Священный идеал материнства. Образ женщины –матери в искусстве разных эпох Образ женщины сквозь века

Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям. План урока: - Повторение. - Изучение нового учебного материала - Закрепление изученного материала. - Информация о домашнем задании. - Итог урока Д/p: §9.3 с. 85, през. с:57 Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. «Благовещение» Леонардо да Винчи




Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и забавами. Святая Анна с Марией и младенцем


«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости


Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.


Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Микеланджело Буонарроти «Мадонна Дони» Фигура Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Картину часто называют "Тондо Дони", поскольку во- первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (по-английски "tondo"). По общепринятой гипотезе, картина была исполнена к свадьбе Аньоло Дони с Маддаленой Строцци, герб которой вырезан на раме.


Части полиптиха оказались разъединены еще в XVII в. Джорджо Вазари оставил нам сведения о расположении деталей полиптиха, многие части которого сегодня утрачены. «В церкви Кармине в Пизе на доске, находящейся в одной из капелл трансепта, он написал Богоматерь с младенцем, в ногах же у нее несколько играющих ангелочков, один из коих, играющий на лютне, внимательно прислушивается к гармонии звуков. Вокруг Богоматери - св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай - фигуры, полные движения и жизни.» Мазаччо «Мадонна с младенцем»


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, замыкаются на короне Марии. Кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Лицо "Мадонны Магнификат" Боттичелли - идеал красоты. Тонкая светлая кожа, изящное строение лица. Выражение чистоты дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - преображают модель в идеальный образ Мадонны.


Картина названа по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны. Боттичелли «Мадонна Магнификат»

«Урок-игра по МХК» - Малый театр. Французский архитектурный стиль. Создание Русского национального гимна. Визуальный конкурс. Произведение скульптора. Блиц. Бурлаки. Этапы игры. Социальный статус артистов. Цари. Название памятника Александру I. Томский собор. Картина «Гумно». Министр юстиции. Архитектор храма Христа Спасителя.

«Задания по МХК» - Выберите признаки, отличающие первобытное изобразительное искусство. Архитектурный комплекс Древнего Египта. Отметьте виды искусства, зародившиеся в первобытном обществе. Тест по МХК. У каких народов древних цивилизаций была развита письменность. Каким правителям посвящен храмовый комплекс Абу-Симбел.

«Уроки искусства» - Методы работы: Работы детей. Награждение. Главная идея моей педагогической системы работы: Кабинет ИЗО. Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Типы уроков: 6б класс. Итоги внеклассной работы. Гадкий утенок. Урок изобразительного искусства. Показатели эффективности моей деятельности по обучению школьников:

«Электронные учебники по МХК» - Русский музей. Кузьма Петров – Водкин. Учимся понимать архитектуру. Василий Суриков (1949-1916). Библейские образы в искусстве. Россия 20 век. Учимся понимать музыку. Учимся выступать публично. Современное российское искусство. Русские императорские дворцы. Симоне Мартини. Шедевры архитектуры. История искусства.

«Школа искусств» - Проектная деятельность детской школы искусств. Развитие вариативности образовательных программ художественного образования. Инвестиционная привлекательность художественного образования. Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития художественного образования. С.В.Рахманинова» www.dmsh7.ru.

«Проекты по МХК» - Мультимедийная презентация. Основные требования к проекту. Проект в рамках курса МХК. Проектная компетентность. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры. Культурная адаптация школьников. Творческий проект. Проект. Планирование. Искусство.

Всего в теме 14 презентаций

Священный идеал материнстваМадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да

Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан создают образ
совершенного человека прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится
Мадонна с младенцем Иисусом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
живописец, скульптор, архитектор учёный, анатом,
естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант,
Мадонна Бенуа, 1478г. Эрмитаж

«Мадонна Литта» – жемчужина коллекции Эрмитажа. Н картине юная Мария бережно держит на руках младенца. Её склоненный профиль

полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза
и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительную теплоту, озаряют её
светлым материнским чувством. Художнику удалось передать своё представление о счастье, земной радости
бытия и святости чувств матери.
Мадонна Литта, 1490г., Эрмитаж
Мадонна в скалах, 1483-1486 г., Лувр,
Париж

В «Сикстинской мадонне» гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что

сделала шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво, в нем нет ничего
торопливого и суетливого. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время
протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери скрыт глубокий трагизм происходящего.
Рафаэль Санти (1483-1520)
живописец, график и архитектор
«Сикстинская мадонна», 1515-1519г.,
Галерея старых мастеров, г.Дрезден, Германия

«Мадонна дель Грандука», ок.1505г.,
Палаццо Питти, г.Флоренция, Италия
«Мадонна в кресле», 1513-1514г.,
палаццо Питти, г.Флоренция, Италия

Рафаэлем написано более 20 Мадонн, но самая ранняя работа – «Мадонна Конестабиле». На фоне пейзажа изображена молодая женщина с

ребенком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного
Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок
стремится перевернуть страницы книги. Молодая мать и дитя удивительно трогательны и проситодушны. Рафаэль
мастерски вписывает фигшуры Мадонны и ребенка в очень сложную форму тондо (итал. «круг»). При этом он
соблюдает все законы перспективы, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.
Прекрасная садовница
Мадонна Конестабиле. 15021503гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Священный лик Богоматери

Икона Владимирской Богоматери, XII в., неизвестный
византийский мастер.
Церковь святителя Николы в Толмачах при ГТГ, г.Москва
Феофан Грек. Икона «Богоматерь
Донская», 14 в., ГТГ, Москва

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определялось как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается

личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею.
«Не на троне, на ее руке, правой ручкой обнимая шею, взор во взор, щекой припав к щеке…. Нет в
мирах слепительнее чуда, откровенья чистой красоты.»

В древнерусском искусстве образ Богородицы связан с культом Матери-земли. Обеим присущи общие начала святости и материнства.

«Несравненная, извечная песнь материнства», сказал об иконе «Владимирская Богоматерь» Игорь Эммануилович Грабарь. В древнерусской
иконописи различают 4 типа изображения Богородицы.
Богоматерь Знамение, знаменующей
Богоматерь Оранта, молящаяся с
рождение Спасителя, воплощение
воздетыми к небу руками.
новой жизни

Богоматерь Елеуса, умиление,
ласкающая и обнимающая своего
Сына.
Богоматерь Одигитрия –
путеводительница, указывающая на
Иисуса Христа, сидящего у нее на руках.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Автопортрет, 1918г.
«Богоматерь Умиление злых сердец»,
1914-1915гг.

« 1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920г. ГТГ, г.Москва

Молодая женщина с ребенком на
руках
изображена
на
фоне
революционного Петрограда. Кудато
спешат
прохожие,
кто-то
останавливается у стен здания.
Чтобы обсудить декреты новой
власти. Но это лишь случайный,
временный фон. Не случайно
женщина стоит спиной к городу.
Главное для неё – забота о ребенке,
его настоящем и будущем.

Иначе звучит тема материнства в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Деятели искусства с первых дней

войны опровергли изречение древних римлян: «Когда грохочут пушки,
музы молчат». В суровые годы как никогда прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно
забыть прямой открытый взгляд женщины, устремленный на зрителя с проникнутого силой и
мобилизующего плаката Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовёт!». «Родная земля в
опасности!» _ так был воспринят этот плакат. Жест поднятой руки напомнил известный образ Богоматери
Оранты, молящейся за спасение человечества.

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из

самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным
тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в
испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.
«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор
Корецкий, 1942

1. Развивать эстетическую, эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства, понимать их художественный образ.

2. Применять в работе выразительные средства (эффекты освещения, композиции, колорита).

3. Воспитывать бережное, доброе отношение к людям.

Оборудование

1. зрительный ряд: Икона "Владимирская Богоматерь”

  • "Мадонна Липта"Леонардо да Винчи
  • А. Г. Венецианов “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”.
  • “Сикстинская мадонна"Рафаэль.
  • К.С. Петров- Водкин “Петроградская Мадонна”
  • А. А. Дейнека “Мать"
  • Тоидзе "Родина- мать зовет”.
  • Б. Йеменский “Тишина”.
  • 2. музыкальный ряд: песни о женщинах, маме.

    Ход урока

    I Организационный момент.

    Проверка подготовки к уроку.

    Организация внимания учащихся.

    II. Постановка целей и задач урока.

    1. Сообщение темы урока.

    2. Постановка целей и задач урока.

    Знакомство с творчеством художников-живописцев, изображавших, воспевавших в своих произведениях образ женщины. Выполнить композицию "Мать и дитя”.

    III. Работа по теме урока.

    Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины.

    Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по своему.

    Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

    Икона “ВладимирскаяБогоматерь”

    Ребята, обратите внимания на изображение иконы “Владимирская Богоматерь”.

    Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли, заступница людей перед Богом.

    Одним из лучших образов византийской живописи являлось эта икона, написанная в Константинополе в XII в. Затем была привезена на Русь.

    Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.

    Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

    Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

    Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.

    В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства:

    "Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.

    Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

    Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать"в живописи не исчезает.

    Искусство Возрождения (xv в.) принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

    Одним из лучших произведений на эту тему станет “Мадонна Лита”. Леонардо да Винчи.

    На доске “Мадонна Литта" Леонардо да Винчи.

    Выступление ученицы

    На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось пtредать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

    Выступление ученика

    Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля "Сикстинская мадонна”, в которой гениально воплощена идея материнства. Земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Ее движение спокойно и величаво. Создается впечатление, что она не идет, а парит в облаках. Она слегка привлекает младенца, словно боится расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери ощущается глубокий трагизм происходящего. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

    Выступление ученицы

    Ребята, мы познакомились с творчеством художников Возрождения, но ведь и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины - матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г., писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.

    На доске “На пашне. Весна”

    "На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.

    А вот другое полотно Венецианова "На жатве. Летом" Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова:

    В полном разгаре страда деревенская,
    Доля ты! - русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать....
    Зной нетерпимый: равнина безлесая.
    Нивы, покосы да ширь поднебесная.
    Солнце нещадно палит...

    На доске “ПетроградскаяМадонна”

    Вот и наступил XX век.

    В искусстве XX века совершенно по новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

    Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленной “Петроградской Мадонне”.

    Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

    Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главные забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

    На доске “Родина мать зовёт”

    “Мать” Интересно воплощена эта тема в картине “Мать"художника худ. А.А. Дейнеки (1899-1969).

    Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.

    Противопоставляя хрупкое, разморёное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.

    По новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.

    Все знают плакат Тоидзе “Родина мать зовёт”. В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери.

    Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Органы, молящейся за спасение человечества.

    Вывод: Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.

    IV. Обобщение и закрепление знаний

    А сейчас переходим к практической части урока.

    V. Самостоятельная работа

    Задача: Найти свой идеал женщины-матери, продумать композицию и выполнить портрет "Мать и дитя”

    Этапы работы.

    1. Выбор положения листа.

    2. Компоновка рисунка.

    3. Набросок карандашом.

    4. Прорисовка деталей.

    5. Пропорции человека.

    6. Работа в цвете.

    VI. Итог урока.

    1. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художников, воспевших красоту женщины. Что являлось и является главным идеалом в красоте женщины в творчестве этих художников? Да, идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства. Красота женщины - это красота материнства

    Какое воплощение находит образ женщины матери в средневековом искусстве?

    Какому идеалу стремились художники всех времён и народов?

    В чём особенность воплощения образа женщины - матери в произведениях искусства в XX веке. ?

    Выставка и анализ лучших работ.

    VI. Домашнее задание.

    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонны героиня картины.

    Образ женщины - матери сквозь века

    (интегрированный урок МХК + ИЗО + музыка)

    Я верю, что женщина – чудо такое,

    Какого на Млечном пути не сыскать,

    И если «любимая» - слово святое,

    То трижды священное –женщина-мать!»

    Л. Рогожников

    Цели и задачи : дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; разных эпох истории человечества; воспитывать уважение к женщине, к матери; укреплять межпредметные связи (МХК, ИЗО, музыка, литература).

    Зрительный ряд: репродукции картин: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Перов-Водкин «Петроградская мадонна», А.Г Венецианов «На жатве. Лето», Икона «Владимирская Богоматерь», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Л. Хетагуров «Горянка, идущая за водой».

    Дополнительный материал: репродукции картин, (презентация по теме ), стихи, клип с песней «Милая мама», песня «Милая мама», «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти (запись)

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

    ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Приветствие

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы урока .

    Работа по теме урока.

    Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.

    Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.

    Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

    От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

    Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во мн. др. мира. Возможно, они символизировали плодородие, либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

    Показ женских статуэток.

    Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями

    «Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

    Они выглядят крайне примитивными. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки, ступни ног были едва намечены, туловище излишне вытянуто. Особое внимание было уделено всему тому, что подчеркивает женское начало: большие грудь и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет жизнь…

    Следующая культурно-историческая эпоха, о которой мы поговорим на уроке, - это средневековье.

    Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери.
    В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, (показ иконы) которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

    Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.

    Сын тянется к матери, обнимает её, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.

    Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». На ее строгом, полном душевного благородства и немой укоризны лице, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

    Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

    Склоняся к юному Христу,

    Его Мария осенила,

    Любовь небесная затмила

    Её земную красоту.

    А он в прозрении глубоком,

    Уже вступая с миром в бой,

    Глядит вперёд - и ясным оком

    Голгофу видит пред собой.

    Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

    Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – и они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

    Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

    Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.

    Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

    Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи.

    (показ картины) – жемчужина коллекции Эрмитажа.

    На картине изображена юная Мария, деожащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством.

    В прохладных залах Эрмитажа,
    Среди героев и дриад,
    На фоне мирного пейзажа

    Она к ребенку клонит взгляд.

    Была ль та женщина земная,
    Простой моделью для него,
    Иль, краски легкие втирая,
    Он видел в смертной божество.

    Не все ль равно?

    И вот, ничем не знаменита,
    Ткача иль медника жена,
    Живет теперь Мадонна Лита

    В глазурной дымке полотна.

    С ней столько душ вошло в единство,
    Она пленила столько глаз,
    И вечный светоч материнства,
    Зажженный ею, не угас.

    Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощены идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

    Да, это одна из самых прекрасных картин на земле.

    В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

    Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

    Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

    Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки? А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

    ДОСТОИНСТВО

    ПРОСТОТА

    БЛАГОРОДСТВО

    СПОКОЙСТВИЕ

    Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

    И в русской православной церкви есть подобные молитвы, обращённые к матери. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения и русские художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария , Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

    Одной картины я желал быть вечный зритель,
    Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
    Пречистая и наш Божественный Спаситель-

    Она с величьем, Он с разумом в очах –

    Взирали, кроткие, во славе и лучах… (А.Пушкин)

    В.Васнецов «Богоматерь с младенцем».

    Художник изобразил Богоматерь, идущей по облаку. Лицо ее вдумчивое и серьезное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, схожий лицом с матерью, слегка наклонился вперед, властным движением как бы хочет обнять Вселенную. В его глазах горит огонь неземного вдохновения.

    Работу эту можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, на которую она похожа по построению.

    Давайте послушаем тропарь – гимническое песнопение, посвященное Богородице.

    Аве, Мария – лампада тиха,

    В сердце готовы четыре стиха:

    Чистая дева, скорбящая мать,

    Душу проникла твоя благодать.

    Неба царица, не в блеске лучей –

    В тихом предстань сновидении ей!

    Аве, Мария – лампада тиха,

    Я прошептал все четыре стиха.

    А. Фет

    Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

    Не только художники эпохи Возрождения, но и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины – матери. Признанный портретист, академик живописи Алексей Венецианов, он создает совершенно иные образы, во многом отличные от принятых норм. Он писал простых русских женщин – крестьянок, занятых нелегкой работой, подчеркивая тем самым, что именно крестьянская женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась лучшей хранительницей традиций материнства.

    «На жатве. Лето»

    Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщины – жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Глядя на картину, вспоминаются строки стихотворения Н.А. Некрасова:

    В полном разгаре страда деревенская,

    Доля ты! –русская долюшка женская!

    Вряд ли труднее сыскать…

    Знай нетерпимый: равнина безлесая,

    Нивы, покосы да ширь поднебесная.

    Солнце нещадно палит…

    В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

    Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.

    Свое осмысление происходящих исторических событий он воплотил в прославленной «Петроградской мадонне»

    На картине молодая женщина с ребенком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории.

    Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем.

    Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская . Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом говорят картины разных художников.

    Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

    Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки. Эта картина выполнена спокойными, пастельными тонами.

    К теме материнства обращались в своем творчестве и осетинские художники. Возьмем работу Коста Хетагурова «Горянка, идущая за водой.

    В картине художник изображает тяжелый труд женщины - горянки.

    Она многократно в день должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в тоже время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть.

    ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ. (на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель рассказывает легенду)

    Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

    Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья. Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

    Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

    – Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

    Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

    Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришёл Нептун!

    – Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

    Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море. Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие. Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

    Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

    Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

    Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

    – Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

    Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.

    Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:

    – Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца. Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

    Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

    Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

    Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

    Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

    Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери – не возвращаются сыновья. Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

    – Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

    И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:

    – Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

    Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

    Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

    Учитель: Понравилось ли вам произведение?

    Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость, что страшный и сильный царь Нептун не победил моряков, грусть, потому, что матери отдали всё самое лучшее своим сыновьям)

    Почему моряки сильны и непобедимы? (потому, что матери отдали им всё самое лучшее)

    Можно ли поступок матерей назвать героическим? Да!

    Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.

    Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

    Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

    Практическая часть урока.

    Итог урока:

    Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины – матери являлся идеалом женской красоты.

    Идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства.

    Красота женщины – это красота материнства.

    Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.