Общие русские бани: мужчины и женщины в русской бане.

Каждый год в Чистый четверг, в канун Пасхи, православные смывают с себя накопившиеся грехи. Принято считать, что поход в баню в этот день — исконная отечественная традиция, которой русские следуют на протяжении многих веков. На самом деле это легенда, созданная иностранцами, не бывавшими на Руси нигде, кроме Москвы и крупных городов. Лишь самые зажиточные русские люди могли позволить себе собственную баню. Большинство же парилось в русских печах, рискуя при этом угореть и пачкаясь в саже. Даже на исходе XIX века были целые губернии, где жители столетиями мылись только два раза — при рождении и после смерти. Не меньше легенд создано позднее и вокруг общественных бань в городах. Но, судя по документам, семейными номерами, например, пользовались в легендарных банях не семьи, а проститутки для приема клиентов, семейные же люди не ходили туда из боязни заразиться дурными болезнями.

"Выходят, как их Бог создал"

Правда, немалое число жителей Российской империи решали проблему выбора между баней и печью куда проще — не мылись вовсе. В 1876 году Александр II поставил во главе Минской губернии камергера В. Чарыкова. К новому месту назначения новый губернатор прибыл из Вятки, где на протяжении шести лет не без успеха управлял обширным лесным краем. Так что можно было представить себе его удивление, когда он узнал, что жители подведомственных ему отныне территорий не имеют бань, не моются в печах и никогда не купаются в реках и иных водоемах. Причин тому называлось множество. Считалось, что помещики-католики, сами не имея привычки к баням, не приучили к ним и крестьян. Возможно, дело было в постоянной тяжелой усталости, из-за которой у крестьян не хватало сил не только на то, чтобы построить баню, но и попросту натаскать воды для помывки в сенях, как это делалось в южных частях страны. Купание же в реках и озерах не было распространено и за пределами Минской губернии. Ведь купальный сезон длился с 24 июня, с Ивана Купалы, до Ильина дня — 20 июля, да к тому же вода и в это время далеко не в каждом водоеме средней полосы прогревалась выше 15-17 градусов.

Впрочем, в деревнях русских староверов, бежавших от "никоновой ереси" за пределы Московского государства, все обстояло совершенно иначе: по субботам и перед праздниками топились бани, а дети летом плескались на речных отмелях.

Камергер Чарыков решил, что гигиена прежде всего, и издал строгий указ о повсеместном строительстве бань и организации мест купания на реках, озерах и прудах. Вот только с исполнением строгого указания власти в уездах не торопились. Как правило, все уездные начальники ссылались на отсутствие средств на покупку леса и строительство бань, а также на то, что дно рек топко и крестьян никакими силами не удается загнать в воду. А вот из Пинского уезда сообщали, что и в построенные бани никто ходить не хочет, а в свое оправдание приводили местную пословицу: "Пинчук моется два раза в жизни — при рождении и по смерти". Однако губернатор настаивал на своем, и бани со скрипом, но все-таки строились. Вот только это не принесло никаких результатов. Один из врачей, инспектировавших губернию, в 1890-х писал, что, проезжая по уездам, он постоянно встречал развалины бань, построенных по приказу Чарыкова. Уцелели лишь немногие, в уездных городках, которыми пользовались присланные из великорусских губерний чиновники и учителя.

Тот же автор констатировал, что водобоязнью в Минской губернии поражены не только крестьяне, но и представители других сословий. И в качестве примера рассказывал историю вдовы священника, у которой случился колтун — волосы от отсутствия ухода спутались и превратились в паклю, которую невозможно было расчесать. Проще всего было бы остричь волосы, но, по народным поверьям, в этом случае колтун проникал в голову, так что попадья сколько могла терпела, а потом, когда волосы стали слишком тяжелы и грозили сломать шею, слегла и находилась в таком состоянии 42 года. Причем, как отмечал врач, за нею ухаживали все это время две дочери, не вышедшие замуж, чтобы ухаживать за матерью. И подобных примеров в тех местах, как утверждал автор отчета, пусть и не таких гротескных, насчитывалось множество.

Куда более эффективным средством внедрения бань в места, где их отродясь не бывало, оказался переход от рекрутского набора к срочной службе в армии. Солдаты и матросы за время службы приучались к бане и чистоте, и те из них, кто, отбыв службу, возвращался в родные места, нередко старались обзавестись собственной парильней. Но еще большую роль в распространении бань сыграл рост доходов крестьян. Ведь баня, как и в прежние времена, оставалась символом престижа и состоятельности. Из-за революции и войн процесс, правда, несколько затянулся, и во многих русских деревнях традиционные русские бани появились лишь многие десятилетия спустя — в эпоху развитого социализма.

"Эти номера — рассадники заразы"

Обзавестись собственной баней жителям городов было намного сложнее. Однако эти подданные империи всегда могли воспользоваться услугами общественных и производственных бань. Последние, при фабриках и заводах, подвергались постоянной критике прогрессивной российской общественности. Практически на всех предприятиях немалая плата за пользование баней — 5-7 копеек за сеанс — вычиталась из зарплаты рабочих, а собственники при этом норовили сэкономить на топливе или банном оборудовании, чего не случалось в частных банях. Петербургский художник М. Григорьев писал:

"При входе в вестибюль бани прежде всего бросался в глаза большой киот с лампадкой, долженствующий призвать благодать Божию на торговое дело. По бокам шли прилавки, на которых торговали вениками, мылом, губками, мочалками, полотенцами, носками, мочеными и морожеными яблоками, пряниками, леденцами, пивом, лимонадом, квасом. Тут же была расположена касса; в особых металлических футлярчиках были вложены катушки билетов, которые отрывал кассир".

Частные бани, как правило, отапливались и обслуживались гораздо лучше фабричных, но чаще всего оказывались и значительно дороже.

"Плата,— свидетельствовали петербургские бытописатели,— была по классам — 5, 10, 20, 40 копеек и семейные номера за 1 рубль. В дешевых классах (5 и 10 коп.) в раздевальнях скамьи были деревянные крашеные, одежда сдавалась старосте. В дорогих банях (20 и 40 коп.) были мягкие диваны и оттоманки в белых чехлах, верхняя одежда сдавалась на вешалку, а платье и белье не сдавались. В мыльных скамьи были деревянные, некрашеные. В семейных номерах была раздевалка с оттоманкой и мягкими стульями в белых чехлах и мыльная с полком, ванной, душем и большой деревянной скамьей".

Правда, во многих банях семейные номера назывались так чисто номинально.

"Для того чтобы можно было помыться всем семейством,— вспоминал Григорьев,— в банях были специальные номера и на вывесках писали: "Семейные бани". На самом же деле эти номера занимали проститутки со своими кавалерами да еще больные с явными признаками дурных болезней на теле. Считалось, что эти номера — рассадники заразы, и ходить в них избегали".

Состоятельные господа, как правило, предпочитали мытье с помощью банщиков:

"В дорогих классах,— свидетельствовал тот же источник,— для парения и мытья нанимали банщиков, которые были специалистами в своем деле: в их руках веник играл, сначала вежливо и нежно касаясь всех частей тела посетителя, постепенно сила удара крепчала до тех пор, пока слышались поощрительные междометия. Здесь со стороны банщика должно быть тонкое чутье, чтобы вовремя остановиться и не обидеть лежащего. Затем банщик переходил к доморощенному массажу: ребрами ладоней как бы рубил тело посетителя, затем растирал с похлопыванием и, наконец, неожиданно сильным и ловким движением приводил посетителя в сидячее положение".

Несмотря на тяготы работы, служба в бане была неплохим способом выйти в люди.

"Банщики жалованья не получали,— свидетельствовали Засосов и Пызин,— довольствовались чаевыми. Их работа была тяжелая, но в артели банщиков все же стремились попасть, так как доходы были хорошие, а работа чистая. К тому же при бане было общежитие для холостых и одиноких. Кочегары, кассиры и прачки были наемные и получали жалованье. Самое доходное место было у коридорных семейных номеров, там перепадало много чаевых за разные услуги".

Случалось, что путь от прислуживания в бане к собственному делу не всегда оказывался праведным. Петербургские бытописатели вспоминали прогремевшую в начале XX века историю кассира из бань братьев Тарасовых:

"Вначале, в молодые годы, он работал коридорным при номерах. Разбитной, очень услужливый, красивый ярославец вскоре обратил на себя внимание своей деловитостью и смышленостью и был выдвинут на должность кассира бань. Шли годы, Никита толстел и своим благообразным видом стал походить и лицом и фигурой па знаменитого композитора Глазунова. Но впоследствии было обнаружено, что сходство его с этим благородным, безупречным человеком исключительно внешнее. На самом деле он оказался большим "мазуриком": помимо билетов Тарасовых заказал рулоны собственных билетов и начал бойко ими торговать: один билет настоящий — Тарасова, другой — свой. Начала заметно уменьшаться доходность бань, а фигура кассира начала полнеть. Кассир стал одеваться по последней моде, носил булавку в галстуке и запонки с бриллиантами и двубортную золотую цепь, на одном конце ее золотые часы, а на другой золотой секундомер, необходимый ему при игре на бегах. А жалованье имел небольшое, рублей 70, и квартиру при бане с отоплением и освещением. Кроме этой аферы он делал коммерческие махинации при приемке угля и дров для бани и имел доход от поставщиков пива и лимонада. Художества его были вскрыты и доложены хозяину. Тарасов сказал: "Выгнать этого подлеца немедленно". Управляющий доложил: "У него семья, надо дать ему время пристроиться".— "Черт с ним, дайте ему срок две недели, а потом предоставить ему лошадь для вывозки имущества". Тарасов и его управляющий оказались наивными людьми: Никитка уже арендовал две бани в Петербурге, о чем ни Тарасовы, ни их управляющий ничего не знали. Собрался он в два дня, квартира у него уже была при арендуемых банях, и закатил такое новоселье с шампанским, что приглашенные только ахали".

Прогресс изменил нашу жизнь в очень многих аспектах. Разве могли люди раньше представить, что они будут совершать водные процедуры, не выходя из дома? Что когда-нибудь настанет день, когда им не придётся добираться до ближайшей бани с тазиками, мочалками, вениками и прочими принадлежностями? Сегодня большинство людей уже отказались от этого, но всё ещё есть те, кто остаётся предан старым добрым баням, пусть и не очень часто, но время от времени посещая заведения в разных уголках города в поисках самого лучшего. А можно ли сходить туда всей семьёй? Есть ли хоть одна совместная где, не таясь, могут мыться и мужчины, и женщины? А если и есть, где их искать и имеются ли какие-то особые правила для тех, кто хочет их посетить? На все эти вопросы поищем ответы вместе.

Исторический экскурс

Традиция делать отдельные бани для представителей разных полов далеко не нова. Уже тогда, когда люди поняли различие между мужчинами и женщинами, они стали заниматься своим туалетом в присутствии представителей только своего пола, дабы избежать конфуза. В банях обычно делали несколько залов, одни отдавались в распоряжение мужчин, другие - женщин. А в могли назначать время, в которое должны были приходить представители только одного пола.

Совместная баня (мужчин и женщин туда впускали одновременно) была скорее необходимостью, чем прихотью: например, не было возможности организовать отдельные «помывочные сеансы» для мужчин и женщин. Сегодня же, когда функция бани несколько изменилась (теперь она является скорее развлечением, чем единственной возможностью содержать себя в чистоте), представители разных полов могут свободно проводить там время вместе, необязательно даже обнажаясь донага.

А как в Европе?

Совместные общественные бани давно уже существуют в европейских странах. Правда, там есть одно очень важное правило: никаких купальников и плавок, потому что при такой температуре, которая стоит в парилке, ткань будет препятствовать испарению лишней жидкости с тела, тем самым провоцируя перегрев. Кто знает, чем это может закончиться? Возможно, именно из-за этого на Западе люди не стесняются своей наготы в такой ситуации, прекрасно понимая, что последствия могут быть далеко не самые приятные.

В России да и в постсоветских странах люди не настолько раскрепощённые, поэтому в совместные ходят в том, в чём купаются в море. Сложно сказать, важнее ли забота о здоровье или же о чувстве прекрасного окружающих, да и всё же общество накладывает определённые рамки, из-за которых мы очень неловко чувствуем себя, когда обнажены сами или окружены обнажёнными людьми, неважно, знакомыми или нет. В любом случае традиции России в этом плане существенно отличаются от западных.

"Варшавские бани"

Итак, перейдём к конкретике. Понятно, что совместная баня в Москве далеко не одна, более того, большое количество комплексов сегодня предлагают снять отдельную сауну, где могут одновременно находиться представители разных полов, это уже зависит от самого заказчика. Одно из заведений, где это доступно, - «Варшавские бани», находящиеся на Варшавском шоссе, 34.

Клиенты отмечают, что там отличная не только сама баня, но и ресторан, находящийся при ней. Для аренды доступны залы разной вместимости, оформленные в разных стилях. Кроме того, комплекс предлагает аренду простыней, так что даже самым стеснительным не придётся краснеть при представителях другого пола.

"Царицынские бани"

Зарекомендовали себя и «Царицынские бани», находящиеся на одноимённой станции метро, по улице Луганской, 10. Этот комплекс, кроме всего прочего, устраивает особые сеансы для натуристов - людей совсем уже без комплексов. В кабинках на 6-8 человек можно проводить три часа (учитывая специфику сеанса, женщины в совместной бане в Москве заплатят всего 800 рублей вместо обычных 1300 для этой бани). Как и во многих других подобных заведениях, доступны ресторан и бар.

А из того, что обычно больше интересует любителей бань, доступны купель, душевые кабинки, кабинки с переворачивающимися бочками холодной воды. Судя по отзывам, «Царицынские бани» - одни из лучших в столице, так что пожалеть об их посещении не придётся.

"Б-69"

«Б-69» - это удивительный островок спокойствия и умиротворения в центре шумной столицы. Правда, это скорее сауна, чем совместная Адрес её - улица Вавилова, 69, станция метро «Профсоюзная». Цены там, конечно, не очень демократичные, но отдельным плюсом является наличие двух совершенно разноплановых залов - греческого, оформленного в духе античности, и африканского, с присущей этому континенту дикарской простотой. Как и в большинстве бань, здесь есть ресторан и бар, но можно приходить и со своей едой. Гости могут воспользоваться услугами массажистов, покурить кальян и насладиться ароматерапией.

"Воронцовские бани"

Легендарные «Воронцовские бани» (Воронцовский переулок, 5/7, стр.1), к сожалению, не дают возможности мужчинам и женщинам мыться вместе, но с радостью предоставляют представителем обоих полов в аренду сауны вместимостью до шести человек. К плюсам здесь можно ещё отнести и то, что комплекс работает круглосуточно, так что и те, кто не ложится до рассвета, и те, кто на этом самом рассвете просыпается и уже хочет отдохнуть в приятной атмосфере, могут насладиться этим местом.

Единственное условие - арендовать комнату на время больше двух часов, за что придётся заплатить от трёх до шести тысяч рублей в зависимости от наличия в конкретной сауне бассейна и вместимости парилки.

"Сандуновские бани"

Завсегдатаи практически поголовно советуют ещё одно поистине легендарное заведение - «Сандуновские бани». Адрес заведения: Неглинная, 14, стр. 3-7. Как и в большинстве других комплексов, здесь имеются отдельные разряды (они же залы) для мужчин и женщин. Возможность отдохнуть вместе представителям обоих полов предоставляется в отдельных номерных банях разной вместимости. Тут номерные бани также работают круглосуточно. Цена их, как уже понятно, зависит от вместимости: за компанию из четверых человек заплатить придётся 4000 рублей за час, а для максимально большой, из десяти человек, - семь или восемь тысяч. Можно смело говорить о том, что это едва ли не самая популярная совместная баня в Москве. Отзывы об этом месте самые положительные, причём как об отдельных, так и об общих разрядах, поэтому «Сандуны», как эту баню называют в народе, - один из комплексов, практически обязательных для посещения.

"Лефортовские бани"

Совместная баня мужчин и женщин в чистом виде в Москве встречается очень редко - обычно это всё же отдельные разряды, доступные для аренды. Такую услугу предлагают и «Лефортовские бани», находящиеся на Лефортовском Валу, 9а. Здесь, правда, есть свои особенности: сдаваемые номерные отделения и сауны вмещают от четырёх до шести человек, а платить за них нужно, исходя из количества гостей: по 600 рублей с человека за час, причём минимальная цена - 1200, то есть как за двух человек. Кроме того, можно также арендовать и двухместный номер за 1200 рублей в час.

И самым большим бонусом является возможность «оккупировать» целую русскую парилку, в которой вместится целых тридцать человек, - это отличный вариант для того, чтобы провести масштабное торжество, корпоратив, например. Согласно отзывам, кроме стандартных веников, простыней и шапок тут предлагаются и мёд, и травы, и различные виды массажей.

Не только в Москве!

Но вы же не думаете, что совместный поход в баню возможен только в Москве? Другие города ничем не хуже! Например, Северная столица предлагает "Банный клуб", работающий, к сожалению, пока только с середины вторника до утра среды, с четырёх до шести. Находится это заведение на улице Лоцманской, 20, добираться придётся от или от "Нарвской". Интересная и система оплаты: до семи вечера дамы проходят бесплатно, потом платят 300 рублей; мужчины же с четырёх до полуночи платят 1000, а если пришли уже в среду, то 300.

Правилами запрещено употребление алкоголя и наркотиков, а за непотребное отношение к дамам и удалить могут. Кроме того, проводятся специальные программы с мастер-классами и тренингами, в которых могут поучаствовать все присутствующие. Правда, в общем отделении придётся ходить в купальном костюме, халате или простыне, но само ощущение нахождения в бане перекрывает эту неприятность для любителей обнажённой натуры.

Общие правила

Не имеет значения, предпочитаете ли вы обычные, раздельные или совместные бани. Мужчины, женщины в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и во всех городах должны придерживаться определённых правил.

Понятно, что ходить в баню при онкологических заболеваниях и беременности строго запрещается. Но вот о том, что перед походом в парилку рекомендуется принять душ, правда, без гелей и мыла, которые снимут жировую плёнку с тела и затруднят потовыделение, знают немногие. Никакого алкоголя: его влияние под воздействием теплоты только усилится. В самой парилке нужно укрывать голову, особенно если волосы влажные, иначе на сосуды мозга будет оказываться дополнительная нагрузка. А после парилки рекомендуется уже холодный душ или традиционное для России обтирание снегом: контраст температур только усилит целебный эффект бани. Самое же главное правило: ни в коем случае не испытывать себя - при малейших признаках дискомфорта нужно покинуть парилку и отдохнуть от жара.

Моральная сторона вопроса

Ещё хотелось бы отметить, что совместная баня в Москве - явление скорее камерное, чем распространённое. Да и менталитет постсоветских государств, о чём уже говорилось выше, очень сильно отличается от европейского. Очень вероятно, что со временем ситуация изменится и рамки стыда немного расширятся. А с другой стороны, возникает вопрос о чувстве прекрасного: у всех ведь разное отношение к человеческому телу, и вряд ли возможно оказаться в компании, где все всех будут устраивать. Кроме того, к походам в баню могут присоединяться и люди старшего поколения, совместное нахождение рядом с которыми неглиже кажется совершенно неприемлемым. Поэтому вопрос совместных бань ещё долго будет обсуждаться. Можно привести аргументы как за, так и против, но выбор остаётся за каждым посетителем бани.

Разные виды бань

Выше говорилось о том, что самые разные виды приватных отделений может предложить совместная баня в этих разных заведений позволит вам выбрать, где именно хорошо провести время.

Русская баня - самая известная и одна из стариннейших. Её особенность в том, что раскалённые камни поливаются водой, из-за чего возникает влажный пар. В финской же сауне (кстати, в переводе «сауна» и означает «баня») система, в общем-то, такая же, но иное устройство печи, и камни поливаются гораздо реже, именно поэтому пар там не такой влажный. Интересный вариант - японская баня, больше похожая на нашу ванну: человек погружается по грудь в бочку, наполненную водой температурой 45 градусов, отогреваясь там.

Существуют ещё и сухие бани. Попариться можно в опилках, нагретых до 60 градусов, пропитанных специальными маслами. А можно и воспользоваться специальным мешком, наполненным травами или берёзовыми листьями. Ещё древние учёные отмечали пользу песочной бани, которая встречается нам чаще в форме детской игры - то, что дети закапывают взрослых в песок, оказывает положительный эффект на их организм. Авиценна советовал совмещать такую баню с арбузом: ягода окажет мочегонный эффект, но лишняя жидкость будет выводиться из организма с потом, который активно станет впитывать песок.

Именно поэтому не стоит зацикливаться на какой-то одной бане, лучше поэкспериментировать, чтобы выбрать нечто самое-самое лучшее.

В заключение

Итак, совместная баня в Москве - явление пока не очень распространённое, зато аренду небольших кабинетов, где могут собраться представители разных полов, предлагают практически все банные комплексы столицы. Вопрос только в выборе места - здесь уже всё зависит от личных предпочтений и рекомендаций знакомых. Кроме того, вопрос денег также немаловажен, но обычно за поход в номерное отделение бани, обеспечивающее эту приватность, придётся отдать где-то 4000-5000 тысяч руб. в час, которые можно разделить на всех. Так что знайте, что в столице есть возможность попариться в бане даже разнополой компанией. Знайте и пользуйтесь этой отличной возможностью не только отлично провести время, но и оздоровиться.

Недавно прочитал книгу, в одной из глав которой затрагивался вопрос о нравственности. Автор утверждал, что раньше на Руси мужчины и женщины мылись в бане вместе. И это способствовало тому, что больше ценилась друг в друге не красота телесная, материальная, а красота душевная. И так же мужчины и женщины привыкали с малых лет спокойно воспринимать обнаженное тело противоположного пола.

В наше же время процветает культ «секса», и одни ему поклоняются, другие же нещадно эксплуатируют. «Вау, какая у неё грудь… или задница!» Физическая красота тоже важна, но её не надо ставить во главу угла, как это делается сейчас.

Сегодня в интернете попался отрывок из другой книги (см. ниже) в продолжении темы, мне особенно понравилось последнее письмо Шарля Массона: «… В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового...»


Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".


Совместные общественные (торговые) русские бани для мужчин и женщин испокон веков были одной из немногих отрад в тяжелой и недолгой жизни простых русских людей. Западные путешественники и дипломаты оставили немало письменных свидетельств о совместном мытье мужчин и женщин в общественных русских банях. В самой Европе к XVII -XVIII векам пуританская христианская мораль уже давно одержала верх, благодаря грандиозным пандемиям чумы и эпидемиям сифилиса, которые быстро отучили европейцев от совместного посещения бань мужчинами и женщинами. К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный поддекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чем более серьезном. Совместное посещение бань мужчинами и женщинами характерно и для финнов, которые совместно парились как в общественных банях, так и в домовых финских саунах.
Пока мы поговорим о том, как женщины и мужчины совместно посещали бани в России, и при этом умудрялись сохранять свою невинность. Итак, предоставим слово тем, кто своими глазами видел, как мужчины и женщины совместно моются в общественных банях. Барон Августин Майерберг, посол августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, писал в 1661 году:
«В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнёю. Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие» [Майерберг А.,1874]. Будущий революционер и первый президент (диктатор) Венесуэльской республики Франсиско де Миранда также имел честь лицезреть русских женщин в банях во время своего визита в Россию в 1786 – 1787 годах: «…Потом осмотрел мужскую баню, битком набитую голыми, в чем мать родила, людьми, и заглянул на женскую половину, где увидел ту же картину: женщины мылись, расхаживали нагишом и т. д.; две или три из них отличались прекрасными формами…
5 июня. Я пошел в баню, где лицезрел множество обнаженных людей обоего пола, которые находились тут почти вперемешку, и никто из мужчин не удосужился прикрыться в присутствии стольких Ев... Поразительнейшее явление. Видел там также нескольких одетых женщин - притом молодых! - которые подходили к мужчинам и разговаривали с ними о каких-то делах, не испытывая ни малейшего смущения, как ни в чем не бывало» [Де Миранда Ф., 2001].

Церковные и светские власти в России неоднократно пытались наложить запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами. Но когда властные запреты на Руси кем-либо соблюдались? Запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами как «в Пскове граде» содержится в «Стоглаве» – сборнике решений из 100 глав Собора 1551 года. Попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами предпринималось не раз (указ 1646 г. «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», указ Правительствующего Сената от 21 декабря 1741 года «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе» ), но никто в России не спешил менять заведенный веками уклад банной жизни. В 1782 году императрица Екатерина II ввела Устав благочиния, в котором совместное посещение бани мужчинами и женщинами в торговых банях было запрещено, а детей другого пола разрешалось брать с собой в бани лишь в возрасте до 7 лет. [Цит. по: Титов Ю.П. (ред.), 1998]. Входить на женскую половину бань дозволялось лишь служителям, врачам, художникам и их ученикам. Последующая попытка разделить мужчин и женщин в общественных банях была предпринята императрицей Екатериной II в 1782 году. Но и эта атака на исконные банные традиции, судя по приведенным ниже иллюстрациям, также не имела особенного успеха. Обычай совместного посещения бань сошел «на нет» лишь во время царствования императора Александра I (1801 – 1825 гг.). Свидетельство французского военного на русской службе Шарля Массона де Бламона о Петербургских общественных банях конца XVIII века показывает, что характер общественных русских бань не изменился и к этому времени, даже в новой российской столице - Санкт Петербурге:
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников, и, которому я не очень доверял...
Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились. С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно, и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий.

Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом, и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового...
И надо сказать правду, насколько непристойно держатся женщины, настолько же девушки сдержанны и скромны. В них от природы заложены задатки глубоких и нежных чувств. Только с трудом развращаются они под влиянием окружающей испорченности. Почти все девушки обладают природным умом и прелестью; их глаза, ноги и руки не оставляют желать лучшего; в них есть та непринужденность, тот вкус к нарядам и приятность в разговорах, которые встречаются только у француженок. Присущая женщинам стыдливость притупляется как благодаря привычке к такому обращению с мужчинами, так и благодаря совместному посещению бань с детства»
[Массон Ш., 1996].

18.01.2013

Замечательные целительные свойства банных процедур известны издавна. Из оздоровительной и гигиенической процедуры она превратилась в особый традиционный ритуал. Банные обычаи у каждого народа свои, но их объединяет всеобщее стремление людей к животворной энергии воды, которая как в виде пара, в горячем и в холодном состоянии исцеляет душу и тело.

Свадебная баня сопровождалась песнопениями и обязательными обрядовыми ритуалами

Самые первые бани создала сама природа. Водоемы, которые подогревались горячими термальными ключами - были и купальней, и парной. В странах, где таких источников не было, пар образовывали тем, что лили воду на раскаленные на огне камни. О благотворном влиянии бани на организм человека знают практически все народы мира.

На Руси вся жизнь человека была связана с баней. В бане человек рождался, в бане искал исцеления и очищения души и тела. По народному поверью, если больному не помогла даже баня, то ему уже ничто не поможет.

Банные традиции

Бани на Руси были неотъемлемой частью жизни людей. Никакое важное событие в жизни человека не обходилось без бани. Поэтому и сложились особые банные традиции и обряды. Баню почитали, уважали и любили. Туда шли, чтобы освободится от всего, что нарушает целостность тела и души, используя целебную силу жара и воды. В баню ходили каждую неделю, перед праздниками, перед венчанием и после свадьбы, в бане рождались и уходили из жизни.

Банные традиции предписывают, что перед свадьбой подруги невесты обязательно должны парить ее в бане. А на второй день после свадьбы отправляли в баню париться молодых, чтобы обеспечить им счастливую жизнь и многочисленное потомство. Вся свадебная банная процедура сопровождалась песнопениями и прочими обязательными традиционными обрядовыми ритуалами. С банным духом связан обрядовый хлеб, которым благословляют молодых. Название его говорит само за себя – «банник». Столовые приборы, зашивают в скатерть и отдают на хранение свахе. На второй день это угощенье отдается молодым, они едят его без присутствия посторонних, после посещения бани.

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться чертей

Также бани натапливались в случае болезни. Баня излечивает практически все болезни, поэтому все хвори и недомогания люди лечили в ней и восстанавливали жизненные силы.

У каждой бани есть своя духовная сущность, хранитель и хозяин бани. Он строго следит за соблюдением правил поведения в бане. Нарушивших правила нещадно карает, а для соблюдающих его законы становится лекарем и духом-охранителем, оберегает от несчастий и берет под свою защиту. На Руси его звали банник, лазьник, баенник, байношко.

Все стараются расположить к себе банника, приносят ему угощение – ржаной хлеб с солью. Просят разрешения принять банные процедуры, а после них благодарят. Когда выстраивали баню, преподносили банному духу подарок, черную курицу, которую приносили в жертву и закапывали под порогом бани.

Баня была самым удобным местом для гадания

Считалось, кто вышел из бани обновленным, тот угодил хозяину бани. А кто вышел вялым, с больной головой – что-то да сделал не так, как положено. О болезни, неизвестно откуда взявшейся говорят: «Из бани вынес». Банник показывается крайне редко в виде лохматого старика. Он обожает тепло, поэтому живет за печкой, а когда сердится, прячется под полок. Он невидим благодаря шапке-невидимке.

Банник всегда давал защиту роженицам. Мать и дитя охранял банный дух, но все же, ее никогда не оставляли одну, боясь подмены ребенка.

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться леших, домовых, овинников, как правило, их именовали одним словом «черти».

Знатным лекарем считался «банник», все верили, что не только жар и пар помогает, но и способности банного духа. Также домовой бани всегда принимал участие в Святочных гаданиях. В народе верили, что он может предсказывать судьбу. А баня с ее духами была самым удобным местом для гаданий, в ней также обучали колдовству и приворотам.

Девушки на Святки гадали в бане на суженого. Брали землю из-под девяти столбов, бросали на печку и приговаривали: «Банничек, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?». Ночью в полночь подходили к открытым дверям бани, заворачивали подол платья на голову и приговаривали: «Мужик богатый, хлопни по заду рукой мохнатой», и ждали прикосновения. Если банник касался голой рукой – будет бедный жених, если мохнатой – богатый, мокрой – будет пьяницей, а не дотронется – жениха не жди.

В банях незамужние девицы могли делать приворот на жениха. Брали хворостину от веника, клали на порог, для того, чтобы ее переступил суженый. После, на самом высоком месте в парной привязывали ее. По поверьям, после того, как хворостина высохнет – жених будет сохнуть по девушке.

Также девушки гадали с помощью зеркала. Ставили одну девицу в центр круга, вокруг нее очерчивали магический круг и призывали чертей и поочередно смотрели в зеркало. И ждали, когда черти покажут суженого. Такие гадания были чрезвычайно опасными, «нечистая сила» часто покидала очерченный круг и губила девушек.

В определенные дни в году, которые определяли по церковному календарю: накануне Пасхи, в понедельник Фоминой недели, Дмитрову субботу баню готовили для недавно умерших родственников и всех предков. Пекли обрядовый хлеб, приносили чистое белье и все, что необходимо для бани, звали попариться предков и с поклоном уходили. Также топили баню на сороковой день после смерти хозяйки или хозяина.

Традиционно на Руси использовались три разновидности , по-белому, а также баня в русской печи. Самая древняя баня по-черному. Стены ее были закопчены из-за отсутствия дымохода, отсюда и название. Она представляла собой бревенчатую избу, очень маленькую, с низким потолком. Крюки для одежды и лавки для отдыха обустраивались в предбаннике. В парной в углу имелась дровяная печь, над которой располагалось маленькое окошко и полок. Когда топили баню, дым заполнял парную и выходил в открытое окно. После того, как дрова сгорали, а весь угар выветривался, окно закрывали мокрым веником, обтирали потолок и стены от излишней копоти. Плескали на камни воду и получали отменный жар. Теперь можно париться, лежа на полке, хлестать себя веником, делая несколько заходов в парную, а в перерывах выходить на свежий воздух, окунаться в снег или воду. Мылись тоже в бане, в лохани или поливая на себя из ковша. Банька по-черному была самой распространенной на Руси, так как строилась очень легко, за считанные дни. Банька по-черному оказывает на организм человека более сильное воздействие, чем другие виды бань, температура в ней выше и жар держится дольше.

Гораздо позднее появилась . В ней имелся дымоход и более совершенное устройство печи. Дым уже не попадал в помещение, а выходил наружу через печную трубу. Заслонку в печи закрывали после того, как прогорали угли, и приступали к банной процедуре. На раскаленные камни плескали воду, травяные настои, квас. А дальше все, как и в баньке по-черному.

Также была распространена баня в печи. Устья печей в то время имели очень широкие своды. После приготовления еды, прогоревшие угли полностью выгребались, стены обтирались от излишней копоти и сажи, и парная была готова. Человеку помогали забраться внутрь с помощью широкой деревянной лопаты, подавали ему лоханку с водой и веник, и закрывали заслонку. Плеснув водой на стены, получали хороший жар. Вместо мыла использовали разведенную золу – щелок.

В банях на полках настилали обданные кипятком ароматные травы: мяту, чабрец, шалфей, листья черной смородины, донник, лапник ели и многие другие. На лавках лежали заготовленные веники, стояли тазы со щелоком, большие туеса, наполненные подогретым на мяте квасом, лохани с чистой водой.

В бане в качестве напитка был популярен квас. Наши предки были очень искусны в приготовлении этого напитка. Квас готовился на основе ягод и фруктов, с добавлением разных трав и меда. За время пребывания в бане выпивались целые жбаны кваса. Очень любили наши предки парной квас – ядреный и шипучий.

Заключение!

Банная процедура – это священнодействие, давняя банная традиция и магический ритуал. Это животворящий комплекс, где из Воды, Огня, Дерева и Камня происходит творение жизненной энергии. Силы этих стихий, взаимодействуя, создают гармоничную среду, именуемую Ладом. Поэтому так велика любовь человека к Бане!

В России до сих пор баня – это не просто процесс мытья и очищения, а целый культ со своими традициями и правилами.


Как мужчины «моются» в бане известно, а как же женщины в бане моются ? Женщины любят баню - это точно. «Как много девушек хороших, как много ласковых имен» посещают это замечательное место с целью оздоровления и омоложения. И они не ошибаются. Сколько эмоций и душевных сил придает парная с душистым веничком. Милые женщины по-особенному относятся к банному мероприятию, ни одна минута не должна пройти даром. Женщины в бане моются по-особенному, тут эмоций гораздо больше, чем можно было бы подумать. (посмотрите видеоролик в конце статьи)

Давайте наконец-то, приступим к описанию этого ритуала, который рассказала мне по секрету одна хорошая знакомая – моя жена: «Собираются в баню не спеша, чтобы не забыть все необходимые банные принадлежности. Большая вместительная и удобная сумка необходима для мягкого полотенца, банного головного убора, не забываем о термосе с теплым чаем с медом, пожестче мочалку, мягкую губку, вакуумную баночку, ароматические масла, крема, скрабы, гели и другие мелочи, ну и наконец-то, самое важное, березовый веник.

Начинаем банную процедуру с парной, завариваем не спеша веник, с любовью, наслаждаясь свежим ароматом листьев, и начинаем потеть. Посидим немного, привыкнем к жару, бережем сердце, чтобы сразу не свалится за дверью парилки. Выходим отдохнуть на пару минут и в парную париться. Вот где истинное наслаждение, разгоряченное тело, приятные горячие шлепки веником делают свое благое дело, кровь разгоняется по всем жилкам, жар крепчает, как тут не приговаривать «ох, хорошо!».

Не увлекаемся для первого захода, бережем силы для следующего раза, обливаемся прохладной водой. Выходим, отдыхаем некоторое время, восстанавливаем силы, можно сделать несколько глотков чая. Второй заход может длиться немного дольше, парим себя всю, не забывая ни одного пальца ни на руках, ни на ногах.

Дышим веником, ингаляции не помешают, особенно простывшим людям. Аромат веника ослабевает, теперь можно разбавить несколько капель любого ароматического масла (каждый по желанию) в ковше с водой и плеснуть на камни, чтобы каждая минута, проведенная в бане, приносила только радость и удовольствие. Парится каждая женщина столько раз сколько ей кажется достаточным для «сегодня».

Переходим в помывочную. Здесь не менее интересно, выгребаем из сумки все необходимые «инструменты». Достаем жесткую, желательно массажную, мочалку, наносим скраб и растираем тело, кажется, что новая кожа так и просится наружу подышать, поэтому помогаем «старой коже» быстрее смыться водой. Некоторые после этой процедуры снова заходят в парную, так сказать, обновить ощущения. После берем вакуумную банку для антицеллюлитного массажа, наносим немного масла или любого геля на тело для легкого ее скольжения. Начинаем массировать ноги, живот».

Отступлю немного от рассказа, хочется отметить, что многие специалисты массажного дела не рекомендуют делать такой массаж на распаренное тело. Прислушиваться к совету или нет – вам решать.

Продолжим описание «банного дня»: «После массажа просто моемся и напеваем любимую песню, очень забавно, особенно когда в бане несколько женщин бывает очень даже весело. После делаем всяческие маски на лицо, шею, голову, руки, а можно и на все тело, мы же приходим омолодиться и набраться хорошего настроения на целую неделю, а то и на месяц.

После все это смываем и наносим самовлюбленно все мыслимые и немыслимые душистые крема. И наконец-то выходим… Не забываем, что в термосе нас ждет вкусный и полезный чай, а лучше всего легкий компот из различных ягод. Наслаждаемся чаепитием, понемногу остываем, чтобы выходя на улицу, ни в коем случае не простудиться. Вот, примерно так проходит посещение бани настоящей женщины».

Розовощекая, довольная, вкуснопахнущая и, может быть, немного временно усталая Настоящая Женщина по-настоящему красива. Истина, женщины любят баню, а мы любим их!

Что бы наши любимые женщины всегда оставались красивыми и здоровыми нужно им дать возможность чаще посещать баню. А это легко сделать с помощью установки в квартире инфракрасной кабины. Ведь еще больше чем у традиционной бани. Статья поможет вам ориентироваться среди джунглей представленных на рынке ик саун.

На десерт обещанный видеоролик- как женщины моются, правда не в бане, но прикольно.