"Герой нашего времени": становление жанра. "Герой нашего времени": становление жанра Герой нашего времени стиль написания

Жанр романа "Герой нашего времени"

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В "Герое нашего времени" проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе "роковые тайны". Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил "водяное общество" Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы "Печорин был долго нездоров, исхудал". В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. "Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею", — признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет "все выгоды" Грушницкому, в душе которого "могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему".

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его "совершенно со всеми... мелкими слабостями, дурными страстями". Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него "дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь "грянул о землю", Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. "С тех пор, как я живу и действую, — рассуждает Печорин, — судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя".

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. "Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает", — говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет "роль топора в руках судьбы". Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой "мирных" контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

"Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, — говорит он, — лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".

"В первой моей молодости... — рассказывает Печорин Максиму Максимычу, — я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели". Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце "оставалось пусто"; занялся науками, но скоро понял, что "ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди —т невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". "Тогда мне стало скучно", — признается Печорин и приходит к выводу: "...во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в "Журнале Печорина" помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: "Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?" Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. "Я помню, — замечает Печорин, — в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу".

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин — "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. "Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!" — говорит он всем содержанием книги. Они "не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал "историю души человеческой". "Герой нашего времени" — это социально-психологический роман.



Герой нашего времени

Герой нашего времени
Герой нашего времени

Титульная страница первого издания
Жанр:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:
Отдельное издание:
в Викитеке

«Герой нашего времени» (написан в 1838-1840) - роман Михаила Юрьевича Лермонтова . Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге , в типографии Ильи Глазунова и Кº, в г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к журналу

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей - Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.
Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича, в результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича, его зарезал шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Печорин

Печорин - петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Он умирает.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-11). Печорин - личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе "Максим Максимыч": «Он был среднего роста; стройный,тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов,не побеждённое ни развратом столичной жизни,ни бурями душевными...».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в г.

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация - в «Отечественных записках» , март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых М. А. Врубель , И. Е. Репин , Е. Е. Лансере , В. А. Серов .

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

  • «Кавказец» - очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр - физиологический очерк . Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
  • Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место - Пятигорск.

Кавказские народы в романе

Литературоведческий анализ

Экранизации

  • «Княжна Мери», ; «Бэла», ; «Максим Максимович», . Режиссёр - В. Барский. В главной роли - Николай Прозоровский. Черно-белый, немой.
  • «Княжна Мери », . Режиссёр - И. Анненский .
  • «Бэла », ; «Герой нашего времени », . Режиссёр - С. Ростоцкий . В главной роли - Владимир Ивашов (озвучание - Вячеслав Тихонов).
  • «Страницы журнала Печорина», , фильм-спектакль. Режиссёр - Анатолий Эфрос . В главной роли - Олег Даль .
  • «Герой нашего времени », , сериал. Режиссёр - Александр Котт . В главной роли - Игорь Петренко .

Примечания

Ссылки

  • Сайт, посвященный роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Международный литературный клуб: Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
  • «Герой нашего времени» в «Лермонтовской энциклопедии»

Своим романом Лермонтов создал первый русский реалистический, социальный и психологический роман и тем самым проложил дорогу таким представителям этого жанра, как Тургенев и Л. Толстой.

Это определило и своеобразную композицию романа. Основной ее особенностью является композиционная инверсия, т.е. расположение глав романа вне хронологии. Произведение делится на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно - главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент.

По пути к новому месту назначения он заехал в Тамань, затем Печорин держал свой путь в Пятигорск, а впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок следования глав для того, чтобы детально раскрыть душу Печорина, применяя различные способы познания этой сложной натуры.

В «Бэле» главный герой описывается Максимом Максимычем - добродушным, мягким штабс-капитаном. По этой главе мы можем судить о том, как Печорина воспринимал его приятель. Последние три главы романа представляют собой дневник главного героя, по которым мы можем судить о его душевных процессах, переживаниях и о его восприятии жизни, Печорин «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Дабы раскрыть полнее психологию своего героя, Лермонтов прибегает к приему противопоставления главного героя другим персонажам романа: простым людям, таким как Максим Максимыч, Бэла и контрабандисты; а также и дворянам, "водяному обществу". Однако есть один герой, который сопоставляется Печорину - это доктор Вернер.

Более детально разобраться в построении романа помогают два авторских предисловия, в которых обозначен жанр глав: «Бэла» - повесть, данная и форме «путевых записок» проезжего офицера, который сам впервые знакомится с Печориным по рассказу Максима Максимыча; «Максим Максимыч» - путевой очерк; «Тамань» - авантюрная новелла; «Княжна Мери» - психологическая повесть, данная в форме дневника; «Фаталист» - авантюрно-психологическая новелла. Каждая из этих повестей, соответственно своему жанру, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сталкивает его с разного типа людьми.

Психологический характер романа обусловливает и особенности изображения и введения в роман картин природы и деталей быта. Природа дается в психологическом плане, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашена его настроениями. Внешний быт Печорина мало интересует автора романа, поэтому мало дается деталей бытового характера.
«Герой нашего времени» - роман психологический, в котором внимание Лермонтова устремлено на психологию героя, на «историю души человеческой», души Печорина.

«Герой нашего времени» не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить «биографию души» Печорина в строгие жанровые рамки. Это давало автору большую свободу в развитии сюжета, разрешало вольную манеру изложения. Едва ли можно подозревать, что особенности построения лермонтовского романа были подсказаны преднамеренными «приемами» и «способами», «игрой с формой». Перестановка событий, нарушение их хронологии не вызваны какими-либо соображениями по поводу особых «приемов сюжетосложения». Автору нужна была не хронология, а «диалектика души». На первом плане психологическая задача, которой подчинено все остальное.

При чтении романа Лермонтова создается впечатление, что он вылился непосредственно из взволнованной груди в едином порыве вдохновенья. Это — тот случай, когда форму произведения менее всего можно сводить к сумме приемов, к голой технике. Белинский, как бы предвидя суждения некоторых современных исследователей и полемизируя с ними, писал о «Герое нашего времени»: «Содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайностей, а в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красот, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом, — в творческой концепции.. . Он не обдумывает, не расчисляет, не теряется в соображениях: все выходит у него само собою, и выходит так, как должно… Этого нельзя сделать, сперва придумавши отвлеченное содержание, то есть какую-нибудь завязку и развязку, а потом уже придумавши лица и волею ж неволею заставивши их играть сообразные с сочиненною целью роли».

Форма романа Лермонтова родилась вместе с идеей, как п стиль, и манера повествования, и «естественность рассказа, так свободно развивающегося, без всяких натяжек, так плавно текущего собственною силою, без помощи автора… Автор не погоняет обстоятельств, как лошадей, а дает им самим развиваться».

«Герой нашего времени» в толковании Белинского — не,»сборник» или «сцепление» повестей, куда «вмонтирована» «авантюрная новелла» («Тамань»), Это все критик относил к «внешней форме» — перед нами роман, «в котором один герой и одна основная идея». Во внешней фрагментарности Белинский видел внутреннюю строгую завершенность, монолитность, «законченность, полноту и замкнутость целого».

Лермонтов в «Герое нашего времени» создал не «гибридный жанр» «путевого очерка

С вставной драматической новеллой», а классический образец лирического, психологического романа. Исходной точкой автору служило его убеждение в том, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдении ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Жанровые границы всегда условны, особенно в эпоху романтизма. Нет в это время жанров в абсолютно чистом виде: Здесь неизбежны переходы, стыки, моменты взаимопроникновения, взаимного обогащения. Это, однако, не исключает возможности определить жанр произведения, исходя из преобладающего значения в нем того или иного начала. Специфика содержания имеет огромное значение в искусстве применительно к его родам и жанрам. Родовые, жанровые границы выразительных возможностей условны. Но тем не менее эти границы существуют.

«Герой нашего времени» — роман лирический не только потому, что в нем один герой, что содержание его составляет «внутренний человек», но и потому, что в повествовании преобладает личное начало. За каждой строкой ощущается присутствие автора. Роман Лермонтова с самого появления его в печати вызвал ожесточенную полемику.

Определение жанра произведения Лермонтова «Герой нашего времени»

Другие сочинения по теме:

  1. М. М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи...
  2. Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед...
  3. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у...
  4. Проза Лермонтова — и в особенности «Герой нашего времени» — сейчас хорошо освещенная область его творчества. Работу исследователя первым начал...
  5. Пейзаж в романе «Герой нашего времени» выполняет сложную идейно-композиционную роль (показывает место действия, фон для человеческих переживаний и т. д.)....
  6. Сочинения по литературе: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени печорин и вулич. В судьбе каждого великого...
  7. В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу...
  8. Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы...
  9. Роман Лермонтова был не только «грустной думой» о времени, но и «грустной думой» о судьбе героя времени. Белинский лучше других...
  10. В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в...
  11. Полемика вокруг романа Лермонтова легко может превратиться в бесплодный догматический спор, если у спорящих отсутствует определенность понятий. Понятие «романтизм» всегда...
  12. В «Предисловии» к «Герою нашего времени» нет этого доверительного тона. Автор как бы сомневается в существовании «читателя-друга». Есть ли он...
  13. В 1839 г. Лермонтов заканчивает работу над своим величайшим прозаическим произведением — «Героем нашего времени». Роман этот, состоящий из пяти...
  14. Этот роман также послужил делу утверждения реалистического направления, хотя его автор не отказывался еще от создания романтических произведений, да и...

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В «Герое нашего времени» проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе «роковые тайны». Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил «водяное общество» Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал». В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею», - признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет «все выгоды» Грушницкому, в душе которого «могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему».

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его «совершенно со всеми… мелкими слабостями, дурными страстями». Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь «грянул о землю», Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. «С тех пор, как я живу и действую, - рассуждает Печорин, - судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя».

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. «Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает», - говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет «роль топора в руках судьбы». Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой «мирных» контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

«В первой моей молодости… - рассказывает Печорин Максиму Максимычу, - я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели». Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце «оставалось пусто»; занялся науками, но скоро понял, что «ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -т невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким». «Тогда мне стало скучно», - признается Печорин и приходит к выводу: "… во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина» помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?» Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. «Я помню, - замечает Печорин, - в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу».

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» - говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «историю души человеческой». «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман.