Организация гражданско-патриотического воспитания личности в республике беларусь.

традиции вооруженных сил республики белорусь
Вопросы:


  1. Многовековые традиции белорусского народа – источник мужества и патриотизма его вооруженных сил.

  2. Боевые традиции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

  3. Традиции, связанные с воинскими ритуалами.

Вступление


Вооруженные Силы любого государства имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, общественным и государственным строем страны, господствующей идеологией, характером и предназначением вооруженных сил.

Все они, как концентрация военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, в первую очередь, представляют собой сплав былинного, народного героического прошлого и новых форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества.

Сегодня, как никогда, боевые традиции вооруженных сил приобретают особое значение для обеспечения обороноспособности страны. В настоящее время идеологическое давление на Беларусь беспрецедентно. Против нас ведется необъявленная психологическая война.

Идеология Белорусского государства возникла не на пустом месте. Её необходимо рассматривать как результат менталитета славянских народов и тех исторических событий, которые и определили славянский менталитет. Именно поэтому, в попытке уничтожить нас, как государство, ведется целенаправленная работа по фальсификации нашей истории и уничтожении наших традиций.

Понять это можно, если вспомнить слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Отрезая нас от исторических корней, они хотят лишить народ героического прошлого и уверенного будущего. Хотят отнять у нас великую Победу».

Поражение армии начинается в мозгах военнослужащих. Армия, проникнувшаяся духом поражения, не имеющая гордости за свою боевую историю, не может быть боеспособной. В тоже время армию, уверенную в своей победе, можно уничтожить, но победить – невозможно.

Именно поэтому, сегодня, как и тысячу лет назад, традиции патриотизма белорусских вооруженных сил является важнейшим, если не определяющим фактором обеспечения безопасности Белорусского государства.

В такой ситуации необходимо вернуться к истокам традиций патриотизма нашего народа. Именно опираясь на исторический менталитет славян и православие, можно и нужно - строить патриотическое общество.
1

В чем же состоят особенности славянского менталитета и чем он отличается от менталитета других народов? Откуда у нашего народа столь глубокое чувство патриотизма? Почему Белорусский менталитет не приемлет идеалы западной демократии?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к нашей истории. На формирование образа жизни славян большое влияние оказала православная религия, язычество, ставившее на первое место волю человека, и исторические события, которые и определили отличие православия от католицизма.

По Русским традициям только пожарища

За нашей спиной, разметав позади,

На наших глазах умирали товарищи

По-русски рубаху рванув на груди.

Что бы осмыслить и понять эти стихи необходимо сравнить историю славянских племен с историей западных государств. Что ожидало западного солдата в случае поражения его армии в бою? Зачастую он просто переходил на службу к победителю. Главным для него было спасти свою жизнь и сохранить те ценности, которые он уже успел накопить. Именно поэтому Европа, понеся минимальные потери, капитулировала перед фашизмом. Народы Европы оказались неготовыми жертвовать своими жизнями .

Совершенно другая психология была у русского человека. На Русской земле более 200 лет хозяйничали татары. В первом сражении на реке Калка, татары уничтожили всех пленных. Если осажденный город сдавался, в нем вырезалось все население, включая женщин и детей. Бросить оружие означало не только погибнуть самому, но и отдать на смерть свою семью.

Такая жестокость была не случайна. Татары были скотоводами и вели кочевой образ жизни. Они не имели возможности длительное время держать в одном месте большую армию. А мелкие кочевья, растянутые по степи, были беззащитны перед ответным ударом, который должен был неизбежно последовать после набега. Татары нашли простой, эффективный и страшный выход: все население захваченного города полностью уничтожалось. Мстить становилось некому.

Само существование славянских племен становилось под вопросом. И именно в этот критический момент начал происходить перелом в сознании русских людей. Славянин начал понимать, что его личная жизнь может прерваться в любой момент и в такой ситуации главным является не материальные блага, не его личное благополучие, а продолжение существования самого его рода . Именно отсюда рождается патриотизм и обостренное чувство справедливости. Русский человек начал понимать, что он только маленькая частичка большого народа. Стало появляться сознание, что абсолютной ценностью является не богатство, и даже не личная жизнь, но существование своего рода.

Эта идеология была поддержана православием, стоящим у истоков становления нашего государства. Забыть свои споры и распри, перед лицом страшной опасности, ради спасения самого существования славян - этому учила православная церковь.

В этих условиях формировался менталитет белоруса.

Из мрака времени до нас доходят первые известия о героической обороне своей земли, от орд гуннов и готов Аттилы Полочанами.

Трудная и опасная жизнь предков белорусов – племен Кривичей, Радимичей, Полочан, Дреговичей, среди озер, лесов и болот в тяжелейших климатических условиях, в тяжком труде на земле и непрерывных войнах выковала знаменитый характер белоруса .

Вся история Полоцкой земли была историей борьбы за свою независимость.

Даже первое упоминание о городе Менске в 1067 году связано с битвой на реке Немиге, и сам город закладывался как крепость.

В знаменитых сражениях со шведами на реке Неве (1240 г.) и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.) прославились Яков Полочанин, Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович – сподвижники великого русского полководца Александра Невского, выходцы с белорусской земли.

Героизм и самоотверженность проявили белорусские хоругвии в Грюнвальдской битве (1410 г.) с тевтонским орденом. Дрогнули и стали отступать союзники – поляки, монголы и литвины, но тевтонцам так и не удалось потеснить белорусов ни на шаг. Именно благодаря их стойкости, они гибли, (потери составили более 50%) но не отступали, удалось разгромить ранее непобедимый тевтонский орден.

Яркими примерами мужества и героизма за свою свободу и независимость явились казацко-крестьянское восстание под руководством Северина Наливайко (1595-1596 г.г.) и народное восстание против гнета польских магнатов и католической церкви под руководством Богдана Хмельницкого, которое, наряду с Украиной, охватило обширные области Беларуси.

Патриотизм белорусского населения проявился и в годы Северной войны 1700-1721 г. Навечно сохранилась в памяти народной знаменитая битва при деревне Лесной на Могилевщине. В этом сражении был наголову разбит 16-тысячный корпус шведов, который шел из Риги на помощь основным силам Карла XII. Петр I писал, что бежавших шведов «полесские мужики зело бьют». Победу при Лесной Петр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Показательна совместная борьба русского и белорусского народов против общего врага в Отечественной войне 1812 г.

Вместе с братским русским народом на священную войну против вражеского нашествия поднялись и белорусы.

В июле 1812 года в лесах активно действовали партизанские отряды. Особенно широкий размах партизанское движение получило в Витебской губернии, в районе Полоцка. Так, отряд, возглавляемый крестьянином Максимом Макаровым, героически проявил себя в двух сражениях за Полоцк. Барклай де Толли писало о тех днях: «...Партизаны деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при штурме города Полоцка».

О мужестве белорусского населения говорят смелые и решительные действия жителей Могилевской губернии. Вооруженные топорами и вилами они вместе с русскими воинами выгнали оккупантов из города. «Я прошу, - писал М.И. Кутузов могилевскому губернатору, - жителям Могилевской губернии, за большое их усердие, объявить в полной мере мою признательность и благодарность». Активно боролись против врага и жители Витебска.

Национальное самосознание белорусов проявилось в борьбе против оккупантов в период войны с буржуазной Польшей в 1919-1920 г.г

Тогда же действовал на Полесье партизанский отряд, руководимый легендарным 70-летним крестьянином Василием Талашом.

Тяжелейшим испытанием для белорусского народа стала Великая Отечественная война. В первые дни войны исключительно тяжелые бои развернулись на территории Белоруссии, ставшей центральным участком советско-германского фронта.

Блестящим образцом верности Родине и воинскому долгу остался для будущих поколений подвиг защитников Брестской крепости.

Находясь в окружении, они более месяца с изумительным героизмом отстаивали ставший для них священным участок родной земли.

Тяжелые неудачи первых дней войны не сломили боевого духа наших воинов, воли к сопротивлению и у мирных жителей республики. Ярким подтверждением тому может служить знаменитая эпопея Могилевской обороны 1941 года. Вместе с бойцами и командирами 172-й стрелковой дивизии под командованием М.Т. Романова плечом к плечу сражались бойцы отрядов народного ополчения, в ряды которых вступили 12 тысяч патриотов.

Самоотверженно сражался с врагом батальон могилевской милиции, под командованием капитана К.Г. Владимирова. У деревни Пашково и поселка Гай ополченцы 3-е суток отбивали яростные атаки гитлеровцев, неоднократно переходя в контратаки. Из 250-ти в живых осталось 19 раненых бойцов.

Беспримерное мужество и стойкость в борьбе с фашистскими захватчиками проявили белорусские партизаны и подпольщики.

Как подчеркнул А.Г.Лукашенко, «важнейший постулат идеологии белорусского государства – патриотизм. В мире знают Беларусь как республику-партизанку, а белорусов – как людей, несгибаемых в борьбе с нацистской чумой».

На территории Белоруссии действовали 1255 партизанских отрядов, они обеспечивали полный контроль над 67-ю процентами территории республики..

С врагом боролись 374 тысячи партизан, 70 тысяч подпольщиков и 400 тысяч скрытого резерва.

В результате боевой деятельности партизан убито и ранено около 500 тысяч солдат и офицеров противника, подорвано более 11 тысяч эшелонов, выведенных из строя 1355 танков и бронемашин, уничтожено 305 самолетов.

За героические подвиги свыше 200 тысяч партизан награждены орденами и медалями, а 74 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

Всего же 438 белоруса и уроженцев Белоруссии, воевавших на всех фронтах, участвовавших в партизанском движении, были удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них - дважды. 65 воинов Белоруссии стали полными кавалерами ордена Славы.

Верность боевым традициям старших поколений защитников Отечества живет и сегодня. Самопожертвование во имя спасения других людей, которое совершил 23 мая 1996 года военный летчик подполковник Владимир Карват, является нормой, для наших военных традиций. Так при выполнении учебно-тренировочного полета на самолете Су-27п возник пожар. На пути горящего самолета находились населенные пункты Арабовщина и Гатище. Летчик увел машину в сторону и, ценою собственной жизни, не допустил ее падения в населенном пункте. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, В.Н.Карват удостоен звания Героя Республики Беларусь, (посмертно).

Такое же самопожертвование, совершил при спасении пассажиров поезда «Брест-Минск», в 1999 году курсант общевойскового факультета Военной Академии Д.Б.Гвишиани. Указом Президента Республики Беларусь он посмертно награжден орденом «За личное мужество».

Воинские традиции – это соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и предающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Воинские традиции имеют огромное значение для духа армии. Чем благороднее они, чем крепче связаны с национальным характером народа, чем больше в них запечатлелось боевого опыта армии – тем более они укрепляют вооруженные силы.

Традиции – это не только история и духовные реликвии прошлого. Это могучее оружие, выкованное и отточенное в борьбе за честь, свободу и независимость. Оно и сегодня служит делу формирования и воспитания мужественных и стойких защитников Родины.

На протяжении столетий формировались славные боевые традиции нашей армии. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы прекрасно понимали значение воинских традиций и постоянно их культивировали.

Важнейшим видом традиций вооруженных сил являются боевые традиции. Их можно подразделить на:


  1. Общие (преданность Родине, готовность к ее защите, верность присяге, войсковое товарищество, культ Знамени, почетные наименования частей, военные парады);

  2. Боевые (защита командира в бою, самопожертвование и т.д.);

  3. Традиции вида ВС (при заходе в иностранный порт военные корабли отдают салют. Если тонет корабль, то командир его покидает последним);

  4. Рода войск (День танкиста, День ракетных войск и артиллерии и т.д.);

  5. Соединения, части, корабля («Гвардеец в плен не сдается»).
Одной из наиболее древних традиций считается «Культ боевого знамени» . История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Используемые для сбора и объединения воинов в бою, они появились в вооруженных отрядах государств Дальнего Востока, Индии, Китая в виде символического видимого издали изображения. Поднятое Знамя означало, что часть жива и сражается. У греков и римлян знамена представляли собой древко, на вершине которого укреплялась фигурка волчицы, совы и орла, у китайцев и индусов – древко с полотнищем, украшенным различными символами.

У всех народов боевое знамя становится принадлежностью воинских формирований. С XV века знамена в большинстве армий приобрели статус святыни для данной боевой части: определилось их место в строю, воздаваемые им почести, обязанности по их защите и сбережению, наказание за их утрату и т.д.

Знамена в Древней Руси назывались стягами. Они устанавливались на месте сбора дружинников. Выражение «постановить стяг» означало в те времена «изготовиться к бою».

Во времена сражений стягами подавались сигналы войскам, около них разгорались, самые ожесточенные схватки. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский – геройством. Стяги воодушевляли русских воинов, звали вперед на врага.

С конца XV начала XVI века слово «стяг» постепенно заменяется словом «знамя». Со временем вырабатываются правила изготовления и вручения знамен, вводятся определенные ограничения и условия, устанавливаются размеры знамен и их субординация.

Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии тяжким позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, то он расформировывался, его вычеркивали из списков армии, и офицеры полка, не говоря уже о солдатах, кровью должны были искупить свою вину.

До революции за взятие вражеского знамени сразу награждали «Георгием». Культ знамени сохранялся и РККА и СА. Так, например, за спасение знамени и ордена 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии гражданин Д.Н. Тяпин был навечно зачислен в списки одного из полков.

«Почетное наименование полков» (частей) – эта традиция дошла к нам от древних римлян, этому всегда придавалось огромное значение. Римляне, например, давали своим отрядам разные почетные названия в память славных деяний или по именам побежденных народов, например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, отряд победителей и т.д.

Гвардейские звания появились в XII веке, когда в Италии был сформирован отборный отряд для охраны государственного знамени, который стал называться гвардией. В XV веке гвардия создается во Франции, в XVII веке – в Англии, Пруссии, России, Швеции.

В России издавна имелись полки, носившие наименования. Еще в 1642 году в Москве были созданы два полка солдатского строя. Один из них получил название Бутырского, ему официально принадлежит старшинство среди наименованных частей русской армии.

Создателем первых гвардейских полков в России стал Петр I. Они были сформированы в 1690 году из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков, официально получивших звание гвардейских в 1700 году.

«Форма одежды» (честь мундира). Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника. В Спарте для этого были введены короткие красные плащи, в Древнем Риме легионеры носили, как правило, одежду белого цвета. Доспехи и вооружение у них были унифицированы, легионы один от другого отличались по цвету перьев на шлемах.

С конца XV века устанавливается одежда сравнительно одинакового покроя и цвета для отрядов и полков, в XVII-XVIII веках в связи с созданием регулярных армий вводится единообразная форма одежды как один из обязательных признаков этих армий. Одеяние воина считалось признаком его чести и отваги. Одной из первых наград была выдача военной одежды. Известен исторический факт: в 1469 году русские воины-устюжане за мужество и отвагу получили от Ивана III сермяги и бараньи шубы.

В России в XVI веке в стрелецком войске впервые было установлено ношение одинаковых кафтанов. В дальнейшем форма неоднократно менялась.

Русские воины всегда ревностно относились к чести своего военного мундира, справедливо олицетворяя ее с честью российской армии, ее боевой славой.

Лишение мундира или каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестье и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего или даже подразделения, части, когда имело место отступление от устава или малодушие на поле боя.Символика мундиров и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам акт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением их обесчестил.

Еще более древней является традиция боевых наград. Кому неизвестно имя русского былинного богатыря Алеши Поповича? Но мало, кто знает, что его прототипом послужил храбрый полководец Александр Попович. Когда в начале XIII века Киев осадили половцы, Попович, встав во главе войска, разгромил их. В награду за подвиг, как сообщает древнерусская летопись, киевский князь возложил на победителя золотую гривну – почетнейшую, боевую награду.

Это летописное сообщение – первое известное нам упоминание о награждении особым знаком отличия на территории нашей страны.

Позднее, начиная с XV века, за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями. При этом строго соблюдалось сословное различие: чем выше был чин награжденного, тем более значительную по размеру и весу медаль он получал.

При Петре I наградные медали приняли современный вид.

В 1702 году была учреждена медаль за взятие старинной русской крепости Орешек, специальными медалями отмечались участники сражений при Калине, Лесной, Полтавской битвы, Гангутского морского сражения.

В 1698 году в России был учрежден первый орден Св. апостола Андрея Первозванного, в 1725 году – орден Св. Александра Невского.

Унтер-офицеры, солдаты, матросы награждались так называемыми «знаками отличия орденов»: знаком отличия ордена Св. Анны (анненской медалью) и знаком отличия Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия (Георгиевским крестом), введенным в 1807 году. В 1858 году было учреждено

четыре степени последней награды. Это была почетная награда, так как ею отмечались воинские подвиги и «отменная храбрость». Особым уважением пользовались полные Георгиевские кавалеры.

Другими видами коллективной награды за военные заслуги в русской армии были серебряные трубы (в кавалерии – сигнальные рожки). Первым награжден был ими в 1737 году батальон лейб-гвардии Измайловского полка за мужество, проявленное при взятии крепости Очаков. В 1760 году за взятие Берлина около 40 воинским частям русской армии были пожалованы серебряные трубы с соответствующими надписями на них. Эти трубы не только воспевали славу русских воинов, но и сами были ее яркими символами.

Считается, что первым на Руси почетным оружием был награжден стольник Богдан Хитров, которому вручил саблю царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1642 году.

В Государственном историческом музее в Москве выставлена шпага, которой был награжден генерал-адмирал М.М. Галицын Петром I за уничтожение шведской эскадры 17 июля 1720 года у Аландских островов.

Екатерина II с 1774 года ввела для отличия за военные подвиги «Золотое оружие» с надписью «За храбрость». Первым этой почетной награды удостоился генерал-фельдмаршал князь А.А. Прозоровский.

Не только армии, но и всему нашему народу присуща еще одна традиция – патриотизм.

Именно в патриотизме – вековой традиции нашего народа – следует видеть нравственные истоки его героизма и мужества. Именно отсюда, рождаются замечательные, боевые традиции нашей армии – героизм, стойкость и самопожертвование. Уместно вспомнить слова Наполеона: «дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир» или Бисмарка: «русского мало убить, его надо повалить».

При опасности для жизни офицер подавал личный пример, известен такой случай, когда в швейцарском походе отряд русских войск на виду у противника в нерешительности остановился возле крутого обрыва у селения Урзерн, его командир генерал Милорадович крикнул:


  • Посмотрите, как возьмут в плен вашего генерала! С этими словами он под картечью противника, не оглядываясь, бросился вниз. Солдаты, забыв об опасности, ринулись вслед за начальником. Именно массовый героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны позволил победить, не знавшую ранее поражений фашистскую армию.
3

Самая первая традиция, с которой сталкивается военнослужащий является принятие воинской присяги и вручение боевого оружия молодому пополнению. Это лишь одна из великого множества существующих традиций. Как они зарождались? Известен такой случай: в начале I мировой войны гвардейский кексгольмский полк, направляясь к линии фронта, проезжал небольшой городок. Неожиданно батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? – спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, – ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком мундире я еще на туретчину ходил, вот так, батюшка мой.

Батальонный развернул коня и помчался к полковому командиру, тот приказал развернуть знамена во всех батальонах, и торжественным шагом, под музыку полк прошел перед ветераном. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась новая традиция чествования ветеранов. Особой похвалы заслуживает решение о введении нового понятия в вооруженных силах Республики Беларусь – «Почетный солдат».

Древней является традиция проведения парадов – еще А. Невский практиковал триумфальные шествия, как средство для демонстрации мощи своего войска. Часто их совмещают с салютами. Впервые он бал дан в русской армии после победы в Полтавской битве 21 декабря 1709 года. В советском союзе салют был восстановлен в годы Великой Отечественной войны при освобождении городов Орла и Белгорода.

За особые заслуги перед отечеством предусматривалось военнослужащие могли быть навечно зачислены в списки части.

Были традиции награждения за успехи в ратном труде на бытовом уровне. У моряков за потопленный корабль при возвращении в порт дарили жареного поросенка и котел гречневой каши.

Хорошей является традиция постоянного стремления военнослужащих к совершенствованию военных знаний и боевого мастерства.

Дружба, взаимная выручка и помощь в бою. Суворовский девиз «Сам погибай, а товарища выручай» всегда был одной из ценнейших традиций советских воинов, нормой их поведения, незыблемым законом жизни.

Славная традиция Вооруженных Сил – высокая воинская дисциплина, которая во многом является основой боевой готовности частей и соединений, стойкости и решительности личного состава, как в бою, так и в дни повседневной, боевой учебы, строгое подчинение жизни военнослужащего воинским уставам регламентация отношений между начальниками и подчиненными.

Хорошей боевой традицией является требование знать боевую историю части, ее героев, ее победы в Великой Отечественной войне, достижения в боевой подготовке, в спортивной и культурной жизни. Для этого широко используются музеи и комнаты Боевой славы, Книги почета, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил – героями боев.

Оснащение армии сложным оружием и боевой техникой потребовали от воинов высокой военно-технической подготовки. Хорошей традицией оставшейся нам в наследство от армии СССР является, поддержание вооружения и боевой техники в исправном (боеготовом) состоянии, их бережное хранение, своевременное и качественной обслуживание. Пока техника не будет исправна, расчет с неё не уходит.

Нравственный облик воина, мораль, нравственность и дисциплинированность, его достойное поведение вне территории части – тоже является традицией определяющей облик защитника Отечества.

Вся жизнь военнослужащего, от приема молодого пополнения, до проводов в запас и последнего его дня определяется воинскими ритуалами. И даже похороны и прощание с ним, оказание последних почестей подчиняются воинским традициям.

заключение

Сегодня пропаганда боевых традиций, воспитание на их основе воинов Вооруженных Сил РБ – это воспроизведение героики минувших лет, яркий показ отваги и самоотверженности наших людей на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Это создание живой связи нынешнего поколения с предшествующим, его моральной ответственности за полученное историческое наследие. Сохранить и приумножить достигнутое в прошлом, привнести из него в настоящее как можно больше ценного и полезного – это важнейшая задача офицерского корпуса.

Традиции – это золотой фонд Вооруженных Сил. Они передают новым поколениям, вставшим под боевые знамена, любовь к Родине, доблесть и геройство, верность военной присяге и Отечеству.

Традиции – это символы. Живые и настоящие... Они с нами и вокруг нас. Они в делах и свершениях, помыслах и поступках. О них напоминают нам имена бойцов, навечно зачисленных в списки воинских частей, вписанных в названия улиц, боевые ордена на знаменах наших частей, книги, фильмы о нелегкой военной службе, цель которой – надежно защитить Отечество. На прошлое надо учиться смотреть через призму будущего, исходя из задач настоящего.

Преемственность традиций – не красное словцо. Воинские традиции и ритуалы сплачивают и вдохновляют людей, делают их сильнее и мужественнее, пробуждают и укрепляют гражданственность и патриотизм.

Необходимо продолжать работу по укреплению боевых традиций Вооруженных Сил Республики Беларусь, что в современных условиях реформирования имеет особенно важное значение.

Литература:


  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

  2. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945.

  3. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М., 1979.

  4. Маринов А.А. Негасимый огонь. Очерки о воинских традициях. М., 1976.

Лектор Центра идеологической работы

подполковник Гамолко С. Н.

Организация гражданско-патриотического воспитания личности в Республике Беларусь

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности

В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.

Для осмысления сущности патриотизма и гражданственности необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis - происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и гражданственность являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Гражданственность - долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики - государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация - соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Патриотизм - это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

Привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

Разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

Привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;

Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;

Воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

Воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;

Привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

Раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;

Организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

Воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

Формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;

Убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы Республики Беларусь основывается как на общих принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно выделить следующие:

Сочетание в патриотическом воспитании государственных и общественных начал. Государственные начала предусматривают работу по патриотическому воспитанию молодежи государственных учреждений. Эти начала особо актуальны в воспитательной работе с молодежью во всех учебно-воспитательных учреждениях и Вооруженных Силах Республики Беларусь. Общественные начала патриотического воспитания молодежи строятся на основе добровольности, инициативы, творчества. Принципиально важно, чтобы как государственные, так и общественные начала в патриотическом воспитании молодежи обязательно присутствовали и взаимодействовали между собой.

Национальное равноправие и единство. Этот принцип в настоящее время является ключевым. Беларусь - унитарное государство, но оно не мононационально. Национальные амбиции, конфликты или противостояния могут инициировать элементы патриотизма в той или иной национальной группе, но они коррозируют патриотизм граждан государства в целом. Патриотическое воспитание, напротив, способствует подавлению межнациональных конфликтов, оно консолидирует общество.

Историзм и объективность. Почти по всему комплексу патриотического воспитания молодежи достижение конечной воспитательной цели становится возможным только через показ исторического примера, проведение исторической аналогии, изучение и анализ исторического опыта. Это превращает историзм из отличительной черты в принцип патриотического воспитания молодежи. При этом чрезвычайно важна объективность представляемой информации на уровне возможного в данный исторический момент.

Миротворчество через патриотизм. Молодежь в ходе патриотического воспитания приходит к неизбежному выводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что патриотическое воспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи.

Единство патриотизма и интернационализма. Истинный патриот, пекущийся о процветании своего Отечества, не может не признавать такого же права за патриотами иных государств. В этих противоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодежи Республики Беларусь неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное.

Гражданско-патриотическое воспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:

  • Культурно-исторический;
  • Героико-исторический;
  • Социально-политический;
  • Духовный;
  • Военно-технический;
  • Физический.

Данные компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско-патриотического воспитания личности. Из них формируются различные направления.

В соответствии с настоящей Концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.

В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики.

Организация воспитательной работы по формированию

гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы - граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.

Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы - «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией.

Также примером формирования гражданско-патриотической культуры личности служит республиканская акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» Основное содержание работы отражают названия акции: «Мой род, моя семья»; «Моя школа - частичка моей жизни»; «Моя деревня, мой город»; «Моя родина - Беларусь». В ходе проведения данной акции молодежь своим талантом и творчеством выражают свои взгляды на родину, показывают свою любовь преданность родной земле. Данная акция может проводиться в конкурсной форме, что смотивирует учащихся к более ответственному отношению. Организовываются конкурсы на лучший рисунок, песню, стихотворение, а также любое другое творчество способное отобразить тематику данной акции.

Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.

В Республике Беларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи как необходимому условию формирования гражданского общества. Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играют детские общественные объединения. Различные по своему статусу, целям, программам детские организации объединяются в детское общественное движение. Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию - готовить гуманных, социально активных и информированных граждан.

Государственная поддержка молодежных формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению. Программа ориентирована на повышение общественного статуса молодежных общественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослых лидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта, обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержании деятельности общественных организаций (объединений). Целью данной программы является создание необходимых условий для формирования воспитательной среды, основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических и прочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личности детей и подростков путем использования потенциала общественных организаций.

Современные общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинство объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира.

Самыми распространенными молодежными организациями являются Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ), которые имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы, способствующие формированию гражданско-патриотической культуры личности.

Часть программы реализуется школами (в пионерских дружинах и первичных организациях БРСМ) по пяти направлениям:

· «Я - гражданин Республики Беларусь».

· «Моя организация».

· «А память священна».

· «Спадчына».

· «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».

Первое направление: «Я - гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение информационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», круглые столы с участием представителей органов государственной власти, проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь», просмотр телепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городам Беларуси.

Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такие возможности учащимся предоставляют общественные объединения «БРПО» и «БРСМ». Эти организации являются самостоятельными субъектами права и выступают формой реализации прав и интересов ребенка. Основными формами работы являются: коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения в День пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа «Лидер года», концерт - конкурс пионерских песен, день самоуправления.

Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны на пионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.

Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., конкурсная программа народного творчества «Родовод», организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Главней всего погода в доме», выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.

Пятое направление: «Природа — наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора, сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» и республиканских и областных конкурсов научных эколого-биологических работ школьников. Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей - родителей. Поэтому школы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учреждениях образования проводятся различные мероприятия, участие в которых принимают не только дети, но и их родители.

Суть белорусской национальной идеи заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его исторического наследия, национальной идентичности и самобытности, гене-

тических истоков, исторического предназначения, особенностей национального характе-

ра, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорус-

ской науки, белорусского языка и белорусского государства.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в социально-философской и общественно-политической форме (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий,

А.Гарун, Н.Абдиралович-Канчевский и др.), так и в образном, художественно-литератур-

ном выражении (К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала, М.Богданович, Ф.Богушевич, В.Лас-

товский).

Национальная идея является источником духовного обогащения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гра-

жданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры.

Национальная культура – культура определённой нации, сложившаяся на протяжении её

исторического развития. Белорусская национальная культура сложилась на основе куль-

туры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – украинцев, русских, литовцев, евреев и др. Своеобразие белорусской культуры в её «пог-

раничном» характере. Это обусловлено географическим положением Беларуси (между

Западом и Востоком), прохождением через страну двух больших культурных регионов –

православно-византийского и римско-католического.

Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура

восприняла лучшие достижения западной и восточной культур. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать

свой «путь». Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей её истории. В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации приобрёл наибольшую остроту. Это связано и с достижением независимости и с теми глобальными изменениями, которые происходят сейчас в мире.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно

сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процес-

су самоидентификации и формированию чувства патриотизма.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине. Это уважение к историческому прошлому своего народа,

гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. На современном этапе разви-

тия Республики Беларусь патриотизм приобрёл особую значимость и приоритетность.

Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил для решения задач демо-

кратического реформирования общества и государства, возрождения и обогащения нацио-

нальных традиций, упрочения связей с другими странами и народами. Обязательной сто-

роной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре,

Формирование патриотизма несовместимо с национализмом . Сущность национализма сос-

тоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в

праве на существование.

Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества . Для русской идеи, подчеркивал Вл. Соловьев в своем докладе в Париже (1888) под названием «Русская идея», вышедшем вскоре в виде брошюры “L’ idée russe”, отмечал, что сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Соловьевская формулировка русской идеи призывала к единству Востока и Запада, соответствовала его философии всеединства и наряду с идеей Ф.М.Достоевского о «вселенской отзывчивости» русской души рассматривалась как религиозно-общественный идеал, обращенный в будущее, способствовала подъему русского духа в России начала 20 в. Основатель евразийства Н.С. Трубецкой и его сторонники конкретизировали русскую идею в отношении «субъекта русской культуры и государственности», выступили инициаторами полидисциплинарного направления «россиеведения», соединяющего усилия философов, обществоведов, естествоиспытателей и подчеркивали плодотворность для России «экономического западничества», т.е. следования западной экономической модели, отрицая одновременно «космополитизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы логичного «стремления к общечеловеческой культуре». И.А. Ильин, как крупнейший теоретик линии государственников, также высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый «вселенский» народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимилиляции всех чужих, иноземных культур» 4 . Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского национализма и патриотизма как духовно-культурных, а не политико-идеологических феноменов. Не отказываясь от христианских перспектив и измерений русской идеи, Н. Бердяев в книге «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (Париж, 1946) отчетливо заявил о существовании собственных национальных интересов России с ее интеллектуальной историей как целостности, без изъятий и искусственных перерывов, ее органического развития, в соответствии с чем в его 10 главе равноправно присутствуют Петр I, декабристы с Радищевым, Белинский и Пушкин, Достоевский и Гоголь, славянофилы и Тютчев, Соловьев, Толстой, Герцен, Розанов, Чернышевский, Писарев, Ленин, Кропоткин, Бакунин, Михайловский, Леонтьев, Федоров, культурное возрождение начало 20 века.


В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. - передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отсталости» и неизменности, с другой стороны - выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

Национальная культура - культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп -украинцев, русских, литовцев,и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влиянием двух миров) - православно-византийского и римско-католического.

Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзиралович (Кончевский).

В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями, которые сейчас происходят в мире: расширением средств массовой коммуникации и информации, современными глобализационными процессами, особенностями культурной ситуации, изменением геополитического пространства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и сохранения собственной культурной идентичности (самобытности).

В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров - западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» - гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное – интернациональному. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденциям исторического прогресса, преследующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.

Формирование патриотизма, развитие белорусской культуры, следование ее традициям и становление национальной идеи несовместимы с национализмом . Сущность национализма как соответствующей идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной выделенности и исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях - отказом им в праве на существование. Исторически национализм как политический принцип формировался в процессе образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. В экстремальных вариантах проявления национализма происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей. Идеология национализма постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.