1 предметом философии является. Что является предметом философии

Что является предметом философии?

Предметом философии является всеобщей в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б. М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек".

Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только-то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, определяет место человека в мире.

Философия - род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности, обладает национальной определенностью, обогащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии: метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерно переосмысление основных проблем на протяжении всей истории человечества, а это и является свидетельством ее рефлективности. Философия как бы дистанцируется от повседневности, переходя в мир интеллектуальных, мыслимых сущностей. Как писал Бертран Рассел (1872-1970), философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой; это «ничейная земля» между наукой и теологией, но открытая для критики с обеих сторон. Неразрешимые вопросы с точки зрения теологии и науки оказываются предметом философии. Язык философии - нечто среднее между языком обыденности, снабженной категориями, и языком поэзии. Философия и наука соотносятся как научный и диалектический типы рациональности. Если диалектика - искусство аргументирования - используется как метод концептуализации принципов развития, то научный тип рациональности базируется на признании: а) закона сохранения; б) принципа соответствия, утверждающего преемственность в знании; в) принципа цикличности, ритмичности процессов развития; г) принципа относительности и симметрии, тождества и т.д. Как тип рациональности диалектика не сводится к научному типу рациональности, не подменяется им. Проблема соотношения рационального и иррационального в познании. Всякая наука имеет свой объект и предмет исследования. В этих понятиях есть различие: объект может быть общим для ряда наук, предмет - специфичен. Как известно, предметом специальных наук служат отдельные конкретные потребности общества - в технике, экономике, искусстве и др., - и у каждой из них свой предмет бытия. Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Если брать два исторических понятия философии - "протознание" и "метафизика", то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие "метафизика" ("первая философия"), а не понятие "протознание". В рамках "протознания" философское знание, подобно физическому, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Известная трудность отпочкования обусловливалась тем, что сама философия выступала в форме натурфилософского, глобально "теоретического" знания, включавшего в себя умозрительные построения частноэмпирических наук. Но отягощенность метафизики натурфилософским элементом не была столь весомой, чтобы воспрепятствовать становлению философии как науки; в ней росла тенденция к оформлению в самостоятельную науку. Эта тенденция достигла апогея в системе философии Гегеля.

Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от "протознания", с одной стороны, от частных наук - с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).

Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Между нею и концепцией "рас почкования предмета философии" имеется существенное различие, состоящее не только в расхождениях по поводу того, что считать предметом и философией. Концепция "рас почкования" рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в принципе, в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки. Философия по своему происхождению, как отмечал П. В. Копнин, не имеет приоритета перед другими науками, если принимать во внимание не термин, а реальное содержание.

Концепция "рас почкования" приводит к выводу об "исключительности" философии как по отношению к другим наукам, так и по отношению к собственному содержанию. В последнем случае имеются в виду заявления сторонников данной концепции, будто в процессе исторического развития философия "исключилась" из науки вообще и перестала существовать. Об этом говорят и не столь последовательные ликвидаторы научной философии, исключающие из нее все, кроме одной какой-либо части - "теории знания", "учения о человеке", "философии жизни", "диалектического материализма" и т.п.

Это есть, конечно, не результат объективного анализа истории познания, а субъективистский прагматизм. За философией отрицается способность самостоятельно обнаружить свой предмет исследования. Философия якобы получает его из рук частного знания как результат процесса "предметной расчистки", как итог его (а не самой философии) работы. Но это мнение также противоречит реальному процессу формирования наук. Концепция "рас почкования" навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть "наука наук", поскольку ведь нельзя искусственно положить конец "рас почкования"; философия якобы и сейчас, вследствие естественного, закономерного процесса рас почкования, заключает в себе значительное число будущих наук.

Предмет и объект философии. Структура философского знания

Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Возникла одновременно более 2.5 тыс. лет назад в VI в. До н.э.Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.

По Платону началом философии было удивление. Это означало, что философия должна изучать окружающий мир, его истоки и закономерности.

По Кьеркегору началом философии было отчаянье. Означало, что философия должна изучать самого человека и его существование. Правы были оба философа: предметом философии является и окружающий мир, и место человека в этом мире.

Объект – мир как единое целое; предмет – это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает разделы:

Структура философского знания:

– онтология (философия бытия);

– гносеология (теория познания);

– логика (познание принципов мышления);

– аксиология (учение о ценностях);

– эстетика (изучение прекрасного);

– антропология (исследование проблем природы, сущности человека);

– праксеология (социальная философия).

Философия и мировоззрение

Мировоззрение - обобществлённая система представлений о мире и о себе, ценностных ориентациях и волевых побуждениях, определяющих жизненную позицию личности.

Философия - это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер.

К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры,

По мере формирования культовой системы формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного - в сферу идеального, вечного, придавало смысл человеческой жизни.

Философия выросла на основе этих двух предшествующих форм

мировоззрения, но она подразумевает более высокий теоретический уровень.

Основные функции философии

Философия (любовь к мудрости) – это научно-теоретический тип мировоззрения

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в обществе, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции философии:

Мировозренческая: философское ядро человеческого мировозрения помогает сформировать основные жизненные принципы. Философия, в отличии от мифологии и религии, основывается не на вере, а на знание и мышлении.

Методологическая: философия даёт всем наукам методологию познания. В Философии разработаны методы научного познания.

Позновательная: Философия синтезирует знания и ставит вопрос об их гуманном использовании.

Ценностная: Философия выстраивает классификацию ценностей и ставит проблему истинных и ложных ценностей.

Основные философские направления и принципы их классификации

Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято классифицировать по таким показателям (признакам):

Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм.

Материализм- учение о первичности материи и вторичности духа.

Идеализм – учение о первичности духа и вторичности материи.

Дуализм – учение об одновременном существовании материи и духа.

По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической.

По той роли, которую отводит философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм.

По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм.

По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм.

Плюрализм – учение сочетаются различные философские позиции.

И, наконец, по национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли.

Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

Платон настоящее имя Аристокл – основатель объективного рационализма – идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Что бы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию.

Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.

Идея – это бестелесные сущности, которые можно познать только разумом. Вещи существуют через причастность к идее. Идеи и вещи существуют для блага. Для Платона важно насколько хороша вещь. Вещь должна соответствовать идее.

Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного.

Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп:

Правители – у них преобладает разум – это философы.

Стратеги – преобладает воля – это воины.

Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными.

Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель надсословная – справедливость. Она появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу.

Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания,

Философия эпохи Возрождения

Основные черты философии эпохи Возрождения -антропоцентризм, гуманизм. С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие;Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли.

Но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений -человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения?Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура;в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1.Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени -XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

Основные идеи

· Сдвиг в сторону антропоцентризма . Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

· Понимание человека как творческой личности . Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино , могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

· Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека

Джон Локк обосновалпроисхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей.

Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления.

Философия марксизма

Диалектический материализм.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

(неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Философия существования. Самое модное ф-кое течение в сер. 20 в. Его представителями были: Ясперс и Хайдеггер в Германии, Марсель, Сартр, Камю во Франции, Аббаньяно в Италии, Баррет в США. Ф-я Э преемница ф-фиии Бергсона и Ницше, Гусерля, Кьеркегора.

Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Предмет ф-фии – бытие.

Ф-я э-ма возникла в Германии после Первой мировой войны – время смуты, общей неуверенности и тревоги. В следствие этого центр ф-ких исследований из теории познания и логики научного исследования на проблемы человека и истории.

Э-м – форма современного иррационализма. Ясперс: «Должен был обмануться всякий, кто искал в науке основы своей жизни, руководство в действиях». След-но наука не имеет ценности для отыскания смысла жизни.

Главная проблема экзистенциализма – проблема человека, смысла и подлинности его бытия. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл., которые возникают из самого факта сущ. человека. Для Э. имеет значение только его собственное сущ. и его движение к небытию.

Среди всех способов бытия существования Э. ищут такой, в кот. сущ. раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете это страх перед смертью. Э. объявл. предметом ф. - бытие . Они утверждают, что понятие бытия явл. неопределимым., и что никакой лог. анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Свобода составляет само чел. существование, чел. и есть свобода. Однако своб. понимается ими как нечто иррациональное. Своб. они мыслят как своб. вне общества . Это внутр. состояние, настроенность, переживание индивида. Характ чертой чел. сущ. является то, что он не сам выбирает условия своего сущ., он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел. сущ-я сущ. потусторонняя реальность , кот. понимается как способ сущ. чел., состоящий в озабоченности чел., направленной куда-то вне его. Внеш. мир представляет среду, мир заботы чел., окружающий чел. сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. сущ-я.

Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел. его бытие., навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел. скрыто истинное, одинокое сущ-е.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Посл треть 19 в. в Германии и Франции. Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гассет.

Основа ФЖ – представление о жизни как о первичной, фундаментальной реальности, органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Жизнь лишена бытия, лишена цели, неподвластна оценке. Наиболее адекватным средством познания жизни выступают интуитивные основы творчества, худ образ, миф

Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше (1844- 1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Анри Бергсон (1859- 1941), Георг Зиммель (1858-1918), Освальд Шпенглер (1880- 1936), Людвиг Клагес (1872-1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.

Философия жизни возникает в 60-70-х гг. XIX в., наибольшего влияния достигает в первой четверти XX в.; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднят антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде "возвращения к природе" как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике - интерес к историческому исследованию таких "живых целостностей", как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.

30. Филососфия постмодернизма

Постмодернизм - сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации . В буквальном смысле слова "постмодернизм" - это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом , и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы .
Отсюда столь свойственные постмодернизму пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.
Постмодернизм связан с претензией на смену философских парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции. Постмодернизм выдвинул на первый план проблемы, требующиепрояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности.
При этом в онтологическом плане для постмодернизма характерен постепенный переход от установки "познание мира с целью его переделки" к требованию деконструкции мира.
Выделим несколько исходных постулатов социальной теории постмодернизма.

1. Культура как система знаков. – Идея культуры как системы знаков есть первая и главная идея постмодернизма.

В центре внимания постмодернизма оказывается проблема языка, языкового характера мышления, деятельности людей как "дискурсивных практик". Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с "фактами" мира или намерениями субъекта. Таким образом, утверждается, что значения рождаются в контексте отношений между знаками, составляющими структуру языка, вследствие их определенного положения в этой структуре, а не вследствие их соответствия "фактам" действительности.

2. Мир как текст " – один из наиболее известных тезисов постмодернизма. В постмодернизме вся реальность мыслится как текст, дискурс, повествование. "Нарратив", "текстуальность", "интертекстуальность" – это важнейшие понятия, которые используются постмодернизмом для описания современной реальности, основные слова его языка. "Ничто не существует вне текста" - утверждает Ж.Деррида. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст. Понимание текстов возможно лишь в "дискурсивном поле культуры". Иначе говоря, их можно понять только в связи с другими текстами, но не в связи с каким-либо "буквальным" значением или нормативной истиной. Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным. Деконструкция как общий метод постмодернистского анализа, применимый к анализу любого феномена культуры, любого текста, неизбежно превращается в многосмысленный и бесконечный интерпретативный процесс, который релятивизирует любой текст, любое понятие, - и потому лишает смысла проблему истины.

3. "Смерть субъекта" Наиболее влиятельным является разработанный М.Фуко и Р.Бартом вариант концепции "смерти субъекта"; к тем же выводам приводит и концепция деконструкции Ж.Дерриды, и концепция интертекстуальности Ю.Кристевой.

Поскольку "ничего не существует вне текста", то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к "смерти субъекта", через которого "говорит язык" (М.Фуко).Децентрация. – Постмодернизм подвергает критике центрированность как основной принцип европейской культуры Нового времени, рационального мышления модерна, которое отвергается как метафизическое. Децентрация субъекта как ядра, центра, вокруг которого строилось познание, культура, общественная жизнь, деконструкция всякого текста, выявляющая незакрепленность знаков, релятивизируют любой текст, любое понятие. На этом основании постмодернисты доказывают невозможность существования целостной, универсальной системы знания – оно может быть лишь фрагментом множества локальных культурных контекстов, которые делают его возможным и задают ему смысл. Поэтому никакое знание не может быть оценено вне контекста культуры, традиции и языка. Именно с этим тезисом связана постмодернистская критика всей предыдущей культуры. Согласно Лиотару, постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом единства и ростом плюрализма.

4. "Постмодернистская чувствительность" - специфического видения мира – мира децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Любая попытка сконструировать "модель" такого мира – бессмысленна.

Все это приводит теоретиков постмодернизма к "эпистемологической неуверенности", к убеждению, что наиболее адекватное постижение реальности доступно не естественным и точным наукам, не традиционной философии, опирающейся на формализованный понятийный аппарат, а интуитивному, "поэтическому мышлению" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.

Бытие - предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического ктеоретико-логическому мышлению .
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них - Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие » - производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною - быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) - важный раздел философскою знания.
В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.
Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
Можно выделить следующие основные формы бытия:

* вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
* человека - подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
* духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
* социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.

32.Структура бытия:виды, уровни, формы

Структура бытия. В структуре бытия различают виды, уровни и формы.

Виды – это объективная и субъективная реальность.

Уровни – это актуальное и потенциальное бытие.

Формы – природное и социальное бытие.

В формировании научно-философских представлений о материи выделяют 3 периода.

1. Античность. Стихийный материализм. В это время под материализмом понимают

либо природную стихию (айперон; Анаксимандр) либо атомы (в переводе:

неделимый).

2. Новое время, 17-18 века. По прежнему материя ассоциируется с атомами или

корпускулами. Материю как субстанцию наделяют следующими признаками:

протяженность, твердость, плотность, непроницаемость, вес, форма и т.д.

3.Конец 19 – начало 20 века. Кризис в естествознании, связанный с открытием

электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей, электромагнитного поля.

Все эти открытия были использованы философами идеалистического направления

для доказательства мысли о том, материя не существует.. Единственная

реальность – это субъект (человек).Таким образом критика материализма ведется

с позиции субъективного идеализма. (Мах, Авенариус; теория – махизм

илиэмпириокритицизм)

В 1908г. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» дает анализ кризиса

в естествознании и делает вывод, что материя не исчезла, исчезли прежние

представления о ней.

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»

В строении материализма выделяют 3 уровня:

· неживая природа

· живая природа

· общество

материализм идеализм дуализм
Считали что: Первична материя Первично сознание Материя и сознание возникли одновременно
1. стихийный материализм 1. объективный идеализм Сознание или нечто духовное существует вне природы человека. Существует рациональный и иррациональный идеализм.
представители Гераклит, Демокрит Платон, Гегель Декарт
2. материализм нового времени 17-18 век 2. субъективный идеализм. Первична идея (дух, сознание). Но они ставят мир в зависимость от сознания и сводят мир к комплексу наших ощущений
представители Дидро, Гольбах, Ламерти Беркли, Авенариус, Мах, Юмм
2.1 солипсизм (крайняя степень субъективного идеализма). Его представители не допускают существование какой-либо реальности вне человека: «Весь мир существует постольку, поскольку есть я».
3. материализм нового времени
представители Маркс, Энгельс, Ленин

Гносеологические. и агностики

Структура Ф – то структурные элементы, которые считаются философской

проблематикой: онтология - наука о бытии, гносеология – наука о познании,

космология, этика, - наука о правилах и нормах поведения, логика, социальная

философия.

Бытие. Материя.

Формы бытия:

1. бытие вещей, тел делится на

· вещи, тела, созданные природой

· вещи, тела, созданные руками человека.

2.бытие человека

· человек в мире тел, вещей

· бытие собственно человека

3. бытие духовное:

· общественное

· индивидуальное

4. бытие социальное:

· общественное

· индивидуальное

Антитезой бытия или «нечта» является ничто или небытие. Небытие – это понятие

относительное, ибо в абсолютном смысле небытия нет.

Понятия материи и формы относительны. Так, кирпич - это материя для построения здания. В свою очередь, кирпич как тело, имеющее определенные свойства, есть форма для глины, из которой он приготовлен. В природе все находится в движении. Движение, по Аристотелю, - это изменение вообще, а не только изменение положения вещей в пространстве. В общем случае движение, по Аристотелю, - соединение материи с формой, возникновение какой-либо вещи.

В природе действует причинность. По Аристотелю, следует различать четыре вида причин. Во-первых, это материальные и формальные причины. Это, если можно так сказать, причины, присущие самим вещам. Как пишет Аристотель, «причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи, из которого вещь возникает как бы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие роды». Во-вторых, под причиной следует понимать то, что определяет сущность вещи, - суть бытия. «В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия, и более общие роды этого понятия, а также части, входящие в состав такого понятия.

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) - огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» - бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

В философии Нового времени (XVII-XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя - совокупность частиц, а природа - совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя - система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя - это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отр

Сегодня во всем мире ведутся многочисленные дискуссии в отношении различных направлений науки, объясняющей мир. Объектом философии является общество, зачастую природа или отдельный человек. Другими словами, центральные системы действительности. Наука весьма многогранна, поэтому целесообразным будет изучить все ее аспекты.

Будучи методом и формой духовной деятельности, философия зародилась в Китае и Индии, а вот классической природы достигла уже в Древней Греции. Данный термин впервые употребил Платон для обозначения новаторского направления. Если изучать процесс познания как системную структуру, то в качестве его элементов можно выделить субъект и объект в философии . Первый является носителем предметно-практической деятельности, источником активности в отношении познания мира или другого объекта. Значит, второй непосредственно противостоит субъекту (ведь именно на объект философии направляется энергия субъекта). Исторически принято разделять объект изучения философии на три категории: человек (совершенно любое разумное существо и его структура), окружающий мир (в том числе мир идей и другие, даже возможные, миры), а также отношение человека к себе и всему окружающему.

Предметом философских исследований являются свойства объекта действительности, которые вызывают наибольший интерес специалистов научного направления. Важно отметить, что в роли предмета философии может выступать и конкретный аспект объекта со всеми его проявлениями.

Основная идея науки

В начале своего развития философия концентрировалась на всех сферах исследования действительности и порождала конкретные науки, в число которых входит химия, физика, геометрия и так далее. Позже направление начало заниматься рассмотрением специфических аспектов изысканий. Так, базой для формирования философского знания являются сферы и дисциплины исследования, подходы к изысканию, а также методы поиска, проверки и интеграции информации. Философия развивается благодаря следующим областям:

  • Действительность, имеющая материальную природу: все то, что окружает человека, исключая его самого. Важно отметить, что познается представленная сфера науками естествознания, однако специальные методы философии уместно ее дополняют.
  • Метафизическая действительность, исследованиями которой занимается исключительно эта наука, так как объект философии и его предмет имеют соответствующие особенности, недоступные другим направлениям знаний.
  • Социально-общественная сфера рассматривается совместно с гуманитарными науками.
  • Общие или частные установки человека, представляющие собой систему связей конкретного индивида и общественных группировок, которая исследуется философией вместе с иными научными направлениями.

Ключевые функции философии

И ее основные особенности определяют сферы деятельности, в которых проявляется интерес и совершается научное действие. Функции науки составляют совокупность исполнения конкретных задач и целей в соответствии с изменяющимися факторами. Итак, ключевыми функциями философии являются следующие направления:

  • Мировоззренческая функция определяет изыскательные, а также прикладные ориентиры индивида или общества в целом путем исследования мировоззрения.
  • предполагает осмысление действительности, которая окружает конкретный объект философии , и ее абсолютное познание.
  • Методологическая функция заключается в контроле формирования и проверки способов достижения наукой своих целей и исследований.
  • Информационно-коммуникативная функция осуществляет контроль передачи и содержательности сведений между любыми агентами, которые вовлечены в эти процессы.
  • исполняет оценку деятельности, в которой прямым образом участвует конкретный объект философии .

Что же еще?

Дополнительными функциями философии служат следующие категории:

  • Критическая функция предполагает оценку явления или процесса, а также сравнение его с мнением знания, то есть работа по схеме «критика - выводы -заключение».
  • Интегрирующая функция говорит о том, что философия аккумулирует знания и формирует единую их систему.
  • Идеологическая функция осуществляет распределение и оценку комплексных взглядов в отношении различных общественных группировок. Другими словами, данная функция занимается исследованием идеологий.
  • предоставляет прогнозы на базе известной информации. Важно отметить, что модели, соответствующие этой функции, намного лучше интегрируются как в культуру, так и в научное направление (по сравнению с аналогичными направлениями).
  • Проектировочная функция отвечает за формирование замыслов, комплексов и образов. В данном случае объект философии позволяет составлять прогнозы, а также осуществлять моделирование и проектирование.
  • Воспитательная функция предполагает воздействие на создание определенной системы взглядов как человека, так и общества в целом.

Особенности философии

Естественно, что каждое направление знания, которому соответствует тот или иной временной период, определяется своими характеристиками и особенностями. Так, в досократическую эпоху основной чертой философии была систематическая схема размышления и диспута в качестве объяснения своего мнения по тому или иному вопросу. Тогда зачастую формировались догмы, то есть наука строилась на философствованиях субъективной природы, а доказательства, как правило, базировались на авторитете. Позже Сократ сформировал новый методологический комплекс, который предполагал, что любой объект науки философия должен изучаться детально. Следующий этап отличался определением новаторских источников вдохновения и мотивации. Он совпал с абсолютный упадком в культуре из-за отрицания старых принципов и обычаев (в том числе и богов). Помимо нигилизма, ключевыми особенностями данного отрезка времени можно отметить предельное возвышение индивида в науке, что нередко доходило до абсурда. Романский период характеризуется акцентированием внимания на этике и эстетике, а также роли человека в обществе. А вот эпоха эллинизма завершилась переходом от светской культуры к мировоззрению религиозной природы, что привело к полнейшему застою культуры и деградации общества.

Насущные проблемы философии

Как и любая наука, философия занимается исследованием различных гипотез по поводу разрешения определенных вопросов. Так, основными проблемами рассматриваемого научного знания являются следующие категории:

  • Проблема создания, которая является самой актуальной.
  • Проблема познания, что предполагает сохранение достоверности знания.
  • Временная проблема отличается простотой своего выражения, но относительной сложностью решения, ведь время является величиной субъективной. Оно измеряет протяженность процессов или же явлений относительно других аналогичных категорий.
  • предполагает разделение всего на истинное и ложное.
  • Проблема предмета и метода научного направления объясняется различными подходами к решению вопросов и противоположными взглядами на применяемую методологию.
  • Проблема смысла жизни.
  • Проблема личности касательно ее формирования и образования (не то же, что обучение).

Что же еще?

В последнее время ряд проблем, которые активно решает философское знание, значительно расширился. Так, его дополнили следующие категории:

  • Проблема смерти, которая заключается в ответе на вопросы относительно существования смерти и жизни после нее.
  • Проблема общества в целом, тесно связанная с личностным вопросом. Здесь происходит рассмотрение социальных группировок и связей между ними, ведь коллектив не является толпой, а социум - это далеко не общество.
  • Проблема свободы, как правило, знакомая любому индивиду.
  • Проблема веры и разума, которая не имеет ничего общего с религией. Здесь идет речь о мере знаний разума.
  • Проблема идеального порождается существованием взглядов, которые пришли из естествознания, где актуально отвержение идеального.
  • Проблема формирования философского знания.

Острые вопросы философии

Основной вопрос философского знания сводится к формированию связей и закономерностей сущего, а также принципов его организации или же дезорганизации. Помимо этого, существуют и дополнительные вопросы, которые возникают внутри определенных отраслей философии:

  • Вопросы этики: Мера объективности нравственного восприятия? Что значит справедливость? Какова степень дозволенного?
  • Вопросы эстетики: Какую роль играет искусство? Что же есть красота? Границы прекрасного?
  • Вопросы метафизики: Каковы критерии нематериального? Где локализации души? Что же означает сущее индивида?
  • Вопросы аксиологии: Каковы критерии ценности? Что является ценным? Насколько субъективен ценностный ориентир?
  • Вопросы философской науки: Каков критерий научного? Степень субъективности в процессе оценки теоретического знания? Чем является научное знание?
  • Вопросы социально направленной философии: Значение идеологии в эффективной разумности человека? Критерии воссоединения индивида с социальной группировкой? Причины формирования общественной группы?

Философия науки

Помимо рассмотрения философии на уровне общего восприятия, целесообразно представить специфические направления знания, среди которых и философия науки. Данная дисциплина занимается изучением способов, границ компетенции и сущности науки, а также осуществляет исследования в отношении природы, методов развития и обоснования научного знания, его функций и структуры. науки составляет система абсолютно всех научных направлений, известных за период времени формирования и совершенствования культуры народов мира. Предметом философии науки являются закономерности общего и частного характера, а также тенденции изменения в данный момент и в перспективе особенной деятельности разума в отношении производства научного знания. К актуальным вопросам рассматриваемой категории следует отнести следующие пункты:

  • Какие критерии имеет знание?
  • Чем отличается научное, околонаучное и ненаучное знание?
  • Виды знания.
  • Что представляет собой наука?
  • Компетентность отдельных методов и уровень их научности.

Философия человека

Занимается вопросами, связанными с индивидом, образуемыми им социальными группами и, конечно же, с обществом в целом. Важно отметить, что проблема человека имела место еще задолго до формирования данного направления, то есть служила предметом осмысления за пределами системы научного понимания. В действительности предметов в представленной проблеме множество. Основными из них принято считать человека, его отношение к окружающему миру и к самому себе, критерии данных связей, поступки, а также процесс формирования определенных социальных групп. Следует отметить, что бытие в современном знании рассматривается совместно с достижениями прогресса, ведь он значительно поднял общество на новые высоты существования. Данный прогресс не является плодом деятельности обывателя. Человек считается лишь потребителем, который без снабжения мыслителями и творцами обречен на деградацию до родоплеменного строя и возвращение в пещеры.

Философия права

Является особым разделом данной науки, а также юриспруденции, которая занимается изучением правового смысла, сущности права и, естественно, его основания. Сюда же следует отнести ценность права, его роль в жизни индивида и общества в целом. составляет смысл соответствующей категории. Более того, особое внимание уделяется понятиям правового и юридического направления, категориям ценностной природы, а также предназначению права в общественной жизни. Рассматриваемая дисциплина как бы объединяет принципиально различные отрасли, имеющие юридический характер. Кроме того, связанная с правопониманием, беспрепятственно может охватить абсолютно все области права. Данное единство следует считать сущностно-понятийным.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек ». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.

  • Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
  • Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
  • На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

— все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

  • Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
  • Гносеология - учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.
  • Аксиология — учение о ценностях.
  • Философская антропология - учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.
  • Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.
  • Этика — учение о законах и принципах морали.
  • Эстетика - учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философия включает в себя:

  • учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
  • о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
  • учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
  • теорию познания;
  • проблемы теории познания и творчества;
  • этику;
  • эстетику;
  • теорию культуры;
  • свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет Философии

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в и , но классической формы достигла в . Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен . Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в , не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Цель Философии

Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность . Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении.
Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного . Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях , что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Структура философии

Рассмотрение как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

Философия по своей структуре делится на:
  • теорию познания;
  • метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);
  • логику (математику, логистику);
  • этику;
  • философию права;
  • эстетику и философию искусства;
  • натурфилософию;
  • философию истории и культуры;
  • социальную и экономическую философию;
  • религиозную философию;
  • психологию.
Основными частями теоретической философии выступают:
  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Предмет философии

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI — начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

2. Исследуя сущность и назначение человека , философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир» , философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Видеоматериалы