Можно ли посещать старообрядческую церковь. Православная страница

Добрый день! Мои предки со стороны мамы — староверы, а со стороны отца — православные. В детстве (в советские времена) надо мной и братом был произведен обряд погружения самой бабушкой-старообрядкой, так как жили в глухой деревне Оренбургской области, церковь там была уже сожжена. Впоследствии храмы мы не посещали, будучи пионерами и комсомольцами, и крестики наши затерялись, потому что родители были коммунистами и в храм тоже не ходили. В 35 лет я сама приняла православное крещение и теперь посещаю православный храм. Не считается ли это с моей стороны предательством по отношению к моим предкам со стороны мамы, ведь они хотели, чтобы мы продолжали их вероисповедание? Можно ли мне в православной церкви поминать усопших старообрядцев? Может ли моя мама посещать православный храм и молиться там двумя перстами? Можно ли мне посещать храм старообрядцев и молиться там как православной? Можно ли мне писать записки о здравии брата в церкви, если он считается погруженным? Буду очень признательна за ответ. С уважением, Наталья.

Отвечает игумен Пахомий (Брусков), настоятель храма во имя Живоначальной Троицы г. Саратова

Уважаемая Наталья! Замечательно, что Вы с уважением относитесь к традициям своей семьи. Однако вопрос выбора и исповедания веры — личное дело каждого человека. Христианство, Православие — это не просто красивый народный обычай, это мировоззрение, определяющее всю жизнь человека. Поэтому веру нельзя выбрать или не выбрать из простого чувства солидарности с родственниками. Кто знает, может, Господь именно по Вашим молитвам помилует усопших Ваших предков?

Вопрос о поминовении усопших старообрядцев достаточно сложен. Если говорить формально, то литургическое поминовение людей, не находящихся в каноническом общении с Церковью, невозможно. Но в то же время, не зная подробностей Вашей ситуации (к какому толку принадлежали Ваши предки, не переходили ли они в единоверчество), ответить на этот вопрос так категорично нельзя. Будет лучше, если Вы зададите этот вопрос в подробной личной беседе со священником.

Ваша мама может посещать православный храм, молиться, прикладываться к иконам, участвовать в богослужении. Но приступать к таинствам в храме она может только после перехода в Православие, которое для старообрядцев совершается через исповедь и миропомазание. Если Ваша мама начнет посещать храм сознательно, рано или поздно она поймет разницу между Православием и старообрядчеством и, возможно, перейдет в Православие.

Вам посетить старообрядческий храм тоже, конечно, можно. Но имейте при этом в виду, что в некоторых храмах Вас могут не пустить дальше притвора, а в некоторые храмы Вы просто не сможете зайти. Ваше посещение старообрядческого храма может иметь целью приобретение культурологического опыта: посмотреть старинные иконы, послушать пение. Но литургическое общение с людьми, чьи представления о Церкви Вы не разделяете, невозможно.

Что касается Вашего брата, желательно, конечно, убедить его перейти в Православие. Но если он не послушает Ваших увещеваний, в качестве исключения можно поминать его в храме и молиться о том, чтобы Господь привел его к Себе.

Старообрядческий раскол — это страшная трагедия в истории Русской Церкви. Разделение русских людей, которое началось еще в XVII веке, не преодолено до сих пор. В наши дни многие старообрядцы (как, впрочем, и православные) уже мало знают об истории этого раскола. Принадлежность к старообрядцам они воспринимают скорее как семейную традицию, некую данность, не зависящую от их личного выбора. Могу посоветовать Вам ознакомиться с трудами церковных историков, посвященных старообрядческому расколу. Они помогут Вам лучше понять современные отношения православных и старообрядцев.

Спрашивает: Александр

Отвечает:

Уважаемый Александр!

Старообрядческая Церквь не имеет евхаристического общения с Русской Православной Церковью (т.е. невозможно взаимное регулярное причащение старообрядцев в православном и православных в старообрядческом храме).

Отношение Русской Православной Церкви к старообрядчеству формировалось на протяжении многих столетий от возникновения старообрядческого раскола до сегодняшнего дня и прошло несколько периодов. Первоначальный этап был связан с возникновением раскола и с той огромной опасностью, которую он представлял для единства русского православия и Российского государства. Ситуация в то время побуждала Российскую Церковь к очень решительным и жестким (вплоть до наложения проклятий на придерживающихся старых обрядов и не признающих законной иерархии после Патриарха Никона) постановлениям о старообрядцах, которые были вынесены на целом ряде соборов семнадцатого столетия. В синодальную эпоху часть старообрядцев попыталась усвоить себе священство, которое получалось бы не путем переманивания клириков господствующей церкви, как это было до того, а через рукоположение от архиерея. История с начинателем старообрядческой иерархии заштатным греческим архиепископом Амвросием широко известна и описана во многих исторических и канонических пособиях. Следует указать, что действительность старообрядческой иерархии никогда не признавалась нашей церковью. Здесь следует отнестись к суждениям таких великих святых, как святитель Димитрий Ростовский, прямо писавший книги по обличению раскола, святитель Филарет Московский, неустанно противодействовавший расколу в пределах Московской епархии и в целом в Православной Церкви, святитель Феофан Затворник и других. Параллельно с обличением раскола как такового смягчалось отношение Российской Церкви к придерживающимся старых обрядов. Была введена практика так называемого единоверия. Для тех старообрядцев, которые безусловно желали служить по дониконовским книгам, но согласны были признать благодатной иерархию господствующей Церкви и войти с ней в общение разрешалась такая форма бытия внутри церкви. Единоверческое движение получило определенное распространение в особенности в девятнадцатом столетии. После исторических катаклизмов начала двадцатого века у старообрядцев возникла еще одна ветвь старообрядцев-поповцев, идущая от бывшего обновленческого епископа Николы (по их произношению) или Николая Гостева, перешедшего к старообрядцам и давшего иную ветвь, которая называется старообрядцами новозыбковской иерархии. Сейчас у старообрядцев есть две иерархии - новозыбковская и так называемая белокриницкая иерархия. Недавно предстоятель новозыбковской старообрядческой ветви усвоил себе титул патриарха, видимо упреждая подобное стремление у преобладающих количественно белокриницких старообрядцев. В 1971 году на Поместном Соборе нашей церкви как знак расположения к старообрядцам в условиях, когда все верующие люди находились в стеснении в атеистическом государстве, было принято решение о снятии клятв, на придерживающихся старых обрядов. Впрочем, это решение не следует воспринимать, как какое-то извинение со стороны Церкви, отмену ее собственной позиции по данному вопросу или тем более признание старообрядческой иерархии как имеющей подлинное достоинство. Таков официальный взгляд Церкви на старообрядчество.


Ответ на этот вопрос прочитали 2623 посетителей

Моему мужу 34 года. В младенческом возрасте бабушка втайне от родителей крестила его, так как ребенок часто болел. Крестила в том селе, откуда сама родом. Говорят, там издавна жили староверы. И она сама, и ее муж, и мой муж носят старообрядческие кресты. Бабушка соблюдает посты, празднует те же христианские праздники, что и мы, крещенные в православной церкви. Мы с мужем ходим в православную церковь на исповедь и причастие, он - крестный у моего племянника. Я, подавая записки о здравии, всегда писала его имя. И вот недавно узнала, что люди, крещенные в старой вере, не могут всего этого делать. У них - своя церковь, свои обряды. А в православной церкви за староверов не принимают заздравные сорокоусты и т. д. Как быть в такой ситуации, как ее разрешить? Считается ли грехом то, что мы ходим в православную церковь, что муж крестил ребенка в православном храме, а я указывала его имя в записке о здравии? Может ли муж посещать православную церковь? Если это грех, то, что нужно сделать, чтобы его искупить? Нужно ли заново креститься? Как это нужно правильно сделать?

Понятия «старообрядческий крест» - нет. Есть кресты, которые наиболее характерны для старообрядческой традиции: восьмиконечный крест и восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Они повторяют форму крестов, появившихся в Русской Православной Церкви во второй половине XVII века, и канонических нарушений в их форме нет. Их можно носить как обыкновенные нательные кресты. Важно, к какой старообрядческой общине принадлежит та церковь, где крестили Вашего мужа, так как не все общины состоят в контакте с современной православной церковью. Старообрядцы, которые отрицают благодатность православной церкви, пребывают в расколе. Но есть общины, которые придерживаются старых обрядов и при этом признают православное догматическое учение и православную иерархию. Они именуются единоверцами. В православии не признается крещение старообрядческих начетчиков, если нет свидетельств правильного совершения обряда. Существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму таинства, поэтому их адепты присоединяются к православию первым чином, через крещение. Вторым чином, через миропомазание, присоединяют старообрядцев-беспоповцев. Третий чин присоединения к православию - через покаяние - совершается над белокриницкими старообрядцами. (С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей.).
В соответствии с правилами православной церкви воссоединение человека с церковью производится по благословению епархиального архиерея. Для получения благословения на присоединение человека к православной церкви ему необходимо подать в епархиальное управление прошение на имя правящего архиерея, поддержанное настоятелем того храма, где желающий имел собеседование по данному вопросу и после получения благословения совершить чин воссоединения. Вашему мужу нужно рассказать священнику о сложившейся ситуации и принести покаяние.

Много лет назад одна из моих знакомых занималась черной магией. Это было тогда «модно», она начиталась всяких книг по этим вопросам, тем более что была тогда некрещеной, неверующей, и, конечно, представления не имела о том, что такие «занятия» могут быть опасными, прежде всего, для нее самой. Со временем с ней стали происходить очень неприятные вещи: она постоянно болела, начались серьезные проблемы с ребенком, у мужа не заладился бизнес. Тогда она решила креститься. Но и после крещения ее неприятности никуда не ушли, а пришли новые. Что необходимо сделать этой женщине, чтобы «смыть» с себя такой ужасный грех, как черная магия? Какие для это существуют наказания во искупление греха и как это правильно сделать?

К сожалению, незнание не освобождает от ответственности. Видимо, Ваша знакомая приняла крещение неосознанно, как очередной магический обряд, призванный «защитить» и «улучшить», поэтому проблемы ее только усугубились. Ей нужно пересмотреть свою духовную жизнь, понять, зачем именно она приняла крещение. Если она осознаёт, что совершала грех, занимаясь магией, нужно покаяться на исповеди и пройти чин отречения от занятий оккультизмом (его проводит священник после исповеди и беседы). После этого нужно попросить у батюшки благословения и наставления в духовной жизни. Ей предстоит духовная борьба, так как даже при искреннем покаянии и желании исправить жизнь человек не сразу освобождается от власти нечистой силы.

17.08.2011 22:01:

Здравствуйте, Антонина!
Старообрядчество на Руси возникло в XVII веке как протест на церковные реформы, предпринятые Московским патриархом Никоном. Эти реформы касались церковно-славянского правописания, изменения некоторых церковно-славянских слов и корректировки незначительных моментов в богослужении. Также было заменено «двуперстие» «троеперстием», т. к. к тому времени во всем православном мире осеняли себя Крестный знамением, складывая вместе три пальца правой руки, что символизировало веру в Святую Троицу. Официальная Православная Церковь, в лице Патриарха Никона, по требованию царя Алексея Михайловича отлучила протестующих от Церкви и, назвав их «раскольниками», предала анафеме. Но большинство русских людей именовали ревнителей старой веры «староверами» или «старообрядцами». Скрываясь от гонений, старообрядцы начали селиться в Сибири, Прибалтике, переезжали на территорию Румынии и Речи Посполиты. Со временем у старообрядцев не осталось канонического духовенства и их начали называть «беспоповцы» или же «беглопоповцы», т. к. они принимали священников запрещенных или отлученных от канонической Церкви. Только в 70-тых годах XX века, решением Священного Синода РПЦ и по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, со староверов были сняты прежние прещения и «анафемы». Таким образом, старообрядцем, в случае опасности смерти, разрешалось исповедовать и причащать. Их Крещение стало признаваться как «крещение от мирянина» и при переходе в каноническое православие дополнялось Таинством Миропомазания. Вам правильно ответили, чтобы исповедоваться и причащаться в православном храме Вам нужно свое Крещение дополнить Миропомазанием. Вы можете смело молиться за своих родных и близких, как за живых, так и за мертвых: подавать записки, ставить свечи, заказывать панихиды. «Изменой веры» Ваше воцерковление в канонической церкви являться не будет, т. к. Вы ведь не отказываетесь от Христа, Божьей Матери и святых, не отвергаете Священное Писание и Церковное Предание.
Относительно второго вопроса, то мне не совсем понятно, почему в семье родственников Вашего мужа праздники отмечаются по новому григорианскому стилю. На территории Черновицкой области располагается Черновицкая епархия УПЦ и во всех храмах придерживаются юлианского календаря. По нему совершаются богослужения, соблюдаются посты, отмечаются церковные праздники. Возможно в семье Вашего мужа отмечают праздники по новому стиль из-за солидарности с румынской диаспорой, которая, по традиции румынской Православной Церкви, придерживается григорианского церковного календаря. Я думаю, что для сохранения семейного мира необходимо находить компромисс, т. е. в кругу родственников, на бытовом уровне, можно праздники отмечать дважды, и по новому и по старому стилю.

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика - в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки - в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину - женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки - простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами - троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины - сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви - поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства - Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение - ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных - это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви - вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви - это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.