Кто в сказке кощей бессмертный. Кто такой Кощей Бессмертный

Версия-предсказание профессора Гарина

Согласно сказке о Кощее Бессмертном, смерть Кощеева - на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет.

Опуская культурно-мифологическое значение атрибутов смерти сказочного персонажа и его персональную специфику или национальную принадлежность, осмелюсь оспорить сказочную версию об игле и дубе, хотя символ иглы как орудия порчи или уничтожения чрезвычайно многогранен.

Главной иглой в наши времена стала информация, точнее - средства ее распространения. Если хотите, последнего из длинной вереницы кощеев уничтожил Интернет: первые протесты на Украине начались после призыва журналиста Мустафы Найема в социальной сети Facebook. Эта же и иные социальные сети обеспечили выход на киевский Майдан миллиона украинцев. Результат - хорошо известен и далеко не единичен: в свержении Мубарака и Каддафи неубиенные социальные сети сыграли аналогичную роль.

Я слабо верю в подковерные интриги, дворцовые перевороты (даже при отсутствии дворцов) или в допотопные версии Брутов, но отдаю себе отчет в невозможности в наши времена спрятать иглу от народа при наличии десятков миллионов компьютеров даже при ошеломляющих расходах на охранительные веб-бригады или массовое зомби-шоу.

Поэтому у меня нет сомнений в том, что смерть Кощеева - на конце иглы, та игла в виртуале, тот виртуал в мониторе, тот монитор в компьютере, тот компьютер в каждом доме, а дома расположены в городах и весях страны, которую не сберег очередной Кощей. Кощей это понимает, поэтому доступ к игле будет сильно ограничен и средств на это ограничение не будут жалеть...

Рецензии

В условиях Интернета трудно сохранить неудобную для озвучивания информацию. Разве только зомбированный верен пропаганде телеэкрана. Думаю, такие и не посещают страницы свободных интернет-журналов. Зачем, если для них вся правда в теленовостях. Но диванные патриоты это не весь народ.
Согласна с вами, уважаемый Игорь - Интернет в свободном доступе обладает невероятной силой, и ограничение Интернет свобод может привести к массовым протестам. А где протесты, там и шатка власть.

Все авторитарные режимы - это попытка остановить или заморозить время. Кощеи не понимают, что это легко было делать в первобытности или древнем Египте, но все труднее и труднее в наши дни. Конечно, до сих пор существует КНДР, но даже там, насколько мне известно, начались - пусть незначительные, - но глубинные, пока не выходящие на поверхность, подвижки. Когда приходит час "х", а он приходит неотвратимо, еще никому и никогда не удалось противостоять времени, хотя власти это всегда выгоднее, чем народу.
С Новым годом, дорогая Даная! Здоровья и счастья!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.

Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга».

Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала:

«Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба?

Обложка книги Виктора Калашникова «Русская демонология».

Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе:

«Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит!

Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти!" И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом!" Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!» Для мертвых, как известно, непереносим запах живых, так же как для живых отвратителен запах мертвечины. Этнограф В. Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога».

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

Кощей Бессмертный - это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен. Так кто же он такой?

Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения

В славянской мифологии он имел «фамилию» Чернобогович - по отцу, Чернобогу. Тогда он не был символом зла, хотя и царствовал в Нави - это подземное царство можно считать аналогом греческого Аида и относился к сонму темных божеств. Он управлял душами (и даже телами) умерших, а также имел в подчинении множество духов. Исследователи мифов утверждают, что, несмотря на свое могущество, битв Кощей не любил и участвовал в побоище только один раз.

Перекочевав в сказочный фольклор, Кощей превратился в злого чародея - он мог быть царем, иногда просто колдуном. Как правило, он похищает красавиц.

Еще одна из его ипостасей - муж ведьмы, у которого всегда закрыты веки. Чтобы их поднять, нужна сила дюжины могучих воинов. Очевидно, из этой легенды он перекочевал в гоголевскую повесть о Вие, где получил очередное свое имя.

В любом случае фольклорный Кощей - всегда воплощение зла и антагонист, в отличие от Бабы-Яги, которая может быть и помощником героя.

Персонаж с точки зрения ученых

Знаменитый ученый Джеймс Фрезер проводит ряд параллелей между образом этого фольклорного героя и знаменитым Самсоном. Их объединяет чудесная сила и то, что их невозможно победить простым способом, а также склонность доверять женщинам. По мнению Фрезера, эти персонажи происходят из одного источника, который он, однако, не устанавливает.

Славянские этнографы видят в нем владыку Черного Солнца - символического олицетворения силы народа и его мощи, то есть скорее покровителя, чем вредителя.

Одна из самых интересных версий происхождения сказок о Кощее связана с брачными обрядами славян. Чтобы посвятить девушку в замужнюю жизнь, ее символически похищали (обычай сохранился до сих пор). Это породило некий обобщенный образ похитителя девиц, который забирал их в свое царство (что расценивалось как временная смерть), а потом возвращал в мир живых. По этой версии он также не является злым героем - только с приходом христианства, когда изменились представления славян о мире, Кощей также меняется.

1. На самом деле он не совсем бессмертный, просто смерть его в игле, которую очень трудно достать.

2. В польских и чешских сказках этот персонаж имеет рыжую бороду.

3. Его имя происходит от слова «кость», поскольку этого героя часто изображали скелетом - или очень костлявым старцем.

4. Он может превращаться в ворона.

5. Символом Кощея является его волшебный меч.

6. Будучи в целом неудачливым кавалером, однажды он познает любовь - эта история описана в былинах. Прекрасная девушка Марья отвечает колдуну взаимностью, но ее убивает вероломный жених.

7. Он может потерять свою силу, если долго живет без еды, но один глоток воды возвращает его в норму.

8. А еще Кощей может обратить в камень целое царство так же легко, как надеть лягушачью кожу на человека.

Мощь загробная, мощи, сухофрукт, скряга, худой, худущий, глиста, худой как щепка, старик, скелет Словарь русских синонимов. кощей см. худой Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

- (или кащей), кощея, муж. (казак. бедняк). 1. (К прописное). В народных русских сказках мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг.) … Толковый словарь Ушакова

КОЩЕЙ, кащей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (Кащей) Бессмертный. 1. Разг. Неодобр. О злом, жадном, скупом человеке. БМС 1998, 312. 2. Разг. Неодобр. О крайне худом человеке. БМС 1998, 312; БТС, 75; Мокиенко 1989, 147. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. или Пренебр. Пожилой, престарелый учитель;… … Большой словарь русских поговорок

КОЩЕЙ, я, муж. 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный. 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неод.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

КОЩЕЙ - Кощей, человек великого князя московского. Ок. 1459. А. К. I, 548. Коще, крестьянин, зап. 1582. Арх. VI, 1, 115 … Биографический словарь

Ко(а)щей безсмертный (вѣчный жидъ). Ср. Бралъ съ родного, бралъ съ убогаго, Слылъ кащеемъ мужикомъ... Некрасовъ. Власъ. Ср. Живетъ онъ тамъ одинъ на кузнѣ, какъ кащей безсмертный, кубышку себѣ набиваетъ!... Жаденъ сталъ! страхъ! Маркевичъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

М. разг. Наделенный бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства как персонаж русских народных сказок; Кощей Бессмертный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

КОЩЕЙ - (персонаж рус. сказок; см. тж КАЩЕЙ) Злей не был и Кощей, Чем будет, может быть, восстание вещей. Зачем же вещи мы балуем? Хл909 (189) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

кощей - Это слово, имеющее значение худой, тощий человек и скряга, образовано, вероятно, от кость. Согласно другой версии, в древнерусском имелось кощей – раб, пленник, заимствованное из тюркских языков и никак с Кощеем Бессмертным не связанное … Этимологический словарь русского языка Крылова

Книги

  • Кощей. Перезагрузка. Роман , Галкин Р.. "Кощей. Перезагрузка" . Что вы знаете о Кощее Бессмертном, о Бабе-яге, о Лешем и о других сказочных персонажах? Считаете их коварными злодеями? Так же думал и Георгий, пока его душа после…
  • Кощей Бессмертный:сказка-развивайка с играми , . Кощей Бессмертный:сказка-развивайка с играми ISBN:978-5-222-19883-4…