Задержка речи у детей 3 лет. Причины задержки речевого развития у детей и методы ее лечения. Причины задержки развития речи

Задержка речевого развития (ЗРР) - диагноз, который ставят ребёнку до 3 лет на основании обследований детские врачи:

  • невропатолог;
  • психоневролог;
  • логопед;
  • отоларинголог (ЛОР);
  • дефектолог;
  • психолог.

Нередко задержка речевого развития (ЗРР) в раннем детстве сопровождается задержкой психического развития (ЗПР). В этом случае в медицинской карточке малыша может появиться отметка ЗПРР - задержка психо-речевого развития.

Возможно, у вас сформировалась психическая картина ребенка с определенными физическими и эмоциональными особенностями, прежде чем он или она родилась. Когда вы встретите своего ребенка, как при рождении, так и после усыновления, вам, возможно, придется отрегулировать, как вы думаете, что он или она может выглядеть. Поскольку лицо ребенка является основным средством коммуникации, оно играет важную роль в склеивании и привязанности. Возможно, поэтому мы так часто скучаем по широким улыбкам наших детей после операций - мы связались с ребенком, как они были. Иногда матерям трудно связать со своими младенцами, если они имеют послеродовую депрессию. Если ваш ребенок проводит некоторое время в реанимации, склеивание может быть отложено или затруднено. Сотрудники больницы могут помочь вам ухаживать за ребенком и обращаться с ним, и он будет поощрять вас тратить время на просмотр, прикосновение и общение с ребенком. Ребенок с небезопасной привязанностью или расстройством привязанности не обладает навыками, необходимыми для создания значимых отношений на протяжении всей их жизни. Никогда не поздно обратиться за помощью, если вы чувствуете, что испытываете трудности со своим ребенком.

  • Ваш ребенок может выглядеть иначе, чем вы думали.
  • Связывание также может быть отложено, если мама исчерпана и больна после родов.
  • Связывание с ребенком по-прежнему важно!
  • Ваш ребенок узнает вас и ответит на ваш голос и прикоснется.
  • Формирование надежной связи с ребенком важно для будущих отношений.
  • Более ранние проблемы с прикреплением распознаются, тем легче их разрешать.
Возможные проблемы речи и языка.

Задержка речевого, психического или их совместного развития - проблема медико-педагогическая, и диагностировать её могут только специалисты соответствующей квалификации. Поэтому можно смело игнорировать попытки соседок, случайных знакомых и даже неравнодушных родственников записать вашего не особо разговорчивого малыша в аутсайдеры. Но знать, когда индивидуальные особенности в речевом поведении ребёнка должны действительно насторожить внимательных родителей, можно и даже нужно.

Регулярные оценки патологоанатом речевого языка в команде расщелины вашего ребенка помогут вам решить, нужны ли услуги речевой терапии или другие виды вмешательств. Патолог-речевой язык сможет оценить речевое производство и развитие языка вашего ребенка и сделать соответствующие рекомендации по терапии. Задержка может произойти из-за неспособности ребенка произвести определенные звуки из-за структуры рта. Компенсационные речевые модели могут развиваться и быть очень трудными для понимания взрослыми. Языковая задержка также может возникать из-за того, что дети могут плохо слышать или вообще слышать. Артикуляция также может быть затронута расщелиной пастью, если мягкое небо не может соприкасаться со стенками глотки. Это означает, что ребенок не может создать давление воздуха во рту, потому что воздух выходит из носа. Когда речь идет правильно, мягкое небо поднимается и движется к задней части горла, отделяя носовую полость от рта так, чтобы воздух и звук могли быть направлены из рта. Если вы подозреваете, что проблема или нет, уши и слух вашего ребенка необходимо регулярно проверять. Дети с расщепленным небом более восприимчивы к средству отита, чем дети без расщелины. Несколько ушных инфекций могут вызывать потерю слуха, задержки языка и проблемы речи. Общеизвестно, что в начале 9-24 месяцев у детей, родившихся с волчьим небом, была задержка как в начале речи, так и в развитии речевых звуков. После восстановления неба ваш ребенок может научиться более гармоничным звукам и произнести больше слов, но речь все равно может быть отложена. Оценка речи и языка будет определять, является ли речь ребенка, выразительный язык и восприимчивые языковые навыки на уровне возраста или ниже уровня возраста. Если ребенок демонстрирует навыки нижнего уровня в любой области, может потребоваться вмешательство. Кроме того, патологоанатом на речевом языке может дать полезные советы о том, как помочь ребенку получить язык во время повседневной деятельности. Патолог-речевой язык может также обучать родителей тому, как расширять, подражать и моделировать слова, фразы и предложения для своего ребенка. Расширение дополняет фразу ребенка, то есть ребенок говорит «молоко», а родитель говорит «вы хотите молоко?». Имитация повторяет то, что ребенок говорит, подчеркивая правильные и неправильные звуки, то есть ребенок говорит «баба», а родитель говорит «бутылка». При подражании речи и языку ребенка важно, чтобы ребенок не был вынужден повторять после вас. добавляя новую информацию к высказываниям ребенка, то есть ребенок говорит «автомобиль идет», а родитель или опекун может сказать: Правильно, машина идет! Дети с задержкой языка иногда показывают разочарование, плачу, кусая или бросая вспышки гнева. Как только они понимают, что использование языка - эффективный способ общения, эти поведения часто улучшаются. Также важно помнить, что некоторые дети, с или без расщелины, могут просто развить речь медленнее, чем другие.

  • Более половины детей, родившихся с волчьей пастью, потребуют речевой терапии.
  • Это, в свою очередь, влияет на взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми.
  • Поток воздуха течет через нос во время речи.
  • Когда воздух убегает, звуки будут искажены.
  • Перед восстановлением неба нет отделения между носовой полостью и рта.
  • Там также может быть меньше ткани на крыше рта, чтобы язык касался.
  • Обе эти проблемы могут затруднить ребенку научиться делать некоторые звуки.
Как родители платят за логопедию?

Признаки задержки речевого развития у ребёнка до трёх лёт

Признак 1: Аномалии на доречевом этапе

Отклонения на подготовительном этапе развития речи в возрасте от рождения до года могут проявляться по разному:

  • Отсутствует или присутствует в малых дозах гуление и лепет по возрасту;
  • Ребёнок не интонирует;
  • Издаваемые звуки однотипны, их мало.

Как правило, на плановых осмотрах ваш участковый педиатр спрашивает, как малыш осваивает мир звуков и, в частности, человеческой речи. Но если по каким-либо причинам эти вопросы с вами не обсуждают, а вы стали тревожиться из-за молчаливости крохи, который кроме плача в одной тональности ничего не произносит ни в месяц, ни в полгода, не стесняйтесь обсудить проблему с доктором.

Страхование может оплачивать речевую терапию для детей, рожденных расщелиной губой и небом, хотя они могут ограничить количество писем врача. Проконсультируйтесь со своим страховым провайдером, чтобы получить необходимую информацию. Ваш школьный округ также обязан оценивать и лечить вашего ребенка, если он или она имеет право на участие в школьной программе и достиг трехлетнего возраста. Обратитесь в отдел специального образования вашей школы, чтобы узнать об этих услугах. Программы, финансируемые государством, могут быть доступны. . Ответы на речь и звуки: Что искать.

Признак 2: Ребёнок после года не реагирует на обращённую к нему речь

Если малыш, выйдя из периода младенчества, не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые, есть все основания для консультации с педиатром, а затем и с узкими специалистами. Не путайте с детской застенчивостью и элементарным незнанием каких-то понятий. Но если кроха игнорирует любые обращения к себе, при этом не имея проблем со слухом, не откладывайте визит к доктору.

Диагностика речевой задержки

Новорожденный: испуганный громким шумом, поворачивает головы, чтобы смотреть в направлении звука, успокаивается звуком голоса и предпочитает голос мамы незнакомцу, различает многие звуки, используемые в речи. 8-12 мес: отвечает на имя, отвечает «нет», распознает фразы из игр, распознает слова из подпрограмм, распознает некоторые слова.

  • 1-2 мес.: Улыбается, когда говорят.
  • 3-7 мес.: Относится к различным интонациям.
Мероприятия по поощрению развития речи и языка.

Усильте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и подражая ребенку, используя разные шаблоны и акцент. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что вы будете делать, когда вы приедете, и кто и что вы увидите. Представьте звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Это собачка, собачки говорят, что уха». Улыбните своего ребенка и повторите то, что они сказали или сделали, чтобы показать, что вы заинтересованы, и понять, что они пытаются вам сказать. Спросите своего ребенка: «Что это?» Также поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге. Поиск способа эффективного общения поможет сохранить разочарование и дать им способ рассказать вам, что им нужно или чего хочет.

  • Например, поднимите высоту тона вашего голоса, чтобы указать вопрос.
  • Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
  • Научите своего ребенка подражать вашим действиям.
  • Говорите, говорите, говорите!
  • Говорите, когда вы купаетесь, кормите и одеваете своего ребенка.
  • Определите цвета, вещи вокруг дома, знакомые люди и т.д.
  • Подсчитайте все и все.
  • Используйте жесты, такие как махание до свидания, чтобы помочь передать смысл.
  • Признать попытки позитивного общения.
  • Поощряйте их и говорите: Да, правильно!
  • Догги говорит, уха!
  • Разверните слова, которые использует ваш ребенок: Вот мама.
  • Мама тебя любит.
  • Или Где ребенок?
  • Иногда чтение просто описывает картины в книге, не следуя написанным словам.
  • Научите язык жестов ребенка или маленького ребенка.
Развитие речи и языка.

В возрасте 1,5-2 года ребёнок уже должен уверенно выполнять на слух некоторые последовательности действий: принести игрушку из другой комнаты, положить книжку на полку и т. п.

Признак 3: Ребёнок в возрасте 1,5-2 лет не хочет повторять слова и фразы за взрослым



Эхолалия - естественный этап овладения речью на ранней стадии. Малыш, словно эхо, воспроизводит услышанное сочетание звуков, как бы пробуя, каково это - говорить, произносить новые слова. Это своего рода проверка фонематического слуха и готовности артикуляционного аппарата. Такая проверка в преддошкольном возрасте (до 3 лет) является нормой.

Признаки задержки речевого развития у ребёнка до трёх лёт

Речь: Производство артикулированных звуков и слогов. Артикуляция относится ко всем частям, которые перемещаются, чтобы сделать конкретный речевой звук. Язык: Есть два компонента языка, выразительные и восприимчивые. Выразительный язык относится к способности ребенка устно выражать свои потребности, желания, чувства и т.д. восприимчивый язык - это способность понимать язык.

Младенческая речь Производство: Что искать. Рождение-1 месяц: Рефлексивные вокализации, такие как плач, суетливость, кашель, чихание и отрыжка. 2-3 месяца: Ищите нерефлексивные вокализации, чтобы начать, например, ворковать и притворяться. 4-6 месяцев: Ищите ребенка, чтобы начать визжать, рычать, кричать и делать малину. 7-9 месяцев: Ищите ребенка, чтобы расширять болтовню баба, мама, дада, тата, кака и т.д.

  • Во время озвучивания у ребенка могут появиться гласные элементы.
  • Это нормально, когда вокализация ребенка меняется ежедневно или еженедельно.
  • Ребенок может только начать болтать.
  • Примеры: ба, ма, да.
Хотя дети обычно начинают говорить мама и дада, они пока не используются с истинным намерением.

Если малыш даже не пытается подражать вашей речи (пока мы не говорим о чистоте звуков), стоит насторожиться и следить за крохой внимательнее.

Признак 4: У ребёнка в 2 года нет самостоятельных слов

Конечно, многие родители с некоторой завистью слушают, как забавно, но уже вполне осмысленно болтают чужие детки, которым едва исполнился годик. Да, такое встречается, но всё же это скорее передовики. Нормально, если малыш произнесёт свои слова позже. Но если на именинном пироге уже задували пару свечей, а слова в активном лексиконе так и не появились, пора реагировать. До трёх лет не ждите грамматически правильного употребления слов и, тем более, развёрнутых полноценных предложений. Это этап становления фразовой речи, и малыш уже должен уметь словами звать родственников, просить помощи или комментировать увиденное. Т. е. лепетные слова, вроде «ляля» и «кака», считаются и дают основания подождать, как проявит себя накопленный пассивный словарный запас в ближайшие месяцы.

Вокруг их первого дня рождения образцы интонации младенцев могут начать казаться взрослыми. Их звуки могут напоминать реальные заявления, вопросы и восклицания, но обычно не содержат настоящих слов. Обычно развивающийся ребенок сначала приобретает отдельные слова в возрасте от 12 до 18 месяцев. Это нормально, когда лепетание и осмысленное речевое производство перекрываются в течение нескольких недель до нескольких месяцев в течение этого времени. Некоторые примеры слов и фраз, которые могут быть использованы на этом уровне возраста, - это «нет», «больше», «мое», «хотят», «это мое», «все прошло». В возрасте 18 месяцев ребенок могут распознавать фотографии членов семьи и объектов. Дети могут использовать высказывания от двух до трех слов в возрасте до 24 месяцев. Примеры фраз в этом возрасте могут включать те, у кого есть отрицание, такие как «не идти», «нет нужды».

  • Возникновение протонов.
  • Протоловщики - это «слова», последовательно используемые детьми.
  • У ребенка может быть от 3 до 20 слов на 18 месяцев.
  • Между 18 и 24 месяцами возрастают комбинации из двух слов.
  • В возрасте 24 месяцев ребенок понимает простые вопросы и команды.
Средняя длина этих предложений составляет приблизительно три-четыре слова.

Если ребёнку 2 года и более, а он выражает свои эмоции и желания только жестами и мимикой, нужна профессиональная консультация.

Признак 5: Фразовая речь не сформирована к трём годам

Простые фразы могут появляться уже в полтора года, но чаще всего их время наступает в период с 30 по 36 месяц жизни ребёнка. Т. е. как раз к окончанию преддошкольного возраста и вступлению в дошкольную фазу, во время которой словарный запас будет стремительно расти, речь приобретёт грамматическую правильность, станет богаче и фонетически чище. Важно: в три года ребёнок может употреблять простые фразы, состоящие из 2-5 слов, но это должны быть фразы собственного сочинительства, а не исключительно воспроизведение заученных реплик родителей или персонажей любимых мультфильмов. Ребёнок должен понимать речь и правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Если ребёнку уже три года, а он не употребляет в речи фразы, пора записываться на консультацию к специалисту. Вы можете начать с логопеда, который, по необходимости, направит вас к неврологу или иному врачу.

Признак 6: Ребёнок не заинтересован в том, чтобы его понимали



Внимательным родителям пора насторожиться и записаться на приём к специалисту, если:

  • Ребёнок говорит непонятно и не старается повторить лучше;
  • Он избегает речевого контакта со сверстниками и взрослыми;
  • Предпочитает самостоятельно решать свои проблемы, не обращаясь за помощью.

Вероятно, проблема кроется в вашем чрезмерном стремлении угодить малышу, предугадывая его желания ещё до того, как они оформятся в детском мозгу в отчётливый образ. Тогда педагогическими методами проблему можно решить самостоятельно. Но если перемены не наступают, не откладывайте решение задачи на туманное «потом». Чем старше малыш, тем сложнее поддаются коррекции некоторые формы ЗРР.

Если малыш старше двух лет упорно и активно говорит на своём «тарабарском языке», нисколько не принимая во внимание, что его не понимают, есть повод для тревоги.

Признак 7: После 3 лет речь ребёнка остаётся невнятной, малопонятной


Хотя мы выделили для рассмотрения возраст младенчества и преддошкольное детство, обратим внимание родителей на то, как важно правильно научить ребёнка говорить в три года. Часто, привыкнув угадывать в «звуковой каше» истинные слова, которые ребёнком подразумевались, но в силу несовершенства речевого аппарата не произносились, родители продолжают воспринимать малопонятный «детский» язык как данность. Но то, что было приемлемо до трёх лет, после уже становится тревожным звоночком.

Признак 8: У ребёнка имеются органические (биологические) основания для ЗРР

Осложнения здоровья в перинатальном периоде или младенчестве относятся скорее к причинам, нежели к признакам ЗРР или ЗПРР. Но мы сознательно упоминаем этот фактор в данном аспекте, чтобы обратить внимание родителей на состояния (в анамнезе или в активной фазе), требующие более внимательного отношения к становлению речи в раннем детстве:

  • Внутриутробная гипоксия и/или внутриутробные инфекции;
  • Травмы в родах (в том числе асфиксия);
  • Черепно-мозговая травма;
  • Гипотрофия;
  • Тугоухость;
  • Патологии ЦНС;
  • Патологии ротовой области (короткая уздечка, расщепление нёба, аденоидные разрастания);
  • Поствакцинальные осложнения.

Мамы и папы, будьте внимательны к своим детям, уделяйте им время, проявляйте искреннюю заинтересованность в их развитии и успешности, и тогда жизнь ребёнка будет ярче, его обучение - плодотворнее, а ваше родительство - счастливее! Ну а мы, НИИ «Эврика», всегда готовы поддержать вас грамотным советом, интересной развивающей методикой или добрым словом.

Ребенок познает окружающий мир с момента своего рождения. Если роды прошли без особенностей, и малыш развивается соответственно возрасту, то родители, чаще всего, не обращают внимания на некоторое отставание в речи.

Тревогу начинают бить уже ближе к 3 годам, а то и позже. После посещения невролога и логопеда диагноз ЗРР кажется приговором. Причины задержки речевого развития у детей могут быть разными. Главное вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу с дефектологом.

Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития. Родители должны понимать, что такое речевая задержка, и насторожиться, если малыш молчит в три года, у него наблюдается отсутствие фраз, связной речи, ограниченный словарь, нежелание называть предметы или игрушки, повышенная возбудимость или заторможенность. При наличии таких симптомов необходимо обратиться к специалистам, пройти медицинское обследование.

Обычно речевую задержку диагностируют у детей в возрасте 3 лет. Чаще всего она отмечается у мальчиков, но и девочки подвержены данному заболеванию. При этом в поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.

Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.


Как видите, особенности в лечении задержек в речевом развитии у детей зависят от правильной диагностики и внимательности родителей.

Нормы речевого развития

Прежде чем ребенок овладевает речью, он проходит несколько трудных этапов. Становление речи протекает индивидуально.

Отставание на 4-5 месяцев от сверстников не означает задержку, но в подобных случаях необходимо обращать на этот факт внимание.


Нормой считается, если:

  • К четырем месяцам малыш узнает маму, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
  • У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
  • В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
  • К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
  • В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
  • В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.
  • В 4 года допустимо неумение верно произносить некоторые звуки. Малыш отвечает на вопросы, составляет небольшой рассказ из простых предложений, знает собственное имя и имена родителей.
  • К 5 годам присутствует связная речь, употребляются предлоги, местоимения, глаголы. Ребенок должен изменять существительные по родам, числам, падежам, знать основные и оттеночные цвета, геометрические фигуры, названия животных, их детенышей, ориентироваться в пространстве.

Система определения развития речи весьма относительна. Дети овладевают этими процессами по-разному.

Необходимо учитывать некоторые особенности: обстановка, в которой воспитывается малыш, его характер, активность, наследственные факторы.

Однако примерная схема поможет определить наличие тех или иных отклонений и обратиться за помощью в случае несоответствия уровням развития. Непонятная невнятная речь у детей в трехлетнем возрасте, которую не в силах разобрать даже родители, требует внимания и контроля у дефектолога.

Причины задержки речевого развития

Специалисты затрудняются однозначно ответить, что именно является причиной речевой задержки. Выделяют физиологические и социальные факторы.

К физиологическим относят:

  • внутриутробные инфекции, травмы, кислородное голодание, перенесенные тяжелые заболевания, операционное вмешательство;
  • токсикоз беременности;
  • патологии органов артикуляции (неба, губ, языка);
  • нарушения слуха и зрения;
  • наследственная предрасположенность;
  • частые простудные заболевания;
  • органическое поражение мозга;
  • аутизм, детский церебральный паралич, задержка психического развития.

Данные нарушения влияют на общее состояние организма, ослабляют его, осложняя коррекцию речи. Преодолеть их не всегда представляется возможным. В таких случаях действовать нужно комплексно, лечить с привлечением одновременно нескольких специалистов.

Лечение задержки речевого развития будет более успешным при выяснении причины возникновения заболевания. Здоровье ребенка зависит от матери.

Во время беременности женщина может перенести ряд заболеваний, инфекций, оказывающих влияние на формирование органов плода, развитие головного мозга, нервной системы.


Курение, употребление алкоголя, прием антибактериальных препаратов сказываются на формировании организма.


К социальным факторам относят:

  • отсутствие внимания со стороны взрослых;
  • невнятная и слишком громкая речь родителей, ограничение общения, замещение его телевизором, компьютером;
  • отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира (когда родители исполняют любую прихоть ребенка), гиперопека;
  • воспитание в двуязычной семье;
  • чрезмерное давление со стороны взрослых, принуждение к занятиям, оказывающим отрицательное влияние на желание говорить;
  • педагогически запущенный ребенок.

В случае отсутствия физических отклонений вовремя начатое лечение дает хорошие результаты. Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается коррекции лучше, чем если она будет проводиться гораздо позже. Занятия могут проводиться в любом возрасте. И в 4 года, и в 5 лет они помогут ребенку начать общаться.


Но, если родители не обратились за помощью и малыш достиг семилетнего возраста, вероятность отставания от сверстников увеличивается. Школьная программа окажется непосильной для детей с задержкой речевого развития. В таких случаях предлагается посещение вспомогательной школы и обучение по специальной программе.

Признаки задержки речевого развития


Основными отклонениями от нормы считаются:

  • отсутствие активности в доречевом периоде, вялая реакция на появление родителей, гуление и лепет начинаются значительно позже 4 месяцев или вовсе не появляются;
  • слабая реакция на посторонние звуки в год;
  • нежелание жевать твердую пищу (ребенок давится, если еда не перетерта) в возрасте полутора лет;
  • эхолалия (неосознанный повтор звуков и слов за взрослыми);
  • отсутствие навыка показа по образцу в 1,5-2 года;
  • бедный словарный запас к 2 годам или отсутствие такового;
  • непонятная для окружающих речь к 3 годам;
  • отсутствие фразовой речи;
  • неумение составлять простые предложения к 3 годам;
  • замена речи жестикуляцией;
  • ускоренная или замедленная невнятная речь;
  • слюнотечение, открытый рот (в связи со слабостью артикуляционных органов и наличия парезов);
  • к 5 годам нет фразовой речи, присутствует жестикуляция, отстраненность.

Подобные симптомы проявляются с 2-х лет. Отсутствие динамики в развитии и присутствие хотя бы одного признака должны послужить причиной тревоги. Особенного внимания заслуживают пятилетние дети. Этот возраст считается старшим дошкольным. Не говорящий ребенок не сможет полноценно развиваться рядом с остальными детьми.

Диагностика речевой задержки


Присутствие вышеперечисленных отклонений должно насторожить родителей. Не стоит думать, что, если кто-то из взрослых в детстве молчал в 4, 5 лет, а потом резко заговорил, то же произойдет и с ребенком. Случаи были, но не нужно рисковать напрасно. Упущенное время для занятий и лечения задержки речевого развития может пагубно сказаться на будущем малыша.

Для подтверждения диагноза необходимо посетить ряд специалистов. Среди них обязательно должен присутствовать педиатр, невролог, лор, логопед, психолог. Они проводят подробное изучение истории болезни.

Медицинское обследование поможет обнаружить физиологические патологии, даст возможность оценить состояние мозговой активности, микропоражений, наличие тугоухости и других заболеваний, способствующих появлению задержки речевого развития у детей. На основании анамнестических данных и заключения лечащего врача логопед проводит собственный осмотр.


Специалист должен оценить состояние артикуляционного аппарата, моторики, ориентацию в пространстве, уровень коммуникации, наличие словаря. Исключаются психические расстройства (аутизм), нарушения интеллекта (олигофрения). Только после проведенного медико-педагогического обследование можно приступать к коррекции.

Логопед занимается постановкой отсутствующих звуков, развитием фонематического слуха, связной речи, учит пересказывать короткие рассказы, описывать картинки. Наиболее эффективными будут занятия с дефектологом.

При полном отсутствии речи нет смысла ставить звуки. Прежде всего, необходимо побудить малыша к общению. Научить оперировать звуками, словами, показать, что гораздо проще получить желаемое, если это проговорить, а не требовать, истерично топая ногами.

Коррекционно-развивающая работа


На основе выявленной причины возникновения отставания речи дефектолог строит свои занятия. В случаях педагогической запущенности или отрицательной социальной обстановки, в которой находятся дети с задержкой речевого развития, необходимо создать благоприятный фон, настроить малыша на работу, вызвать интерес к происходящему.

По возможности следует проговаривать с ним каждое действие, предмет, звук. Наиболее эффективным будет подбор демонстрационного материала, карточек с изображениями, звуковое сопровождение, обыгрывание сказок.

Основной упор делается на развитие познавательных процессов, внимания, памяти, игровой деятельности, вызывание речи. Ребенок не должен получать отрицательные эмоции от занятий. Так как дети познают окружающий мир через игру, то его следует учить не просто манипулировать игрушками, а устраивать сюжетно-ролевые игры. Малыш должен с удовольствием включаться в процесс.


При обнаружении нарушений работы мозга детский невролог назначает препараты, стимулирующие активность речевых зон. В комплексной терапии используется массаж, магнитотерапия, электрофорез. Психолог оценит состояние, поможет справиться с комплексами, ведь ребенок начинает осознавать, что не такой, как остальные.

Неумение общаться со сверстниками не дает ему в полной мере преодолеть психологический барьер, что сказывается на результатах работы. Такие дети играют обособленно. Попытки наладить контакт с другими приводят к полному отстранению.

И все же основной труд ложится на плечи родителей. Они больше времени проводят с ребенком. Проконсультировавшись с дефектологом, психологом и другими врачами, они должны понимать, что от их заинтересованности зависит будущее любимого чада.


Специалисты предлагают домашние задания, рекомендуют упражнения, направленные на устранение проблемы. Работая слаженно, уже через несколько занятий можно увидеть положительную динамику. Обычно уже к школе такие дети прекрасно разговаривают, а по развитию даже превосходят сверстников.


После постановки диагноза мамы и папы не должны впадать в панику. После консультации со специалистом, правильных занятий задержка речевого развития у ребенка может быть устранена в кратчайшие сроки.

Обращение к специалистам поможет избежать осложнений и добиться полного излечения.


Чтобы помочь ребенку настроиться позитивно, следует придерживаться простых правил:

  • нельзя все время одергивать малыша, делать акцент на дефекте;
  • побуждать к занятиям, но не заставлять;
  • проговаривать каждое действие по несколько раз, показывать, как правильно;
  • разрешать крохе участвовать в мытье посуды, уборке, давать больше самостоятельности;
  • не использовать сложные предложения, обороты;
  • читать и заучивать короткие стихи, потешки, поговорки, петь песенки;
  • желательно меньше проводить времени за просмотром телевизора, компьютера;
  • развивать силу выдоха специальными упражнениями;
  • каждый день выполнять артикуляционную гимнастику, стоя перед зеркалом;
  • играть в игры для развития мелкой моторики с помощью подручных средств: круп, фасоли, шишек, массажных мячиков;
  • хвалить ребенка, даже если у него не получается выполнять упражнения.

Профилактические меры


Появление малыша в семье означает еще и большую ответственность. Дети требуют постоянного внимания. Нужно быть готовым ко многим трудностям. Общение и близость с ребенком помогут избежать отставания в развитии и предупредить задержку.

Больше играйте с ним в подвижные игры, уделяйте внимание разным мелочам, объясняйте, почему стало темно или куда летит птичка. Предлагайте лепить из теста, пластилина, рисовать, раскрашивать, вместе рассматривать и читать детские книги. Уберите бесполезные мягкие игрушки. Приобретите конструктор, пазлы, кубики, головоломки.

Если же заболевание проявилось, не показывайте, что малыш не такой, как остальные. Чем раньше будут начаты занятия, тем быстрее ребенок заговорит. Не оттягивайте консультацию с врачами, логопедом. Своевременная комплексная помощь поможет преодолеть задержку речевого развития.