Анализ "Мертвых душ". Анализ произведения "Мертвые души" Гоголя

Однажды жила-была Маленькая Душа , и сказала она Богу:
- Я знаю, кто я есть!
И Бог сказал:
- Это прекрасно! Кто же ты?
И Маленькая Душа прокричала:
- Я Есть Свет!
- Это верно, - улыбнулся Бог. - Ты есть Свет.
Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять.
- О! - сказала Маленькая Душа. - Это действительно здорово!
Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала

внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала:
- Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим?
И Бог сказал:
- Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть?
- Ну, - ответила Маленькая Душа, - одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое - фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это - быть Светом!
- Но ты уже есть Свет, - повторил Бог, вновь улыбаясь.
- Да, но я бы хотела узнать, как это - чувствовать себя Светом! - воскликнула Маленькая Душа.
- Хорошо, - сказал Бог с улыбкой. - Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому.
- Есть только одна деталь…
- Что это? - спросила Маленькая Душа .
- Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты.
- Хм… - сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена.
- Подумай над этим, - сказал Бог. - Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света - вот вопрос.
- Ну, - подпрыгнула Маленькая Душа, - ты - Бог. Придумай что-нибудь!
Бог опять улыбнулся.
- Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
- Что такое темнота? - спросила Маленькая Душа.
Бог ответил:
- Это то, что не ты.
- Я буду бояться темноты? - вскрикнула Маленькая Душа.
- Только, если ты выберешь бояться, - ответил Бог. - В действительности нет ничего, чего можно было бы бояться, пока ты не решаешь, что это так. Видишь ли, мы всё это придумываем. Мы притворяемся.
- О, я уже чувствую себя лучше, - сказала Маленькая Душа.
Затем Бог объяснил, что для того, чтобы что-либо испытать в полной мере, должно случиться нечто полностью противоположное.
- Это величайший подарок, - сказал Бог, - потому что без этого ты не можешь знать, что есть что. Ты не можешь знать, что такое Тепло без Холода, Верх без Низа, Быстро без Медленно. Ты не можешь знать Лево без Право, Здесь без Там, Теперь без Тогда. И поэтому, - заключил Бог, - когда ты окружена темнотой, не грози кулаком, не кричи, не проклинай темноту. Лишь оставайся Светом внутри темноты и не сердись на неё. Тогда ты узнаешь, Кто Ты Есть в Действительности, и все остальные тоже это узнают. Позволь своему Свету светить так, чтобы каждый узнал, какая ты особенная.
- Ты полагаешь, хорошо показывать другим, что я особенная? - спросила Маленькая Душа .
- Конечно! - хихикнул Бог. - Это очень хорошо! Но запомни, «особенный» не означает «лучший». Каждый является особенным, каждый своим уникальным образом! Только многие забыли об этом. Они увидят, что это хорошо для них быть особенными только тогда, когда ты поймёшь, что это хорошо быть особенной для тебя самой.
- О, - сказала Маленькая Душа, танцуя, подпрыгивая и смеясь от радости. - Я могу быть такой особенной, какой мне хочется быть!
- Да, и ты можешь начать прямо сейчас, - сказал Бог, который танцевал, подпрыгивал и смеялся вместе с Маленькой Душой. - Какой частью особенного ты хочешь быть?
- Какой частью особенного? - переспросила Маленькая Душа. - Я не понимаю.
- Ну, - объяснил Бог, - быть Светом - это быть особенным, а быть особенным - это иметь массу частей особенного. Особенно - быть добрым. Особенно - быть нежным. Особенно - быть творческим. Особенно - быть терпимым. Можешь ли ты придумать какой-нибудь другой способ быть особенным?
Маленькая Душа помолчала мгновение, а затем воскликнула:
- Я думаю о множествах способов быть особенной. Особенно быть щедрым, особенно уметь дружить. Особенно сочувствовать другим!
- Да! - согласился Бог. - И ты можешь быть всем этим или любой частью особенного, которой ты пожелаешь быть, в любой момент. Это то, что означает быть Светом.
- Я знаю, чем я хочу быть! - сообщила Маленькая Душа с огромным воодушевлением. - Я хочу быть частью особенного, которое называется «прощением». Это особенно - быть прощающим?
- О, да, - подтвердил Бог. - Это очень особенно.
- Хорошо, - сказала Маленькая Душа. - Это то, чем я хочу быть. Я хочу быть прощающей. Я хочу испытать себя именно как прощающая.
- Ладно, - сказал Бог, - но есть одна вещь, которую тебе необходимо знать.
Маленькая Душа начала проявлять лёгкое нетерпение. Так всегда бывает, когда есть некоторые сложности.
- Что же это? - воскликнула Маленькая Душа.
- Нет никого, кого надо было бы прощать.
- Никого? - Маленькая Душа с трудом верила услышанному.
- Никого, - повторил Бог. - Всё, что я создал, - совершенно. Среди всего сотворённого нет ни одной души менее совершенной, чем ты. Оглянись вокруг!
И тут Маленькая Душа обнаружила, что собралась огромная толпа. Души собрались отовсюду, со всех концов Королевства. По нему разнеслась весть, что между Маленькой Душой и Богом происходит необыкновенная беседа, и все захотели послушать, о чём они беседуют. Вглядываясь в бессчётное число других душ, собравшихся там, Маленькая Душа была вынуждена согласиться. Не было ничего менее прекрасного, менее чудесного и совершенного, чем сама Маленькая Душа. Так удивительны были собравшиеся вокруг души, так ярок был излучаемый ими Свет, что Маленькая Душа едва могла на них смотреть.
- Кого тогда прощать? - спросил Бог.
- Это становится вовсе не смешно! - проворчала Маленькая Душа. - Я хотела испытать себя как Та, Которая Прощает. Я хотела познать, что чувствует эта часть особенного.
И Маленькая Душа поняла, что означает чувствовать печаль. Но как раз в это время вышла вперёд из толпы Дружественная Душа.
- Не печалься, Маленькая Душа, - сказала Дружественная Душа, - я помогу тебе.
- Ты? - посветлела Маленькая Душа . - Но как ты это сделаешь?
- Я могу дать тебе кого-то, кого можно бы было простить!
- Ты можешь?
- Разумеется! - прощебетала Дружественная Душа. - Я могу прийти в твоё следующее воплощение и сделать тебе что-то такое, что ты должна будешь простить.
- Но почему? Почему ты это сделаешь? - спросила Маленькая Душа. - Ты, которая сейчас пребываешь в состоянии абсолютного совершенства! Ты, вибрации которой создают такой яркий Свет, что я едва могу смотреть на тебя! Что может заставить тебя хотеть понизить твои вибрации до такой степени, что твой яркий Свет превратится в густую темноту? Что может заставить тебя, которая так светла, что может танцевать со звёздами и перемещаться по всему Королевству с любой задуманной скоростью, прийти в мою жизнь и сделать себя настолько тяжёлой, что ты сможешь совершить плохое?
- Очень просто, - промолвила Дружественная Душа, - я сделаю это, потому что я люблю тебя.
Маленькая Душа, казалось, была удивлена таким ответом.
- Не изумляйся так, - сказала Дружественная Душа. - Подобную вещь ты уже делала для меня. Ты не забыла? О, мы танцевали друг с другом множество раз. Мы скользили сквозь вечности и через все века. Через все времена и во многих-многих местах танцевали мы друг с другом. Разве ты не помнишь? Мы обе были Всем От Этого. Мы были Верхом и Низом от Этого, Левым и Правым от Этого. Мы были Здесь и Там Этого, Теперь и Тогда Этого. Мы были мужским и женским, добром и злом. Мы обе были жертвой и злодеем Этого. Так мы приходили вместе, ты и я, множество раз прежде, каждый принося другому точное и совершенно противоположное, чтобы выразить и испытать, Кто Мы Есть в Действительности. И поэтому, - объяснила чуть погодя Дружественная Душа, - я приду в твоё следующее воплощение и на этот раз буду «плохой». Я сделаю что-нибудь воистину ужасное, и тогда ты сможешь испытать себя как Та, Которая Прощает.
- Но что ты сделаешь такое, настолько ужасное? - спросила Маленькая Душа, уже слегка нервничая.
- О, мы что-нибудь придумаем, - ответила Дружественная Душа, подмигнув.
Затем Дружественная Душа стала серьёзной и тихим голосом добавила:
- Тебе надо бы знать об одной вещи.
- Что это? - пожелала узнать Маленькая Душа .
- Я замедлю свои вибрации и стану очень тяжёлой, чтобы сделать эту, не такую уж приятную вещь. Мне придётся стать чем-то очень непохожим на себя. А взамен я попрошу у тебя лишь одно доброе дело.
- О, что угодно, что угодно! - закричала Маленькая Душа и принялась танцевать и петь. - Я стану прощающей, я буду прощающей!
Тут Маленькая Душа увидела, что Дружественная Душа остаётся по-прежнему очень тихой.
- Что это? - спросила Маленькая Душа. - Что я могу сделать для тебя? Ты просто ангел доброжелательства, что сделаешь это для меня!
- Конечно, эта Дружественная Душа - ангел! - вмешался Бог. - Каждый - ангел! Всегда помни: я никого, кроме ангелов, вам не посылаю.
И тогда Маленькой Душе ещё больше захотелось сделать ответный подарок Дружественной Душе, и она снова спросила:
- Что я могу сделать для тебя?

В тот момент, когда я буду мучить тебя и избивать, в тот момент, когда я сделаю тебе самое плохое, что ты только можешь вообразить, в этот самый момент…
- Что? - не выдержала Маленькая Душа. - Что же?
Дружественная Душа стала ещё тише и спокойнее:
- Помни, Кто Я Есть в Действительности.
- О, я буду помнить! Я обещаю! - воскликнула Маленькая Душа. - Я всегда буду помнить, как я видела тебя здесь, именно сейчас!
- Хорошо, - сказала Дружественная Душа, - потому что, видишь ли, я притворюсь так сильно, что забуду себя. И если ты не будешь помнить, кто я есть в действительности, я не смогу это вспомнить очень-очень долго. И если я забуду, Кто Я Есть, ты можешь забыть, Кто Есть Ты, и мы обе потеряемся. Тогда мы будем нуждаться в приходе другой души, чтобы она напомнила нам обеим, Кто Мы Есть.
- Нет-нет, мы не забудем, - вновь пообещала Маленькая Душа. - Я буду помнить тебя! И я буду благодарна тебе за этот подарок - шанс испытать себя, Кто Я Есть.
Итак, соглашение было достигнуто. И Маленькая Душа отправилась в новое воплощение, чтобы стать частью особенного, имя которому «Прощение». И Маленькая Душа с волнением ожидала возможности испытать себя как Прощающую, и поблагодарить любую другую душу, сделавшую это возможным. И в любой момент времени в этом новом воплощении, когда бы новая душа ни появилась на сцене, что бы эта новая душа ни принесла, радость или печаль, и особенно, если она приносит печаль - Маленькая Душа думает о том, что сказал Бог:
- Всегда помни, никого, кроме ангелов, я вам не посылаю.

Нил Доналд Уолш

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Откуда приходит душа перед зарождением - спускается с неба на землю? Где она была до рождения, появления в человеке?

Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков) :

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это "тайна, ведомая одному Богу". Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.

Вам интересны тайны души человеческой? Но вы не хотите сложных научных объяснений или догматических религиозных трактовок?

Рекомендуем вам 10 удивительных историй о жизни души. Писатели открывают любые тайны, доверяясь своей интуиции. И чуткий инструмент творческой интуиции дарит читателям хорошие книги о душе, приглашая погрузиться в волшебный мир и разгадать её загадки.

Художественные и публицистические произведения порой не менее интересны для чтения. Предлагаемые книги объединяет тема души: поиск души, путь к душе, диалог с душой, послания души.

Художественные книги о реинкарнации:

1. Эльза Баркер: «Письма живого усопшего или послания с того света»

Удивительно, но этой книге уже 100 лет. В ней представлены эксперименты по механическому письму, проведенные Эльзой Баркер в 1914-1918 годах.

Поставив карандаш на бумагу и выразив намерение пообщаться со своим умершим знакомым, автор фиксировала всё, что приходит из тонкого мира. Потом лишь слегка подвергала записки литературной редактуре.

Тема потусторонней жизни была для Эльзы совершенно новой. Она ничего не читала об этом раньше, и поэтому в «письмах» нет каких-то шаблонов и стереотипов.

Кроме того, Эльза сама «проверяла» потустороннего адресата, задавая вопросы о фактах ей не известных, но которые могла бы позже проверить. Источник всегда оказывался прав!

2. Радханатха Свами: «Путешествие домой»

Главному герою 19 лет. Он американец еврейского происхождения. У него дружная семья и приятели-хиппи. Его ценности начинали формироваться в духе 70-х: «секс – наркотики – рок-н-рол».

Собрав деньги на перелет в Лондон, он с друзьями отправляется на рок-фестиваль. А там вдруг ощущает, что душа зовет двигаться дальше, на юго-восток. Туда, где суровый индус-пограничник, растроганный его словами:

«Ради духовных сокровищ Индии я оставил все те блага, которые сулит американский образ жизни. Я, рискуя жизнью, добирался сюда автостопом из Лондона. Я очень хочу найти дорогу к Богу. Прошу Вас, будьте снисходительны ко мне!

Я обещаю, что когда-нибудь принесу индийцам пользу. Поверьте, сэр, я еще пригожусь вашей стране. Пожалуйста, дайте мне шанс», - поставит заветную печать в паспорт. Так начнется путешествие домой, путешествие к своей душе.

3. Иван Тургенев: «После смерти»

Признаюсь, для меня было неожиданностью найти у автора хрестоматийных «Муму» и «Отцы и дети» произведение в жанре хоррор! Повесть небольшая, но захватывает с первых строк.

Неуклюже ответив на письмо юной девушки, Яков Аратов начинает лихорадочно размышлять, чем был вызван её порыв. Но на следующий день из газеты узнает о её самоубийстве.

Молодого человека начинают мучить странные сны, видения. В одну из ночей он вдруг явно почувствовал чьё-то присутствие в своей комнате…

Не буду лишать вас удовольствия узнать самим, что было дальше.

4. Дидье ван Ковелер: «Запредельная жизнь»

Роман начинается с оглушающей фразы «Я умер в семь часов утра».

Душа героя пытается анализировать, как это произошло, в какой момент? Почему он ничего не почувствовал? А дальше начинается привыкание к новой роли, новым ощущениям.

Сожаление об упущенных моментах. Похороны. Душа может видеть мысли своих родных, пролистывать чужими глазами своё прошлое.

Послесмертная жизнь возле семьи, но по другую сторону бытия. Каково это, когда твоё присутствие ощущает только старый верный пес?

5. Митч Элбом «Книга смерти. Пятеро, что ждут тебя на небесах»

У главного героя восемьдесят третий день рождения, и этот день последний в его жизни. Обратный отсчет запущен. Пятьдесят минут до смерти, сорок минут, четырнадцать…

Несколько секунд, чтобы совершить подвиг и спасти чужие жизни ценою своей.

И… всё начинается сначала. Боль пропала, тревога стерлась. У Эдди снова день рождения. Ему сегодня пять лет! И нужно всё прожить заново, чтобы оценить каждый поступок, каждое слово глазами души.

6. Питер Джеймс «За сумеречным порогом»

В романе разворачиваются две сюжетные линии. Одна родом из 1960 года, где маленького мальчика, едущего по дороге на велосипеде, сбивает «Форд».

И он, оказавшись на пороге жизни и смерти, встречает душу своей умершей мамы. Вторая переносит читателя на тридцать лет вперед, в 1990 год.

Здесь церковный служитель, проходя мимо свежей могилы, где только что была похоронена 23-летняя хорошенькая жизнерадостная женщина, услышал странный звук из-под земли.

Как околосмертный опыт повлиял на жизнь мальчика? Что раскроет эксгумация тела девушки? В какой момент эти две истории переплетутся? Ответы в романе Питера Джеймса.

7. Ричард Матесон «Куда приводят мечты»

Странная женщина приходит к главному герою с рукописью и утверждает, что этот текст передает ему брат. Злость охватывает героя: ведь его брат умер год назад!

Но незваная гостья настаивает. Она медиум, и записи – послание из другого мира. Так сказано в предисловии. А дальше рассказ с конца.

Авария, боль, мечущаяся душа, которая пытается примириться с произошедшим, обнять близких, найти себе место в новом мире. Рукопись – тоже попытка успокоить родных, объяснить тот новый мир, в который уходит душа.

8. Питер Бигл «Тихий уголок»

В качестве эпиграфа к своему роману Питер Бигл выбрал строчки из стихотворения Эндрю Марвелла: «Могила - тихий уголок, Там нет любви и нет тревог».

Именно в могиле внезапно обнаруживает себя герой произведения - Майкл Морган. Он бился о крышку гроба и выл, но его никто не слышал. Утомившись, Майкл смирился со своей смертью и решил придумывать способы, как провести время.

Легкая, ироничная, но местами довольно глубокая книга о приключениях души, которая только после смерти обнаружила своё существование.

9. Элис Сиболд «Милые Кости»

Книга-бестселлер, экранизированная в 2009 году. Рассказ идет от лица 14-летней девочки, убитой маньяком. Жизнь ДО и мир ПОСЛЕ.

Смешные попытки навредить младшей сестренке, гордость за свои успехи в школе, чудовищный сосед – это всё ДО.

А ПОСЛЕ будет поразительный небесный край, откуда видно, как из тел вырываются души, можно устраивать танцы, причем вместе с собаками, и вообще заниматься тем, что любишь.

10. Анна Гфф «Хочу проснуться, когда все закончится»

Герой решается на операцию по стиранию фрагментов памяти. Небольшое вмешательство удаляет из сознания болезненные события, людей, доставлявших страдания.

Но радость почему-то не спешит заполнять сердце, а жизнь, вопреки ожиданиям, не становится легче. Зато появляется новая неожиданная знакомая – Душа!

Чтение художественных книг погружает в мир образов и чувств, пробуждая память. Книги пробуждают то, что вы давно знали. Приятного чтения книг о душе и для души, друзья!

Благодарю Виктора Рупасова за стихотворение <Душу дьяволу не продам>http://www.stihi.ru/2015/05/22/5765,которое стало моим вдохновением...

Душа Поэта возвышенная и огромная искрилась золотыми и серебряными искорками на голубом светлом фоне ауры. Она выделялась ярким светом в сумрачном мире, куда попал человек после смерти, очаровывая здесь всех присутствующих. С ней стало намного светлее, и люди или сущности со слабой искоркой души или малым свечением старались держаться к ней поближе – не так было страшно возле света, как в жутком и темном мире. Возле Поэта собиралось все больше и больше народу. Сущности отпечатывались в сумраке и становились рядом, идти от света никуда не хотелось. Поэт оглядел присутствующих и одобрительно закивал головой. <Вот и тут ко мне тянутся люди, так же как и в физическом мире, когда читали мои стихи.> Он попытался вспомнить хотя бы строчку из своих произведений, но тщетно, смертные переживания затупили совсем память. Но, вот проскользнула часть стихов, и он воспрянул духом, стараясь передать сущностям свои поэтические переживания. И,сразу его душа увеличилась почти вдвое и засияла еще ярче. Далеко было видно ее свечение и сущности, находившиеся в темном мире, увидели ее далекий свет и устремились к ней.
Демон никак не мог понять, почему сегодня нет в мире сумрака людей, только что покинувших физический мир. Все посланники его пришли пустые, без напуганных душ, злые и вредные.
-Ну, что там?- проговорил демон.
Он сверкнул огненными страшными глазами, из которых вылетели молнии. Шерсть на теле встала дыбом от негодования, длинные уши узкие и тоже обросшие шерстью мотались туда–сюда без ветра.
-Где души?- прорычал он.
Вот и последний посланец явился и тоже пустым.
-Ну?-демон грозно сверкнул глазами.
-В сумраке нет сущностей. Они все тянутся к свету души Поэта, которая озаряет округу на несколько метров.
-Откуда он взялся на нашу голову?
-Он, так же как и остальные, пришел к нам из мира физики, и у него огромная душа возвышенная и чистая. Она сияет и освещает округу яркими молниями света и добра. Именно к ней и стремятся все вокруг, в ее свет и любовь.
Демон побагровел от злости.
-Я сам поговорю с ним, с этим удивительным поэтом,-съязвил он.
Демон распустил черные крылья и устремился туда, где ярко манил к себе золотой искрящийся свет. Вот он встал перед огромной душой, которая искрилась теперь голубыми искорками света и счастья.
-Послушай, Поэт. Мне нужна твоя душа. Я тебе за нее дам все, что ты захочешь:драгоценности, славу, вторую жизнь…
-Зачем тебе душа поэта? Что ты с ней собираешься делать?- не удивился Поэт.
-Я дам тебе власть–власть над всем миром и людьми!
-Она мне не нужна, так же как и драгоценности, деньги, слава. Это у меня все было и при жизни. А еще мне люди отдали свою признательность и любовь… А это самое дорогое в нашей человеческой жизни!
Поэт огляделся вокруг и раскинул руки, обнимая присутствующих.
-Вон сколько у меня поклонников и пусть не все знают мои стихи, но душа притянула и их ко мне.
Люди зашумели и встали поплотнее к Поэту.
-Он наш,-люди пытались загородить поэта.-Его талант принадлежит людям, и мы его без боя не отдадим.
-Глупые, людишки,- прорычал демон. -Что вы будете делать, когда его душа померкнет или уйдет со мной? Вы останетесь в полумраке, дрожа от страха предо мной и своими грехами.
-Не бойтесь, люди,- проговорил Поэт. Я вам помогу. Я вас так люблю, что готов дать по кусочку света каждому в этом царстве сумрака, так же как я оставлял кусочки души в своих произведениях.
Он притянул к себе душу, искрящуюся последней искоркой добра и света, и обнял ее. Она вдруг всколыхнула ярким светом и озарила молнией округу. Еще и еще становились ярче души вокруг Поэта. Им уже не грозил никакой демон, с таким светом они могут долго путешествовать по мирам, пока не найдут светлого провожатого.
И только душа Поэта потихоньку меркла. Она теряла свой свет среди сущностей, которые смотрели со страхом на нее. И, вот она совсем погасла.
Мир сумрака стал темнее, и только вспышки душ людей светились в темноте как великий подарок Поэта!
-Ха-ха–ха,- засмеялся демон.-Глупый Поэт. Ты раздарил свою душу и поэтому мне больше не интересен.
Вот он с досадой распустил свои черные крылья и уже хотел взлететь.
Как вдруг прямо перед толпой проявилась изумительной красоты сущность. Она была такая яркая, что люди на мгновение ослепли. Когда они начали видеть, то поняли, что сущность переливается всеми цветами радуги. И, такое добро, и любовь шли от нее, что мир, в котором господствовал сумрак, стал еще намного светлее.
-Смотрите, это Ангел!-c восторгом проговорила одна из женщин, когда увидела искрящиеся светлые крылья за спиной у светящегося существа.
-Боже! Это же наш Поэт!
-Он, что теперь, Ангел?-люди от счастья просто засияли.
Демон пришел в ярость. Он шагнул навстречу Поэту, но неведомый свет обжог его крылья. Он, почувствовав запах гари и поспешил убраться прочь. Вскоре демон исчез из поля зрения.
-Вперед, друзья мои! У нас еще далекий и трудный путь,–сказал Поэт. -Не бойтесь, я вас прикрою,-и он распустил свои сияющие ярким светом крылья и закрыл ими души людей…