Диагностика уровня развития детей 4 5 лет

Перед тем как перейти к описанию диагностических методик, остановимся на некоторых общих правилах взаимодействия ребенка и психолога.

При проведении обследования нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка, которое может помешать ему "включиться" в обследование (если он подавлен или, наоборот, чрезмерно возбужден). Для того чтобы убедиться в том, что подобный эмоциональный фон ситуативен (а не характерен в целом для поведения данного дошкольника), следует расспросить ребенка о предшествующих занятиях, а также поговорить со взрослыми, с которыми дошкольник проводит много времени (родители, педагоги и др.). Не следует рассчитывать на то, что дошкольник воспримет проведение диагностического обследования с большой радостью – ребенка необходимо заинтересовать. Для этого лучше всего сначала некоторое время поиграть с дошкольником, чтобы он привык и к новому помещению, и к новому человеку.

В первый раз родителям было предложено вспомнить характеристики, исследованные Ла Скалой в то время, когда их ребенка ухаживали. Во второй раз, однако, было сделано собеседование с просьбой предоставить информацию о текущем состоянии ребенка после определенного количества лет переменного вмешательства для каждого ребенка. Этот выбор был сделан для оценки изменений в реабилитации с течением времени.

Презентация клинических случаев

По сравнению с шкалой Винеландцев были исследованы. Прием в подсериях общения, в котором ему было задано вопрос о том, продемонстрировал ли ребенок первые формы слушания и понимания в первые годы жизни, и если впоследствии он смог следовать простым инструкциям и уделить внимание поставленным задачам или слова человека. Выражение, всегда часть подшкала связи, из которых были изучены первые предметы, для возраста детей. Первые годы жизни ребенка задают первые формы аффективного выражения, предлингвистические звуки, предлингвистическое невербальное выражение и первые формы языка. Затем они просят родителей получить информацию о словарях своих детей, использовании первых предложений и вопросов. За три года мы оцениваем использование абстрактных понятий и первых обобщений, умение рассказать о своем первом опыте и использовании предлога. На первый год жизни ребенка спрашивают, проявили ли он первые формы отношений с людьми, например, глядя в лицо людям и отвечая на голос того, кто его заботит, и если бы были первые формы выражения эмоций. На втором году жизни оценивается, имеет ли ребенок способность распознавать членов семьи и требует своего внимания, когда он в них нуждается. От 3 до 4 лет родители спрашивают, действительно ли ребенок имитировал свои предложения или движения. Тем не менее, от 5 до 6 лет оценивается способность идентифицировать людей, даже не членов семьи. Последней группой, которая была исследована, было то, что от 7 до 10 лет, даже если есть, что до 18 лет, поскольку дети наблюдали, в настоящее время не попадают в этот возрастный диапазон. От 7 до 10 лет оцениваются первые формы социальной коммуникации ребенка, такие как вмешательство в простые разговоры, инициированные взрослыми, и первые дружеские отношения, которые он устанавливает со сверстниками. У этого ребенка было рождение с нормальными значениями, но единственными данными, которые могут иметь значение, является то, что во время беременности было обнаружено состояние олигогидрамниоза.

Следует помнить о том, что нервная система дошкольника еще не сформирована, а потому переживать длительные нагрузки он не в состоянии. Максимальное время занятий с ребенком 6–7 лет – 40 минут. В ходе обследования необходимо понимать, что цель диагностики – не проведение максимального количества методик в сжатые сроки, а получение достоверных результатов, на основе которых строится соответствующая картина психического развития ребенка. Поэтому, если ребенок через некоторое время начинает неохотно выполнять методики или проявлять чрезмерную двигательную активность (неспособность ребенка контролировать происходящее является одним из признаков общей усталости), то лучше продолжить обследование в следующий раз. Нужно заметить, что в настоящее время в дошкольных учреждениях присутствует большое количество астеничных детей (с повышенной утомляемостью), которые в силу особенностей развития нервной системы физически не способны к длительной концентрации. Для них даже в 6–7 лет предельная продолжительность занятия должна составлять 20–30 минут. Проведение предлагаемой в пособии схемы индивидуального обследования занимает три встречи с ребенком.

С физиологической и моторной точки зрения у ребенка было развитие в норме, а с точки зрения реляционного и социального аффективного развития он не проявлял реакции на иностранца и не использовал переходный объект. Также была задержка в языке, которая была ограничена трелями и лаллациями, а в конце второго года жизни редко говорила слово «мать». Характер этого ребенка всегда был жизнерадостным и активным, легко успокаивался и имел хорошую переносимость к разочарованию.

В этот день ребенок был непревзойден как взглядом, так и интересом к деятельности. Ребенок остался почти все время привязан к матери и только после того, как долгое время ушел от нее, чтобы следить за пузырями, сделанными ее доктором. В то время ребенок не издавал слов смысла, а только заблуждения. Наконец он плакал нескрываемым образом.

При проведении обследования рекомендуется сначала предлагать ребенку достаточно простые методики, которые бы вызывали у него ощущение успеха (например, "Нарисуй человека", "Дорисовывание фигур"), а затем переходить к методикам более сложным. Каждая встреча психолога с ребенком должна заканчиваться таким образом, чтобы дошкольник испытывал положительные эмоции – в противном случае в следующий раз будет сложнее наладить с ним контакт. В конце встречи следует поблагодарить ребенка, поиграть с ним или предложить иное занятие, которое будет ему приятно. Кроме того, нужно помнить об общей логике построения диагностики: сначала проводятся методики, предназначенные для диагностики познавательной и мотивационно-потребностной сферы и лишь в конце встречи, когда установлен эмоциональный контакт с дошкольником, предлагаются методики, направленные на диагностику эмоционально-личностной сферы.

Ребенок здесь демонстрировал ритуалы и самовосстанавливающуюся деятельность. Фокус ребенка на «абсорбирующую» деятельность мешал ему не только слышать голос, но и от более интенсивных шумов. Общение этого ребенка было в изобилии, даже если оно было моторным и невербальным. Словесный язык был ограничен словом «мать», даже если он использовался нереляционным образом, и к производству звукоподражательных звуков и звуков звуков животных.

Что касается социального взаимодействия, ребенок не использовал взгляд, чтобы начать, настроить и прекратить социальное взаимодействие с экзаменатором; он много раз улыбался, не обращаясь к человеку или не любил действия, которые он совершал. Во взаимодействии достаточно, чтобы экзаменатор приблизился к лицу ребенка, потому что это выглядело бы ему в глаза, хотя в течение очень короткого времени.

После обработки данных и получения результатов диагностического обследования необходимо сообщить их близким ребенка или педагогам, работающих с ним. При этом следует помнить о том, что у каждого дошкольника есть сильные и слабые стороны. Полученные результаты говорят не только о проблемах, которые могут быть у ребенка, но и о тех его достижениях, отталкиваясь от которых можно преодолеть большинство трудностей. Кроме того, нельзя забывать о том, что проведенная диагностика дает примерную картину психического становления дошкольника и может выступить в качестве основания для дополнительного исследования. Она не должна восприниматься как достаточное условие для вынесения заключения по поводу развития ребенка.

Он никогда не обращался к имени и никогда не использовал шоу или не указывал подход. Этот ребенок все еще не произносит словесного языка и имеет значительный дефицит в понимании интенциональности общения. Чтобы соблюдать правила снятия обуви в начале терапии, терапевт изначально взял ее за руки и помог ребенку оторвать велкро обуви. Спустя долгое время, когда ребенок узнал этот образец, терапевт начал касаться только обуви, вербализируя «удалить», чтобы попросить его устно снять ботинки. После этого терапевт перешел от физического к жестовому приглашению, сопровождая его вербализацией «снять обувь»: указывая на обувь, ребенок понял, что ему нужно снять их.

Как уже отмечалось, в отечественной психологии при анализе развития ребенка на каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и те новообразования, которые характеризуют психику дошкольника к концу того или иного периода. Анализ ведущей деятельности представляет собой отдельное исследование, включающее детальное изучение всех ее компонентов (уровня развития игровых действий, специфики ролей, занимаемых ребенком, устойчивости игровых объединений, в которых он предпочитает находиться, и т.д.). Поэтому нам представляется целесообразным изучение внутренних условий, которые позволяют выполнять эту деятельность, а именно исследование уровня развития познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сфер. Нормативные показатели по каждой из методик фактически отражают наличие или отсутствие тех или иных новообразований по каждой из указанных сфер.

Следующий шаг - выпустить вербализацию из подсказки жестов, и это произойдет, когда ребенок приобретет интенциональность словесного языка. Кроме того, с этим ребенком использовался карточный объект, состоящий из картона с красным шариком на нем, указывающего на начало спортивной терапии, поскольку игра с красным мячем Бобата является значительной активностью, что позволило сделать первый обмен опытом психотерапевта. Он начал направлять себя непосредственно в спортзал без руководства терапевта, когда он понимал взаимосвязь между представленным объектом и предполагаемым намерением, то есть связью между означающим и означаемым.

Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраста, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: "Что это такое?" Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

Мышление – это процесс решения той или иной задачи, который связан с познанием скрытых свойств и отношений. В дошкольном возрасте необходимо проанализировать уровень развития наглядно-образного (как доминирующего) и словесно-логического мышления (которое появляется к концу данного периода). Для диагностики развития наглядно-образного мышления используется методика "Нарисуй человека" (Ф. Гудинаф – Д. Харрис). Для диагностики развития словесно-логического мышления применяется методика "Пиктограмма" (А.Р. Лурия), а именно такой показатель, как преобладание конкретных или абстрактных образов при построении ассоциаций. Для анализа уровня развития интеллекта (являющегося инструментом как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления), который отражает общее развитие мышления дошкольника, используется методика "Цветные прогрессивные матрицы" (Дж. Равен). Для анализа способов решения дошкольниками мыслительных задач используется методика "Необычное дерево" (Н.Е. Веракса).

Терапия этого ребенка была основана на усилении его жеста и двигательной коммуникации, чтобы узнать его требования и установить реляционный обмен с ним. Каждое действие ребенка сопровождалось повторением слов, присущих деятельности, с тем чтобы заставить его обрести связь между действием и коммуникативным умыслом; это было сделано, чтобы медленно отвести ребенка от простого общения с телом и приблизиться к нему в мир языка.

Терапия этого ребенка была набором ритуалов, которые были более или менее одинаковыми в каждой встрече; являются, по сути, моточувствительными действиями, которые ребенок предпочитал больше всего, если их сопровождал звук медсестер, исполняемых терапевтом. Музыка и пение играли решающую роль во времена кризиса, поскольку они заставляли молодого человека чувствовать себя спокойно. Роль терапевта заключалась в поддержке этих ритуалов, иногда добавляющих вариации, такие как введение новой игры или новая схема действий; Только после многих повторений с течением времени ребенок смог принять эти вариации в своей рутине.

Восприятие – это процесс построения образа объекта при непосредственном контакте с объектом. О наивысшем уровне его развития в дошкольном возрасте свидетельствует успешность решения перцептивных задач, связанных с действием моделирования. Поэтому для анализа этого процесса используется методика "Перцептивное моделирование" (В.В. Холмовская).

Также в терапии с этим ребенком было важно использовать проксимики, мимику, жесты и выраженность тела, чтобы способствовать контакту не только с телом, но и с реляционными; когда были моменты большего закрытия ребенком, терапевту необходимо было изменить тон голоса, замедлить ритм словесного производства и поставить себя близко к ребенку лицом к лицу и зацепить его взгляд, чтобы иметь реакцию ребенком. Следующее задание будет двигаться на когнитивном уровне, увеличивать знания об окружающей среде, а затем работать над обобщением, выравниванием, группировкой, иерархиями и распознаванием.

Память – это процесс сохранения и воспроизведения полученных ранее впечатлений (или информации). Как уже отмечалось, в дошкольном возрасте она носит в основном непосредственный характер, но к концу этого периода начинается развитие опосредствованной памяти. Для проверки непосредственной памяти используется методика "Десять слов" (А.Р. Лурия), а для диагностики опосредствованной памяти – методика "Пиктограмма".

Работая над всеми этими аспектами, ребенок через несколько лет начал использовать этот взгляд в качестве коммуникативного инструмента, чтобы показать чередование чередования с терапевтом и иметь с ней большее внимание к деятельности, которую они проводят вместе.

История болезни показала, что у ребенка была беременность и нормальное рождение. Во время развития первого года жизни у ребенка были проблемы с отъемом, потому что на 12-м месяце он начал отказываться от твердых блюд и ел только гомогенизированный; На второй год бумаги были повторно введены, но отказались от слишком больших кусков пищи во рту.

Внимание – это способность психики сосредотачиваться на предмете деятельности. Она включает в себя такие показатели, как: 1) распределение внимания (способность одновременно удерживать несколько целей), 2) переключение внимания (способность быстро менять цели, то есть переходить от выполнения одной задачи к другой), 3) устойчивость внимания (способность концентрироваться на выполнении деятельности).

Что касается лингвистической функции, он начал оплакивать до 12 месяцев, затем был период молчания, чтобы возобновиться, а затем до 18 месяцев, когда он даже начал говорить несколько слов. Сразу же после этого был еще один арест, и ребенок прекратил произносить слова; он начал снова в возрасте трех лет, когда начал лечить терапию, чтобы улучшить свой словарный запас.

У этого ребенка не было никаких проблем, отделяющих ее от матери, на самом деле она была спокойно разделена на девять месяцев, когда ей приходилось идти на работу. Что касается эмоционального и реляционного развития, то маленькая улыбнулась в то время, хотя она была адресована только матери и не имела никакой особой реакции на незнакомца.

Для анализа распределения внимания используется методика "Пиктограмма", для изучения переключения внимания – методика "Шифровка" (Д. Векслер), для исследования устойчивости внимания – методики "Пиктограмма" и "Шифровка".

Воображение – это процесс построения нового образа и отнесения его к другой реальности. Для анализа воображения используются следующие показатели: 1) гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (определяется количество образов, которые может создать ребенок); 2) оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи (другими словами, это показатель, отражающий способность ребенка использовать такие действия воображения, как опредмечивание и включение); 3) разработанность (уровень детализации образа). Говоря о разработанности образа, необходимо учитывать не просто количество деталей, но и их отнесенность к "реальности образа", функциональность. Поэтому, если ребенок нарисовал большое количество элементов, но не может объяснить их значение, нельзя говорить о высокой разработанности образа. Показатель гибкости анализируется с помощью методик "Дорисовывание фигур" (О.М. Дьяченко) и "Пиктограмма"; показатель оригинальности – с помощью методик "Дорисовывание фигур" и "Рисунок несуществующего животного"; показатель разработанности – с помощью методик "Дорисовывание фигур", "Пиктограмма" и "Рисунок несуществующего животного".

Характер ребенка всегда был сладким, но не ласковым и часто ударом гнева. В психомоторной оценке, проведенной вскоре после приема ребенка, наблюдались: отсутствие зрительного контакта, снижение референтного ответа и небольшое выражение желания быть довольным и затронутым.

Его поведение часто было стереотипным и изолированным: он проявлял сложные и повторяющиеся двигательные манеры горголали. Трудно было привлечь его внимание к моторным и ролевым играм; однако в самых интересных играх можно было ограничить изоляцию и завершить простые игровые действия.

Если говорить о диагностике мотивационно-потребностной сферы , то при ее анализе нас будут интересовать мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности ребенка к школе. С этой целью используется методика "Три желания" (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых).

Однако этот ребенок, произнеся несколько слов, с трудом использовал коммуникативный язык. Работа с этим ребенком основывалась на восприятии взрослого человека как посредника в отношениях с играми, требующими обмена между ребенком и терапевтом, такими как игра с характером маленького дома или с объектами, которые выбрал ребенок они обычно были игрушечными машинами. Таким образом, ребенок вступил в контакт с человеком, чтобы обмениваться опытом и относиться к нему, когда это необходимо, без использования другого в качестве расширения собственного.

При анализе эмоционально-личностной сферы основными показателями для нас будут самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье и детском саде). Самооценка ребенка в узком смысле определяется как аффективная (эмоциональная) оценка образа Я. С этой целью используются методики "Рисунок человека" (К. Маховер), "Рисунок несуществующего животного", "Цветовой тест отношений" (А. Эткинд), "Методика диагностики самооценки" (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

Хотя этот ребенок мог говорить, он проявлял значительные трудности в просодии, в тоне и во всех тех невербальных характеристиках языка; поэтому даже в этом случае большая часть мероприятий проводилась таким образом, что терапевт мог спросить ребенка о триангуляции между ней и текущей деятельностью и о создании языка, более релевантного для этой деятельности. Еще одна характеристика этого ребенка - эхолалия; трудность терапевта заключалась в том, чтобы знать происхождение всей эхолалии и понимать в терапии то, о чем говорил ребенок, когда он их производил.

Для исследования личностных особенностей ребенка используются такие проективные методики, как "Рисунок семьи", "Рисунок человека", "Рисунок несуществующего животного" и "Пиктограмма".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад общеразвивающего вида «Вишенка».

Психологическая диагностика детей 5 лет

(для детей дошкольного возраста)

Подготовила

педагог-психолог МБДОУ

г. Семикаракорск

Основная цель психодиагностики - создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально - личностной сфере ребенка. Оценивается уровень тревожности , определяется наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Психологическая диагностика в старшей группе

I . В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить

1. шкалу Бине-Симона .

Детям предлагаются следующие задания:

>- определить время дня;

>- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

>- нарисовать ромб по образцу;

>- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т. д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на

странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных

обозначений:

задание выполнено - «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти - «+?»

задание не выполнено - «-» (табл. 1).

Затем проводится исследование психических процессов: внима -
ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

II . Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

1. «Сравни картинки».

Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

2. «Небылицы».

Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом - Провалилась крыша. Под березкою с котом Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука, Рыба ловит рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.

3. «Найди несоответствие».

Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».

III . Изучение особенностей восприятия

1. «Разложи кружочки по ко­робочкам»

Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

2. Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

3. Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

4. Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй , связность речи).

5. Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке.

Получить полный текст

Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

Повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;

Повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. . Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.

___________ _______ ____________ _________________

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

Кол- во

предъяв-

лений

часы

утюг

слон

кошка

пятно

солома

яблоко

лото

солнце

дорога

6. Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

7. Опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики ­ева, предложенный для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении сти­мульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.

Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расчес­ка, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

Слова,

предъявляемые

для запоминания

Время

выбора

карточки

(сек)

Мотивы выбора карточки

Воспроизведение

пожар

дождь

труд

ошибка

горе

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

Понимание ребенком инструкции;

Способность к нахождению опосредствующих символов;

Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать

более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные

картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того,

что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Продуктивность опосредования в целях запоминания;

Необходимость и количество оказанной помощи.

8. Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

9. Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

1. « Дополнение фраз ».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и...

Мальчик быстро бежал, потому что... И т. п.

2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зей-гарник2).

3. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т. д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т. д

4. «Последовательность событий» (методика).

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Пси­холог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.