Кто такие камикадзе.

"Хотелось бы родиться семь раз, чтобы отдать все жизни за Японию. Решившись умереть, я тверд духом. Ожидаю успеха и улыбаюсь, Поднимаясь на борт" - Хиросэ Такео, старший лейтенант японского ВМФ, 1905 год
"Приятно и почетно умереть за Родину" - Гораций

В современной процветающей Японии мало что может напомнить о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя мечами. Еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни просто из-за чувства смущения от неосторожно сказанного ими слова. И тем не менее, дух самураев по сей день живет едва ли не в каждом из японцев, заставляя бороться за честь и славу своей семьи, компании и страны. Чтобы понять кто такие самураи и откуда они взялись, нужно вернуться назад, в глубь веков, когда Страна Восходящего Солнца только зарождалась. Вся история Японии - это история войн, переворотов и смут. И с самого начала главную роль в ней играли люди с оружием. За всю свою многовековую историю Японии всего дважды пришлось столкнуться с иноземными вторжениями - в 1274 и в 1281 годах, когда ее пытался покорить монгольский хан Хубилай. И оба эти раза страна была буквально на волосок от порабощения. Горячие мольбы японцев о спасении были услышаны - боги послали на острова страшный тайфун, уничтоживший вражеские корабли и почти все их многочисленное войско. Тот тайфун был назван "Божественным ветром", или "камикадзе", призванным спасать Японию в трудную минуту... Несмотря на все произошедшие перемены и конец эпохи буси, дух самурайства продолжал жить в сердцах его приверженцев. Те из них, кому выпал желанный шанс реализовать себя на поле брани, получили возможность хотя бы отчасти воплотить присущие самураям неосуществленные военные амбиции. После войны с Китаем, начавшейся в 1894 году, японское влияние медленно, но верно начало проникать на материк. В начале XX столетия после войны с Россией к Стране восходящего солнца отошла южная часть острова Сахалин, а незадолго до этого ей удалось несвойственным ей мирным путем завладеть всеми Курильскими островами, вплоть до Камчатки. В 1910 году Япония подчинила себе Корею, а к середине второй мировой в ее руках была почти вся Юго-Восточная Азия. В 1945-м, уже после полной капитуляции гитлеровской Германии, Япония все еще продолжала войну. Тогдашнее олицетворение камикадзе - молодые и честолюбивые воины, наконец попавшие на войну, перед отправкой на задание писали домой своим родным о том, что больше всего они хотят быть достойными великих предков, а потому будут счастливы умереть за свою страну. Особая, закрывающая лоб, повязка - хатимаки с начертанным на ней лаконичным, но исчерпывающим девизом "Только победа!", прощальная чашка сакэ - иногда первая, но уж точно, что последняя в их короткой жизни, и - страшная смерть. С древних времен повелось, что воин, достойный именоваться самураем, должен непременно умереть с мечом в руках, на эфесе которого начертаны имена святых. Крепче и крепче сжимая его рукоять, самурай все больше сближался со своим Небесным покровителем и, умирая, полностью доверял ему свою душу. В небесной ли выси, вылетев на боевое задание, ни подводной ли лодке в момент боевого погружения, все японские офицеры второй мировой войны всегда держали на поясе новодельный меч, символизирующий самурайский дух - "дух Ямато". А когда наступал их последний час, они, бросая свое табельное оружие, кидались на врага с этим хоть и тупым, но сверкающим мечом, будучи абсолютно уверенными в том, что боги и духи великих предков их не покинут.

В истории многих народов можно найти немало примеров беззаветного героизма. Однако никогда и ни в одной армии мира, кроме армии Японии в конце Второй мировой войны, самопожертвование не являлось специальной или особой тактикой, одобренной сверху и заренее планируемой.

Японские моряки и подводники, водители человеко-торпед, пехотинцы, своими телами разминировавшие минные поля, летчики-Камикадзе, предпринимая самоубийственные атаки, осознавали, что им суждено погибнуть, но добровольно выбирали путь самопожертвования и мужественно встречали смерть. Категория таких добровольцев-смертников в японских вооруженных силах периода Второй мировой войны получила обобщенное название «тейсин-тай» (яп. 挺身隊, букв. «добровольческие отряды»). Их формирование, основанное на средневековом морально-религиозном кодексе самураев бусидо (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина»), обязывающем презирать смерть, санкционировал Императорский генеральный штаб (первый официальный отряд летчиков-Камикадзе был сформирован к 20 октября 1944 года). Более того, для самоубийц разрабатывалось и производилось специальное оружие - торпеды, катера, самолёты. Погибшие в бою смертники причислялись к лику ками (яп. 神, «бог», «богиня», «божество») - святых покровителей Японии.

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота , тяжёлого крейсера «Австралия» . Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, ударился в надстройки «Австралии» разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло и бомба не взорвалась. По крайней мере 30 человек погибло, включая капитана корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе , а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

Хатимаки - налобная повязка с надписью «Камикадзе» -«Божественный ветер»

Секио Юкио - первый официальный командир подразделения летчиков-Камикадзе

Чувство долга и ответственности за судьбу нации, присущее подавляющему большинству японцев, было возведено в абсолют у самураев - представителей касты японского рыцарства, и их духовных последователей.

Японцы смотрели на смерть совсем не так, как их противники. Если для американца смерть представлялась ужасным уходом в небытие, то для японцев главным была не сама смерть, а обстоятельства, при которых она произошла.

Священник и воин XVIII века Ямамото Цунэтомо в знаменитой книге «Хагакурэ» («Спрятанное в листве») так охарактеризовал смысл жизни самурая: «Путь самурая - это смерть... В случае необходимости выбора между жизнью и смертью незамедлительно выбирай последнюю. В этом нет ничего сложного. Просто соберись с духом и действуй. Тот, кто выбрал жизнь, не исполнив свой долг, должен считаться трусом и плохим работником».

Храм Ясукуни-дзиндзя - главный военный храм Японии. Высшей честью для воина считалось быть зачисленным в его списки

Самурай с мечом за поясом всегда готов наступать. Тогда его разум будет сосредоточен на смерти, готовность к которой - главное качество воина. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой. Не следует, конечно, полагать, что этими жестокими, поражающими ум западного человека, заповедями ограничивается содержание идеологии самураев. Нравственные идеалы и устремления японского военного сословия высоко почитались в обществе. Самураи, в свою очередь, хорошо осознавали значимость своего положения и ответственность своей роли представителей высшей касты. Храбрость, мужество, самообладание, благородство, обязанность выполнять свой долг, милосердие, сострадание - все эти добродетели, согласно кодексу бусидо, непременно требовались от самурая.

Вся нация от мала до велика готовилась к решающей схватке за господство Японии в Азии. В те времена для страны восходящего солнца за одной победой следовала другая, и, казалось, нет предела её возможностям и силам. Военное дело преподавалось в японских школах уже двенадцатилетним детям, да и в целом обучение в них мало отличалось по предписанному порядку и требованиям от казарменной службы .

В магазинах прилавки ломились от игрушечных сабель и винтовок, моделей японских кораблей и пушек, а наиболее популярной забавой среди мальчишек была, конечно, игра в войну. И даже здесь некоторые из них уже привязывали к спине полено, имитируя «человеческие бомбы» и самоубийственные атаки. А в начале каждого дня занятий учитель непременно спрашивал класс, какое желание является у него самым заветным, на что ученики хором отвечали: «Hаше самое заветное желание - умереть за императора».

Основополагающими идеологическими документами, предназначенными для повсеместного изучения, были «Императорский рескрипт солдатам и матросам» и его гражданский вариант «Императорский рескрипт по образованию», обязывавшие каждого японца отдать все силы на алтарь защиты отечества.

Однако не только пропаганда, созданная из древних традиций смерти, почитания императора и долга, превратил в первой половине ХХ века необыкновенно добрый, смиренный, вежливый и трудолюбивый (в японском языке нет, кстати, такого слова, ибо предполагается, что иначе, как с полной отдачей, работать просто нельзя) народ в беспощадного и полного ненависти к врагам воина. Причина успеха агрессивных планов японских политиков и военных кроется также в неистребимом общинном духе простых японцев. Природа японских островов, жестокая и коварная, данная человеку как бы назло, обрекает одиночку на гибель.

Только крупные общины тяжёлым трудом могут выполнить огромный объём работ, необходимых для успешного земледелия, для поддержания и продолжения самой жизни. В таких условиях индивидуализм не просто опасен, он совершенно невозможен. Так, старинная японская поговорка гласит, что торчащий гвоздь следует немедленно забить. Японец видит себя в семье, рядом с соседями, в общине в целом. Он не представляет своей жизни без неё. И до сих пор, называя себя, японец произносит прежде фамилию, чем имя, определяя сперва свою принадлежность к тому или иному роду, а уж затем только свое участие в его жизни.

В силу именно этой особенности японской культуры пропаганда всеобщего национально подъёма на борьбу с врагами, всеобщего самопожертвования нашла такую широкую поддержку у всей нации, чего не смогла в той же степени добиться, кстати, машина пропаганды национал-социалистической Германии. Факт, что из числа всех японских солдат и матросов в плен за четыре года войны сдались лишь около одного процента...

Первые военные отряды смертников начали создаваться в конце 1943 года, когда обычные средства ведения борьбы у Японии уже иссякли, и она теряла одну за другой свои позиции. Основными видами таких ударных отрядов были Камикадзе (яп. 神風 камикадзэ, ками — «бог», кадзэ — «ветер»), представлявшие собой предназначенные для поражения сил противника ценой своей гибели подразделения полевой и военно-морской авиации, и Кайтен (Путь в рай), отряды человеко-торпед. Такие подразделения не принимали участия в боевых действиях. Их личный состав предназначался для нанесения одного-единственного удара по кораблям или наземным силам противника.

Японские школьницы провожают цветущими ветвями вишни пилотов-Камикадзе, отправляющимися в последний полет на истребителях Накадзима Ki-43 «Оскар»

Самолет Камикадзе представлял собой огромный снаряд, до отказа заполненный взрывчатым веществом. После сбрасывания обычных бомб и торпед, или без оного, японский летчик был обязан таранить цель, пикируя на неё с работающим мотором.

Традиционная фотография на память перед последним вылетом с личными подписями пилотов

Психологические последствия атак Камикадзе были просто ошеломляющими. Замешательство и страх американских моряков росли по мере роста атак лётчиков-смертников. Мысль о том, что японские пилоты умышленно направляют свои самолеты на корабли, пугала до оцепенения. Поблекла бравада мощи американского флота.

«Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии. Мы заворожено наблюдали за каждым пикирующим Камикадзе - больше как публика на спектакле, чем жертва, которую собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе, собравшись группами и беспомощно думая о человеке, который находится там» - вспоминал вице-адмирал Браун.

Наибольшие потери в Военно-морском флоте США связаны с действиями Камикадзе. Высокая их эффективность была результатом своеобразной тактики, основывающейся на следующем:
1) налеты совершались одновременно с различных направлений;
2) Камикадзе атаковали корабли, когда американские истребители находились в другом районе действий для отражения обычных налетов японской авиации;
3) во время дневных операций самолеты, пилотируемые летчиками-смертниками, плотно прикрывались японскими истребителями;
4) Камикадзе, действовавшие самостоятельно, совершали полеты на небольшой высоте, почти над водой, что помогало им укрываться от радиолокационного наблюдения;
5) летчик-смертник обязан был атаковать только достойную цель, в противном случае он должен был вернуться на свой аэродром;
6) большая часть полетов Камикадзе осуществлялась в ночное время или при неблагоприятных погодных условиях.

Без сомнения, использование тактики Камикадзе не могло переломить хода военных действий. Но это был естественный выбор нации с несгибаемым духом. Японцы не собирались повторять судьбу немецкого Хохзеефлотте, когда флот Германии в 1918 году оказался в английском плену, и предпочли позору смерть. Японцы смогли во время последней крупной битвы Второй мировой войны так хлопнуть дверью, что теперь во всем мире используют термин «Камикадзе» для обозначения смертника-добровольца.

Кто же становился смертником, или, как принято теперь называть всех, идущих на самоубийственные атаки, Камикадзе? В основном это были молодые люди 17-24 лет. Неправильно было бы считать их всех какими-то роботами или исступленными фанатиками. Среди Камикадзе были люди всех социальных слоёв, различных взглядов и темперамента.

Постоянное ожидание смерти было тяжким испытанием для них. Оно расшатывало нервы. Молодых пилотов, а именно авиация стала основным родом войск смертников, пловцов и подводников не покидало чувство ужаса и отчаяния.

Подготовительный курс летчиков-Камикадзе, да и других смертников, был не велик. В течении недели-двух они должны были совершить несколько полетов по отработке техники пикирования. Остальное время тренировались на простейших, примитивных тренажёрах, занимались физической подготовкой - фехтовали на мечах, боролись и т.д.

Томе Торихама в окружении пилотов-Камикадзе. Она держала кафе на окраине Чирана и как могла поддерживала летчиков. Томе стала для них приемной матерью. После войны она приложила большие усилия для создания музея летчиков-смертников, за что получила в Японии прозвище «Матушка-Камикадзе» (о Томе Торихама и о последних днях камикадзе снят очень мощный фильм "За тех, кого мы любим" - в российском прокате называется "Камикадзе" http://forum.nswap.info/index.php?topic=2138.0)

И в военно-морской и в армейской авиации были разработаны особые ритуалы прощания с уходящими в последний свой полёт лётчиками. Так, каждый из них оставлял в специальной некрашеной шкатулке обрезки своих ногтей и прядь волос, часто остававшиеся единственной памятью об ушедшем воине, составлял последнее свое письмо, которые затем отправлялись родственникам. Непосредственно перед стартом прямо на взлетной поле накрывали стол белой скатертью, причем белый цвет был не случаен, так как по японским поверьям он является символом смерти. За этим столом Камикадзе принимал из рук своего командира чашечку сакэ, или простой воды. В полет многие летчики брали с собой белый японский флаг с иероглифическими надписями о силе духа, презрении к смерти, и различные амулеты, которые должны были принести их владельцу удачу в его последнем сражении. Одним из наиболее распространенных был девиз «Семь жизней за императора». Каждому смертнику торжественно вручали именной самурайский меч в парчовых ножнах, что причисляло его владельца к числу самураев, и, кроме того, облегчавший, по религиозным понятиям синтоизма (яп. 神道, синто:, «путь богов»), переход самурая в мир святых Ками, для чего в момент смерти требовалось держать его в руке.

Можно ли осуждать молодых японцев, готовых на все, ради своей родины? Пылкие и горячие ее защитники, они до последних дней войны считали для себя единственно верным умереть в бою, уничтожая ее врагов. Большое их число и массовый характер порыва вызывают лишь уважение и, несомненно, делают честь Японии, умеющей воспитывать патриотов.

Полет в Вечность


Командующий 5-м воздушным флотом вице-адмирал Угаки Митомэ на аэродроме Оита 15 августа 1945 г. Вице-адмирал Угаки стоит рядом с подготавливаемым к вылету пикирующим бомбардировщиком Йокосука D4Y3 “Сусей” из состава 701-го корпуса морской авиации (бортовой номер 701-122, экипаж - капитан-лейтенант Накацуру и ст. матрос Эндо), на котором он и отправится в последний полет.
Он родился 15 февраля 1890 года. В 1912 году окончил Военно-морское училище и Военно-морскую академию Этадзима. Службу начал в июле 1912 года мичманом на броненосном крейсере «Адзума». В течении 15 лет служил на различных надводных кораблях. С ноября 1928 по ноябрь 1930 года находился в командировке в Германии. С декабря1936 года он становится командиром броненосного крейсера «Якумо», а с декабря 1937 года - линейного корабля «Хьюго». В ноябре 1938-го был переведен в Морской Генштаб, где с 15 декабря возглавил 1-е (оперативное) управление. В апреле 1941 года был назначен командиром 8-й крейсерской эскадры, а с августа 1941 года возглавил штаб Объединенного флота.
В этой должности он встретил начало войны. После успешной атаки японской авиации на Перл-Харбор, планировавшейся при его участии, он участвует в разработке дальнейших планов операций японского флота. Фактически до гибели адимирала Ямамото он был его ближайшим помощником.
И кстати, он чуть не погиб вместе со своим начальником, когда самолет Ямамото был сбит над островом Бугенвиль 18 апреля 1943 года. Угаки летел в другом самолете, который тожке был сбит. Но тогда ему невероятно повезло - самолет перед падением в воду на малой высоте развалился на части и вице-адмирал вывалился в воду, избежав падающих обломков и последовавшего при падении взрыва.
После этого с начала 1944 года он был командующим 1-й эскадрой линейных кораблей («Ямато», «Мусаси», «Haгaто») - главной ударной силой 2-го японского флота. Зате, в ноябре 1944-го ненадолго вернулся в Генштаб, а в феврале 1945 года возглавил 5-й воздушный флот.
В это время Япония уже полностью проигрывала войну. Последним средством остановить вражеский флот на пути к Стране Восходящего Солнца стало подразделение “Камикадзе Токебуцу Когекитай” - “Специальный ударный корпус Божественного Ветра”.
Адмирал Угаки стал одним из сторонников широкого применения камикадзе. Именно он был автором плана обороны Окинавы “Кикусуй” (”Плавающая хризантема”).
В боях за Окинаву летчики Специального корпуса нанесли американцам ощутимый урон. Было потоплено 26 кораблей и поврждено 164 корабля, в том числе 14 авианосцев. Капитального ремонта также требовали 10 линкоров, 5 крейсеров и 67 эсминцев.
Но силы были слишком неравными. Божественный ветер не смог утопить вражеский флот, подобно ветру, утопившему флот Хубилая.
И 15 августа 1945 года, уже после атомных бомбардировок Хиросима и Нагасаки и вступления в войну СССР император Хирохито выступил по радио. Он объявил о капитуляции Японии.
Для Угаки Митомэ это стало личной трагедией. Он не мог допустить мысли о таком исходе. И тогда он поступил так, как ему подсказал Кодекс самурая “Бусидо”.
Во как описывается последний полет адмирала в книге “Божественный ветер” (авторы Иногути Рикихей, Накадзима Тадаси).
Перед рассветом 15 августа старший офицер штаба 5-го Воздушного Флота капитан 1 ранга Такаси Миядзаки был вызван на командный пункт. Его встретил дежуривший там капитан 2 ранга Такекацу Танака, который с тревогой сообщил, что командующий флотом адмирал Угаки приказал подготовить бомбардировщики для вылета к Окинаве.
Миядзаки сразу испугался, что адмирал Угаки решил лично возглавить последнюю атаку камикадзэ. Он отправился прямо к адмиралу, чтобы выяснить, так ли это.
Комнаты офицеров были расположены в пещере в том же холме. Адмирал размещался в маленькой комнатке, где стояли лишь грубый стол и походная кровать. Это совершенно не соответствовало его званию и должности. Мрачный адмирал сидел на кровати, о чем-то задумавшись, когда вошел Миядзаки.
«Дежурный офицер сказал мне, что вы приказали подготовить к вылету бомбардировщики. Могу я спросить, что вы задумали?» — сказал он.
Выражение лица адмирала смягчилось, и он прямо ответил: «Я намерен лететь с ними. Отдайте соответствующий приказ».
«Я прекрасно понимаю, что вы чувствуете, но прошу вас пересмотреть свое решение, господин адмирал. По моему мнению, это не имеет смысла», — возразил Миядзаки.
«Вы получили мой приказ. Пожалуйста, выполняйте», — вежливо, но твердо произнес Угаки.
Миядзаки поспешно вышел и отправился посоветоваться с начальником штаба Угаки контр-адмиралом Тосиюки Ёкои. Он неохотно решился на это, потому что адмирал Ёкои болел и уже несколько дней был прикован к постели. Но Миядзаки был нужен совет.
Когда он сообщил, что происходит, адмирал Ёкои поднялся, хотя чувствовал себя отвратительно, и пошел к адмиралу Угаки, чтобы переговорить с ним. Он заявил: «Я прекрасно понимаю ваше желание умереть, но после капитуляции нам предстоит множество важных дел, например, расформирование флота. Вы обязаны сделать все это. Я прошу вас изменить свое решение».
Угаки молча выслушал начальника штаба, потом мягко улыбнулся и ответил: «Пожалуйста, оставьте за мной право самому выбрать свою смерть».
На это Ёкои уже ничего не мог возразить. Он отправился к контр-адмиралу Тикао Ямамото. Посовещавшись, они решили обратиться к близкому другу Угаки контрадмиралу Такацугу Дзоодзима. Если кто и мог отговорить Угаки лететь, то только он. Как давний и близкий друг Дзоодзима мог говорить с Угаки более резко, чем остальные.
«Я знаю, что как командир вы несете полную ответственность за действия 5-го Воздушного Флота. Но все это осталось в прошлом, а сейчас нужно думать о будущем. Там у вас тоже будут обязанности и ответственность. Мне сообщили о вашем намерении, и я могу сказать, что полностью разделяю ваши чувства. Тем не менее, ради блага всех остальных я прошу вас отменить вылет».
Угаки терпеливо выслушал друга. Затем он ответил с обезоруживающей простотой: «Это мой шанс погибнуть как солдат. Мне нужен этот шанс. Мой преемник уже назначен, и он позаботится обо всем после моей смерти».
Дзоодзима видел, что Угаки был совершенно непоколебим. Вероятно, он разделял чувства своего друга. Но теперь ему не оставалось ничего иного, как исполнять приказ. Он сразу послал за лейтенантом Тацуо Накацуру, командиром отряда пикировщиков 701-й авиагруппы, приказав ему подготовить самолеты к вылету. Был написан официальный приказ: «Отряд «Оита» 701-й авиагруппы вышлет 3 пикировщика для атаки вражеского флота у Окинавы. Атаку возглавит лично командующий воздушным флотом».
В это утро японские войска по всему Тихому океану были подняты по тревоге, чтобы выслушать по радио речь императора. Носились слухи, что это будет рескрипт о капитуляции. Офицеры штаба 5-го Воздушного Флота с тяжелыми сердцами собрались в помещении штаба, чтобы услышать обращение его величества. Прием был очень плохим, и многие слова мы просто не сумели разобрать. Однако и того, что мы услышали, было достаточно, чтобы понять, что нам приказывают капитулировать. Вскоре мы получили подтверждение, когда на аэродром привезли местные газеты с полным текстом речи. Похоже, что адмирал Угаки до последнего момента надеялся, что император призовет своих воинов сражаться до конца. Но теперь не осталось места надеждам.
Потом было устроено торжественное прощание с адмиралом Угаки. Он обратился к личному составу авиагруппы, выразив сожаление, что все наши усилия не дали желаемых результатов. Его голос был тихим и невозмутимым. Он мягко улыбался, объясняя, что после его отлета мы должны четко и старательно выполнять свои обязанности. Простые и доходчивые слова адмирала тронули до глубины души всех присутствующих.
Когда прощание закончилось, адмирал Угаки вышел на летное поле. С его мундира были срезаны все знаки различия, и с собой он нес только самурайский меч и бинокль. Этот меч подарил ему покойный адмирал Ямамото, командовавший Объединенным Флотом первые 2 года войны.
Капитан 1 ранга Миядзаки долго хранил торжественное молчание, но в конце концов не смог сдержаться. Он шагнул вперед и сказал: «Пожалуйста, возьмите меня с собой, адмирал!»
Но адмирал Угаки твердо ответил: «У вас более чем достаточно дел здесь. Вы останетесь».
Этот отказ стал для Миядзаки последней каплей. Он остановился и зарыдал, громко, в голос, не стесняясь проходящих мимо офицеров.
11 самолетов стояли на краю взлетной полосы, их моторы ревели. Перед ними были выстроены 22 члена экипажа. Контр-адмирал Ёкои не сумел скрыть своего изумления при виде этого построения. Он обратился к командиру отряда лейтенанту Накацуре: «Разве не было приказано подготовить только 3 самолета?»
Молодой человек ответил прерывающимся от волнения голосом, хотя прозвучало это почти как грубость: «Кто может спокойно смотреть на то, что ударная группа ограничена 3 самолетами, когда сам наш командующий лично намерен возглавить таранную атаку? Каждый самолет моего подразделения последует за ним».
Адмирал Угаки, выслушав его ответ, поднялся на маленький помост и обратился к своим людям в последний раз. «Все это очень трогательно. Вы действительно желаете умереть вместе со мной?»
Руки всех летчиков дружно взметнулись вверх. Никто ни на секунду не усомнился, что адмирал говорит искренне. Угаки отдал приказ готовить самолеты к вылету и пошел прямо к самолету Накацуры. Он взобрался на заднее сиденье. Наблюдатель Накацуры уоррент-офицер Акиёси Эндо был просто ошарашен. Он подбежал к самолету с криком: «Это мое место, господин адмирал! Вы заняли мое место!»
Адмирал Угаки понимающе улыбнулся и сказал: «Я заменю тебя. Ты останешься».
Этого Эндо вынести уже не мог. Совершенно неожиданно для всех он прыгнул на крыло самолета и влез в кабину, сев рядом с адмиралом. Адмирал Угаки только добродушно покачал головой и пододвинулся, чтобы освободить место пылкому юнцу. 11 бомбардировщиков вырулили на взлетную полосу и поднялись в воздух. Провожающие кричали и махали руками им вслед.
4 самолета были вынуждены сесть из-за неполадок с моторами, но остальные полетели к Окинаве. Эндо поддерживал радиосвязь с базой и передал несколько сообщений. Самым последним было прощальное послание адмирала Угаки.
«Я один виноват в том, что мы не сумели защитить родину и уничтожить дерзкого врага. Отважные усилия всех офицеров и матросов, находившихся под моим командованием в последние 6 месяцев, заслуживают самой высокой оценки.
Я намерен атаковать врага возле Окинавы, где мои люди опадали, подобно лепесткам вишни. Там я направлю свой самолет на высокомерного врага и уничтожу его в духе традиций бусидо с твердой верой в вечную жизнь императорской Японии.
Я надеюсь, что все мои подчиненные поймут причины моего поступка и в будущем преодолеют все трудности и приложат силы для восстановления нашей великой родины, которая будет жить вечно. Тэнно хэйка банзай!»

К концу второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же, глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях «Бусидо» и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти, подчас, недоступное пониманию европейцев. Умереть с честью за свою страну и за Императора — было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и «хатимаки», белую повязку на лоб. Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

Камикадзе - это что? Общеизвестным фактом является то, что это слово обозначает "божественный ветер". Как гласит легенда, однажды для защиты своих владений богиней Аматерасу, священной покровительницей Японии, были призваны силы природы - а именно сильный и разрушительный ураган, погубивший дважды в XIII веке вражеский флот.

История камикадзе

В далеком Средневековье на защиту Японии от 300-тысячного монголо-китайского войска, которым руководил жестокий хан Хубилай, пришли могущественные силы природы. Это был последний шанс. Спастись от нападения удалось, и целых два раза за столетие враг был повержен. Через века слегка изменило свой смысл понятие "камикадзе". Значение слова стало рассматриваться в несколько ином контексте. Божественным ветром уже называли не природную разрушительную стихию, которая не поддается контролю, а отчаянных и храбрых солдат, готовых отдать свою жизнь за родину.

Что такое камикадзе: определение

Это солдаты, которые сознательно и добровольно шли на смерть, направляя свои самолеты на вражеские базы и технику. Камикадзе - это название для особых подразделений японской авиации, которые использовались во время Второй мировой войны с Америкой. Опознавательными чертами формы летчиков-смертников были шарф белого цвета и флаг с изображением красного солнца.

Согласно американским данным, всего подразделениями камикадзе были затоплены 45 единиц морской техники, а также повреждены около трехсот военных кораблей, однако им так и не удалось переломить ход войны.

Стратегия и тактика самопожертвования

Камикадзе - это что? И почему это понятие связывают с идущими на смерть террористами? Во время Второй мировой войны так стали называть военных пилотов Японии, которые соглашались в добровольном порядке отдать жизнь ради победы и чести страны. Все, кто идут воевать, так или иначе осознают вероятность того, что они могут и не вернуться домой. Но камикадзе - это, пожалуй, единственный пример в истории, когда идущие на смерть объединялись в специальные отряды, для которых разрабатывалась тактика и проектировалась специальная летательная техника.

Первый успех

Целью одного из первых массированных вылетов была атака с воздуха Филиппин (25.10.1944), которая привела к затоплению крупного авианосца и повреждению нескольких кораблей. Спустя некоторое время были сформированы еще 4 боевых отряда камикадзе, значение которых было очень важным для руководства страны на тот момент. Их назвали "Асахи", "Сикима", "Ямадзакура" и "Ямато".

Особенности подготовки

Изначально в ряды смертников записывали преимущественно добровольцев, однако к тому моменту, когда капитуляция Японии была неизбежна, камикадзе становились практически все летчики, чья техника еще была в строю. Их подготовка во многом отличалась от элитной подготовки пилотов истребителей. В различных источниках можно узнать много странных и пугающих фактов по этому поводу. Например, летчиков учили, как сажать самолет и сбрасывать шасси, а технику выдавали ту, которую не жалко.

Философия смертника

Среди причин, почему солдаты соглашались жертвовать собой во имя общей цели, были следующие:

  • В Японии на то время господствовал синтоизм, который поощрял уход из жизни благородным способом. Якобы после смерти камикадзе причислялись к священным божествам.

  • Победа или смерть - так традиционно японские солдаты относились к войне. Любой позор, в том числе поражение в битве, по их мнению, следовало смывать кровью. Они просто не могли признать и принять собственное бессилие. Даже среди главнокомандующих не было тех, кто хладнокровно посылал людей на смерть, оставаясь при этом в безопасности. Примером солидарности для своих солдат стал вице-адмирал Тагидзиро Ониси, который сделал себе харакири вскоре после капитуляции.

Среди камикадзе были выжившие

В большинстве своем камикадзе были изначально обречены на смерть, однако везде есть свои исключения. Были случаи, когда летчик не находил достойной точки атаки и благополучно возвращался на свою базу целым и невредимым либо после атаки был подобран в море. Однако это были единичные случаи. Известно имя одного из счастливчиков - унтер-офицер Ямамура, которому три раза удалось избежать смерти. В первый раз он был сбит, но его подобрали и спасли местные рыбаки. Спустя два месяца вылету помешали дождь и плохая видимость. А в третий раз выжить удалось благодаря неисправности механизма подвески самолета-снаряда. Война закончилась, и более не возникало потребности жертвовать своей жизнью во имя отечества.

Еще один выживший камикадзе, господин Хаяси, дожил до 93 лет, а последней его просьбой было развеять его прах в море вблизи южных островов Окинавы, где погибли его соратники. До тех пор, как он говорил, его война никогда не закончится. Он был одним из первых призвавшихся добровольцев и до последнего вздоха винил себя, что не оказался вместе с теми, кого посылали вместе с ним в последний бой.

Кто такие камикадзе?

    Камикадзе. Так называют людей, умышленно идущих на собственную смерть. В настоящее время это слово стало обозначать террористов смертников, которых посылают на дело, приводящее к гибели не только группу людей, но и их самих.

    Пример: террористы, врезающиеся на самолте в дома, что приводит как к гибели и самих лтчиков, так и к гибели людей, находящихся в данный момент в том здании.

    В быту люди ещ так в шутку называют людей, занимающихся каким-то опасным делом, от которого можно погибнуть. Им говорят: Ну ты камикадзе!

    Камикадзе-это японские летчики, жертвовавшие свои жизни для сбития вражеского самолета или корабля, тем самым наводившие неописуемый ужас на своих противников. Особенно они отличились при нападении на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7.12.1941 года.

    Это обозначение японских лтчиков - смертников прижилось в годы Второй Мировой Войны(впоследствии добровольцы - самоубийцы всех видов войск), когда к 1943 году начала терять сво превосходство на Тихом океане, так что к событиям Перл - Харбора они отношения не имеют. А первое упоминание камикадзе относится ещ к 13 веку, когда были уничтожены тайфуном монгольские корабли у побережья Японии. С японского это слово переводится буквально как ветер божества. В честь этого тайфуна и были названы эти смертники. Первый отряд таких лтчиков прошл формирование лишь в октябре 1944 года.

    Камикадзе в переводе с японского, означает - Божественный Ветер. А само же выражение о божественном ветре появилось в Японии со времени нашествия монголов Хубилая на их острова, когда свирепый тайфун разнес в щепы огромный монголо-китайский флот.

    Что же касается самих камикадзе, то они появились в японской армии во время Второй Мировой Войны, когда военщина начала возрождать самурайский дух - предписывающий первоочередной задачей воина - отдать жизнь за императора.

    Летчиков в камикадзе набирали добровольно-принудительно - то есть делали предложение, от которого воспитанному японцу, было невозможно отказаться. В европейских странах добровольцев просили выйти вперед, а в японской армии требовали выйти тех кто отказывается, что для японцев было равносильно потери чести.

    Самолет заправляли только на половину, чтобы обрубить все концы, давали выпить чашку саке и паек, как последнюю еду перед смертью.

    Ничего особенного из этой затеи не вышло - процент попаданий был весьма невелик, да и то вначале, когда за штурвалами сидели ассы пилотирования, но они быстро закончились и в знаменитые Зеро стали сажать едва обученную молодежь. И тут выяснилась ужасающая деталь - летчику, летевшему на верную смерть во славу микадо - совсем не важно попадет он, или нет, во вражеский корабль - важно был сам факт - отдать жизнь за императора.

    Были еще смертники-подводники, но они назывались каитен. Их сажали в маленькую подлодку - практически торпеду и отправляли, с запаянными люками, в ближайшую гавань противника

Уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии .

В искусстве

  • В начале 1990-х в Санкт-Петербурге существовала группа «Камикадзе» с песнями «Любовь камикадзе» и «Камикадзе Girl».
  • У Александра Розенбаума есть песня «Камикадзе», в которой от первого лица рассказывается, что мог чувствовать лётчик-смертник в последние мгновения своей жизни.
  • Песня «Страж Империи» есть у группы Ария .
  • Алиса .
  • Песня «Kamikaze Rock-n-Roll Suicide» есть у певицы Donatella Rettore.
  • Песня «Камикадзе» есть у Андрея Земскова .
  • Песня «Камикадзе» есть у рэпера Lee Kei.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы ВИА-Гра.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Инь-Ян .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Звери .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы D"espairsRay .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Kagrra .
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Stigmata .
  • В альбоме «Снежный лев » группы Аквариум есть песня «Центр циклона», в которой упоминаются камикадзе и их клич - Банзай .
  • Песня «Страж Империи» группы Ария посвящена камикадзе.
  • Камикадзе посвящена песня «Карлсоны» Олега Медведева
  • У группы Mordor есть песня «Банзай!»
  • Певица Мара исполняет песню «Самолеты», с сюжетной линией о камикадзе.
  • Тема камикадзе поэтически разрабатывается в песне «Вперёд и вверх! (Для тех, кто видит сны)» из альбома «Для тех, кто видит сны. Vol.1» группы «Оргия Праведников ».
  • В романе Дэвида Митчелла «Сон № 9» (англ. David Mitchell. «number9dream» ) одна из сюжетных линий посвящена истории погибшего пилота-камикадзе, записанной в его дневнике, найденном в поднятой после войны неразорвавшейся торпеде-кайтэн.
  • В фильме « » показана погоня за отрядом смертников-камикадзе.
  • Фильм «Камикадзе (For those we love)» , 2007, Япония , Toei Company.
  • Компьютерная игра Call of Duty 5 : в одной из миссии нужно защитить американский флот от массированной атаки камикадзе.
  • George Lynch имеет 4 подписные модели гитар ESP, названные, соответственно: Kamikaze 1, Kamikaze 2, Kamikaze 3, Kamikaze 4 - различающиеся, преимущественно, накладкой на гриф и расцветкой.

См. также

  • «Уми юкаба » - военно-патриотическая песня, ассоциировавшаяся с камикадзе.
  • Торихама, Томэ - «Матушка камикадзе»
  • Selbstopfer (англ.) - германские смертники

Литература

  • Шерман Ф. «Война на тихом Океане. Авианосцы в бою» .
  • Ёкота Ю. «Субмарины-самоубийцы»
  • Рикихэй Иногути, Тадаси Накадзима. «Божественный ветер» . ACT, 2000. С. 653.
  • Кувахара Я., Оллред Г. Т. «Камикадзе» .
  • Иванов Ю «Камикадзе: пилоты-смертники» .
  • Ефименко В «Ветер богов».

Близился конец Второй мировой войны, американские военно-морской флот подступал к японским берегам, и Японии было просто необходимо предпринять какие-то радикальные меры, чтобы предотвратить нежелательный исход. Так было решено создать уникальный отряд под названием «Специальный ударный отряд». Но это подразделение было больше известно как отряд камикадзе, что переводится как «божественный ветер». Дивизия состояла из добровольцев, которые должны были намеренно врезаться на своих самолетах в американские судна.

10. Битва в Филиппинском море

Одним из ключевых военно-морских сражений во время Второй мировой был бой в Филиппинском море, состоявшийся 19 и 20 июня 1944 года. Победительницей вышла американская армия, серьезно навредив японскому флоту при минимальных личных потерях.

Причиной такой уязвимости Японии оказалось то, что ее армия летала на самолетах Mitsubishi A6M Zero (коротко Зик), которые были абсолютно неэффективны в борьбе против мощной военной техники США. По большому счету японские самолеты взрывались на подлете от простых пулеметных очередей, не успевая причинить вред врагу. В ходе этой битвы японцы потеряли 480 боевых машин, что составляло 75% их воздушного флота.

По мере приближения американских сил к побережью Филиппин, оккупированных тогда Японией, японские военнокомандующие все больше задумывались о том, что им необходимо предпринять радикальные меры. На собрании самых высших чинов военно-морской капитан Мотохару Окамура сказал, что ситуацию спасет только отряд самоубийц. Окамура был уверен, что спасти свою Родину от позора вызовется достаточно добровольцев, и для них нужно будет выделить около 300 самолетов. Капитан был уверен, что это изменит ход войны и развернет ситуацию в пользу Японии.

Все присутствующие на собрании согласились с Окамурой, и ему были выделены необходимые ресурсы. Для этой миссии самолеты специально облегчили, демонтировали пулеметы, сняли броню и даже радио. Зато топливный бак был увеличен, и на борт самолетов погрузили по 250 кг взрывчатки. Теперь все, что нужно было Окамуре, это найти пилотов для этого отчаянного задания.

9. Японские пилоты согласились на самоубийство из страха опозориться

Но как же удалось набрать летчиков для такого страшного задания? На самом деле начальство просто попросило людей стать добровольцами.

А что до того, как вообще кто-то может согласиться на такую смерть, тут уже стоит обратиться к культуре Японии. В этой стране позор – это очень напряженная тема. Если бы начальство попросило пилота пожертвовать собой, а он бы ответил: «Нет, я не хочу умирать за свою страну», это бы не просто опозорило его, но и обесчестило всю его семью. К тому же, погибших пилотов-смертников повышали в звании на два ранга.

Так что на самом деле добровольческий отряд не был таким уж и свободным в выборе. Они могли остаться в живых, опозориться на всю страну и замарать репутацию своей семьи в обществе, чрезвычайно крепко ориентированном на чести и гордости. Или же добровольцы могли погибнуть и быть превознесены как герои, погибшие за свою Родину.

8. В первом рейде погибли лучшие пилоты авиации

Когда японские власти решили сформировать эскадрон из камикадзе, первым пилотом, которого они выбрали на роль истребителя, стал их лучший лейтенант, молодой паренек 23 лет, Юкио Секи. Можно было бы предположить, что когда парню сообщили, что он нужен для такого ответственного задания, он ответил, что с радостью послужит стране. Но существуют слухи, что Секи поделился с журналистом сомнениями в том, это будет лучшее применение его талантам.

В октябре 1944 года Секи и еще 23 летчика начали подготовку к миссии. 20 октября адмирал Такихиро Ониши сказал: « в смертельной опасности. Спасение нашей страны сейчас совсем не в руках начальников и министров, подобных мне. Оно может прийти только от таких смелых молодых людей, как вы. Поэтому от лица всей нашей страны я прошу у вас об этой жертве и молюсь за ваш успех.

Вы уже боги, освобожденные от земных желаний. Но единственное, что еще имеет для вас смысл – это знание, что ваша жертва будет не напрасной. К сожалению, мы уже не сможем вам этого сообщить. Но я буду следить за вашими усилиями и сообщу о ваших поступках самому императору. Вы можете быть в этом уверены.

И я прошу вас сделать лучшее, на что вы способны».

После этой речи 24 пилота сели за руль своих самолетов и вылетели на верную смерть. Однако за первые пять дней полетов им не удалось совершить ни одного столкновения с американскими судами, пока они не встретились с соперником в районе Филиппин.

Американцы были немало удивлены самоубийственной атаке японцев. Пилоту-камикадзе удалось потопить один из немаловажных кораблей ВМФ США, целый авианосец. Столкновение японского самолета с судном вызвало множественные взрывы внутри корабля, и он затонул. На борту тогда было 889 человек, и 143 из них были убиты или считаются пропавшими без вести.

Кроме потопления авианосца группе камикадзе удалось повредить еще три других корабля. Японцы восприняли это хорошим знаком и расширили состав отряда самоубийц.

7. Японцы сконструировали самолет специально под миссию камикадзе

Как было упомянуто выше, японские Зики были довольно неэффективны против американских самолетов. С летающими бомбами дела обстояли не лучше. Другой проблемой было то, что пилотов приходилось обучать в срочном порядке очень непростому делу. И для того, чтобы хотя бы подобраться к военным кораблям США, нужно было быть очень хорошим летчиком. Вместо того, чтобы просто отменить операцию, японцы решили упростить сам самолет, сделать его более подходящим для целей и специфики миссии камикадзе. Новый аппарат был назван Yokosuka MXY7 Ohka или просто «Вишня в цвету».

Самолет фактически стал управляемой ракетой 6 м в длину с короткими крыльями. Значительным недостатком снаряда было то, что он мог пролететь только 32 км. Так что японцам пришлось использовать еще один самолет, который бы доставил «Вишню в цвету» к цели. Им стал бомбардировщик Mitsubishi G4M. Как только пилот-камикадзе приближался к своей цели, он запускал ракетные ускорители, что позволяло ему обойти защитный огонь врага и поразить броню корабля противника.

Кроме того, что эти новые самолеты были легче, они также были более простыми в управлении, чем Зики. Пилотам не нужно было учиться взлетать и приземляться, они просто должны были держать верное направление и запускать ускорители, чтобы не пришлось маневрировать и уклоняться от защитного огня американцев.

Кабина летчиков «Вишни» тоже была особенной. За изголовьем кресла пилота было специальное отделение для самурайского меча на случай, если смертник переживет столкновение.

6. Это должна была быть именно психологическая война

Конечно, основной задачей камикадзе было потопить как можно больше кораблей. Тем не менее, японцы полагали, что на поле боя новая тактика непременно поможет им получить еще и психологическое преимущество над врагом. Японцы хотели, чтобы их считали яростными воителями без чувства меры, которые лучше погибнут, чем проиграют и сдадутся.

К сожалению, это не возымело ожидаемый эффект. Мало того, что американцы легко отбивали атаки японцев, они еще и прозвали самолеты камикадзе «Бака», что на японском языке означает «дурак» или «идиот».

5. Пилоты–камикадзе, управлявшие торпедами

Кроме облегченных самолетов, японцы создали для камикадзе управляемые торпеды, которые позже прозвали кайтенами.

Процедура была такая: сначала пилот должен был высмотреть в перископ корабль, затем с помощью секундомера и компаса ему надо было практически вслепую протаранить судно врага. Как вы могли догадаться, это было не так просто, и на обучение пилотов уходили месяцы.

Еще одной сложностью стал размер торпед. Они были большими, и это не позволяло отправлять их на слишком далекие расстояния. Торпеды приходилось доставлять сначала на больших подлодках. «Материнский» корабль перевозил до места назначения от 6 до 8 кайтенов.

20 ноября 1944 года в американский танкер USS Mississinewa было выпущено 5 кайтенов. Один из них попал в цель, и взрыв был мощнейшим, как можно увидеть в ролике выше. Японцы подумали, что потопили целых 5 кораблей из-за того, что взрыв был невероятно сильным. В результате руководство сочло идею с торпедами настолько успешной, что производство кайтенов было увеличено.

4. Нацистский отряд самоубийц

Японцы не были единственными в коалиции агрессоров, кто под конец войны так отчаялся, что пустил в ход бомбардировщики под управлением пилотов-самоубийц. Германия тоже сформировала свой отряд специального назначения, прозванный «Эскадроном Леонида». Создание отряда было предложено Ханной Райч (Hannah Reitsch), немецкой летчицей-испытателем. Райч дважды была награждена Железным Крестом и стала немецкой женщиной, которая ближе всех других представительниц прекрасного пола подобралась к непосредственным военным действиям.

В 1944 году, когда Райч получала ее второй Крест, она рассказала о своей идее самому Адольфу Гитлеру, участвовавшему во вручении награды. Она предложила посадить пилотов в модифицированные ракеты V-1, заряженные взрывчаткой и использовать их в качестве оружия. Сначала Гитлеру эта идея не понравилась, но позже он передумал. Канцлеру приглянулась приверженность Ханны этой затее, и он дал согласие на создание самолетов для самоубийственных миссий. Самолетом для этого проекта был назначен Fieseler Fi 103R под кодовым именем Райченберг. Ракеты смертников оснастили бомбами весом в 900 кг.

Райч была первой переведена в Эскадрон Леонида и первая принесла присягу, в которой подтверждала, что добровольно принимает участие в миссии и понимает, что ее ждет смерть.

Всего в новом отряде было 70 волонтеров, но программу свернули еще до того, как кто-либо успел использовать Райченберги.

Райч пережила войну и впоследствии издала свою автобиографию. Кроме того Ханна даже стала управляющей национальной школы по планерному спорту в Гане в послевоенные годы. Летчица умерла в 65 лет от сердечного приступа. Это случилось в 1979 году.

3. Возможно, пилоты принимали метамфетамин

На самом деле метамфетамин был изобретен в Японии еще в 1893 году. Но он не получил широкое распространение, пока на этот наркотик не обратили внимание на Второй мировой войне. Немецкая армия использовала тип метамфетамина под названием Первитин, а японская – наркотик Филопон.

Во время войны японцы давали наркотики своим солдатам, когда тех сликшком сильно одолевали голод или усталость. Филопон также оказался полезным и для пилотов камикадзе. Перед лицом верной смерти они должны были быть решительными и собранными. Поэтому перед посадкой в свои летающие бомбы и несколько часовыми полетами навстречу гибели летчикам выдавали высокие дозы метамфетамина. Это помогало самоубийцам оставаться сконцентрированными до самого конца. Еще одним преимуществом для солдат было то, что «мет» повышал уровень агрессии.

И хотя такой побочный эффект для наркоманов является довольно неприятным проявлением в обычной жизни, для японских камикадзе он служил верную службу, помогая самоубийцам придерживаться плану во время полета сквозь пулеметный обстрел.

2. Последний пилот камикадзе

В 1945 году адмирал Матоме Угаки был назначен командующим подразделениями камикадзе. Месяц спустя 15 августа, когда император Японии объявил по радио о капитуляции, Угаки решил, что самым достойным концом для него будет такая же смерть, на которую ежедневно шли его подчиненные. Перед своим последним вылетом он даже сфотографировался (фото выше). Правда, Угаки не имел навыков пилотирования, и для этой цели в самолет пришлось посадить еще одного добровольного смертника.

На пути к своей гибели Угаки передал по радио следующее сообщение:
«В нашем провале винить надо только меня одного. Доблестные усилия всех офицеров и солдат под моим началом в течение последних 6 месяцев были высоко оценены.

Я собираюсь нанести удар на Окинаве, где погибали мои люди, пав словно отцветшая вишня. Там я рухну на тщеславного врага в истинном духе Бусидо (кодекс самурая) с твердой убежденностью и верой в бессмертность японской империи.

Я уверен, что все подразделения под моим командованием поймут мои мотивы, преодолеют все трудности в будущем и приложат все усилия для возрождения нашей великой Родины.

Да здравствует Его императорское величество!»

К сожалению для Угаки, миссия провалилась, и его самолет, вероятно, был перехвачен до того, как ему удалось достичь своей цели.

1. Операция оказалась провальной

Японцы были наивны в своих надеждах на успех пилотов-камикадзе. Атаки смертников оказались довольно неэффективными против сильнейшего флота Второй мировой войны.

В результате летчикам-самоубийцам удалось потопить только 51 корабль, и лишь один из них был крупным броненосцем (судно USS St. Lo). По вине камикадзе погибло около 3000 американских и британских солдат.

Но если сравнивать эти цифры с потерями со стороны японцев, сложно поверить, что они пытались вести наступательные бои. Порядка 1321 единиц японских самолетов и субмарин разбились об американские суда, и около 5000 пилотов погибло в этих попытках нанести ущерб армии объединенных сил.

По большому счету американский военно-морской флот разбил японскую армию благодаря тому, что у него было больше людей и боевой техники. На сегодняшний день проект камикадзе считается одним из величайших промахов в истории Второй мировой войны.