"художественный ресурс страны".

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

О МЕРОПРИЯТИИ

В процессе подготовки первой Триеннале российского современного искусства команда Музея "Гараж" провела масштабный анализ художественной ситуации в стране. Тесно сотрудничая с местными экспертами в области современного искусства, кураторы Триеннале исследовали свыше 40 городов России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. Шесть кураторов пересекли 11 часовых поясов, объехали восемь федеральных округов страны, от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результатом этого исследования станет выставка, которая объединит работы более 60 художников и будет посвящена "духу времени" и осмыслению разнообразных социальных тенденций, формирующих региональную художественную жизнь.

Кураторы выявили семь основных векторов, или тенденций, одинаковых для всех территорий, где они побывали. Эти векторы позволяют взглянуть на разнообразие художественных практик с позиций верности локальному контексту, разработки индивидуальных мифологий, активизма и использования универсального языка современного искусства, понятного в любой точке мира. Кроме того, было выделено несколько "мастер-фигур" - важных авторов, активизирующих локальные сцены, или художников, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства.

Мастер-фигура

Художников этого раздела можно назвать носителями "авторитетного художественного языка", чье влияние распространяется далеко за пределы их физического присутствия и места жительства. Мастер-фигуры влияют на творческие практики в регионах, формируют идеалы искусства у молодежи и демонстрируют примеры успешной карьеры в пределах страны. Художники: Павел Аксенов, Дмитрий Булатов, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пригов, Ильгизар Хасанов, 33+1.


33+1, Проект "При(м)знаки", 2016

В этой насыщенной директории собраны художники, которые разрабатывают "мифологии" в созданной ими самими автономной эстетической системе, выводя художественную практику за пределы любых стилевых ограничений. При этом все они оказываются связаны с как бы общими мифами про русское и "русскость", укорененными в коллективном сознании, или, наоборот, предлагают варианты убежища или спасения от общего хода вещей. Художники: Евгений Антуфьев, Владимир Архипов, Александр Баюн-Гнутов, Дмитрий Венков, микро-арт-группа «Город Устинов», Дамир Муратов, арт-группа "Нежные бабы", Николай Панафидин, Павел Пепперштейн, Александр Повзнер, Михаил Смаглюк, Альберт Солдатов, Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Анфим Ханыков.

Верность месту

Тему места, особенностей его контекста и истории можно с легкостью назвать непреходящей. В российской мультикультурной ситуации она занимает особое положение. Протяженность страны и сопутствующие этому логистические сложности вкупе с богатой событиями историей способствуют рефлексии над тем, что находится на расстоянии вытянутой руки, и поиску смысла в складках окружающей повседневности. Художники: Анастасия Богомолова, Аслан Гайсумов, Кирилл Гаршин, Илья Долгов, Евгений Иванов, Анна Кабисова и Евгений Иванов, Александр Матвеев, Таус Махачева, Сергей Потеряев, Владимир Селезнев, Андрей Сяйлев, Мурад Халилов.


Сергей Потеряев. Серия фотографий "Старая Утка"

Общий язык

Эта директория объединяет художников, работающих с интернационально понятным и не требующим «перевода» языком современного искусства. В своих произведениях художники обращаются к универсальным темам, которые понятны всем, независимо от национальности или языка: коллективная память, средства коммуникации, искусственный интеллект и человеческие эмоции. Художники: Агентство сингулярных исследований (АСИ), Данил Акимов, Виктор Алимпиев, арт-группировка ЗИП, Евгений Гранильщиков, Антон Забродин, творческое объединение "Куда бегут собаки", Кирилл Макаров, Роман Мокров, Маяна Насыбуллова, Иван Новиков, Александра Паперно, Анна Паркина, Александра Пирогова, группа "Синий суп", Елена Слобцева, Александра Сухарева, Заурбек Цугаев, Света Шуваева.

Искусство действия

Этот раздел посвящен художникам, принципиально иначе взаимодействующим с окружающей действительностью, - художникам-активистам. В первую очередь они новаторски используют публичное пространство, обращаясь в своем творчестве к социально значимым темам и побуждая различные сообщества к действию. Экспозиция этого раздела представляет три тематических блока: улица как арт-пространство, социальная графика, феминистская повестка. Художники: Алексей Иорш, Алиса Йоффе, Виктория Ломаско, Артем Лоскутов, творческое объединение "Наденька", Катрин Ненашева, Анастасия Потемкина, исследовательско-активистский проект "Урбанфеминизм", Дженда Флюид (Антонина Баевер), коллектив "Что делать", швейный кооператив "Швемы".

Морфология улиц

В условиях ограниченной институциональной поддержки и возможностей для создания и демонстрации своих произведений важнейшей творческой практикой для многих художников является уличное искусство. Городское пространство становится для них неисчерпаемым источником материала: в своих работах они привлекают внимание к важным социальным и городским проблемам, таким как уничтожение зданий, являющихся памятниками культурного наследия, засилье рекламы, насилие и одиночество. Художники: арт-группа "ЗЛЫЕ", Кирилл Лебедев (Кто), команда "ТОЙ", Александр Шишкин-Хокусай, Udmurt.


Александр Шишкин-Хокусай. "Смотрящий". Эскиз проекта в рамках Триеннале, 2017

Локальные истории искусства

Выходя за границы выставочного пространства, участники этого раздела - художники, философы, кураторы, музейные работники и искусствоведы, обладающие оригинальным взглядом на локальный контекст, - переосмысляют традиционные визуальные практики. Каждые две недели на протяжении работы выставки они будут рассказывать о городских, областных и окружных художественных сценах и искать новые способы взаимодействия с посетителями в рамках мини-конференций, акций, интервенций и перформансов, превращая Музей в открытую платформу. Участники: Лейли Асланова, Оксана Будулак, Антон Вальковский, Тамара Галеева, Александр Городний, Сергей Горшков, Константин Зацепин, Елена Касимова, Наталья Матвеева, Марина Пугина, Константин Скотников, Cергей Спирихин, Алексей Трубецков, Олеся Туркина, Мария Удовыдченко, Гузель Файзрахманова, Артем Филатов, Екатерина Шарова, Светлана Шляпникова.

Экспозиция выставки развернется в Музее "Гараж" и Парке Горького и будет включать в себя как уже существующие произведения, так и созданные художниками специально для Триеннале. Все художники-участники приглашены в Москву на открытие выставки, что поспособствует развитию и укреплению профессиональных художественных связей. Важнейшей частью проекта станет программа лекций, круглых столов, показов и выступлений художников, историков, кураторов и активистов со всей страны, посвященная локальным художественным сценам.

В преддверии выставки "Гараж" запустит веб-платформу о современных российских художниках и локальных арт-сценах. На первом этапе реализации проекта на сайте появится информация о ходе и результатах кураторских исследований. Со временем она будет дополняться, что позволит превратить этот сайт в максимально полный ресурс о российском искусстве на русском и английском языках.

В 2017 году Россия отмечает столетие Октябрьской революции 1917 года, и именно первая Триеннале российского современного искусства станет вкладом Музея "Гараж" в празднование юбилея. Вдохновляясь опытом прошлого - русского авангарда, неразрывно связанного с революцией, - создатели Триеннале пытаются заглянуть в будущее и надеются пробудить новое поколение российских художников.

Триеннале российского современного искусства - это еще одно направление обширной программы, разработанной Музеем для укрепления инфраструктуры современного искусства в России, наряду с программой грантов для российских художников и основанием Архива в 2012 году. Архив "Гаража" включает в себя материалы с 1950-х гг. по настоящее время, часть которых легла в основу нескольких выставок, конференций и издательских проектов, позволяющих составить более полное представление о неофициальном советском и современном российском искусстве.

Параллельно с Триеннале в Музее "Гараж" будут проходить две посвященные современному российскому искусству выставки. Проект "По направлению к источнику" (1 февраля - 23 апреля 2017) стал связующим звеном между прошлым и настоящим: он включает работы пяти художников и исследователей разных поколений (Вячеслава Курицына, Владимира Логутова, Андрея Монастырского, Кирилла Савченкова и Ольги Чернышевой), созданные в результате изучения Архива "Гаража". Обычно русские художники оказывались главными инициаторами создания архивов, но они редко обращались к уже существующим собраниям с целью реконструкции своей коллективной истории.

В Атриуме Музея "Гараж" будет представлена новая работа Ирины Кориной (род. 1977, Москва) - одной из ведущих фигур современной российской арт-сцены, - созданная в рамках программы Garage Atrium Commissions. Произведение представляет собой трехуровневую конструкцию, отсылающую к эклектичному архитектурному ландшафту Москвы. Комментируя свой замысел, художница говорит: "Речь здесь идет о чувстве разочарования, возникающего из-за стремления к чему-то недостижимому, а также о том, как наше представление о желанном будущем сталкивается с окружающей действительностью".

В Музее «Гараж» начала работу первая Триеннале российского современного искусства.

Эта выставка стала результатом масштабного исследования, проведенного кураторами Музея. Целый год они совершали поездки к региональным художникам и знакомились с местной спецификой, систематизировали информацию. Работы 68 авторов и творческих групп были отобраны для выставки в Москве. На этом список достойных современных художников из России не заканчивается. Параллельно Музей «Гараж» начал составлять интернет-справочник об участниках российской арт-сцены на сайте http://triennial.garagemca.org/ . Там же находится подробная информация о событиях в рамках Триеннале.
















































Большинство объектов и инсталляций уместилось на двух этажа просторного «Гаража». Выставка напоминает ризому: открытое пространство позволяет нам начать исследование с любого зала, любого объекта и совершенно в любом направлении. Для удобства Музей предлагает воспользоваться путеводителем с четким описанием семи разделов: Мастер-фигура, Искусство действия, Верность месту, Авторские мифологии, Общий язык, Локальные истории искусства и Морфлогия улиц. Можно довериться этой классификации, можно искать художников из конкретных регионов или то, что заинтересует лично Вас – полная свобода.

Россия, в том числе творческая, прекрасна своим многообразием: в Удмуртии еще жив дух язычества, в Татарстане срослись русская и мусульманская культуры, Дальний Восток тяготеет к азиатской традиции, а Москва первой воспринимает мировые тенденции. Исходя из соотношения локального и глобального, а также из логики отдельных художественных систем, исследователи Музея выделили объединяющие факторы.

В разделе Верность месту очень четко прослеживается привязка к конкретной местности, ее истории, визуальным проявлениям. Родное место дает художнику материал для рефлексии и время для всестороннего изучения его особенностей. Для «чужаков» это совершенно неизведанный мир, автор здесь становится проводником. На стенах зала чернеют калининградские леса, чернеют довоенные номера домов в Грозном, чернеет город из нижнетагильского мусора, отходя ко сну.

Общий язык – это раздел о процессе, идущем в противоположном направлении. Российские художники создают работы, которые будут органично смотреться в любой галерее. Их видение и программы созвучны с идеями мирового арт-сообщества. Здесь раскачивается электронное кадило, дышит металлическое сердце, в школах группировки «ЗИП» учат рейву и сочной живописи.

Существует и третий путь: взять и создать мир с нуля, не следуя за трендами, не «припадая к корням». Тех, кто выбрал эту дорогу, объединили в раздел Авторские мифологии . В нем возможно все – кинетические комнаты, пельменные шашки, ручей с огненной водой.

Искусство действия – это прогрессивное направление, основанное на социальном взаимодействии. Акционисты с риском для здоровья и жизни, исследуют грани человеческой свободы, вскрывают противоречия, шокируют и пробуждают тех, кто игнорирует общественные проблемы. В этой комнате швейный кооператив «Швемы» показал перформанс «12-часовой рабочий день». Инсценировку эксплуатации работниц на фабриках сопровождают плакаты «Шей быстро – умри молодой» и надписи на изделиях «Сделано в рабстве». Здесь же можно ознакомится с феминистским самиздатом и увидеть лучшие плакаты с «Монстраций».

Некоторые художники стали не только практиками, но и источниками импульса, Мастер-фигурами. В золотой статуе первосвященника узнается профиль Анатолия Осмоловского, в технологичной платформе «Точка доступа» – научный подход Дмитрия Булатова. В цементной «фреске» на стене «Союза художников России» и змеящейся цветной гирлянде виден групповой подход уникального объединения 33+1.

Раздел Локальные истории искусства будет состоять из встреч с представителями региональных арт-сцен. В публичной программе предусмотрено 5 сессий, которые позже войдут в Архив Музея и будут доступны для повторного просмотра.

Покидая здание, мы попадаем на территорию Морфологии улиц . Главной целью художников заключительного раздела является преображение городской среды. Они видят в городе нечто большее, чем дома, дороги и деревья, ищут новые способы рассказать об этом зрителю. Александр Шишкин-Хокусай зарифмовал каркас старого здания «Гаража» с греческим храмом, артгруппа «ЗЛЫЕ» – игру «Ну, погоди» с граффити-бомбингом.

Триеннале продлится до 14 мая . Для тех, кто хочет узнать больше о современном искусстве в России, подготовлена насыщенная программа: лекции, встречи, перфомансы, спектакли и кинопоказы. Стоимость и расписание событий уточняйте на сайте Музея или Триеннале. Для владельцев карт Garage организован свободный вход, экскурсии с куратором и личное общение с участниками выставки.

Триеннале российского современного искусства в «Гараже» начинается с транспаранта «Здесь вам не Москва», с которым акционист из Новосибирска Артем Лоскутов выходил на организованные им «Монстрации» — шутовские шествия под абсурдными лозунгами. Этот баннер вывешен в музее среди десятков работ московских или давно примелькавшихся в столице художников. С тем же успехом программной работой, задающей тон выставке, мог стать плакат «Горшочек, не вари!», а лучше - «МЫ ЭТО ВЫ!», также появлявшийся на «Монстрациях» в разных городах России.

«Гараж» запустил свой грандиозный по размаху проект, который отныне будет проходить в музее раз в три года. Некоторой неожиданностью для многих стало появление среди регионов - участников программы Крыма. Директор музея Антон Белов пояснил, что музей хотел лишь подискутировать, каким образом регион оказался исключен как из украинской, так и из российской художественной жизни.

Однако в результате Крым так и не удостоился места на выставке в «Гараже», так как кураторы не обнаружили там современное искусство.

Всего же на триеннале представлены шесть десятков художников, которых кураторы привезли из турне по сорока городам России. Они разбросаны по семи главам — «директориям». Раздел «Мастер-фигура» посвящен художникам, которые сами себе закон и институция, в «Искусстве действия» представлены разнообразные активистские практики, главы «Верность месту» и «Локальные истории искусства» рассказывают о художественной работе с местным контекстом, а «Авторские мифологии» — о тех мирах, которые конструируют художники. Еще есть раздел «Общий язык», препарирующий проблему коммуникации, а также — «Морфология улиц», посвященный стрит-арту.

Немного хаотичное внутреннее устройство выставки объясняется тем, что кураторы, по словам главы научного отдела «Гаража» Александры Обуховой,

приняли решение «не навязывать свои фантазии такому богатому материалу», выделив каждому автору свой закуток и предоставив свободу действия.

Сама по себе идея триеннале впечатляющая — вытащить на свет божий художников из регионов и показать их в модном московском музее, в поле зрения которого зачастую попадают лишь громкие международные проекты. Так, например, «Гараж» привез Ильгизара Хасанова, одного из главных казанских авторов и популяризаторов современного искусства,

и его инсталляцию «Красное» - карнавал советских «найденных объектов», нависающих над зрителем красными флажками, пирамидками и детскими ботинками.

Или Владимира Селезнева с его знаменитой работой «Метрополис», представляющей собой карту Нижнего Тагила, родного города художника, собранную из найденного там мусора. При выключенном свете она начинает сиять флуоресцентными огнями, напоминая азиатский мегаполис.

Однако будем честны, даже те немногие, не вполне очевидные для Москвы авторы, представленные на выставке, как правило, уже имеют какой-никакой послужной список выставок (а некоторые - даже международный). А такие региональные места силы, как Воронеж или Краснодар, представляют художники, которые в силу своей вовлеченности в московскую художественную жизнь и вовсе не отвечают первоначальной идее триеннале.

Например, Воронеж на выставке представляют Илья Долгов с «Лесной газетой», соединяющей опыты наблюдения за природой с исполненными лиризма текстами, и Кирилл Гаршин, мастер поэтизировать посредством традиционной живописи невзрачные среднероссийские пейзажи и убогий быт. Краснодар представляет группировка ЗИП, которая соорудила остроумный проект, высмеивающий кустарные формы художественного образования

и предлагающий зрителям пройти обучение в «школе коллективных действий и дискуссий» и секции «футуризм и боевые искусства».

Взлелеянный кураторами локальный контекст, таким образом, опять стушевывается на фоне авторов, давно примелькавшихся и проверенных контекстом московским, а то и международным. Исключения, конечно, есть, но их не так много, как хотелось бы. На виду, однако, оказались все те же: «Золотой автопортрет» Анатолия Осмоловского в образе показывающего фигу патриарха, очередная крупноформатная графическая сказка Павла Пепперштейна о воскрешении в далеком будущем Пабло Пикассо. А также коллекция Владимира Архипова, известного собирателя народных реди-мейдов, вроде качелей из автомобильных шин или симбиоза вешалки и вилки.

Особенно показательным вышел раздел выставки, который называется «Мастер-фигура». Здесь встретились работы таких звезд современного искусства, как Андрей Монастырский, Дмитрий Александрович Пригов и Анатолий Осмоловский. Этот термин, подсказанный книгой антрополога Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение» об устройстве советского общества в период застоя, обозначает господствующую фигуру, узурпирующую дискурс.

Для Юрчака такой фигурой становится, например, Сталин, который единолично формировал канон (культурный, социальный, политический) в соответствии со своим уникальным пониманием истины. По иронии точно такую же роль в отношении художников из регионов сыграл и сам «Гараж», ставший для них не добрым гением места, а носителем тоталитарного языка, формулирующим нормы и правила репрезентации современного искусства.

В то время как для описания и анализа регионального искусства необходим новый язык, выходящий за рамки оппозиций «столичное-провинциальное» и «локальное-глобальное». Пока же ему приходится оставаться в рамках категорий «покорить столицу» и «сделать международную карьеру».

Сергей 1

Самый запоминающейся момент этой выставки - это момент, когда вы её покинете. Выйдете на улицу, снова увидите солнце, природу и счастливых людей в парке Горького. Вдохнете полной грудью и поймете что наконец-то вырвались из очень специфичной атмосферы.

Не то чтобы там все ужасно, нет. Там встречаются интересные экспонаты, но в целом это для любителей той формы искусства где осталась только форма и вызываемая эмоция.

Владимир Гусев отзывы: 2 оценок: 3 рейтинг: 11

Что такое "современное искусство"? Любые произведения тех, кто живет с тобой в одном временном периоде? Искусство, которое наиболее полно выражает представление о настоящем? Вечное, обнаруживающее себя в работах современников?
Похоже, что ни один из этих вопросов кураторы себе не задавали. Для них "современное искусство" - это термин, описывающий совершенно особенную форму искусства, ту форму, которую связывают с западной традицией второй половины XX века.
Другими словами, после просмотра выставки ничего не понятно ни про "российское", ни про "современное", ни даже про "искусство". Не то чтобы нет ответов - даже вопрос не задан!
Если это все, что, как пафосно сообщают организаторы выставки, создали самые заметные российские художники за последние три года, то ситуация в российском современном искусстве удручающая.

Анастасия Шинина отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Скажу сразу, что Триеннале российского современного искусства – одна из самых масштабных выставок современного искусства, которые я посещала.
И сразу к делу: «Мало смысла – много слов» – как я это вижу. Складывается ощущение, что некоторые художники просто халтурят! Многие работы можно сделать за несколько дней - в них нет ни энергии, ни души, ни потраченной силы, ни уж тем более смысла. Конечно, у них есть придуманная красивая история, но это не меняет сути, если ты чувствуешь, что тебе вешают лапшу на уши! Разве современное искусство состоит в том, чтобы путем нескольких предложений наложить на объект смысловую нагрузку?!

«Ванна-кровать»
Можно заехать на обычные дачные массивы, а лучше в деревню и в каждом огороде узреть арт-объект. Старая ванна - самая распространённая емкость, применяемая для нагревания воды и последующего полива растений. По большому счету это всего лишь рациональное использование ненужного хлама, который хранится у простых смертных на загородных резиденциях. Купив журнал «Сад и огород» за 15 рублей можно найти 285 способов применения старой сантехники на 6 сотках.
На мой взгляд ванну-кровать было бы интересно – продемонстрировать уже на выставке современного дизайна, как готовый предмет интерьера.

«Город Устинов». (мусор не берем в расчет)
Кучка отстрелянных гильз под стеклом имеет скрытый подтекст, так как художники из Ижевска - центра военной промышленности, поэтому это должно произвести на меня впечатление?! Мой пример, как будущего современного художника: когда я гостила у родителей в городе Тольятти, то попала в автомобильную аварию. Компания пьяных молодых ребят на полной скорости врезалась в такси, в котором я находилась. Меня увезли в больницу, ничего смертельного, ушиб и гематома, жить буду. К чему я рассказываю эту ужасно «незаурядную» историю? Я могла бы взять помятую боковую дверь «Гранты» и выставить ее на выставке современного искусства, как олицетворение серьезных увечий, инвалидности, разрушенных судеб и потерянных жизней, а так как я родом из Тольятти - сердца автомобильной промышленности России, то для меня это имеет особое значение, ведь вся моя семья работает на АВТОВАЗе, и получается, что мои родители вручную собрали автомобиль, в котором я могла обрести погибель. Как вам?!

Видео арт-группы «Нежные бабы», в котором женщина выжимает из своей сиськи грудное молоко больше напоминает снятое на заказ порно для фетишистов, чем искусство. Ведь каждый день тысячи женщин становятся матерями и начинают кормить грудью. О чем здесь рассказывать?!

Конечно были работы действительно интересные и сильные: метрополис, спасительная пустота, камень и т.д. Возможно я невежда в современном искусстве, но чувство, что некоторые художники не стараются не покидает меня. В путеводителе описаны все их достижения и заслуги. Может быть они просто расслабились??? Хочется взять и с помощью кнута или пряника, вдохновить их, чтобы они не просто говорили о том, как нам смотреть за рамки, но и сами вышли за их пределы. В работах современного искусства хочется видеть искренность, а не пренебрежение.

Аня Богдан отзывы: 5 оценок: 5 рейтинг: 2

Я очень лояльно отношусь к современному искусству. В каждом, даже самом странном экспонате стараюсь уловить авторское виденье. Художник же хотел что-то выразить. Но, не в этот раз. Любое искусство должно вызывать эмоции. Не обязательно положительные. Но тут... Непонимание, разочарование, местами граничащее с неприязнью, и немой вопрос во взгляде: "Зачем это все?"

Anastasia Sverinova отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Всем любителям искусства рекомендую посетить триеннале российского современного искусства в московском музее «Гараж». Да и тем, кому оно не понятно, также будет полезно открыть для себя что-то новое.
Сложно принять то, что видишь и не понимаешь, особенно если рациональный мозг старается найти смысл в картине или инсталляции и теряется его не находя.
В попытках найти объяснение в табличке с описанием обнаруживает имя художника, название произведения, дату и запутывается еще больше. И только путеводитель по выставке или обрывки фраз экскурсовода наделяют кусок мятого бумажного полотна с кровавыми подтеками хоть каким-то смыслом.
Для человека рационального, привыкшего жить по правилам посещение выставки современного искусства настоящий «взрыв мозга». Но думаю, именно эту цель преследовали художники – вторгнуться в зону комфорта зрителя, вызвать недоумение, иногда отторжение и даже отвращение или заставить совершенно по-детски трепетать от восторга. А порой задуматься о вещах о которых раньше и не думалось.
Однозначно экспозиция представленная в «Гараже» одна из таких.

При входе в здание во всю стену 1500 тысячи работ детей с ограниченными возможностями изобразившими радугу. Это проект швейцарского художника Уго Рондиноне. «Твой возраст, мой возраст, возраст радуги». Идея на мой взгляд отличная.

Дальше в атриуме музея инсталляция Ирины Кокориной «Хвост виляет кометой». Инсталляция состоит из нескольких уровней, в ней использованы разнообразные строительные материалы и бродя по закоулкам обнаруживаешь совершенно неожиданные вещи. Например, запахи из детства запертые в склянках, сиротливую елку с прошедшего нового года, которую ты никак не ожидаешь обнаружить отдернув штору в нише и еще много чего разного и неожиданного. Можно подняться на экспозицию второго этажа по обычной лестнице, но я рекомендую намного более интересный путь через инсталляцию.

Меня очень порадовало, что «Гараж» с большим вниманием относится к людям с ограниченными возможностями. В музее есть мониторы, где сурдопереводчики рассказывают о той или иной экспозиции. Есть экскурсии для глухих и слабослышащих, а также для людей с нарушением зрения и слепоглухих и для людей с особенностями интеллектуального развития. А еще в «Гараже» есть курс основ жестового языка для музейных сотрудников. По-моему это очень здорово!

На втором этаже основная выставка, объединившая более 60 художников из 40 городов России «Страна которую вы не видели». Немного расскажу о некоторых запомнившихся мне экспонатах.
«Частицы». Инсталляция-мастерская микро-акт группы «Город Устинов». Пять прозрачных витрин расставлены вкруг. В витринах песчинки, микрочастицы ткани, оружейных гильз, камней из которых создана инсталляция. Одна из них не застеклена и в ней разложены пинцеты, используя которые зрители сами смогут стать причастными к созданию произведения современного искусства.
«Женское. Мужское. Красное» Ильгизара Хасанова. Особенно понравилось «Женское» где на стене прикреплены маленькие женские сумочки послевоенных лет с фото их обладательниц, раскрывающие индивидуальность каждой.
Не оставляет равнодушным проект Анастасии Потемкиной «Синяк» с фотографиями частей тела покрытых синяками, видеоперфомансом где художница наносит себе татуировку в виде синяка, превращая временный знак насилия в постоянный указывая на то что большая часть конфликтов в обществе разрешается физически и серия акварельных зарисовок, в которых образы этого физического насилия получают эстетическую привлекательность.
Сильное впечатление, граничащее с ужасом вызывают «Первомайские контрмонументы. Разархивация истории» творческого объединения «Наденька». Это серия текстильных боксов с указанием события и с приложенными к ним вышивками, где сжатым бюрократическим, формальным языком описаны трагические моменты истории подавления протестов в столкновениях рабочих и власти.
Запомнились инсталляция арт-сообщества 33+1 «Союзз художников России», работы арт-группы «Нежные бабы», плакатная графика и шрифтовое оформление Дамира Муратова, работы художника изобретателя Ивана Панафидина, видеоинсталляция Романа Мокрова «Моя мелодия», проект «Актуальный янтарь» Маяны Насыбулловой, залившей в янтаре свои самые сильные воспоминания, инсталляция «Сердце» Елены Солобцевой и еще много достойных внимания работ.
Просто идти смотреть и чувствовать. Выставка продлится до 14 мая. Очень советую сходить, каждый сможет найти в ней что-то интересное.