Бунин кавказ мое мнение о рассказе. Анализ рассказа Бунина "Кавказ"

Главный герой рассказа «Кавказ» приезжает в Москву, чтобы встретиться с любимой женщиной. Но эти встречи проходят под покровом тайны в неприметной гостинице, потому что влюблен он в замужнюю женщину. Муж ее, офицер, жестокий и самолюбивый человек. Он ревнив и подозрителен и его жене приходится быть крайне осторожной, когда она идет на встречу с любовником.

Влюбленным страстно хочется быть вместе как можно чаще. Они придумывают рискованный план, по которому женщина уговаривает своего мужа отпустить ее одну на отдых к морю, куда она поедет на поезде. Ей удается получить его согласие на поездку. Офицер приезжает с женой на вокзал и устраивает ее в вагоне второго класса.

Когда поезд тронулся, в действие вступил главный герой рассказа, который, купив билеты в купе первого класса, заранее прибыл на вокзал и сел в поезд. Он договорился с кондуктором и тот, получив солидное вознаграждение, проводил даму в его купе. Путешествие влюбленной пары к морю началось успешно.

По прибытии на Кавказ, женщина пару раз отправляла мужу открытки из разных городов, упоминая в них, что еще не выбрала окончательно место для отдыха. После этого влюбленная пара отыскала глухую деревушку на морском побережье и там остановилась на отдых. Здесь они нашли все, о чем мечтали: чудесные утренние прогулки, купание в море, красивые закаты и романтические ночи под звездным куполом неба. Все это настолько было впечатлительным, что иногда женщина плакала, напоминая себе, что рано или поздно придется возвращаться домой, к нелюбимому мужу.

А муж, не удержавшись, отправился следом за женой на Кавказ и безуспешно искал ее в разных приморских городах. Но однажды он все-таки понял, почему не может ее найти. Тогда он поступил так, как считал правильным – закрылся в гостиничном номере и выстрелил себе в голову сразу из двух пистолетов. Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Кавказ» состоит в том, что настоящая любовь – это настолько сильное чувство, что влюбленный человек может переступить через немыслимые для него преграды. Влюбленная женщина нашла в себе силы сбежать от сурового и нелюбимого мужа на Кавказ, чтобы хоть какое-то время побыть вместе с любимым человеком. Ее желание счастья настолько сильно, что она готова к любым последствиям своего рискованного поступка, даже к смерти.

Но муж по-своему любил ее, и любил настолько сильно, что, осознав факт ее побега, не смог смириться с потерей и решил вопрос радикально, прибегнув к самой крайней мере. Будучи человеком самолюбивым и жестким, он своим непоправимым поступком постарался причинить боль жене, которая со временем обязательно узнает о случившемся несчастии.

Какие пословицы подходят к рассказу «Кавказ»?

Он на нее не наглядится, она им не надышится.
Любовь богата радостями, а ревность – муками.
Ревность превращает человека в зверя.

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства («воровски остановился в незаметных номерах», «жил томительно, затворником», у нее «голос срывался», она была «взволнованная», это потрясало его «жалостью и восторгом»), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа «отшатнулся от окна, упал в угол дивана», она «совсем не могла обедать»), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи («я должна быть страшно осторожна», «был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода»).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем («горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно», «часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте», «слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя «чужого» человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств.

Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом («лучше смерть, чем эти муки…»). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Анализ Рассказа Бунина ""Кавказ""

  1. В Кавказе автор изображает любовь как смысл жизни. Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки. Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит е муж: он лг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов. Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? И был тмный отвратительный вечер - погода в природе отражает погоду в душах и сознании всех трх персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час- момент переживания: я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил е!. Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: Он искал е в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.
    Винит ли автор в это смерти женщину? Я думаю, что он на вс способен при его жестоком, самолюбивом характере. Этими словами героини Бунин дат понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера! 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нм. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам- свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру? Итак, в рассказе Кавказ цикла Тмные аллеи Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.

    1. Год создания рассказа
    Кавказ (1937)
    2.Тематика
    Основной темой рассказа становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.
    3.жанровое своеобразие
    Это, прежде всего, многосюжетность, не свойственная малым-жанровым- формам. Все они органично переплетаются между собой и в конечном итоге образуют единое целое - произведение, в котором раскрывается-авторская философская концепция любви, счастья, бунинская система ценностей, я писателя. Это, прежде всего, символизм художественного времени и пространства. И. А. Бунин ни. место, ни время не выбирает случайно. Все несет у него определенную смысловую нагрузку. Все служит определенным символом.
    4.сюжет особенности строения конфликта
    И. А. Бунин вводит персонаж (муж героини), первоначально воспринимающийся как второстепенный, но по мере развития действия переходящий^в разряд главных. С ним связана отдельная сюжетная линия. Первоначально воспринимаемый как препятствие на пути героев к счастью, в конечном итоге он становится жертвой - своей любви к жене. Трагическая развязка этой сюжетной линии, открытость финала линии герои-любовники в конечном итоге подготавливают развязку подводной сюжетной линии, раскрывают авторский взгляд: счастье двух любящих лишь вспышка, короткий миг, но это стоит того,. чтобы его испытать.
    5.характеристика центральных персонажей или образа
    В рассказе Бунина нет имн, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, е нравственный аспект. У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

«Кавказ»

По мысли Бунина, человечеству отпущена не очень уж большая доля счастья, а поэтому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» двое -- она и ее возлюбленный -- с замиранием сердца ждут возможности испить наконец чашу счастья до дна. Они едут, скорее, бегут на Кавказ от ее мужа, который и виноват только в том, что безумно любит и ревнует ее. Она уезжает с возлюбленным, твердо зная, что с момента отхода поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится следом за ней на Кавказ, туда, где она, предположительно, может находиться. Свое счастье она искупает ценой отчаяния другого человека. И действительно, он ищет ее в Геленджике, Гаграх, Сочи и, не найдя, укрепившись в мысли, что она его обманула, уехала с другим, стреляется. Вот концовка рассказа: «На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов» Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4/И.А.Бунин. - М.: Правда, 1988. - С. 13..

Детальность описаний, уточнение последнего рокового жеста имеют свое особое значение в бунинской концепции жизни. Человек кончает счеты с жизнью не в состоянии аффекта, а потому, что жить ему больше незачем, что свою долю счастья он уже получил и боль, отчаяние стали сильнее жажды жизни. Отсюда и размеренная детализация описаний того, что съел и выпил офицер перед самоубийством, перед тем, как он пускает себе пули в лоб. В данном случае решение принимается человеком зрелым, вполне отдающим себе отчет в том, что он вскоре сделает.

Урывая свою долю счастья, герои Бунина жестоко эгоистичны, неосознанно и осознанно циничны. Они нередко приходят к выводу о том, что бессмысленно щадить человека, который любит тебя, ибо счастья на всех не хватит, человек все равно одинок и не столь уж важно, когда он испытает горечь утраты и одиночества -- сейчас или позднее. Писатель как бы снимает ответственность со своих героев. Поступая жестоко и эгоистично, они не становятся хуже, так как живут согласно нормам дурно устроенной действительности, в которой они ничего не в состоянии изменить.

По Бунину, любовь -- величайшее благо, дарованное человеку, в ней заключено доказательство, что человек стоит большего, чем дано ему бытием, где торжествует зло. Любовь в бунинских рассказах выявляет пошлость, уродство, какой-то недоступный познанию рок. Как нечто незыблемое, вечно тяготеющее над человеком, наполняющее величавым трагизмом все его существование выступает в творениях писателя расплата за любовь.

Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ

Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.

И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.