Старуха изергиль сочинение. Cочинение «Старуха Изергиль Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

В рассказе «Старуха Изергиль» отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «Макар Чудра» и «Челкаш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё «я» выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь.

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх.

Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

Далее следует рассказ старухи Изергиль о собственной жизни, тоже напоминающий легенду. Много лет назад молодая, сильная и красивая Изергиль жила, повинуясь только велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе.

Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их жизней.

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

ном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный.

Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.

Все люди совершают ошибки, ведь именно так мы приобретаем необходимый нам опыт и становимся мудрее. Но некоторые ошибки очень сложно, а порой, невозможно исправить, и потому они могут стать роковыми для человека. Много размышлений на эту тему мы находим в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль», созданном в 1894 году.

Это произведение состоит из трех глав, в каждой из которых излагается отдельная история. В первой главе собеседница автора - Изергиль рассказывает ему легенду о гордом юноше Ларре .

Ларра был сыном орла и земной женщины, оттого «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», а сам он считал себя «первым на земле» и не видел никого и ничего. Роковая ошибка Ларры заключалась в том, что он поставил себя выше соплеменников, а также проявил ужасную жестокость и убил невинную девушку. За это юноша был не только изгнан и отвергнут людьми, но и наказан высшей карой: ему суждено вечно скитаться по земле, не зная покоя.

Антиподом Ларры в рассказе «Старуха Изергиль» является Данко . Этот юноша смог вдохновить людей и повести их за собой через глухие леса в степи к спасению. Сам Данко не совершал ошибок, но их совершали его соплеменники. Поскольку дорога через лес оказалась слишком тяжелой, эти люди отчаялись и пали духом. Вместо того чтобы признать свое бессилие, они «в злобе и гневе обрушились на Данко», но юноша простил им эту ошибку. Больше того, он пожертвовал своей жизнью ради спасения соплеменников и вырвал из груди своей пламенное сердце, которое «факелом великой любви к людям» освещало им дорогу.

Рассказ «Старуха Изергиль» проникнут идеями романтизма, поэтому в этом произведении художник-мыслитель Горький противопоставляет жизни действительной свой идеал. Включая в свое произведение эти две притчи, писатель пытается показать читателю насколько страшны бывают человеческие ошибки, и стремится предостеречь людей от их совершения.

Но если легенда о Данко, и легенда о Ларре во многом иносказательны, идеалистичны и потому далеки от реальности, то история Изергиль, наоборот, очень жизненна. Эта женщина, как и все люди, совершала множество ошибок, но для нее они стали способом накопления необходимого опыта и мудрости.

Бесспорно, Изергиль очень сложный и противоречивый персонаж. Многим поведение этой женщины покажется безнравственным, ведь она не задумываясь бросала своих мужчин, торговала собой и, наконец, хладнокровно убила человека. Но было в ее судьбе место и подвигу, и самоотверженности, а главное, у этой женщины есть совесть, она умеет осознавать свои ошибки и извлекать из них жизненный урок.

Сама Изергиль не говорит прямо о том, что сожалеет о тех или иных поступках, но писатель замечает, как тяжело она вздыхает при воспоминании о смерти своего юного любовника-турка, крестится трижды и шепчет что-то «сухими губами». Мы видим, что Изергиль осознает свою трагическую ошибку и просит у Бога прощения за нее.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Материал для подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению „Опыт и ошибки“ Автор работы: учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ» Садчикова Ю.Н.

2 слайд

Описание слайда:

«Опыт и ошибки» В рамках данного направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, рассуждения о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

3 слайд

Описание слайда:

Толкование понятий Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках… Опыт - единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания... Ошибки - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.

4 слайд

Описание слайда:

Высказывания об опыте и ошибках Опыт всему учитель. Ю. Цезарь Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. У. Эмерсон Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи Кто, опыт отринув, делами вершит - в грядущем немало увидит обид. Саади

5 слайд

Описание слайда:

Высказывания об опыте и ошибках К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Ф. Бекон Наши истинные учителя - опыт и чувство. Ж. –Ж. Руссо Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Карлейль Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж. Санд Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

6 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об опыте и ошибках За ошибку у нас хотя и бьют, но с ног не сбивают. Страх ошибок опаснее самой ошибки. Ошибся, что ушибся - вперед наука. Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Нога споткнется, а голове достается. Ошибка начинается с малого. Ошибка учит людей уму-разуму. Сел в лужу, несмотря на стужу. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.

7 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об опыте и ошибках Страх ошибок опаснее самой ошибки. Ошибся, что ушибся - вперед наука. Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается. Ошибка начинается с малого. Ошибка учит людей уму-разуму. Сел в лужу, несмотря на стужу. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.

8 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об опыте и ошибках Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках. Бенгальская Долгий опыт обогащает ум. Арабская Долгий опыт ценнее черепахового панциря. Японская Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Таджикская Только опыт создает настоящего мастера. Индийская Лучше пусть опытный волк съест, чем неопытный. Армянская Неопытность молодцу не укор. Русская Из семи печей хлебы едал (т.е. Опытен). Русская

9 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений Человек учится на ошибках. Имеет ли право человек на ошибку? Почему нужно анализировать свои ошибки? Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта? Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? «И опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин) Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений

10 слайд

Описание слайда:

Рекомендуемые произведения А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А. И. Гончаров «Обломов» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. А. Шолохов «Тихий Дон» Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» В.А. Каверин «Открытая книга»

11 слайд

Описание слайда:

Вариант вступления Говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем совершать те же ошибки и попадать в такие же неприятные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть разумным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае – это опыт других людей, у которых жизненный путь длиннее твоего. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.

«Старуха Изергиль» - замечательный рассказ, относящийся к романтическим произведениям Горького. Это произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенда о Данко.
В образе юноши Ларры Горький осудил такие человеческие пороки, как эгоизм, самовлюбленность. Ларра, действительно, необычный герой: он сын женщины и орла. Ларра убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним, то есть не из каких-то любовных или философских убеждений, а исходя из собственных вожделений. Герой, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести.
Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и свободой. Выслушав их, юноша громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей. Он еще не понимал, какая это страшная кара. Он был неуязвим и всегда одинок. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Он искал смерти, но напрасно…
Величайшее благо – жизнь становится для него каторгой. В проблему свободы и несвободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, близкими и дорогими людьми, дружбой, любовью, заботой о любимом человеке и о своем ребенке. Свобода – вовсе не синоним одиночества. Я думаю, легенда о Ларре учит не быть самовлюбленными нарциссами, холодными эгоистами.
Герой другой легенды – юноша Данко – противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву. Если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
Когда-то очень давно в глуши лесов, среди болот, мучаясь от болотного смрада, сырости, темноты жило племя. И был среди этих людей некий Данко, красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Долго шли они… И вот измученные люди стали роптать, ругать Данко за то, что он, такой молодой и неопытный, взялся за это тяжкое дело, что он погубит их. И тогда юноша вырвал из своей груди сердце и высоко поднял его над головой. Оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца» и освещало путь заблудившимся людям. Горящее сердце Данко помогло им выбраться из гнилого болота. Но его подвиг по-настоящему не был понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Между двумя легендами находится история жизни самой Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее. Ее любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему?.. Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, совершала какие-то поступки только ради себя, своей прихоти, как Ларра. И вот однажды она полюбила. Но ее возлюбленный был холоден и неискренен с ней. Так Изергиль поплатилась за свою эгоистичную жизнь. Она говорит, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…». Я думаю, что подвиг тогда считается по-настоящему великим делом, когда он совершен ради других, а не ради своего развлечения.
Мне кажется, что Горький своим произведением хотел передать мысль о подлинном предназначении человека: сделать что-то для других, чтобы твоя жизнь не прошла бесследно.