Организация методической работы учителя логопеда. План работы учителя-логопеда на учебный год IV

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);

Задачи:

  1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
  2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
  3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
  4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
  1. Организационная работа.
  2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формиро-вание навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
  3. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  4. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  5. Коррекция звукопроизношения.
  6. Работа с педагогами.
  7. Работа с родителями.
  8. Методическая работа.
  9. Самообразование.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность

Составить годовой план коррекционно-методической работы на 2014-2015 уч. год работы логопункта

Своевременно провести обследование детей.
Первичное обследование устной и письменной речи

Выявление нарушений устной и письменной речи

Знакомство с данными медицинского об-следования, сбор анамнеза

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Сентября
октябрь

Комплектование групп и подгрупп

Заполнение речевых карт, состав-ление перспективных планов рабо-ты с каждой группой

Обеспечить оснащение педагогического процесса/p>

Систематически

Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

Сентябрь

Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Систематически

По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития.

Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы.

Сентябрь

Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.

Систематически

Составить годовой отчет о работе логопункта.

Повторное обследование устной и письменной речи

Заполнение речевых карт.

Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность.

1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
а о у э ы и,
я е ю е.

По перспективному планированию

Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.

Коррекция речевых нарушений учащихся

По перспективному планированию

Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов):

слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры;

чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
дописывание слов по картинкам;

помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть;
выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.

Систематически

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи

Коррекция речевых нарушений учащихся

Систематически

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря:
именами существительными, прилагательными;
глаголами;
наречиями.

Систематически

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Систематически

Развитие обобщающих понятий (классификация предметов).

Систематически

Словообразовательная работа.

Систематизация знаний детей о способах словообразования:
суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

По перспективному планированию

Работа над формированием грамматического строя речи:

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа);
составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

По перспективному планированию



Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов.

Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов:
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное
сходство:
гласные ё, ю, о, у;
звонкие и глухие парные согласные в-ф; п-б; д-т; д"-т";з-с;г-к;ж-ш;

— оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с"-щ"; р-л; р"-л"; г-к-х; с-ц; ч-т"; ч-щ"; ц-ч.

Коррекция на фонетическом уровне.

По перспективному планированию


Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного словарного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
слова-«сорняки»,
слова-«приятели» (синонимы),
слова-«неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова. Сложные слова.
Приставка. Суффикс.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Предлоги.
Приставки.
Приставки и предложения.

Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
формирование пространственных представлений,
формирование временных представлений,
дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
б-д; б-в; д-в; и-у;
о-а; и-ш
п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з.

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.

По перспективному планированию

Пальчиковая гимнастика.

Развитие тонкой моторики.

Систематически

Коррекция звукопроизношения.

Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.

Систематически

Консультативно-методическая деятельность
Работа с педагогами. Связь учителя-логопеда с родителями.

Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.

Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.

Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка

Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

Организация речевой игротеки.

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:

Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка;
принимать активное участие в родительских собраниях;
доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;
проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте»
«Развитие зрительно-моторной координации первоклассников»

Ознакомление родителей с резуль-татом диагностики речевого разви-тия детей

сентяб-рь
октябрь

Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи
детей.

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв-ленных особенностей его речевого развития

Систематически

Мероприятия по пропаганде логопедичес-ких знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на роди-тельских собраниях)
Выступление на МО учителей начальных классов
«Готовность к обучению грамоте учащихся первых классов».
«Пальчиковая гимнастика»

Ознакомление учителей и роди-телей с актуальными проблема-ми коррекционного воспитания ребёнка

Систематически

Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом

Систематически

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом

Повышение профессиональной компетентности

Систематически
1 раз в месяц

Работа с научной и публицистической ли-тературой

Систематически

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме-тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу-тей обучения и восстановления ус-тной и письменной речи детей

Систематически
Заполнение карт
«Динамика развития»

Планирование методической работы на год

Составление перспективных планов работы с учащихся

Заполнение речевых карт

1 раз в четверть

Составление конспектов занятий

Систематически

Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям.

Заполнение журнала учета посещаемости

Ежедневно

Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников «Добрая школа»

По требованию администрации

Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

Систематически

Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Изготовление и приобретение методичес-ких пособий

Повышение эффективности коррекционной работы

Систематически

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

Систематически

Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.

1 раз в четверть

Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

Пополнять методическими разработками свой сайт.

Систематически

Приобретение методической литературы

В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

Учителя начальных классов;

Педагог-психолог;

Родители;

Администрация общеобразовательного учреждения;

Специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.

Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.

План методической работы на 200___/200___ учебный год логопеда моу №________

«Утверждаю»

Директор МОУ №__________

ФИО_____________________

Наименование меро­приятия

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

1. Организационная работа

Подготовка кабинета к новому учебному

Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклей­ка обоями, оформление зоны для индивидуаль­ной работы

Учитель-логопед

Первичное и углуб­ленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года)

Проведение массового обследования учащихся начальной школы, за­тем углубленного об­следования детей, за­численных на лого­пункт

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

Изучение документа­ции детей, зачислен­ных на логопункт

Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт уча­щихся сведений, необ­ходимых для педагога

Учитель-логопед

Проведение монито­ринга устной и пись­менной речи детей (1-4 класс)

01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05

Заполнение речевых карт, протоколов об­следования устной и письменной речи, об­работка результатов, написание аналитиче­ских справок

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.)

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Оформление доку­ментации учителя-ло­гопеда на начало и конец учебного года

01.09 - 15.09 30.05 - 10.06

Оформление и визиро­вание необходимой до­кументации, комплек­тование пакета доку­ментов в соответствии с рекомендуемым пе­речнем

Учитель-логопед

Оформлена в установлен­ные сроки

Комплектование групп для коррекци­онной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс

Комплектование групп для коррекционной ра­боты (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дис­графии)

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

Подготовка раздаточ­ного материала

а также в ка­никулярное время

Изготовление пособий по теме: «Гласные пер­вого и второго ря­да», символов для обо­зна­чения гласных и со­гласных звуков, карто­чек с изображением стилизованных букв

Учитель-логопед

Приобретено

Приобретение посо­бий и дидактических игр

а также в те­чение года

«Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», темати­че­ские словари по те­мам «Овощи», «Гри­бы», «Фрукты»

Учитель-логопед

Приобретено

Наименование мероприятия

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Анализ коррекцион­ной работы (предоста­вляется в отдел обра­зования или образова­тельный округ стар­шему логопеду, рай­онному логопеду и т.д.)

Написание аналити­ческих справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

II. Коррекционная работа

Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени

Понедельник: 11.00 - 14.15

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени

15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования)

Понедельник: 11.00 - 14.15

Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

III. Научно-методическая работа

Проведение группо­вых консультаций:

А) выступления на роди­тельских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед

Сентябрь -

«Как помочь ребенку с ОНР»

«Леворукий ребенок в школе»

«Что такое "дети с отклонениями в развитии"?»

Учитель-логопед

Наименование мероприятия (уровень район, город и т.д.)

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Б) Тематические консультации для учителей начальных классов

Сентябрь

Методичес­кие объеди­нения учите­лей нач. клас-

«Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?»

Выступаю­щий на метод. объедине­нии

Проведение роди­тельских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт

Сентябрь, май ОУ

Учитель-логопед

Проведение индиви­дуальных консуль­таций для родителей и педагогов ОУ

В течение года

Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога)

Учитель-логопед

Еженедельно (по графику работы специалиста)

Семинары-практику­мы для учителей-логопедов района:

Сентябрь

В течение года(согласно плану работы)

«Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»

Сентябрь - слушатель

Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Район: на базе районного психологического центра, отдела обра­зования, ПМПК и т.д.

«Итоги комплек­тования школьных логопунктов, актуаль­ность логопедической работы в школе»

Ноябрь - участник

«Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»

Март -участник

«Итоги коррекционной работы за текущий год»

Июнь - слушатель

Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ

А) Октябрь - 2 класс

Б) Декабрь - 1 класс

А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные»

Б) «Твердые и мягкие согласные»

Учитель-логопед

Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт

Октябрь, апрель

Приглашаются роди­тели, чьи дети посе­щают логопедические занятия. Тема опреде­ляется логопедом по перспективному плану

Учитель-логопед

Первая неделя октября и последняя неделя апреля

Научно-практическая конференция «Дети и патология речи»

Март. Кафедра пе­дагогического университета; областное мероприятие

Выступления специа­листов города и обла­сти, обмен опытом, знакомство с новин­ками методической литературы

Участник

Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Посещение курсов повышения квалификации

Февраль. Кафедра педагогич.

университета. Областное мероприятие

Лекционные и практи­ческие занятия, прово­димые специалистами

кафедры логопедии и ведущими специалис­тами города и области

Слушатель

Первая и вторая неделя февраля

Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета

Проведение практических занятий в рамках педагогической практики

Первая-тре­тья неделя октября Вторая-чет­вертая неделя декабря

IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ

Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка

Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сен­сорную сферу, познава­тельную сферу и мелкую моторику. Логопед иссле­дует уровень сформиро­ванности речевых навы­ков и артикуляционную моторику. Учитель на­чальных классов иссле­дует общеразвивающие навыки по программе ОУ

Учитель-логопед

Проведено в установлен­ные сроки

Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития

Сентябрь Январь

Взаимный обмен инфор­мацией, с целью уточне­ния и конкретизации за­ключения, а также для составления индивиду­альных программ развития

Учитель-логопед

Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк

Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ

В течение года

Логопед направляет детей с целью уточ­нения заключения, для более полного обследо­вания, с целью прове­дения профилакти­ческих или коррекци­онных мероприятий

Учитель-логопед

Направлены

на городскую

6 детей ОУ

Знакомство с содержанием коррекционного обучения

Перед нача­лом коррек­ционной ра­боты (2 раза в год - перед каждым пери­одом коррек­ционного обучения). ОУ

Логопед знакомит пси­холога и учителей на­чальных классов с нап­равлениями коррекци­онной работы на теку­щий год, с предпола­гаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требо­ваниями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми мето­дами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной кор­рекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с програм­мами обучения по русскому языку на текущий год

Участник

коррекционного

процесса

Проведено: сентябрь, январь

Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.)

Дата и место проведения

Роль спе­циалиста

Сведения о выполнении

Взаимопосещение коррекционных занятий

А) Октябрь - 2 класс

Б) Декабрь - 1 класс

У логопеда:

А) Итоговое занятие

Годовой оганизационно-мотодический план расчитан на работу учителя - логопеда в условиях логопедического пункта общеразвивающего детского сада. Он поможет педагогу систематизировать свою работу, выделив основные ее направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Зав. МБДОУ «Детский сад № »

_______________

«____» ______________ 2013 год

План

организационно – методической работы

учителя - логопеда МБДОУ д\с №

(2013 – 2014 уч.г.)

Организационная работа

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Подготовка диагностических речевых карт

01.09. – 22.09.2013 г.

2.Подбор и изготовление дидактического и демонстрационного материала

2013 - 2014 г.

3. Перспективное планирование, оформление документации

01.09. – 22.09.2013 г.

4. Участие в оформлении детского сада

2013 – 2014 г.

5. Оформление логопедического кабинета

2013 – 2014г.

Логопедическое обследование

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Результат выполнения

1. Обследование устной речи и неречевых процессов детей групп:

старшей «А», старшей «Б»

01.09. – 22.09. 2013 г.

15.05. – 31.05. 2014 г.

2. Обследование устной речи и неречевых процессов детей групп:

«Монтессори – 1»

«Монтессори – 3»

01.09. – 22.09. 2013 г.

15.05. – 31.05.2014 г.

3. Формирование групп по результатам обследования

3-я неделя сентября 2013г.

4. Переформирование детей по подгруппам

3-я неделя января 2014г.

1-я неделя марта 2014г.

(по мере выписки, отчисления, прохождения этапов коррекции)

5. Углубленное обследование речи и неречевых процессов детей по запросам родителей и воспитателей групп

2013 – 2014 уч г.

6. Углубленное обследование артикуляционной и мимической моторики детей на предмет выявления миннимальных дизартрических проявлений

2013 – 2014уч.г.

7. Углубленное обследование устной речи и неречевых процессов детей для представления на ПМПК.

2013 – 2014уч.г.

Коррекционная работа

Наименование

мероприятий

Срок

выполнения

Результат выполнения

1.Подгрупповые коррекционные занятия с детьми старшей группы «А» и старшей группы «Б», имеющими логопедическое заключение ОНР-III уровня.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. III часть Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.

IV часть Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова

Используется пособие Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», составленное с опорой на Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;

Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет» Л.Н.Смирнова;

«Говорим правильно» О.С. Гомзяк;

«Обучение детей связной речи с использованием мнемотаблиц» Байнова С.В.

«Лексико-грамматичекие представления. Формирование и развитие» Т.А Ткаченко

«100 логопедических игр» И.В. Скворцова;

«Составь предложение» Л.М. Козырева

2 раза в неделю:

2.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: 2004.

«Фронтальные логопедические занятия для детей с фонетико-фонематическиим недоразвитием» (старшая группа) В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;

«Фонематическое восприятие. Формирование и развитие» Т.А Ткаченко;

«Слоговая структура слова. Коррекция нарушений» Т.А. Ткаченко;

«Формируем слоговую структуру слова» С.Е. Большакова;

«Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков» Т.А. Ткаченко;

«Автоматизация звуков в игровых упражнениях» (11 альбомов) Л.А. Комарова;

2. Индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения.

Используются пособия О.И. Крупенчук «Лого – рифмы», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж», «Дошкольная логопедическая служба» под ред. О.А.Степановой, Н.Ю.Григоренко «Гласные звуки и буквы», О.А.Новиковская «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников».

В.М.Акименко «Новые логопедические технологии»;

Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день».

По 3 раза в неделю каждый ребенок

Работа с воспитателями

Наименование

мероприятий

Срок

выполнения

Результат выполнения

1. Ознакомление воспитателей с результатами обследования устой речи детей и принципом формирования коррекционных групп

3-я неделя сентября

2. Ознакомление воспитателей с режимом работы логопункта

3-я неделя сентября

3. Консультации для воспитателей старших групп и групп «Монтессори – 1, 3»:

«Новинки литературы по коррекционной педагогике»;

«Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»;

«Логопедический словарь. Знакомство педагогов с логопедической терминологией»;

«использование комплексов артикуляционной гимнастики в ходе занятий по развитию речи»;

2013 – 2014 уч.г.

5. Методчас «Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения речи»

Март 2014г.

4 Семинары – практикумы:

«Использование игровых приемов при подготовки руки к письму у детей с нарушениями речи»

«Приемы по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь 2013г.

Март 2014г.

5. Проведение «Дня открытых дверей»

2013 – 2014 уч.г.

6. Посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте

2013 – 2014 уч.г.

7. Индивидуальные беседы с воспитателями детей - логопатов

2013– 2014 уч.г.

8. Подготовка и проведение конкурса чтецов «С Днем Рождения, любимый город»

Ноябрь 2013г.

Работа с родителями

Наименование

Мероприятий

Сроки

Выполнения

Результат выполнения

1.Выступление на родительских собраниях в дошкольных группах.

Темы:

«Нормы развития речи и причины возникновения речевых нарушений»

«Итоги коррекционной работы »

По плану воспитателей групп:

По плану воспитателей групп:

старшая «А»,старшая «Б»

«Монтессори – 1»;

«Монтессори – 3».

Апрель 2014 г.

2. Проведение родительских собрание для родителей детей – логопатов.

Темы:

« Ознакомление родителей с режимом работы логопункта и подписание договора».

«Совершенствование лексико – грамматических представлений и навыков звукового анализа»

«Итоги коррекционной работы»

3-я неделя сентября 2013г.

3-я неделя февраля 2014г.

3-я неделя мая 2014г.

3. Индивидуальные консультации для родителей

По запросам родителей

4. Практикумы:

«Обучение грамоте и подготовка руки к письму детей с нарушениями речи».

2-я неделя декабря 2013г.

6. Проведение углубленного обследования речи детей по запросам родителей

2013 – 2014 уч.г.

7. Проведение «Дня открытых дверей»

2013 – 2014 уч.г.

Преемственность

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Ознакомление с результатами диагностики устной и письменной речи выпускников МБДОУ д\с №6, проведенной логопедами школ №1, №9.

Май 2014г.

2. Посещение уроков в первых классах школ города

2013 – 2014 уч.г.

3. Посещение логопунктов средних школ №1, №2, №3, №9, МБДОУ д\с №1, №2, №3, №4, №9

2013 – 2014 уч.г.

Повышение квалификации

Наименование

Мероприятий

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Разработка темы: «Формирование навыков звуко-слового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели»

2. Посещение курсов повышения квалификации

По плану ИУУ

3. Посещение занятий учителей – логопедов детских садов и школ г. Вилючинска

2013 – 2014 уч.г.

4. Участие в заседаниях ГМО Вилючинска

2013 - 2014 уч.г.

5. Участие в заседаниях ПМП консилиума МБДОУ «Детский сад №6»

2013 – 2014уч.г.

6. Приобретение и изучение новой литературы по коррекционной педагогике

2013 – 2014уч.г.

Ведение документации

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Заполнение речевых карт

3-я неделя сентября 2013г.

2. Работа с речевыми картами

Каждые 10 дней

3. Составление и подписание договора с родителями детей - логопатов.

Сентябрь – октябрь 2013

3. Составление:

Рабочей программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Плана организационно – методической работы учителя – логопеда;

Перспективно-тематического плана подгрупповых занятий по коррекции ФНР, ФФНР, ОНР -3ур.;

Перспективного плана индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения

сентябрь 2013г.

сентябрь2013г.

3-я неделя сентября 2013г.

3-я неделя сентября 2013г.

4. Составление расписания и режима работы логопункта

3-я неделя сентября 2013г.

5.Составление поурочных планов подгрупповых и индивидуальных занятий

2013 – 2014 уч.г.

6. Ведение «Журнала учета посещений логопункта»

2013 – 2014уч.г.

7. Ведение «Журнала рабочих контактов»

2013 – 2014уч.г.

8. Ведение «Журнала учета уровня речевого развития детей МДОУ д\с №6»

2013 – 2014 уч.г

9. Ведение «Журнала учета передвижения детей на логопункте МДОУ д\с №6»

2013 – 2014 уч.г

Развитие логопедического кабинета

Наименование

мероприятия

Сроки

выполнения

Результат выполнения

1. Приобретение стенда шкафов для размещения методического материала

сентябрь 2013г

2. Изготовление картотеки:

«Артикуляционная гимнастика»

«Пальчиковая гимнастика»

«Физминутки»

Август – сентябрь 2013г.

3. Изготовление словаря по лексическим темам

Август – сентябрь 2013г

3.Изготовление дидактических игр для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по коррекции речевых нарушений:

«Речевые лабиринты»

«Весёлый поезд»

«Звуковые схемы»

«Звуковые схемы гласных звуков»

2013 – 2014 уч.г.

4. Изготовление демонстрационного и раздаточного материалов для коррекционно – развивающих занятий

2013 – 2014 уч.г.

5. Приобретение методической и дидактической литературы.

2013 – 2014 уч.г.

7. Создание зеленой зоны в логопедическом кабинете

2013 – 2014уч.г.

Задачи коррекционно – образовательного процесса.

  1. Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностного, физического развития и индивидуально – типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым из них.
  3. Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами.
  4. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  5. Формирование у педагогического коллектива и родителей в информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно – развивающей и речевой среды.
  6. Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми.