свободными, самостоятельными людьми;
  • во-вторых, деньги нужны были самому Дубровскому, так как он понимал, что не может остаться в России, так как уже был объявлен вне закона. Спалив приказных, пусть даже невольно, он уже стал преступником;
  • В-третьих, отказавшись от мести Троекурову, он не отказался от мысли проучить тех, кто помогал Троекурову.

И наконец, он в глубине души мечтал жениться на Маше. Он понимал, что если женится против воли ее отца, то ему не придется рассчитывать на ее наследство. Деньги ему нужны были, чтобы содержать в будущем семью. Но когда Маша все-таки стала женой князя Верейского, он отправился за границу.

Дубровский не был прирожденным разбойником. В нем текла благородная кровь. И она все-таки взяла вверх. Дубровский даже в разбоях проявлял благородство. Разоряли и жгли по его приказу самых зарвавшихся помещиков. Простых людей на большой дороге его мужики не трогали по его приказу.

Когда разбойники встретили приказчика помещицы Глобовой Анны Савишны, они отпустили того на почту с деньгами. Но Дубровский догадался, что приказчик может воспользоваться ситуацией и утаить деньги. Послал к помещице своего переодетого мужика под видом проезжего генерала, и действительно, оказалось, что приказчик деньги прикарманил.

Смягчила сердце молодого дворянина. Он не стал сжигать имение Троекурова и мстить ему из опасения причинить любимой девушке боль. А вот Мишку, который был жестокой забавой Троекурова, он пристрелил.

Услышав, что Антон Пафнутьич тоже повинен в его несчастьях, он решил того наказать. Владимир догадался, что не случайно Антон Пафнутьич боится разбойников и темноты, и ночью обыскал его.

Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина показывает нам, что человек с мягким характером может быть, вместе с тем, смелым и решительным человеком. Герой быстро принимал решения. Знание военной тактики и стратегии помогали уводить своих мужиков от полицейских. Правда, и полицейские были недостаточно расторопны, и не особенно старались изловить разбойников. Исправник возил с собой в кармане словесный портрет Дубровского, но сидя рядом с Дубровским, не мог не только узнать его, но и даже предположить, что за одним столом с ним сидит сам предводитель кистеневских разбойников. По описанию внешности, Дубровский был светловолосым, молодым человеком 23 лет, привлекательным, высоким, как и его отец.