Уроки рисования для дошкольников. Традиционные техники рисования

Рисование с секретом в три пары рук

Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. “На что похожа твоя или моя клякса?”, “Кого или что она тебе напоминает?” – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт).В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, – не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: “Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?” Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: “А чем нарисованная машина отличается от этой?”

” Я рисую маму “

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников…Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: “Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?” И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку “Мои родные и близкие”, где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 – 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни – вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска – и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод пальцевой живописи

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если ) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Метод ниткографии

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: “Город в тумане”, “Мне приснились сны”, “Идет дождь”, “Ночной город”, “Цветы за занавеской” и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать , и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

1. Этапы в изобразительной деятельности детей. Значение доизобразительного периода в рисовании детей.

В дошкольный период в изобразительной деятельности выделяют 2 периода: доизобразительный период (период каракуль или черканий) и изобразительный период.

Доизобразительный период начинается с того времени, как только взрослые дают детям в руки изобразительный материал, и дети начинают им черкать по листу картона или бумаги. В это время рисунки детей отличаются непонятными завитушками, спиралями, прямыми линиями. Ребенок так крепко зажимает в кулачке ручку, карандаш, так сильно нажимает на него, что часто рвет тонкую бумагу.

Требования к изобразительным материалам. Опыт рисования детей до одного года. Роль взрослого в данный момент.

Значение первого этапа: ребенок получает первый опыт работы с изоматериалами, учится проводить линии в разных направлениях под контролем зрения. Данный этап заканчивается тогда, когда ребенок осознанно по просьбе взрослого начинает повторять (рисовать) какое – то «изображение». Этот период заканчивается примерно в 3 – 3, 5 года.

Начинается период, когда взрослый может проводить систематические занятия с детьми по рисованию.

Задачи, методы обучения предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста.

2. Задачи обучения:

Изобразительные задачи Технические задачи
1. 2 3. 4. 5. 6. 7. Учить изображать явления окружающей жизни (падают листья, идет дождь, следы животных). Учить проводить прямые линии в разных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленты, дорожки, коврики в полоску, травка). Продолжать учить изображать предметы округлой формы (воздушные шары, облака, лужи, яички). Учить сочетать прямые линии с округлыми (елка с шарами, солнышко). Учить изображать предметы 4-х угольной формы (флажок, кубики, лопатка). Учить сочетать округлые формы с 4-х угольными (вагончики, тележка). Учить располагать изображения в центре и крупно. 1. 2. 3. 4. 5. Продолжать учить детей правильно держать кисть и карандаш в правой (левой) руке 3-мя пальцами у железки, не слишком сжимая. Формировать умение изображать предметы и явления штрихом, мазком. Учить детей обмакивать кисть в краску полным ворсом, лишнюю снимать о край баночки, промывать водой. Учить вести кисть по ворсу4 палочка в наклонном положении по отношению к листу бумаги. Учить высушивать кисть о ткань.

3. Особенности передачи образов, выразительных средств в рисовании детей.

Ø Дети рисуют, опуская некоторые детали, которые по его мнению, не очень существенны. (например, голова без ушей, лицо без рта, носа и т.д.).

Ø Детские рисунки прозрачны.

Ø Цвет нереальный.

Ø Рисунок для ребенка является продолжением игры.

Ø «Временной» образ.

Ø Что не могут нарисовать, дети рассказывают.

Основные выразительные средства, которые дети могут передать, это форма и цвет, а также мазки и штрихи.

4. Последовательность обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста. (см. задачи).

5. Методы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.

В обучении предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста используются все приемы обучения (и наглядный, и словесный, и практический, и игровые), но есть специфика использования некоторых из них: чаще используются следующие методические приемы, которые в данном возрасте помогают освоить формообразующие движения детям:

  1. Сотворчество взрослого и ребенка.
  2. Метод пассивных движений (рука ребенка в руке взрослого).
  3. Метод опорных линий

Виды рисования в детском саду. Методика обучения изображению предметов в старшем дошкольном возраста.

1. Виды рисования: предметное, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование – это изображение отдельных предметов.

Сюжетное – это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием.

Декоративное рисование – это украшение различных форм элементами.

2. В старшей группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

изобразительные задачи технические задачи
o Учить правильной передаче формы предмета, его признаков, пропорции и строения. o Учить рисовать с натуры. o Учить передавать положение предмета в пространстве листа бумаги (котик спит, стоит, птица летит, дерево в ветреный день наклонено). o Учить передавать выразительный признаки предмета. o Закрепить знание известных цветов, познакомить с новыми – фиолетовый, оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый. o Развивать и совершенствовать чувство цвета. o Учить детей рисовать с натуры, по памяти. o Вырабатывать навыки работы с простым карандашом (нарисовать контуры предмета, а затем закрасить краской или цветным карандашом). o Учить рисовать акварелью. o Учить детей рисовать тонкие линии концом кисти, пятнышки – прикладыванием конца кисти к бумаге. o Учить детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). o При рисовании карандашом передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. o Учить детей в рисовании использовать разные приемы штриховки. o Познакомить разными изобразительными материалами для рисования (уголь, цветные мелки, сангиной) o Познакомить с новыми нетрадиционными приемами рисования. o Учить самостоятельно закрашивать фон для будущего рисунка или аппликации, используя нетрадиционные приемы рисования.

В подготовительной к школе группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

изобразительные задачи технические задачи
o Учить видеть красоту созданного образа в передаче формы, плавности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка. o Подводить детей к обозначению цветов – желто-зеленый, серо-голубой или уподобленным природным - малиновый, персиковый и др. o Учить передавать оттенки одного и того же цвета (зеленый – светло зеленый – темно зеленый). o Познакомить с последовательностью расположения цветов спектра. o Обратить внимание на изменчивость цвета предметов – в зависимости от созревания (несозревшие – зеленые, созревшие – красные, желтые и др.) o Учить замечать изменения цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный). o Развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений. o Учить создавать характерный образ предмета (Мальвина, Снегурочка, Петрушка). o Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (пастель – сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и другие). o Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. o Учить плавным движениям поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально). o Учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм и одними пальцами – при рисовании форм небольших размеров и мелких деталей, коротких линий, штрихов. o Учить регулировать силу нажима на карандаш (темные места в рисунке – нажать сильно на карандаш, светлые места – слабее).

3. Методы обучения : в обучении предметному рисованию используются все методические приемы традиционной системы методов обучения.

Специфика использования методических приемов:

  • Метод неоднократного наблюдения предметов.
  • Прием обследования предметов служит основой осмысленного восприятия показанного педагогов способа выполнения.
  • Реже используется полный показ способа изображения (только в тех случаях, когда дети не знакомы с данным способом рисования). Чаще используются схемы для напоминания.
  • Образец выполненного воспитателем рисунка использовать реже, а то и вовсе не использовать, т.к. образ предмета, складывающийся у детей формируется через наблюдения, обследование, художественную литературу и т.п. Иначе дети начинают воспринимать мир через очки, взятые напрокат у взрослого (Неменский Б.М.).
  • Игровые приемы обучения.
  • Объяснение воспитателя уже может не сопровождаться показом (полным показом).
  • Художественное слово должно содержать описание изображаемого предмета.

Сюжетное рисование: значение, задачи обучения, содержание детских работ (тематика).

1. Понятие сюжетного рисования.

Сюжетное рисование – рисование нескольких предметов, объединенных единым содержанием.

Ø Художественных произведений;

Ø Знаний об общественных событиях;

Ø Наблюдений за трудом взрослых,

Ø Наблюдений в природе.

В средней группе содержанием рисунков могут быть 2 предмета (дом и дерево, дом и скамейка, заяц и колобок), один из которых знакомый детям, другой – новый. В средней группе сюжетное рисование зависит от предметного рисования.

В старшей группе темы могут быть разнообразные и зависят от знаний детей об окружающей жизни.

Если дети рисуют по художественным произведениям, в содержании рисунка должен быть основной (главный) предмет (элемент), чтобы рисунок был узнаваем.

В средней группе проводится 1 занятие в 2 месяца, 5-6 в год.

В старшей, подготовительной – 2 занятия в месяц, 18 занятий в год.

3. Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию.

  1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям.
  2. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
  3. Приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа).
  4. Учить изображать в рисунке главное.
  5. Учить передавать в рисунке отношения по величине.
  6. Учить передавать движения предмета.
  7. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка.
  8. Развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
  9. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа.

4. Передача средств выразительности детьми в рисовании.

Сюжетное рисование вводится со средней группы. В средней группе дети должны передавать:

Ø Композицию рисунка (располагать предметы по всему листу, на одной линии).

Ø Цвет предметов реальный.

Ø Относительную величину между предметами.

В старшей группе:

Ø Цветом передавать свое отношение к рисунку.

Ø Относительную величину (дальние предметы рисовать меньше, предметы ближнего плана крупно).

Ø Композиция (новое – в 2 плана, если необходимо нарисовать птиц в небе, то часть неба шире, если предметы на земле, то часть земли шире; дети передают многоплановость).

Если ваш малыш часто расстраивается, что не умеет рисовать, или рисунок получается не таким, как он ожидал, предложите крохе не рисовать по образцу, а воспользоваться альтернативными техниками рисования, которые увлекут его и станут отличными мотиваторами для творчества!

Предлагаем вам 20 вариантов нетрадиционных техник рисования для ребенка, которые раскроют его индивидуальность!

ПАСПАРТУ

В этой технике рисования для детей, небрежные «мяляки» ребенка вставляются в лист с вырезанной формой животного, дерева, цветка и т.п. Вам нужно вырезать шаблон, например, в виде ромашки и наложить сверху на мазню малыша. Таким образом непримечательный рисунок станет частью особой идеи.

ФРОТТАЖ

Лист бумаги нужно положить на плоский рельефный предмет и заштриховать цветным карандашом его поверхность. У вас получится красивая картинка-оттиск, с силуэтом предмета-подложки! Дети, которые пытались рисовать на столе с рельефного дерева, наверняка знают, что иногда эта техника «подключается» в рисунок совершенно случайно.

ВОЗДУШНЫЕ КРАСКИ

Для приготовления такой краски смешайте в небольшой посуде:

  • 250 г. муки, пол ч.л соды, пол ч.л лимонной кислоты
  • пару капель пищевого красителя
  • 1 ст. л соли

Техника выполнения рисунка:

  1. В посуду с вышеперечисленными ингредиентами влейте немного воды, чтобы краска получилась нужной густоты.
  2. Нанесите краску на плотный картон кистью или ватными палочками.
  3. Поставьте рисунок в микроволновку на 20 - 30 секунд, пока масса не подсохнет. Время сушки зависит от того, насколько ваша краска получилась густой и какой ее слой вы сделали на рисунке.

Проследите, чтобы картон не содержал синтетических материалов и пленок. Выбирайте либо самый обычный его вариант, либо возьмите цветную плотную бумагу.

МРАМОРНАЯ БУМАГА

Для этой техники рисования понадобится:

  • пена для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская посуда
  • бумага
  • скребок

План работы:

  1. Толстым слоем нанесите на любую плоскую посуду пену для бритья.
  2. Сделайте насыщенный раствор каждого цвета краски с помощью воды - разбавьте красители до жидкого состояния.
  3. Возьмите пипетку (или простую кисть) и капните несколько капель краски разных оттенков на слой пены.
  4. Кистью размажьте краску по поверхности, старайтесь делать это так, чтобы получались красивые линии и формы. Это этап можно считать самым творческим и интересным!
  5. Приложите сверху на такую пену с узором чистий лист бумаги.
  6. Положите лист на плоскую поверхность и снимите с него всю пену кусочком картона.
  7. Под пеной вы сможете увидеть необычные мраморные разводы, похожие на северное сияние! Теперь нужно положить картинку в сухое место на 2 часа, чтобы она подсохла.

МЫЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Смешайте краски с несколькими капями обычного жидкого мыла, затем наносите кистью на бумагу. Вы увидите, что из краски появляются маленькие мыльные пузырьки, которые создают красивую фактуру рисунка.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Для выполнения этой техники можно использовать трубочку, чтобы выдувать кляксу, а можно обойтись и без нее. Попросите ребенка капнуть краской на лист бумаги, затем наклонить его в разные стороны, а потом дорисовать что-то к кляксе, чтобы получить красивый рисунок.

Также можно сделать кляксу, а потом сложить лист пополам, чтобы она отпечаталась на второй его половине. Затем дайте ребенку пофантазировать, на что похожа клякса и попросите дорисовать нужные элементы.

РИСОВАНИЕ НА ВЛАЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Смочите бумажный лист водой и оставьте высыхать буквально на пол минуты, а затем начинайте рисовать по нему акварелью. Краски будут растекатся в разные стороны и вы получите очень оригинальные разводы с наплывами.

ПУЧОК КАРАНДАШЕЙ

Аккуратно соберите в пучек 5-6 цветных карандашей, обвяжите их клейкой лентой и дайте малышу порисовать.

МЕЛКИ И КРАХМАЛ

Сделайте крахмальный раствор и смочите им чистый лист бумаги. Дайте крохе мелки, пусть пробует рисовать на такой скользкой основе. Используйте основные цвета мелков и они дадут новые оттенки на бумаге!

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КЛЕЙ

Подготовьте несколько пустых емкостей и разлейте в них клей ПВА, затем капните в каждый стаканчик по пару капель краски разного цвета. Таким цветным клеем рисуйте все, что душа пожелает! Особенно красиво получаются рисунки в «капельной технике»

РИСУНОК СОЛЬЮ

Нарисуйте простым карандашом набросок на бумаге, пройдитесь мокрой кистью по контуру рисунка, а затем обильно посыпьте солью. Через 10 минут струсите соль, дорисуйте недостающие элементы. С помощью соли можно красиво нарисовать бабочек, птичек, снег.

РИСОВАНИЕ ВОСКОМ

На белом листе нарисуйте восковой свечкой контуры людей, деревьев или цветов. Когда ребенок начнет раскрашивать рисунок акварелью, он «создаст» красивые белые изображения. Также можно покрыть разноцветной краской весь лист, высушить его, затем обильно натереть воском.

Поверх воска толстым слоем нанесите темную гуашь и дайте подсохнуть. После этого тонкой иголкой или деревянной палочкой можно «выцарапать» яркий рисунок на темном фоне.

ПОРОЛОН ИЛИ ГУБКА

Смачивая губку или кусок поролона гуашью, кроха может нарисовать крону деревьев, цветы, зимние пейзажи и многое другое.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Пучок ватных палочек перевяжите клейкой лентой или резинкой, предложите ребенку окунуть его в краску и нарисовать облака, деревья, снежные сугробы, снег. Недостающие детали можно дорисовать простой кисточкой.

РИСОВАНИЕ ТОЧКАМИ

Сначала кроха должен нарисовать контур предмета, а затем заполнить весь его фон разноцветными точками, с помощью краски или фломастера. Чтобы рисунок получился красочным, нужно чередовать цвета точек.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ

Возьмите сухую зубную щетку и смажьте ее гуашью. Не переборщите, краски не должно быть много, но она должна быть густая. Расположите лист на столе, наклонитесь над ним, в одной руке держите щетку с краской, а другой скребите щетину в своем направлении. Щетина должна быть повернута вниз к рисунку, иначе вы с ребенком рискуете забрызгать весь дом.

Если наложить на щетку несколько цветов, можно создать салют. Желтая и оранжевая гаммы подойдут для рисунка на осенню тематику, а синяя поможет создать красивый зимный пейзаж.

РИСОВАНИЕ ОТПЕЧАТКАМИ

Возьмите яблоко, разрежьте его пополам и создавайте красивые рисунки, обмакивая половинки в краску. Для данной нетрадиционной техники рисования можно использовать и другие интересные «штампы», которые вы найдете дома!

РИСОВАНИЕ ШАРИКАМИ

Для этой техники понадобится : крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисточки.

Положите лист бумаги на дно плоской коробки (или на крушку от любой другой), обильно брызнете на него акварельной краской. Затем туда же бросьте несколько стеклянных шариков (или шариков из подшипников) и немного потрясите коробкой, чтобы они катались, тем самым смешивая цветные брызги на листе и создавая рисунок.

РИСОВАНИЕ НОГАМИ

Эта техника рисования для детей очень расслабляет и развивает фантазию ребенка! Закрепите скотчем лист бумаги на полу. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать.

Также можно рисовать и красками, мокая пальцы ног в гуашь и создавая красивые отпечатки на бумаге.

Краткое содержание: Учимся рисовать. Первые шаги в рисовании. Как рисование связано со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В первые годы жизни ребенка важно развитие зрения и сенсомоторной координации. От хаотичного восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони и получает огромную радость от самого процесса.

В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.

В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков - низкий. Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур. Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.

В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде "головонога": прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами "для красоты".

На 4-5 году жизни ребенок вступает в стадию схематического изображения. В этот период тематика рисунков богаче и уровень их технического исполнения несколько выше. Однако в некоторых случаях творчество детей мало отличается от работ предыдущей возрастной группы. Рисунки представлены в виде геометрических фигур, замкнутых или изолированных линий, беспорядочно расположенных по отношению друг к другу. Изображение малопонятно для зрителя. У большинства детей имеется предметное изображение. Рисунки понятны для окружающих, часто включают в себя несколько не совмещенных друг с другом предметов. Для этой группы характерно схематическое изображение. За отдельным исключением, эти рисунки представляют собой коллекцию или, точнее, набор разных предметов, чаще всего случайных, не объединенных между собой тематикой. Намечаются половые различия в тематике. У мальчиков преобладает военная тема, у девочек - бытовая (люди, дома, растения).

В 5 лет ребенок способен ограничить длину штриха, может скопировать квадрат и пытается писать буквы. При рисовании он начинает подбирать предметы в соответствии с замыслом темы и располагает их в такой взаимосвязи, что они составляют единый, целостный сюжет. В этом возрасте часто встречается обобщенная тематика ("Лето", "Зима", "Война" и т. д.). Центральный объект выделен, выдвинут на передний план, крупнее остальных и доминирует над ними.

Дети до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид сверху или спереди. Обучение при этом малоэффективно.

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок. Он должен знать правила:

Сидеть прямо;
- придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;
- локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

Родители должны подготовить для своего ребенка стол и стул по росту. Желательно, чтобы крышка парты или стола была наклонной. Так ваш малыш будет меньше уставать. Всегда обращайте внимание на то, на каком расстоянии от глаз находится бумага.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Упражнения на расслабление.

Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").

Упражнения

Кошка мышку цап!
Подержала, подержала.
Отпустила.
Мышка побежала,
Хвостиком махала -
До свиданья.

Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)
А потом в ладоши громко бьем,
Хлопаем в ладоши - бом. (3 раза)

Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

"Кулачки". Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко, с напряженьем
Пальчики прижаты.

"Олени". Подними над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами ("рога"). Напряги руки, с силой раздвинь пальцы. Затем урони руки на колени, расслабься.

Посмотрите: мы - олени!
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих.
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь - немного лени.

"Штанга". Встань. Представь, что поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, "возьми" ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем...
Крепко держим... и бросаем!
Наши мышцы не устали -
И еще послушней стали!

"Звонок". Руки полусогнуты, опора на локти. Встряхивай по очереди кисти рук.

Поглаживание. Разгладь лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот.

Постукивание. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а потом левой руки.

Самой ранней стадией детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. Это доизобразительный этап графической деятельности.

Первые каракули ребенка состоят из линий, направленных от себя, длинных, коротких, затем появляется движение к себе дуги. Следующий этап - замкнутые петлеобразные клубки, спиралеобразные линии, группы точек, овалы, окружности, круги. Для того чтобы вашему ребенку было интересно рисовать и его действия приобрели какую-то смысловую нагрузку, обыграйте его "рисунки". Как это сделать? Наши рисунки помогут решить эту задачу. Дальше фантазируйте сами.

Очень рекомендуем самим сделать рамки Монтессори, которые имеют форму квадрата 14x14 см из жесткого материала (фанера, картон). Количество рамок - десять и больше. В каждой рамке вырезается геометрическая фигура: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, яйцо, четырехугольник с выпуклыми сторонами, треугольник с выпуклыми сторонами, равносторонняя трапеция и т. д. Кстати, этот материал поможет ребенку выучить и названия геометрических фигур. Но в данном случае наша задача - подготовить руку ребенка к письму.

Начинайте работать с рамками следующим образом: пусть ребенок обведет внутренний контур фигуры, т. е. "окошко" рамки. Попросите ребенка раскрасить контуры геометрической фигуры красками или карандашами. Следующий этап работы - штрихование - проведение параллельных линий внутри контура на расстоянии приблизительно 1 см друг от друга. Почему мы начинаем работать с рамкой? Внутренний контур рамки лучше фиксирует движение карандаша. Как только ребенок будет успешно справляться с этой задачей, проделайте те же операции, но уже со вкладышем.

Следующее задание: обвести двойным контуром вкладыши. Для того чтобы однообразная работа не утомила малыша, пофантазируйте и составьте, например, узоры из этих геометрических фигур и красиво их раскрасьте вместе с ним. Штриховать можно не только геометрические контуры, но и "мышонка в норке", и "самолет".

Следующее упражнение доставит вам и вашему ребенку много веселых минут. Попросите его обвести карандашом контуры своей руки. Дальше ваша фантазия позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Предлагаем упражнения, способствующие развитию координации движений, зрительного восприятия, способности копировать, что очень пригодится в школе:

Нарисуй второй берег реки;
- другую сторону дороги;
- радугу;
- "бордюры".

Ребенку очень хочется нарисовать что-нибудь "настоящее". Помогите ему, наметив контуры будущего рисунка точками. Если вы уже начали изучать буквы, то нарисуйте их крупными, печатными. Пусть маленький ученик проведет внутренний или внешний контур.

Пора переходить к изображению кругов и овалов. Начинайте работать на нелинованной бумаге. Естественно, фигуры в первое время будут далеки от идеала, что будет расстраивать маленького художника. Для того чтобы ободрить его, необходимо опять призвать на помощь свою фантазию. Из кружочков получатся замечательная сороконожка, воздушные шары, бусы, мороженое в вазочке, яблоки на блюде, колеса у поезда, снежная баба, помидоры в корзине и в банке и т. д. Когда ребенок сможет рисовать одинаковые круги любого размера, нужно будет перейти к линованной бумаге (изобразить, например, сороконожку в норке). Что получается из овалов, видно на наших рисунках (см. рисунке выше).

Для того чтобы ребенок более точно изображал различные предметы, нарисуйте ему только половину предмета, а вторую он дорисует сам. Чтобы ему было легче ориентироваться, проведите вертикальную осевую линию. Начните с рисунков овощей и фруктов. Нам кажется, что это самое простое задание из этой серии. Гораздо труднее будет копировать половинки геометрических фигур или произвольных геометрических композиций.

Не забудьте провести специальное занятие, на котором будущий ученик определит, где находятся правый верхний и нижний, левый верхний и нижний углы, середина листа.

Специалисты Эстетического центра Академии наук РФ предлагают упражнения для подготовки руки к письму.


Ребенок рисует траекторию полета снаряда. Траекторию можно нарисовать и таким образом.

Другие публикации по теме данной статьи:


Доброго всем дня (или ночи), мои друзья и все читатели блога! С вами Татьяна Сухих. Задумав большую серию об изобразительном искусстве в детском саду, мне хотелось бы подробно остановиться на интересной теме: рисование акварелью с ребятами старшей и подготовительной группы. Именно в этом возрасте воспитанники ДОУ готовы добавить в копилку навыков рисования гуашью, цветными карандашами, мелками умение изображать предметы и живые существа с помощью акварельных красок.

Почему так поздно, спросите вы? Дело в том, что акварель – сложный материал, требующий определенной подготовки и сноровки. Мы здесь не говорим о том, что нельзя давать акварельные краски детям младшего возраста – перефразируя классика, скажу, что акварели все возрасты покорны. Я как воспитатель хочу рассказать о программном обучении в садике.

Рисовать акварельными красками непросто, они не дают такого насыщенного цвета, как гуашь, ее нужно разбавлять водой, рисунок долго сохнет, цвета не перекрываются, а смешиваются. Много нюансов. Для начала нужно выбрать хорошие краски, иначе ребенок вообще не захочет использовать акварель.

Для начинающих художников отлично подойдет палитра красок «Классика» производства «Луч». Здесь 24 цвета, которые оставляют насыщенный цвет на бумаге, изготовлены из безопасных материалов с добавлением пчелиного меда. Эта краска отечественная и недорогая, но очень хорошая, советую.

Чтобы маленький художник не запачкался в творческом порыве, а также с раннего возраста приучился к порядку, уроки рисования акварелью нужно проводить в полной «экипировке» – я бы порекомендовала купить красивые фартуки, например, для девочки подойдет очаровательный набор «Минни Маус» – фартук из полиэстера и ободок-обруч с ушками, который предлагает мой любимый «УчМаг».

Если вы решили обучать малыша рисованию дома, но сами не очень-то хорошо владеете кистью, можно подучиться с помощью самоучителя. На «Озоне» я нашла хорошее пособие – «Самоучитель по рисованию акварелью», автором которого является известная художница Ольга Шматова. Она издала уже с десяток подобных учебных материалов, которые помогли тысячам начинающих художников освоить тонкости рисования акварелью, маслом, карандашом. Уроки рисования акварелью поэтапно для начинающих поданы доступно, просто, наглядно.

Воспитываем художников — полезные нюансы

А чтобы вызвать первоначальный стойкий интерес к изобразительному искусству, можно в качестве поощрительного приза за старание подарить малышам «живые» 3D раскраски, о которых я, кажется, упоминала. Для самых маленьких подойдут раскраски по мотивам народных русских простых сказок, например, «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п.


Малыш раскрасит контуры рисунка, а вы затем наводите на рисунок планшет или смартфон и на глазах у изумленной публики изображение «оживает», становится объемным и подвижным! Для начинающих художников раскраски – самое оно, они помогут поэтапно научиться пользоваться карандашами и красками.

Деткам постарше советую более «взрослые» сказки – о рыцарях, принцессах, динозаврах, пиратах. Кстати, раскрашивать можно карандашами, красками, фломастерами. Отличный подарок
для детей любого возраста!

Какие задачи стоят перед воспитателем в период обучения рисованию акварелью дошкольников?

Подойдя к этапу знакомства дошкольников с акварельными красками, педагог или родитель должен понимать, что в итоге он хочет добиться от детей.

По моему опыту, не стоит пренебрегать мелочами и тонкостями владения кисточкой и красками.

Так, что нужно уметь и знать:

  • Как разводить акварельные краски водой;
  • Как пользоваться палитрой для смешивания цветов;
  • Как добиться более темного или светлого оттенка с помощью воды или черной краски;
  • Как аккуратно смачивать кисточку водой, стряхивая капельку на краску;
  • Как тщательно промывать кисть, осушать ее о салфетку или тряпочку, проверяя чистоту кисти.

Помните, что следует сразу же, на первых этапах знакомства деток с красками, приучить их правильно работать с ними. Они приобретут навыки и полезные привычки, которые помогут им рисовать аккуратно и красиво, не пачкая все вокруг и себя тоже.


Техника рисования акварелью весьма разнообразна. Мы с детками моей группы рисуем пальцами, ставим отпечатки ладони, делаем оттиски природных материалов (листьев), пытаемся рисовать мокрой техникой.

Для знакомства с акварелью подберите хорошие краски, не палеткой, а в тюбиках. Нам в садике удобно пользоваться палетками, но дома лучше взять профессиональную акварель. Она дает более насыщенный цвет, ею легче рисовать, не нужно больших усилий, чтобы ее размочить.

Необязательно покупать специальную палитру для красок, можно использовать альбомную бумагу. Она и воду лишнюю впитает и позволит сразу понять, получился ли нужный оттенок.

Если для рисования гуашью не нужно пробовать цвет, он в любом случае получится точно такой же, как в баночке, то акварель нужно сначала наносить на палитру.

Следите, чтобы детки рисовали кистью не против ворса, а по ворсу, иначе кисть испортится, а ровной и чистой линии не получится. Дети часто делают кисточкой движения туда-сюда, как карандашом. С красками это не проходит: мазок делается в одну сторону один раз.


Уроки рисования акварелью для начинающих художников предусматривают ознакомление с кисточками разной формы и номеров. Мы в садике используем круглые кисточки среднего размера – 10-14 номер. Подготовительная группа может пользоваться более тонкими (2-6 номер) и более толстыми (12-16).

Для закрашивания фона и больших плоскостей можно использовать широкие плоские кисти, которые называются флейц.

Так, с организационными моментами понятно, да? Перейдем к практике.

Практические заметки

Осваивать акварель нужно поэтапно, шаг за шагом, от простого до сложного. В детском саду мы начинаем с декоративного рисования. Расписываем кувшины, салфетки, рушники, тарелки, конечно, все это вырезается из белой бумаги и расписывается акварельными красками.

Декоративные узоры представляют собой повторяемые элементы, осваивая которые, детки, как говорится, набивают руку для более сложных рисунков. Это самый действенный путь к оттачиванию техники. Научившись изображать разные узоры, дети становятся смелее, уверенней в своих способностях.