Кто написал кощея бессмертного. Кощей бессмертный

Версия-предсказание профессора Гарина

Согласно сказке о Кощее Бессмертном, смерть Кощеева - на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет.

Опуская культурно-мифологическое значение атрибутов смерти сказочного персонажа и его персональную специфику или национальную принадлежность, осмелюсь оспорить сказочную версию об игле и дубе, хотя символ иглы как орудия порчи или уничтожения чрезвычайно многогранен.

Главной иглой в наши времена стала информация, точнее - средства ее распространения. Если хотите, последнего из длинной вереницы кощеев уничтожил Интернет: первые протесты на Украине начались после призыва журналиста Мустафы Найема в социальной сети Facebook. Эта же и иные социальные сети обеспечили выход на киевский Майдан миллиона украинцев. Результат - хорошо известен и далеко не единичен: в свержении Мубарака и Каддафи неубиенные социальные сети сыграли аналогичную роль.

Я слабо верю в подковерные интриги, дворцовые перевороты (даже при отсутствии дворцов) или в допотопные версии Брутов, но отдаю себе отчет в невозможности в наши времена спрятать иглу от народа при наличии десятков миллионов компьютеров даже при ошеломляющих расходах на охранительные веб-бригады или массовое зомби-шоу.

Поэтому у меня нет сомнений в том, что смерть Кощеева - на конце иглы, та игла в виртуале, тот виртуал в мониторе, тот монитор в компьютере, тот компьютер в каждом доме, а дома расположены в городах и весях страны, которую не сберег очередной Кощей. Кощей это понимает, поэтому доступ к игле будет сильно ограничен и средств на это ограничение не будут жалеть...

Рецензии

В условиях Интернета трудно сохранить неудобную для озвучивания информацию. Разве только зомбированный верен пропаганде телеэкрана. Думаю, такие и не посещают страницы свободных интернет-журналов. Зачем, если для них вся правда в теленовостях. Но диванные патриоты это не весь народ.
Согласна с вами, уважаемый Игорь - Интернет в свободном доступе обладает невероятной силой, и ограничение Интернет свобод может привести к массовым протестам. А где протесты, там и шатка власть.

Все авторитарные режимы - это попытка остановить или заморозить время. Кощеи не понимают, что это легко было делать в первобытности или древнем Египте, но все труднее и труднее в наши дни. Конечно, до сих пор существует КНДР, но даже там, насколько мне известно, начались - пусть незначительные, - но глубинные, пока не выходящие на поверхность, подвижки. Когда приходит час "х", а он приходит неотвратимо, еще никому и никогда не удалось противостоять времени, хотя власти это всегда выгоднее, чем народу.
С Новым годом, дорогая Даная! Здоровья и счастья!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня я вас не поведу на прогулку, потому как тот, с кем нам сегодня предстоит познакомиться, не менее могуществнный колдун, а может даже и более, чем баба Яга. Так что, наливайте чай, берите свежеиспечённые в нашей печке запечным сверчком плюшки, слушайте мой рассказ и смотрите, - Чжоули махнула рукой по направлению к печке, и все, повернувшись, увидели, что на ней повисли картинки.

Думаю, все догадались, что речь пойдёт о Кощее Бессмертном. Чаще всего считается, что баба Яга и Кощей Бессмертный вроде как друзья. Однако именно баба Яга выдаёт секрет, как добратья до Кощея Бессмертного и как погубить его. Несмотря на то, что у него имя такое говорящее - Бессмертный, - смерть его существует. Она на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук, крепко прикованный цепями, висит на дубе (или зарыт под дубом), который стоит острове посреди моря-окияна.

Однако в некоторых сказках главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь.

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру

О волшебных конях мы будем говорить на других лекциях.
В другом варианте Иван не сжёг Кощея, а добил его своей палицей.

Получается, что в разных сказках речь идёт о разных Кощеях? Это нам напоминает уже ситуацию с бабой Ягой.

Какой же силой обладает Кощей?

Может превращаться в летучего змея или чёрного ворона. Так он быстро перемещается по мирам и крадёт то, что ему нравится. А нравятся ему девушки-красавицы и драгоценности. Помните у Пушкина? "Там царь Кощей над златом чахнет". Но сколько он ни перетаскал к себе красавиц, ни одна не согласилась за него замуж выйти, и даже несметные сокровища их не прельщали.

Кощей виртуозно владеет магией преобразования. Может превратить кого угодно во что угодно.

Сверхестественную силу Кощею придаёт вода. Выпивает он сразу по три ведра, и тогда разорвать 12 цепей, на которых его держат в подземелье Марьи Моревны, ему нипочём.

Обратимся теперь к самому имени этого зловредного и всесильного старика.
Старославянское слово "кошь" ("кошть") означало "сухой, тощий, худой телом". Это слово близко по значению слову "кость" и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны. Прямо ходящий скелет.

Некоторые исследователи славянских мифов считают, что образ Кощея Бессмертного и Змея Горыныча в русскимх сказках взаимозаменяемы: оба любят богатства, крадут красавиц. Но Кощей наделён и другим могуществом, которое неподвластно Змею Горынычу. Так что это всё же разные существа.

Есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Действительно, стать бессмертным мог только всемогущий маг, ну или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как Фауст.

Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.

На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный.

А что такое бессмертие? Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ - цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой - разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие - в том.

Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью.

И хоть образ Кощея Бессмертного такой неприятный, но он интересует многих исследователей славянской мифологии. Один из таких - Александр Фомич Вельтман (1800-1870) - плодовитый литератор, основатель жанра русской научной фантастики, историк, фольклорист, директор Оружейной палаты, академик. И хоть он сын шведского посланника, но стал истинным знатоком и любителем русской старины.

Ну, как? Не замёрзли от такого рассказа? Если холод пробирает, то наш чай его быстро выгонит! Так что наливайте себе ещё по чашечке, а потом бегите отдыхать. Домашнее задание будет. Как же без него?

1. Сколько степеней защиты у смерти кощеевой? Расскажите, почему именно столько.

2. Расскажите, кто или что подверглись кощеевым чарам преобразования и как эти чары были сняты.

3. А теперь пофантазируйте. Вы попали в кощеево царство. Что там увидели? Что делали?

Вопрос о том, кто же такой Кощей Бессмертный, актуален и по сей день. Народное ли это творчество или у него был прототип какой-либо исторической личности? Может быть, это вообще плод воображения всех времен и народов? И почему у этого бессмертного сказочного антигероя такое странное имя? Давайте порассуждаем обо всем этом более подробно...

Кощей Бессмертный, ты кто?

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности:

Версия первая: народный вымысел (фольклор)

Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу.

Версия вторая: реальный прототип

По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Значение его имени

Происхождение имени этого сказочного персонажа имеет филологический характер: созвучие и общая семантика с некоторыми словами, например, с кощунством. "Кощун" - это колдун. И действительно: бессмертны только всемогущие черные маги, а также люди, обратившиеся за помощью к темным силам (например,

Кроме того, в старославянском языке слово "кощь" (или "кошть") обозначает "тощий", "сухой" или "худой". Все мы помним внешний облик нашего антигероя: кожа да кости... Некоторые этимологи говорят, что его имя - это не что иное, как мифологический образ окостеневшей и промерзшей от лютых морозов природы.

Подведем итог

Давайте соберем все вышеизложенные мысли воедино. Итак, Кощей Бессмертный - это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. Хоть и маленькая, но истина!

Кощей Бессмертный - это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен. Так кто же он такой?

Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения

В славянской мифологии он имел «фамилию» Чернобогович - по отцу, Чернобогу. Тогда он не был символом зла, хотя и царствовал в Нави - это подземное царство можно считать аналогом греческого Аида и относился к сонму темных божеств. Он управлял душами (и даже телами) умерших, а также имел в подчинении множество духов. Исследователи мифов утверждают, что, несмотря на свое могущество, битв Кощей не любил и участвовал в побоище только один раз.

Перекочевав в сказочный фольклор, Кощей превратился в злого чародея - он мог быть царем, иногда просто колдуном. Как правило, он похищает красавиц.

Еще одна из его ипостасей - муж ведьмы, у которого всегда закрыты веки. Чтобы их поднять, нужна сила дюжины могучих воинов. Очевидно, из этой легенды он перекочевал в гоголевскую повесть о Вие, где получил очередное свое имя.

В любом случае фольклорный Кощей - всегда воплощение зла и антагонист, в отличие от Бабы-Яги, которая может быть и помощником героя.

Персонаж с точки зрения ученых

Знаменитый ученый Джеймс Фрезер проводит ряд параллелей между образом этого фольклорного героя и знаменитым Самсоном. Их объединяет чудесная сила и то, что их невозможно победить простым способом, а также склонность доверять женщинам. По мнению Фрезера, эти персонажи происходят из одного источника, который он, однако, не устанавливает.

Славянские этнографы видят в нем владыку Черного Солнца - символического олицетворения силы народа и его мощи, то есть скорее покровителя, чем вредителя.

Одна из самых интересных версий происхождения сказок о Кощее связана с брачными обрядами славян. Чтобы посвятить девушку в замужнюю жизнь, ее символически похищали (обычай сохранился до сих пор). Это породило некий обобщенный образ похитителя девиц, который забирал их в свое царство (что расценивалось как временная смерть), а потом возвращал в мир живых. По этой версии он также не является злым героем - только с приходом христианства, когда изменились представления славян о мире, Кощей также меняется.

1. На самом деле он не совсем бессмертный, просто смерть его в игле, которую очень трудно достать.

2. В польских и чешских сказках этот персонаж имеет рыжую бороду.

3. Его имя происходит от слова «кость», поскольку этого героя часто изображали скелетом - или очень костлявым старцем.

4. Он может превращаться в ворона.

5. Символом Кощея является его волшебный меч.

6. Будучи в целом неудачливым кавалером, однажды он познает любовь - эта история описана в былинах. Прекрасная девушка Марья отвечает колдуну взаимностью, но ее убивает вероломный жених.

7. Он может потерять свою силу, если долго живет без еды, но один глоток воды возвращает его в норму.

8. А еще Кощей может обратить в камень целое царство так же легко, как надеть лягушачью кожу на человека.

Давным-давно, в одном поселении православной Руси проживала прекрасная девица Марья Моревна. Всякий молодец, завидевший ее, оказывался пленен красотой и поражен умом ее. Не было отбоя от сватов, но каждого из них ждало разочарование, был у Марьи суженый — богатырь Никита, по прозвищу Кожемяка.

Однажды, когда был он в отъезде, защищая землю родную, несметные полчища Кащея Бессмертного, врага всего живого, вторглись в посад, сожгли все на своем пути, а женщин увели с собой. Вернувшийся вскоре Никита застал лишь пепелище и смертельно раненого защитника, который рассказал, что произошло, и почил в мире. И ничего не оставалось богатырю русскому, как идти войной на Кащея, чтобы освободить Родину свою и вернуть возлюбленную…

В далеком, 1944 году, Александр Роу, снял фильм для детей. Для нынешних и будущих поколений строителей и защитников Отечества. За основу картины он взял множество древних народных сказок и былин, которые рассказывали бабушки своим внукам. Выделить одну историю, по мотивам которой была поставлена лента нельзя. Но возможно проследить за тем, какие герои приняли участие в изложенных событиях и как все было исполнено в то сложное время.

Никита Кожемяка — главный герой этого фильма и персонаж множества сказок Руси. Его отличительной, от других богатырей, чертой была привычка в доказательство своей силы разрывать сырые бычьи кожи. Что прямо указывает на род деятельности героя в быту. В большинстве сказаний он ассоциируется с легендой о победе над Змеем, захватившем дочь князя и влюбившемся в нее. Интересно то, что возможно существовал исторический прототип Кожемяки, в свое время побивший печенежского великана. Прозвище свое он получил, когда в раздражении разорвал кожи, над которыми в тот момент работал. В этой киноленте Никита противостоял более культовому, в сравнении со Змеем (или драконом) по статусу в русских народных сказках герою — Кащею Бессмертному.

Кащей Бессмертный — главный отрицательный персонаж не только этого конкретного фильма, но и великого множества русских поверий и сказаний. Характерные тонкости особенностей этого героя заключаются по большей части в том, что сердце (оно же и смерть его) хранится отдельно от самого Кащея. Зачастую сердце представляет собой иглу, хранящуюся в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, висящем на дубе, а дуб тот на таинственном острове (чаще — Буяне). Переломив иглу и только так можно одолеть могущественного врага. Здесь же, сердце Кащея хранится в яблоке, напоминающем по виду странной формы кондитерское мучное изделие. Яблоко это черное. Висит оно в закрытом черном цветке, на черном дереве, растущем на черной же скале. Только воин без страха в сердце может заполучить черную булку, ибо для иных цветок закрыт навсегда. Оригинальный момент в том, что разломивший яблоко человек, обращается в камень. Еще, Кащей — это могущественный колдун и воин, жадный до чужого золота. Изображается всегда в виде сухого, отталкивающей внешности старика. Зачастую источник жизненных сил злодея — чистая и холодная колодезная вода, кою пить он может целыми ведрами. В одном из самых известных сказаниях, изначально Кащей содержался в заточении в подземелье некоей Марьи Моревны.

Марья Моревна — главный женский персонаж фильма. Упоминания о ней можно встретить в нескольких сказках. Прекрасная королевна-воительница в данном случае простая деревенская красавица. Впрочем, судя по знакам внимания оказываемых целой толпой прислужниц и прочего люда, происходит девица из знатного рода. Но армией способной защитить от налета темных сил не обладает. Похищенная Кащеем, часть фильма Марья притворяется спящей красавицей, просыпающейся, когда на ее палец надевается волшебное кольцо с прозрачным драгоценным камнем, или же в случае смерти чародея, ее пленившего. Нужно особое внимание уделить вышеозначенному кольцу. Существует, по меньшей мере, две его копии и выяснить полные магические свойства их, по данной картине, возможным не представилось. Но помимо восстановления жизненных сил и пробуждения от летаргического сна колечко может остановить на некоторое время водопад, скрывающий потайной выход из башни Кащея. Любопытно, что использовать его можно только один раз, так как для достижения эффекта артефакт нужно выкинуть в пропасть. Собственно перстень — один из нескольких магических предметов, фигурирующих в фильме. Наряду с ковром-самолетом и шляпкой галюциногенного гриба — мухомора. Последняя была подарена Никите Кожемяке эпизодическим персонажем старичком сам-с-перст.

Старичок сам-с-перст не всегда положительный герой русских сказок. Обладает магическими силами и внушительной физической силой, несмотря на малый рост. В этом фильме ему назначена небольшая роль дарителя шапки-неведимки, представляющей собой шляпку большого красного мухомора. Что любопытно, при снятии оной с собственной головы, старичок в ту же секунду сгенерировал себе новую. Среди прочих возможностей сам-с-перст наглядно продемонстрировал умение показывать в водной глади события, произошедшие на его глазах. Возможно, это как-то связано с последствиями приема сырых грибов внутрь. Шапка-невидимка понадобилась главным героям неоднократно, но была утеряна по неосторожности, безвозвратно для потомков. Например, Никита использовал этот предмет для спасения Булата-балагура.

Булат-балагур — друг и главный помощник Кожемяки. Достоверных данных об этом персонаже сказок нет. Известно, что его собирались казнить в какой-то далекой мусульманской стране за попытку кражи ковра-самолета. По его словам, вышеуказанный ковер был необходим Булату для того, чтобы добраться в царство тьмы и собственноручно свернуть шею Кащею Бессмертному, поработившему в числе прочих и его Родину. Однако ответы и тон их на вопросы судьи наводят на мысль, что Балагур мог лукавить и волшебный ковер был нужен ему в тайных и личных целях. После чудесного спасения Никитой из рук палача, преисполненный чувством благодарности он помогает тому расправиться со злобствующими персонажами фильма.

Таким образом, сюжет ленты проходится быстрым шагом по древнерусскому фольклору, надолго нигде не задерживаясь. В этом можно видеть как плюсы, так и минусы. Возможные достоинства — оригинальность и даже где-то уникальность получившегося произведения, а недостатки в обрывочности повествования. Реализован же и воплощен в жизнь сценарий был, по тем временам, просто великолепно. Пусть не было сверкающих осколками и переливающихся взрывов, масштабных побоищ и реалистичных полетов. Зато были красивые и навевающие ностальгическую атмосферу по детству декорации и родные пейзажи. И пусть в Александре Ширшове с трудом угадывался былинный богатырь. Зато Георгий Милляр — стопроцентный Кащей!

В итоге, у режиссера Александра Роу, получилась сумбурная киносказка, повествующая о богатыре, поборовшем злодея и получившем в награду не только прекрасную возлюбленную, но и мир на родной земле. Это кино, погружающее даже взрослого в волшебную атмосферу сказочности, где действуют простые и справедливые законы, и за просмотром которого время пролетает незаметно. На фильмах Александра Роу росло не одно поколение и можно точно сказать, что они ничуть не хуже, блистающих спецэффектами современных фэнтези-лент.