Анализ музыки. Ленинградская симфония дмитрия шостаковича Шостакович симфония 7 разбор 1 части

ТЕМА: Шостакович симфония №7.



Цель урока : расширить понятие симфония, познакомить с понятием « музыкальная драматургия » познакомить учащихся с произведением Шостаковича, воссоздать образ блокадного Ленинграда через образы “Ленинградской” симфонии, познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, блокадой Ленинграда и ее последствиями; воспроизвести образы войны, горя, народа - победителя, фашизма в произведении Шостаковича; развивать культуру слушания, музыкально-эстетический вкус; воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание на музыкальные произведения.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок – презентация, с применением ИКТ, работа в группах, коллективная работа.

Методы: интерактивный, практический, творческий, исследовательский, аналитический, аудиовизуальный.

Оборудование:

    компьютер;

    проектор;

    презентация;

    стихи;

    раздаточный материал;

    словарь эмоций;

    карта “Великая Отечественная война 1941-1945”

    схема анализа музыкальных произведений

    текст песни

Музыкальный материал:

    Аудиозапись фрагментов симфонии №7 Д. Шостаковича

    Видеозапись песней «Кукушка»

    Аудиозапись фонограммы «минус» песни «Кукушка»

Ход урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке

Ольга

Берггольц

    Организационный момент

    Мотивация учебной деятельности

Война и мир – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров.

Ученик читает отрывок их “Ленинградской поэмы” О. Бергольц

Ответы учащихся (мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло, жизнь-смерть; сытость-голод;

Победа-поражение; любовь-ненависть;

Храбрость-страх и т.д.)

    Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и развиваем ее на примере нового произведения - симфония №7 Д. Шостаковича.

Д.Д.Шостакович – советский композитор, годы его жизни – 1906 - 1975 (слайд – фото композитора). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 – как композитор

Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»);

3 балета («Стальной скок);

оратории, кантаты; инструментальная и вокальная музыка; музыка к кинофильмам и спектаклям, 15 симфоний;

    Что же такое симфония?

Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР - плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3?4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу.

Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.

В этот же день – 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня.

Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял

Рабочим - 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии - 300 граммов,

Войскам первой линии - 500 граммов

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться

В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах - люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.

Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”. Образ мирной жизни сменяется образом войны.

В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Написана первая часть в известной вам форме вариаций, что позволило воплотить всепоглощающее разрастание и расширение бездушной, мертвой, фашистской силы.

Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии.

Задание: Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.

В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов? Ленинградского и Волховского? в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. А к голоду прибавился еще и холод. Зима 1941-1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Но злосчастный мороз дал надежду на спасение.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта был прорыв фронта противника. 12 января 1943г., после артиллерийской подготовки 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Так было разорвано кольцо блокады. Окончательно блокада была снята в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60?100 км.

9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию

Д. Д. Шостаковича.

Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили - они были абсолютно уверены, что город мертв.

Когда оркестр заиграл финал, зал встал.

Приложение №) слайд (1-2)

Презентация (слайды 3-5)

Ответы учащихся

(Приложение №1)

Презентация (слайд 6)

1 фрагмент фильма (Презентация слайд 7)

Презентация (слайд 8)

2 фрагмент фильма. (Презентация слайд 9)

Презентация (слайды 10-12)

(Презентация слайд 13):

(Презентация слайд 14)

Презентация (слайд 15)

(Приложение №2)

Слушание 1 части симфонии №7

Учащиеся слушают фрагмент симфонии №

(1 часть)

Ответы учеников.

Презентация (слайд 17)

Видео фрагмент (Презентация слайд 18) .

Работа с картой: “Великая Отечественная война 1941-1945”

(Презентация слайд 19)

Учащиеся ведут просмотр слайдов презентации

Видео фрагмент (Презентация слайд 20)

IV. Закрепление материала урока

Кроссворд

(Презентация слайды 21-28)

Вокально – хоровая работа

……Много горя человеческого принесла эта война. Увековечивание памяти о погибших воинах является священной традицией у всех народов мира. Образы воинов, фрагменты боев выражаются в мраморе и граните на плитах могильных курганов и мемориалов, в легендах и летописях, в трудах историков, писателей, поэтов и композиторов...

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Подведение итогов

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады - разгрома немцев под Ленинградом.

Творческое задание для групп:

    Собрать из фрагментов рисунок и дать ему название

    Написать Эссе (мини - сочинение) на тему: «Обращение к потомкам - война не должна повториться»

    Нарисовать мини-плакаты

    Выбрать и наклеить …………….

Рефлексия

(Презентация слайд 29)

Ученик читает стихотворение “Ленинградский салют”

Учащиеся выполняют творческое задание

Создание кластера (работа в группах)

    Выступление Д.Д. Шостаковича по Ленинградскому радио

Фотоархив «Блокада Ленинграда»

Советскими историками утверждалось, что свою знаменитую Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года под впечатлением начавшейся войны. Однако существуют достоверные свидетельства того, что первая часть этого музыкального произведения была написана еще до начала военных событий.

Предчувствие войны или нечто иное?

Сейчас уже точно известно, что основные фрагменты первой части своей седьмой симфонии Шостакович написал ориентировочно в 1940 году. Их он нигде не публиковал, но показывал это свое некоторым коллегам и ученикам. Причем композитор никому не объяснял своего замысла.

Несколько позже знающие люди назовут эту музыку предчувствием нашествия. Было в ней что-то тревожное, переходящее в абсолютную агрессию и подавление. Учитывая время написания этих фрагментов симфонии, можно предположить, что автор не создавал образа военного нашествия, а имел в виду всеподавляющую сталинскую репрессивную машину. Существует даже мнение относительно того, что тема нашествия основана на ритмичности весьма почитаемой Сталиным лезгинки.

Сам Дмитрий Дмитриевич в своих воспоминаниях писал так: «Сочиняя тему нашествия, я думал совсем о другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – всякий фашизм».

Седьмая ленинградская

Так или иначе, но сразу после начала войны Шостакович интенсивно продолжил работу над эти произведением. В начале сентября были готовы первые две части произведения. А спустя совсем небольшое время уже в блокадном Ленинграде была написана партитура третьей.

В первых числах октября композитор вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев, где приступил к работе над финалом. По задумке Шостаковича, он должен был быть жизнеутверждающим. Но именно в это время страна переживала самые тяжелые испытания войны. Писать оптимистичную музыку в ситуации, когда враг стоял у ворот Москвы, Шостаковичу было очень сложно. В эти дни он сам не раз признавался окружающим, что с финалом седьмой симфонии у него ничего не выходит.

И лишь в декабре 1941 года, после советского контрнаступления под Москвой, работа над финалом пошла на лад. В канун нового 1942 года она была успешно завершена.

После премьер седьмой симфонии в Куйбышеве и Москве в августе 1942 года состоялась главная премьера – ленинградская. Блокадный город тогда переживал самое тяжелое положение за все время блокады. Оголодавшие, изможденные ленинградцы, казалось, уже ни во что не верили ни на что не надеялись.

Но 9 августа 1942 года в концертном зале Мариинского дворца впервые с начала войны вновь зазвучала музыка. Ленинградский симфонический оркестр исполнял 7-ю симфонию Шостаковича. Сотни динамиков, извещавших обычно о воздушных налетах, теперь транслировали этот концерт на весь осажденный город. По воспоминаниям жителей и защитников Ленинграда именно тогда у них родилась твердая вера в победу

Конспект урока по музыке 7 класс «Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»

Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени

    Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;

    Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.

Развивающие:

    Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.

    Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;

    Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.

Воспитательные:

    Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;

    Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока : портрет композитора, схема анализа музыкального произведения, презентация.

Техническое обеспечение урока : аккордеон, ПК, экран и проектор.

Музыкальный материал:

Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича. Я.Френкель»Журавли»

Мультикейс «О той весне»

Методы:

    Словесные;

    Наглядные;

    метод эмоциональной драматургии;

    интонационный анализ художественных произведений.

Виды деятельности учащихся :

    слушание музыки;

    участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;

    вокально-хоровая работа;

    взаимооценивание;

    рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный этап (1 мин)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня наш урок особенный. Мы будем работать в группах, по секторам: литературный, научный, изобразительный и журналистский. Получив задание на дом, каждая группа должна была подготовиться, и сегодня вы продемонстрируете своё домашнее задание.

Тема нашего урока звучит: «Симфоническая музыка. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»

Эпиграф урока: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Ф. Достоевский

Для того, чтобы спеть песню вы должны ответить на вопросы (развивающая игра «Наборное полотно».(Вопросы для игрового полотна 1.Что такое оркестр? Что такое симфония? И т.д.)

Какую песню напоминает вам эта картина? («Журавли»). Давайте её исполним. На фоне песне идёт показ видео о ВОВ.

Литературный сектор подготовил стихотворение В.Галицкого «Обычный Родины солдат».

Вторая мировая война. Ни одно государство не смогло противостоять натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, без объявления войны, Гитлер вторгся в Советский Союз. Мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину, нашли своё отражение во многих музыкальных произведениях той поры. Многие композиторы обращались в своём творчестве к теме войны.

Научный сектор подготовил сообщение о Д.Д.Шостаковиче. Презентация.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович русский композитор ХХ столетия. С 9 лет он начал заниматься музыкой, а в 14 поступил в консерваторию на две специальности: пианиста и композитора. У него была отличная память, слух и способность импровизировать. Но самое главное-это его глубина и оригинальность музыкального мышления. Ему прошлось много пережить: смерть жены, друзей, обвинение его в формализме. Он боролся за справедливость, жестокость, насилие и всё это отразил в своих произведениях. Жанровый диапазон очень широк. Основой творчества Шостаковича является инструментальная музыка, в частности симфонии. Им написаны 15 симфоний, первую он написал в 19 лет.

Шостакович родился в Ленинграде, здесь его и застала война. Вместе с другими ленинградцами он защищал свой город. Ездил за город рыть укрепления, вечерами дежурил на крыше, тушил зажигательные бомбы, а в свободное время писал музыку. Осенью 1941 года сочинил 7 ленинградскую симфонию. Премьера симфонии состоялась 1942 году, её исполнил оркестр большого театра. Вскоре 7 симфония прозвучала и в Москве. Специальным самолётом, который прорвался в город сквозь кольцо блокады, была доставлена партитура в Ленинград. На ней автор сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобно этой…».

9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, 7 симфония Шостаковича была исполнена и в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшегося врагу. Фашисты в этот день так и не смогли начать артиллерийский обстрел города Ленинграда, потому что маршал Говорков, главнокомандующий Ленинградским фронтом, приказал на время концерта подавить позиции врага. Считают, что такой факт единственный в музыке. В этом же 1942 г. Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение. Среди многочисленных музыкальных жанров в творчестве Шостаковича одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. С момента возникновения и до наших дней она чутко отражала своё время.

Сейчас мы прослушаем 7симфонию Д.Шостаковича «Эпизод нашествия». Подумайте почему автор так назвал эту симфонию? Симфония состоит из 4 частей 1война 2воспоминание 3 родные просторы 4 победа. Слушание. Анализ музыкального произведения

Каков характер музыкального произведения?

Музыка Шостаковича имеет большое влияние. Эпизод из первой части Ленинградской симфонии изображает фашистское войско, которое приближается и уничтожает всё живое. Не даром этот отрывок называют «Эпизодом нашествия». На фоне четкого ритма барабана появляется тема врага, который имеет сначала образ заведённой игрушки, постепенно переходит в бездушность, заносчивость, тупой механизм фашистской военщины. Начинается дикий хаос разрушения. Он использовал маршевую тему 11 раз, а четкий ритм барабана 175 раз, но изменяется гармония, динамика.

Почему Шостакович так назвал эту музыку? (она ярко рисует наступление)

Какой жанр лежит в основе этой музыке? (Марш. В начале он игрушечный, но в конце музыки лязг бездушных машин заглушает тему, мелодия становится грубой, страшной, угрожающей, бесчеловечной).

Что становится с динамикой? Мелодией? (динамика звучит от пиано до форте. Мелодия остаётся неизменной, но она видоизменяется, становится злой, страшной, резкой).

Какой образ создал Шостакович? (образ наступления фашистов, движение фашистских танков, самолётов, страшную силу врага, смертельную схватку).

Давайте посмотрим, что нам представит изобразительный сектор, как они увидели эту музыку?

Огромное горе коснулось почти каждую семью во время ВОВ. Послушайте песню «И все о той весне»

Какие чувства вызывает эта песня?

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Каков образ этого произведения?

Распевание при помощи ладовых жестов. Разучивание песни.

На нашем уроке присутствуют журналисты. Они внимательно следили за ходом событий. Они проведут опрос. Рефлексия.

Мы должны помнить о том, что советские солдаты освободили нашу страну и всю Европу от фашизма. Вечная слава и почёт тем, кто ещё жив. Низкий им поклон. Исполнение песни «И все о той весне»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Республиканский конкурс «Время уходит, память остается»,

посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Номинация: Культурное наследие

Тема: Седьмая симфония Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

10 «А» класс, 423072. с. Старое Тимошкино

ул. Светлый путь д.14

Научный руководитель: Горбунов

Геннадий Валерьевич

учитель истории второй квалификационной

Казань 2010

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава I: Биография Д…………………………………………………..5

Глава II: Условия создания Седьмой симфонии Д…………………..7

Глава III: Описание Седьмой симфонии Д…………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………………14

Введение

Могуче время, взрастившее такой талант.

Но могуч и талант, выразивший такое время.

Шостаковича – это

музыкальная эмблема века.

(Т. Хренников.)

Актуальность темы . В истории одного из красивейших городов мира - Санкт-Петербурга (Ленинграда, Петрограда) было много сложных и противоречивых моментов. Но, пожалуй, самыми страшными днями, в течение которых город и его жители были поставлены на грань выживания, были 900 дней блокады - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

8 сентября 1941 года после тяжелых боев вокруг Ленинграда замкнулось кольцо фашистской блокады. Вражеская авиация совершила первый массированный налет на Ленинград, сбросив на него за считанные минуты свыше 6500 зажигательных бомб. Блокада продлилась девятьсот дней, ее называют трагедией века. От голода погибло больше 700 тысяч горожан.


В плане «Барбаросса» Ленинград рассматривался как один из главнейших стратегических объектов. Захват Москвы предполагался после того, как падет и будет уничтожена Северная столица. 8 сентября 1941 года Ленинград взяли в кольцо блокады. После нескольких неудачных попыток штурма города, Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

Глава II: Условия создания седьмой симфонии Шостаковича Дмитрия Дмитриевича.

Большую часть седьмой симфонии сочинил, как уже было сказано, в блокадном Ленинграде. Вот только один из эпизодов, которые давали бы представление об условиях, в которых писалась музыка.

Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич ездил за город рыть укрепления, вместе с другими преподавателями и студентами консерватории жил в ее здании на казарменном положении, вечерами дежурил на крыше, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать…

И все это время в его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом.

Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома. «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии», - писал композитор. «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Дмитрий Дмитриевич.

16-го сентября 1941-го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.

Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...».

Работал он вдохновенно. Симфония была закончена в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии, ее исполнил оркестр Большого театра под управлением С Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.

А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

Специальным самолетом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, бала доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Для исполнения были собраны все музыканты, еще оставшиеся в городе. Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыканты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, те тысячи людей, которых не мог вместить зал Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.

Фашисты в тот день так и не начали свой традиционный артиллерийский обстрел. Говоров, главнокомандующий Ленинградским фронтом, отдал приказ, во что бы то ни стало на время концерта подавить огнем позиции врага.

Вот как вспоминает об этом Карл Ильич Элиасберг, дирижировавший тогда оркестром: «Отзвучала симфония. В зале раздались аплодисменты… Я прошел в артистическую… Вдруг все расступились. Быстро вошел М. Говоров. Он очень серьезно, сердечно говорил о симфонии, а уходя сказал как-то таинственно: «Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения». Тогда, честно говоря, я не понял этой фразы. И только много лет спустя узнал, что М. Говоров отдал приказ, на время исполнения симфонии, нашим артиллеристам вести интенсивный огонь по вражеским батареям и принудить их к молчанию. Я думаю, что в истории музыки такой факт – единственный».

Вскоре с партитуры этой симфонии была снята фотокопия и на военном самолете отправлена круговым путем через Африку в США, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. Услышав симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»

Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни

Глава III: Описание Седьмой симфонии Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов: мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла.

На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...».

Четыре части симфонии по-разному раскрывают идею торжества Человека и его борьбы. Рассмотрим пристально первую часть, рисующую непосредственную «военную» коллизию двух миров.

Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая над симфонией,- рассказывал композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...». Первая тема этой экспозиции - тема главной партии - величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор струнные инструменты: (приложение 1)

Перечислим кое-какие особенности этой темы, придающие ей современную динамичность и остроту. Это прежде всего энергичный маршевый ритм, характерный для многих массовых советских песен и смелые широкие мелодические ходы. Кроме того, это напряженность и богатство лада: до мажор, источающийся в третьем такте в повышенную ступень (звук фа-диез), и дальше в развертывании темы используется минорная терция – ми-бемоль.

С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся, размашистые интонации.

Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль мажор): (Приложение 2)

Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Мелодию ведут скрипки, а фон представляет собой покачивающуюся фигуру у виолончелей и альтов. К концу побочной партии звучат соло засурдиненной скрипки и флейты пикколо. Мелодия как бы растворяется в тишине, струясь. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и мужественный, мир.

Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная картина вторжения силы разрушения.

Последний «мирный» аккорд экспозиции продолжает звучать, когда издали уже доносится дробь военного барабана. На ее фоне развивается странная тема – симметричная (ходу на квинту вверх соответствует ход на кварту вниз), отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы: (приложение 3)

«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту мелодию Алексей Толстой. Конкретные ассоциации, возникающие в головах разных слушателей, могут быть различными, но несомненно, что в теме нашествия фашистов есть что-то от зловещей карикатуры. Шостакович обнажил и сатирически заострил черты автоматической дисциплины, тупой ограниченности и педантичности, воспитанные у солдат гитлеровских войск. Ведь они должны были не рассуждать, а слепо подчиняться фюреру. В теме фашистского нашествия примитивность интонаций сочетается с «квадратным» ритмом марша: сперва эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность. Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на своем пути все живое.

Эпизод нашествия выстроен в форме вариаций на одну тему (в тональности ми-бемоль мажор), неизменную мелодически. Остается постоянной и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся. От вариации к вариации меняются оркестровые регистры, тембры, динамика, плотность фактуры, присоединяются больше полифонических голосов. Все эти средства и расхищают характер темы.

Всего вариаций одиннадцать. В первых двух мертвенность и холод звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре (первая вариация), а также сочетанием этого инструмента с флейтой пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация).

В третьей вариации автоматичность выделяется сильнее: фагот копирует каждую фразу у гобоя октавой ниже. Тупо отбивающая ритм новая фигура вступает в басу.

Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты (труба, тромбон с сурдиной в четвертой вариации). Тема впервые звучит forte, она излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация).

В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать fortissimo. Она проигрывается в нижнем регистре, в унисон восемь валторн со струнными инструментами и деревянными духовыми. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь поднимается, отстукиваемая ксилофоном в сочетании с другими инструментами.

К железному звучанию темы в девятой вариации присоединяется мотив стона (у тромбонов и труб в верхнем регистре). И, наконец, в последних двух вариациях темой овладевает торжествующий характер. Создается впечатление, что железный монстр с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. И тут происходит то, чего никто не ожидает.

Тональность резко меняется. Вступает еще одна группа тромбонов, валторн и труб. К тройному составу духовых инструментов в оркестре седьмой симфонии добавлены еще 3 тромбона, 4 валторны и 3 трубы. Играет драматический мотив, называемый мотивом сопротивления. В прекрасной статье, которая посвящена седьмой симфонии, Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас,- раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать… происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе. Несколько нот в партитуре,- и на всем скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления»: (приложение 4)

Начинается симфоническая битва со страшного напряжения. Вариационное развитие перетекает в разработочное. На железные мотивы нашествия набрасываются мощные волевые усилия. В душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики. Вместе все это сливается в огромный реквием – плач по погибшим.

Именно так начинают необычную репризу. В ней и побочная, и главная темы экспозиции становятся заметно измененными – так же, как и люди, что вошли в пламя войны, исполнились гнева, испытали страдание и ужас.

Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла. Так главная партия звучит в репризе: (приложение 5)

Теперь она плывет в миноре, маршевый ритм превратился в траурный. Это действительно траурное шествие, но музыка приобрела черты страстного речитатива. Эту речь Шостакович обращает ко всем людям.

Подобные мелодии – полные страстных, гневных, призывных ораторских интонаций, широко изложенные у всего оркестра - не раз встречаются в музыке композитора.

Прежде лирическая и светлая, побочная партия в репризе у фагота звучит скорбно и глухо, в низком регистре. Она звучит в особом минорном ладу, часто используемом Шостаковичем в трагической музыке (минор с 2-мя пониженными ступенями - II и IV; в настоящем случае, в фа-диез миноре – соль-бекар и си-бемоль). Быстрая смена размеров (3/4, 4/4, затем 3/2) приближает мелодию к живому дыханию человеческой речи. Это довольно сильно контрастирует с автоматическим ритмом темы нашествия. (Приложение 6)

Тема главной партии снова появляется в конце первой части – коде. Она заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь. Война все еще идет.

Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю напряженность схватки не на жизнь, а на смерть.

В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину его мысли. Мощный финал – четвертая часть – полон предчувствия победы и наступательной энергии. Для того, чтобы по справедливости оценить его, следует еще раз вспомнить, что композитор сочинил финал седьмой симфонии в начале Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии. С тех пор она звучала в мире много раз: по радио, в концертных залах, даже в кино: о седьмой симфонии сняли фильм.

Таким образом, ее исполнение снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века.

Заключение

1919 год. Суровая, голодная Петроградская зима, вторая зима Революции. В неслыханно тяжелых боях и жестоких лишениях рождалась республика Советов. Начиналась новая эра в истории человечества, и вместе с ней начинался творческий путь гениального композитора XX столетия Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Годы Великой Отечественной войны вписали необыкновенные страницы в жизнь и творчество. Суровые военные испытания, народные страдания и личные потери нашли воплощение в потрясающем трагизме Седьмой симфонии.

Седьмая симфония снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века.

Список литературы

1. И. Прохорова, Г. Скудина, «Советская музыкальная литература», издательство «Музыка», М, 1982.

2. Ю. Алиев, «Музыка», издательство «Музыка»,М, 1983.

3. Л. Третьякова, «Страницы советской музыки», издательство «Знание»,М, 1980.

4. В, Медушевский, «Энциклопедический словарь музыканта», издательство «Педагогика», М, 1985.

Приложение 1

https://pandia.ru/text/80/107/images/image002_140.jpg" width="411" height="456 src=">

Приложение 3

https://pandia.ru/text/80/107/images/image004_71.jpg" width="414" height="258 src=">

Приложение 5

https://pandia.ru/text/80/107/images/image006_54.jpg" width="411" height="223 src=">

Интегрированный урок (история и музыка) в 7 классе. Урок ведут учитель музыки Стеценко Елена Викторовна и учитель истории Ульяновская Елена Витальевна.
Тема урока: Война и её образ в симфонии №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Цель урока: Используя музыкальные и зрительные образцы создать образовательную ситуацию, когда учащиеся через внутренние переживания смогут «ощутить время войны», на примере жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича увидеть героизм и стойкость советских людей в годы блокады. Показать влияние ритма, в сочетании с другими элементами музыкального языка, на музыкальное произведение и его восприятие.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
^ Учитель истории. Ребята, сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне, великих музыкантах, композиторах и великой музыке, которая была создана в это время.

Вопрос: Какие события Великой отечественной войны вы знаете?

Сегодня мы поговорим об одном из этих событий – блокаде Ленинграда. В это время там жил и работал великий композитор Д.Д. Шостакович.

^ Учитель музыки. Мы знаем уже с вами, что творчество Д.Д. Шостаковича – великое наследие нашей культуры. Он сочинял произведения самых разных жанров: детские пьесы, популярные песни, музыку к кинофильмам, оперы, балеты, романсы, произведения для фортепиано, симфонии. Шостакович был наиболее популярным сочинителем симфонической музыки.

Вопрос: Сколько симфоний сочинил Д.Д. Шостакович? (15)

Вопрос: Что такое симфония? Симфония – это произведение для симфонического оркестра. Обычно симфония состоит из 4 частей.

Самую знаменитую свою симфонию он написал в Ленинграде зимой 1941 года. На партитуре симфонии композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». ЕЁ второе название – «Ленинградская».

^ Учитель истории. Перед нападением на нашу страну Гитлер разработал план молниеносной войны. По этому плану фашистское командование рассчитывало захватить город 9 августа 1941 года. Но благодаря героическому сопротивлению Красной армии, сил у фашистов не хватило. От активных наступательных действий они перешли к блокаде города, чтобы голодом уничтожить защитников города и его жителей. 900 дней и ночей длилась блокада. От голода и холода погибло около миллиона жителей города. Почти столько же погибло солдат – защитников города.

Свидетелем этих событий был и Д.Д. Шостакович. Вместе со студентами консерватории он выезжал за город рыть окопы, дежурил на крышах и чердаках, спасая город от зажигательных снарядов.

^ Учитель музыки. В самом начале войны он задумал написать симфонию о мужестве наших людей и о будущей победе. Большая часть симфонии создавалась в блокадном городе. Закончена же она была в городе Куйбышеве, куда он был эвакуирован после долгих уговоров.

5 марта 1942 года в Куйбышеве впервые была исполнена эта симфония. Одновременно она транслировалась по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Но Шостакович мечтал, чтобы «Ленинградская» симфония была исполнена в его родном городе.

^ Учитель истории. С партитурой симфонии была связана целая история. Партитуру симфонии доставил в Ленинград военный самолет. Он вез самое дорогое – хлеб, медикаменты и драгоценные страницы Седьмой симфонии.

Но единственный в городе оркестр в страшную зиму 1942 года потерял половину своего состава. Необходимы были музыканты. Их даже набирали на передовой. Еле-еле передвигаясь от слабости, стекались они на репетицию.

9 августа 1942 года, когда по плану Гитлера Ленинград должен был поднять руки и сдаться, в зале Ленинградской филармонии, который был забит до отказа измученными от голода людьми.

Дирижер Карл Ильич Элиасберг взмахнул палочкой и зазвучала музыка великой симфонии. Трудно поверить! В городе, окруженном врагами, оркестр играет новое сочинение!

Выступление симфонического оркестра в осажденном городе потрясло даже врагов. Рассказывают, что после войны к Карлу Ильичу Элиасбергу обратился турист из Германии: «Я находился в числе солдат, осаждавших Ленинград. Мы постоянно слушали ваши передачи по радио, и каждая из них вселяла в меня уверенность. Что вы выстоите. Если город, находившийся в таком положении, мог транслировать концерты классической музыки, значит его не взять. Когда я понял это, я сдался в плен».

А вот как отозвался о седьмой симфонии один зарубежный корреспондент: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».

^ Учитель музыки. Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из симфонии. Это «Эпизод нашествия» из первой части. Мы с вами говорили о том, что симфония обычно состоит из 4 частей. Седьмая симфония - не исключение. В ней тоже 4 части. Но сегодня мы прослушаем только отрывок из 1-й части, которая называется «Эпизод нашествия».

Ваша задача сейчас при прослушивании подумать и после окончания звучания эпизода ответить на вопрос: Какие средства музыкальной выразительности делают эту музыку такой выразительной, что даже враги после её прослушивания сдавались в плен.

(Прослушивание эпизода).gold-mp3.ru_d.shostakovich_-_simfoniya_7_leningradskaya.mp3

На доске написаны слова. Выберите из них те, которые выражают особенность прослушанной музыки.

В повести Р. Шведовой «Симфония гнева и борьбы» так описываются ощущения слушателей: «После первой, а затем второй музыкальных тем, рисующих мирную довоенную жизнь, вдруг появляется новая необычайная музыка.

…Как будто вдали заскользили какие-то тени. Послышалось тихое постукивание барабана, четкое и ритмичное.

Мелкая барабанная дробь не прекращается, а вместе с ней в музыку будто вползает странная и уродливая тема. Прошелестев один раз, она повторяется с назойливой аккуратностью. Ещё не понятно, что происходит, но слушатели уже насторожились, почувствовали тревогу. Мало-помалу сердце сжимает страшное предчувствие.

А тема надвигается, наступает, она нарастает с неуловимой постепенностью, автоматично повторяясь от начала до конца, раз, другой, третий, четвёртый, пятый... Всё громче и громче, всё ближе и ближе, всё страшнее и ужаснее. И люди, впервые слушающие эту тему, уже безошибочно узнают её - это вражеское нашествие, это сама война надвигается на них! Тема заполняет всё вокруг, слышатся стенания и вопли, скрежет железа. Безостановочно, как автомат, вражеская сила шествует в зареве пожарищ, сметая на своём пути всё, разрушая и убивая. Невероятная, страшная картина нечеловеческих мук, смерти, воплощённая в этой жуткой музыке с такой беспощадностью, глубоко потрясла всех, сидящих на концерте. Лица исказились от боли, ненависть переполняет сердца, хочется стрелять в это железное чудовище, хочется немедленно броситься ему наперерез, остановить его.

Тема всё повторяется. Она сотрясает зал. Кажется, что звериная жестокость безраздельно торжествует, что в чудовищном грохоте и лязге невозможно ничто живое. И вдруг как будто из самой глубины оркестра рождаются мощные, гневно протестующие звуки. Они перекрывают грохот разрушения, ломают железный строй вражеской темы, властно прекращают страшный парад жестокости. Размеренная механическая поступь вражеского нашествия, натолкнувшись на преграду, разбивается о неё.

Тема нашествия сразу же искажается, она дробится, проходит обрывками. Враг уже не кажется всесильным.

Героическое сопротивление преградило ему путь. И весь зал, как один человек, переводит дыхание - надежда приходит на смену гнетущему отчаянию».

В нарочито примитивной, страшной в своей тупости теме Д.Д. Шостакович обличает разрушительный и кровожадный облик войны.

Вопросы: Сколько образов мы услышали в теме нашествия? (один)

Какой образ? (образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил)

Учитель истории. Какой праздник ежегодно мы празднуем 9 мая? Значит, все же наш народ победил в той войне, остановил это примитивное чудовище. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. 26 миллионов человеческих жизней мы заплатили за мир. Удивительно, но уже в 1942 году, когда итоги войны были далеко не очевидны, великий композитор увидел грядущий день победы. 7 симфония – это гениальный рассказ о войне, о её начале и неизбежном конце.

Приложение (презентация)Урок история - музыка.ppt