Какую роль играет сказка в жизни детей. Роль сказки в современном мире

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

МОУ «Краснощековская средняя (полная)

общеобразовательная школа №1»

Отражение национального сознания через образы народных сказок

Исследовательская работа

Леонова Екатерина 9 «А» класс

Научный руководитель:

Давыдова Г.М., учитель

русского языка

Краснощеково

Глава I. Роль сказки в жизни людей……………………………………………………………...5


  1. О соборности русского народа…………….………………………………………………….…5

  1. Соборность в русской народной сказке «Теремок»……………………....6

  2. Соборность в русской народной сказке «Репка»…………………………….7

  1. Индивидуализм русского народа………………………………………………………………8

  1. Индивидуализм в русской народной сказке «Волк и семеро козлят»………………………………………………………………………………………… ……8
Глава II. Опрос среди учащихся КСШ №1…………………………………………………..10

Глава III. Сопоставление русских сказок с зарубежными……………………………11


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок» и японской сказки «Как заяц море переплыл»………….………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………..13

Список использованных источников и литературы…………………………………….14

Приложение………………………………………………………………………………………………….15

Введение

Социологические исследования, проведенные в России в последние несколько лет, показали, что новые экономические и политические условия влияют на национальное сознание, изменяют менталитет русского народа: от традиционной соборности мы отходим в сторону западного индивидуализма. Некоторые московские социологи утверждают, что этот процесс идет в России повсеместно, особенно активно участвуют в нем молодое поколение и что о прежних национальных духовных ценностях, таких как: народное единство, долг перед родиной - скоро придется забыть.

В своей работе я выдвигаю гипотезу, что данное утверждение может быть и то только частично верным для населения столичных городов-мегаполисов, в то время как на большей части территории нашей страны, в так называемой глубинке, подобное заявление преждевременно и ошибочно.

Цель моей работы доказать, используя отношение учащихся нашей школы к русским народным сказкам, ошибочность этого утверждения. Я думаю, что, неосознанно отдавая предпочтение сказкам, где главные герои объединяются, чтобы совместными усилиями добиться успеха, школьники следуют традициям, идее русской соборности, общинности, единства, когда правила «за общее дело стой смело», когда выражение «всем миром» исключает не только возможность, но и саму мысль отказаться от личного участия в деле для пользы родины, без корыстного расчета.

Объектом исследования являются русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Предметом исследования являются главные действующие лица перечисленных сказок и субъективное отношение к ним молодых россиян, проживающих в селе Краснощеково, Алтайского края, которые находятся далеко на периферии от любого крупного города нашей страны.

Национальное сознание формировалось столетиями и имеет тысячелетнюю историю. Его изменение, безусловно, отразится на государственном устройстве в целом и на жизни каждого гражданина в отдельности. Поэтому задуматься о том, что с нами происходит: сохраняем ли мы в своем сознании то, чем всегда был силен русский народ, или заменяем традиционные ценности напрежде чуждые русским людям, сейчас особенно актуально.

Задача исследования: определить, ушла ли соборность русского народа.

Поставленная задача решалась с помощью:


  • Анализа научно-популярной литературы;

  • Социологического опроса школьников;

  • Сравнительного анализа русских народных сказок;

  • Сопоставительного анализа русских народных сказок с зарубежными.

Глава I

Роль сказки в жизни людей.

Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир не только детской души, но и взрослого человека.

Все люди делятся на людей, живущих сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по-младенчески внимать ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди живут в «ладу» со своей национальной сказкой. Согласно чудесному и мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!»

Великий психолог Карл Юнг говорил: «Сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной».

Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла да нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание.


    1. О соборности русского народа
Соборность - одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать, прежде всего, насилие. Католические страны, обладали единством без свободы, а протестантские - свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди - Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность” возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.


  1. Соборность в сказке «Теремок»
По мнению ученых, сказки о животных – наиболее ранний жанр. Каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями. Каждый зверь получал какую-то особую характеристику. Например: «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик», «лиса Патрикеевна» или «лисичка-сестричка».

В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то лягушка. Это можно проследить и на примере русской народной сказки «Теремок». Нашла мышка домик, поселилась в нем, прискакала к ней лягушка, вместе жить стали и т. д. Вместе жить тесно, а врозь скучно. Всем помогли, только домик не выдержал этой гостепреимчивости и рухнул. Но потом герои всем миром построили новый, лучше прежнего, где всем хватило места.

Как здесь не вспомнить образование Руси, которое относится к 882 году, когда новгородцы завевали Киев, и произошло объединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка племенных союзов (полян, северян, деревлян, вятичей, кривичей, словян и др.), их стали называть русами (а также русичами, росами). Они не были едиными по происхождению, но, сохраняя память о своем «роде-племени», сумели создать сильное государство, способное противостоять набегам кочевников.


  1. Соборность в сказке «Репка»
По мере исторического развития стали появляться сказки с прирученными домашними животными и птицей. Животные, которые повседневно окружали славян, сделались персонажами их сказок: собака, кот, петух, лошадь и т.д. Вскоре в сказки вошел и сам человек, как полноправный участник событий.

Давайте попробуем разобраться в русской народной сказке «Репка». О чем она?

Посадил дед репку. Если вспомнить выражение «сеять разумное, доброе, вечное», то можно сказать, что речь идет о какой-то идее, важной полезной, необходимой многим. Но реализовать задуманное одному не возможно. Требуется помощь всех без исключения, поистине «всем миром». И если про бабку, внучку, Жучку и кошку все понятно: подчиняются главе семьи деду, то о мышке стоит сказать подробнее.

В мифологическом сознании народов существует связь между мышью и музой. Есть созвучие даже в словах «мусса» и «мюс» - мышь. В Древней Элладе существовал культ Аполлона Мышиного, повелителя мышей. Сравним с Аполлоном Мусагетом – предводителем муз.

Не только у греков, но и у других народов с мышами связано множество верований и примет. Давно заметили, как оживляются мыши перед грозой: они «пляшут» и водят «хороводы». Это дало основание связать их с богом-громовержцем (греков с Зевсом). По поведению мышей предсказывали будущее, ворожили.

С другой стороны мыши живут в подполье, в норках. Следовательно, они дети матери-Земли. «Гора мышь родила»- это выражение когда-то имело буквальный смысл. Но есть и более глубокая связь – с преисподней, с подземным царством. Отсюда мотив оборотничества, который присутствует в народных сказках.

Вот ведь какие удивительные эти мыши. И вещие и зловещие.

Теперь ясно, почему не справились без вмешательства мышки, казалось бы, более сильны персонажи. Как здесь не прийти к выводу, что в любом великом, полезном для народа деле нельзя отказываться от помощи, откуда бы она ни пришла, а ведь иногда эту помощь не иначе как чудом и не назовешь.

Значит, в русском национальном самосознании общее дело получает помощь могучих покровителей, в каком бы образе они ни явились. Соборность народа подтверждается в такой знакомой нам сказке «Репка», о которой можно сказать: «Всем миром помогли».


    1. Индивидуализм русского народа
Русскому народу несвойственен индивидуализм. Еще со времен славянских племен жили общинами, соблюдая строгую иерархию, поэтому каждый мог чувствовать себя в безопасности: друг за друга стояли горой, любую опасность встречали плечом к плечу, любое дело делали всем миром. Поистине, «Один за всех, и все за одного». Поэтому так велико у русского народа значение семьи, дома. Отторжение, враждебность вызывает тот, кто является угрозой жизни, покою и благополучию любого, кто живет честно и правильно, согласно народным традициям.

  1. Индивидуализм в сказке «Волк и семеро козлят»
Врагом домашнего покоя в русских сказках выступает одинокий волк, то есть индивидуалист. Ради собственной выгода он готов пойти на все: подслушать песенку мамы Козы и, надеясь на удачу, пропеть ее своим толстым голосом. Когда не получилось обмануть, готов был пожертвовать своим голосом, перековав его в кузне на тоненький. Опять не получилось. Но Волк любит себя и, если он не достигнет своей цели, значит, он не уважает себя. Поэтому теперь он учит наизусть песенку Козы, поет ее тоненьким голосом и добивается успеха. У других народов на этом месте должен быть конец, но у русских зло в образе волка, не может победить добро в образе «семьи», пусть даже и козы. Вот и уцелел один козленок, чтобы рассказать маме о несчастье, чтобы назвать имя злодея. Что могла сделать коза в этой ситуации? Только плакать и проклинать того, кто погубил ее детей. И что делает волк, услышав эти проклятья? Он всякими способами оправдывается, завлекая козу прогуляться в лес. Мы не знаем, откуда взялась в лесу яма с огнем, не понимаем, почему коза согласилась на эту прогулку, но они пришли к этой яме, и Коза предложила прыгать через нее. Зато мы хорошо понимаем, почему Волк согласился прыгать. Всякий, кто думает только о себе, думает, что он самый-самый умный, сильный, хитрый, ловкий и т.д. вот волк и не сомневался в себе и поплатился за это. А семья воссоединилась и стала жить по-прежнему. Получается, что тот, кто противостоит добру в образе устоявшихся ценностей: семья, общество, традиции - всегда в одиночестве, всегда порицаем людьми. А зло будет наказано. Этому учит русская народная сказка.

Глава II

Опрос среди учащихся КСШ №1.

Для того чтобы выяснить преобладает ли среди молодых россиян, проживающих в провинции, идея соборности или уже преобладает индивидуализм, был проведен опрос. 1 В ходе опроса учащиеся 5 – 8 классов КСШ №1 отвечали на вопросы. В опросе приняли участие 73 человека

Все участники опроса знакомы с предложенными русскими народными сказками. Одна из них, «Колобок», представляет собой в лице главного героя образец мышления и поведения индивидуалиста, то есть чуждого русскому менталитету. Другая, «Теремок», является примером русской соборности.

Участникам было предложено выбрать без объяснения, понравившуюся им сказку. Исходя, из сделанного выбора можно сделать вывод, какой идее отдает предпочтение респондент.

Также участники отвечали на вопрос: «Какие виды спортивных соревнований Вы предпочитаете смотреть: Командные или индивидуальные?»

Результаты получились следующие.



Таким образом, можно сделать вывод, что среди детей, возраст которых 11 – 15 лет преобладает идея соборности, единения, общности.

Глава III

Сопоставление русских сказок с зарубежными.

Русские сказки отличаются от зарубежных.

Иностранный сказочный персонаж отправляется в путь за тем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации. Идея личного преуспевания.

Наш же герой отправляется в путь со странными задачами, вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения - самосознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка. Но как только этот герой начинает думать только о себе, гордиться тем, что он ради себя обидел кого-нибудь, симпатия исчезает и приходит уверенность в бесславном конце пути данного героя.


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок»
и японской народной сказки «Как заяц море переплыл».

В русской народной сказке «Колобок» главному герою – Колобку присуща черта западного индивидуализма. Он сам решает свою судьбу: уйти от бабки и деда, самостоятельно выбирает дорожку, по которой ему катиться, с кем разговаривать, то есть он сам себе хозяин. Он возомнил себя умнее, хитрее и сильнее других, каждому встречному напевал песенку, хвастался, что от дедушки и от бабушки ушел, а от других и подавно уйдет. А сам катился, не зная куда. Поэтому совершенно понятно, что в русской сказке самовлюбленный, эгоистичный индивидуалист должен был встретить подобного себе, только более хитрого и изворотливого. Потому что подобное поведение не свойственно русскому человеку, а значит должно быть наказано. В конце сказки « самостоятельного» Колобка съедают, из-за его большого самомнения. В современном обществе можно проследить ту же ситуацию: тот, кто нарушает традиции ради сиюминутной собственной выгоды, тот, в конце концов, теряет большее.

Для сравнения возьмем японскую народную сказку «Как заяц море переплыл» 2 Ради исполнения своего желания, заяц также как и Колобок готов был на обман, притом гордился своей хитростью и ловкостью. Но его высокое самомнение подвело к беде. Огорченному эгоисту был дан шанс на исправление, который в русских сказках не предусмотрен.

Заключение

Выходит, русские народные сказки пропагандируют идею соборности и порицают идею индивидуализма. Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Это механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, получила подтверждение в ходе исследования сказок и опроса учащихся, проведенных мною исходя из цели моей работы.

Работая над исследованием, я многое открыла для себя, казалось бы, в таких понятных народных сказках. Я узнала, каким образом сказки отражаются на национальном характере общества. Поняла, почему нашему народу присуща идея соборности.

Список используемых источников и литературы


  • Афанасьев А.Н., «Народные русские сказки», изд-во «Художественная литература», 1957 г.

  • Афанасьев А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», изд-во «Индрик», 1994 г.

  • Бидерман Г., «Энциклопедия символов», изд-во «Республика», 1996 г.

  • Грачева И., ««Курочка Ряба», или Родом из сказки», изд-во «Просвещение», 2000 г.

  • Зуева Т., «Русь – Россия – русские сказки», изд-во «Просвещение», 1993 г.

  • Ильин И., «Духовный смысл сказки», изд-во «Просвещение», 1992 г.

  • Кузина С., «Дуракам везет. Это не сказки!», Комсомольская правда, с.12, 14 июля, 2010 г.

  • «Мифологический словарь», под редакцией Мелетинского Е.М., изд-во «Советская энциклопедия», 1991 г.

  • Серия «Любимые книги детства», Сказки, изд-во «Самовар», 2010 г.

  • www.hrono.info/organ/ukazatel/sobornost.php

Приложения

Приложение 1.


  1. Какие русские народные сказки вам нравятся больше всего: «Колобок» или «Теремок» («Репка»)?

  1. Когда вы смотрите спортивные соревнования, вы предпочитаете индивидуальные соревнования или командные виды спорота?
_____________________________________

Приложение 2.

Японская народная сказка «Как заяц море переплыл»

Жил на свете заяц, и было у него заветное желание - море переплыть, на далеком морском острове побывать. Но плавать зайчишка не умел, и лодки у него не было.

Думал-думал заяц и придумал. Гулял он как-то раз по берегу моря, увидел акулу и спрашивает:

Как думаешь, акула, у кого больше друзей - у тебя или у меня?

Тут и думать нечего, у меня, конечно, - сказала акула. - Все акулы в морях и океанах - мои друзья.

И сколько же у тебя друзей?

Не знаю, - задумалась акула, - много, очень много, но, сколько именно - откуда мне знать! Я их не считала.

А давай посчитаем, - предложил заяц.

Да как же мы их посчитаем? - удивилась акула.

А ты подзови акул к нашему берегу, - предложил заяц. - Раз они твои друзья, обязательно приплыть должны. Лягут акулы на волны бок о бок друг к другу, как раз до того вон острова вытянутся. Вот я их и пересчитаю.

"Ай да заяц!"- удивилась акула.

Позвала она на следующее утро всех своих друзей, легли акулы бок о бок в одну линию от берега до самого острова.

Взобрался заяц на спину акуле, постоял, подумал, а потом с одной акульей спины на другую стал перескакивать и громко считать:

Одна, две, три, четыре...

Так и считал, пока не добрался до заветного острова. А там спрыгнул на землю да как закричит:

Здорово я вас одурачил, глупые акулы! Очень мне нужно знать, сколько у акулы друзей! Я на остров попасть хотел! А вы-то и поверили!

Рассердились акулы, ринулись к острову, да заяц давно уж на земле стоит, попробуй достать его. Правда, одной акуле все же удалось схватить зайца за хвост и вырвать клок шерсти.

Уплыли акулы. Сидит заяц на камне, лапой оборванный хвост поглаживает. "Вот так дела! - думает. - Как же я теперь домой попаду? Как через море переберусь?"

А уж темнеет, страшно зайцу на незнакомом острове.

Услышал дух, хозяин острова, как горько плачет заяц, и подошел к нему:

Что ты, заяц, слезы льешь? Акул обмануть надумал? А что же вышло? Разве можно так! Попросил бы акулу, она бы тебя и так по морю прокатила! Ложись-ка спать, завтра утром что-нибудь придумаем.

Наутро дух и говорит:

Обещаешь мне никого больше не обманывать? Перед акулой повинишься?

Да, - молвил заяц.

Бери мою лодку, - сказал дух, хозяин острова, - и возвращайся домой.

Вернулся заяц домой, перед акулой повинился и с тех пор никого больше не обманывал.

1 См. приложение 2

Детство каждого человека ассоциируется со сказками. Сказка берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество.

Устное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающему, ощущения таинственности и красоты природы. Все знают, какое влияние оказала Арина Родионовна, которая открыла перед маленьким Сашей мир народной песни, сказок. О неподражаемой прелести вечеров, наполненных таинственными образами няниных сказок, Пушкин писал в стихотворении « Сон »

Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психиатрии задолго до того, психотерапия получила свой статус. В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой.

Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека.

Герои сказок проходят через испытания. На примере героев сказок у читателя развиваются такие качества личности как смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет хороший конец, потому что нужно верить в хорошее, в волшебство. « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».

Роль сказки в жизни человека.

Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: « Сказка – это честная выдумка, честный вымысел. Удивительно то, что это не уменьшает ее способности отражать жизнь, а скорее увеличивает его». Действительно, сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах – самолетах, за одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла.

Все сказки учат добру. В любом, даже в самом страшном сказочном мире находится герой, который, проявляя необыкновенную силу, храбрость и выдержку, сражается с самыми невероятными чудовищами. При этом он совершает свои героические поступки, как правило, защищая или спасая кого – то. Ему помогают различные существа и предметы. В качестве помощников положительного героя в волшебных сказках выступают мудрые старики, старухи, фантастические существа, богатыри. Помощниками положительных героев в волшебных сказках являются и животные, и звери, и птицы: добрый «сивка – бурка», « утка с золотым яйцом», «чудесная курица» и т. д. Или даже неодушевленные предметы: скатерть самобранка, сапоги - скороходы, живая или мертвая вода. Эти существа или предметы отвечают добром на проявленное по отношению к ним добро.

Человек маленький он или большой должен ориентироваться в жизни. Но прежде чем человек научится ориентироваться во внешней жизни, ему важно ориентироваться в жизни внутренней, т. е. хочу сказать о формировании личности человека. На внутреннюю ориентацию и работает сказка. Мир сказок можно назвать маскарадом. Вильям Шекспир как – то сказал: « Сказка дает нам возможность примерять на себя самые различные маски. Примеряя сказочную маску, мы чувствуем, что именно эта маска, этот персонаж важен для нас. Так происходит наше знакомство с некоторым живым существом в нашей душе, родственным этому персонажу». В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться за него – хотя бы внутренне. Но без внутренней верности идеалу невозможно и внешнее служение ему.

Люди разных возрастов любят читать сказки. Смысловые оттенки сказок, предпочитаемы в том или ином возрасте отличаются. Например, сказки для маленьких. В них маленький слушатель постигает устройство окружающего мира от простого к более сложному – через сравнения и соотношения. В сказке « Три медведя» четко расписано соотношение между размером предмета и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует ее возрасту, -Мишуткины принадлежности; в «Репке» - порядок персонажей « от велика до мала». В этих сказках создается структура интеллекта.

Много сказок об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси – лебеди», « Царевна – лягушка» т. д.

Человек в 10-14 лет, читая сказки, через призму воображения пытается определить свое место и свои ценности в реальной жизни. Интересными в этом возрасте являются приключенческие сказки: « Пеппи –Длинный чулок»,

« Приключения Электроника», «Гарри Поттер» и др.

Фэнтези, приключения, детективы – это сказки для взрослых. Период веры в чудо сменяется реалистическим восприятием действительности. Одни взрослые, читая сказки, отдыхают, для других сказки как бы перестают существовать, третьи сами создают сказки.

Взрослые читают сказки своим детям, знакомят с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе.

На закате жизни человек читает сказки внукам и правнукам.

Сказки помогают взрослым и детям стать близкими, научиться понимать друг друга, доверять. Ведь именно сказка является тем невидимым мостиком между ними в том смысле, что взрослым так часто не хватает времени поговорить с малышом. Рассказывая сказки, они хоть на миг могут ощутить чувства ребенка. Для взрослых это возможность говорить с ребенком, не только поучать. В ответ ребенок больше доверяет взрослым. Поэтому сказки из глубины веков являлись неиссякаемым источником воспитания важнейших человеческих качеств.

В современной жизни появилось понятие сказкотерапия. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, с проблемой стыда, вины, лжи. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему – то нереализованному, обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтом, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появляется чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира.

Сказку можно назвать средством приобщения человека к жизни.

Мои сказки.

«Мы вместе, нам хорошо».

Жили- были мама с папой. У них была дочь. Мама и папа целый день работали, и у них не хватало времени, чтобы пообщаться с дочкой.

А дочь росла. Она чувствовала себя одинокой, ей не хватало общения. Однажды вечером вернувшись с работы, мама вошла в комнату дочери. Она посмотрела на спящую дочку и увидела под глазами еще не высохшие слезы. Мама своими теплыми руками погладила волосы дочери. « Как же много времени потеряла. Ведь я не замечала, как растет моя дочь»,- прошептала мама. Она оглянулась вокруг и увидела на стене картины, нарисованные дочерью. На одной из них был нарисован дом, рядом цветы и зеленая трава, голубое небо и яркое солнце. А в центре картины изображена девочка, которая идет, взяв за руки отца и мать. Улыбающиеся лица на картине как будто говорили: « Мы вместе, нам хорошо». Мама показала картину дочери ее отцу. Оставив все дела, они решили погулять вместе с дочерью. Папа поднял дочку на руки, стал ей рассказывать интересные истории. Мама тоже внимательно слушала и тихо радовалась, наблюдая за счастливыми лицами мужа и дочери. Для нее этот день казался необыкновенным. Девочке больше никогда не было одиноко.

Радустик и Грустик.

Жили - были в лесу близнецы – кролики. Одного звали Радустиком, другого Грустиком. Когда они выросли, им пришлось покинуть отчий дом. Они стали искать для себя нору. Радустик был веселым, радостным, общительным. У него было много друзей, которые помогли ему найти нору на краю леса. Грустик же жил в старой норе ежика, в ней было холодно. Он был пугливым, неуклюжим, грустным, всегда чего-то боялся.

Однажды Радустик позвал Грустика в гости, но тот боялся выходить из норы, целыми днями сидел дома. Малейший шорох, шелест травы приводил его в ужас, он представлял страшные картины.

Как – то ночью пошел сильный дождь. Нора Грустика не выдержала, обрушилась. Он оказался один, было темно и сыро. Вдруг он услышал шорох, это был ежик. Ежик позвал Грустика к себе. На этот раз ему не было страшно, потому что он почувствовал теплое к себе отношение.

Наступило утро, все сильнее пригревало солнце. Страшный мир, каким его представлял Грустик, оказался светлым и добрым. Постепенно у него появлялись новые друзья. Радустик присмотрел для Грустика хорошую нору рядом с речкой, и они стали жить, радуясь каждому новому дню.

Нельзя отчаиваться, грусть и радость живут рядом. Радустик всегда придет и напомнит, что наступит новый день, все будет хорошо.

В лесу стоял старый пень. Он был одиноким и никому не нужным. Рядом стоящие его давние друзья дуб и осина позабыли его. Мир ему казался мрачным. Вечерами он вспоминал свою молодость и грустил.

Однажды к пню подошел маленький ежик.

Здравствуй, дядя пень, - поздоровался ежик.

Здравствуй, малыш. А что ты здесь один делаешь? – обеспокоился пень.

Ежик рассказал, что ищет норку. Он попросил помощи. Пень очень обрадовался просьбе ежика, ведь его никто никогда не просил о помощи. Он предложил под его корнем вырыть норку. Так они стали жить вместе. Ежику было хорошо в теплых объятиях пня, особенно зимой, а пень был счастлив, потому что у него был друг.

После долгой зимы, наступила весна. Из-под снега вновь появился пень, проснулся ежик. Ежик был благодарен своему другу, рассказывал свои сны.

Вдруг пень почувствовал, что под корнем что-то тихо шевелится, попросил ежика посмотреть. Слабенький, маленький росточек нового деревца тянулся к солнышку. Ежик и пень помогли ему выбраться из-под корня. Вскоре вокруг расцвели цветы, к цветам потянулись бабочки. Мир был так прекрасен. Пень счастлив, потому что вокруг него друзья, которым он нужен.

На поляне под небольшим кустиком жил – был уж. Он целыми днями ползал по лесу и грустил, глядя в небо. Однажды его заметил пролетающий лебедь, опустился к змее.

Почему ты такой грустный?- спросил лебедь.

Ах! Как бы я хотел взлететь на небо, посмотреть с высоты на мир, да крыльев нет.

Лебедь пожалел ужа и придумал, как показать ему землю с высоты.

Уж, давай я тебе помогу. Ляг на мою спину, я тебя прокачу.

Ура! – закричал уж, - теперь мне все будут завидовать.

Белый лебедь поднялся в небо. Уж был счастлив, сбылась его мечта. Перед ним открылся необъятный мир, это было прекрасно. Он вдруг понял, что он часть этого прекрасного, что нельзя грустить, нужно жить и радоваться окружающему.

Уж был скользким, он обвился вокруг шеи лебедя, чтобы не упасть. Лебедь чувствовал боль и вскоре опустился на землю. Уж и змея, были разные, но они подружились, потому что понимали друг друга. Не надо грустить. Достаточно оглянуться вокруг, ведь рядом может оказаться другой человек, которому нужна твоя помощь, мечту которого ты можешь исполнить. А он поможет тебе. Мечты сбываются, нужно верить.

Жила – была собачка. Ребята назвали ее Бобби. Собачка жила в грязном подвале большого дома. Она была красивой, детям хотелось ее приласкать, но собака никого не подпускала к себе, рычала. Поэтому дети стали ее бояться. Вечером собака уходила в грязный, холодный подвал.

В доме жил одинокий старый человек. К нему никто не приходил, поэтому часто выходил из дома и подолгу сидел на скамейке. Увидев Бобби, он попробовал ее подозвать. Девочка, проходившая мимо, остановила деда:

Не трогайте ее, она очень злая.

Старик посмотрел на собачку и сказал:

Нет, она не злая, она испугана. Наверное, ее кто-то сильно обидел. В каждой живой душе есть что-то доброе.

Она сможет найти себе друга?- спросила девочка.

Я знаю, как с ней подружиться,- улыбаясь, ответил старик и пошел домой.

Через несколько минут он вышел из дома и вынес кастрюлю с горячим супом. Бобби осторожно подошла, огляделась и стала есть.

Старик каждый день кормил собаку. Собачка привязалась к людям, стала доверять. Старик взял собаку домой. Они очень подружились, часто выходили гулять. Дети перестали ее опасаться и весело играли с ней. Бобби тоже нравилось играть. Она поняла, что не все так в жизни плохо, есть хорошие люди, которые могут помочь в трудную минуту и, которым можешь быть нужным.

Жила – была девочка. Она боялась всего. У нее не было друзей, и училась плохо. Девочка боялась отвечать у доски, боялась сделать ошибку. Она пыталась скрыть свой страх, поэтому старалась казаться злой. Девочка не думала о будущем, жила лишь прошлым. Ее мучили сомнения, всегда о чем-то жалела, ночами плакала.

«Действительно, сколько можно скрывать от себя и других, что я боюсь. Я должна признать свой страх. Что я могу сделать, чтобы себе помочь?» -подумала девочка. Она посмотрела в зеркало и представила, что стоит на краю пропасти. Ей было страшно, она боялась упасть. Она представила, что это вовсе не пропасть, а лишь небольшая расщелина и ей нужно сделать один только шаг. Она смотрела вперед, подумала, что это ее будущее и прыгнула. Получилось! Ей стало хорошо. Она поверила, что может победить страх, все в ее руках.

С тех пор девочка стала хорошо учиться, у нее появилось много друзей.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, люди интуитивно тянутся к знаниям, заложенным в сказках. В последние годы сказки и притчи стали применять в качестве психотерапевтического вмешательства во внутреннюю картину мира человека. Они помогают разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

Тексты сказок, как мы уже отметили, вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения нервных расстройств соматических заболеваний.

Статья учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского

Георгиевского района Ставропольского края

Цыганковой Тамары Алексадровны

«Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей»

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»


А.Эйнштейн

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в стране связано с отсутствием у молодежи четких положительных жизненных ориентиров. Зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Молодежь можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, что подтверждают частые примеры детской жестокости по отношению друг другу, к близким людям, животным. Мы всё чаще замечаем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем, родителями, обществом и государством в целом. Таким образом, нашей основной целью является как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера, такие как доброта, порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие и др.

К средствам приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к русской народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. В нравственном воспитании детей очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Приобщение детей к русской народной культуре через изучение русских народных сказок способствует развитию у учащихся патриотических чувств и духовности. Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного и младшего школьного периода и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Передовые русские педагоги, такие как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Они ценили в сказках народность и национальный характер, отмечали прямую взаимосвязь между простотой, непосредственностью народного творчества и такими же свойствами детской психологии. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народная сказка - это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания - все то, что хотелось им сохранить и передать. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. А ведь влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать жанровые особенности сказки как жанра. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Второй важной характеристикой сказки является увлекательность сюжета - образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность облегчает восприятие сказки детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными.

Язык и стиль русских народных сказок характеризуют невероятная музыкальность, поэтичность, образность, мелодичность, остроумие, искрометность, фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Работа со сказкой также имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности.

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Бытовые сказки - это самые настоящие сатирические народные произведения. Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев. Бытовые сказки учат нас тому, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. («Репка», «Барин и мужик», «Каша из топора», «Курочка ряба» и др.)

Сказки о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы. Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – "свой парень", но трусоват и беззащитен. Сказки о животных – это настоящая летопись человеческих отношений. («Теремок», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка» и др.)

Волшебные сказки – это огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Волшебными они называются потому, что все происходящее в этой разновидности сказок фантастично и значительно по задаче: её герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил : Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы . В борьбе он становится ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье. («Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Волшебное кольцо» и др.).

Все сказки, независимо от типа, учат детей любить свою семью, строить семейные отношения («Волк и семеро козлят», «Морозко»), («Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»); не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, («Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»); бороться с ленью, жадностью, скупостью, глупостью («Лиса и журавль», «Зимовье зверей»); решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда («Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»); побеждать зло добром («Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол»). Помимо этого, сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Таким образом, знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста со сказками позволит им приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Русская народная сказка - это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Сказки учат нас понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Приобщение детей к русской народной культуре через изучение русских народных сказок способствует развитию у каждого из них патриотических чувств и духовности.

Что такое сказка? Сказка – это нравоучительный рассказ с элементами вымысла, фантазии. Хорошая сказка та, где выдумка является лишь оболочкой, под которой прячется чудесная житейская истина, разумная мысль.

Сказка – это, в общем-то, забава. Но во времена глубокой древности сказка имела другое значение, была, как предполагают, эпическим повествованием

о всемогущих существах, богах и их борьбе. С утратой важного смысла (когда народ стал забывать свои языческие верования), она утратила свой прежний стихотворный склад, в основном сказки – в прозе, но следы мерного склада сохранились, особенно в так называемых «присказках» («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»).

Народные сказки имеют огромное значение в жизни каждого человека и целого народа. Важная роль сказок заключается в том, что они являются ценным хранилищем всего пережитого, зеркалом, навсегда сохранившим отражение былой жизни.

Сохранению материала жизни народа, его мировоззрению мы обязаны изустным сказаниям народа, его сказкам, песням, легендам. Насколько большое значение имеют эти жемчужины, показывает необычайная живучесть их, переживших века, и в целом виде дошедших до наших дней.

Сказки, сказания содержали в себе настолько много общечеловеческого, имели в основе столько общих взглядов, что кочевали от одного народа к другому и всюду пускали глубокие корни, культивируясь на новом месте сообразно местным взглядам, условиям и привычкам.

Главная заслуга сказки заключается в том, что она во все времена на стороне всего правильного, справедливого, доброго. И в то же время сказка — непримиримый «боец» со злом, лихом, ложью, агрессией. Сказка ненавязчиво рассказывает о важных этических категориях – добре и зле.

Русские народные сказки — первооснова русской культуры, русской литературы.

Ценность сказок в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Русская народная сказка – это верная помощница в вырабатывании языковых и речевых навыков человека. Эпитеты, обороты речи из сказок с их классическим и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании. Сказки расширяют кругозор человека, дают возможность увеличить словарный запас.

На сказку возложена важная миссия – воспитание подрастающего поколения.