Островский «Бедность не порок» – анализ. Характеристика Пелагеи Егоровны (пьеса «Бедность не порок» Островского) Главные герои пьесы

­Пелагея Егоровна Торцова - персонаж комедии «Бедность не порок», супруга Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны . Это женщина со старорусским именем истинная почитательница национальных традиций и обычаев. Она не понимает и не принимает стремления своего мужа ко всему иностранному и даже корит его за это. Домочадцам и подругам она жалуется и говорит, что с тех пор, как Гордей Карпыч побывал в Москве, он совсем рассудок потерял. Теперь все русское стало ему не мило, подавай ему иностранное. Ей не нравится и Коршунов , который часто выпивает со своим английским директором. Однако, несмотря на эти причитания, Пелагея Егоровна в душе добрый и заботливый человек. В особенности ее волнует судьба дочери.

Она до последнего пытается вразумить мужа, который собрался отдать Любовь Гордеевну за старого Африкана Савича, чтобы заиметь богатого зятя в Москве. А узнав, что в их дочь горько влюблен приказчик Митя , она искренне ему сочувствует. Пелагея Егоровна понимает, что муж никогда сам не решится отдать Любовь Гордеевну за человека бедного. Она бы и хотела помочь влюбленным быть вместе, но не знает как. При всей своей симпатии к Мите она не может предать старорусские традиции. Когда Митя предлагает Любовь Гордеевне уехать с ним и просит на это позволения Пелагеи Егоровны, она отвечает, что не может взять такой грех на душу. Да и сама Любовь Гордеевна не готова пойти против родительской воли. В конце произведения, когда все благополучно разрешается, героиня искренне радуется за молодых.

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна Торцова – персонаж комедии “Бедность не порок”, супруга Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны. Это женщина со старорусским именем истинная почитательница национальных традиций и обычаев. Она не понимает и не принимает стремления своего мужа ко всему иностранному и даже корит его за это. Домочадцам и подругам она жалуется и говорит, что с тех пор, как Гордей Карпыч побывал в Москве, он совсем рассудок потерял. Теперь все русское стало ему не мило, подавай ему иностранное. Ей не нравится и Коршунов,

который часто выпивает со своим английским директором. Однако, несмотря на эти причитания, Пелагея Егоровна в душе добрый и заботливый человек. В особенности ее волнует судьба дочери.

Она до последнего пытается вразумить мужа, который собрался отдать Любовь Гордеевну за старого Африкана Савича, чтобы заиметь богатого зятя в Москве. А узнав, что в их дочь горько влюблен приказчик Митя, она искренне ему сочувствует. Пелагея Егоровна понимает, что муж никогда сам не решится отдать Любовь Гордеевну за человека бедного. Она бы и хотела помочь влюбленным быть вместе, но не знает как. При всей своей симпатии к Мите она

не может предать старорусские традиции. Когда Митя предлагает Любовь Гордеевне уехать с ним и просит на это позволения Пелагеи Егоровны, она отвечает, что не может взять такой грех на душу. Да и сама Любовь Гордеевна не готова пойти против родительской воли. В конце произведения, когда все благополучно разрешается, героиня искренне радуется за молодых.


Другие работы по этой теме:

  1. Любим Торцов Любим Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, промотавшийся брат Гордея Торцова. Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными...
  2. Коршунов Коршунов Африкан Савич – персонаж комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча. Фамилия героя говорит сама за...
  3. Митя Митя – герой комедии “Бедность не порок”, бедный юноша, работающий приказчиком у Торцова Гордея Карпыча. Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое...
  4. Краткое содержание Основные действующие лица: Гордей Карпыч Торцов – богатый купец. Пелагея Егоровна – его жена. Любовь Гордеевна – их дочь. Любим Карпыч Торцов –...
  5. Любовь Гордеевна Любовь Гордеевна Торцова – героиня комедии “Бедность не порок”, дочь богатого купца Гордея Карпыча, возлюбленная Мити. Она является одной из самых ярких героинь...
  6. Патриархальный мир Комедия в трех действиях “Бедность не порок” была написана А. Н. Островским в 1853 году, а напечатана уже через год. Первоначальное название комедии...
  7. Роль Любима Торцова в развитии сюжета Комедия в трех действиях “Бедность не порок” была написана Александром Николаевичем Островским В 1853 году и через год вышла...
  8. Гордей Торцов Гордей Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа...

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.

В лице супруги Гордея Торцова , Пелагеи Егоровны, вывел Островский в пьесе «Бедность не порок » (см. её полный текст , краткое содержание и более подробные содержания отдельных действий: 1-го , 2-го и 3-го) простую добрую русскую женщину, здравомыслящую, живущую по старине. Муж даже не может заставить ее носить модные чепчики, – она всем сердцем любит русскую жизнь, русские порядки, обычаи и изменять им не станет: «Я, матушка, – говорит она, – люблю по старому, по старому... да по-нашему, по-русскому... Да чтоб потчевать, да чтоб мне песни пели». «Модное ваше, да нынешнее – говорит она супругу, – каждый день меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупее нас были».

Островский. Бедность не порок. Спектакль, 1969

В отношениях её к людям, дочери и слугам сказывается то патриархальное благодушие, которое является светлым наследием домостроевской старины.

Мужа она боится, и бороться с ним не может, так как «воли» у нее нет, не только вследствие недостатка этого качества, но и потому, что она верна старым традициям. «Ох, не моя воля!» – жалобится она, видя, что дочь просватана против её желания. «Кабы моя воля была, ни за штоб я не отдала!.. Глаза-то все проглядела, на нее глядючи! Хоть бы теперь-то наглядеться на нее, про запас. Точно, я ее хоронить собираюсь!.. Что ж я!.. Вот поплакать – наше дело!»

В таком же духе покорности воспитана и дочь Гордея Торцова, Любовь, и конторщик Митя, выросший в их доме. Оба они нежно любят друг друга, но слабо борются за права свои на личное счастье. Достаточно окрика Гордея, чтобы дочь уступила ему без дальнейшей борьбы, сказав: «Твоя воля, батюшка!..»

Пелагея Егоровна Торцова. Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.

Слайд 5 из презентации «Говорящие фамилии в пьесах Островского» . Размер архива с презентацией 2577 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Евгений Онегин роман» - Белинский о Евгении Онегине. Проанализировав главы романа, мы увидели, что Евгений Онегин – меняющийся герой. Выводы. Гипотеза: Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». В 1 главе мы проанализировали сцену в театре и увидели, что Онегин – духовный инвалид.

«Ломоносов в литературе» - Высокие. Комедия, сатира, басня. Вопросы: 2. Назовите литературные формы. (Эпос, лирика, драма). Урок литературы в IX классе. "Традиции классицизма. -Действующие лица делились на положительных и отрицательных; *Проводится в виде фронтального опроса или игры. -Культ разума; Низкие.

«Русская литература 18 века» - Литература XVIII века. Портрет Екатерины II. Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Классицизм Сентиментализм. Урок литературы в 9 классе. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I.

«Достоевский Бедные люди» - Проблемы поэтики Достоевского. «Любезный брат. «Человек есть тайна. Да пустяки. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина. Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека ». Напечатают, денег не дадут. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Ф. М. Достоевский.

«Шукшин Алтай» - Тема: «Шукшин в нашем селе». Милова Раиса Васильевна – соседка П. С. Попова. Ребята, занимающиеся краеведением у могилы дяди В. М. Шукшина. Предмет исследования: В. М. Шукшин в селе Ая. Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения. Попов Павел Сергеевич (слева в первом ряду) – крестный дядя В. М. Шукшина. Цель: изучение жизни и творчества В. М. Шукшина, связанного с Алтаем. Праздник, посвященный 80-летию В. М. Шукшина «Калина красная грустит о Шукшине». Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая.

«Сжатое изложение» - Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Учимся писать сжатое изложение. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Как сформулировать тезис? Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.