Был ли у катерины другой выбор. Сочинение на тему: Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский

Был ли выход у Катерины Кабановой

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые «до смерти» любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы. В народной поэзии птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «…Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли мне здесь опостынет, - говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать - то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.

Хочется поставить вопрос: «А могло бы быть по-другому?» Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.

В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как «грозу господню », «страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную», - все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев «темного царства». Это бы дало Кабанихе право торжествовать: «Куда вона-то ведет!» Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над «темными силами », которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против «темного царства». Сегодня можно задать вопрос: «Зачем она это сделала?» Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что «что домой, что в могилу».

Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы - Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», который на миг осветил его беспробудный мрак.

В 1864 году А. И. Герцен писал о «Грозе»: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники<…> русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.

Был ли иной путь у Катерины?

Пьеса “Гроза”, которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом. Все дело в том, что “темное

царство” (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины. Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? ­
­ ­
Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.­­ ­
­­­­ ­
Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом. Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.­ ­
­
Еще один вариант – это уйти от Тихона. Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения. Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.
­­ ­
Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.­ ­

Четвертый вариант – это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.­ ­

Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом.­ Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не...
  2. ­Трагическая судьба Катерины Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены...
  3. Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа. Был...
  4. Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется...
  5. Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за...
  6. В драме Островского “Гроза” происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными...
  7. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных...

Катерина Кабанова – героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»
Замечательная женщина, доставшаяся в жены Тихону, слабому и безвольному человеку, не способного противостоять железной воле, деспотичности своей матери, Марфе Игнатьевне Кабановой, которая все время издевается над Катериной., сживает «со света белого».
Действие происходит в городе Калинове, «темном царстве».
В этом городе живут люди, не способные ценить красоту, требующие полного подчинения, злобные, лживые, подлые, по своей сути.
Таково большинство.
Катерина – одна из немногих, кто может противостоять этому.
Она чуткая натура, живая, способная любить, истинно чувствовать.
Всем своим существом Катя стремится противостоять «жестоким нравам» города.
Она была счастлива в родительском доме и с большим трепетом и любовью относилась к матушке «в ней души не чаяла».
«Гроза» - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)
Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу Катерины Кабановой.
Катерина – натура чистая, светлая, она любит и чувствует жизнь абсолютно искренне.
Книги, свечи, иконы – тот мир, который Катя любила. Это человек с высокой духовностью, душевной чистотой.
Это в ней самой, и остальной мир, порочный, людьми, живущими во тьме, полной темноте своей корысти, низости. Она для них была слишком прекрасна, для того мира, в коим она вынуждена была существовать.
Более всего самой Катерине нужна была поддержка, опора, она нежная, хрупкая, как цветок, нежный, беззащитный, ее ранимая душа не выдерживает грубого обращения.
Раньше для нее такой опорой была маменька.
Катя жила в своем мирке, где ей было спокойно, тепло, уютно.
В заботе, ласке и любви.
В замужестве она все теряет. Ее прежний мир разрушен, а новый для нее слишком жесток, мрачен, угрюм.
В нем нет ничего. Со стороны мужа она не получает ничего, кроме обостренного чувства одиночества. Пустота, холод, боль.
Катя медленно умирает. Душа ее увядает.
Жизнь «птички в клетке» - ее претит.
Улететь, убежать, взлететь высоко в небеса гордой и свободной птицей, не закованной в цепи устоев, традиций, которым чуждо любое обновление.
Свобода нужна ей как воздух, но нечем дышать. Единственное спасение – в молитвах, в обращении к Богу.
Мне видится, как Катерина, молясь, вспоминает то веселое беззаботное и счастливое время, когда юна, радуешься каждому дню, мгновению, секунде, дышишь полной грудью и чувствуешь себя свободной, от предрассудков, страданий, боли, где тебя понимают и любят.
Катя живет прошлым, но от этого душа стонет.
Хочет быть счастлива с мужем, любить его, но не может.
Катя кротко пытается примириться с «кабановскими нравами», но желание быть свободной сильнее.
Борис для несчастной женщины, словно спасительная соломинка, она хватается за нее, чтобы выжить.
Страсть захватывает ее целиком. Погружает в омут, помощи выбраться из него она просит у Господа, но не может перебороть искушение.
Ей была нужна поддержка мужа, свекрови, но никто из них ее не поддержал.

Я думаю, что для Кати существовал иной путь, без страха и упрека, и это не самоубийство.
Просто нужно перестать чувствовать себя жертвой, не искать поддержку и опору в других, ждать, что кто-то придет и поможет, а стать самой опорой для себя. Ведь ее богатый внутренний мир может дать ей и силы, и свободу.. Надо только не бежать и не искать опору в Борисе, как спасении, живя прошлым или жалея себя.
Противостоять «темному царству» Калинову, Кабанихе и Дикому, уничтожить все то, зло, подчинившее себе город.
Катерина – очень сильная личность, но ее беда в том, что она не осознает этого.
Прежде всего, нужно слушать себя, свое сердце, душу и не зависеть от внешних обстоятельств, они не способны сломить и покорить, думаю, Катерина сделала это сама.
Своей излишней впечатлительностью, иногда граничащей с сумасшествием, своей фанатичной религиозностью, своим смирением с судьбой, надеждой, верой, в кого-то, но не в себя.
Катя не смогла отдаться чувству к Борису, хотя оно захватывало ее целиком.
Не смогла раскрыть свой внутренний потенциал, свои удивительные способности тонко чувствовать, любить, ощущать гармонию с природой и с Богом.
Катерина – великая женщина, великий человек.
Про таких людей говорят, «поцеловал Господь».
Прекрасная. Будьте такими, цветами, в жизни любимых мужчин.
И только любовь, свет, «луч» сверкающего света души, идущий из глубины тебя, освещает тебе путь в любом, самом «темном» царстве. Светите для любимых. Будьте счастливы. И никогда не отрекайтесь от чувства, ведь именно, так не найдя выхода поступила Катерина, находите силы, с добротой и лаской относиться к родным людям, чтобы и они чувствовали: вы любите.

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу "Гроза", которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини. Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о "темном царстве"? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение "Был ли иной путь у Катерины", где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.

Общественное значение пьесы

Прежде чем приступить к написанию сочинения "Был ли иной путь у Катерины", будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. "Гроза" была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.

Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную. Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем. "Гроза" удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара. Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой. Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.

Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, "домостроевском" обществе. К Дикому приезжает племянник Борис - образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга. Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку. Поэтому и было включено сочинение "Был ли иной путь у Катерины в пьесе "Гроза" в школьную программу.

Возможные варианты развития сюжета

Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона - не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.

Что можно еще написать в сочинении "Был ли иной путь у Катерины в "Грозе"? Другой вариант - это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.

Третий вариант - уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.

Четвертый, самый страшный - это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.

В сочинении "Был ли иной путь у Катерины" можно упомянуть, что связь можно было скрыть - Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины - она не смогла бы никого обманывать.

  1. Краткая история создания драмы «Гроза».
  2. Суть конфликта Катерины Кабановой и «тёмного царства».
  3. Анализ возможных исходов судьбы Катерины. Обращение к образу главной героини.
  4. Ответ на вопрос: «Был ли иной выход у героини?»

Одна из самых известных драм Н. Островского « », многократно поставленная на сцене, экранизированная, появилась в 1859 году. И персонажи, и условный город Калинов, и даже образ Волги, - всё это отражение личных впечатлений «писателя Замоскворечья», который незадолго до создания драмы отправился в путешествие по Поволжью. Этим объясняется живописность пейзажей, детальное описание самого города, впрочем, нарочито «безликого», условного, что подчёркивает повсеместность изображаемого в драме быта.

В отличие от «москвитянских» традиций, в «Грозе» изображена патриархальная семья - но совершенно иначе. Здесь традиционный уклад жизни не имеет положительных сторон. Здесь царствуют жестокосердие, раболепное подчинение старшим - в первую очередь Кабанихе, которая «…нищих оделяет, а домашних заела совсем». Здесь нет места свободе, любви.

Впрочем, есть способ получить её: лгать и грешить. Главное, чтобы всё было «шито-крыто» - именно этому учит молоденькая Варвара свою более взрослую невестку . «Лучику света», как позже назовёт эту героиню критик Н. Добролюбов, выросшей в атмосфере благочестия, свободы, добропорядочности, претит такая жизнь. Когда она понимает, что испытывает нежные чувства не к своему супругу Тихону (его говорящее имя ярко описывает раболепное отношение героя к матери-Кабанихе), а к приезжему Борису, она приходит в ужас.

Не в её правилах ходить на тайные свидания, когда муж уезжает из дома! Именно поэтому она ищет спасения в религии - долго молится у образов и искренне не хочет впадать во грех. Однако под гнётом нравов, окружающих её (Варвара, например, не гнушается тайно видеться со своим возлюбленным, пока мать об этом не прознала, как и другие горожане), она сдаётся.

Но жизнь в постоянном страхе, искреннее раскаяние, сожаление о невозможности быть свободной и счастливой мешают Катерине. В этом и заключается конфликт: укладу и нравам «тёмного царства» она противопоставляет собственную честь, добронравие, желание быть свободной.

Это приводит к неосознанному, но яркому вызову, который она бросает всему калиновскому обществу, когда искренне, прилюдно признаётся мужу в измене. Невозможность жить вдали от любимого человека, терпеть гнёт свекрови Кабанихи, Катерина бросается в воды Волги, чтобы избавить себя от страданий.

Но мог бы быть у драмы иной финал, более счастливый? Катерина могла бы поддаться влиянию общества, продолжать тайные встречи с Борисом, как, впрочем, вполне было принято в провинции (более того, это отражалось не только в русской, но и в зарубежной литературе - в частности, подобный образ жизни ведёт госпожа Бовари из романа Г. Флобера) и даже в столице Империи.

Пожалуй, ответить на вопрос можно только отрицательно: нет, иного финала быть не могло. Патриархальный уклад не позволил бы Катерине отправиться вместе с Борисом, уехать из Калинова. Сама же героиня совершенно чужда немилосердному и жестокому «тёмному царству». Ещё в детстве она мечтала быть свободной - это описано в одном из самых лиричных монологов в русской литературе «отчего люди не летают, как птицы». Жить внутри жёстких рамок ей совершенно претит.

Её искренность, нравственная чистота, раскаяние в собственном грехопадении не позволили ей жить дальше. Из двух зол выбирают меньшее - зло, которое, по мнению Катерины, совершила она - и общество с ней - гораздо больше, чем самый страшный христианский грех - самоубийство. Недаром Кулигин, вынесший на берег её тело, роняет фразу: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Можно однозначно ответить, что сам образ главной героини драмы «Гроза» совершенно противоречит мысли о возможности Катерины вступить в «тёмное царство», стать его звеном. Это искренний, чистый, светлый персонаж, образ которого не омрачил даже выбранный исход жизни. Неосознанный протест позволил пробудить искренность и в других персонажах: молчаливый и послушный, Тихон, несмотря на угрозу материнского проклятия, обвиняет мать в гибели Катерины («Маменька, вы её погубили!»), бросается к погибшей супруге, которую он искренно любил, и скорбит о потере и плачет, что ему придётся «жить да мучиться».

Трагичный, печальный, греховный исход - единственный выход Катерины, единственная возможность стать свободной. Впрочем, именно её поступок стал своего рода толчком к изменению патриархального «тёмного» уклада провинциальной жизни.