История создания романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". «Герой нашего времени»
Роман “Герой нашего времени” был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале “Отечественные записки” появилась повесть “Бэла” (1838 г.) с подзаголовком “Из записок офицера с Кавказа”, в конце 1839 г. увидела свет повесть “Фаталист”, а затем и “Тамань”. Своему роману Лермонтов сначала дал название “Один из героев начала века”. Отдельное издание романа уже под названием “Герой нашего времени” вышло в 1840 г.
1830-1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что “у будущего поколения нет будущего”. Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
Лермонтов в своем произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа “Герой нашего времени” – свидетельство о его важности.
В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет “современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал” (А. И. Герцен) .
Печорин – натура, богато одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: “Я чувствую в душе моей силы необъятные”. Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.
Лермонтов в предисловии к “Журналу Печорина” пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…”
Особенности жанра. “Герой нашего времени” – это первый русский психологический роман.
(2
оценок, среднее: 3.00
из 5)
Сочинения по темам:
- Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова Согласно изначальному замыслу Лермонтова. Герой нашего времени должен был выйти в свет не как...
- Роман состоит из пяти частей. Четыре из них: “Бэла”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист” – представляют собой законченные художественные произведения,...
- Перед нами – одно из центральных произведений русской классики 19 века. Его автор – поэт и писатель, великий творец своего...
- Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,...
Роман «Герой нашего времени» - это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
«Герой нашего времени» - роман, в котором рассказывается о гвардейском офицере. Звали этого офицера Григорий Александрович Печорин. На написание этого романа автора вдохновило произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Смерть А. С. Пушкина вызвала у Лермонтова бурю эмоций, поэтому в 1837 году он пишет стихотворение под названием «Смерть поэта». За столь дерзкое стихотворение Михаила Лермонтова арестовывают. Он сослан в ссылку на Кавказ.
Лермонтову нет дела до продолжения написания романа «Герой нашего времени». В поездках по разным городам: Пятигорск, Кисловодск, Терек, Черное море, он понимает, что готов взяться за продолжения написания своего романа. В этих городах он получил много бесценного опыта для творчества. Лермонтов уже уверенно знает, о чем и как он будет продолжать написание своего, в будущем знаменитого романа.
Лермонтов писал свой лирико-психологический роман почти три года, период с 1837 по 1840 года. На тот момент последовательность глав была совершенно другая. Начинался роман с главы «Тамань», а заканчивался главой «Максим Максимыч». Эти произведения должны были выглядеть как записки офицера, которые являются составляющей целой истории.
Часть «Фаталист» была опубликована в том же году, что и «Бэла». В которой, описывался случай борьбы с казаком, но он не был выдумкой, это действительно было, но в этой борьбе участвовал сам Михаил Юрьевич. А в 1840 году была опубликована «Тамань».
Но в апреле месяце 1840 года было опубликовано, что роман состоит, из нескольких новелл. Новеллы, которые начинаются с части «Бела» и заканчивается частью «Фаталист», в которой рассказывается о трагической судьбе действующего персонажа - Григория Александровича Печорина.
История написания такого великого романа как «Герой нашего времени» не известна. Многие современники по сей день спорят о том, кто является в романе прототипом главного персонажа. Все критики расходятся во мнении, называя много разных имен. Многие даже считали, что прообразом главного персонажа Григория Печорина является сам автор.
Современники угадывали в остальных героях романа разных людей, которые известны в тесных светских кругах. У каждого из персонажей романа был свой прототип.
Историю о Бэле Михаил Юрьевич узнал из рассказа своего дальнего родственника А.Хастатова. Татарка Бэла жила у него некоторое время.
А история, которая описывалась в главе «Тамань», произошла с самим Михаилом Юрьевичем во время его нахождения в Тамани. На то время он перебывал у казачки Царицыхи.
Прообраз Грушницкого был не понятен. Некоторые критики склонялись к мнению, что это образ Н.П.Колюбакина, а вот другие думали, что это Н.С.Мартынов – убийца Михаила Лермонтова. Так как у обоих был вспыльчивый характер.
Данный роман и сегодня значится гениальным произведением, которое отчетливо показывает быт и культуру позапрошлого века.
История написания и прототипы героев
Также читают:
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Толстого Юность
Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание
- Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума сочинение
Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.
- Образ Коршунова в комедии Бедность не порок Островского сочинение
Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.
- Сочинение описание по картине Буря на Северном море Айвазовского
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
История создания романа «Герой нашего времени», наверное, как и все остальные произведения любого автора, проходила три этапа. На первом этапе была задумка романа. Сама мысль о создании будущего шедевра Лермонтову пришла в 1836 году. И он даже сделал некоторые наброски. Следуя за идеей Пушкина, что создал в образе Онегина своего современника, Лермонтов захотел создать своего героя своего времени, поэтому было принято решение изобразить офицера Печорина среди московской жизни.
История создания Герой нашего времени Лермонтов
Вроде идея есть, с главным героем определился автор, но тут происходят события, которые повлияли на замысел романа. После смерти Пушкина, посвящает ему стихотворение, за которое его ссылают на Кавказ. В это время Лермонтов прекращает работу над произведением, а по окончании ссылки он уже не захотел писать начатое, ведь теперь он видел роман в ином свете. Во время ссылки Лермонтов много чего увидел, получил массу впечатлений, были горы, были казачьи станицы, побережье Черного моря, контрабандисты, декабристы. Все эти встречи перевернули сознание автора и он решил в своем романе создать живые образы современников. Так были определены действующие лицами и сюжет романа. Таким образом был пройден второй этап создания своего романа.
Третий этап истории создания «Герой нашего времени» Лермонтова заключался непосредственно в самом написании. Считается, что автор над романом работал с 1837 по 1840 года. Состоит роман из «длинной цепи повестей», которые были объединены в один роман. Объединяли также отдельные произведения общие герои Печорин и Максим Максимыч. Сама последовательность написания повестей не установлена, но имеются предположения о том, что первой была написана «Тамань», далее мир увидел «Фаталист», следом за ним была написана «Бэла» и «Максим Максимыч». Каждую из повестей Лермонтов публиковал отдельно, а увидев их успех, было принято решение 1840 году объединить в одном романе «Герой нашего времени».
Многие литературоведы спорят о том, кто же явился прототипом Печорина. Одним из предположений является мысль, что Печорин – это и есть сам Лермонтов. Но, как бы то ни было, какие бы споры не разгорались, роман стал классикой. Это роман, который нас знакомит с жизнью людей позапрошлого века.
Введение. История создания произведения, основная идея.
«Герой нашего времени» по праву может называться жемчужиной русской литературы. Лермонтов довольно долго вынашивал идею создания романа и продолжительное время работал над ним. Литературоведы разделяют предварительный период на три отдельных промежутка времени. Начальный этап относится к 1836 году, именно тогда юный поэт Лермонтов решил утвердить себя на пьедестале современной литературы и создать нечто такое, что абсолютно поразило бы его современников. Уже тогда он решил, что главное действующее лицо будет молодой дворянин, олицетворяющий в своем образе существующее поколение молодых людей. Он хотел отразить все противоречия, бушующие в юной порывистой душе, создать метущуюся личность, что впоследствии у него прекрасно получилось. По признанию Лермонтова на него произвело огромное впечатление прочтение романа «Евгений Онегин» Пушкина. Оно вдохновило его и настроило на плодотворную фундаментальную работу.
После написания посмертной эпитафии на смерть Пушкина Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ, где начинает воплощать в жизнь свой замысел по написанию романа. Так начался второй этап по созданию романа. Данная поездка в каком-то смысле пришлась для писателя очень кстати, ведь именно посетив Тамань, казачьи станицы и поселения горцев, Лермонтов точно понял, о чем он хочет писать. Определился круг действующих лиц и сюжетная линия.
- 1839 год - «Бэла» (при публикации «Из записок офицера на Кавказе»)
- 1839 год - «Фаталист»
- 1840 год - «Тамань»
- 1840 год - «Княжна Мери»
- 1840 год - Выход полной версии романа с авторскими ремарками и добавленной частью «Максим Максимович»
Основной идеей автора было показать положение дел в современной ему последекабристской России, создать живые реалистичные образы героев. Главная проблема романа - проблема личности и времени, когда были утрачены старые идеалы, а новых пока не существовало. Печорин и его современники по праву могут называть себя людьми потерянного поколения, они не знают, чего хотят от жизни. По словам автора, портрет Печорина - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Любопытен тот факт, что сам Лермонтов ни разу за весь процесс повествования не проявляет своего отношения и оценки поведения Печорина. Он даже не говорит однозначно о том, в каком смысле он применяет к нему характеристику «герой».
Анализ произведения
Сюжетная линия, особенности композиции
Главной особенностью композиционного строения романа является хронологическая несогласованность. Главы расположены не порядку, происходящие в них события непоследовательны. Это один из главных приемов выразительности, через который автор пытался выразить основную мысль подобным образом. Так, Лермонтов дает нам понять, что окружающие нас события и их последовательность никак не могут повлиять на нашу судьбу. Сильно лишь то, что творится в душе человека, его мысли и поступки. Благодаря расположению глав читатель постепенно начинает погружаться во внутренний мир Печорина, понимать мотивы его поступков и проникается к нему симпатией и сочувствием.
Что касается жанровой принадлежности, то «Герой нашего времени» можно охарактеризовать как психологически-социальный роман. В построении сюжета абсолютно отсутствует завязка или экспозиция, то есть читатель ровным счетом ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ. Кульминацией же является отдельно взятая ситуация каждой из повестей. Развязкой является весть о смерти Печорина, отраженная в предисловии к «Журналу Печорина». При этом момент развязки приходится на середину романа.
Таким образом, мы можем заметить, что, как и идея, так и сюжет и композиция романа очень сложны и служат элементами выразительности, постепенно раскрывающими проблематику произведения и образ главного героя.
Главные герои
Григорий Печорин представитель дворянства, молодой повеса родом из Петербурга. В душе является несчастным человеком, который тяготиться своим бессмысленным существованием. Он разочарован в любви и женщинах, не верит в существовании теплых дружеских отношений и искренней любви. Он крайне неординарная и яркая личность, которая, несмотря на множество его недостатков, не отталкивает читателя, а, напротив, привлекает своими переживаниями, заставляет сочувствовать и сопереживать ему. Изнутри его раздирает множество противоречий. Наиболее полное представление о личности героя мы получаем из уст Максима Максимовича. Однако, в силу своей недалекости, мужчина представляет Печорина несколько в однобоком свете. Он не понимает, что движет героем, не может найти оправдание его холодности и эгоизму.
Грушницкий
Антиподами Печорина являются Грушницкий и Вернер. Грушницкому хочется, главным образом, красоваться и показывать себя с наилучшей стороны, при том, что в душе юноши абсолютная пустота. Печорин же, поступая не всегда положительно, на самом деле глубоко благородный и отчаянно смелый человек, в последнюю очередь думая о напускном лоске и репутации честного человека.
Вернер же поначалу кажется читателю человеком близким по духу Печорину, ведь у них множество схожих черт характера, скептицизм, циничность, холодность и жесткость. Однако, Вернер, оказывается на деле типичным пустословом, не готовым отстаивать принципиальную позицию и ставить себя в противовес целому обществу. Оба этих мужских типа помогают нам лучше понять характер Печорина, как бы оттеняя и выделяя черты его характера и особенности личности.
Княжна Мери
Все женские образы, использованные Лермонтовым на страницах романа абсолютно разные. Единственное, что их объединяет - понимание сокровенного желания и главного стремления Печорина, которое постепенно приходит к читателю. А именно - это отчаянное желание любить и быть любимым одной единственной женщиной. Увы, этому так и не суждено случиться.
Заключение
Роман был принят российскими читателями на «ура». Он поражал, восхищал, волновал и никого не мог оставить равнодушным. Настолько ярок и реалистичен был образ Печорина, настолько злободневна была поднятая Лермонтовым проблема потерянного времени. Здесь есть все элементы прозы: и философские размышления, и роман, и лирическая повесть.«Герой нашего времени» - глубоко обличающий роман, бьющий точно в цель. Ведь Лермонтов осуждает не героя, склонного совершать ошибки. Если задуматься, кто из нас их не совершает? Объект его осуждения - именно пустое и ничтожное время, не несущее никаких идеалов и ценностей, потерянное поколение людей, не сумевших найти себя в жизни.
Критики признают сходство героев романа с романом «Евгений Онегин», это не случайно, ведь именно прочтение шедеврального произведения Пушкина подвигло создать Лермонтова столь же монументальный роман. В каком-то смысле Печорин, тот же Онегин, только в промежутке 30 - 40 годов 19 века. Стоит отметить, что Печорин - все же личность более зрелая, нежели Онегин. Он эгоист, но эгоист, страдающий от собственных поступков, глубоко осуждающий себя, но не имеющий возможности измениться. Он способен к более глубокому самоанализу, смиряется и несет свои поступки и грехи как тяжкий крест.
Анализируя роман, можно проследить развитие самого автора, он постепенно переходит из разряда юношеской прозы к нечто более содержательному и серьезному. Мы можем отметить значительный творческий рост автора, прогресс его идей и улучшенное качество изобразительно-выразительных инструментов.