Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма. Урок музыки «Диалог ритма и метра» - Урок Урок роль языка в обществе

Учитель музыки и МХК Кичак Т.Н.

Урок музыки «Диалог ритма и метра» в 6 классе

«В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам».

( Гёте)

Цель урока:

Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи урока:

    Знакомство с понятием «метр» и «ритм» в музыке и жизни.

    Знакомство с различными фактурами на примере следующих
    музыкальных произведений:

    И.Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»;

    А.Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаяне»;

    Л.Бетховен. Симфония № 5.

3. Дальнейшее развитие чувства ритма и полиритмии.

    Разучивание и ансамблевое исполнения ритмического
    аккомпанемента.

    Знакомство с различными приемами и методами работы с
    учебником по музыке и «Дневником музыкальных размышлений».

    Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры
    учащихся.

Тип урока: Интегрированный.

Техническое оснащение:

    Видеозапись балета А. Хачатуряна «Гаяне».

    Аудиокассета с записью симфонии № 5 Л. Бетховена.

    Компьютерный слайд - альбом:

    Портреты композиторов и нотные примеры;

    Фортепиано, компьютер, аудио и видео техника.

    Фотографии памятников архитектуры, иллюстрации.

    Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник «Музыка». 6 класс.

    Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Дневник музыкальных
    размышлений» б класс.

Ход урока

У: «Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы слышим его и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Рассмотрите иллюстрации.

В чем вы находите проявление ритма, ритмичности?

Д: В чередовании колонн, окон, листьев, узоров на крыльях бабочки...

У: А это чередование равномерное?

Д: Нет. Иногда одинаковые элементы возникают чаще, иногда реже.

У: А можно также то чаще, то реже расположить музыкальные звуки? Получится ли тогда ритм звуков или музыкальный ритм?

Д: Я думаю, что это возможно.

У: Так что же такое ритм в жизни и в музыке? Попытайтесь дать свое определение.

Д: (Дают свои определения).

У: Итак, мы приходим к выводу, что порядок и симметрия - коренные свойства ритма, а в музыке - это чередование длинных и коротких звуков.

Что же произойдет с музыкой, если в ней исчезнет ритм?

Прослушайте знакомую вам с детства песенку, в которой вдруг исчез ритм. Попытайтесь узнать ее.

Учитель играет мелодию песни «Елочка» без ритма.

У: Какой характер у этой музыки?

Д: Плавный, спокойный.

(Как правило, немногим удается узнать песню).

У: Что же привносит ритм в музыку?

Д: Настроение, характер...

обозначен тактовыми чертами?

Д: Метр и ритм не совпадают.

У: Как вы думаете, какой характер будет у музыки, если ритм постоянно вступает в спор, борется с метром и размеренностью.

Д: Она будет взволнованной, энергичной, напористой...

У: Сейчас вы увидите уникальную запись первой постановки балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Сделана она во время Второй мировой войны, когда Мариинский - Петербуржский театр был эвакуирован в город Тверь. Здесь была осуществлена первая постановка знаменитого балета. Вы знаете, что тогда было черно -белое кино. Но до сих пор вызывает восхищение энтузиазм и мастерство актеров. Сравните характер музыки с вашими определениями.

Д: Подтверждают правоту своих высказываний.

У: Как вы думаете, почему в музыке, которая появляется сегодня, борьба метра и ритма так сильна? Почему музыка 15-16 веков более размеренна, спокойна? Найдите объяснение этому в жизни человека.

Д: Дают свои ответы.

У: Откройте учебник на странице 50.

Рассмотрите фрагмент нотной записи симфонии № 5 Л. Бетховена.

Найдите размер. Сколько долей должно быть в такте?

Д: В такте должно быть две доли.

У: То есть метр состоит из двух долей. Отображен ли в нотном фрагменте метр произведения или здесь записан только ритм?

Д: Нет. Я здесь вижу только отображение ритма.

У: Верно. Ритм совершенно победил метр, мерность, размеренность. Что же произошло в жизни человека, если ритм его жизни совершенно уничтожил ее размеренность, биологическую пульсацию?

В симфонии композитор всегда делится со слушателями своими чувствами, переживаниями. Именно об этом мотиве Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Ритм отображает характер этих жизненных обстоятельств, которые заставляют человека нарушить привычный образ жизни, бороться или покориться им.

Как вы думаете, какие мысли о себе поведал нам Л. Бетховен в своей симфонии №5? Что чувствовал композитор, когда писал такую музыку??

Д: Высказывают свои суждения.

У: Рассказывает эпизод биографии композитора. Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на странице с названием «Афиша». Выберите в нотных примерах те музыкальные произведения, у которых медленный темп и запишите в первое отделение фамилии их авторов и названия. Произведения, написанные в быстром темпе, запишите во второе отделение.

Д: Выполняют проверочную работу:

"+ узнают по нотным фрагментам прослушанную на уроке

У: Слушая различные музыкальные произведения, мы узнали, что ритм часто вступает в спор, в борьбу с метром, иногда совершенно побеждая его. А могут ли они существовать друг без друга?

Д: Конечно, нет.

У: Метр и ритм в музыке, как и в жизни человека, всегда существуют в единстве, несмотря на постоянную борьбу и различия.

Не случайно И.Гёте замечал, что «в ритме есть нечто волшебное; он заставляет верить, что возвышенное принадлежит нам».

Послушайте песню М.Дунаевского «Непогода». Каково взаимодействие ритма и метра в этой песне?

Д: Они не противоречат друг другу.

Разучивание фрагмента песни по времени.

В музыке ритм редко выступает изолированно, вне связи с метром.

Метр, мерность, равномерность - однокоренные слова не случайны.

Они связаны с пульсом человека, размеренностью жизни, графиком работы, расписанием, равномерным чередованием чего-либо: равномерно чередуются день и ночь...

Д: Времена года, переменки и уроки, приход в школу и уход из нее...

У: Шаги человека... Иногда человек ходит, подчеркивая какой-либо шаг, выделяет его, особенно в танце.

Музыка всегда отражала жизнь, ее разнообразные явления, в том числе и ее размеренность, пульсацию, равномерность. Все эти явления отображались в музыке с помощью метра, который записывается в нотах цифрами 2\4,3\4,4\4.

Попытайтесь по метру определить танец, который сейчас прозвучит.

У: Играет аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

Д: Это вальс.

У: Это аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса».

В вальсе всегда один шаг длинный, а два последующих -короткие. Откройте учебник на странице 42. В нотном примере пульсация долей обозначена размером 3\4, который записан в начале произведения. Перед каждой сильной долей ставится тактовая черта.

Покажите пульсацию сильных и слабых долей хлопками. Следите по нотам и сделайте вовремя остановку в конце фрагмента.

Д: Хлопают, выделяя сильные доли.

У: А теперь добавим мелодию. Что она передает, метр или ритм?

У: Покажите его хлопками.

Д: Хлопками показывают ритм.

У: Метр и ритм в вальсе И. Штрауса противоречат друг другу или звучат в единстве?

Д: Дополняют друг друга.

У: Исполните ритм и метр одновременно, разделившись на две группы.

Д: Исполняют ритмический аккомпанемент.

У: Отройте учебник на странице 49. Где отображается метр: в аккомпанементе или мелодии?

Д: В аккомпанементе.

У: Каков его характер?

Д: Радостный, равномерный.

У: Рассмотрите мелодию. Над нотами найдите обозначения ударений. Совпадают ли они с пульсацией метра, которыйУрок

Блока в ритме , соответствующем ритму каждой песни. Ритм песен (строчка... музицирование, импровизации на уроках музыки – направлены на... что в тексте передается диалог , разговор между воином и... отечественную индустрию развлечений: «Метро », «Нотердам де Пари...

  • Урок роль языка в обществе

    Урок

    Правописания. Тип урока : урок усвоения новых знаний... заимствованные (пальто, метро и др.), которые... в сравнительной степени. а) Музыка стала громче. б) Мы... игры актера, повествования, диалога , ритма . ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ Дипломатический...

  • Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонически

    Рабочая программа

    Воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное... 14 Диалог метра и ритма 1 Комбинированный Метр в музыке – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма . Метры ...

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
    Ритм: Диалог метра и ритма

    Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и называется ритмом.

    Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе - в барабанной дроби африканских племен, например, - в классической музыке, редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.

    Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм - это не одно и то же. Метр - это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например, вальс - это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных вальсов Шопена - Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля-бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).

    Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня наших гормонов и - наиболее очевидный - биение нашего сердца.

    Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается: иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени. Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к "Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо разбираетесь в музыке.

    В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

    Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание.

    Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития.

    Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:

    Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь» - слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

    Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!

    Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

    Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные события. Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).

    Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности музыки - ее скорости, или темпу.

    Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов - от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно», moderato (модерато) - «умеренно», allegro (аллегро) - «скоро», presto (престо) - «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) - «в высшей степени быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения усиливающего (molto - мольто - «очень») или сдерживающего характера (mа non troppo - ма нон троппо - «но не слишком»).

    Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нем преобладают.

    О чем же рассказывает музыкальный ритм?

    Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?

    Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них - наши радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения - движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.

    Презентация

    В комплекте:

    1. Презентация ppsx, 13 слайдов;
    2. Звуки музыки:
    Бетховен. Симфония № 5, часть I, mp3;
    Вагнер. Тристан и Изольда. Прелюд, акт I (фрагмент), mp3;
    Дебюсси. Греза (фрагмент), mp3;
    Дебюсси. Море, вторая часть - «Игра волн», mp3;
    Хачатурян. Балет «Гаянэ». Танец с саблями (3 действие), mp3;
    Шопен. Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент), mp3;
    Шопен. Вальс ля-бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), mp3;
    Шопен. Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), mp3;
    3. Сопроводительная статья, docx.

    Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

    Давайте вспомним, что такое ритм? (чередование длительностей). А что мы называем метром? (чередование сильных и слабых долей).

    Доля метра может быть выражена различной длительностью.

    Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

    Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева (I –II- I- II- II-II- I )

    А теперь простучите только метр (I – I – I –I – I – I )

    Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

    Молодцы.

    В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет завораживающей власти ритма над человеческим сердцем.

    Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

    Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.

    Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по-разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь.

    Музыка балета глубоко связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Мелодии его близки народным интонациям, в них проявляются ладовые, ритмические особенности армянской музыки. Тембры инструментов оркестра как бы подражают звучанию народных инструментов. Народные сцены, в которых особенно ярко проявляется эта близость с народным искусством, занимают в балете большое место. Причём жизнь народа Хачатурян показывает с разных сторон - и в будни - в работе, и в бедствии, и в день праздничного веселья.

    Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

    - Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

    Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена(Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм».), которая является очень известным и значительным сочинением. При этом вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.

    Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь» - слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. «Мотив судьбы» - с таким названием эти четыре ноты навсегда вошли в историю музыки.

    Послушайте фрагмент из 1-ой части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

    Первые такты симфонии образуют главную ритмическую интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной энергии, заключённая всего в четырёх нотах, пронизывает всё развитие произведения – от первых звуков до финала.

    Анализ произведения. Простукивания ритма и метра.

    Открытый интегрированный урок музыки и математики, направленный на то, чтобы дать возможность закрепить и применить знания, полученные на уроках музыки и математики в работе над музыкальными произведениями.

    Цели урока:

    1. доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ;
    2. закрепить изученный материал по темам:
    3. «Сложение дробей с разными знаменателями»,
    4. «Ритм как средство музыкальной выразительности»

    Задачи:

    1. показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке;
    2. развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления;
    3. воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству.

    Музыкальный материал:

    1. Г.Свиридов «Время, вперёд!»
    2. Л. Деревягина - В.Степанов «Горница-узорница»

    ХОД УРОКА

    (Слайд № 1) - название урока. (Презентация)

    У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!

    Д: Ритм - чередование длительностей звуков, а метр - чередование сильных и слабых долеё в музыке.

    У: А что же такое диалог?

    Д: Взаимная беседа.

    У: А в какой связи находятся метр и ритм?

    Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

    У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник - математика.

    (Слайд № 2) Цель урока

    У: Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные.

    (Слайд № 3) - Пифагор

    У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

    (Слайд № 4) - Эйнштейн

    У: А другой известный учёный - Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока - доказать, что они правы!

    (Слайд № 5) Свиридов

    У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

    (Слайд № 6) Симфонический оркестр

    (Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

    Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

    У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

    Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

    У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

    У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

    Д: Ритмичное.

    У: А ритм состоит из чего?

    Д: Из длительностей.

    (Слайд № 7) Длительности

    У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

    (Дети отвечают, затем появляется слайд)

    У.: Ребята! Все длительности - это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?

    (Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране)

    (Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей

    У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс»)

    (Выполняют на листочках, проверяют правильность решения)

    У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант - первая и вторая строчки, 2 вариант - третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его!

    (Слайд № 9) Задание

    (Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты)

    У.: Скажите, как мы будем решать это задание?

    Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде:

    (Слайд № 10): Алгоритм решения:

    1. Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби).
    2. Привести дроби к одному знаменателю.
    3. Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру!
    4. Поставить тактовую черту в конце каждого такта.

    (Слайд № 11) Задание в длительностях

    После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером».

    У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером»)

    У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем - ритмический диалог первого и второго вариантов).

    У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется?

    Д: «Горница-узорница».

    У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока!

    (Слайд № 2) Цель

    У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра?

    У: Почему?

    Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии.

    У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики?

    Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах.

    У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе?

    Д: Конечно!

    У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке.

    (Слайд № 13) Проект песни

    У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие!

    (Слайд № 14 - 20) Презентация песни

    (На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни)

    У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке?

    (Слайд № 21) Итоговые вопросы

    Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте.

    У: Чему научились?

    Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

    У: Где мы сможем применить полученные знания?

    Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте - поможет математика и т.д.

    У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

    (Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

    У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором)

    У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен!

    (Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!»)

    Музыка 6 класс

    Тема урока: Диалог метра и ритма.

    Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

    Задачи:

    Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

    Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

    Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

    Музыкальный материал урока:

      Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

      Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

      Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

    Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

    Тип урока – комбинированный

    Вид урока – урок концерт

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

    Все расселись по местам,

    Никому не тесно.

    По секрету скажу вам:

    «Будет интересно!»

    2. Подготовка к восприятию темы

    Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

    Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

    Сформулируйте тему урока?

    Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

    3. Работа по теме

    Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

    Доля метра может быть выражена различной длительностью.

    Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

    Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

    А теперь простучите только метр

    Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

    Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

    Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

    Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

    Молодцы.

    Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

    Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

    В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

    (Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

    Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

    Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

    Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

    Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

    Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

    - Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

    (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

    4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

    5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

    6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

    «Любимая школа»

    Школа смотрит добрыми глазами,

    И сияет взгляд от чистоты,

    Украшает красками холсты.

    С самого начала объяснила нам,

    Что душа дороже серебра,

    Наша школа самая любимая -

    Колыбель искусства и добра.

    Припев: Ты даришь звуки

    Ты даришь краски,

    И оживают детские сказки.

    От классики до рок-н-рола:

    Всё дарит любимая школа.

    От классики до рок-н-рола:

    Всё дарит любимая школа.

    Высоки и помыслы, и чувства

    И бегут твои ученики

    В храм благословенного искусства

    Быстрой стайкой наперегонки.

    Это дверь, открытая для каждого,

    И, покуда вертится земля,

    Самое заветное и важное

    Открывают нам учителя.

    Припев:

    По огромным просторам России

    Разлетаются выпускники

    И несут широко и красиво

    Свет небесный во все уголки.

    От души пожелать тебе хочется,

    Чтобы ныне и через века

    Пробивалось в сердцах твоё творчество

    Серебристой водой родника.

    Припев

    7.Подведение итогов
    Замечательно! Пришло время подвести итоги.

      Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

      Каковы их отличительные особенности?

      С какими размерами мы сегодня познакомились?

      Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

    8. Рефлексия

      Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

      На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

    9.Домашнее задание

    Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

    Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!