Может ли близкий родственник быть крестным. Как выбрать крестных родителей

Письмо читателя:

Близкий друг предложил мне стать крестным у его ребенка. Я не знаю, потяну ли. Что мне нужно для того, чтобы стать крестным? Слышал, что просто так, «с улицы», прийти и крестить ребенка нельзя…

Андрей

Почему не стоит отказываться быть крестным

Что делать, если вас попросили стать крестным ребенка, а вы не чувствуете себя к этому готовым? Какие причины вашего отказа можно считать объективными, а какие — порождение ваших страхов и комплексов, с которыми еще надо разобраться? И должен ли крестный потом всю жизнь опекать своего крестника? На эти вопросы «Фоме» отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).

— Отец Федор, что бы Вы ответили на это письмо?

— Знаете, я хотел бы ответить не только на это письмо. Подобные «я боюсь!», «я не потяну!» я слышу от многих людей, которые вдруг столкнулись с необходимостью… сделать выбор! Вот так — в наше время парадоксальным образом уже сам факт того, что какой-то человек сам сделал выбор, сам взял на себя ответственность, достоин назваться уникальным. Мне в ответ на подобные письма хочется спросить: что же стало с нами? Да ведь мы же (многие из нас по крайней мере) каждый вечер в молитве Иоанна Златоуста просим Бога избавить нас от малодушия, просим даровать нам великодушие.

И вот, ты каждый день об этом просишь, и, наконец, Господь призывает тебя: родился мальчик или девочка, и на тебя пал выбор помочь ребенку приблизиться к Господу. И что? Ты скажешь: «Нет, Господи»? В той же молитве сказано: «Господи, в покаянии приими мя». Почему Иоанн Златоуст так говорит? Потому что Бог может и не принять. А вдруг Он скажет: «Нет, Я не готов. Я не хочу. Сколько можно тебя прощать»? Мы же не хотим, чтобы Господь сказал нам «нет»!

Если мы в таких ситуациях будем отказываться, получается, мы приходим в храм как потребители: нам нужно прощение грехов, успокоение своей совести. Но в какой-то момент Господь нас вызывает: «Теперь и ты потрудись, послужи немножко делу Моей Церкви». А мы этот вызов пропускаем: «Ой, я боюсь, я не могу! Ой, кто я такой? Ой, у меня не получится!»

Надо понимать, что никто из нас никогда полностью не готов ни к одному служению в Церкви. Но любое такое служение, в том числе и служение крестного, осуществляется с помощью Божьей. А мы что? А мы сетуем: нет уж, я не готов — вместо того, чтобы сказать: я сделаю все, чтобы не пропустить этот вызов, я возьму на себя ответственность и быстро «дорасту» до того служения, которое Бог мне предлагает.

— И все же, к чему надо быть готовым человеку, который собирается стать крестным?

— Например, к тому, что в подростковом возрасте его крестник снимет с себя крестик и откажется ходить в храм. Надо быть к этому готовым, потому что и Господь к этому готов. Человеческая свобода — это то, что философ Николай Лосский назвал божественным риском. Бог, оставляя пространство человеческой свободы, в котором даже Он не властен, осознанно идет на риск, ведь человек волен от Него отказаться.

Крестному, как и всякому родителю, надо понимать, что христианство — это личная встреча человека с Богом. Бог обращается не к народу, не к семье или социуму. Он обращается лично к каждому человеку. Но тот в своей свободе может сказать: нет, я не хочу, мне некогда, имей мя отреченна (Лк 14:19). И Бог к этому готов. Он ждет. Пока человек жив, надежда не потеряна.

Недавно у нас принял Крещение отец нашей прихожанки. Совсем пожилой человек, он всю жизнь был воинствующим атеистом. Всегда был против хождения дочери в церковь, спорил, ругался. Но когда тяжело заболел и понял, что жизнь заканчивается, сам попросил: «Позови священника, хочу креститься». Она своим ушам не поверила. Так что и для наших крестников, которые когда-то ходили в воскресную школу, а потом ушли из храма, еще не все потеряно. Семя вечной жизни в них посеяно.

Кстати, в таинстве Крещения есть чудные слова, когда священник, указывая на новокрещеного, говорит: «Господи, Ты дал ему власть вечной жизни». В данном случае власть — это свободная воля. То есть Бог уготовал ему вечную жизнь, а взять у Него или нет этот дар -— решать самому человеку. Не маме, не папе, не крестному, не духовнику. И пока человек жив, он всегда может вернуться к Богу, как бы ни отпадал от Него.

А мы должны делать то, что зависит от нас — проповедовать. И крестник —первый объект нашей проповеди.

— Но если крестник не хочет нас слушать, если он отказывается ходить в храм, как в такой ситуации должен вести себя крестный?

— Если крестник не богохульствует, нужно продолжать звать его в храм, к себе в гости, на какие-то мероприятия, разговаривать с ним, может быть, даже полемизировать, потому что обычно молодой человек увлечен какими-то очень простыми идеями.

У нас был юноша, крещеный и выросший в нашем храме, который совершил подряд много дурных поступков и после этого объявил матери, что больше не верует. Он с ней спорит, с жаром выкладывает свои аргументы, а она отвечает: «Сыночек, лет 35 назад, когда я училась в советской школе, я днями и ночами думала над этими аргументами. И для меня все эти вопросы были еще тогда решены». Можно сказать: «Ну, вспомни, ты же ходил в храм, ездил в православный лагерь, ходил в воскресную школу. Что лучше: как было там или сейчас, когда ты гуляешь по вечерам в непонятной компании?» Ладно, пока, может быть, второе нравится больше, но кто знает, что будет через 40 лет.

Помню разговор с одной женщиной. Однажды захожу в храм, а она сидит на скамейке, глаза мокрые. Спрашивает: «Можно с Вами поговорить?» И рассказывает, что в детстве ходила в храм, в воскресную школу, у ее семьи был даже духовный отец, и она с ним общалась, советовалась. А потом выросла, закрутил водоворот светской жизни, и она пустилась во все тяжкие. А тут зашла в храм, и настигла память детства. И стало очевидно, что правда — здесь, в Церкви. И она вернулась к церковной жизни. А перерыв был лет в пятнадцать, и, думаю, всем ее воцерковленным знакомым казалось, что надеяться уже не на что.

— Если человек стал крестным, не осознав, какую ответственность на себя берет, а потом сам пришел в Церковь и понял: надо что-то делать?

— Нужно появиться в семье своего крестника, напомнить о своем существовании и начать хоть что-то делать. Прежде всего, начать за него молиться. А самому крестнику подарить Евангелие и попробовать прочитать с ним какой-то отрывок. Попытаться зацепиться за то произведение русской литературы, которое он сейчас проходит в школе. Скажем, если это «Преступление и наказание», его вообще нельзя понять, не прочитав Евангелие. Поговорите об этом и оставьте ему почитать эту Книгу. Пригласите его в какую-нибудь поездку, сходите с ним в музей, на спектакль. Надо с чего-то начинать, а дальше все может быть очень по-разному.

Конечно, бывают ситуации, когда сами родители не отпускают ребенка в храм… У меня был друг, который рос в семье не просто нецерковной, а именно атеистической. Мать была переводчицей у кого-то из членов ЦК, а отец жутким циником. Но отец очень любил оперное и хоровое пение, прекрасно разбирался в нем и имел уникальную коллекцию пластинок. И вот однажды, чтобы показать своему сыну-подростку, как может звучать хороший хор в аутентичном пространстве, он повел его в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где пел знаменитый хор Свешникова. Он-то привел сына послушать хор, а мальчик уверовал. И в доме началась лютая война. Матери это было поперек карьеры, а отцу просто поперек души. Ребенка и били, и не пускали в храм, а он связывал простыни, спускался по ним с третьего этажа и сбегал на службу. И отстоял свое право быть верующим: окончил семинарию, стал священником. Встреча с Богом произошла вопреки всему.

Я до сих пор помню свое ощущение храма, куда привела меня в детстве крестная. Да, было тяжело, душно, непонятно, но я чувствовал, что происходит что-то чрезвычайно важное, что-то святое. А ведь крестная могла бы сказать: «Родители у него неверующие, отец вообще некрещеный, ну что я сделаю? Подарю-ка я ему иконку — и все». Но она пошла по другому пути, стала надо мной трудиться.

— А если родители ребенка сами верующие, воцерковленные люди — насколько в таком случае велика роль крестного?

— Воспитать ребенка верующим христианином даже двум верующим родителям бывает трудно, потому что уровень соблазна, который сейчас предлагает жизнь, значительно выше, чем в предыдущие эпохи. Мы знаем много детей прекрасных родителей-христиан, которые отторгают христианскую жизнь. Какими бы ни были родители, вера — это личная встреча человека с Богом. Даже у величайшего пророка древности Самуила дети выросли никуда не годные.

Но дать человеку попробовать «на вкус», что такое жизнь в Церкви, должны и родители, и крестные. Пока он еще молодой, чистый, цельный, пока он тот самый ребенок, о которых Господь говорит: таковых есть Царствие Божие (Лк 18:16), пока для его души естественно познавать Бога.

Потом он вырастет и, может быть, на какое-то время — или даже навсегда — уйдет из Церкви. Но все-таки у него останется память о том, какова она, благодать Божия. И, возможно, когда и нас уже не будет в живых, в очередной кризисный момент своей жизни он все переоценит и вернется. А если не дать ребенку опыта церковной жизни, его памяти не за что будет зацепиться, у него не будет ориентира, чтобы в момент отчаяния, боли найти дорогу к Дому.

Достаточно ли только молиться за крестника?

— Отец Федор, а у Вас есть образец настоящего крестного родителя? Что это за человек?

— У меня перед глазами пример моей собственной крестной. Когда мне было 9 лет, папа по просьбе знакомых помог ей перевезти мебель. В квартире у нее он увидел иконы и сказал: «Мы подумываем крестить дочку и сына, не хотите ли стать крестной?» При этом сам папа был некрещеным, а мама, хотя ее и крестили в детстве, была чрезвычайно далека от церковной жизни. Вера Алексеевна согласилась, но взяла с отца обещание не мешать ей выполнять ее обязанности. Не понимая, во что он ввязывается, папа кивнул. И началось.

Раза три в год Вера Алексеевна звонила и говорила: «В воскресенье я беру Аню и Федю, мы едем с ними в храм, не кормите их с утра». И возила нас в храм, а после службы доставала из сумки термос и бутерброды и кормила нас. Понимали мы тогда что-то? Вряд ли. Скорее ныли, что от стояния на службе спину ломит.

Крестная подарила мне молитвослов в бумажном переплете и подчеркнула в нем молитвы «Царю Небесный», «Отче наш» и «Богородице Дево». Через некоторое время она спросила: «Молитвы читаешь?». Я соврал, что читаю, хотя дома у нас никто не молился, и сам я тоже этого не делал. Но крестная взяла молитвослов и сказала: «Врешь. Если бы ты читал, обложка была бы замятая». Мне стало стыдно, и с тех самых пор я по сей день читаю утренние молитвы.

Именно ее твердость сотворила то, что я лично воспринимаю как чудо: мы с сестрой, дети из далекой от Церкви семьи, обрели Бога, нашли смысл, вокруг которого выстроилась и продолжает строиться наша жизнь.

Как я потом узнал, у Веры Алексеевны, не имевшей своих детей, было около тридцати крестников. Трое стали священниками, и практически все пришли в Церковь. Крестная устраивала рождественские и пасхальные праздники, где говорили о Церкви и вере, читали стихи русских поэтов о Боге. Это было, конечно, удивительным апостольским служением в советское время.

— Сегодня у многих церковных людей тоже по 10, 20, 30 крестников. Но столько внимания уделять им крестным в силу занятости просто не удается.

— К сожалению, это и моя беда. Многие мои одноклассники, зная, что я священник, просили меня быть крестным их детей. И часть из них, несмотря на все мои уговоры, не водили детей в храм, пока те были маленькими. А я и живу далеко, и у меня самого восемь детей — я был так занят, что просто не мог заниматься крестниками. Конечно, я себя сейчас просто оправдываю. А на самом деле я чувствую свою вину и каюсь.

— Но Вы ведь наверняка ежедневно поминаете всех своих крестников в молитве. Или этого недостаточно?

— Да, поминаю. И конечно, не надо недооценивать силу молитвы. Мой крестный отец, священник, служил в Торжке, поэтому никак не мог мной заниматься. И хотя я считаю, что своим приходом в Церковь обязан главным образом своей крестной, думаю, немалую роль в этом сыграли и его молитвы. Но молитвенный труд, подкрепленный каким-то действием, безусловно, лучше.

Конечно, если семья вашего крестника — церковная, родители сами ходят с ним в храм, молятся, читают Евангелие и стараются жить по нему. Очень много моих крестников и крестниц живут именно в таких семьях, а я молюсь за них, и душа за них не болит, как за детей из нецерковных семей. И тем не менее я все равно хотел бы больше участвовать в жизни своих крестных детей.

«Каждый крестный может восполнить свои пробелы в духовной жизни — и начать действовать»

— Как происходит общение с будущими крестными в Вашем храме?

— У нас есть несколько вариантов просветительских бесед. Первый — это минимум, без которого мы не допускаем до участия в таинстве Крещения. Он состоит из трех бесед, которые проводит катехизатор.

Второй — это 14-15 бесед, которые мы проводим каждый понедельник вечером. Такие курсы — они называются «Открытие веры» — проходят у нас два раза в год: с октября по Рождество и с конца января по пасхальный период. На них священники рассказывают об основах веры, о православных обрядах, о христианской культуре. И надо сказать, очень многие из тех, кто уже давно крещен и даже участвует в церковной жизни, с интересом ходят на эти курсы, потому что чувствуют большое количество пробелов в своем знании. Мы предлагаем эти курсы всем, в том числе и крестным, и те, кто серьезно относится к своей новой роли и считает, что трех бесед им недостаточно, ходят их послушать.

А еще у нас есть воскресные беседы для взрослых. Чаще всего их посещают родители, которые приводят своих детей в воскресную школу, а сами в это время слушают лекцию. Но могут, конечно, и будущие крестные.

— Вы уже много лет проводите беседы для крестных. На Ваш взгляд, меняются ли приходящие к Вам люди с течением времени?

— Перемены, наверное, соответствуют тем общим переменам, которые происходят в народе. С одной стороны, по-прежнему есть люди, которые участвуют в крещении только потому, что их попросили, а в остальном: «Отстаньте от меня, что за глупость вы придумали, 15 лет назад я был крестным, и от меня ничего не требовали». И ищут храм, где бы не совершались эти обязательные три беседы — такой вот цинизм.

Но, с другой стороны, сегодня много людей, которые относятся к вопросу крещения серьезно, которые понимают, что это — служение, накладывающее на них определенные обязательства, и которые, я надеюсь, будут хорошими крестными.

И надо сказать, изменились вопросы, которые мне задают. Все больше людей, которых интересуют не обрядовая сторона Православия, не купола и колокола, посты и праздники — вещи хорошие, но все же второстепенные, внешние — а суть христианской веры. Что такое первородный грех? Какое отношение падение Адама и Евы имеет лично ко мне? Что такое богочеловечество Иисуса Христа? Что такое спасение? Что такое Церковь? Как соотносится святость Церкви с тем, что они порой видят благодаря нашим грехам. Что такое таинства, Евхаристия, Тело и Кровь Христовы? Все это очень серьезные вопросы, и людей, задающих их, стало значительно больше. Они испытывают духовный голод, и мы должны пытаться его утолить.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать?

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта "Татьянин День ".

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

— Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми . Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестной матери. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…

Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания - младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного - одно из многих. Но вот батюшка приглашает - пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность - не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм - событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные - люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Крест носите?

— Молитвы читаете?

— Евангелие читаете?

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой - на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада - шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.

Крестный - по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение - это духовное рождение человека . Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами - «хранители веры и благочестия» - называет Церковь восприемников . А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он - не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние - два основных условия соединения с Богом . Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? - спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах . Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный - о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей - кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами - молитвой, умением прощать, способностью любить Бога . А плюшевые зайчики размером со слонов - это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда - тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и - молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще - в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец - водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и - молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце - редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога - можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям - образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще - да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя - я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть - глас Божий - свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей ?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, - сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько - Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Многим кажется, что выбрать крестных родителей для своего малыша очень просто, но так кажется только на первый взгляд. На самом деле все не так.

Нужно понимать, что крестные родители должны отвечать за своего крестника перед Богом. Они отвечают за его нравственность и духовное воспитание. Крестные родители - это не только хорошие друзья, родственники или хорошо обеспечены в материальном плане знакомые - это те люди, которым вы доверяете воспитание своего малыша, это те люди, которые смогут у ребенка завоевать авторитет, и смогут стать для него хорошим примером, духовными родителями. Крестные родители - это те люди, на которых вы сможете всегда положиться в трудную минуту.

Таинство крещения в жизни человека занимает очень важное место, так как это второе рождение человека, его духовное рождение. В на крестных родителей возлагается очень большая ответственность, ответственность за духовное воспитание своего крестника (восприемника). По этой причине крестных при выборе крестных нужно руководствоваться тем, чтобы эти люди были верующими и имели высокие моральные качества.

Крестными родителями для ребенка не могут быть:

  • Родители самого ребенка, а также люди, состоящие между собой в кровном родстве;
  • Монахини и монахи;
  • Неверующие люди;
  • Иноверцы, и не только нехристиане, но и инославные;
  • Малолетние (девочки в возрасте до 13 лет, а мальчики до 15).
  • Особы, которые состоят в браке или особы, которые собираются заключить брак, так как в дальнейшем крестные родители одного ребенка не могут между собой иметь интимных отношений, ведь они состоят в духовном родстве.
  • Душевнобольные люди и люди, падшие нравственно.

Что входит в обязанности крестных родителей

Обязанности крестных родителей совсем не такие, какими они себе их представляют. Многие крестные считают, что их обязанность - одаривать ребенка подарками в день Ангела, день рождение и в другие праздники, проведывать время от времени своего крестника (крестницу), поддерживать хорошие отношения с родителями малыша. Конечно же, все это тоже должно присутствовать, но это далеко не самое важное. Крестным нужно проводить с малышом время читая, играя, рассуждая о нравственности, любви, добре. Они должны научить своего крестника моральным ценностям, которые должен иметь каждый верующий человек. Перед тем, как выбрать крестных родителей для своего чада, задайте себе мысленно вопрос: «этот человек будет молиться за моего малыша?». Да, ведь именно молитва о крестнике является главной обязанностью крестного родителя. Крестных лучше всего выбирать среди близких людей или среди родственников, это должны быть люди, проверенные годами, чтобы после проведения обряда крестин они не исчезли на длительное время. Крестные родители должны осознавать, что на себя они возлагают большую ответственность, забота и опека о крестнике должны являться их желанием.

Крестные родители обязательно должны быть верующими православными людьми, они должны серьезно относиться к своей духовной жизни. Их призвание - заботиться о том, чтобы малыш посещал церковь, причащался, постился.

Сколько у ребенка может быть пар крестных?

Христианская церковь гласит о том, что у ребенка должен быть один восприемник, но обязательно такого же пола, что и сам крещаемый. У девочки обязательно должна быть крестная мама, а у мальчика - крестный папа. Но чаще всего у ребенка есть оба крестных родителя. Также один ребенок может иметь больше, нежели одну пару крестных родителей. Но родители должны понимать, что чем меньше крестных у малыша, тем более ответственно и серьезно они будут относиться к своим обязанностям.

Что нужно иметь крестным во время обряда крещения

  • Крестная мать должна иметь крестильную одежду и , которую она покупает заранее;
  • Крестный отец должен иметь нательный крестик, также ему положено оплатить обряд;
  • Крестные родители должны на себе иметь нательный крестик, так как без него к Таинству их не допустят;
  • Крестные должны знать молитву «Верую» (желательно наизусть, а если же нет, то хотя бы уметь прочесть ее).

Сколько раз на протяжении жизни человек может быть крестным?

Православная церковь не имеет четкого определения по поводу этого вопроса. Самое важное, чтобы человек, который соглашается быть восприемником, помнил, что он берет на себя большую ответственность и отвечает за своего крестника перед Богом. Мера данной ответственности и способна определить сколько раз за свою жизнь человек может брать на себя такую обязанность. У каждого человека эта мера индивидуальна.

Говорят, что если нельзя отказываться от предложения стать крестными родителями. По этой причине, чтобы избежать неприятного исхода, лучше всего для начала поинтересоваться у предполагаемой кандидатуры, есть ли желание крестить вашего малыша.

Еще с древней Руси в нашей стране появилась традиция крестить детей, при этом не предоставляя им возможность выбора другой веры.

Таким образом, в России большинство граждан придерживаются православной веры.

Для того чтобы крестить ребенка, необходимо выбрать крестных родителей. А православная церковь строго устанавливает требования, кто может быть крестными родителями, поэтому эти правила важно знать и соблюдать.

Само таинство выполняется непосредственно в церкви . Возрастных ограничений для вступления в православие нет, поэтому данный обряд может быть совершен человеком в любом возрасте.

Но по русским обычаям родители новорожденных стараются крестить своих детей в первый год жизни. Таким образом, они предоставляют своего малыша под защиту Всевышнего.

В процессе обряда крещения должны присутствовать крестные родители. Ими считаются люди, находящиеся в духовной близости с крестником. Они должны быть наставниками ребенка в будущем.

При этом считается, что совсем не обязательно, чтобы родителя было два. Достаточно одного, но при этом для мальчиков должен быть крестным папа, а для девочек крестная мама.

Присутствие родных родителей в церкви не обязательно, но если ребенок маленький, то ему намного будет спокойнее в незнакомом месте находиться вблизи со своими родными.

В процессе крещения крестный родитель должен держать ребенка и находиться постоянно с ним рядом. Если малыш маленький, то его полностью окунают в святую воду.

Если человек уже взрослый, то он просто должен окунуться головой три раза в святую воду. После купания ребенка крестный родитель должен взять на руки, вытереть и надеть новую одежду.

Перед тем как выбирать крестных родителей для своего ребенка, а также соглашаться стать для кого-то крестным, важно понимать саму суть этого обряда и дальнейшие свои обязанности по отношению к крестнику.

Нельзя просто присутствовать на обряде, а потом забыть о той ответственности перед ребенком, которая возложена верой.

Само крещение называют вторым рождением человека. В этот момент рождается его духовный мир. Так как вера подразумевает, что после смерти жизнь души не заканчивается, то находясь в человеческом теле, она не должна накапливать в себе грехи.

Именно поэтому церковь накладывает на крестных родителей следующие обязанности:

Проблема многих семей в современном мире заключается в том, что их дети проходят обряд крещения, но фактически они не видят в семье воплощения христианских идей.

Если семья не приобщена к вере, а тем более, если нарушаются основные заповеди, ребенку будет намного сложнее воспринять жизнь, соответствуя этим заповедям.

Большинство церквей сейчас не совершает обряд крещения, пока крестные родители не пройдут специальные курсы.

Данная мера создана для того, чтобы люди осознавали всю ответственность данного шага и смогли отказаться до того, как вступят в свои обязанности перед Всевышним.

После окончания курсов люди становятся действительно готовы к таинству, и они понимают, что должны делать после крещения на протяжении всей своей жизни.

Зная все обязанности, возлагаемые на крестных, нужно выбрать тех людей, которые больше всего подходят для их исполнения.

Но также важно учитывать и определенные моменты:

  1. Вероисповедание самих крестных.
  2. Родственная связь с будущим крестником.
  3. Родственная связь между самими крестными.
  4. Особые периоды у женщин.
  5. Возраст крестных.

Чтобы учитывать эти особенности, нужно знать, кто не может быть крестными по церковным законам :

Также часто встает вопрос и о том, можно ли быть беременной на таинстве крещения? Церковь не запрещает вход женщинам, носящим ребенка под сердцем, а также не ставит запрет становиться крестной мамой.

Зная все эти особенности, а также свой близкий круг друзей и родных бывает достаточно сложно остановить свой выбор на ком-то.

Очень часто получается так, что среди возможных вариантов крестных родителей оказываются одни и те же люди для многих родственников и друзей.

Поэтому получается так, что одному и тому же человеку часто предлагают стать крестным несколько раз у различных детей.

И возникают два главных вопроса:

Именно поэтому важны курсы для крестных родителей, организуемые сейчас многими церквями. Потому что, несмотря на то, что в 2019 году все больше становится модным крестить ребенка, а также назначать ему влиятельных крестных родителей, забывается самое важное, это суть самого крещения.

Не так важен финансовый статус назначенного крестного родителя, сколько его образ жизни, который должен соответствовать библейским заветам.

Крестный родитель должен являться духовным наставником и всем своим примером показывать своему крестнику, как надо жить и какие духовные принципы необходимо соблюдать в любых ситуациях.

Также важно знать, что нельзя поменять крестных после совершения обряда крещения . Выбранные родители становятся ими на всю жизнь. Иногда бывает и так, что после крещения крестный родитель сильно изменил свой образ жизни в худшем направлении.

Но в этом случае сам крестник и его родители должны молиться за избавление крестного родителя от грехов и пытаться поставить его на правильный путь.

Отказаться от такого крестного родителя не вправе никто . Осуществить повторно крещение невозможно. Поэтому очень важно выбирать надежных крестных наставников своим детям.

Однако в случаях, когда крестный родитель отказался от православия, принял другую веру либо стал атеистом, то такой священный союз будет считаться расторгнутым.

Аналогично можно расценить и те случаи, когда крестный родитель опустился до самых запретных грехов, которые запрещены Заветами.

В этом случае подразумевается, что этот человек не желает сам жить по заветам Библии, а также не хочет быть примером для своего крестника.

В этом случае родные родители могут попросить других благочестивых людей взять на попечение духовный образ жизни их ребенка. Об этой ситуации обязательно нужно сообщить святому отцу до совершения самого обряда.

Многие крестные родители любят баловать своих крестников дорогими подарками, чтобы завоевать их расположение к себе и приблизить духовно.

Но нужно понимать, что не в этом назначение крестных родителей. Не по размеру кошелька родные родители должны выбирать крестных.

Самыми лучшими подарками, о которых упоминает церковь, являются:

Именно так должны выглядеть подарки крестных родителей своим крестникам. Но помимо этого церковь не запрещает дарить и иные подарки, которые будут радовать ребенка. Но все же главный акцент должен быть сделан на духовное воспитание крестника.

Также считается, что самой важной датой для дарования являются именины ангела хранителя крестника. Во время таинства крещения человек, принимающий православие, получает второе имя.

Оно может совпадать с его настоящим именем, если это имя есть в православной книге имен. А если имя отсутствует, то ребенку будет назначено иное имя из данной книги.

Каждое такое имя имеет дату именин . Если у выбранного имени имеется несколько дат в течение года, когда отмечаются именины, выбирается дата, наиболее близкая ко дню рождения православного человека. Именно в эту дату крестные родители должны одарить своего крестника.

Зная все нюансы таинства, а также требования церкви к крестным родителям, важно очень ответственно подойти к выбору крестного родителя.

Лучше сделать им ответственного родственника, чем влиятельного друга семьи . Потому что финансовые ценности в этом случае не важны так, как духовные.

Видео: Крестные родители. Обязанности крестного. Крещение в церкви

Нашей малышке уже исполнился год, когда мы решили её окрестить. Долго не могли определиться с крёстными, потому что понятия не имели, по каким критериям их следует выбирать. Прояснилось всё после похода к батюшке в храм, где мы собирались крестить Сонечку. Отец Алексий подсказал, кто может быть крестными родителями, а кому не разрешено, а я расскажу вам, чтобы вы не теряли время.

Крещение в любом возрасте ознаменует духовное рождение, становится днём установления опеки Ангела-хранителя над человеком. Мысли и мотивы людей, принимающих участие в обряде, должны быть полны искренности и чистоты, поэтому выбор крёстных родителей для ребёнка должен быть осознанным и сочетаться с правилами православной церкви.

Кто подходит на роль крёстных

  • Ответственность перед Богом в момент крещение несут и настоящие родители, и крёстные, поэтому важным моментом является искренняя вера родителей во Христе, подкреплённая ведением полноценной церковной жизни. Именно они дают православные обеты вместо ребёнка. Кроме того, крестные родители должны знать Символ веры и быть готовы в дальнейшем заняться духовным воспитанием маленького человечка.
  • Если есть возможность пригласить только одного крёстного, предпочтительнее выбрать человека того же пола, что и ребёнок (у мальчика – мужчина, у девочки – женщина), но никто не запрещает женщине крестить мальчика или мужчине девочку.
  • Беременность и отсутствие кольца на пальце и штампа в паспорте дают женщинам возможность стать крёстными мамами и у мальчиков, и у девочек.

Кому запрещается быть крёстным

  • Отпавшие от православной церкви верующие, представители других конфессий, атеисты не могут становиться крёстными родителями.
  • Собственно, родители ребёнка, в отличие от остальных родственников, не могут взять на себя роль крёстных.
  • Супругам и паре, собирающейся вступить в брак, запрещается быть крёстными одного малыша.
  • Восприемниками нельзя стать монахам и монахиням. В Древней Руси такого церковного правила не было, и они становились крёстными отцами многих князей и представителей царских династий. Спустя многие годы появилось правило, запрещающее это действо, дабы не вовлекались монахи в мирские дела.
  • Люди, не достигшие совершеннолетия, сами ещё мало-что понимают как в плане жизни, так и духовных знаний. Кроме того, в случае гибели родителей, они не смогут взять на себя ответственность за малыша.
  • Люди, окутавшие себя развратом.
  • Женщинам в период менструаций лучше воздержаться от крещенских обрядов.
  • Не стоит брать в качестве крёстным незнакомых или малознакомых людей.
  • Не подходят на роль восприемников недееспособные, страдающие психическими расстройствами люди, явные нарушители Божьих заповедей, преступники и люди в состоянии алкогольного опьянения.

Любой из указанных случаев считается достаточным основанием для отказа в проведении крещенского обряда. Конечно, кто может запретить вам кое-что недоговорить, но разве оно того стоит? Вы ведь идёте в храм не для того, чтобы обманывать священника, а чтобы связать судьбу своего ребёнка с двумя достойными людьми.

Для скольких малышей можно стать крёстным

Чёткого руководства в этом плане нет: количество крещений зависит напрямую от желания человека. Хотите – будет один, хотите – хоть десять. При этом не стоит забывать, что обеты, приносимые пред Богом, нерушимы и предусматривают ответственность за духовное будущее и моральный облик маленького христианина. За взятые обязательства придётся отвечать на протяжении всего жизненного пути.

Околоцерковный миф гласит: крёстная мать, давая обеты за второго ребёнка, «снимает крест» с первого. Церковь категорически не согласна, приводя пример с рождением ещё одного ребёнка. Мать, у которой появляется второе дитя, не отказывается от первого. Аналогичная ситуация с крёстной: будучи хоть четырежды восприемницей, за каждого из детей она отвечает в равной степени. Достаточно сложно уделять время всем крестникам, поэтому обдумайте, кто может быть крёстными родителями ребёнка, хватит ли у человека сил, энергии и времени, и только после этого предлагайте столь ответственный пост.

Немного полезной информации о крещении

  1. После совершения Крещенского Таинства, кадровые перестановки сделать невозможно: крёстный и крёстная у ребёнка одни и на всю жизнь, даже если человек исчез или отошёл от церкви.
  2. Обязательным является присутствие крёстных родителей на церковной процедуре крещения. Крайние случаи предусматривают совершение Таинства без крёстных родителей.

Подводим итоги

Не стоит выбирать на роль крёстного человека, понятия не имеющего о церковных традициях. Главная его обязанность в обучения основам религии маленького христианина, а чему научит тот, кто сам ничего не знает?

Безрассудно принимать ответственность за воспитание в традициях православной веры ребёнка, чьи отец и мать невоцерковлены и изменять порядок вещей не собираются, также не придавая значения духовному воспитанию ребёнка и обучению его основам религии.

Принимая приглашение стать крёстным отцом или матерью малыша, чьи родители поддерживают идею православного крещения своего чада и готовы приобщиться в церкви, прежде принесения собственных обетов стоит взять с них обещания следовать Заповедям, каждый день молиться за ребёнка, посещать службы и храмы, пытаться ежедневно совершать причащения. Посоветуйте родителям заранее посетить занятия воскресной школы или уроки кахетизации, чтобы понять, настолько серьёзно их стремление войти в православную церковь, не рассматривают ли они Таинство Крещения в качестве традиции прошлого, некого магического обряда.