За что был наказан лара. "Старуха Изергиль": анализ рассказа, образы героев

В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” упоминается красивейшая легенда о сыне орла и простой женщины. В этом повествовании заложен глубокий смысл о жизни человека в обществе, о гордыне и одиночестве. Ларра – высокомерен и жесток, он не хочет жить по законам людей, не принимает вековые человеческие устои, традиции.

Характеристика героя

Автор говорит о том, что сын Орла удивительно красив, также, как его мать 20 лет назад. Они прожили много лет высоко в горах, Орёл состарился и бросился вниз на камни, понимая свою немощь и старость. Получеловек, которого люди назвали Ларрой был горд и несгибаем в своём стремлении жить так, как ему хочется. Герой не уважает старейшин, не подчиняется законам племени, не хочет осознавать цену человеческой жизни. Ларра ни с кем не считается: его чрезмерная гордыня подсказывает лишь один путь – следовать за своими желаниями.

Персонаж, созданный автором, не способен испытывать тёплых чувств: он верит в своё превосходство над окружающими, не ищет дружбы и любви. Гордость Ларры напоминает дикость, он горяч и самовлюблён. Горький заостряет все черты этого образа до крайности: непримиримый, упрямый и холодный. Люди восприняли его, как обычного человека: “ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”.

Что символизирует образ Ларры?

Румынская легенда, услышанная Горьким от местных жителей, учит мудрости и позволяет понять смысл и ценность человеческой жизни. После убийства девушки, оттолкнувшей Ларру, героя судит мудрый народ во главе со старейшинами. Люди приходят к пониманию того, что самое страшное наказание для гордеца – остаться в одиночестве, один на один с самим собой. Горький, понимая природу человека, как существа общественного, подчёркивает, что одиночество – самая страшная кара за тяжкое преступление.

Ларра – отшельник, изгой, он символизирует чрезмерную гордость,высокомерность, качества, несовместимые в нормальным существованием среди людей. М. Горький говорит о том, что каждый человек обязан платить за всё: “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”. Ларра не желал платить такую цену: ” он отвечал, что он хочет сохранить себя целым”.

Наказание свыше

Жестокость Ларры, его безграничная гордость (имя Ларра означает “отверженный”) наказаны полным одиночеством. Спустя годы Ларра пришёл к людям сам, ища смерти, но они не стали убивать гордеца. Он, искренне желая смерти, пытался убить себя кинжалом, но не смог. Смерть отвернулась от Ларры, его существование стало невыносимой пыткой.

В нашей статье раскрывается подробная характеристика Ларры – главного героя легенды из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе. На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр». Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль. Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала... пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь... Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу... Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой. Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей...» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью. Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех. И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени. Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».


Какова семантика возраста главных персонажей произведения (господин из Сан-Франциско, его жена, его дочь)?

Возраст в «Господине из Сан-Франциско» - важнейшая смысловая деталь внешности, поведения, мировосприятия персонажа. Указывая возраст главного героя (58 лет) и отмечая, что тот только начинал жить, автор подчеркивает духовную несостоятельность героя, который, прожив столько лет, гонясь за деньгами, «не жил, а лишь существовал». Говоря о пожилом возраст жены героя, Бунин придает этой детали обобщающий смысл, а именно любовь пожилых американок к путешествиям. Такой же деталью становится возраст дочери господина из Сан-Франциско, «девушки на возрасте» и «слегка болезненной».

В каком произведении русской литературы XX века сохраняется традиция безымянности персонажа как знака обобщения и в чём разнится оно с произведением И.

А. Бунина?

Традиция безымянности персонажа как знака обобщения сохраняется в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» и романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чехов в своем рассказе не наделяет героев именами. Как и Бунин, подобной деталью автор обобщает образы героев, а также подчеркивает пороки общественности.

В романе Булгаков герой не имеет имени, его называют Мастером. Однако если заменой имени на прозвище «Мастер» Булгаков подчеркивает его возвышенность и избранность героя, то безымянность бунинского героя значит лишь то, что он один из многих.

Что имел в виду мудрец, утверждавший, что наказание Ларры – «в нем самом»?

Ларра – гордый и самоуверенный «сын орла». Говоря о том, что наказание Ларры – «в нем самом», мудрец имел в виду то, что герой будет наказан сутью самой человеческой натуры. И так и случилось, прогнанный людьми герой страдает от губительного для человека одиночества и отреченности от общества настолько, что жаждет смерти. Таким образом, Ларра, в жилах которого течет человеческая кровь, наказывается разрушительной свободой от людей и из-за этого переживает настоящие душевные муки.

В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

Тема «гордого человека» звучит в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в драме М. Горького «На дне».

Раскольников, герой Достоевского, считает себя «право имеющим», а остальных «вшами». Желая подтвердить свою мысль о себе, Раскольников идет на преступление и убивает старуху-процентщицу, а затем ее сестру. Подобно Ларре, Раскольников ставит себя выше других и, считая, что ему дозволено больше других, наказывается: Ларра обрекается на вечное бессмертие и одиночество, а Раскольников отправляется на каторгу.

Клещ из драмы «На дне» видит свое превосходство над другими обитателями ночлежки в том, что он занят трудом. Несмотря на уверенность героя в том, что его ожидает светлое будущее, его мечтам не суждено сбыться: после похорон жены он остается без денег и смиряется с бедственностью своего положения. Как и Ларра, Клещ презирает окружающее его общество, однако оба героя со временем признают ошибочность своих убеждений, но если Клещ после этого сближается с ночлежниками, то Ларра даже не имеет возможности сделать это.

В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Горького «Старуха Изергиль»?

Образы яркой, сильной личности присутствуют в таких произведениях, как поэма М.Ю. Лермонтова «Песня…про купца Калашникова» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Купец Калашников – отважный, смелый человек, на достоинство жены которого позарился царский опричник Кирибеевич. Как и легендарный Данко, этот герой умирает героической смертью: если Данко умирает, спасая других, то Калашников, защищая честь своей семьи, за что в дальнейшем воспевается своим народом.

Соня Мармеладова, героиня Достоевского, - сильная, духовно возвышенная личность. Эта девушка, как и Данко, самоотверженна и полна любви к людям – жертвуя своей жизнью, она отправляется на каторгу за любимым человеком, чтобы затем спасти его.

Какие черты романтического повествования присутствуют в легенде о Данко?

Данко – пожертвовавший собой спаситель людей от гибели. В легенде о Данко автор использует такую черту романтического повествования, как конфликт между героем и обществом, в котором он находится. Так, отважный, смелый Данко противопоставляется неблагодарным и обозленным людям. Также еще одной чертой романтического повествования является параллелизм – в данном случае сопоставление природных явлений с происходящими событиями. Шумящий, гудящий лес, молнии говорят о напряженности момента, предзнаменовывают скорую смерть героя, а замолчавший после акта самопожертвования лес, освещенный светом, свидетельствует о чистоте и благородстве совершенного поступка. Именно эти приемы романтизма используются в легенде о Данко.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Идейное и художественное своеобразие ранних про-изведений М. Горького.

Концепция человека в ранней прозе М. Горького. Слово в ранней прозе М. Горького. Нравственный пафос рассказа «Старуха Изер-гиль».

Роль композиции в раскрытии основной идеи рас-сказа «Старуха Изергиль».

В этом произведении в аллегорической форме изображается авторский идеал личности.

В Ларре, одном из героев легенды, которую рас-сказывает старуха Изергиль, себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру нака-зания Ларре за его преступление, убийство отверг-нувшей его девушки, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализ-мом — обречь преступника-эгоцентриста на вечное одиночество.

Ларра

— Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?

— Потому что это — он. Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распы-лил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..

И разговаривали с ним, а он отвечал, если хо-тел, или молчал, а когда пришли старейшие пле-мена, он говорил с ними, как с равными себе.

А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хо-чет делать этого.

— Разве вы пользуетесь только своим? Я ви-жу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Стойте! Наказание есть. Это страшное наказа-ние; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Нака-зание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с не-бес, — хотя на них не было туч. Это силы небес-ные подтверждали речь мудрого.

А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, сво-бодный, как отец его.

И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они броси-лись на него, не тронулся с места и ничем не по-казал, что будет защищаться. Тогда один из лю-дей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его! Он хочет умереть!

Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их по-ступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен че-ловек за гордость!

Образ Данко в легенде о Данко построен на кон-трасте. Волю романтического героя автор противо-поставляет безволию толпы. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. По-двиг есть следствие огромной любви к людям.

Данко

— Эти искры от горящего сердца Данко. Бы-ло на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем... И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это...

— Не своротить камня с пути думою. Кто ни-чего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он ко-нец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бесси-лии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Дан-ко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крик-нул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкиипуть, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и ос-вещая им путь людям.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

В рассказе о самой Изергиль более многопланово, чем в рассказах о Ларре и Данко, ставится проблема соотношения свободы и любви. Будучи рожденной прожить жить Данко, она проживет ее, как Ларра.

Изергиль

Я тогда любила одного достойного пана с из рубленным лицом. Все лицо было у него изрубле-но крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот чело-век!.. Что ему греки, если он поляк? А он пошел, бился с ними против их врагов.

Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это мож-но. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место по-двигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бес-следно...

Он был рыбаком с Прута, и потом, когда мать узнала про все и побила меня, уговаривал все ме-ня уйти с ним в Добруджу и дальше, в дунайские гирла. Но мне уж не нравился он тогда — только поет да целуется, ничего больше! Скучно это бы-ло уже.

Она меня познакомила с молодцом. Был хо-рош... Рыжий был, весь рыжий — и усы и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо... А я, как кошка, вскочила ему на грудь, да и впилась зубами в ще-ку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее...

Их обоих и повесили вместе — и рыбака и это-го гуцула. Я ходила смотреть, как их вешали. В Добрудже это было. Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Идет себе и ку-рит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился. Увидал меня, вынул трубку и кричит: «Прощай!..»

— А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ниче-го... Но скучно стало... — все женщины, женщи-ны... Восемь было их у него... Целый день едят, спят и болтают глупые речи... Или ругаются, квохчут, как курицы...

Романтические герои в раннем творчестве Горь-кого помещены в необычные, исключительные или условные обстоятельства. Для усиления исключи-тельности обстоятельств используются фантастиче-ские элементы и приемы устного народного творче-ства. Аллегорические способы изображения позво-ляют писателю выразить философскую проблемати-ку, поставить вопросы о правде и смысле жизни, о счастье и подвиге.

Романтизм

Ветер тек широкой, ровной волнЪй, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рож-дая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказоч-ными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазии одевали их все прекраснее.

Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало, шум голосов гас, удаляясь, пере-рождался в печальные вздохи.

Шли маленькие люди между больших деревь-ев и в грозном шуме молний, шли они, и, кача-ясь, великаны-деревья скрипели и гудели серди-тые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.

Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое серд-це ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.

Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.

Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.

Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.

Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.

С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.

Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.

С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.

Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.

Сочинение о Ларре

В произведении Горького "Старуха Изергиль" главным персонажем фигурирует Ларра. О Ларре мы узнаем из рассказа самой старухи Изергиль. Ларра представляет собой грубого, жестокого и лишенного каких-либо чувства человека. Его имя - символ, означает "отвергнутый". В начале рассказе старуха показывает на тень, называя ее Ларрой, точнее тем, что от него осталось. Такого было наказание для молодого человека, который смел показать свою гордыню.

Ларра родился от орла, укравшего девушку. Прошло около двадцати лет после случая, тогда и вернулась девушка со своим ребенком на Родину. Орел умер, она осталась одна.

В новой обстановке Ларра показал себя не с самой лучшей стороны. Он не чтил других людей, не проявлял уважения к главным в общине, не равнялся с простым народом, считая их недостойными. Ларра не желал идти на контакт с другими людьми, отвечал только по своему желанию, совершенно игнорируя других.

Самым ужасным оказались не его выходки, а убийство невинной девушки, которое совершил главный герой. Ларра не привык получать отказы, он всегл добивался чего хотел любыми средствами. Когда же девушка дала отпор герою - толкнула его от себя, такого стерпеть гордый Ларра не смог и убил ее.

Члены общины не потерпели такое невежественное и варварское отношение, решено было наказать главного героя. Конечно, перед этим пытались понять смысл его действий, но все безуспешно. Тогда самый мудрый старец сказал, что лучшее наказание для такого человека - изгнание от людей.

И, правда, Ларра мучил сам себя, находясь в одиночестве. Он возвращался назад к людям, но его прогоняли молчанием. Он желал смерти, но не мог получить ее, другие же люди его не трогали - знали его мотивы.

Ларра был вынужден бродить один вечно, такого было его наказание за чрезмерную гордость.

Главный герой желал свободы, не хотел подчиняться правилам общества, что и привело к его вечным скитаниям, в ходе которых он стал тенью, постепенно исчезающей.

Ларра - отрицательный герой, на его примере писатель показывает, к чему может привести эгоизм, чрезмерное себялюбие и неуважение других людей. Ларра только в самом конце понял, какую ошибку допустил, но исправить что-то было уже невозможно.

Характеристика Ларры (7 класс)

В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей и, что нынче и вовсе жить они не умеют. Из ее уст услышал автор и две легенды.

Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.

Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.

Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.

Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.

Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.

После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.

И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.

Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.

Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.

Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.

Вариант 4

В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Максимом Горьким, рассказывается история людей, которые из-за своих стойких и сильных характеров, отличаются от окружающих. Рассказ ведется от имени старушки, которую зовут Изергиль. Одним из сказаний, которые были донесены до читателя в данном произведении, является легенда о Ларре. Рассказ старушка начинает с того, что ей видится некая тень в образе Ларры, который не может упокоиться после смерти, так как такое существование является для него наказанием за его гордыню. Ларра показан в образе некого существа, чьими родителями были орел и женщина. Когда-то совсем давно, благородной птицей была выкрадена женщина, и забрана с собой. После того, как орел скончался, девушке удалось выбраться вместе с сыном из тех мест.

Мальчика можно охарактеризовать как высокомерного, и не считающимся с другими мнениями юношей, который считал себя выше и лучше остальных. Его восприятие действительности не являлось рациональным и правдивым. Ведь, стоит отметить, что у него не было особых талантов, которые могли бы выделить его среди окружающих. Люди, которые жили с ним в одном селе, страдали от такого дерзкого и невоспитанного поведения молодого человека. Когда Ларра убил молодую девушку на глазах практически у всего народа, то это явилось поводом для того, чтобы что-то изменить. Он сумел настроить всех против себя, и не старался исправить свое поведение.

Тогда, народные массы начали обдумывать, какое наказание подходит ему лучше всего. Вначале, они хотели поговорить с юношей, выяснить причину его столь ужасного поступка. Однако, он отказался с ними разговаривать, и был непреклонен в своем поведении. Тогда, один из старейшин села, принял решение, что его необходимо выгнать из их места жительства, и оставить одного. Оставшись совсем одним, и будучи при этом бессмертным, он решил вернуться в село, и попросить о том, чтобы его убили. Однако, ему отказали, так как не хотели помогать столь жестокому и высокомерному человеку. С этого времени, согласно легенде, он бродит по миру в поисках своего упокоения, которое не может найти. Произведение заставляет задуматься о том, что необходимо вести себя надлежащим образом для того, чтобы другие относились к человеку также. В противном случае, можно настроить против себя окружающих людей, что приведет к их гневу, и они не захотят вести дружбу и общение с таким человеком.

  • Тема любви в творчестве Куприна - сочинение

    А. И. Куприн ярчайшим образом ворвался в русскую прозу начала двадцатого века. Его творчество является привлекательным в первую очередь из-за своей многогранной глубиной и заинтересованностью человеческой сущностью.

  • Сочинение Какие мечты можно назвать недостижимыми?

    Эх, мечты! Все мы люди и всем нам свойственно мечтать. Мечты бывают у всех разные, от нового компьютера до неимоверного богатства. Наши мечты – это как мираж. Так как помечтав о машине, она не появится прямо перед нами

  • Герои произведения Ромео и Джульетта Шекспира

    Когда-то очень давно, много веков назад, английский писатель Уильям Шекспир написал великолепное произведение о любви.