Хаос. Сотворение мира

Публикации раздела Музеи

Библейские картины Айвазовского

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия.

Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .

Жизнь приняла в свои объятия 29 июля 1817 года в городе великой славы и истории Феодосии. Город у моря и предрёк дальнейшую творческую судьбу художника.

Путь к прекрасному был труден и тернист. Родившись в бедной семье, мальчик не имел возможности серьёзно заниматься обучением художественному мастерству. Но, талант и Божье предназначение, находило выход на уличных заборах и площадях, где ребёнок находил возможность выражать свой творческий потенциал.

Благодаря таким уличным вернисажам, однажды работы маленького Ивана заметил местный губернатор. Картины юного дарования произвели неизгладимое впечатление на чиновника и он приказал найти мальчика. Впоследствии этот губернатор посодействовал поступлению будущего мариниста в Петербургскую Академию художеств. Айвазовский никогда не забывал тот счастливый случай с губернатором и в дальнейшем принимал активное участие в творческой жизни родного города. Судьба у художника была полна трудностей и опасностей.

В те времена, все значимые события в истории государства запечатлелись только посредством кисти и холста, а Айвазовский, будучи художником в Главном морском штабе, постоянно отправлялся на места сражений, чтобы оставить документальные иллюстрации.

Его творчество не имело единой направленности, но предпочтение и душевный отклик в красках художник черпал в детской колыбели воспоминаний. Море стало главной его любовью, хотя в арсенале художника более шести тысяч работ на разные темы — пейзажи, сражения, исторические события. Творчество художника вызывало интерес не только у соотечественников, но и во всём мире. Художник часто бывал в Турции, написал множество работ, Италия тоже подарила массу впечатлений.

Надо отметить, что многие полотна были написаны не с натуры, а по памяти, что еще раз подчеркивает уникальность и гениальность Айвазовского. Картина «Хаос. Сотворение мира » была написана Айвазовским во время пребывания в Италии. Неповторимая экспрессия полотна, написанная в пастельных и коричневых тонах на фоне бушующего моря, отобразила душевные скитания и размышления мастера о справедливости жизни, о любви и предательстве, о справедливости и боли, о жизни и смерти, о борьбе добра и зла.

Римский Понтифик был настолько сражен глубиной идеи и мастерством полотна, что впоследствии, наградил художника Айвазовского золотой медалью. Скоро исполнится 200 лет со дня рождения художника, но интерес к выдающему мастеру не иссякает, потому, как и жизнь его, полна еще неизведанными фактами, а полотна заставляют людей просыпаться от будничности и открывают новые потоки света и добра.


"Хаос. Сотворение мира", Айвазовский

Хаос. Сотворение мира

Книга Бытия, 1-я глава, 1-5 стихи

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один".

Время создания: 1841 г.

Место создания: Италия, Неаполь

Материалы: бумага, масло

Размеры: 0,73 м х 1,08м

Экспозиция: Музей армянской конгрегации Мхитаристов. Остров Св. Лазаря, Венеция

История создания

Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в1840 году Айвазовский уехал в Италию.

Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.

Картина "Хаос" Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: "Твой "Хаос" поднял хаос в Ватикане".