В РФ с применением силы пытаются запретить фильм о романе Николая ІІ: Кто и почему против "Матильды"? Почему РПЦ выступает против фильма Алексея Учителя «Матильда»? Почему верующие против фильма матильда.

Я не буду касаться вопроса о правдивости фильма. Речь не об этом. Речь о том, что можно показывать, а что нельзя. И о том, что нужно показывать. В каком фильме можно участвовать в качестве продюсера, режиссера, актера или зрителя , а в каком это с нравственной точки зрения недопустимо.

Царь Николай II прославлен Русской Православной Церковью, он свят для миллионов людей нашей страны. Поэтому и фильм о нем надо снимать, как о святом человеке и никак иначе. Присутствие в фильме хотя бы отдельных незначительных сцен, бросающих тень на его святость, было бы непростительной ошибкой. Делать смыслом повествования такие эпизоды является, мягко говоря, неэтичным, более точно — нравственным преступлением, святотатством.

Государь-страстотерпец известен всему верующему народу как человек высоконравственный, благочестивый, познающий Волю Божию и следующий Ей. Известна его чистая юношеская любовь к Алисе — будущей супруге и Государыне Александре Федоровне, любовь, которую венценосная чета пронесла до последней черной минуты, застигшей их в подвале Ипатьевского дома. Тогда палачи уничтожали тело Государя, теперь — пытаются уничтожить светлый его образ. Я видел отрывки фильма и могу сказать: «Это — не Государь Николай Александрович. Это другой человек. Не тот, которого мы с тоской видим на документальной кинохронике и старых фотографиях. И, тем более, на иконах. У него другой взгляд, иные движения, которые выдают характер, самую душу человека. Это не тот образ! Это — наглая ложь!» И это - не неудачная игра актера, не ошибочное представление режиссера. Это, с позволения сказать, произведение стоит в одном ряду с телевизионным судом над Лицом Русского народа благоверным великим князем Александром Невским; с фильмом «Орда», где оболган святой митрополит Московский Алексий; с фильмами, где режиссеры-«правдюки» (очень удачный термин Виктора Саулкина) под видом «правды жизни» пытаются смешать с грязью героический образ русского (неважно, узбекского, украинского, грузинского… — тогда все были русскими) солдата. Стоит в одном ряду со взрывом Храма Христа Спасителя и всех уничтоженных церквей, с Соловками, с Бутово…

Они не могут успокоиться, потому что несмотря ни на что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! И так будет, и дух этот, наш дух , живет и будет жить в людях, у которых по выражению Фазиля Ирзабекова «просто физически болит сердце, когда плохо говорят о России»! И эта боль заставляет нас сказать господину Учителю: «Не выйдет ваш фильм! Ничего у вас не выйдет!»

Нам, действительно, нужны фильмы о наших вождях, воинах, ученых и самых простых людях. Но такие, где наш святой обладает высшей святостью, воин — высшей доблестью, ученый — самым изобретательным умом… Киноленты, которые будут воспитывать настоящего человека , а не гнилого обывателя-потребителя. А поделки, подобные «Матильде», можно поставить в один ряд с порнографией, за которую Церковь наказывает не только производителей, но и покупателей, т.е. зрителей.

Настоятель храма Воскресения Христова
священник Олег Варенцов

Вышедший в 2017 году на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал в обществе серьезное противостояние. С одной стороны, верующие и православная церковь, увидевшие в сюжете фильма оскорбление Николая II, причисленного к лику святых , а с другой - искусствоведы и кинокритики, отстаивающие мнение о том, что такой фильм имеет право существовать и что личность государя в нем представлена правдиво, ровно таким, каков он был при жизни.

Причины возникновения разногласий

Еще до выхода фильма на широкий экран православные активисты стали требовать официального запрета трансляции фильма. Дело в том, что наметившаяся на март 2017 года премьера фильма «Матильда», рассказывающая о любви последнего императора и балерины, совпала с таким весомым для России событием, как 100-летие Февральского переворота в 1917 году.

Православная церковь выступает против фильма «Матильда»

Членом Совета президента по культуре и искусству, епископом Тихоном Шевкуновым - церковным сценаристом и автором одной из таких известных книг, как «Несвятые святые» была организована встреча с Алексеем Учителем, на основании которой можно сделать вывод о том, какие именно претензии к фильму имеет православная церковь.

Признавая неподдельный талант режиссера, возможность его творческого самовыражения епископ Тихон выделяет главный фактор, влияющий на оценку фильма православной церковью - премьера фильма намечена ровно в то время, когда переворот в России и отречение императора от престола. По мнению священников, эти даты совпали неслучайно, цель их такова - очернить образ последнего императора, привлекая для этого несуществующие моменты его биографии.

На что Учитель отвечает тем, что при создании фильма были исследованы документальные источники, и влюбленность Николая II и Матильды Кшесинской имела место. Кроме того, церковь вступила в войну против фильма не посмотрев его целиком, а руководствуясь лишь просмотренным трейлером к фильму, и на основе него сделав выводы обо всем содержании фильма.

Отношение православия к различным сферам жизни:

О фильме «Матильда»

История создания фильма об увлечении последнего императора такова. По словам режиссера, сюжет фильма был подсказан ему известным юмористом Владимиром Винокуром. Однако Винокур предложил снять кино о жизни известной балерины - Матильды Кшесинской. Дело в том, что фонд Винокура, поддерживающий проекты в сфере культуры и искусства в первую очередь связан с балетом. Балетом в семье Владимира профессионально занимается дочь и его жена - Тамара, когда-то была балериной. Так что инициатива о создании этого фильма принадлежит скорее женской части семьи Винокура.

Прочитав сценарий, Алексей Учитель понял, что снимать фильм только лишь о Матильде и ее жизни в балете ему было бы скучно, и тогда он предлагает переписать сценарий, ввести в него главного героя - Николая II. Причина, по которой Учителю захотелось раскрыть личность императора для зрителей во всех аспектах лежит на поверхности - ему показалось, что об этом человеке в России знают слишком мало. И вот появился совершенно новый сценарий, автором которого стал Александр Терехов.

Царь Николай II причислен к лику святых в Русской православной церкви

На этот раз фильм охватывал период жизни Николая Александровича за несколько лет до его коронации, которая происходит лишь в самом финале фильма.

Важно! Не отрицает Алексей тот факт, что есть в фильме место и художественному вымыслу, однако он не превалирует над историческими фактами.

Также режиссер говорит о том, что никакой попытки очернить личность Николая II он не преследовал, да и наличие такого фильма в российском кинематографе не сыграет своей роли в восприятии образа последнего императора. Наоборот - раскроет личность государя с другой, человеческой стороны, тем более что святым он стал, лишь приняв мученическую смерть.

Отношение церкви

Несмотря на то что фильм «Матильда» вышел на экраны кинотеатров, православная общественность до последнего требовала его запрета. Многие священнослужители, не успев еще посмотреть фильм, уверяли, что уже по короткому трейлеру могут составить представление о фильме, и что содержание «Матильды» оскорбляет их религиозные чувства.

Для человека, далекого от веры, такие заявления более чем непонятны. Алексей Учитель же своим фильмом разбивает стереотип восприятия императора только лишь в русле его святости.

Важно! Фильм позволяет рядовому зрителю понять, что Николай II живой человек, со свойственными любому другому человеку испытаниями, искушениями и падениями.

Мнение священников

Всем известный факт о том, что царская семья причислена к святым страстотерпцам и потому касаться хоть сколько-нибудь темы Романовых, по мнению священников, могут только люди, имеющие отношение к православию.

Само собой разумеется, что все фильмы, которые могут выходить о членах семьи последнего императора должны, так или иначе, подчеркивать их скромную, полную испытаний жизнь, подготавливая тем самым зрителей к апогею - мучительной смерти всей царской семьи.

Позиция Православной церкви по фильму «Матильда»

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, – любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго – до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Запрет фильма Матильда одна из горячо обсуждаемых тем рунета

Фото кадр из фильма

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна – она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она – прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

Фото кадр из фильма

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов – общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой – запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» – говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, – сказано в петиции. - Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Фото кадр из фильма

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года – в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, – преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм – эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», – заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Фото кадр из фильма

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально – это моя личная позиция», – рассказал Арцишевский ТАСС .

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер РИА Новости . «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

«Приглашаю режиссера лично увидеть и пообщаться с людьми, обратившимися ко мне с заявлениями об осквернении святынь и оскорблении религиозных чувств фильмом «Матильда», — написала в своем паблике «ВКонтакте» депутат Наталья Поклонская.

«Такое общение снимет сомнения в существовании людей, защищающих веру и конституционные права. Верующие как раз собираются на молитвенное Стояние… на территории Храма Воскресения Христова в Кадашах, где будут молиться за вразумление создателей такого «кино», — уточнила бывший прокурор.

Акция, о которой говорит Поклонская, стала всероссийской: в Москве она прошла на территории расположенного в Замоскворечье храма, в Екатеринбурге — у храма Спаса-на-Крови, воздвигнутого на месте расстрела царской семьи, отдельные акции прошли в Сибири, на Дальнем Востоке и на Камчатке.

Собравшиеся протестовали против якобы имевшего место в фильме «поругания» образа царя , почитаемого православной церковью святым страстотерпцем. Организатором акции стала православная общественная организация «Сорок сороков». Поругание, по мнению активистов, заключается в художественном допущении, что

у последнего русского монарха был роман с балериной , который продолжился и после бракосочетания с императрицей Александрой Федоровной.

В ответ Алексей Учитель пригласил на премьеру фильма «Матильда», которая пройдет в октябре на сцене Мариинского театра. Реакции на приглашение не последовало — быть может, потому, что бывший прокурор Крыма ранее неоднократно подчеркивала, что знакомиться с фильмом не собирается.

Эта позиция, правда, не помешала ей несколько месяцев назад ознакомиться со сценарием и трейлером картины, и не только ознакомиться, но и заказать «психолого-юридико-лингвистическую» экспертизу, обнаружившую признаки оскорбления чувств верующих. Интересно, что экспертиза, проведенная специалистами СПбГУ, ничего подобного не установила.

По просьбе «Газеты.Ru» о феномене стояния в религиозной практике рассказал религиовед, заместитель заведующего кафедрой по научной работе кафедры религиоведения философского факультера . «Есть молебен — это формальная структура богослужения (например, за упокой или за здравие). Есть молитва — это произвольная форма (она может быть канонической или неканонической), — объясняет эксперт, —

«Стояние — это новая и политизированная форма, не имеющая богослужебного статуса, вошедшая в обиход в ХХ веке и представляющая собой нечто среднее между молебном и молитвой.

В данном случае это форма политического действия, облеченного в религиозную форму».

Собеседник отметил, что во главе таких стояний, как правило, стоят миряне — политики или неофиты. Из известных стояний последнего времени эксперт указал

на аналогичное мероприятие, которое устроили верующие против постановки «Тангейзер» в Новосибирске.

Не очень понятно, собиралась ли Поклонская на само «стояние», куда она приглашала верующих. Представитель движения «Сорок сороков», комментируя ее отсутствие, продемонстрировал редкую осведомленность и заявил, что у Поклонской была «назначена встреча, которую нельзя было отложить или перенести». При этом

В тот же день стало известно, что поддержать фильм «Матильда» вызвалась «ВКонтакте» — такое решение команда соцсети приняла после того, как создатели картины устроили для представителей соцсети специальный показ ленты.

«Несмотря на то что фильм находится в процессе производства, даже по его рабочей версии можно оценить всю серьезность отношения и скрупулезность подхода создателей к собственному произведению, — заявил пресс-секретарь «ВКонтакте» ». — Наша площадка всегда была открыта для диалогов и мнений, поэтому мы приняли решение поддержать картину, дав возможность пользователям «ВКонтакте» сформировать собственное представление о «Матильде». Администрация соцсети заявила, что

будет вести в официальном паблике проекта прямую трансляцию с премьеры «Матильды» в Мариинском театре --

несмотря ни как какие протесты, режиссер Алексей Учитель планирует выпустить свою картину в прокат 26 октября.

Кроме того, появилась информация, что уже прошел специальный показ для представителей власти — правда, сами авторы картины это опровергают. Видевший картину председатель Общественного совета при сообщил, что уговорил Учителя внести правки в фильм (в частности, предполагалось, что режиссер купирует сцену, в которой обнажается бюст героини) — что автор «Матильды» с большим удивлением опроверг в беседе с «Газетой.Ru».

При этом нельзя сказать, что Поклонская и развязанная ею кампания против «Матильды» — а в этой истории уже есть тысячи заявлений оскорбленных верующих, уместившиеся в 37 коробок, неоднократные обращения депутата Госдумы в прокуратуры разных уровней — находит поддержку у властей.

Так, назвал происходящее с фильмом «вакханалией демократии»,

а премьер Медведев на форуме ОНФ в Омске просто отчитал (правда, не называя имен) представителей власти, которые берутся нападать на еще не вышедшие фильмы и незаконченные произведения.

Кроме соцсетей и представителей власти на защиту фильма встала столичная . 21 июля стало известно, что надзорное ведомство попросило главное следственное управление столичного главка возбудить дело против самых радикальных оппонентов «Матильды». Сотрудники прокуратуры направили в МВД представление и материалы, касающиеся действий членов общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» с предложением решить вопрос о возбуждении уголовного дела. В январе активисты, называвшие себя представителями «Христианского государства»,

разослали директорам кинотеатров письма с требованием отказаться от проката картины — в противном случае организация обещала, что кинотеатры «будут гореть, может, даже пострадают люди».

В феврале Алексей Учитель подал в прокуратуру жалобу на эту организацию, после чего надзорное ведомство провело проверку и выявило, что в действиях руководства организации «Христианское государство — Святая Русь» «содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 179 УК РФ (принуждение к отказу совершения сделки под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества)», говорится в ответном письме, которое прокуратура отправила режиссеру.

«Газета.Ru» направила в МВД официальный запрос о принятых и планируемых дальнейших процессуальных действиях по представлению надзорного органа.