"образ бабы яги в русской литературе". Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
«Вот не будешь слушаться, прилетит Баба-Яга, утащит тебя в лес и съест!» Помните, как в детстве нас пугали родители? И мы жутко боялись, переставали капризничать, баловаться, стараясь выполнить всё, о чем попросили нас мама и папа.
В нашем детском понимании образ Бабы-Яги в сказках представляется горбатой старухой с длинным крючковатым носом и косматыми волосами. Это было существо зловещее, страшное и демоническое. Одним словом, порождение сил зла.
Кто же такая Баба-Яга на самом деле? Что это за загадочный и не до конца понятный персонаж, фигурирующий в славянском фольклоре? Почему Бабой-Ягой пугают маленьких детей? Что скрывается за образом Бабы-Яги в сказках? Попробуем разобраться.
Баба-Яга – популярный персонаж славянских сказок
Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Яга – хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ «иного царства». Она всегда в действии – летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. Она не слаба и не немощна, как это может показаться. Наоборот, она – энергичная, сильная, волевая старушка. Имеет хороший аппетит («кушает за десятерых»). Часто это отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Владеет волшебными предметами. Наделена магической силой. Образ Бабы-Яги в сказках – это зачастую ведьма, колдунья.
Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана
Сказка Баба-Яга – одна из самых известных волшебных сказок о добре и зле. Как все волшебные сказки, она имеет динамичный сюжет и счастливую концовку. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Сказка Баба-Яга читать
Почему Бабу-Ягу называют Бабой-Ягой
Есть несколько версий, которые объясняют имя Бабы-Яги.
- В некоторых областях России существует диалект «ягать» – браниться. Может отсюда и имя крикливой ведьмы.
- Слово «ягая» происходит от старославянского «злая». Тоже вполне понятное объяснение.
- Есть еще одна версия: древнерусское «язя» означает «хворь, болезнь». Бабе-Яге приписывают магические способности, поэтому можно слово толковать как «знахарка, целительница».
Если крикливую и скандальную женщину хотят сравнить со сказочным персонажем, слово употребляют как имя нарицательное – баба-яга.
Решила мачеха падчерицу со свету сжить. Отправила ее к сестре своей – Бабе-Яге на съедение. Девочка была рассудительной, сначала к родной тетке зашла. Та ее научила, как себя вести у ведьмы: быть приветливой со всеми и гостинцами запастись. Взяла девочка подарочки: ленточку для березки, платочек для работницы, для ворот маслица, хлебушка – собачке, ветчинки – коту. Баба-Яга девушку встретила, за работу посадила, а работнице велела печь топить. Приветливость сиротки растрогала слуг ведьмы, от которой они доброго слова никогда не слыхали, не то что подарков. Помогли они девочке убежать от Бабы-Яги. Домой девочка прибежала. Все отцу рассказала. Выгнал он жену, и зажили они с дочкой счастливо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Баба-Яга
В сказке Баба-Яга силы добра противопоставляются силам зла. Главная героиня сказки – девочка-сирота. Она борется со злом доступными ей способами. Девочка не наделена физической силой, но наделена качествами, которые помогают ей найти выход из сложной ситуации. Детям можно поставить в пример героиню и ее качества, которые помогают преодолевать трудности: доброту, предусмотрительность, смелость. Почувствовав опасность, девочка пошла за советом к близкому человеку – родной тете. У Бабы-Яги она одаривает подарками слуг ведьмы и просит их о помощи. Они откликаются на ее доброту. Не растерялась героиня, когда Баба-Яга пустилась за ней в погоню, действовала смело и решительно. Чему учит сказка Баба-Яга? Современных детей сказка учит поведению в непредвиденных ситуациях.
Разработка урока
литературного чтения в 3 классе
« Тема: Изучение волшебных сказок
Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Оленева Татьяна Анатольевна
Открытый урок по литературе
Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.
Ход урока.
Формулировка темы.
1.Анаграмма на интерактивной доске.
Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.
(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)
Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).
Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).
Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).
Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).
2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?
Дети : Баба Яга.
Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?
Дети : Будем изучать эту сказку.
Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.
2. Актуализация знаний.
Видеоролик (фрагмент из м/ ф
Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?
Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.
Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?
Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.
Учитель : Что интересного узнали?
3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.
Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
Дети : Соотнести надписи и наши рисунки
Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.
.
(Один ученик передвигает иллюстрации) . .
Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.
Работа в парах с раздаточным материалом .
Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски
(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .
Что произошло с Девочкой? (несчастье).
Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?
Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)
Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)
Финал сказки? –награда (возвращение домой).
Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?
Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?
Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.
Работа над характеристикой героев.
Учитель : - Кто является главной героиней?
Опишите ее портрет?
Какой характер у девочки?
Как определили?
Прочитайте, какие поступки совершала девочка.
Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?
Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.
Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).
Моделирование. Работа в мини- группах
Представим взаимоотношения героев в виде схемы:
Волшебные помощники
Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?
Дети : боится
Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?
Дети : Хочет съесть девочку.
Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7
Дети: оказывают помощь.
Ученик – консультант : Почему?
Дети: Она добра
Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?
Как они ей за это платят?
Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?
Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.
Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия
Работа с оценочным листом .
" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями." |
|
" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь." |
|
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.
История создания
Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, увлеченно собирал народные напевы, вслушивался в пастушьи наигрыши и голоса природы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе. Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных сборников - «Народных сказок» Афанасьева и «Сказаний русского народа» Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, наиболее ярко выявленный в сказке из афанасьевского сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нем своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо... русский Калибан», сочетающий в себе черты «уродливого, таинственного, зловещего и жалкого», - это свидетельство современницы композитора приводится в наиболее авторитетном исследовании о творчестве Лядова. От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Другие сочинения надолго отодвинули сказочный сюжет. К тому же, как всегда, у композитора процесс создания произведения проходил медленно. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года. Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфель- да и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».
«Баба-Яга» - первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту. И хотя в сказке «Василиса Прекрасная», из которой в эпиграф «Бабы- Яги» отобраны два фрагмента, этот зловещий персонаж достаточно много действует, композитора привлек только один момент - сказочного полета: «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»
Музыка
Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.
И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.