Какие слова могут иметь разный морфемный состав. Морфемный состав слова
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Виды работ по морфемике на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются школьники при изучении однокоренных слов и морфем.
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова, методику изучения и виды работ, которые проводятся в школе на уроках русского языка.
Подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
Описать морфемный состав слова в современном русском языке;
Рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;
Изучить опыт работы учителей школ по данной теме.
Объект исследования: состав слова.
Предмет исследования: методика изучения состава слова в школе, на уроках русского языка.
Методы исследования:
Теоретические методы:
1) изучение методологических основ;
2) изучение «истории вопроса» и изучение всей литературы по вопросу, анализ всего прошлого опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела;
3) изучение вопросов современного науковедения, эвристики, методов исследования и смежных наук, опыта исследовательской работы крупных ученых;
4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, формирование выводов и практических рекомендаций .
Эмпирические методы:
1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного;
2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведения магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ - диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей.
Этапы исследования:
1) изучение методологических вопросов теории познания и ее применения к процессу обучения школьников. Изучение психолого-педагогических вопросов теории познавательной деятельности учащихся.
2) обработка собранных материалов.
3) внесение корректив в предварительные выводы. Разработка рекомендаций. Окончательная доработка новой методики и учебных материалов, составление работы .
МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
Понятие морфем
Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.
Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.
Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.
Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.
Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.
Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.
Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.
Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.
Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.
Два признака морфем - обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) - однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом - щик - чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - - и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .
Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.
Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня - фонемы.
К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.
Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.
Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.
Морфема - единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема - единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.
Преподаватель Мырзахметова Б.А
Индустриально-технический колледж. Г.Шымкент
План урока
Тема: Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова и морфемный разбор.
Цель : о бобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике.
Задачи: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов, активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине - РК, уважительное отношение к русскому языку, толерантное отношение друг к другу.
Развивающаяцель : развитие речи (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);развитие умения применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи).
Тип урока: у рок закрепления новых знаний и выработки умений
Метод проведения: п ользование словарями различных типов
Наглядностиурока: учебник «Русский язык» ествественно-математического направления с казахским языком обучения, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
І. Организационный момент:
а) Проверка внешнего вида и наличия учебных принадлежностей
б) Проверка робочих местучащихся, назначение дежурных;
в) Повторение правил техники безопасности.
II . Повторение пройденного материала:
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – пере делать
Суффиксальный: синий – син еньк ий
Приставочно-суффиксальный : стакан – под стакан ник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденонос ец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает ).
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окн о
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Способы словообразования
В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:
1) слова, образованные
морфологическим способом
(с помощью различных словообразовательных морфем);
2) слова, образованные
неморфологическим способом
(без помощи морфем).
1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
1 . Морфолого - синтаксический (способ перехода одной части речи в другую).
2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).
2. Лексико- синтаксический (сращение).
3. Лексико- семантический (распад многозначного слова на омонимы).
В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных .
Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.
Морфолого-синтаксический способ - это способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода слов из одной части речи в другую, например: больной (имя прилагательное) - больной (имя существительное), вокруг (наречие) - вокруг (предлог).
Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:
Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении). В современном русском языке таким способом наиболее активно образуются имена существительные.
Лексико-синтаксический способ, или сращение
(слияние), - это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово:
за благо рассудится - заблагорассудится; с ума сшедший - сумасшедший; вечно зелёный - вечнозелёный; сильно действующий - сильнодействующий, ума лишённый - умалишённый
.
Лексико-семантический способ - это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т. е. в результате распада многозначного слова на омонимы. Например: удел - 1) область, управляемая князем-феодалом в древней Руси; 2) судьба, участь.
IV . Закрепление пройденного материала:
Образец морфемного и словообразовательного разбора
В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).
(Много) парикмахерских
1) Морфемный разбор:
1.
парикмахер-ск
-
их
(имя существительное).
2. Окончание – -
их
. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.:
парикмахерск
-
ая
,
парикмахерск
-
ой
.
3. Основа формы –
парикмахер-ск-
.
4. Корень –
парикмахер
-. Однокоренные слова:
парикмахер
□,
парикмахер
-ш
-
а
.
5. -
ск
матрос-
ск
-
ий
,
жен-
ск
-
ий
.
1. Начальная форма –
парикмахерская
.
2. Основа слова –
парикмахерск-
. Основа производная.
3–5.
парикмахерск
-
ая
(сущ.) ←
парикмахерск
-
ий
(прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
Жители
1) Морфемный разбор:
1.
жи-тел
-
и
(имя существительное).
2. Окончание – -
и
. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.:
житель
□,
жител
-
я
.
3. Основа формы –
жи-тел-
.
4. Корень -
жи
-. Однокоренные слова:
жи
-
ть
,
жи
-л
-
ой
.
5. -
тель
– суффикс. Это суффикс существительного, ср.:
пис-а-
тель
□,
вод-и-
тель
□.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
житель
.
2. Основа слова –
жи-тель
. Основа производная.
3–4.
жи-
тель
□ →
жи
-
ть
.
5.
-тель
6. Суффиксальный способ.
Рождаются
1) Морфемный разбор:
1.
рожд-а
-
ют-ся
(глагол).
2. Окончание – -
ют
. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.:
рожд-а
-ет-
ся
,
рожд-а
-ем-
ся
.
3. Основа формы –
рожд-а-…-ся
.
4. Корень –
рожд
-. Однокоренные слова:
рожд
-а
-ть,
рожд-ённ
-ый.
5. -
а
- – суффикс. Это суффикс глагола, ср.:
пис-
а
-ть,
реш-
а
-ть.
-
ся
мы
-ть-
ся
,
куп-а
-ть-
ся
.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
рождаться
.
2. Основа слова –
рожд-а-…-ся
. Основа производная.
3–4.
рожда
-
ть
-
ся
←
рожда
-
ть
.
5. -
ся
– словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.
Побриться
1) Морфемный разбор:
1.
по-бри
-
ть
-
ся
2. Окончание – -
ть
по-бре
-ет-
ся
,
по-бре
-ем-
ся
.
3. Основа формы –
по-бри-…-ся
.
4. Корень –
бри
-. Однокоренные слова:
бри
-тв
-а,
вы-
бри
-ть.
5.
по
- – приставка, ср.:
по
-сл-а
-
ть
,
по
-сад-и
-
ть
.
-
ся
– постфикс возвратного глагола, ср.:
мы
-ть-
ся
,
куп-а
-ть-
ся
.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
побриться
.
2. Основа слова –
по-бри-…-ся
. Основа производная.
3–6. а)
по-бри
-ть-
ся
←
по
-бри
-ть; -ся
– словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б)
по-бри
-ть-
ся
←
бри
-ть-
ся
; по
- – словообразовательная приставка; префиксальный способ.
Освежить
1) Морфемный разбор:
1.
о-свеж-и
-
ть
(глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – -
ть
. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.:
о-свеж
-ит,
о-свеж
-им
.
3. Основа формы –
о-свеж-и-
.
4. Корень –
свеж
-. Однокоренные слова:
свеж
-ий,
свеж
-о
.
5.
о
- – приставка, ср.:
о
-бел-и
-ть,
о
-светл-и
-ть
.
-
и
- – суффикс глагола, ср.:
о-бел-
и
-ть,
о-светл-
и
-ть.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
освежить
.
2. Основа слова –
о-свеж-и-
. Основа производная.
3–4.
о
-свеж-
и
-
ть ←
свеж
-ий
.
5.
о-
– словообразовательная приставка;
-и
– словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.
Голову
1) Морфемный разбор:
1.
голов
-
у
(имя существительное).
2. Окончание – -
у
. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.:
голов
-
а
,
голов
-
ой
.
3. Основа формы –
голов-
.
4. Корень –
голов
-. Однокоренные слова:
голов
-н
-ой,
голов
-аст
-ый
.
5. Приставок и суффиксов нет.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
голова
.
2. Основа слова –
голов-
(В) уездном (городе)
1) Морфемный разбор:
1.
уезд-н
-
ом
(имя прилагательное).
2. Окончание – -
ом
. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.:
уезд-н
-ый,
уезд-н
-ого
.
3. Основа формы –
уезд-н-
.
4. Корень –
уезд
-. Однокоренные слова:
уезд
□,
по-
уезд
-н
-
ый
.
5. -
н
- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.:
волост-
н
-
ой
,
подъ-езд-
н
-
ый
.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
уездный
.
2. Основа слова –
уезд-н-
. Основа производная.
3–4.
уезд-н
-
ый
←
уезд
□.
5.
-н-
– словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
(Жизнь)… (была) тишайшей
1) Морфемный разбор:
1.
тиш-айш
-
ей
(имя прилагательное).
2. Окончание – -
ей
. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.:
тиш-айш
-
ая
,
тиш-айш
-
ую
.
3. Основа формы –
тиш-айш-
.
4. Корень –
тиш
-. Однокоренные слова:
тих
-
о
,
тиш
-ин
-
а
.
5. -
айш
- – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.:
велик
-ий –
велич-
айш
-ый,
свеж
-ий –
свеж-
айш
-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) –
тихий
.
2. Основа слова –
тих-
. Основа непроизводная (состоит из одного корня).
Влюблена
1) Морфемный разбор:
1.
в-любл-ен
-
а
(краткая форма причастия).
2. Окончание – -
а
. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.:
в-любл-ён
□,
в-любл-ен
-
ы
.
3. Основа формы –
в-любл-ён-
.
4. Корень –
любл
-. Однокоренные слова:
люб
-и
-
ть
(чередование
б/бл
),
люб
-овь
□.
5.
в
- – приставка, ср.:
в
-крапл-ённ
-
ый
,
в
-плет-ённ
-
ый
.
-
ен
– суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.:
в-нес-
ен
-
а
,
в-плет-
ен
-
а
.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма причастия –
влюблённый
.
2. Основа причастия –
в-любл-ённ-
. Основа производная.
3–4.
в-любл-ённ
-
ый
←
в-люб-и
-
ть
.
5.
-ённ
– суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.
(В секретаршу) месткома
1) Морфемный разбор:
1.
мест-ком
-
а
(сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – -
а
. Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.:
мест-ком
□,
мест-ком
-
ом
.
3. Основа формы –
мест-ком-
.
4. Корни слова: 1)
мест
-; 2)
ком(итет)
- – в сокращённом виде. Однокоренные слова:
мест
-н
-
ый
,
мест
-
о
;
комитет
□,
комитет
-ск
-
ий
.
5. Приставок и суффиксов нет.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма –
местком
.
2. Основа слова –
мест-ком-
. Основа производная.
3–4.
мест-ком
□ ←
мест
-(н)
-
ый
ком
(итет)
.
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.
V . Итоги:
Выставление оценок;
Домашнее задание;
Уборка аудитории.
VI . Домашнее задание:
Выучить правило, ответить на вопросы по теме.
что такое морфемный состав слова?
- Состав слова. Понятие морфемы
Состав слова это сочетание его значимых частей (морфем) .
Морфема (от греч. morphe форма) это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово подводный состоит из четырх морфем: корня -вод-, приставки под-, суффикса -н- и окончания -ый.
В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.
Корневая морфема составляет лексическую базу слова. Аффиксальные морфемы (от лат. affixus прикреплнный) аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, #9632;ишь и -ся) , оформляющие каждое из этих слов как определнную часть речи в системе е форм.
По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.
По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова) . Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами, а в формах бодрый, бодрая окончания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.
- Морфе#180;мный соста#180;в сло#180;ва совокупность всех выделяющихся в нм морфем (в том числе и уникальных) , а также интерфиксов.
Мно#180;жественность морфе#180;много соста#180;ва сло#180;ва способность слова члениться по-разному. Такой способностью в ряде случаев обладают полимотивированные слова, например: мода #8594; модник 1, модник 1 и модный #8594; модник 2, модник 2.
Слово может члениться по-разному и в том случае, если учитываются разные точки зрения, например: безусый #8592; ус (1-ая точка зрения: префиксально-суффиксальный способ словообразования, безус#216;ый 1; 2-ая точка зрения: префиксально-флексийный способ словообразования, безусый 2).
http://yarus.aspu.ru/?id=20 - Например: Пришл - окончание нулевое, основа слова пришл, корень шл, приставка при. А суфикса нет.
- Спасибо, братиш!
- это состав слова
Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.
В русском языке существуют следующие морфемы:
- корень - самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов - общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень -«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня - «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два - «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три - не стоит пугаться - «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
- суффикс - значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» - это корень, «ник» - это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два - например, в слове «подберезовик»;
- приставка - еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса - с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» - это корень, «под» - это приставка;
- Окончание - изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
- Основа - часть слова без окончания.
Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.
Правила и исключения при разборе по составу
Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем - он поможет не делать ошибок.
Обязательно в слове должен присутствовать только корень - один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.
Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове - это суффикс), а потому все слово будет основой.
В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.
Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.
Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов
Морфемный разбор состоит из следующих этапов:
- Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
- Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз - «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть - «а». Это окончание.
- Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова - «поезд», «переезд». Сравним эти слова - не меняется часть «езд». Это и есть корень.
- Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова - «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
- Заключительный этап - это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
- Обозначаем все части слова соответствующими символами.
Морфема
Типы морфем
Корень – обязательная, главная часть слова. Все слова, имеющие одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными. Значит, корень – общая часть родственных слов. Родственные слова образуют словообразовательные гнезда. Например: вода, водный, водяной, подводный,наводнение; свет, светить, светлый, осветить, освещение, свеча, подсвечник.В некоторых гнездах может насчитываться несколько десятков слов-«родственников». Обычно корень не изменяет свою форму. Гласные и согласные, независимо от произношения, пишутся одинаково во всех однокоренных словах: море – морской, ходить – походка. Однако иногда в корнях происходит изменение звуков и букв, которое называется чередованием. Так, корень -свет- имеет свои варианты -свеч-, -свещ- (свеча, освещать), которые различаются согласными звуками и буквами. В родственных словах снег, снежок, снежинка, снежный, снеговой корень выступает в двух вариантах -снег- и -снеж-, в которых чередуются согласные [г-ж]. В корнях однокоренных слов дружба, дружить, друзья, подруга наблюдается чередование согласных [г-ж-з]. В корнях могут чередоваться не только согласные, но и гласные звуки: мыть,вымоем; ношу, нёс; везли – возит, рос – растение. Однокоренными считаются только те слова, в которых корнисовпадают как по своей форме, так и по значению. Иногда в словах корни совпадают только по форме, но не по значению: рисовать – рис; вода – водить, ручка – ручей; копить – копать. В таких случаях слова не являютсяоднокоренными, или родственными. Для того чтобы выделить в слове корень, нужно: 1) подобрать однокоренныеслова, 2) сравнить однокоренные слова и найти в них общую часть, 3)выделитьеё знаком.Безударные гласные в одних и тех же корнях пишутся одинаково – как под ударением, так и в безударном положении: дом, домашний; лес, лесной, в лесу; час, часы. Для проверки написания безударного гласного в корне надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение: стена – стенка, стеночка;
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. В русском языке слова подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Например, слова там, далеко, много, метро, такси не изменяются. Однако большинство слов изменяют свою форму: поехал к маме, люблю маму, был у мамы. При изменении формы слова изменяется окончание. С помощью окончания слова связываются друг с другом в предложении: На землю падали белые пушистые снежинки. Окончание обладает грамматическим значением. В существительных, прилагательных оно выражает значение числа, рода, падежа, в глаголах –значение числа, лица, рода (в прошедшем времени). В некоторых изменяемых словах может быть нулевое окончание, которое не состоит из звуков и букв. Нулевое окончание выявляется при сравнении форм 6 слова: лес, в лесу, нет леса. При изменении слова лес в других формах появляются окончания, значит, в форме лес также есть окончание, но оно н у – л е в о е – не выражено звуками и буквами. Таким образом, нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками (буквами). Чтобы выделить в слове окончание, надо: 1) изменить слово, 2) сравнить
разные формы слова, найти ту часть слова, которая изменяется, 3) выделить
изменяемую часть слова знаком.
Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. В основе заключено основное значение слова. Основа слова может состоять только из корня (звезд-а, неб-о, лес) или из корня и других морфем --суффиксов, приставок (кроме формообразующих). Основы бывают производными и непроизводными. Н е п р о и з в о д н а я основа состоит только из одного корня: дом, дел-о, хорош-ая, смотр-ят. П р о и з в о д н а я основа, кроме корня, включает одну или несколько других морфем – приставку, суффикс: подводн-ый, музыкант-ы, поед-ем. Чтобы выделить в слове основу, надо: 1) изменив слово, найти в нём окончание, 2) отбросить окончание,
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: снег – снеж-н-ый, снеж-инк-а; дом – дом-ик, дом-ашн-ий; тёмный – темн-е-ть, темн-от-а. Суффиксы придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение действующего лица: перевод-чик, строи-тель, уч-еник, футбол-ист, бокс-ёр, банк-ир, испан-ец; 2) значение признака: лет-н-ий, дет-ск-ий, апельсин-ов-ый, кож-ан-ый, дожд-лив-ый; 3) уменьшительно-ласкательное значение: стол-ик, птич-к-а, ден-ёк, мам-очк-а, Наташ-еньк-а и др.
Постфикс В некоторых словах встречается морфема, стоящая после окончания: одеваюсь, учится, какой-нибудь, что-то. Такая морфема называется постфиксом. Постфикс -ся употребляется после согласных, а его вариант -сь -- после гласных: радуюсь, радуемся.
Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: ехать – при- ехать, хороший – не-хороший, полезный – бес-полезный. С помощью приставок чаще всего образуются глаголы. Приставки придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение движения наружу:выходить, уходить, 2) движение внутрь: приносить, вносить; 3) отсутствия признака: некрасивый, бесшумный.Чтобы выделить в слове приставку, нужно: 1) подобрать однокоренные слова с приставками и без приставки; 2) выделить в слове корень; 3)найти ту часть слова, которая стоит перед корнем; 4) обозначить эту морфему знаком
Соединительная гласная (интерфикс) В состав некоторых слов могут входить два корня: пылесос, водопад, сухофрукты. Корни в таких словах соединяются особой морфемой, которая называется соединительной гласной, или интерфиксом. В русском языке чаще всего используются соединительные гласные о (после твердых согласных) или е (после мягких согласных): самовар, змеелов. Реже встречаются другие интерфиксы: пятилетний, двухэтажный, трёхместный.
Морфемный анализ (разбор) – это выделение в слове всех морфем.
Морфемы выделяются в словах в таком порядке: Окончание Основа Корень Приставка Суффикс
ТЕМА 2. СПОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Словарный запас языка постоянно пополняется новыми словами. Пополнение словаря идёт двумя путями: заимствованием из других языков и образованием новых слов на базе существующих. Основным средством обогащения словаря является словообразование. Слова в русском языке делятся на и непроизводные, или простые, исходные (дом, победа, шахматы, ехать) и производные (домик, победить, шахматист, приехать). Производные слова образовались от других слов. Из двух соотносящихся друг с другом слов, имеющих общий корень, одно является более простым по своему составу, первичным, другое – более сложным, вторичным, производным от первого слова. Например: дом – домик ‘маленький дом’, победить – победитель ‘тот, кто победил’, учитель –учительница ‘женщина-учитель’. Таким образом, мы видим, что значение одного слова можно объяснить через значение другого слова. Такая связь между однокоренными словами называется словообразовательной мотивацией. Образование новых слов происходит различными способами. В современном русском языке используются такие основные способы словообразования : суффиксальный, приставочный, приставочно- суффиксальный, сложение, слияние слов, аббревиация. Все способы словообразования можно разделить на морфемные (когда новое слово образуется с помощью морфем) и неморфемные (когда в образовании новогослова морфемы не участвуют).
2.1. Морфемные способы образования слов
С у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование слова путём прибавления к основе суффикса: учи-ть – учи-тель, вчера – вчера-шн-ий, обед – обед-а-ть, честн-ый – честн-ость. Суффиксация наиболее распространена при образовании существительных и прилагательных. Суффиксация может сопровождаться чередованием звуков в корне,. например: тихий – тишина, друг – дружить, книга – книжный, граница - граничить; Нередко при суффиксации наблюдается усечение основы (сокращение основы на один или несколько звуков (букв): низкий – низость, робкий – робеть, утка– утиный. В образовании нового слова участвует только один суффикс: учить –учитель – учительница. При образовании слова учительница суффиксы -тель- и -ниц- прибавлялись к основе по очереди на каждой ступени словообразования. Если новое слово образуется с помощью суффикса от глагола, то его образование всегда идёт от инфинитива, в котором суффиксы -ть, -ти отбрасываются, как и окончания, и не входят в основу: писа-ть – писатель, строи-ть – строитель. Чтобы уточнить, с помощью какого суффикса образовалось слово, надо сравнить основы двух слов (основу производную и основу того слова, от которого образовано новое слово) и установить, какой морфемой они различаются. Например, нерешительность – нерешительн-ый -- первое слово образовалось от второго с помощью суффикса -ость. При этом используется, как в математике, приём вычитания (вычитание основ). Как разновидность суффиксального способа рассматривается нулевая суффиксация.
Нулевая суффиксация – это образование нового слова с помощью нулевого суффикса. Например, от глагола бегать образовалось существительное бег(аналогично от полететь образовалось полёт, от входить – вход, от зелёный – зелень). При этом производящая основа (основа слова, от которого образуется данное слова) может содержать больше морфем, чем основа образованного слова: выходить – выход (суффикс -и- усекается, не входит в основу образованного слова).
П о с т ф и к с а л ь н ы й – образование нового слова с помощью постфикса –ся/-сь, -нибудь, -либо: мыть – мыться, какой-нибудь,кто-либо.
П р и с т а в о ч н ы й (п р е ф и к с а л ь н ы й) – это образование нового слова путём прибавления к целому слову приставки (префикса): группа – подгруппа, автор – соавтор, опасный – безопасный, прыгнуть – подпрыгнуть, гнать – выгнать, всегда – навсегда. Наиболее распространён приставочный способ при образовании глаголов: писать – подписать, выписать, переписать, списать,
П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование нового слова путём одновременного присоединения к основе или слову и приставки и суффикса: окн-о – подоконник, граница – заграничный, новый – по-новому, чистый - дочиста. Иногда трудно определить, каким способом (приставочным или приставочно-суффиксальным) образовано слово, которое имеет в своём составе и приставку, и суффикс. В этом случае надо отнять от слова приставку и проверить, употребляется ли это слово без приставки или нет. Если не употребляется, то слово образовано приставочно-суффиксальным способом, а если употребляются – то приставочным способом. Например: антивоенный – военный (слово образовано с помощью приставки анти-), одеяло –пододеяльник (приставочно-суф способ, т.к. нет слова одеяльник).
*Если вместе с приставкой в образовании нового слова принимает участие постфикс, то говорят о префиксально-постфиксальном способесловообразования: звонить – дозвониться, бежать – разбежаться.
С л о ж е н и е – это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения двух или более основ или слов: земля, трясти - землетрясение, кислый, сладкий – кисло-сладкий, выставка- продажа, лётчик-космонавт. В последних двух примерах (при сложении целых слов) образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закреплённым порядком слов. Компоненты, образующие сложные слова, могут объединяться с помощью соединительного гласного (интерфикса) о/е: хлебозавод, земледелец, пылесос. Иногда в образовании сложного слова участвует также и суффикс: железная дорога - железнодорожный, тушить огонь – огнетушитель. В таком случае можно говорить о сложно-суффиксальном способе образования, который следует рассматривать как разновидность сложения.
*От сложения необходимо отличать суффиксальный способ, когда новое слово образуется от сложного слова путём прибавления суффикса: самолёт – самолётный, водопровод – водопроводчик. В таких случаях нужно, отняв суф, проверить, употребляется ли сложное слово без него. Если употребляется – слово образовано с помощью суффикса, если нет – значит, слово образовано сложно-суф способом.
2.2. Неморфемные способы образования слов
С л и я н и е – способ словообразования, при котором главное и зависимое слова словосочетания сливаются в одно новое слово: быстро растворимый – быстрорастворимый, глубоко уважаемый – глубокоуважаемый, вечно зелёный – вечнозелёный. Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом – причастием или прилагательным. В таких сложных словах имеется одно основное ударение, закреплённый порядок частей (их нельзя поменять местамибыстродействующий – действующий как? быстро, нижеподписавшиеся – подписавшиеся где? ниже.
А б б р е в и а ц и я (сложносокращенный способ) – это такой способ образования новых слов, при котором новые слова возникают путём сложения сокращённых частей слов. Слова, образованные таким способом, называются аб б р е в и а т у р а м и. Аббревиация свойственна только именам существительным. Различают два типа аббревиации, которые зависят от того, из каких частей слов образуется аббревиатура: из звуков, букв или частей слов (но не морфем).
Слоговая аббревиация – образование сложносокращённых слов путём сочетания начальных частей слов или слогов (либо целого слова и части
другого слова): универсальный магазин – универмаг, заработная плата – зарплата, медицинский пункт – медпункт, заведующий кафедрой – завкафедрой, заместитель директора –замдиректора, физическая культура – физкультура, Европейский союз -Евросоюз;
Инициальная аббревиация – образование сложносокращённых слов из начальных звуков или букв: высшее учебное заведение – вуз, запись актов гражданского состояния – загс, без определённого места жительства – бомж, Государственная автомобильная инспекция – ГАИ, научно- 26 исследовательский институт – НИИ, Министерство иностранных дел – МИД, Белорусский государственный университет - БГУ.
Как неморфемный способ словообразования рассматривается также п е р е х о д с л о в о д н о й ч а с т и р е ч и в д р у г у ю часть речи. Чаще всего наблюдается переход имён прилагательных в имена существительные – субстантивация. Например: учёный человек -- крупный учёный, мороженое мясо -- вкусное мороженое, дежурный врач -- подошёл дежурный, рабочий человек -- рабочий трудится, проездной билет -- потерял проездной. При переходе в разряд существительных имена прилагательные приобретают все грамматические характеристики существительных и начинают отвечать на вопросы кто? что?
2.3.Основные словообразовательные понятия
Словообразовательный анализ – это установление 1) от какого слова образовалось данное слово,2) с помощью какой морфемы оно образовалось 3) каким способом оно образовалось.
Производное слово – это слово, образованное от другого слова. Слово сахарница производное, т.к. образовано от слова сахар, а слово сахар –непроизводное, исходное.
Производная основа – это основа производного слова. Кроме корня, в нее входят другие морфемы. Основа слова сахарница – (сахарниц) производная, так как состоит из корня сахар- и суффикса -ниц-.
Производящая основа – это основа того слова, от которого образовалось данное слово. Производящую основу для слова сахарница надо искать в слове сахар (это основа сахар-, которая в этом слове совпадает с корнем).
Образующая морфема – это морфема, с помощью которой образовалось слово. Например: водить – водитель, апельсин – апельсиновый, петь – запеть. Чтобы найти образующую морфему, нужно из производной основы «вычесть, отнять» (как в математике) производящую основу. Та морфема, которой эти основы различаются, и будет образующей морфемой. В слове сахарница образующая морфема – это суффикс -ниц-, так как с помощью этого суффикса слово образовалось от слова сахар (сравним основы сахарниц- и сахар- и получим суффикс -ниц-).
Словообразовательное значение – это значение образующей морфемы. Например, в слове запеть приставка за- -- образующая морфема, которая имеет значение ‘начало действия’. В слове водитель образующая морфема – суффикс -тель со значением ‘действующее лицо’, в слове сахарница образующая морфема – суффикс -ниц- со значением ‘предмет’ (‘посуда’).
Словообразовательная модель – это схема, образец, по которому образовалось данное слово. Для того чтобы слова относились к одной словообразовательной модели, они должны: 1) образоваться от одной части речи (существительного, глагола и т.д.), 2) иметь одну и ту же образующую морфему с тем же словообразовательным значением. Так, слова сахарница, мыльница, хлебница образовались от существительных сахар, мыло, хлеб с помощью суффикса -ниц-, который имеет значение предмета (‘посуда, в которой что-либо хранят’). А слово школьница не относится к этой же модели, так как суффикс -ниц- здесь имеет другое значение -- ‘действующее лицо’. Глаголы запеть, закричать, засмеяться также образованы от глаголов по одной модели, поскольку приставка за- имеет значение ‘начало действия’ (начать петь, начать кричать, начать смеяться). Глагол закопать не относится к этой модели, поскольку в нём приставка обладает другим значением.
Словообразовательная цепочка – это однокоренные слова, расположенные в том порядке, в котором они образованы друг от друга. Например:
учительница – учитель – учить; доверчивость – доверчивый – доверить – верить – вера; доброта – добрый. Словообразовательные цепочки могут состоять из двух, трёх и более слов. Словообразовательные цепочки однокоренных слов входят в словообразовательное гнездо. Во главе гнезда расположено исходное слово, от которого образуются другие слова с этим же корнем. Например, в гнездо с исходным словом аптека входят такие цепочки: аптека – аптечка; аптека –аптекарь – аптекарша; аптека – аптечный. Таким образом, в этом гнезде «живут» пять однокоренных, родственных слов, которые образуют трисловообразовательные цепочки. Аптека – аптечка аптечный аптекарь – аптекарша
Словообразовательный анализ (разбор) – это определение 1) от какого слова, 2) каким способом, 3) при помощи какой морфемы образовано данное слово. Словообразовательный анализ может быть полным и неполным.При н е п о л н о м словообразовательном анализе находим слово, от которого образовано данное слово. Затем, сравнивая производную и производящую основы, находим образующую морфему и определяем способ образования слова При п о л н о м словообразовательном разборе анализируем всю словообразовательную цепочку, пока не доходим до исходного, непроизводного слова. На каждой ступени словообразовательной цепочки могут выявляться разные способы образования слов.
ТЕМА 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Глаголы с приставкой в-/во-
Основные значения приставки:
1.движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.
2.движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);
3.углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься,всмотреться.
Нормы управления:
Глагол + в + В.п.: войти в дом, вмешаться в беседу, внести мебель в комнату,
вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию; 74
Глагол + на + В.п.: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятыйэтаж.
Переносное употребление:
Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела
Вводить/ввести в заблуждение
Вносить/внести вклад
Вкладывать/вложить смысл, знания, силы, средства
Глаголы с приставкой вы-
Основные значения приставки:
1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицуиз клетки), высыпать 2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.
Нормы управления:
Глагол + из + Р.п.: выехать из Минска, выселиться из квартиры;
Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, вылететь в Москву;
Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из
карманов; 75
Глагол + на + П.п., глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании,выступить с докладом, с речью, с предложением.
Переносное употребление
Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)
Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)
Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки
Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым
Выйти/выходить замуж
Выйти/выходить из себя
Глаголы с приставкой до-
Основные значения приставки:
1.доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома),дописать (письмо);
2.достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться,договориться, дождаться, додуматься;
Нормы управления
Глагол + до + Р.п.: дожить до старости, доплыть до берега;
Глагол + В.п. + до + Р.п.: дослушать песню до середины, дочитать книгу доконца;
Глагол + В.п.: дозваться детей, добудиться сына (с трудом);
Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): дозвониться подруге, к подруге, доподруги;
Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) договориться с подругой о встрече, догадаться опричине (чего?)
Переносное употребление
Довести/доводить до сведения, до конца.
Глаголы с приставкой за-
Основные значения приставки:
1.движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку,засунуть руки в карманы;
2.попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
3.распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, засадить участок цветами;
4.чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
5.начало действия: заплакать, закричать, зацвести
6.совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
7.доведение действия до конца: заработать деньги, зажарить мясо;
Нормы управления:
Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;
Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами
Переносное употребление
Заводить/завести 1)часы, машину, мотор, 2)собаку, рыбок
Заходить/зайти (о солнце)
Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу
Глаголы с приставкой на-
Основные значения приставки
1.направление действия на поверхность: наступить на гвоздь, наехать напешехода, намазать хлеб
2.полнота, исчерпанность действия: наговориться, наесться досыта,натанцеваться, накопить денег, напечь блинов
Нормы управления:
Глагол + на + В.п.: наскочить на камень, набросить на плечи шаль
Глагол + Р.п.: нарвать цветов, накупить конфет
Переносное употребление
Наносить/нанести вред, ущерб, обиду, оскорбление
Наталкиваться/натолкнуться на препятствия, на интересную статью
Глаголы с приставкой пере-
Основные значения приставки:
1.направление действия через предмет, перемещение на другое место:перелезть через забор, переехать
3.превышение нормы в действии: переоценить свои силы, пересолить еду,ереутомиться 4. разделение предмета на две части: перерезать верёвку, перепилить дерево;
5. исчерпанность действия: перемыть всю посуду, перечитать все книги,много пережить;
6. взаимное действие (с постфиксом –ся): переговариваться по телефону,переписываться с друзьями;
7. преимущество в действии: переспорить брата, перебороть свой страх,перекрикивать друг друга
Нормы управления:
Глагол + через + В.п.: перейти через дорогу, перевести через дорогу
Глагол + с + Т.п.: перешёптываться и переглядываться с подругой
Переносное употребление;
Переносить/перенести болезнь, операцию, страдания, горе, испытания, нужду
Передавать/передать чувства, настроение, характер, обстановку
Переходить/прейти к (следующей) теме, вопросу
Перебить/перебивать собеседника, взрослых (при разговоре)
Глаголы с приставкой при-
Основные значения приставки:
1.приближение, присоединение: приклеить марку, придвинуть стол к столу,прикоснуться к руке, 2.неполнота действия: приоткрыть дверь, прилечь отдохнуть, присесть наминуту; 86
3.углубление в действие: присмотреться к студентам, прислушаться к совету;
4.приобретение каких-либо качеств: приручить зверя, приучить к порядку,привыкнуть к жаре, привить
Нормы управления
Глагол + в, на + В.п.: прилететь в Минск, прийти на концерт, в театр
Глагол + из, с + Р.п.: приехать из деревни, из Москвы, с моря, c юга
Глагол + к + Д.п.: прислушаться к звукам, приблизиться к городу, привыкнутьк шуму
Глагол +В.п. + к + Д.п.: пришить пуговицу к рубашке, привязать лошадь кдереву, приучить детей к труду, привить любовь к книге
Глагол + В.п.: привезти подарки, привести друга, приобрести умения, знания,профессию, имущество
Переносное употребление
Приносить/принести пользу, вред, радость, горе, удачу
Приступать/приступить к учёбе, к работе, к занятиям, к выполнениюобязанностей
Прививать/привить любовь, интерес к спорту, к искусству, к математике
Глаголы с приставкой про-
Основные значения приставки:
1.движение сквозь предмет или пространство: проехать через город,прорыть тоннель, проколоть шину;
2.ограничение действия во времени или в расстоянии: проработать шестьчасов, проспать всю ночь,
3.действие мимо предмета: проехать мимо памятника, пройти мимобиблиотеки;
4.ошибочное действие: нечаянно проехать свою остановку, проспать лекцию,пролить кофе на скатерть,
5.распространение действия на все объекты: прослушать курс лекций,просмотреть все конспекты,
6.действие в один приём: проговорить, прошептать, проветрить комнату
Нормы управления
Глагол + через, сквозь + В.п.: проехать через мост, пробраться сквозь заросли,
протечь сквозь крышу
Глагол + по + Д.п.: пройти по проспекту, проехать по мосту
Глагол + мимо + Р.п.: пройти мимо кассы, мимо магазина
Переносное употребление
Проходить/пройти темы, материал, программу, конкурс
Проводить/провести урок, занятие, мероприятие
Провалиться на экзаменах
Глаголы с приставкой с-/со-
Основные значения приставки:
1.удаление: срубить дерево, соврать цветок, стереть пыль со стола;
2.движение сверху вниз: сбежать с лестницы, съехать с горы;
3.соединение: соединить провода, сложить вещи в чемодан;
4.движение с разных сторон в одно место: съехаться на конгресс, скопиться;
5.сделать копию: срисовать, сфотографировать, скопировать;
6.взаимное действие (с постфиксом –ся): созвониться с подругой, сговоритьсяо встрече, сдружиться;
7.совместность: сочувствовать, сопереживать, чужому горю, соболезноватьо поводу смерти, сопровождать кого-либо, содействовать кому-либо;
8.движение туда и обратно: съездить на экскурсию, сходить в магазин
Нормы управления:
Глагол + В.п. + с + Р.п.: стряхнуть песок с одежды, снять картину со стены;
Глагол + с + Р.п.: спуститься с пятого этажа, слезть с дерева, спрыгнуть свшки;
Глагол + с + Т.п.: сдружиться с соседями, созвониться с братом;
Глагол + Д.п.: сочувствовать другу, содействовать развитию бизнеса;
Переносное употребление:
Сходиться/сойтись во мнениях, взглядах, вкусах
Сносить /снести дом, здание, строение
Не сводить глаз с чего-либо, с кого-либо
Сойти/сходить с ума
Глаголы с приставкой у-
Основные значения приставки:
1.удаление: уйти домой, улететь на юг, угнать машину, удалить зуб;
2.полнота действия: уложить вещи в сумку, уставить стол тарелками;
3.совершение действия, несмотря на трудности: уцелеть на войне, устоятьна месте, уговорить ребёнка пойти к врачу;
4.удобство действия (с постфиксом –ся): усесться в кресло, улечься на диване,
устроиться поудобнее
Нормы управления
Глагол + В.п. + от + Р.п.: уберечь ребёнка от простуды,
Глагол +В.п. + Т.п.: усыпать дорогу цветами, уставить полки книгами
Переносное употребление:
Уходить/уйти на пенсию, в отставку, от дел, от ответственности
Устраиваться/устроиться на работу
Укладываться/уложиться в срок, в регламент
Устанавливать/установить отношения
Уживаться с людьми
Тема 6. Словосложение
Сложные слова включают в себя два корня: долгожитель, однофамилец,широкоплечий, самолёт. Компоненты сложного слова могут быть свободными:они употребляются как самостоятельные слова. Например: сухофрукты – сухой+ фрукты, семичасовой – семь + час, чернокожий – чёрный + кожа, новогодний– новый + год. Первый или второй компонент сложного слова может бытьсвязанным, он не употребляется как самостоятельное слово: авиарейс,цветовод, жизнелюб.Компоненты сложного слова чаще всего соединяются с помощьюинтерфикса (соединительной гласной) о, е, и, а, ух, ёх: добродушный,нефтепровод, пятилетний, сорокалетие, двухместный, трёхэтажный. Некоторые
сложные слова, образованные без интерфикса, пишутся через дефис (черезчёрточку): ганерал-майор, лётчик-космонавт, кафе-бар, тёмно-зелёный,
ТЕМА 1. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
Слова русского языка состоят не только из букв и звуков. В них выделяются самые маленькие (минимальные) части, имеющие значение, – морфемы. Например, слово сотрудники имеет значение ‘люди, которые совместно трудятся, работают’. В этом слове 4 морфемы: со-труд-ник-и. Главная часть слова -труд- обозначает процесс – занятие, работу. Морфема со- указывает на совместность. Морфема -ник- обладает значением ‘лицо (человек), которое выполняет действие’. Последняя часть слова -и является показателем грамматического значения имени существительного, в данном случае именительного падежа множественного числа. Таким обр, каждая морфема несет часть значения слова.
Морфема – минимальная (наименьшая) значимая часть слова. Она имеет следующие признаки.
1. Является частью слова. Самостоятельно, вне слова не употребляется, только в составе слова.
2. Имеет свое материальное выражение, обычно состоит из звуков (букв): школь-ник-и. Однако бывают и нулевые морфемы, не выраженные звуками (буквами): школь-ник (в данном случае нулевое окончание).
3. Обладает значением. Значение морфемы имеет обобщенный характер.
4. Не создается в речи, а воспроизводится. Морфемы являются готовым строительным материалом, из которого строятся, создаются слова. Морфемы бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивн ые морфемы – такие, которые активно участвуют в образовании новых слов.Например, суффиксы -ник, -тель продуктивные: работник, сотрудник,проводник, помощник; учитель, строитель, издатель, покупатель Суффиксы -ун, -ач непродуктивные: бегун, шалун, циркач, ткач.
Типы морфем
По роли в составе слова морфемы делятся на корневые и служебные. К корневым относятся корни, а к служебным – приставки, суффиксы,окончания, соединительные гласные (интерфиксы).
Все морфемы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Словообразующие морфемы участвуют в образовании новых слов, а формообразующие – в образовании разных форм одного и того же слова.Например, формообразующие приставки совершенного вида: делать –сделать, строить – построить. Формообразующими являются суффиксы –показатели инфинитива, прошедшего времени, причастий, деепричастий(строить, строил, строящий, строивший, строя), степеней сравнения прилагательных (красивее, красивейший) и др.