Картина "Демон" Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.
Доска — гранит, барельеф; скульптор И. П. Кавалеридзе, архитектор Р. П. Быкова; открыта в 1962.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Михаил Александрович Врубель. Роза

Михаил Александрович Врубель. Белый ирис

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящийВ «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

Михаил Александрович Врубель. Голова демона

Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2)

Михаил Александрович Врубель. Демон летящий

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,

Демон у монастря

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

Сирень

Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)

Михаил Александрович Врубель. Гадалка

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь. 1900, 93×142 см.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров.

Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

Михаил Александрович Врубель. ПанВ имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана»

Михаил Александрович Врубель. ВалькирияХозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Волхова 1

Морская царица

Демон десятый. Демон - Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

Михаил Александрович Врубель. Демон

Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей

Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила - ангела смерти.

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим


Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел "в одном флаконе"

Демон одиннадцатый - вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон. 1899, 430×138 см.

Михаил Александрович Врубель. Демон поверженныйУ этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. 1885

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Демоны когда-то принесли ему славу, благодаря его «Демонам» им восхищаются и сегодня. Но почему сам художник в конце жизни считал эти картины своим бременем, почему тяготился ими и страдал от них? И почему после многих «демонических лет» он все же вернулся к Писанию?

Демон. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. И каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» - в нем уже лишь злоба и холод. Знобит от его взгляда. «Верится, что Князь мира позировал ему, - говорил Александр Бенуа. - Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться к пропасти».

Искусство - вот наша религия

Надгробный плач. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
1887

Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. По заказу он писал Христа, в свободное же время, для себя, обращался совсем к другому герою.

Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам - Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. И сам Христос не был для него ни последней истиной, ни последней глубиной.

«Искусство - вот наша религия», - как-то заметил Михаил Александрович, работая над одной из захвативших его картин. «Впрочем, - добавил, - кто знает, может, еще придется умилиться». Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей.

Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды».

Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах.

Сирень. 1900. Разгар «демонического периода» Врубеля. Даже нежные цветы затягивают зрителя в воронку, в душный лиловый сумрак.

Поразительно легко поверх «Моления о чаше» Врубель мог написать портрет пленившей его цирковой наездницы в кисейной юбочке, лишь потому что под рукой не оказалось чистого холста.

И в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины - Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно.

И в ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных.

Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви. Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты. Слишком отличались они от традиционной иконописи. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось. Он не написал Христа, но напишет Демона.

Галерея демонов

Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета - юридический и историко-филологический, причем оба с золотой медалью, говорил на восьми языках.

Врубель был франтом. На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера. Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской. Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства. Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить.

Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь шла об Эмилии Праховой.

Всем чужой

Ничего демонического во Врубеле не было, и все же, почему именно Демон? Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя? Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал - не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «…вылепленный, он только может помочь живописи». В рисунке, в живописи, в глине - развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита.

В Москве Врубель получает заказ - выполнить иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, в том числе к «Демону».

Как часто на вершине льдистой

Один меж небом и землей

Под кровом радуги огнистой

Сидел он мрачный и немой…

Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна. Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. И уже не по заказу, в Морозовском особняке, на Садово-Спасской, Врубель рисует «Демона сидящего».

На полотне - не злобный дух и не лукавый искуситель. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор.

«В лиловом цвете нет улыбки», - заметил Гёте.

Над толпой

Для Врубеля творец, художник - всегда над толпой.

Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», - жаловался Врубель Коровину.

Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его - художника - с людьми обыкновенными».

«Никакого сравнения с людьми обыкновенными» - может быть, в этом презрительном взгляде на обыкновенного человека, в стремлении утвердить себя над миром и открывается демоническое? Может быть, здесь путь к Демону?

Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни человека.

Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который и осветит, и разрешит все?

У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму.

Елизавета Караваева-Кузьмина, в историю вошедшая как мать Мария (Скобцова), написала о тех интеллигентских сборищах и брожениях, о которых знала не понаслышке:

«Помню одно из первых наших посещений “Башни” Вячеслава Иванова. Вся Россия спит. Полночь. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Мы не успели ещё со всеми поздороваться, а уже Мережковский кричит моему мужу: “С кем Вы - с Христом или с антихристом?!” И спор продолжается. Всё наружу, всё почти бесстыдно.

По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь.

Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска».

Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Пища, которая не насыщает.

Шестикрылый Серафим. 1904. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» - это Врубель напишет своей жене, Надежде Забеле, почти в конце своей жизни, находясь в психиатрической больнице.

Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие.

После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому - легче.

Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. «Принцесса Грёза» - вечная мечта художников о прекрасном. И «Микула Селянинович» - сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.

«Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось, - вспоминал Коровин. - Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни».

Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела.

Она стала музой композитора Римского-Корсакова и исполняла партии Снегурочки, Царевны Лебеди, Волховы.

И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах.

90 раз Забела пела Морскую Царевну, и 90 раз Врубель присутствовал на спектакле.

Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм.

То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия.

Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».

В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный - соль русской земли.

Знак судьбы

И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план - тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней?

И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.

Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения.

Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы.

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот…» - скажет Врубель после похорон своего сына, Саввы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.

Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь».

Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель - франт и эстет, для которого последняя истина - в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством - заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы.

Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена.

Культивируется новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.

Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и, вообще все человеческое.

…И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества.

Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины:

«Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их».

В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Все. Человеческое здесь невозможно.

В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны.

В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек.

Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений.

Пройдет не так много лет - и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, громовым раскатом прогремит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»

Это позже. А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности.

Помрачение

Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство только после романтизма. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда был образ зла и тьмы.

Голова пророка. 1905 год. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не
с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни.

XVIII-XIX век. В искусстве - эпоха романтизма с изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов - и у Байрона, и у Лермонтова.

Врубель - наследник этой традиции.

В свое время Лермонтов относительно легко отделался от своего демонического героя.

И этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался - стихами!

У Врубеля все сложилось куда трагичнее. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Князя мира сего вновь полностью владеет художником. Демон ищет своего нового воплощения.

В декабре 1901 года появляется другая картина - «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.

Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу:

«Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками…»

Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, - своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело - метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания.

Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона».

В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. Вспоминает Александр Бенуа:

«Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель “дописывал” свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее».

Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим.

После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам. И, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника.

А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом.

Просветление

В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «…а сам бедный Миша теперь весь в прыщах, красных пятнах, без зубов».

Это внешне. А внутри - мукой купленное просветление.

Врубель окончательно расстается со своими демонами.

В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного.

«За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», - пишет Врубель на обороте этой картины.

Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля.

Пророк. Поздняя работа Врубеля

Теперь основные его работы посвящены теме пророка: «Шестикрылый Серафим», «Голова Пророка», «Видение Иезекииля».

«Шестикрылый серафим» - ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение:

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы…

Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания. Оно начинается с очищения и обновления.

Много личного для Врубеля в картине «Голова Пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный. Он смотрит на мир не с ненавистью и презрением, как некогда «Демон поверженный», а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. Поистине мукой купленное просветление.

Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. “Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”».

Можно отнести эти признания к нездоровому состоянию психики Врубеля. А, может быть, здесь истинное и горькое сожаление о том, что к нему как к художнику столь поздно пришло прозрение; о том, что он тратил свой несомненный дар на возвеличивание пустоты.

Последние четыре года Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович это очень любил.

Врубель - тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой - разрушением души.

На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи». Вряд ли как заклинателей. Это не химеры Нотр-Дам-де-Пари. Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь.

Возможно, и в нашем сегодняшнем мире стоит задуматься над его завещанием. О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений, о том, что самовозвеличивание рано или поздно оборачивается падением, и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но наполняет мир разочарованием и отчаянием.

Благодарим издательство «Белый город» за предоставленные репродукции

Данный текст доступен в формате электронной книги.

Даже люди, не разбирающиеся в искусстве, не могут не знать "Демона" Врубеля. Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.

История создания

"Демон" Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История "Демона" Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову - жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

Описание картины

"Демон" Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.

Цветовая гамма

"Демон" Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Анализ картины

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон - это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.

Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.

Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.

Критика

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад - в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье - вот главные заслуги художника.

Скульптура

Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них - это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента. Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.

А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.

Демон и Тамара

Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара» - это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры - так считал художник. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.

Летящий

На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» - картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.

Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным. Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто. Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.

Поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Демоны в творчестве

У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон - это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Влияние на последователей

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899. (Pinterest)


После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902. (Pinterest)

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.

Михаил Врубель. (Pinterest)


В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902. (Pinterest)


Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Как ни грустно об этом говорить, но многие гениальные люди при жизни не были оценены по достоинству. Из книг по истории можно сделать вывод, что прошлое было довольно жестокое и в какой-то степени дикое. Так, множество архитекторов, художников, философов или писателей были примером позора для граждан. Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали. Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить. Работами восхищаются, вдохновляются, а порой и просто не могут отвести глаз от такого совершенства.

Михаил Врубель - художник девятнадцатого-двадцатого веков

5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Через несколько десятков лет он прославился на всю Российскую империю, причем в разных жанрах искусства. Талантливый мужчина показал прекрасные результаты в графике, скульптуре и театре. Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. Он подарил миру непревзойденные фрески, чудесные полотна и книжные иллюстрации. Врубеля считали очень сложным человеком и художником. В то время не каждый смог бы разгадать суть его картин или понять, что значат изгибы его скульптур.

С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, его отец решил, что молодой человек должен поступить на юридический факультет в университет Санкт-Петербурга. В то время Михаил был совершенно равнодушен к данной науке и пошел учиться только из-за воли Врубеля-старшего. Он увлекался философией Канта, посещал спектакли, влюбляясь в театральных актрис, спорил об искусстве и постоянно рисовал. Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте.

Жизнь великого художника

Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. В этот период Михаил учился в Императорской Академии художеств и создавал свои первые шедевры. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. Картины М.А. Врубеля настолько покорили преподавателей и гостей Академии, что через некоторое время профессор Прахов пригласил Михаила в Киев. Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Он создал непревзойденные настенные росписи, изобразил Богоматерь с младенцем, Кирилла, Христа и Афанасия.

Кроме этого, великий художник сделал эскизы, предназначенные для реставрации Владимирского собора. В конечном итоге Михаил проработал в Киеве около пяти лет и стал намного мудрее, усерднее и талант свой развил до следующего этапа творчества. После 1889 года художник изменил свои работы, чего только стоит картина, которую часто в народе называют «Демон Врубеля».

Дальнейшая работа в сфере искусства

Около трех лет великий художник занимался прикладным искусством. Этот период называют Абрамцевским. Вкратце охарактеризовать работу Михаила Врубеля можно по следующим достижениям: им был создан проект фасада дома Мамонтова и скульптура «Маска льва».

Так или иначе, для многих живопись - это основная сфера, в которой работал Михаил Врубель. Картины его были с глубоким смыслом, который каждый человек трактовал их по-своему. Талантливый художник никогда не обращал внимания на рамки и правила, он творил и достигал по-настоящему великолепных результатов. Михаилу в годы молодости уже смело поручали огромные проекты, так как заказчики были уверены в их роскошном и быстром выполнении.

Врубель работал с лучшими мастерами своего дела и архитекторами, среди которых ярко выделялся Федор Шехтель. Вместе они оформляли легендарный особняк Саввы Морозова. Нельзя не отметить, что Михаил также принимал участие в выставках, участвовал в оформлении спектаклей и даже однажды уехал на гастроли с труппой Русской частной оперы Мамонтова.

Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Он пытался подражать ему и порой выражал эмоции, таившиеся в его душе, на холстах своих непревзойденных картин. Михаил Александрович был сильной личностью и пытался каждой своей работе придать трагизм, стойкость. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Многие ценители искусства пытались объяснить, что же представляет собой данное изображение, какой смысл оно несет и что именно хотел передать автор этими мазками.

Картина «Демон»

«Демон» Врубеля - это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Суть ее в том, что благородная личность выступает за сторону добра, но ничего не может поделать с силами тьмы. Зло все равно побеждает, оно затягивает бессильного и управляет им в корыстных, мерзких целях. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. У первого демон - это не создатель зла, а лишь его порождение, и Михаил Александрович это прекрасно понимает. Он пытается изобразить контраст цветов на холсте, чтобы каждый увидевший картину сразу и безоговорочно понял, где зло, а где добро. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля - это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. Конечно же, каждый человек сам решает, что могущественней, и некоторые утверждают, что автор отдает предпочтение силам тьмы.

Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Он сильный, мощный, уверенный, и по воле событий у него нет выбора. Герой должен созерцать происходящее. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, - обхватив колени руками). Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора, и он наблюдает, как возникает демон. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно, и от этого он кажется еще более устрашающим. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он устал, обессилел, подавлен… Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека.

Суть «Демона» в творчестве Врубеля

Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах. Также можно увидеть потрясающий пейзаж, который некоторым может показаться причудливым, но в этом его и прелесть. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей совершенно разный вид при разном освещении. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво.

Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. А он таков: демон - это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть. Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках, и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Именно такой была тема картины художника, именно в таком направлении он работал последние свои годы творчества. Возможно, поэтому живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью; умелым сочетанием красок и фона.

История создания картин «Демон»

Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович детально изучил творчество Лермонтова. К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон. Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Только в 1917 г. картина поступила в музей. Через некоторое время она стала привлекать к себе внимание, а сегодня считается настоящим шедевром. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон». Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Удивительно то, что разница в их написании - девять лет. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. За ней последовала новая работа. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель - «Демон летящий».

Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Таким образом автор хотел передать, что постепенно чистая душа захватывается злом и нечистью. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины. Важно, что Врубель точно понимал, Считается, что дьявол - это рогатое, коварное существо, способное переманить человека на свою сторону. Что же касается демона - то это энергия, способная захватить душу. которая обрекает человека на вечную борьбу, которая не закончится ни на небе, ни на земле. Именно это и хотел донести до публики Врубель. «Демон летящий» - отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем.

Демон поверженный

Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный». Врубель закончил ее к 1902 году, и она стала последней в данной тематике. Выполнена работа маслом на холсте. В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате. На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью. Демон поверженный - это воплощение зла и красоты одновременно. Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия. Лицо Врубеля за работой постоянно изменялось, как будто он видел новые фрагменты одного фильма, потерявшиеся и перепутавшиеся в его памяти. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. Удивительно то, что Лермонтов написал шесть вариантов своей поэмы и считал, что ни один из них нельзя считать законченным. Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. Примерно тоже самое происходило с Врубелем. Он стремился нарисовать то, о чем понятия не имел, и каждый раз, окончив картину, художник находил неточности и пытался исправить их.

На самом деле образ зла часто встречается в работах, которые представил миру Врубель. Описание картины «Демон поверженный» сводится к тому, что в конечном итоге главный герой победил нечистую силу. Другими словами, каждый человек может бороться за себя и постоянно работать над собой, совершенствуя свои навыки, развивая и обогащая свой внутренний мир. Таким образом Михаил Александрович высказывал свое мнение о демоне и о в целом зле на планете: его можно победить, и даже нужно бороться с ним!

Картину «Демон поверженный» Врубель изобразил в уникальном стиле: с применением кристаллических граней, плоских мазков, которые были выполнены мастихином.

Болезнь великого художника


К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на земле, размышлениями о жизни и прочих философских вещах, что постепенно начал теряться в реальности. Последняя картина Врубеля - «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) - находилась в Московской галерее и была готова к выставке. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Некоторые считают, что это была особенность, благодаря которой и стал известен Михаил Врубель: картины его были продуманы до мелочей, поэтому были совершенными.

На протяжении написания автором работ окружающие все больше убеждались, что у него психическое расстройство. Чуть позже диагноз подтвердился. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Михаил Александрович однажды заявил, что он Христос, потом утверждал, что является Пушкиным; порой слышал голоса. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена.

Заболел Врубель в 1902 году. Как следствие, у него обнаружили Автор вел себя очень странно в эти годы. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву. Почему так происходило? Это объясняется тем, что лечение не помогало Врубелю, наоборот, состояние ухудшалось, и он становился таким буйным, что его едва удерживало четверо санитаров. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. В тот период у художника резко ухудшилось зрение, и он практически не мог писать, что приравнивалось к ампутации руки или ноги. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. Скончался талантливый живописец, невероятно умный, честный и справедливый мужчина в 1910 году.

Темы творчества Врубеля

На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. Врубель изображал движение, интриги, молчание и тайну. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей.

Так или иначе, всем людям будет помниться шедевр, который сотворил Михаил Врубель - «Демон», а также блок картин, связанный с поэмой русского писателя, изображающий чувства, эмоции и переживания обычного человека, которого поглощает зло и предательство, ненависть и зависть. И, конечно же, в серии данных работ представлены другие изображения.

Врубель и его демон

Известного и талантливого Врубеля посетила муза, которая и подтолкнула его на написание картины «Демон», когда он находился в Москве. Не только поэма Лермонтова стала основой для создания шедевров, но и также окружающая среда: подлость, зависть, бесчестие людей. Хороший друг Михаила Александровича - Савва Мамонтов - разрешил художнику занять на время свою студию. Отметим, что именно в честь этого светлого и преданного человека Врубель назвал своего сына.

На начальном этапе Михаил Александрович не понимал, как именно изобразить демона, с какой точностью и в облике кого. Картинка в его голове была расплывчатой и требовала доработки, поэтому в один прекрасный день он просто сел и начал экспериментировать, постоянно изменяя или поправляя свое творение. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Но всё же он считал его величавым и властным. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу.

Проанализировав творчество Лермонтова и Блока, Врубель только убедился в правдивости своих мыслей. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Но на каждой картине в образе демона наблюдалась какая-то грусть, совершенно уникальная красота. Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума. Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу - «Демон летящий», - он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми.

Во время завершения третей картины - «Демон поверженный» - Михаила Александровича переполняли разные чувства. Стоит отметить, что он был первым, кто нарушил запрет на изображение нечистой силы на холсте. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Именно поэтому данные герои были запрещены. Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя. Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Многие уверяют, что именно из-за нарушения данного запрета силы тьмы наказали Врубеля, лишив его рассудка. Но как было на самом деле, остается загадкой. И каждый человек может составить собственное видение творчества гениального живописца и его героев, выработать собственное отношение к ним. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной. Ведь всегда было и будет существовать противостояние зла и добра, света и тьмы, прекрасного и чудовищного, возвышенного и земного.