Классный час «Что означают наши имена. Классный час «Наши имена

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма

Подготовительная работа:

1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей, почему они дали ему именно такое имя.

2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование . Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т. д. места.

Учет возрастных особенностей: Час общения проводился в 6 классе , во второй половине учебного года. В возрасте 12–14 лет учащиеся пытаются ответить на вопрос: "Кто Я? Зачем Я?". Данный час общения и призван помочь учащимся ответить на эти очень важные для них вопросы.

План

Вступительное слово учителя. Имянаречение. Что означает ваше имя? Итоги школьного социологического исследования. Викторина "Имена". Подведение итогов.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: «По имени и житие».

После Октябрьской революции родители получили право называть детей как хотели и тогда появились имена созвучные эпохе: Октябрина, Ленина, Маркслен, Тракторина т. д.

Обратим внимание на наши имена. В классе 20 человек, и только два имени повторяются дважды, а все остальные имена разные. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён, своими корнями, уходят в Древнюю Грецию и Израиль, есть имена латинского происхождения, а есть имена иссконно русские, славянские.

В старину говорили, что имя –это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря достоинства.

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять ". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать ".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) –значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

(ВСТАВИТЬ ПРО ИМЕНА УЧЕНИКОВ ИЗ ИХ ПОРТФОЛИО)

4. Статистическое исследование.

Сейчас девочки нам раскажут о том какие имена встречаются в нашей школе, каких имён больше всего, есть ли среди имён редкие.

(Зачитываются статистические данные по именам школьников)

Статистическое исследование выполнено ученицами 6 класса:

(ВСТАВИТЬ ИМЕНЯ УЧЕНИЦ)

В нашей школе среди учащихся самое распространённое имя среди девочек - Анастасия, их у нас обучается – 11; Среди мальчиков больше всего – Владиславов, их 9;

по 8 - Дмитриев и Андреев;

по 7 - Викторий и Татьян;

по 6 - Екатерин и Алексеев;

по 5 – Анн, Марин, Елен, Юлий, Сергеев и Данил;

по 4 – Алёны, Светланы, Михаила и Александры;

по 3 – Анжелики, Дарьи, Софьи, Ирины, Виталия и Максима;

дважды встречается имена: Ангелина, Вероника, Любовь, Диана, Мария, Кристина, Полина, Наталья, Надежда, Галина, Валерия, Василий, Тимофей, Станислав, Кирилл, Егор, Павел, Евгений;

и в единственном экземпляре такие имена как: Алиса, Виталия, Валентина, Людмила, лилия, Маргарита, Ксения, Артур, Антон, Артём, Виктор, Валерий, Лев, Тигран, Тимур, Даниил, Константин, Евгения, Эльмира, Эльвира, Радмила, Захар, Иван, Илья, Руслан, Роман, Олеся, Ольга и Оксана.

Викторина «Имена»

Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)

Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)

Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)

Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван –китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан –французское, Жуан – испанское, Жоа –португальское, Джон – английское, Юхан –финское).

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Классный час «Наши имена»

Цель: углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; способствовать сплочению ребят. Оборудование : презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово

(2 слайд)

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел
А у каждого оно есть.

(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»)

(3 слайд)
Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

2. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

(4слайд)

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

(5 слайд)

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

(6 слайд)

Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

(7 слайд) Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

( Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела. (слайд 9)

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

3.Что же означают наши имена? (10 слайд) Сообщения учащихся по плану:
    Меня зовут… Моё имя означает… Меня так назвали… Кого ещё звали таким именем .

Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).

В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?

    Немного статистики (Сообщение ученицы)

(11 слайд)

Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.

    Давайте поиграем.

Задание. Мини-викторина :

    Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

    Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Роза, Лилия и т.д.)

    Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

    Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка)

    Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

    Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

    Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

    Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

    Друг Чебурашки. (Гена)

    Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

12. В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

13. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

14. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

15. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?

А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(12 слайд)

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс (сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

Давайте послушаем стихотворение « Восемь Тань»

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Эта-маленького роста,

Та – высокая в очках.

Таня–темныереснички,
Таня – русые косички,

Челка черная у той,

У другой, как у лисички,

Хвостик ярко-золотой;

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим. (13-14 слайды) Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Валя, Даша .

Лиза

Ответ:

Женское имя

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие. Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?

Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

(15 слайд)

Задание. Кто это или что это?

Василек – имя мальчика – цветок

Сережка –

Лев –

Поля –

Роман –

На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.

(16 слайд)

Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква?»

Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

Потерял а (С/с)ережку (П/п)оля.

Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с)ережка!

На виду честного (Л/л)юда

Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

С горки (С/с)ани мчатся сами.

(Я.Козловский)

(17-29 слайды)

Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.

Образец: Наш ш еф им еет большое влияние. (Ефим.)

Карточка 1: 1. Пе ле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведр о ля гушек. (Оля) 3. Сно ва ря дом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой па па вел осипедист. (Павел)

Карточка 2: 1.Я готовился до ма к сим фонии. (Максим) 2. Бабушкины варе ники та кие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталев ар тём ные очки. (Артём) 4. Сло н и на арене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Тру ден и с лишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

(30-54 слайды)

Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.

(55 слайд)

    Подведение итогов.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Классный час на тему «Тайна моего имени»

Задачи:

- через эмоциональное восприятие дать понять детям, что имя - это великий дар;

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

Формировать чувства ответственности и гордости за свое имя;

Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Материалы: фотографии детей, бумага, карточки с загадками, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

Вводная беседа.

Тему классного часа вы определите сами, отгадав загадки, которые прочитают ваши одноклассники. (Четверо учащихся зачитывают по карточкам загадки).

Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими.

Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Тебе дано, а люди пользуются.

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Тема классного часа – «Тайна моего имени». Мы отправляемся в удивительное путешествие по страницам истории. Нам откроются тайны имен всех присутствующих в классе учеников.

Для чего человеку дано имя?

Правильно, как бы мы могли обращаться друг к другу, если бы не имя?

Знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Расскажите свою историю о том, как ваши родители выбирали для вас ваше имя.

Путешествие по страницам истории.

В давние-давние времена на Руси существовала такая традиция: новорожденному давалось имя, которое знали только родители и самые близкие люди. Оно отражало любовь к младенцу и пожелание счастья.

Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою» (берегли от недоброжелателей).

Второе, настоящее имя, давалось в подростковом возрасте, когда черты характера уже сформировались. Учитывались качества людей (Умник, Храбр, Добр, Хитр…), особенности поведения, речи (Молчан), физические достоинства или недостатки (Красава, Кудряш, Черняш, Хромой), время появления ребенка в семье (Меньшак, Старшой, Первый, Третьяк), профессию (Селянин, Кожемяка)…

Отчество – это наименование человека по отцу, почетная составная часть тройного русского официального имени: Сергеевна, Борисовна. Называть по отчеству – величать, прославлять (Князь Владимир Святославович).

Фамилия – имя родовое, которым зовется семья: Ивановы, Зарецкие.

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Позже на Руси давали имена по церковным календарям (Святцам).

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь, не хошь - Иероним!

М.Владимов

Много лет прошло с тех давних пор. Изменился мир, условия жизни, культура, традиции разных народов… Забылись старые имена, появились новые. Одно осталось неизменным: родители с большой любовью выбирают имена для своих детей. Ведь имя, как верный друг, сопровождает нас всю жизнь.

«Раскрытие» тайны имен учащихся класса

Что обозначают ваши имена?

Анастасия (др. греч.) – «воскресшая», очаровательна, изящна, осторожна.

Вероника – «несущая победу», жизнерадостна, активна.

Дарья (перс.) – «повелительница», умна, сообразительна.

Ева (евр.) – «дающая жизнь», озорная, подвижная.

Евгения (греч.) – «благородная», любознательна, пунктуальна.

Дана (араб.) – «данная Богом», умная, национальная.

Ирина (др. греч.) – «мирная», серьезная, самостоятельная.

Жанна (евр.) – «благодать Божия», настойчива, понимает юмор.

Кристина (греч.) – «христианка», добра, самостоятельна.

Полина (лат.) – «маленькая», жизнелюбива, благодушна.

Софья (греч.) – «премудрая», активна, вдумчива.

Арслан (тюрк.) – «лев», храбрый, трудолюбивый, надежный.

Артем (греч.) – «здоровый», спокойный, целеустремленный.

Владислав (слав.) – «влад», «слав», успешен, целеустремленный.

Георгий (греч.) – «возделывающий землю», творческий, авторитетный.

Григорий (греч.) – «бодрствующий», отважный, активный.

Егор - «покровитель земледелия», трудолюбивый, старательный.

Никита (греч.) – «победитель», умный, сообразительный.

Савва (евр.) – «мудрец», жизнерадостный, ответственный.

Ярослав (др. рус.) – «славный жизненной силой», упорный, неторопливый.

Упражнение: «Представь, и ты увидишь».

– Представьте своё имя в образе животного или растения. Нарисуйте. Какие цвета вам понадобятся?

Расскажите, когда имя становится добрым, светлым, тёплым для окружающего мира?

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”.

Вывод:

Человека красят его добрые дела и поступки. Будем учиться жить так, чтобы в нашей жизни было больше добра, улыбок и счастья.

Классный час на тему:

«Имена и люди».

Цели : вызвать интерес к своему имени и именам своих близких, одноклассников; создать дружескую, тёплую атмосферу в коллективе; развивать желание расширять кругозор.

Задачи:

1.Углубить знания детей об именах.

2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами.

3.Формирование уважения к людям иной культуры, языка, веры.

Оборудование: презентации, ноутбук.

Ход урока:

Классный руководитель: (чтение стихотворения)

«НАШИ ИМЕНА»

Ещё с незапамятных давних времён

Мы носим немало прекрасных имён.

Всё самое светлое, доброе в них

Вложил человек, словно в песню и в стих.

В них - вера, надежда, святая любовь,

Стучит в них живая истории кровь.

И нам не даёт она право забыть

Того, кто мы есть, и того, как нам жить.

У имени есть и значенье, и цвет,

Оно и с природою держит совет,

Симфонией дивных созвучий своих

Нас имя пленяет, как песня и стих.

Но в нём есть и тайная сила своя,

Не помнить об этом нам тоже нельзя.

А тот, кто сумеет её разгадать,

Тот сможет и счастье своё отыскать.

От разных народов, из разных времён

Пришло к нам немало любимых имён.

И долг наш - в согласии с именем жить,

Как честь, его свято беречь и хранить.

Кл. руков.: Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили след в истории страны, нашего поселка.(слайд №1)

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.).
Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких.

- Ученые утверждают, что называя своего малыша тем или иным именем родители отчасти программируют его судьбу. У каждого имени есть определенные черты и значимые для всех признаки.

Мне бы хотелось начать с имени, которое знает вся наша страна – Нурсултан. (слайд №2) Нурсултан - Нур в переводе с казахского означает - отражение, сияние, луч света. С арабского султан - титул верхового правителя в мусульманских странах, а также лицо носящее этот титул.

Характер имени Нурсултан:

в спорах Нурсултан предпочтет найти компромисс, используя мягкий подход для достижения согласия; если же будет замечено, что спор разгорается, то вовремя уйдет в сторону. Нурсултан обычно имеет много друзей и знакомых, поэтому не страдает от одиночества.

Вы знаете ребята, что Нурсултан Абишевич Назарбаев образованный, мудрый, коммуникабельный человек. Является Президентом Казахстана с 1990 года.

Рассказ учащихся о Назарбаеве Н.А.

Рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
Я хочу рассказать вам еще об одном имени и человеке.

Имя Анна – (слайд №3) самое распространенное имя в мире. Его носят почти 100 миллионов женщин.

Имя Анна означает – миловидная, излучающая свет.

В нашем поселке живет Банникова Анна Александровна (слайд №4).
Родилась она 14 октября 1919 года в России, в семье простых рабочих. Жила в большой семье (8 человек). Окончила 3 класса, а в 14 лет уже работала на прополке льна. Когда началась ВОВ, ей было 22 года. Во время войны она (очень маленькая и хрупкая) работала в тылу на лесоповале. Проводила мужа на войну. После войны муж вернулся домой и вместе они растили двух детей. С 1958 года Анна Александровна живет в Казахстане, а с 1961 года в нашем поселке. Всю жизнь проработала дояркой. Награждена медалями за добросовестный труд. Имеет 2 внуков, 2 правнуков и 1 правнучку. Это замечательная очень трудолюбивая женщина, в октябре ей исполнилось 96 лет.

Как много замечательных имен на планете. В нашей школе очень много людей и каждого замечательное имя. Я выполнила подсчет и оказывается (слайд № 5) самыми популярными именами среди учащихся являются: 1)Владислав 5 уч., Максим 5 уч.,

2)Камилла 4 уч., Никита 4 уч.,

3)Виктория, Даниил, Кирилл, Александр, Артем, Карина – по 3.

Самыми популярными именами среди работников школы являются:

    Елена 4чел.,

    Наталья 3 чел,

    Мария 2 чел.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

Интересные факты:

(Слайд №6) -На Гавайских островах в одну из школ города Гонолулу поступила младшая дочь владельца одного из местных ресторанов. Ее имя и фамилия состоят из 102 букв. На русском языке её имя означает: "Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и ширину своим благоуханием". Ее так и не смогли внести в классный журнал

(слайд №7) в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

(слайд №8) До сих пор в России есть люди с именами: Урюрвкос – "Ура, Юра в космосе!" Кукуцаполь ("Кукуруза – царица полей"). Много интересных имен: Октябрина,Юргаг, Царица, Рябина, Салат Латук, Океан, Льга, Россия, Принц, Дарёна, Искра, Алмаз, Герб, Кукуцапль, Точка, Успепя.

Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.
Викторина

Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. (Алиса)

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?(Василиса)

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? (Федор)

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

(Карлсон)

15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Давайте мы с вами соберем сад имен нашего класса. Найдите яблоко со своим именем, прочитайте, что оно обозначает.

ГУ «Институтская средняя школа»

отдел образования Шортандинского района

Открытый классный час на тему:

«Имена и люди»

Подготовила: Кравчук Е.А.

п. Научный 2015- 2016 уч. год