Самые нужные аргументы к егэ. Нравственный выбор — аргументы ЕГЭ

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Люди быстрее всего верят либо совершенно очевидному, либо совсем уж невероятному. Эти известные истины довольно часто используют при споре, чтобы убеждать в своей правоте. Но существуют и другие подобные аргументы, против которых бывает нечего возразить, так что оппоненту все же придется согласиться в любом споре с вами. Как верно использовать их, чтобы выигрывать в любой неоднозначной ситуации и убедить кого угодно в чем угодно, когда ваше мнение не совпадает с мнением собеседника?

Составные части аргументов

Любой аргумент является двусоставным. Первое — его безусловное основание: с ним спорить просто нельзя по факту. Второе же может быть логически обоснованным, научно подтвержденным или логически привязанным к основанию общей мысли. Как убедить кого угодно в чем угодно? Использовать основание и привязывать к нему то, что подходит лучшим образом по смыслу, чтобы усилить его.

Например, мама говорит дочке не совать пальцы в розетку. Основание в данном случае — тот факт, что мама является для девочки авторитетом. Во-вторых, родительница лично говорит так не поступать, рассказывая о примере из своего детства, что является очевидной привязкой или сообщает базовые знания о действии тока на человека.

12 аргументов Аристотеля

Аргументов может быть бесконечное множество, и они видоизменяются в зависимости от ситуаций — как в приведенном примере про маму и розетку, и их можно привести еще больше. Но оснований аргументов — небольшое количество. Знание основ поможет построить речь так, чтобы она стала по-настоящему убедительной и позволяла одержать победу в любом споре. Еще Аристотель вывел эту золотую дюжину — рассказываем обо всех основных базисах любых аргументов. Что является самым убедительным?

То, что можно проверить

Для того чтобы поверить в истинность любого высказывания или утверждения, человеку достаточно хотя бы знать, что существует возможность проверки сказанного. Этого минимума вполне достаточно для убеждения — заниматься проверкой чаще всего мешают банальная лень или нехватка времени. Например, вы хотите рекомендовать кому-либо почитать хорошую книгу. Можно очень долго говорить о литературных достоинствах или лихо закрученном сюжете либо очень кратко посоветовать собеседнику убедиться самому. Даже если ваш визави все равно читать книгу не станет, он с большой вероятностью будет считать эту книгу действительно хорошей.

Уникальное

Назовите всего лишь одно качество, характеризующее конкретного человека, вещь и явление — и пусть оно будет уникальным, хотя бы немного, но непохожим на все другие аналоги. Мышление современного западного человека устроено так, что мы автоматически склонны верить всему, что несет в себе любые черты или качества, отличающиеся от обычных. Например, цитата из редчайшего древнего свитка будет вызывать больше доверия, чем та же самая информация, прочитанная в желтой прессе.

Любая эстрадная или киношная звезда, например, хоть чем-то да выделяется на фоне остальных — речи о вокальных данных либо эстетической стороне музыки или облика сейчас не идет. С Востоком дела обстоят ровно наоборот — для убеждения жителей того полушария больше подходит другой аргумент.

Привычное

Давно знакомые и любимые вещи или люди кажутся нам привычными и заслуживающими всяческого доверия — и по этой причине все, что похоже на них, автоматически вызывает убежденность в истинности и нашу симпатию и веру. Например, при знакомстве оба партнера, как правило, стремятся подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность, расписывая свои достоинства, — и каждый из них в это время подсознательно ищет друг в друге черты любимых родителей.

Именно это в конечном счете и разрешит вопрос совместимости конкретной пары, а вовсе не уникальные навыки и умения. Именно по этой причине на Западе так много необычных и ярких архитектурных сооружений, а в странах Востока так бережно хранят традиции и вещи, возводя здания узнаваемых форм.

То, что свидетельствует о регрессе

Раньше трава была зеленее, небо — голубее, дети — послушнее, а мир — проще. Эти убеждения идеализируют прошлое. А сейчас — цены растут, экология ухудшается и вообще волосы седеют. Идея регресса в любом масштабе — от личностного до общемирового — всегда очень уместна в качестве аргумента при любом споре. Это основание можно дальше расширять как угодно.

То, что подтверждает наличие прогресса

Обратное убеждение принимается всеми еще более охотно. Любой из нас с готовностью согласится с мыслью, которая будет подтверждать нашу веру в прогресс и неминуемое наступление мира во всем мире. Этим основанием часто пользуются политики любого ранга или руководители любых звеньев, чтобы убедить избирателей в чем угодно. Человеку свойственно верить в светлое будущее — вспомните, целые поколения наших мам и пап творили настоящие чудеса в ожидании грядущего коммунизма, где все у всех будет прекрасно.

Убедительное, вытекающее из убедительного

Причинно-следственные связи на самом простом уровне понятны даже младенцам: вот пришла мама, мой самый главный авторитет. Значит, сейчас меня возьмут на руки и будут кормить. Логическая связка “если — то” работает практически всегда, и ее очень удобно использовать в споре. Пример: “Если все мы являемся разумными людьми, то мы не станем игнорировать аргументы, которые доказаны логически”. Или вот еще: “Если мы образованные и разумные люди, то мы не станем всерьез воспринимать все, о чем пишут в Интернете”. Или, наконец, последнее, чтобы уж точно убедить: “Если мы и так уже все поняли, то зачем приводить третий пример очевидного подряд?”.

Факты

Аргумент к данным используется очень часто — и настолько же часто по дороге на него навешивается бесконечное количество над-толкований, преувеличений и откровенных фейков, поэтому их стоит анализировать особо внимательно, прежде чем принимать на веру безоговорочно. Например: “Москва — столица России, поэтому в выходные непременно будет солнечная погода”. Первое не подлежит никакому сомнению и известно любому ребенку, а вот второе совершенно не обязательно будет именно так, но рядом с основой выглядит очень убедительно.

Полезное

Этот аргумент изо всех сил старается выглядеть честным — и, нужно признать, часто это получается. Простой пример, призванный убедить бизнесменов быть честными: “Заплати налоги и спи спокойно”. На первый взгляд может показаться, что это обращение к совести бизнесмена, который непременно понимает всю пользу отсутствия головной боли от контактов с налоговым инспектором. Но на самом деле, конечно, речь здесь только об эгоизме — каждый из нас думает только о себе и это нормально. Хотя платить налоги и в самом деле очень полезно.

Нормальное

В рамки нормы мы обычно стараемся уложить любое явление, вещь или человека, с которыми нам приходится иметь дело или которых нужно убедить в чем-то. Естественно, границы очень условные и часто меняющиеся и каждый устанавливает их самостоятельно. Общественная норма берет на вооружение и защиту нормы целый свод законов, обычаев, предписаний и традиций — на них очень удобно опираться при рассмотрении любого вопроса. Например: “Все женщины любят получать в подарок духи и цветы, поэтому наш парфюм им точно придется по душе». Убедить мужчину совершить покупку таким образом довольно просто.

Подтвержденное авторитетом

Даже у нигилистов, анархистов и прочих бунтующих против традиционных ценностей и авторитетов есть, как правило, некий лидер, чьи мнение и слова не будут подвергаться каким-либо сомнениям. К этому аргументу очень любят прибегать рекламщики. Например, если Леонардо Ди Каприо весело сообщит, что такие-то часы являются самыми лучшими в мире, какое-то количество людей обязательно ему поверят и купят именно то, что он хвалил, когда дело дойдет до выбора марки.

Другой пример: гуляющие по соцсетям «высказывания и цитаты великих людей»: кажется, что некоторые готовы поверить даже совсем уж несусветной чуши, неграмотно написанной к тому же, если в подписи они видят имя Фаины Раневской, Фридриха Ницше или Будды Гаутамы.

Рассказанное очевидцами

Представленное истинным

Мы — то, чем мы себе кажемся, и мозг охотно и часто пускается в свободное рисование любых заманчивых картин и перспектив, если его к этому слегка стимулировать и мотивировать. Людей без воображения не существует, поэтому аргумент «представь, что ты можешь жить здесь» в рекламе нового дома очень часто и быстро работает.

Какие аргументы можно привести из произведения "Война и мир"как можно больше

  1. Проблема вины. Проблема раскаяния
  2. 1.Любовь к Родине-Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о
    любви к родине, они во имя е совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино,
    Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле.
    Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
    Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война
    2.Ответственность человека за жизнь окружающих-Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I.
    Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
    3.Отцы и дети-Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.
    Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью.
    4.Воспитание человека-Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни
    Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость
    Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм.
    5.Самопожертвование -Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге.
    6.Сострадание, чуткость, милосердие-Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем,
    Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.
    7.Человек и власть-Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям
    Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц), неспособность принятия стратегически важных решений.
    8.Воздействие искусства на человека-Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки.
    9.Человек и природа-Небо Аустерлица Старый дуб Лунная ночь в Отрадном Андрей и Пьер на пароме.
    10.Черствое и бездушное отношение к людям-Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться.
    11. Русский язык-В высшем обществе предпочтение отдаются французскому языку, коверкание русских слов с французскими.
    12.Преданность животных человеку-Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену.
    13.Героизм -Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея.
    14.Поиск смысла жизни-Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью.
    15.Маленький человек-Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство.
  3. Гармоничные микросоциальные отношения — гарант стабильности макросоциума:) Концептуально можно разделить понимание: на сферу философии и психологии, если в глобальном понимание, то Мир — это война в стадии ремиссии, а Война -это разрешение конфликта, с целью создания нового мира …Действуют вечные: бело-черные поединки, но вплетаются и серые. Серые все время бегают туда-сюда, а потом, в конце, умирают от безысходности, а белые и черные остаются, чтобы опять воевать и каждый за свой Мир …и так тысячу лет, а может и больше))))))

Ученики, нацеленные на высшее образование в престижных вузах, знают о необходимости получения высоких баллов по обязательным предметам. Как известно, это невозможно без выполнения задания типа С — задания открытого типа с развернутым ответом. Цифры говорят здесь сами за себя: максимальная сумма за выполнение заданий высокого уровня сложности составляет треть от общего количества баллов (20 баллов из возможных 60).

Задания типа С в ЕГЭ по русскому языку представляют собой сочинение-рассуждение по данному для анализа тексту. Этот вид заданий должен не только выявить фактические знания учащихся, но и продемонстрировать их творческие, аналитические способности, качества ума и интеллектуальный уровень, показать багаж знаний, начитанность, широту кругозора и гражданскую позицию экзаменуемого.

В практическом плане часть С проверяет уровень коммуникативных умений и навыков:

  • зрелость суждений при интерпретации текста;
  • умение оформлять собственные высказывания;
  • умение использовать средства выразительности;
  • соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Источниками обоснования собственного мнения (аргументами) могут быть:

Естественные доказательства — показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. К таким аргументам относят ссылку на общезначимый опыт, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы.

Логические доказательства (доводы «к логосу» или доводы к размышлению) — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

Чувственные аргументы (аргументами к пафосу), призванные вызвать определенные эмоции, создать нужное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Использование примеров из художественной литературы как вид аргументации собственного мнения стоит особняком среди других, поскольку, во-первых, позволяет получить максимальный балл по данному критерию, а во-вторых, несмотря на это, довольно редко встречается в работах выпускников.

Для литературной аргументации ЕГЭ привлекается читательский опыт экзаменуемого, в который могут входить:

  • цитаты;
  • аналогичные поступки литературных героев и ситуации;
  • черты характера литературного героя;
  • сюжет литературного произведения;
  • конфликт литературного произведения;
  • разные точки зрения авторов на проблему.

К сожалению, у сегодняшних выпускников школ часто отсутствует достаточный культурный и литературный кругозор, а мотивация к познавательной деятельности очень низка. Школьники часто избегают использования своего читательского опыта, опасаясь допустить фактическую ошибку либо вовсе не находя в своем литературном багаже подходящих примеров.

Для большинства педагогов очевидно, что практика заучивания возможных тем сочинений и списков возможных литературных аргументов к ним, как это предлагают многие сайты самоподготовки к ЕГЭ, является порочной и вредной. На наш взгляд, следует исходить из того, что ЕГЭ — это, в первую очередь, комплексный экзамен, созданный именно для того, чтобы выявить багаж знаний, накопленный за годы обучения, и умение им грамотно пользоваться, то есть рассуждать, анализировать, приходить к аргументированным выводам. Поэтому, если багаж этот, грубо говоря, пуст, то заучивание различных списков, даже при выдающихся интеллектуальных способностях экзаменуемого, приведет лишь к сумятице в мыслях и грубым фактическим ошибкам.

Перед учителем встает вопрос, каким же образом снабдить воспитанников необходимым арсеналом литературных аргументов для написания сочинения на ЕГЭ.

Прежде всего, педагог должен вести систематическую работу, контролируя прочтение произведений из . Школьникам, начиная с 5-го класса, необходимо прививать навык и проводить различные контрольные мероприятия, чтобы закрепить владение фактическим материалом литературных произведений.

Кроме того, необходимо ознакомить обучающихся с предполагаемым списком проблем и тем, лежащих в основе текстов части С. Такой список достаточно просто составить на основе дидактических и методических материалов по подготовке к ЕГЭ предшествующих годов, подобные же материалы часто встречаются и на различных сайтах и форумах, посвященных ЕГЭ.

Список тем для подготовки к сочинению-рассуждению ЕГЭ

Материал с портала ЕГЭ.

  • Проблема души, внутреннего мира.
  • Проблема роли искусства в жизни человека.
  • Проблема взаимосвязи человека и природы.
  • Проблема экологии.
  • Проблема доброты.
  • Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции.
  • Проблема милосердия.
  • Роль книг в жизни человека.
  • Проблема чтения в современном обществе.
  • Проблема развития и сохранения русского языка.
  • Проблема культуры речи.
  • Проблема развития науки и техники.
  • Проблема современного образования.
  • Роль дружбы в жизни человека.
  • Роль любви в жизни человека.
  • Проблема исторической памяти.
  • Проблема памяти Великой Отечественной войны.
  • Проблема взаимоотношений поколений.
  • Проблема патриотизма в современном мире.
  • Проблема русского национального характера.
  • Роль телевидения в современном обществе.
  • Проблема Интернета.
  • Роль рекламы в современном обществе.
  • Роль веры в жизни человека.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема выбора жизненного пути.
  • Человек и Вселенная.
  • Проблема одиночества.
  • Проблема долга и чести.
  • Проблема человеческого достоинства.
  • Проблема таланта и гениальности.
  • Проблема толерантности в современном мире.

На подобный список в дальнейшем педагогу необходимо опираться при обучении аргументации и пополнению аргументационной базы учащихся. В учительском арсенале немало методических разработок, направленных на формирование данного навыка. Вот лишь несколько из них:

Упражнение «Подбери пример»

Задание: подобрать примеры из читательского опыта к заданным тезисам, например:

  • Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. (У. Теккерей)
  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Д. Лондон)
  • Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание... (И.С. Тургенев)

Упражнение «Продолжи рассуждение»

Задание: продолжить рассуждение, выбрав литературный образ для иллюстрации мыслей.

  • Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.
  • …Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты…

Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.

Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблематика произведения

Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)

Позиция

Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)

«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)

А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».

А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.

Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).

«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)

А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не оспоривай глупца»)

Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.

Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)

Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.

Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)

В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)

Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку - одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.

В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Действительно, для того чтобы научиться грамотно аргументировать собственное мнение, учащиеся должны иметь систему ценностных ориентиров, основанную на знании мировой истории, культуры и литературы. И создание такой системы в умах воспитанников — вот главная задача педагога, а успешное выполнение части С в ЕГЭ по русскому языку — это не более чем удачный «побочный эффект».

Использованные материалы:

  1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем (Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку): Лекция для учащихся) // Русский язык. — №12. — 2006
  2. Кузнецова И.М. Обучение навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ // http://festival.1september.ru/articles/622703/

Школьное время - это самая прекрасная пора. Но по окончании обучения никому не избежать Звучит довольно пугающе, но если готовиться к нему не одну последнюю ночь, то это покажется легко, просто и даже интересно.

Самая тяжелая, по мнению учеников, часть экзамена - это творческая работа, так как там требуются аргументы к сочинению из классической литературы. На экзамене атмосфера тяжелая, мысли моментально улетают из головы. Именно по этой причине необходимо познакомиться с основным клише, выучить аргументы для самых распространенных тем.

Если вышеперечисленные условия соблюдены, то и проблем с написанием совсем не будет.

Взаимосвязь природы и человека

Рассмотрим аргументы к сочинению на тему "Взаимосвязь человека и окружающего нас мира" или "Отношение людей к природе как к матери". Тема может звучать по-разному, но смысл один.

Для этой темы хорошими примерами будут служить произведения:

  • "Слово о полку Игореве". Если вспомнить, то на протяжении всего времени действия природа помогала героям, давала знаки, предупреждала об опасности. В общем, была наделена человеческими качествами, всеми силами пыталась уберечь от опасности.
  • Произведение Антона Павловича Чехова «Степь». Это произведение про девятилетнего мальчика Егорушку, который был влюблен в степь, оживил ее в своих мыслях, вместе с ней радовался и тосковал.
  • «Война и мир» - роман, написанный величайшим автором Л.Н.Толстым. Здесь мы можем встретить сразу два примера. Наташа Ростова и Андрей Болконский.
  • Аргументы к сочинению этой тематики многочисленны, приведем еще одно произведение - «Царь-рыба» (Астафьев). Это история про браконьера, встреча с одной из рыб изменяет его мировоззрение в корне.

Семья и семейные отношения

Очень часто встречаются и тематики такого рода, сейчас приведем аргументы к сочинению. Если необходимо выделить роль детства, то наиболее хорошим примером будет служить произведение «Война и мир». Давайте вспомним, как Петя Ростов показал все свои лучшие черты, приобретенные в родном доме. Незадолго до своей гибели он в отношении своих товарищей выражал и доброту, и желание помочь.

Еще один хороший пример - это «Последний поклон». Катерина Петровна вложила самые хорошие и ценные чувства и черты в своего любимого внука.

Если тема звучит иначе, например "Роль семьи в формировании личности", то аргументы к сочинению подойдут следующие:

  • «Война и мир». Сравнение детей Ростовых и Курагиных.
  • «Утюжок и мороженое». Болезнь Риты и жестокость сестры.

Если необходимо выделить роль матери:

  • «Сказки об Италии», где автор явно и точно высказал свою позицию по отношению роли матери. Мать - это все, все самое лучшее и ценное дает именно она.
  • «Молодая гвардия», где есть отступление, посвященное матери.
  • «Сопричастный всему живому…» - автор обращается к своим читателям с просьбой беречь матерей.

Учитель

Аргументы к сочинению по русскому, посвященные учителям и их роли в нашей жизни, можно найти среди следующих произведений:

  • «Тапер».
  • «Уроки французского», где невероятная учительница преподавала не только в рамках своего предмета, но и учила ценным моральным качествам.
  • Всем известный «Маленький принц», здесь учителем выступает Лис, который научил Маленького принца видеть в людях хорошие качества.

Внутренние качества

Аргументы к сочинению по русскому языку на экзамен можно подобрать абсолютно по любой теме. Не исключение и тематика данного раздела. Самые страшные примеры бессердечия приведены в произведениях «Прыжок в гроб» и «Телеграмма». Ю. Мамлеев описал картину, где родственники похоронили заживо больную старушку, чтобы избавить себя от бремени ухода за ней, а Паустовский повествует историю о Насте, которая забыла про свою любящую и единственную мать.

Яркий пример подлости приведен в «Капитанской дочке», олицетворением стал Швабрин, который плохо отзывался о Маше, которая отвергла его, нанес подлый удар в спину на дуэли Гриневу.

Сила слова

В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» Маша, так любившая главного героя, не смогла нарушить клятву и уйти с любимым. Или произведение того же автора «Евгений Онегин», в котором Татьяна Ларина была образом верности и искренности, проявила свой твердый характер. Смогла отвергнуть чувства ею любимого Онегина, осталась верна своему мужу.

Искусство

Аргументы к сочинению по русскому ЕГЭ на данную проблему многочисленны:

  • Если выделять конкретно музыку, то «Домский собор» - это хороший и яркий пример. Здесь автор (В. Астафьев) убежден, что только музыка может спасти человека от распада.
  • «Старый повар», где К. Паустовский вел рассказ о слепом поваре, которому музыка помогала возвращаться в прошлое и вспоминать красивейшие картины природы.
  • Сразу два произведения Л. Н. Толстого - «Альберт» и «Война и мир». Первое о талантливом музыканте, который обладал особым даром: своей музыкой согревать души слушателей, они ощущали нечто неописуемое. Во втором же произведении объектом воздействия на человека является Наташа Ростова, которая всех поражала своим пением.
  • Роль чтения и литературы в нашей жизни отражают произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и «Воспоминания». В первом говорится о том, что мало можно в жизни увидеть, но многое знать, ведь девяносто девять процентов своих знаний мы получаем из книги. Во втором герой признается, что свое образование он получил не в колледже и не в университете, а в библиотеке.