Предпосылки возникновения сознания. Возникновение и развитие сознания

С позиций материализма на вопрос: условий развития сознания , впервые ответил К. Маркс. Его работы предопределили тот факт, что сознание стало изучаться не только как «вещь в себе», принадлежащая исключительно данному индивиду, а как продукт развития человеческого общества. Именно эту идею Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев положили в основу объяснения причин возникновения и развития сознания. В самом общем виде их позицию можно выразить словами А. Н. Леонтьева: «...индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствова-ний, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно».

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд был востребован человечеством во имя выживания. Труд всегда имеет общественную значимость, так как чем бы человек ни занимался, он всегда оказывается включенным в систему отношений с другими людьми. Ведь возможность трудиться обеспечивается усвоением опыта предыдущих поколений и передается будущим поколениям. В свою очередь, труд обеспечил возможность:
- приспособления к условиям жизни через активное воздействие на окружающую среду орудиями труда;
- преобразующего мышления и общения с себе подобными с помощью речи (что повысило уровень взаимоотношений в процессе совместного труда);
- формирования общих правил человеческого общежития в виде нравственных ценностей.

Все это возвысило человека над всем остальным животным миром и привело к формированию сознания. В подтверждение парадигмы труда в проблеме происхождения сознания приводится ряд фактов. Во-первых, факт перехода от «четвероногости» к «двуногости» и освобождения передних конечностей для приобретения навыков труда, для развития органов чувств (особенно зрения). Во-вторых, совершенствование структуры и функций нервной системы (увеличение веса и объема мозга по сравнению с высшими животными, увеличение площади поверхности коры больших полушарий и др.). В-третьих, изменения «управленческой» структуры коры больших полушарий: наибольшее развитие получили те участки коры, которые связаны именно с трудовой деятельностью человека (например,увеличились передне-лобные и теменные участки коры, ответственные за осознанное поведение).

Эти факты не могут убедить противников материалистической концепции, но они органически вписываются в материалистический взгляд на происхождение и развитие сознания. Одни из оппонентов склонны к биологической трактовке сущности сознания. Например, ряд познавательных функций психики они объясняют исключительно спецификой взаимодействия нейронных сетей. Это движение сторонников сведения психологического к биологическому получило название редукционизма. Но и эта концепция не без «темных дыр». Любовь, дружбу, преданность идеям, готовность к самопожертвованию и многое другое вряд ли удастся в обозримом будущем понять через взгляды редукционистов. Сознание не равно ни биологическому, ни даже социальному. Это так называемая последняя тайна природы. Именно этот факт дает возможность утверждаться в своей позиции идеалистам, утверждающим божественность сознания.

Особую роль в становлении материалистических взглядов на развитие сознания сыграли работы Л. С. Выготского (1896-1934) и его культурно-историческая концепция развития психики человека. В центре концепции лежит утверждение о том, что орудия труда обеспечили возможность человеку (будущему, очевидно, человеку) эффективно использовать свои высшие психические функции (произвольные внимание и память, логическое мышление, воображение и др.). Человек осуществлял это через знаковые средства (например, речь), имеющие культурно-историческое происхождение. Свои взгляды автор концепции сконцентрировал вокруг трех ключевых моментов.

Первый: взаимодействие человека со средой (первоначальная форма - пассивно-приспособленческая, затем - активно-преобразовательная) привело к появлению орудий труда и самого труда как фактора взаимодействия между людьми.

Второй: в процессе труда появлялись и развивались высшие психические функции. Это развитие шло преимущественно через использование психологических орудий труда - знаков. В качестве знаков выступали вначале предметные (отметины на камнях и деревьях, цветовая раскраска предметов обихода или природных предметов и др.), затем - речевые средства.

Третий: «знаки - речь» вначале были преимущественно ориентированы на других людей (слова-приказы: «подними», «отдай», «принеси» и т.п.), т. е. носили интерпсихологический (межличностный) характер. Но со временем человек стал относить эти знаки (слова-приказы) к себе, к своему поведению, придав им интрапсихологический характер. Примерами современных знаков могут служить записи в электронном еженедельнике делового человека, знаменитые «узелки на память» и др. Глядя на эти знаки, индивид начинает действовать сам. Знаки как бы играют роль пусковых механизмов для активации высших психических функций индивида (в приведенных примерах - для произвольной памяти, мыслительной деятельности). Этот процесс перехода внешних атрибутов реального мира во внутренние мыслительные процессы и образы автор назвал иитериоризацией. По выражению Ж. Пиаже, это переход психики от сенсомоторного акта к мысли.

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.

Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их последователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышедшей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный человек это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “работа”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т. д.

Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от человекообразной обезьяны, так как между ним и ею есть много сходных анатомических и физиологических признаков.

Предком человека, как полагают, является ископаемое существо - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе признаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.

Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на земле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а похолодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строительства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, которые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементарное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека.

Рассматривая сущность различий между сознательным действием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.” 1

Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении сознания человека, А. Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остается практической, внешней.” 2

Под влиянием орудийных действий, направленных на преобразование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает играть практическое, наглядно-действенное мышление и воображение. Наглядно-действенное мышление дает возможность первобытному человеку образно отражать связи и отношения между предметами и явлениями, вовлеченными в практическую деятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, которые будут изготовлены в процессе труда.

Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникновение языка и речи у первобытного человека является закономерным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсивному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.

На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от друга. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать звуковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое нерасчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название примитивного языкового сознания.

“Слово и его звуковое строение, писал Л. С. Выготский, - воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому примитивному языковому сознанию”. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.

Даже у взрослых людей, отмечал Л. С. Выготский, не имеющих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.

На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры.

Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятельством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие умственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало формироваться самосознание как способность осознавать самого себя и произвольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоретическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем стали применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное символическое значение, такие как знаки письма, математические символы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посредством письменной речи всем последующим поколениям. Все это оказало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, искусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-символическому сознанию, ведущим в структуре которого становится теоретическое мышление.

Таким образом, возникновение сознания у человека было подготовлено филогенетическим развитием животного мира, а его развитие обусловлено общественно-историческими условиями существования, которые определяли характер деятельности и психологические особенности сознания. Под влиянием предметно-практической деятельности формировалось элементарное предметное сознание, речевая деятельность и применение знаков привели вначале к появлению примитивного языкового сознания, а затем способствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

  • 1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
  • 2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектуальным Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311. действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
  • 3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
  • 4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.
  • 5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
  • 6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.
  • 7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М.: Владос, 1999
Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности , если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует , В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло , вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание , причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Предпосылки возникновения сознания

С развитием науки, особенно истории и биологии, постепенно формировались взгляды о происхождении человека и его сознания.

Главной предпосылкой возникновения человеческого сознания было затруднение условий существования человекообразных существ - антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система стала гораздо сложнее по строению и функциям. В зоне больших полушарий головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, которые осуществляли высшие приспособительные функции.

Достаточно заметно развились они у человека под влиянием труда. Об этом свидетельствует то, что у обезьяны лобные доли составляют 0,4 процента объема больших полушарий, в орангутанга и шимпанзе - 3, 4 процента, а у человека - 10 процентов.

На биологическом этапе развития психики возникли предпосылки для появления высших, сугубо человеческих, форм психики - сознания. Знание биологического этапа развития психики как предыстории человеческого сознания дает возможность научно объяснить ее возникновение.

На протяжении всего развития в различных видах деятельности человека постепенно формировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивной психической деятельности животных.

Работа, общественный образ жизни - это главные факторы исторического развития человеческого сознания как высшей формы психики, выявляет отношение человека к своей среде, способность изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям.

Эти особенности в психике животных отсутствуют. Они не выделяют себя из окружающей среды, пассивно приспосабливаются к его изменениям.

Знание условий возникновения и развития сознания человека масс большое значение для ее формирования.

Историческое развитие человеческого сознания

Сознание человека не сразу стала такой, какой она есть сейчас, а одолела долгий путь своего общественно-исторического развития.

Первые люди, выделились из животного мира, мало еще отличались от своих предков-животных, их сознание было ограниченным. Она представляла собой осознание человеком его ближайшего среды и своего ограниченного связи с другими людьми. Человек чувствовал себя беспомощным перед природой.

Сознание первобытного человека была еще в значительной степени стадный характер.

Уровень сознания предопределял низкий уровень развития производственной деятельности людей и их общественных отношений. Каким был образ жизни человека, такой была и его сознание.

С развитием способов добывания людьми средств к существованию, способов производства материальных достижений развивалась и их сознание. Стремясь удовлетворить свои потребности, которые возникали в результате изменений условий жизни, люди изобрели огонь, постепенно перешли от употребления каменных орудий труда, которыми они пользовались сотни тысяч лет, до бронзовых и железных орудий.

Рядом с охотой, рыболовством, скотоводством возникло земледелие, а дальше ремесленничество; от ремесленничества люди перешли к машинному производству и т. д.

А изменение орудий труда обусловила осложнения человеческих взаимоотношений, развивались сами люди, их потребности, жизненный опыт, их сознание, способности и другие психические свойства. Развитие психических свойств людей представлял собой и результат, и нужную предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.

Историческое развитие человеческого сознания был и возможно из-за того, что каждое предыдущее поколение не только физически порождает следующее поколение, но и передает ему свои производственные и культурные достояния.

Каждое новое поколение начинает свою жизнедеятельность по усвоению результатов деятельности предыдущих поколений, развивает ее дальше и передает свои достижения потомкам. Для осуществления связи человеческих поколений большое значение имеет:

а) передачи самих орудий труда, созданной людьми техники и созданных с ее помощью материальных ценностей;

б) передача средствами языка человеческого опыта (в процессе обучения и воспитания), результатов познавательной деятельности, достижений науки и т. п.

Благодаря этому становится возможным исторический прогресс человечества и развития человеческого сознания.

На протяжении всей истории человечество своим трудом создавало новые условия своего существования. В то же время люди и сами менялись. Обстоятельства в такой же степени творили людей, как люди создавали эти обстоятельства. Чем больше люди узнавали окружающий мир и совершенствовали орудия своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами.

Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий объективную действительность, в расширении мировоззрения людей. Вместе с обогащением содержания сознания постепенно развились и ее формы, приобретя того разнообразия и тех специфических особенностей, характерных для современных людей.

В течение истории развились непосредственные чувственные формы отражения человеком мира. Становится более совершенным человеческое зрение, особенно его способность тонко различать пространственные свойства объектов, схватывать различные их признаки, отмечать красоту их форм и пропорций, отличает зрение человека от зрения животного.

Орел, летая над облаками, видит свою добычу в траве. Человек не способен замечать такие отдаленные в пространстве объекты, но она видит то, чего не видит орел, она усовершенствовала свое зрение через технику и искусство. Преимущества и зрения оказываются в вдумчивом восприятии пропорций предметов, произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Слух человека также приобрел необычайную утонченности, которая является результатом речевого общения с другими людьми, возникновения и развития песенного, музыкального творчества.

Благодаря труду и другим видам деятельности человеческая рука достигла такого совершенства, что смогла, будто волшебной силой, вызвать к жизни шедевры изобразительного искусства.

Качественных изменений претерпели и другие формы чувственного познания мира человеком.

Обогащение содержания психики человека - это и развитие новых, чисто человеческих видов и форм памяти, которые заключаются в опосредованном языке произвольном запоминании и воспроизведении данных предыдущего опыта. Необходимость преобразовывать действительность в процессе труда привела к развитию у человека способностей превращать ее в образы, представлять предметы, за выполнением которых она работает.

Развились формы человеческого мышления, неразрывно связаны с развитием речи, с ее богатым словарем и развитой грамматическим строем. Возникли предпосылки для умственной деятельности человека, давали ей возможность применять ее результаты в практической деятельности, подбирать наиболее целесообразные способы действия, планировать действия, предвидеть их не только ближайшие, но и дальние результаты.

В процессе труда и на ее почве у человека возникала новая цель и мотивы деятельности, формировались различные производственные, технические, познавательные, научные, эстетические и иные потребности и интересы. Развились новые виды деятельности людей, в том числе умственная, духовная и другая деятельность.

С развитием жизни людей обогатились и их эмоции, чувства.

Сформировались чисто человеческие чувства, обусловленные различными видами человеческой деятельности, формой их общественных отношений. Возникновение новых видов деятельности человека способствовало развитию найризноманитпиших его способностей. Во время работы эти способности не только оказывались, но и формировались. Известно, что все способности, отличающие человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессе труда.

Покоряя природу, человек выработал способность владеть собой, осознавать свои обязанности как члена общества и руководствоваться этим осознанием в своей деятельности. Познавая окружающую природу и других людей, она узнавала себя саму. Историческое развитие сознания человека был одновременно и развитием ее самосознания.

Сознание человека определяет его общественное бытие.

Поэтому правильно понять сущность сознания можно, только учитывая общественные условия жизни человека.

Сознание человека имеет общие черты, присущие ей на всех ступенях развития. В то же время она приобретает свои конкретно-исторических особенностей на каждом его степени в зависимости от общественных условий жизни людей, их производственных отношений.

Так, одни черты были присущи человеку первобытнообщинного типа общественности, когда человечество противостояло природе совместно, когда основные средства производства и его продукты были общественной собственностью.

Противоречивые общественные отношения людей определяют и противоречивый характер развития их сознания.

Историческое развитие человеческого сознания происходит последовательно, с изменением человеческих поколений. Благодаря этому становится возможным продолжение развития человеческого рода, его истории, которая состоит из многочисленных историй развития отдельных людей каждого нового поколения.

В то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания.

Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, наследственные предпосылки, которые являются исходными для индивидуального развития, и, во-вторых, изменение тех общественных условий, в которых происходит это развитие.

Человек рождается с наследственными, врожденными возможностями для своего дальнейшего развития. Эти возможности реализуются в определенных общественных условиях ее существования. Она живет и действует в обществе, в нем получает определенное воспитание и образование. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, усваивая материальные и духовные достижения, созданные предыдущими поколениями людей, она сама формируется как сознательная личность.