История создания памятника калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

Памятник изобретателю автомата Калашникова (АК-47) был установлен в самом центре Москвы. Расположен на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц.

Автором памятника стал Салават Щербаков , который ранее стал автором Великому, установленному у московского Кремля. Высота монумента составила около 8 метров. Фигура Михаила Калашникова в полный рост находится на высоком постаменте. В его руках его главное изобретение — автомат Калашникова.

Установку и открытие памятника несколько раз переносили. Изначально планировалось поставить монумент в честь Михаила Калашникова в январе, потом открытие перенесли на май. В итоге открытие состоялось 19 сентября. Выбор даты открытия не случаен. Именно 19 сентября в России отмечается День оружейника.

Михаил Тимофеевич Калашников — советский и российский конструктор стрелкового оружия, создатель популярного в мире оружия — автомата Калашникова. Родился 10 ноября 1919 года в селе Курья, Алтайской губернии. Умер 23 декабря 2013 года в Ижевске. Доктор технический наук (1917), генерал-лейтенант (1999), Герой Российской Федерации (2009), Герой Социалистического Труда (1958, 1976), Лауреат Ленинской премии (1964), Лауреат Сталинской премии первой степени (1949), Член Союза писателей России, Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 3—4 (1950—1958) и 7—11 (1966—1989) созывов. Обладатель многих грамот, благодарностей, премий, наград, медалей и орденов.

Памятник Михаилу Калашникову в Москве фото

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову, который держит в руках автомат своего изобретения, ставший известным во всем мире, установили в Москве на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц.

Скульптора выбрал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, а инициатива установки памятника принадлежала ему и Российскому военно-историческому обществу (РВИО), почетным членом которого числится Чемезов.

"Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было", - рассказывал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Как и памятник Владимиру, размеры которого пришлось уменьшить после скандала, фигура Калашникова с автоматом в руках в центре Москвы вызвала противоречивые оценки.

Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

На открытии памятника были Чемезов, министр культуры России Владимир Мединский, скульптор Зураб Церетели, дочь оружейника Елена Калашникова.

"Михаил Калашников - это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека", - сказал Мединский. Автомат Калашникова - "настоящий, можно сказать, культурный бренд России", считает министр.

Русская служба Би-би-си узнала, какие чувства испытывают в связи с установкой памятника Калашникову бывший мэр Москвы, воевавший в Донбассе бывший офицер, галерист, скульптор и декан факультета истории искусств.

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

Я отношусь к Калашникову и памяти о нем по-доброму. Я думаю, что увековечить память этого человека необходимо.

Что касается памятника Калашникову… Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей и можно было бы поставить не только саму фигуру, но и сделать какую-то композицию.

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формирует не кладбищенский облик, просто нет Марат Гельман, галерист

Москвичи и россияне уважают Калашникова, и его память является ценной для всех. Но памятник надо было ставить на родине или там, где он творил свое оружие.

Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии, которая отрабатывается в таком воинственном духе.

Такая фигура с автоматом была уместна на Поклонной горе, например, а не в этом мирном месте, которое было выбрано.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Высота монумента Салавата Щербакова составила 7,5 метра

Марат Гельман, галерист

Продолжается традиция превращения Москвы в кладбище. Не появилось ни одной скульптуры, которая представляла бы собой не бронзовую чурку человека с подписью.

Хотя это лучше чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный Марат Гельман, галерист

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формируют не кладбищенский облик, просто нет. Хотя во всем мире такие скульптуры есть.

Сам памятник, конечно, унылый и скучный. Хотя это лучше, чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный. В большой перспективе это город не портит.

Болезнь нынешней власти - это историзм. Власть смотрит в прошлое и пытается его активно менять, в том числе с помощью таких вот памятников. Это делается, чтобы следующему поколению было сложно перечеркнуть эти взгляды - демонтировать такой памятник почти так же дорого, как его монтировать.

То, что власть играет в этот историзм, это еще ничего, но вот город жалко.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Открыла монумент дочь оружейника Елена Калашникова

Игорь Гиркин (Стрелков), бывший российский офицер, участник боевых действий на Украине

Калашникова возводят на уровень матрешки, а он был неплохой оружейный конструктор.

У меня нет особой позиции - ну стоит он и пусть стоит.

Но, на мой взгляд, следовало властям заниматься делом, а не ставить памятники героям прошлого. Нужно сосредоточиться на насущных делах, на том, что есть сейчас, а не на прославлении прошлого.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным Георгий Франгулян, скульптор

Да, это были реальные герои, великие деятели, но своих что-то не видно.

У Гумилева было такое понятие - "мемориальная стадия". Это когда государство сосредотачивает свое внимание на великом прошлом и игнорирует вызовы настоящего.

Image caption Инициатива установки принадлежала Сергею Чемезову из "Ростеха"

Георгий Франгулян, скульптор

Не хотелось бы говорить о коллегах… Но я считаю, что место для памятника было выбрано неудачно.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным. Это выглядит как угроза.

Сам образ человека, достойного и уважаемого, получает негативное звучание. В другом месте и другого размера - это было бы хорошо.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Петербурге

Очевидно, что фигуру Калашникову надо отметить. Другой вопрос, насколько уместен памятник человеку, производящему оружие.

Памятник поставлен человеком, который отметил Москву Владимиром. Вопрос о том, насколько стоит одному автору настолько присутствовать в городе, тоже для меня есть.

Лично для меня нет однозначного решения на тему того, как увековечивать оружейников.

Понятно, что Калашников - это символ советской и русской промышленности и военной мощи. Но если бы я принимал решение об установке, не знаю, как и каким бы я его сделал, где поставил - в Москве, в Ижевске.

Пропорционально памятник не слишком бросается в глаза в том месте, где он установлен. Я сам ожидал более резкого контраста с Садовым кольцом. Сам памятник вживую я пока не видел, делать какие-то оценки было бы не совсем корректно.

Пока можно сказать только то, что мы получили еще один постсоветский памятник, который идеологически и эстетически принадлежит той инерции, которая продолжает традиции фигуративной скульптуры позднесоветского времени.

19 сентября, в День оружейника России, в Москве пройдет открытие памятника Михаилу Калашникову. Монумент появится в самом центре столицы - на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Основу художественной композиции представляет сам Калашников, который держит в руках свое изобретение - АК-47. Кроме того, скульптура включает в себя земной шар и образ Святого Георгия Победоносца.

Фото: РИА «Новости» / Григорий Сысоев

Во вторник, 19 сентября, в Москве пройдет открытие памятника конструктору Михаилу Калашникову. Он будет расположен на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, сообщил его скульптор, народный художник России Салават Щербаков.

Монумент величиной более чем в семь метров представляет собой фигуру Калашникова, который держит в руках АК-47. В художественную композицию также входит земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Это, по задумке скульптора, символизирует сохранение мира и победу «над силами зла». «Сначала эта фигура мыслилась без автомата, но тогда получается, что стоит человек, как писатель, люди не будут понимать, кто это. Поэтому мы все-таки осмелились на автомат», - пояснил Щербаков.

При этом сам Калашников в конце своей жизни пересмотрел отношение к собственному изобретению. По некоторым данным, за девять месяцев до своей смерти он написал письмо патриарху Кириллу. В нем он раскаивается в том, что его автомат лишал людей жизни. Более того, Калашников задавался вопросом может ли он из-за этого быть повинен в чужой смерти.

Открытие памятника должно было состояться еще в январе, но его перенесли на 8 мая. В итоге его решили приурочить к Дню оружейника, которое состоится 19 сентября. Место установки монумента тоже решили поменять - с Оружейного переулка на пересечение Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. Так скульптура Калашникова будет более заметна для москвичей, считает Щербаков.

Это уже второй памятник Михаилу Калашникову. Первый был установлен в 2015 году на мемориальном кладбище в Мытищах, где похоронен сам оружейник. Установить монумент в центре столицы предложило Российское военно-историческое общество.

«Это сама суть Калашникова»

Наличие автомата на скульптуре вполне естественно, считает историк Олег Хлобустов. «Это наш выдающийся и абсолютно признанный конструктор с мировым именем. Это его фирменное изделие, которое тоже признано во всем мире», - заявил он в интервью «360». Другие элементы скульптуры - это не более, чем фантазия художника. Памятник Калашникову символизирует таланты и достижения государства.

Это сама суть Калашникова и как инженерного гения, и как организатора производства, и как лауреата государственной премии. Это было именно создание стрелкового оружия, которое необходимо всем не только как спортивное, но и оборонительное. Никто от этого не отказался и в ближайшее десятилетие не откажется

Олег Хлобоустов.

Иного мнения придерживается заслуженный архитектор России Николай Шумаков. «Принципиально неверно в центре Москвы ставить такие агрессивные памятники», - заявил он в интервью «360». Такой монумент было бы логичнее установить на родине Калашникова - в Ижевске.

Это автомат, из которого миллионы людей «положили», а тут с такой любовью величайший конструктор смотрит на этот автомат и, очевидно, нянчит его, как дите. Любое проявление агрессии неприемлемо. <...> Более того, памятник повернут так, что по внешней стороне Садового кольца едешь к нему в затылок. Он сориентирован неверно. И самое главное - агрессия в центре города должна отсутствовать

Николай Шумаков.

Москвичам такой памятник не понравится категорически, считает Шумаков. «Я почти уверен, что после открытия будет волна и шторм негодования», - подчеркнул он. Центр города должен приносить людям радость, а в этом памятнике ее нет.

Автомат Калашникова на протяжении полувека был символом России и освободительных движений, рассказал «360» историк Борис Юлин. «Оружие было бы все равно. Не автомат Калашникова, так какое-нибудь другое», - отметил он. Именно автомат Калашникова стал символом независимости Вьетнама во время войны.

Автомат Калашникова не увеличил количество жертв, а изменил свой баланс. То есть позволил людям не умереть, а победить своих противников

Борис Юлин.

Этот новый городской монумент стоит признать выдающимся за то, чем он не является. Это не памятник скромному человеку, который создал простое, дешевое и надежное оружие, сыгравшее ключевую роль в борьбе оппозиций со всевозможными режимами и ставшее символом повстанческого движения во всем мире, - революционеры помещают автомат Калашникова на свои гербы и флаги. Статуя также не является попыткой увековечить самый знаменитый русский бренд или отразить терзания Михаила Тимофеевича, который понимал, какое количество страдания принесло его имя на эту планету.

Бессмысленно задавать вопросы по поводу мотивов авторов памятника и тех, кто принял решение разместить его в Оружейном переулке (это глава «Ростеха» Сергей Чемезов и министр культуры Владимир Мединский). Например, почему крылатый архангел Михаил на крылатом же коне изображен как святой Георгий с копьем ? И какая тут связь с Ижевском? И почему там рядом навалена уйма штурмовых винтовок на манер похоронных букетов? Или почему скульптор Салават Щербаков изобразил Калашникова больше похожим на коммандо, чем на инженера-оружейника? Пускай это разбирают религиоведы и психоаналитики, потому что логичнее всего интерпретировать памятник как проявление всех комплексов российской власти.

Вместе с бесчисленным множеством скульптур и , испортившим виды на город за последние несколько лет, - от , памятника и гиперреалистичных статуй в Александровском саду до типовых граффити с древнерусскими богатырями - эта волна монументальной пропаганды не несет с собой какую-то особую идеологию или эстетику. Сегодняшней российской номенклатуре удается создавать поразительно незапоминающиеся вещи, и в деле подъема патриотических чувств у этих произведений не больше шансов заразить сердца любовью к родине, чем у протокольной речи какого-нибудь провинциального губернатора на 9 Мая.

Поразительно другое: то, что городская администрация одной рукой перерезает ленточку на открытии передового , а второй - насаждает в городе пещерный патриотизм. Однако, возможно, «Зарядье» и Калашников не такие уж разные явления. Да, парк, обошедшийся в 14 миллиардов, на который, как выяснилось, придется потратить еще 10, выглядит симпатичнее, чем мужик с автоматом. Но появился он в Москве таким же волшебным образом, как и Калашников, и ему также не хватает убедительности.

Кто знает, может быть, я не прав и памятник Калашникову состарится так же естественно, как церетелиевский Петр, которому уже 20 лет. Я, кстати, не всегда симпатизировал стометровому Петру. Наша первая встреча с ним произошла во время лужковских празднований . Я был тогда бедным иностранным студентом, и за несколько часов до этого меня выпустили из обезьянника - а посадили туда за то, что я не носил с собой паспорт. Но я полюбил Петра как символ времени, когда Москва была столицей другой цивилизации. Грубой, злой, жестокой, не задававшейся вопросами вкуса, исторической преемственности да и здравого смысла тоже.

Вместе с введением платной парковки, Армагеддоном палаток и битвой с шаурмой мэр Собянин методично разрушает наследие 1990-х. Времени, когда Москва была помешана на сексе и казалась самым свободным городом на планете. Сейчас колосс Церетели в семейных трусах служит напоминанием об эпохе русского максимализма на контрасте с постиндустриальным гламуром «Красного Октября», хипстерским уютом «Музеона» и советским шиком парка Горького. Он выглядит как воинственная антитеза современности и грозит кулачищем тем, кто пытается превратить Россию в еще одну былую империю, прикрывающую свой упадок страничками меню с фермерской курицей и крафтовым пивом.

Может, через 20 лет Калашников тоже станет напоминанием о времени, когда воинственный монументализм прокатился волной по Москве, врезавшись в программу по расширению тротуаров и облагораживанию площадей. А может, городу придется молча жить с этими статуями, как штаты американского Юга жили с памятниками расистам, которые прикрывали патриотизмом свое стремление разрушить страну. США понадобилась сотня лет, чтобы разобраться в истинном положении, и я боюсь, что новый Калашников может оказаться таким же долговечным, как и изобретенный им автомат.

Памятник Михаилу Калашникову был открыт 19 сентября 2017 года в сквере на пересечении Оружейного переулка с Долгоруковской улицей на , прямо перед громадой небоскрёба .

Михаил Тимофеевич Калашников (1919 - 2013) - советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, вошедший в историю как создатель автомата Калашникова (АК) - самого распространённого стрелкового оружия в мире. Будущий оружейник вырос в многодетной крестьянской семье в Томской области и с детства интересовался техникой. В 1938 году Калашникова призвали в Красную армию, и там он впервые смог применить свой талант на практике, разработав инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки и счётчик моторесурса танка. В годы войны он разрабатывает сначала пистолет-пулемёт, затем самозарядный карабин и в итоге - автомат, который принимают на вооружение в 1947 году. Впоследствии автомат Калашникова неоднократно модифицировался и стал популярным оружием во многих странах мира.

Памятник выполнен с портретным сходством и изображает оружейника в полный рост. Калашников одет в самую прозаичную в мире одежду - штаны со стрелками, ботинки и простую куртку - и держит в руках автомат собственной разработки, задумчиво глядя мимо него куда-то вдаль. Фигура с автоматом водружена на высокий гранитный постамент, на котором выгравированы слова: "Михаил Калашников. Герой Российской Федерации. Дважды Герой Социалистического Труда". Общая высота монумента составляет 9 метров (5 метров - сама скульптура, 4 метра - постамент).

Позади памятника установлена стела, выполненная в виде земного шара, на котором размещены рельефные изображения автоматов и пулемёта Калашникова на фоне композиции из чертежей и рабочих инструментов. По центру плиты выгравирована цитата - "Я создавал оружие для защиты своего Отечества" - и подпись Михаила Калашникова. Композицию дополняет скульптурное изображение Архангела Михаила, пронзающего копьём дракона, но вместо наконечника копья - дуло автомата. Символически такое решение призвано отражать тему вечной борьбы добра и зла, где автомат Калашникова представлен как оружие добра, которое используется по всему миру.

Монумент установлен по инициативе Российского военно-исторического общества при поддержке Мосгордумы и Госкорпорации "Ростех".

Критика

Памятник Михаилу Калашникову - одна из тех скульптур, которую начали критиковать ещё до момента открытия. Когда проект памятника был представлен публике, у многих вызвал недоумение его милитаристский вид, некоторые были обескуражены размером памятника человеку, изобретение которого стало едва ли не самым смертоносным оружием в мире. В целом, горожане отнеслись к идее установки фигуры человека с автоматом в центре Москвы со скепсисом.

Саму фигуру Калашникова при этом сравнивают со статуей "братка" из 90-х.

Сомнения в уместности памятника высказали и некоторые публичные люди; в частности, по мнению музыканта Андрея Макаревича, скульптура вышла "бездарной и уродливой", а в советские времена "этот истукан не прошёл бы худсовет".

Салават Щербаков в ответ на критику отметил, что многим памятник нравится.

Так или иначе, памятнику суждено стать одним из самых известных монументов Москвы: если его художественные качества можно подвергнуть сомнению, то скандальная слава определённо точно останется с ним навсегда.

Памятник Михаилу Калашникову находится на пересечении Оружейного переулка (Садовой-Каретной улицы) с Долгоруковской улицей. Добраться до него можно пешком от станций метро "Маяковская" Замоскворецкой линии, "Новослободская" Кольцевой и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской.