Музей Прадо: сокровища и шедевры — краткое пособие для неопытного туриста. Национальный музей Прадо (Museo Nacional del Prado) Сообщение о музее прадо

Музей Прадо (Мадрид, Испания) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Испанию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей искусства Прадо - неброское здание строгих форм, его интерьеры не блещут золотом. Но при всей скромности эта важнейшая достопримечательность Мадрида стоит на одном уровне с великими Лувром и Эрмитажем . В его огромной коллекции собраны картины и скульптуры величайших мастеров 15-18 веков.

В Прадо можно увидеть полотна знаменитых испанцев: Гойи, Веласкеса, Эль Греко, а также произведения европейских живописцев: Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля, Босха. Не случайно этот культурный клондайк испанской столицы притягивает более 2 млн туристов в год.

Созданием музея мы обязаны королю Испании Карлу V. В 16 веке он увлекся коллекционированием испанской живописи, а его потомки продолжили дело и пополняли собрание новыми предметами искусства. В 18 столетии царственные особы решили выставлять коллекцию для всеобщего обозрения, для чего заказали строительство музейного комплекса возле парка Прадо. Открытие состоялось лишь в 1819 г., после окончания войны с Наполеоном. Со временем, благодаря меценатам и художникам, экспозиция пополнилась работами европейских живописцев и скульпторов. Войны 20 века не затронули драгоценную коллекцию: она была временно вывезена в Швейцарию.

Музей Прадо

Экспозиция

Коллекция Прадо насчитывает более 8000 картин и 400 скульптур, их выставляют попеременно, основная часть хранится в запасниках. Для осмотра всех предметов искусства одного дня мало, но можно начать с основных шедевров. Путь к ним указан в плане музея, который можно взять бесплатно.

Среди наиболее знаменитых картин - «Менины» кисти Веласкеса, «Портрет кабальеро» и «Поклонение пастухов» Эль Греко, «Три грации» Рубенса, «Сад наслаждений» Босха.

В Прадо представлены мрачные фрески великого Гойи, написанные им на стенах своего мадридского дома в пору душевных расстройств. Наиболее депрессивная из них - «Сатурн». Также в музее можно увидеть более ранние работы мастера, например, «Портрет семьи Карла IV». Знаток человеческих слабостей, Гойя мастерски изобразил подлинные характеры членов королевской семьи.

В залах стоит найти копию «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, сделанную его учеником. В отличие от знаменитого оригинала, список не передает загадочность и глубину образа Джоконды, но взглянуть на него любопытно. Кроме живописи, интересны скульптуры, например, древнеримская статуя Ореста и Пилады.

Практическая информация

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid. Веб-сайт (на англ.).

Проезд на метро до станции Atocha или автобусами №№ 9, 10, 14, 19.

Часы работы: с 10:00 до 20:00 (воскресенье и праздники - с 10:00 до 19:00). Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря, накануне праздников часы работы с 10:00 до 14:00.

Цена билетов: 15 EUR, пенсионеры - 7,50 EUR, дети до 18 лет и студенты до 25 лет - бесплатно. Также бесплатный вход в музей начинается за 2 часа до закрытия. В эти часы действует скидка 50 % на временные экспозиции. Аренда аудиогида - 3,5 EUR, можно взять бесплатный путеводитель. Крупную ручную кладь необходимо сдать в гардероб, фотографирование запрещено. В музее есть кафе. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, поручившему архитектору Хуану де Виллиануэва разработать проект по созданию Музея Естественных Наук. Коллекция Музея Прадо является одной из самых обширных и больших коллекций европейского искусства, однако, здание музея также представляет собой яркий пример испанской архитектуры в стиле Неоклассицизма и является важной достопримечательностью Мадрида . В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи . Но нельзя не упомянуть и других известных художников XV – XIX вв: Берругете , Рибера , Сурбарана, Мурильо.

1.Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» (1800г. холст, масло)

Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. В течение года картина была закончена.Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева - старший сын короля, впоследствии тиран, Фердинанд VII. Рядом, отвернувшись от него, стоит его предполагаемая невеста, не получившая еще официального предложения. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, - в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни; весь его облик выражает почтение царственной супруге. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов.

2. Диего Веласкес «Менины» (1656-57 г., холст, масло,318 x 276 cм)


Картина "Менины" всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась "Королевская семья", "Семья Фелиппа IV". Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Когда работа над "Менинами" близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.

3. Эль Греко «Поклонение пастухов» (1612-13г, холст, масло, 319 x 180 см)


Эта картина украшала алтарь надгробной часовни художника Эль Греко в монастыре С-Доминика в Толедо . На большом вертикальном полотне изображена сцена поклонения пастухов Младенцу-Христу. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов; вторая группа - ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. По свидетельству одного из учеников Эль Греко, пастух в красном одеянии на первом плане - автопортрет художника. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Даже летающие над ним ангелы, предвещающие его судьбу Спасителя, ничем не тревожат таинства простого бытия ребенка.

4. Скульптура "Группа из Сан-Ильдефонсо" (найдена в 1623 г. в Риме )


Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса . В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Принадлежащая к римскому классицизму эпохи Августа, эта скульптурная группа является превосходным отражением свойственного ей эклектизма. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

5. Фландес, Иоанн де (Эспаньола) «Распятие» (1509 – 1518 гг., холст, масло, 123 cм x 169 cм)


Документированное произведение Иоанна де Фландеса, известного только по картинам, написанным им в Кастилье начиная с 1496 года, когда он поступает на службу к Изабелле Католической. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. К оригинальности фламандского художника, проявленной при представлении этой иконографической темы, добавляется его владение техникой, с очевидностью проявляющееся в той форме, в которой он воспроизводит характеристики предметов, таких как драгоценные камни и кораллы, рассыпанные по земле.

Быть в Мадриде и не зайти в Прадо - непростительная ошибка начинающего туриста. По концентрации шедевров этот музей обгоняет такие известные хранилища, как Лувр, Эрмитаж или Национальную галерею в Лондоне. Особенно богата коллекция испанской живописи XV-XVIII веков : Эль Греко, Веласкес, Гойя, Мурильо, Сурбаран. Каждая картина - рассказ об истории Испании, её правителях, ее традициях и культуре.

flickr.com/82436511@N00

В Прадо вы не найдете шикарных интерьеров с золочёной лепниной на потолке. В музее интерьер простой и ненавязчивый. Поэтому впечатление от живописных и скульптурных работ особенно яркое.

Исторические факты

Первым из испанских монархов, которому пришла в голову идея собирать живописные полотна, был Карл V. В XVI веке высокое искусство было призвано услаждать взоры знати и членов королевской семьи. Но начало было положено. Следующие монархи не хотели прослыть грубыми и неизысканными, коллекцию пополняли.

К XVIII веку потребовалось специальное помещение, где картины и скульптуры можно было бы демонстрировать всем желающим. Король Карл III Испанский приказал создать эскиз Музея естественной истории, которому суждено было стать самым известным художественным музеем Испании. Десять лет спустя было найдено место у парка Прадо . Название парка скоро «прилипло» к новому заведению, которое официально называется Национальный музей Прадо.

Открылся музей только в 1819 году . Сначала мешала испанская медлительность, потом наполеоновские войны (бравые французы устроили конюшню в недостроенном здании галереи).

На момент открытия музей представлял испанское искусство XII-XVIII веков. На протяжении всего XIX века музею завещали свои коллекции гранды, художники, известные коллекционеры. Собрание увеличивалось от года в год. Скоро, кроме работ испанских мастеров в коллекции музея появились работы других европейских мастеров.

ХХ век доставил хранителям музея Прадо в Мадриде много хлопот. Во время гражданской войны многие работы были вывезены из страны и размещены на хранение в музеях Швейцарии. В Испанию картины вернулись в 1940 году.
Теперь в музее ежегодно бывает более двух миллионов туристов . Произведения таких мастеров, как Сурбаран, Мурильо, Веласкес, Гойя, Рибера, Эль Греко представлены здесь наиболее полно. А наличие в экспозиции работ Тициана, Ботичелли, Рафаэля, Босха, Брейгеля, Дюрера, Рубенса и Ван Дейка делают заведение самой значительной культурной достопримечательностью Испании.

Среди экспонатов музея Прадо не только живопись, но и скульптура.

Хавьер Сьерра и его книга «Хозяин музея Прадо»

Как бы ни было прискорбно почитателям таланта писателя Хавьера Сьерра, его популярная книга - не более, чем фантазия . Искусный журналист мастерски манипулирует читателем, смешивая исторические исследования с плодами своей бурной фантазии.

Писатель Хавьер Сьерра.

Книга о тайнах картин Прадо стала катастрофой для историков и радостью для работников музея. Желающих своими глазами увидеть магические картины Босха, Эль Греко и Да Винчи, становится все больше. Чтение занимательное, даже захватывающее, но правды и реалий в сочинениях Хавьера Сьерра немного.

Что посмотреть в первую очередь?

В собрании музея Прадо более 8 тысяч полотен и более 400 скульптур . Выставочные площади музея позволяют показать не более 2 тысяч полотен и около сотни скульптур. Все остальное храниться в запасниках и выставляется редко, в специальных залах. Чтобы осмотреть всё - недостаточно одной экскурсии по музею. Поэтому хранители придумали «подсказку» для всех посетителей заведения. В бесплатной карте музея, которую получает всякий посетитель (в ней есть информация и на русском языке), есть описание 15 шедевров для обязательного осмотра. На карте указан путь ко всем 15 картинам .

Можно довериться профессиональному вкусу работников музея, а можно изучить схему самостоятельно и выбрать себе залы с наиболее интересными экспонатами.

Есть в музее несколько работ, к которым трудно пробраться из-за постоянной толпы желающих их лицезреть:

  • Веласкес «Менины»;
  • Эль Греко «Портрет кабальеро»;
  • Босх «Сад наслаждений»;
  • Рубенс «Три Грации».

Босх - Сад наслаждений.

Эти четыре работы могут стать основными ориентирами для тех, кто в музее впервые. Если руководствоваться картой музея, то найти все картины не представляет никакого труда. В бесплатной схеме можно увидеть тематику каждого зала музея и выбрать то, что больше всего интересует. За один день увидеть всю коллекцию музея невозможно .

Найдите и посмотрите копию знаменитой «Моны Лизы» , сделанную учеником Леонардо да Винчи. При внешнем сходстве, в работе совершенно нет той загадочности и глубины, которая сделала оригинал величайшим шедевром живописи, но интерес к этой работе огромен.

Практическая информация и правила посещения

Найти музей Прадо достаточно просто, он находится в самом центре Мадрида:

  • Остановка метро «Atocha» - добраться можно прямо из аэропорта. Отсюда до музея несколько сотен метров, помогут указатели с надписью «Museo del Prado».
  • Автобусы - 9, 10, 14, 19.
  • Возле музея расположена стоянка туристических автобусов, недалеко находится площадь Кибелы, знаменитый парк «Ретиро».

Здание музея видно издалека, оно величественно и монументально, как и всё в Мадриде.

flickr.com/martius

Часы работы музея: с 10:00 часов утра до 8:00 часов вечера (в воскресенье и праздники музей закрывается на час раньше).

Три дня в году (1 января, 1 мая и 31 декабря) Прадо не принимает посетителей. А 6 января, 24 и 31 декабря работает только до двух часов.

Цена обычного билета, обеспечивающего вход и осмотр главной экспозиции, 14 евро. Дети до 18 лет от платы освобождены. Студенты с международным билетом имеют скидку 50%.

Купить билет можно в кассе Прадо и на домашней странице музея. Но не стоит торопиться тратить деньги. Каждый день у туристов есть возможность посетить Прадо совершенно бесплатно. За два часа до закрытия заведения касса музея выдает бесплатные билеты всем желающим . К этому времени у музея собирается внушительная очередь. Не стоит этого бояться, очередь тает очень быстро (15-20 минут).

За использование аудиогида нужно заплатить 3,50 евро . В бесплатной карте есть описание главных шедевров, аудиогид пригодится тем, кто по-настоящему интересуется живописью.

flickr.com/corremadrid

Каждый посетитель Прадо проходит строгий контроль. Сумки, зонты, рюкзаки нужно оставить в гардеробе.
В музее запрещено фотографировать , но персонал на этот запрет смотрит сквозь пальцы. Только обладателям больших камер придется их сдать. Посетители активно фотографируют телефонами и планшетами.

В музее есть хорошее кафе, которое пригодится тем, кто захочет провести в Прадо весь день.

Каждый посетитель может оставить письменный или устный отзыв о посещении музея, для этого у выхода есть несколько электронных устройств.

После культурного отдыха можно переключить свое внимание на другие . В главном городе Испании есть развлечения и для активных туристов, и для любителей спокойного досуга.

Нельзя побывать в Мадриде и не увидеть коллекцию Прадо! Естественно, для этого необходимо достаточно времени, но в музее все продумано для удобства посетителей — от аудиогидов до буклетов.

Открылся музей в 1819 г., но его история началась гораздо раньше. Основную часть богатейшей экспозиции Прадо составляют королевские и церковные собрания, у истоков формирования которых стоял император Священной Римской империи Карл V Габсбург, по совместительству король Испании Карлос I, личность неординарная. Монарх любил и разбирался в живописи. Он передал свою коллекцию изобразительного искусства наследнику — Филиппу II.

В XVI веке испанская корона предпринимала шаги по завоеванию европейских территорий, в частности Неаполя и Нидерландов, откуда стремилась вывезти лучшие произведения живописи. Благодаря Карлу V и Филиппу II в Мадриде оказались творения Беллини и Мантеньи, Тициана и Веронезе, Босха и Патинира.

Король Филипп IV, главным увлечением которого было коллекционирование картин, сумел приобрести ряд работ Рубенса, полотна Ван Дейка и Йорданса. При Карлe III королевская коллекция пополнилась произведениями французских и немецких живописцев. Карл IV был страстным поклонником таланта Гойи.

Здание музея

В конце XVIII века художественное собрание испанских монархов насчитывало несколько тысяч экземпляров. Родилась идея выставить часть из них на публичное обозрение.

Здание нового общественного Музея естествознания, где предполагалось разместить полотна, было возведено в 1808 г. по проекту Хуана де Вильянуэвы (Juan de Villanueva), приверженца неоклассицизма. Оно располагалось в парке Прадо, по имени которого и получило свое название.

Открытие музея было приостановлено вторжением французских войск. Лишь в 1814 г. вернувшийся из изгнания Фернандо VII восстановил экстерьер и внутреннее убранство здания музея. По инициативе своей супруги Марии Изабеллы де Браганза король издал указ, учреждающий экспозицию произведений изобразительного искусства в Прадо. 19 ноября 1819 г. Прадо принял первых посетителей.

Экспозиция

В зале музея, фото G Bulder

Вначале экспозиция состояла всего из 311 полотен, но она постоянно увеличивалась. В 1827 г. музей получил картины, собранные Карлосом I, Филиппом II, Филиппом IV и от Академии Сан Фернандо. Во время Первой карлистской войны произведения искусства из мадридских и окрестных дворцов передавались Прадо, который вместе со своими фондами отправлял их в Швейцарию. По окончании гражданских противостояний ценности были возвращены из эвакуации и навсегда остались в собственности музея.

В 1868 г. главная художественная коллекция испанского государства и здание музея были национализированы. В семидесятые годы XIX столетия собрание Прадо пополнилось работами из музея при монастыре Ла Тринидад. В XX веке коллекция музея увеличивается преимущественно за счет щедрых даров меценатов в виде картин или денежных сумм, предназначенных для покупки произведений искусства.

Время работы музея Прадо

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.