Лекция. Культура доколумбовой Америки

Доколумбова Америка - это история древних цивилизаций индейцев, коренных народов Америки, до открытия американского континента европейцем Христофором Колумбом в 15 веке (отсюда происходит и название "Доколумбова Америка", т.е. Америка до Колумба).

Цивилизации Доколумбовой Америки дали много чего современной цивилизации. Индейцы Америки стали первыми выращивать кукурузу, картофель, помидоры, тыквы, подсолнух, фасоль. Они открыли миру какао, табак и каучук.

Племена индейцев Америки находились практически в полной изоляции от остального мира на протяжении нескольких тысячелетий. В связи с этим, культура этих народов развивалась гораздо медленне от цивилизаций остального мира, который обогнал индейцев Америки в развитии. Открытие Америки европейцами практически привело к уничтожению цивилизаций местных культур.

В современной науке принято считать, что предки американских индейцев попали на территорию Америки 25-30 тыс. лет назад из Азии через Берингов пролив, однако это доподлино не известно. Как бы там ни было, уже в 6 веке нашей эры, индейцы населяли большую часть территорий Северной и Южной Америки.

Среди цивилизаций доколумбовой Америки наиболее известными являются цивилизации ольмеков, ацтеков, инков и майя.

Цивилизация ольмеков - одна из наиболее древних американских цивилизаций, и одновременно одна из наиболее загадочных (существуют околонаучные теории, связывающие ольмеков с пришельцами). Известны ольмеки стали благодаря своему искусству монументальной скульптуры, представленной гигантскими каменными головами людей, стелами и алтарями. Ольмекам принадлежит и написание древнейших в Америке письменных дат (они их обозначали черточками и точками). Письменность ольмеков до сих пор не расшифрована. Цивилизация ольмеков возникла в конце 2 тысячелетия до н.э. и просуществовала до 6 столетия до н.э. Центр цивилизации находился на побережье Мексиканского залива в центральной Мексике. Ольмеки стали первыми сооружать большие города - ритуальные центры и по праву считаются создателями первой империи в Америке.

Другую древнюю цивилизацию индейцев, которую сумели застать первые конкискадоры, основали племена майя. Цивилизация майя является одной из самых известных цивилизаций доколумбовой Америки благодаря развитию своей письменности, искусства и архитектуры. Майя строили в джунглях полуострова Юкатан (современная Мексика и Белиз) целые каменные города и ритуальные пирамиды, они разработали свой собственный календарь, обладали значительными познаниями в астрономии. Рассвет цивилизации майя приходится на 250-900 года нашей эры, хотя эта цивилизация начала формироваться гораздо ранее (в 1-2 тыс. до н.э.).

На территории современной Мексики (в ее центральной части) сформировалась и другая известная цивилизация доколумбовой Америки - цивилизация ацтеков. Она просуществовала в 14-16 веке н. э. и была разрушена европейцами. Столица ацтеков, город Теночтитлан, является местом, где позже возник город Мехико.

В Южной Америке наиболее известной доколумбовой цивилизацией является цивилизация инков. Инки в 11-16 веке н. э. создали крупнейшую по площади и населению империю в Америке. Она охватывала територии современных Перу, Боливии и Эквадора, а так же частично Чили, Аргентины и Колумбии. Цивилизация инков была как и цивилизация ацтеков разрушена европейцами.

Устинов Александр, Масленников Вячеслав, Шуднев Алексей, Скиба Александр, Кулаков Андрей, Романов Юрий

Не открыл бы Христофор Колумб Америку, то доколумбовы цивилизации продолжали бы своё существование и по сегодняшний день.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект выполнили ученики 10 класса МБОУ СОШ №111 г. Минеральные Воды: Шуднев Алексей, Масленников Вячеслав, Скиба Александр, Устинов Александр, Кулаков Андрей, Романов Юрий.

Не открыл бы Христофор Колумб Америку, то доколумбовы цивилизации продолжали бы своё существование и по сегодняшний день.

Показать пути развития цивилизаций, на примере (майя), без открытия Америки.

Изучить развитие цивилизаций, используя разные источники.

Хоупвелл Тольтеки Могольон Анасази Хохокам Ольмеки Майя Сапотеки Теотиуакан Ацтеки Паракас Моче Наска Уари Тиуанако Сикан Чибча Чиму Инки Чавин

В настоящее время (2011 год) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория месоамериканской цивилизации

История цивилизация майя делится на несколько периодов: Ранний доклассический период (около 2000-900 годов до н. э.) Средний доклассический период (около 899-400 годов до н. э.) Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. - 250 года н. э.) Ранний классический период (около 250-600 годов н. э.) Поздний классический период (около 600-900 годов н. э.) Постклассический период (около 900-1521 год) Колониальный период (1521-1821 годы) Постколониальный период Майя сегодня

На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э.

В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль-Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Месоамерике появляется письменность.

Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Месоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы и всю цивилизацию майя.

Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.

Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.

В 899 году жители покидают Тикаль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чичен-Ицы. В 1263 году был основан Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его. После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с другом. Так, в Летописи какчикелей детально описана история горных майя - какчикелей, их легендарный приход в Гватемалу, политическое устройство, столкновения с соседними майяскими народами, а также описывается их столица Ишимче, повальный мор 1520 года и приход испанцев в 1524 году.

В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.

В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание было подавлено лишь к 1901 году.

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 млн майя. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя

Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати - накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки.

Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя - антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний.

Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию.Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня - подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. В частности, по астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится 21-25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдёт движение Земли, от которого все погибнут. Эта дата вызывает много современных паникёрских лжепророчеств и эзотерических спекуляций.

Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством аява (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населённых пунктах.

Таким образом нам удалось доказать то, что если бы Колумб не открыл бы Америку, цивилизации развивались.

http://ru.wikipedia.org Всеобщая история. 10 класс. Н.В.Загладин. «Русское слово» 2008.

К моменту появления в Америке европейцев она была населена большим количеством индейских племен. Свое название индейцы получили в связи с тем, что Колумб считал, будто открыл Западную (т.е. лежащую на запад от Европы) Индию. До сегодняшнего дня на территории обеих Америк - Северной и Южной - не найдено ни одной палеолитической стоянки, кроме того, там нет и высших приматов. Следовательно, Америка не может претендовать на роль колыбели человечества. Люди здесь появились позже, чем в Старом Свете. Заселение этого континента началось около 40–35 тыс. лет назад. В то время уровень океана был ниже на 60 м, поэтому на месте Берингова пролива существовал перешеек. Данное расстояние и было преодолено первыми переселенцами из Азии. Это были племена охотников и собирателей. Они и перешли с одного материка на другой, видимо, преследуя стада животных. Первые жители американского континента вели кочевой образ жизни. Для полного освоения этой части света «азиатским мигрантам» понадобилось около 18 тыс. лет, что соответствует смене почти 600 поколений.
Характерной чертой ряда племен американских индейцев было то, что перехода к оседлой жизни у них так и не произошло. Вплоть до завоеваний европейцев они занимались охотой и собирательством, а в прибрежных районах - рыболовством. Наиболее благоприятными районами для земледелия были Мезоамерика (в настоящее время это Центральная и Южная Мексика, Гватемала, Белиз и часть Сальвадора и Гондураса), а также Центральные Анды. Именно в этих регионах возникли и достигли расцвета цивилизации Нового Света. Период их существования - с середины II тыс. до н.э. до середины II тыс. н.э. На территориях Мезоамерики и в Андском горном массиве проживало к моменту прихода европейцев около двух третей населения, хотя по площади эти территории составляют 6,2 % общей площади обеих Америк.
Культура ольмеков (ольмеки в переводе с языка майя - «люди рода Улитки») процветала в VIII – IV вв. до н.э. на Юго-Восточном побережье Мексики. Это были земледельческие племена, также занимавшиеся и рыболовством. Для успешного ведения сельского хозяйства им были необходимы астрономические знания. Преждевременный или запоздалый посев соответственно сезону дождей мог привести к потере урожая и голоду.
Во главе ольмеков стояли жрецы-правители. По всей вероятности, это было развитое в социальном отношении общество, где были представлены такие социальные слои, как военная знать, Жречество, крестьяне, многочисленные ремесленники и торговцы.
У ольмеков была прекрасно развита архитектура. Город Ла-Вента был построен по четкому плану. Наиболее важные здания строились на плоских крышах пирамид и были ориентированы по сторонам света. Главное место занимала Большая пирамида высотой 33 м. Она вполне могла служить и сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям можно отнести и водопровод. Он был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, которые очень плотно примыкали друг к другу, а сверху накрывались каменными плитами. Главная площадь города была украшена прекрасной мозаичной вымосткой, занимающей 5 м2, на которой из зеленого серпентина была выложена голова ягуара - священного животного ольмеков. На месте глаз и пасти были оставлены специальные углубления, которые заполнялись оранжевым песком. Одним из главных мотивов живописи у ольмеков было изображение ягуаров.
Другой город - Сан-Лоренсо - был воздвигнут на искусственном плато высотой 50 м. Видимо, это было сделано для того, чтобы люди и постройки не пострадали в сезон дождей.
Нельзя обойти вниманием и Трес-Сапотес, площадь которого составляла около 3 км2 и где было пятьдесят 12-метровых пирамид. Вокруг этих пирамид были воздвигнуты многочисленные стелы и гигантские головы в шлемах. Так, известно 4,5-метровое пятидесятитонное изваяние, представляющее мужчину европеоидного типа с «козлиной» бородкой. Она была в шутку названа археологами «дядюшкой Сэмом». Огромные головы из черного базальта поражают в первую очередь своими размерами: их высота - от 1,5 до 3 м, а масса - от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт. Это свидетельствует о прекрасно отлаженной у ольмеков системе управления, так как у них не было тягловых животных.
Ольмеки были прекрасными художниками. Особенно надо отметить камнерезов, которые из нефрита, любимого материала ольмеков, вырезали удивительные фигурки, не уступающие по красоте и совершенству мелкой пластике китайских мастеров чжоуского периода. Статуи у ольмеков отличались реализмом, часто делались с подвижными руками. Племена ольмеков, внезапно появившись на исторической арене, также внезапно исчезли к III в. н.э.
Типично раннеземледельческой можно считать культуру племен индейцев анасази (Пуэбло) . Эти племена заселяли территории современных штатов Аризона и Нью-Мексика (США). Своего расцвета их культура достигла в X – XIII вв. Для нее типичны постройки, сделанные по обрывистым берегам каньонов, в пещерах, на скальных навесах. В штате Аризона, например, имеются практически неприступные города анасази. Пробраться в эти города можно только по веревочным или приставным лестницам. Даже с этажа на этаж жители перебирались при помощи подобных лестниц. Большие пещерные города могли вмещать до 400 человек и состояли из 200 помещений, как, например, Скальный дворец в каньоне Колорадо. Эти города создавали впечатление висящих в воздухе.
Общей чертой для культуры анасази является отсутствие ворот во внешних стенах. Иногда эти поселения были похожи на амфитеатры, где 4–5 этажей жилых и общественных помещений спускались уступами вниз. Нижний этаж служил, как правило, для хранения запасов. Крыши нижнего этажа были улицей для верхнего и фундаментом для их домов.
Под землей также устраивались кивы. В подобных городах проживало до тысячи человек. Самым крупным из них считается Пуэбло-Бонито, население которого составляло до 1200 человек и в котором было около 800 помещений. Культура анасази (Пуэбло) была подорвана Великой засухой (1276–1298). Европейские завоеватели ее уже не застали.
Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Эти цивилизации тесно связаны между собой общностью городской культуры. Здесь создание городов протекало без влияния со стороны других цивилизаций. Это пример анклавного культурного развития. Между тем сходство многих черт цивилизаций доколумбовой Америки X – XI вв. и цивилизаций Древнего Востока поражает. Так, можно говорить о том, что в Америке, как и в Междуречье, процветали города-государства (радиус окружности до 15 км). В них было не только место пребывания правителя, но и храмовые комплексы. Древнеиндейским архитекторам не были известны понятия арки и свода. При перекрытии здания постепенно сближались верхние части кладки противоположных стен, пот пространство не оказывалось столь узким, что его можно было перекрыть каменной плитой. Это приводило к тому, что внутренний объем зданий был очень мал по сравнению с внешним.
К характерным чертам архитектуры доколумбовой Америки можно отнести то, что храмы и дворцы всегда возводились на стилобатах - огромных насыпях из земли и щебня, либо покрывавшихся сверху штукатуркой, либо облицовывавшихся камнем, при этом насыпям придавалась нужная форма.
У индейцев можно выделить три типа каменных архитектурных сооружений. Во-первых, это четырехгранные ступенчатые пирамиды, на чьих усеченных вершинах располагались небольшие храмы. Во-вторых, здания или стадионы для игры в мяч, представлявшие собой две параллельные друг другу массивные стены, ограничивавшие игровое поле. Зрители, поднимаясь по лестницам, идущим с внешней стороны стен, размещались наверху. В-третьих, узкие, вытянутые в длину здания, разделенные внутри на несколько помещений. По всей вероятности, это были жилища духовной и светской элиты.
К общим культурным элементам Мезоамерики можно отнести иероглифическое письмо, составление иллюстрированных книг (кодексов), календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовую игру в мяч, веру в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир, ступенчатые пирамиды и др.
Основную массу населения составляли общинники, занимавшиеся различными видами сельскохозяйственного производства. Так, Старый Свет получил от индейцев в «дар»: картофель, помидоры, какао, подсолнечник, ананасы, бобы, тыкву, ваниль, махорку и табак. От индейцев же стало известно о каучуковом дереве. Из ряда растений стали получать лекарства (стрихнин, хину), а также наркотики, в частности кокаин.
В III - II тыс. до н.э. индейцы стали производить керамическую посуду. До этого в виде посуды и тары использовали бутылочную тыкву. Но гончарного круга не было. Индейцы были очень неприхотливы в быту. Из одежды они носили лишь набедренные повязки и накидки из хлопковой ткани. Правда, головные уборы были весьма разнообразны.
Майя были первым народом, с которым столкнулись испанцы в Центральной Америке. Они занимались подсечно-огневым земледелием. Главной зерновой культурой был маис (кукуруза), дававший высокие урожаи. Кроме того, майя были прекрасными огородниками: они возделывали не менее трех десятков различных огородных культур, разводили сады. Их основной пищей являлись маисовые лепешки, которые были съедобны только в теплом виде. Кроме того, они готовили похлебку из помидоров, фасоли и тыквы. Из кукурузы делали жидкие каши и алкогольные напитки (пиноле, бальче). Майя очень любили и горячий шоколад. Из домашних «мясных» животных разводили маленьких немых «бесшерстных» собачек, они и сейчас сохранились в Мексике, а также индюшек. Иногда майя приручали оленей и барсуков, но в целом до прихода европейцев у них не было развитого животноводства. Есть предположение, что недостаток мясной пищи мог стать одной из причин гибели городов майя.
Была очень развита охота, в которой участвовали до 50–100 человек одновременно. Именно мясо, добытое на охоте, и употреблялось в пищу чаще всего. Основным промысловым животным был олень. Охотились на птиц не только из-за мяса, но и из-за перьев. Занимались рыболовством и бортничеством. Майя было известно пчеловодство. Они вывели даже два вида пчел без жала. В пищу у них шли и такие экзотические «продукты», как саранча, гусеницы, муравьи. Некоторые виды последних назывались «живым сладким» из-за того, что они запасали в желудке мед. Их ели целиком.
Ели майя сидя на циновке или на полу, у них было принято мыть руки перед трапезой и полоскать рот после ее окончания. Женщины и мужчины совместно пищу не принимали.
Функцию денег чаще всего исполняли какао-бобы. Раб в среднем стоил 100 бобов. Могли расплачиваться бубенчиками и топорами из меди, красными раковинами, бусами из нефрита.
Территория, которую населял народ майя, составляла около 300 тыс. км2 - это больше Италии. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного сакрализованного правителя. Власть халач-виника, правителя города-государства, была наследственной и абсолютной. Халач-винику специально наращивали нос, который со временем приобретал подобие птичьего клюва, инкрустировали обточенные зубы нефритом. Он ходил в мантии из шкуры ягуара, отделанной перьями птицы кецаль. Наиболее ответственные посты занимали родственники халач-виника. Верховный жрец был главным советником у халач-виника. Жрецы занимали очень почетное место в обществе майя. У них существовала жесткая иерархия - от верховного жреца до юношей-прислужников. Наука и образование были монополизированы жрецами. Была у майя и полиция. Суд майя не знал апелляции. Убийство каралось смертью, а воровство - рабством.
Имеются данные о том, что к рубежу новой эры у майя появляется культ царских предков, ставший, видимо, со временем государственной религией. Религия проникала во все стороны жизни этого народа. Пантеон богов был очень велик. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы: боги плодородия и воды, охоты, огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д. Среди небесных божеств главными были владыка мира Ицамна, Ищ-Чель - богиня Луны, покровительница деторождения, медицины и ткачества, Кукуль-кан - бог ветра. Между собой враждовали повелитель небес Ош-лахун-Ти-Ку и повелитель подземного мира Болон-Ти-Ку.
Очень сложен и изощрен был религиозный ритуал древних майя. К числу обрядов принадлежали: воскурения смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты, бдения и жертвоприношения самого различного вида. Говоря о религии, следует отметить, что в период Нового царства (X - начало XVI в.) человеческие жертвоприношения были наиболее распространены. Считалось, что боги питаются только человеческой кровью. У жертвы могли вырвать сердце, а потом еще и содрать кожу, в которую облачался жрец. Могли долго расстреливать из лука, чтобы кровь по капле переходила к богам. Могли бросить в священный колодец (синот) в Чичен-Ице. А могли и без умерщвления просто сделать надрез на теле, чтобы дать кровь божеству.
Вселенная майя, так же как и у ацтеков, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. Характерной чертой всех народов Мезоамерики было деление истории Вселенной на определенные периоды или циклы, последовательно сменяющие друг друга. Каждый цикл имел своего покровителя (бога) и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий цикл должен был закончиться гибелью Вселенной.
Майя уделяли огромное внимание календарю и летосчислению. Ни у кого в Америке не было столь совершенного календаря и системы летосчисления, как у майя классического периода. Он совпадал с современным до терций секунды. Сначала календарь возник из-за практической необходимости, а затем был тесно связан с религиозным учением о смене богов, управляющих Вселенной, а потом и с культом правителя города-государства.
Наиболее известными областями культуры майя являются архитектура и изобразительное искусство. Архитектура была тесно увязана с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени - 5, 20, 50 лет. И каждое строение (каменное) выполняло функцию не только жилья, но и храма, а также календаря. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и воздвигали стелы (алтари) каждые 5 лет. Записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Подобного подчинения художественной культуры календарю нет нигде в мире. Главной темой жрецов и художников было течение времени.
У майя были города-государства. Они прекрасно использовали ландшафт при планировке городов. Стены каменных дворцов и храмов окрашивались в белый или алый цвет, что было очень красиво на фоне ярко-голубого неба или изумрудных джунглей. В городах была принята планировка зданий вокруг прямоугольных двориков и площадей. Период Древнего царства (I – IX вв.) характеризовался возведением для культовых церемоний монументальных архитектурных сооружений, складывавшихся в величественные ансамбли в центре городов-государств.
Центры культур майя - Тикалъ, Копан, Паленке (Древнее царство), Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан (Новое царство). Город Ти-Каль ученые называют местом, где слышны голоса духов. Он занимал площадь 16 км2, и в нем размещалось около 3 тыс. построек. Среди них были пирамиды, обсерватории, дворцы и бани, стадионы и гробницы, не считая жилых домов. Видимо, в городе проживало около 10 тыс. человек. Копан получил название Александрия Нового Света. Он соперничал с Тикалем. Этот город как бы охранял южные рубежи цивилизации майя. Именно здесь находилась самая крупная обсерватория этого народа. Процветание этого города-государства в значительной степени зависело от необычайно выгодного расположения. Это была небольшая долина (30 км2) между горными цепями, с очень здоровым климатом. Земледельцы Копана могли собирать до 4 урожаев маиса в год. Безусловно, произведением искусства можно назвать построенный здесь Храм с Иероглифической Лестницей.
Одним из неповторимых архитектурных новшеств в Новом Свете было заключение реки Отолум, протекающей через город Паленке, в каменную трубу (подобно московской Неглинке). В Паленке была сооружена также не имеющая аналогов у майя четырехэтажная квадратная башня во дворце. Достопримечательностью этого города является и Храм Надписей на ступенчатой пирамиде. К культовой архитектуре можно отнести ступенчатые усеченные пирамиды с храмом наверху и длинные узкие одноэтажные постройки. Пирамиды не были усыпальницами, кроме одной - в Паленке, в Храме Надписей.
Здания очень пышно украшались снаружи, но не внутри. Помещения были темными, так как майя не знали (не делали) окон. Вместо дверей использовали занавески, циновки.
Распространены были и стадионы, где играли в пок-та-пок. Это командная (в командах было по 2–3 спортсмена) игра в мяч, который надо было забросить в вертикально висящее кольцо без помощи рук. Известно, что иногда победителей (побежденных?) приносили в жертву. На стадионе в Чичен-Ице наблюдается удивительный акустический феномен: два человека, находящиеся на противоположных трибунах (север - юг), могут беседовать, не повышая голоса. Причем их разговор нельзя услышать, если не находиться в непосредственной близости.

Пирамида Волшебника. Ушмаль

Прорисовка изображения на крышке саркофага в Храме Надписей. Паленке
Огромное внимание уделялось дорожному строительству. Главная дорога страны была протяженностью более 100 км. Насыпь делали из щебня, гальки, а затем облицовывали известняковыми плитами. Нередко дороги соединяли не только города, но и деревни.
Художественная культура у майя достигла больших высот. Скульптура переживает наивысший расцвет к концу I тыс. н.э. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, горельефами, которые комбинировались с плоскими рельефами, что создавало своеобразную перспективу. Скульпторы большое внимание уделяли выражению лиц, деталям одежды. Нередко создавались изделия мелкой пластики с подвижными головами, руками или ногами.
Живопись отражала только мифологические или исторические сюжеты. И хотя перспектива не была знакома живописцам майя, она усматривается в том, что нижние изображения считались расположенными ближе, а верхние - дальше от смотрящего. Сохранившаяся фресковая живопись дает возможность утверждать, что майя и в этом виде искусства достигли совершенства. Лучше других сохранилась роспись стен в храме в городе Бонампаке. Фрески в основном рассказывают о войне. В первом помещении представлена подготовка к сражению, во втором - сама битва, а в третьем - торжество победителей. На бонампакских фресках сохранена традиционность изображения: лица всегда представлены только в профиль, а туловища - анфас.
До современности дошло очень мало письменных источников майя. В основном это настенные надписи с датами и именами богов и правителей. По воспоминаниям испанских конкистадоров, у майя были прекрасные библиотеки, которые были сожжены по указанию миссионеров-католиков. До нашего времени сохранилось всего лишь несколько рукописей майя. Бумага изготовлялась ими из луба фикуса. Писали на обеих сторонах листа, причем иероглифы дополнялись прекрасными многоцветными рисунками. Рукопись складывали «веером» и помещали в футляр из кожи или дерева. Письменность этого народа была расшифрована в 1951 г. советским ученым Ю. В. Кнорозовым. К доколумбовому времени относятся сохранившиеся до сегодняшнего дня и находящиеся в различных библиотеках мира 10 древнеиндейских «кодексов». Кроме них литературу древних индейцев представляют еще около 30 других «кодексов», являющихся копиями древних произведений.
Значительный интерес представляют сложенные майя еще в глубокой древности эпические предания о судьбах тех или иных племен, мифы, сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки и пословицы.
До настоящего времени дошел знаменитый эпос «Пополь-Вух». Он повествует о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов. Этот эпос имеет определенные параллели с некоторыми произведениями Старого Света: «Теогонией» Гесиода, Ветхим Заветом, «Калевалой» и др.
Большим признанием пользовалось у майя и драматическое искусство. Большинство спектаклей представляли собой балеты с обширным текстом. Хорошо сохранившаяся драма «Рабиналь-ачи» достаточно близка древнегреческим трагедиям. Это свидетельствует об определенных закономерностях в развитии данного вида искусства. По ходу действия актер, игравший одного из главных героев, Кече-ачи, на самом деле умирал (его убивали) на жертвеннике.
Календарь состоял из восемнадцати 20-дневных месяцев. Каждый месяц носил название, соответствующее определенному виду сельхоз-работ. В году было 365 дней. Астрологический календарь также был прекрасно разработан. Судьбу тем не менее можно было обмануть, договорившись со жрецами, чтобы они зафиксировали не день рождения, а день принесения ребенка в храм. Майя первые на планете стали употреблять понятие нуля. Известно, что в Индии к этому подошли только в VIII в. н.э., а в Европу эти знания попали лишь в эпоху Ренессанса - в XV в. Нуль изображали в виде раковины. Точкой изображали 1, а черточкой - 5. Обсерватории на пирамидах позволяли наблюдать из «прорезей» за звездами и за Солнцем в переломные периоды времен года.
У майя развивались медицина и история. У них имелись практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Знания эти не только тесно переплетались с религиозными воззрениями, но и были зафиксированы почти тайнописью: язык изложения был крайне запутан и изобиловал различными мифологическими отсылками.
Что касается медицины, то тут не только была прекрасно развита диагностика, но и существовала специализация врачей по видам болезней. Широко использовались чисто хирургические приемы: раны сшивались волосами, при переломах накладывались шины, опухоли и нарывы вскрывались, катаракты соскабливались обсидиановыми ножами. Хирурги делали трепанацию черепа, пластические операции, в частности ринопластику. При сложных операциях больному давали наркотические вещества, притупляющие боль (наркоз). В фармакопее использовались свойства более 400 растений. Некоторые из них потом вошли в европейскую медицину. Анатомию майя знали прекрасно, этому способствовала практика постоянных человеческих жертвоприношений.
Для украшения использовали татуировку. Прорезание кожи было очень болезненным, поэтому чем больше был татуирован мужчина, тем он считался храбрее. Женщины татуировали только верхнюю часть тела. Косоглазие считалось очень красивым, и его специально развивали еще у грудных детей. Деформировалась и лобная кость черепа, чтобы его удлинить. Это имело и практическое значение: за широкий лоб удобнее было цеплять лямки корзин, которые переносили на себе, ведь тягловых животных в отличие от Старого Света здесь не было. Для того чтобы не росла борода, подросткам прижигали подбородки и щеки полотенцами, смоченными в кипятке. Умерших сжигали или хоронили под полом дома, причем дом далеко не всегда покидался жителями.
Столицей в период Нового Царства (X – XVI вв.) становится Чичен-Ица. Она известна своим пирамидальным храмом, где у каждой из четырех лестниц количество ступеней равно 365, самым крупным стадионом в Мезоамерике и самым большим Колодцем жертв - диаметром более 60 м. Он был глубиной 31 м, причем расстояние до поверхности воды от края колодца составляет 21 м. В X – XII вв. Чичен-Ица была самым крупным и процветающим городом майя. Но в конце XII в. власть захватили правители Майяпана из династии Кокомов и разрушили Чичен-Ицу. Их правление продолжалось до 1461 г., когда произошло возвышение города Ушмаля. Вся история Нового Царства представляет собой затянувшуюся гражданскую войну за доминирование, превратившуюся уже в «образ жизни».
Майя часто называли «греками Нового Света». 3 марта 1517 г. на территориях майя появились испанцы. Майя дольше других индейских племен сопротивлялись европейцам. Островной город Тайя-саль на озере Петен-Ица пал только в 1697 г.!
В пределах современной Мексики некогда существовала цивилизация ацтеков, которые расселились на большой площади.
Ацтеки многое заимствовали у тольтеков, культура которых развивалась параллельно с ацтекской. Например, в XIII в. они восприняли мифический цикл об одном из главных божеств тольте-ков - Кецалъкоатле - творце мира, создателе культуры и человека. Видимо, в образе этого бога нашли свое воплощение черты реального правителя, жившего в X в. н.э.

Реконструкция стадиона для игры в мяч. Чичен-Ица
В правление Кецалькоатля столица Тула (Толлан) была прекрасным городом. Дворцы для жреца-правителя были построены, как гласит предание, из драгоценных камней, серебра, разноцветных раковин и перьев. Земля приносила необычные и обильные плоды. Но со временем против Кецалькоатля выступили три чародея и заставили его покинуть Тулу. Покидая индейцев, бог-правитель обещал вернуться.
Эта вера драматически отразилась на судьбе мексиканских индейцев, которые за бога и его окружение приняли испанских конкистадоров, в частности Э.Кортеса (Кецалькоатль изображался светлоликим и бородатым).
Ацтеки прибыли из полулегендарной родины Ацтлан (место цапли) и поселились на одном из островов озера Тексоко, где заложили город Теночтитлан. Можно говорить о существовании у ацтеков протогосударства со столицей в Теночтитлане. Он вызвал изумление конкистадоров своим величием, красотой и удобствами городской жизни. В городе к началу XVI в. проживало более 300 тыс. человек. Аптеки перешли к оседлости и развитому земледелию между 2300 и 1500 гг. до н.э. Этот период считается переломным в истории доиспанской Америки. Ацтеки были прекрасными земледельцами. Они выращивали кукурузу, фасоль, разновидности дыни, перец и др. Земля была собственностью общины.
Для того чтобы занять доминирующее положение среди соседних народов, они на первое место в пантеоне богов выдвинули своего малозначащего племенного бога Уицилопочтли: он не принимал участия в творении Солнц. Ацтеки всячески подчеркивали духовную связь с тольтеками и в свой божественный пантеон вводили их богов. Уицилопочтли требовал кровавых жертвоприношений: военнопленные, рабы и даже дети приносились ему в жертву. Обычно обряд жертвоприношения заключался в вырывании сердца у одной или нескольких жертв. Но иногда были и массовые жертвоприношения. Так, в 1487 г. было совершено ритуальное убийство более чем 20 тыс. человек. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток - кровь, так как, по поверью, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, и существование мира. Из-за жертвоприношений необходимо было часто вести войны.
К моменту завоеваний испанцев правитель ацтеков назывался царем, но институт наследственной власти до конца еще не сложился. В отличие от майя и инков государство у ацтеков находилось в стадии становления. Вторым лицом и главным помощником правителя ацтеков считался человек, носивший титул Женщина-Змей. Были также и царский совет, и разветвленная сеть протоминис-терств: военное, сельскохозяйственное, судебное и т.д. Иерархия прослеживалась и у жрецов. Во времена Э. Кортеса «императором» ацтеков являлся легендарный Монтесума II (1502-1520 гг.). По правилам жесткого придворного этикета даже придворные должны были опускать глаза в присутствии своего императора.

Пирамидальный храм. Чичен-Ица
Ацтеки, как и майя, строили пирамиды, которые были украшены фресками, скульптурой, переполнены ритуальными фигурками из золота, серебра, платины. Помещали туда и огромное количество драгоценных камней и не менее драгоценных перьев. Все эти сокровища испанцами воспринимались почти как сон.
Показательно, что искусство ацтеков носило название «цветы и песни». Оно помогло им найти ответы на многие вопросы бытия, в котором все сон, все непрочно, все подобно перьям птицы кецаль. Художники, создавая свои произведения, обращались к темам человеческой жизни и смерти.
У ацтеков также большое значение придавалось календарю, который выражал их видение космоса. С ним были связаны понятия времени, пространства, в нем нашли свое отражение представления о богах и сферах их деятельности.
Уровень цивилизации инков был более высоким, чем у ацтеков. Они создали грандиозную империю, охватывающую территорию 1 млн км2 , ее протяженность с севера на юг была более 5 тыс. км. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 до 15 млн человек. Столицу империи «сыновей Солнца» - Куско не зря называли Римом Древней Америки. В Куско сходились границы четырех важнейших частей империи, и именно отсюда расходились четыре грандиозные дороги - военные магистрали.
Верховная власть целиком принадлежала Сапа Инке - так назывался император. У инков была теократическая деспотия. Как правило, Сапа Инка назначал себе преемника еще при жизни. При этом учитывались в первую очередь способности, а не старшинство будущего правителя. Новый Сапа Инка наследовал лишь власть, все имущество отца он обязан был передать его многочисленным детям и женам. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато декорировавшийся по его вкусу. Искусные ремесленники-ювелиры изготовляли для него и новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаще всего изумрудами. Повязка из красных шерстяных нитей с перьями очень редкой птицы коринкэнкэ служила короной. Покрой одежды правящего Инки не отличался от покроя одежды подданных, но она шилась из столь мягкой шерстяной материи, что на ощупь напоминала шелк. Верховный жрец назначался из семьи правящего Сапа Инки. Специальный диетолог следил за рационом правителя. Еду для Сапа Инки имели право готовить лишь жены и наложницы. Кушанья ему подавались только на золотой посуде, а остатки трапезы всегда сжигались.
Тупак Юпанки (1471–1493) - один из наиболее выдающихся Сапа Инков. При нем были осуществлены самые грандиозные военные походы, а затем и завершилась военная экспансия инков. Его можно сравнить с Александром Македонским.
Исключительную роль в империи инков играло золото. Оно в этой «золотой стране» выполняло различные функции, но не было средством платежа. Инки прекрасно обходились без денег в силу того, что одним из главных принципов у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой как бы огромное натуральное хозяйство. Внутренний рынок как таковой отсутствовал, но внешняя торговля была развита неплохо, так как знать нуждалась в предметах роскоши.
Весьма различной была жизнь знати и простолюдина. Последний ел два раза в день - картофель и кукурузу, иногда мясо морских свинок, примитивно одевался: короткие брюки и рубашка без рукавов у мужчин и длинные шерстяные (из шерсти ламы) платья у женщин. Жилища были настолько просты, что не имели окон и какой-либо мебели.
У инков был невероятный организационный талант. Государство активно вмешивалось в частную жизнь. Определяло вид деятельности, место жительства (по сути, прописку). Оно педантично следило за участием каждого в решении общественных задач. Никто не оставался в стороне. У подданных было две основные задачи: работать на благо государства и нести военную службу.
У инков мужчины делились на 10 возрастных категорий. Каждая из возрастных групп имела конкретные обязанности перед государством. Даже старики и инвалиды должны были по мере сил приносить пользу обществу. У женщин деление было несколько другое, но сохранялся тот же принцип. Аристократия и жречество податей не платили, как и в Старом Свете.
В то же время для предотвращения социального недовольства государство со своей стороны выполняло определенные обязанности перед подданными. Никто не был обойден в получении минимума, необходимого для жизни. Существовали подобия пенсий для больных, стариков, военных ветеранов. Из «закромов родины» им давали одежду, обувь, продукты питания.
Общественный строй защищался не только армией, религией, Но и законами, которые не фиксировались на письме. Однако в основе юстиции лежали четкие и ясные принципы. Многочисленный контрольный аппарат следил за исполнением законов. Провинность представителя элиты квалифицировалась как более серьезный проступок, чем провинность простолюдина. Если преступление совершалось по инициативе не преступника, а другого лица, То наказывалось это лицо. Приговоры, как правило, не баловали разнообразием и были суровыми. Чаще всего виновного ждала смертная казнь (камеры смерти кишели дикими зверями, змеями, ядовитыми насекомыми), но существовали и тюрьмы. Даже самое незначительное преступление публично осуждалось и расценивалось Как покушение на целостность империи. Законы были очень эффективны, и законопорядок соблюдался практически всеми.
Главным у инков было божество Солнца - Инга. Религия носила гелиоцентрический характер. Эта была не только официальная религия, но и господствующая идеология. Солнце управляло всем надземным миром. Сапа Инки считали Инти своим предком. Все, кто не поклонялись Инти, инками воспринимались как варвары. Изображения Инти украшались золотыми дисками.
В святилище Кориканга вблизи от образа бога Солнца стояли троны из чистого золота, где восседали мумии умерших Сапа Инков. Здесь же находился трон и царствующего Сапа Инки. К Кориканге примыкал Золотой сад, считавшийся «чудом света». В нем все было сделано из золота, которое было символом небесного отца. Все, что окружало инков, было воссоздано в этом саду: от пашен, стад лам, девушек, срывающих золотые плоды с яблонь, до кустарников, цветов, змей и бабочек.
Золотое богатство инков достигло своего апогея во время правления Уайна Капака (1493–152?). Он не только облицевал золотом стены и крыши своих дворцов и храмов, но и буквально позолотил в Куско все, что мог. Двери обрамлялись золотыми рамами, их украшали мрамором и яшмой. Весь царский дворец наводнили золотые животные, подобные тем, что были в золотом саду Кориканги. Во время торжественных церемоний 50 тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился в центре города перед дворцом-резиденцией.
Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Писарро. Плачевно и то, что эти произведения искусства были переплавлены в слитки, прежде чем их отправили в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.
Культуры достигли больших высот в своем развитии. В отличие от Старого Света народам доколумбовой Америки были не известны колесо и плут, индейцы не знали, что такое лошадь и производство железа, арочное строительство, у них существовали массовые человеческие жертвоприношения. Однако по уровню развития математики, астрономии, медицины они обогнали современную им Европу.
Завоевания европейцев принесли этим народам христианство, но оно насаждалось огнем и мечом. В целом эти завоевания прервали естественный ход развития практически всех индейских племен Нового Света.

Тема 5. Культура эпохи возрождения


История этого народа, так никогда и не создавшего единого государства по примеру ацтеков или инков, делится на три периода: первый - домайскую эпоху (за несколько веков до Р. Хр. по 317 год по Р. Хр.); второй - древний (с 317 по 987 год); третий - новый, который делится на период «майского ренессанса» - до 1194 года; период «мексиканского влияния» - 1194-1441 гг. и период упадка 1441-1697 гг.
Майя жили самостоятельными и независимыми родами, главными из которых были: тутуль шпу, кокомы, канепи, печи и чели. Каждое из этих независимых племен образовало город-государство, также независимое, с прилегающими землями и городками. Во главе их стоял правитель - «великий человек», избиравшийся пожизненно и пользовавшийся неограниченными правами. При нем существовал государственный совет. Древнейшими городами майя были Тикаль, Киригуа, Ица. В Х веке на земли майя вторгаются мексиканские племена тольтеков во главе с Кукульканом, которые слились с местным населением, привнеся в него свои обычаи.
В это время создаются новые крупные города-государства - Улималь, Майяпан и Чичен-Ица. Кроме этих майя воздвигли еще десятки крупных городов-государств, поражающих путешественников своими размерами и красотой. Майя воздвигали великолепнейшие храмы и дворцы, многие из которых превосходили ацтекские и инкские. Разработки майя в области математики и астрономии опередили свое время на сотни лет, превосходя все европейские достижения тех времен. А многие из них поняты и оценены только в наше время. Следует отметить, что майя впервые изобрели цифру ноль и систему нумерации.


Достижения в архитектуре также не имели себе равных не только по красоте, но и по правильности архитектурных форм. Но за всем этим стояла зловещая религия майя - религия, которую можно смело назвать человеконенавистнической. Во главе жрецов стоял жрец «князь змей». Как это перекликается с тем древним змеем-сатаной, который прельстил Еву в Эдеме! У него был прекрасный аппарат помощников, которые, прежде чем достигали звания жреца, получали знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии. Были для жрецов даже своеобразные курсы повышения мастерства, где им читались специальные лекции.

Богами майя были Ицаина - Бог неба, Йум-Каам - Бог кукурузы, Шаман Эк - Бог Полярной звезды, Кукулькан - Бог ветра, Ах-Пучи - Бог смерти, и для каждого отдельного дня, и даже для цифр были у майя боги. Жертвоприношения майя и их религиозные обряды были еще ужаснее, чем у ацтеков, хотя во многом и походили на них. Жертвы повергались на алтарь, затем жрец также рассекал им грудь и вырывал сердце, окропляя кровью статую бога, после чего с трупа сдирали кожу, в которую облачался жрец. После этого человеческое тело разрубали на многие части, которые тут же поедались жрецами и знатью! Это был настоящий массовый каннибализм. Количество жертв достигало десятков тысяч в дни больших праздников и торжеств. Все население городов завывало от восторга на подобных ритуальных действиях. Люди теряли человеческий облик. Безнравственность и оргии приобретали все более и более широкий масштаб, превратив, наконец, некогда великие племена в мало на что способных деградировавших людей.
Человеческий разум в отрыве от Бога вновь потерпел полное поражение, показав свою ограниченность и слабость. Испанцы, встретившись с майя в 1502 году, уже через несколько лет под руководством Франсиско де Монтехо покорили некогда великую цивилизацию. Майя, когда-то воздвигавшие великие города, не смогли, будучи полностью разложенными нравственно, оказать сопротивление европейцам. В 1697 году был уничтожен последний город майи Тайясаль.
В свое время наш Господь Иисус Христос, находясь на земле, сказал притчу, записанную в Евангелии от Матфея 7:24-27: «И так всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне: и пошел дождь, и разлились реки, …и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки… и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Эта притча относится как к отдельным людям, так и к государствам.
Те, кто строит свою жизнь на фундаменте веры, на живом камне, который есть Господь Христос, перенесут с Его помощью любые испытания и невзгоды и выстоят; а те, кто полагается на свой человеческий разум и силу, рано или поздно потерпят в своей жизни полнейший крах, что доказали три древнеамериканских народа - ацтеки, инки и майя.

Продолжим знакомиться с доколумбовыми цивилизациями Южной Америки. Сегодня познакомимся с такими цивилизациями как чибча, наска и викус.

Племена языковой семьи чибча населяли до вторжения испанцев область от границ нынешних государств Коста-Рика и Никарагуа до северного Эквадора. Наиболее развитыми из племен всей семьи были обитатели долины р. Богота и окружающего нагорья вокруг современного г. Богота, столицы Колумбии; как и у народов Мексики, Юкатана и Перу, у них образовалось классовое общество и раннее государство; их самобытная культура представляет большой интерес.
Кроме названия чибча, связанного с именем бога-покровителя Чиб- чачум, они именовали себя также муиска (буквально люди). Поэтому, в отличие от других племен языковой семьи чибча, создателей древней высокой культуры называют чибча-муиска, или муиска.
Близкие к ним племена чибча - таирона, кимбайя и многие другие - жили на территории нынешней Колумбии, в горной части страны, где Анды веерообразно расходятся к северу (Береговая, Западная, Центральная и Восточная Кордильеры), на склонах гор, а также в перерезавших, горные хребты долинах рек Магдалены с притоком Каукой, Атрато и Сину.
Абсолютной хронологии для археологических культур Колумбии пока не установлено. Сан-Агустин считается древнейшим центром культуры племен этой страны. Здесь найдены в большом количестве (около 120) каменные фигуры огромных размеров (до 4 м сверх пьедестала), грубо отесанные, изображающие людей, фантастические существа и животных. Найдены неолитические каменные орудия из андезита и других твердых пород: полированные топоры, резцы, скребки, большие и малые ножи, тесаки - очевидно все это был инвентарь резчиков по камню. Встречаются также каменные ступки с пестами. Найдены поделки из золота. Имеется разнообразная керамика: круглодонные сосуды и чаши, горшки на ножках. Некоторые раскрашены в два тона - черный и красный; другие орнаментированы нарезкой, заполненной белой пастой. Но большинство- из неокрашенной глины без орнамента. Простая посуда имеет следы употребления, раскрашенная очевидно служила для культовых целей.
Наличие многочисленных скульптур явно культового назначения, со следами жертвоприношений перед ними, позволяет считать Сан-Августин религиозным центром. Возможно, это было святилище предков племенных вождей.
Способы погребения и соответствующие церемонии отличались разнообразием. Где-то извлекали внутренности покойника и наполняли тело драгоценностями. В других местах выставляли усопшего на ветер, чтобы он мумифицировался, или даже с той же целью сушили на слабом огне. Иногда мертвецов бросали в воду.
Большой интерес представляют памятники культуры кимбайя. Здесь в могильниках типа шахт, иногда с подземными камерами и поддерживающими своды колоннами, найдены металлические и керамические поделки. Для кимбайи характерно преобладание золота; чистое серебро встречается редко, медь без примесей отсутствует. Кроме золота, много поделок из сплава золота с медью, так называемого тумбага. Имеются массивные золотые отливки и золотые поделки, отлитые способом расплавления восковой формы, а также обработанные с подкладкой барельефа из камня или дерева. Найдены золотые маски для мумий, разнообразные украшения, сосуды и вазы, идолы. Массивные золотые жезлы украшены отлитыми человеческими, птичьими или звериными головками. Некоторые предметы спаяны из нескольких частей; мелкие детали припаяны к основным фигурам. По обработке золота и тонкости отделки культура кимбайя стоит в ряду наиболее высоких в Америке. В областях Кимбайя и Тайрона испанские завоеватели захватили огромное количество золота. В сохранившемся в Мадриде собрании трофеев из Кимбайи имеются золотые статуэтки около 30 см высоты, весом до 1150 г с содержанием 70-80% чистого золота. Из могильников Сину (нынешний департамент Болйвар) испанские завоеватели вывезли золота больше, чем из какого-либо другого места Латинской Америки.
Керамика в Кимбайе представлена обильно. Однако, несмотря на разнообразие, в художественном отношении керамическое искусство было развито слабо.
Наибольший интерес представляют памятники культуры муиска из раскопок в долине р. Богота и в верховьях р. Согамосо (нынешние департаменты Кундинамарка и Баяка). Археологические данные этой культуры более богаты, чем другие; они пополняют очень скудные, немногочисленные и отрывочные сообщения испанских хронистов XVI в., но в целом источники неудовлетворительны и позволяют составить лишь приблизительное представление о культуре древних чибча-муиска.
Имея в виду многократные сообщения о большей плотности населения в стране муиска, можно полагать, что численность его к моменту вторжения испанцев была не менее численности современного сельского населения в этой же области, а именно - не менее 850 тыс.; есть основания думать, что эта цифра приближалась к миллиону

Основным источником существования племен древней Колумбии было земледелие. Развитию земледелия у чибча благоприятствовало то, что частые дожди освобождали от забот об орошении. Землю обрабатывали самыми примитивными мотыгами - палками с сучьями. Большое место занимала кукуруза; в верхнем поясе преобладали картофель и киноа (Chenopodium quinoa), в нижнем выращивали кукурузу, маниоку, батат, фасоль, тыкву, томат, а также некоторые фрукты. Культивировали и хлопчатник, но часть хлопка-сырца получали от соседей - панче. Сажали также кустарник коку (Erythroxylon coca) и табак.
Домашних животных не было, за исключением собак.
Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота как единственный источник мясной пищи. Охота на оленей, диких кабанов и другую крупную дичь была привилегией знатных и воинов. Простолюдины могли только с разрешения господ охотиться на кроликов и птиц; они употребляли в пищу также крыс и пресмыкающихся.
Орудия труда у муиска были деревянные или каменные. Найдены каменные полированные топоры, жернова, каменные пряслица, раскрашенные или украшенные нарезкой. Все режущие орудия были из твердых пород камня- андезита и т. п. Из оружия у муиска наиболее распространенным была копье длиною в 1,2-2 м с обожженным наконечником из твердого дерева, насаженным на древко из камыша. Копье посылалось при помощи копье- металки. Употреблялась праща. Рукопашный бой вели деревянными палицами четырехгранной формы. Имелись небольшие деревянные прямоугольные щиты.
Из металлов муиска применяли главным образом золото. Им были известны многие способы его обработки: массивная отливка в сплошной форме и отливка с формообразующим воском, металлопластика, штампование, плющение, сварка, накладка листами. Из золота изготовлялись украшения, мелкие предметы обихода и культовые фигурки.
Характерной особенностью золотых поделок чибча-муиска было плоскостное изображение предметов, например фигуры людей и животных изображались пластинками соответствующих форм. Применялся прием передачи деталей тонкой проволокой - филигранью. В человеческих фигурках черты лица - нос, глаза, рот,- затем руки и ноги передавались в этой условной манере. Пристрастие к применению филиграни составляет отличительную черту ювелирной техники муиска.
Муиска умели сплавлять золото с серебром и с медью в разных пропорциях. Не все предметы, выглядевшие золотыми, отливались из чистого золота. Чибча изобрели оригинальный способ получения золоченой поверхности предметов из сплава тумбага: они обрабатывали предмет растительными кислотами, которые выедали медь и оставляли на поверхности тонкий золотой слой.
Плавка железа вовсе не была известна чибча, хотя на территории их расселения, в центральной Колумбии, имеются значительные запасы железной руды.

Керамические поделки, в том числе и посуда, большей частью не раскрашивались. Часть украшалась насечкой, пунктиром, штампом. Редко применявшийся орнамент - красный на натуральном фоне глины или на белом - имел геометрические формы. Встречаются стилизованные изображения людей или животных.
В некоторых могильниках, помещавшихся в сухих пещерах, сохранились остатки тканей муиска. Муиска пряли хлопковое волокно и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки, нанося узор керамическими роликовыми или плоскими штампами или Щеткой. Излюбленными тонами были красный и черный.
Одежда состояла из двух широких хлопчатобумажных полотнищ; одно полотнище обвертывали вокруг бедер, а второе набрасывали на плечи как плащ, скрепляя на груди булавкой. Члены каждой общественной группы носили определенный костюм и не имели права надевать другой.
Дома муиска были прямоугольными или круглыми в плане; соответственно крыша воздвигалась двускатной или конической формы. Муиска не применяли для жилищ ни камня, ни кирпича. Как жилища основной массы населения, так и дворцы и храмы сооружались из дерева или из камыша, обмазанного глиной. Они возводились на сваях и окружались палисадами с камышовой оградой между деревянными столбами.

В хозяйстве муиска большую роль играл обмен. В области муиска не было богатых месторождений золота, они не добывали его сами ни в рудниках, ни в реках. Муиска получали золото из провинции Нейва от племени пуана в обмен на ископаемые и продукты сельского хозяйства, а также в качестве дани от покоренных соседей - племени панче.
Область муиска была богата изумрудами, высоко ценившимися благодаря отличающему их красивому цвету. Не меньшую ценность составляла соль. Муиска добывали каменную соль, а также выпаривали ее из воды расположенных здесь многих соляных озер.
уиска выменивали и полотно, хотя большую часть хлопка-сырца они сами получали у соседей - племени панче. Муиска вывозили соль, изумруды и полотно в селения, расположенные на берегу р. Магдалены, в верхнем ее течении, между нынешними городами Нейва и Коэльо, и в среднем течении у г. Велес, а также в местности Сорокота нар. Суарес. Здесь происходил обмен. Очевидно, на эти базары многие племена свозили золото, которое намывали в верховьях рек или добывали в самородках. Особенно интересно сообщение испанских хронистов, что золото выменивалось в определенной мере - в дисках. Где и кем изготовлялись эти диски, хронисты не сообщают. Вероятно, наиболее богатые золотом и более развитые в отношении техники племена, например кимбайя, первыми пустили в ход золото как всеобщий эквивалент.
Меновой единицей служило и полотнище хлопчатобумажной ткани. По сообщению хрониста, жители царства Тунха «за пачку хлопка-сырца, который они покупали в Сагамосо, платили полотнище хорошего качества. Количества хлопка в такой пачке хватало на то, чтобы изготовить хорошее большое полотнище и четыре маленьких, а также нитки, чтобы их сшить. Они платили за пачку листьев коки два хороших полотнища и одно низшего качества, и на рынке в Тунхе они продавали эту пачку за двойное количеств о полотнищ».
Именно широкое развитие обмена привлекло в первую очередь внимание испанцев к индейцам муиска. Когда Хименес де Кесада в 1536 г. поднимался со своим отрядом вверх по р. Магдалене, он встретил у г. Велес лодки, груженные солью и раскрашенным полотном, которые муиска везли на обмен. Кесада услышал также, что эти продукты меняют на золото; это и привело его в страну муиска.
Во всех крупных центрах страны муиска - Сипакира, Турмеже, Тунха - каждые четыре дня были открыты базары. Сюда приносили на обмен и разные съестные припасы. Несмотря на развитие обмена, весы и меры веса отсутствовали, по крайней мере они не дошли до нас и о них не сообщается.

Цивилизация Наска

Наска - доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город - Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.
Южное побережье Перу - самый засушливый район страны. Здесь никогда не бывает дождей. И именно здесь, в этом выжженном солнцем краю, в долинах Наска и Ика, немецкий ученый Макс Уле, основатель перуанской научной археологии, на рубеже XIX–XX вв. обнаружил следы одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки.
Первыми находками Уле стали погребения - множество погребений, в которых он нашел ярко расписанные сосуды, ткани, золото, предметы из дерева. Эти могилы принадлежали двум культурам: поздней (IX–XVI вв.), получившей впоследствии название ика, и ранней - наска (III в. до н. э. - VI в. н. э.).
Культура наска получила свое название по одноименной долине Наска, расположенной в 80 км от побережья Тихого океана и отделенной от него пустыней. Эта культура не оставила после себя памятников монументальной архитектуры - от нее до нас дошли лишь следы небольших сельских поселений. Тем не менее жители Наски - искусные гончары и ткачи - занимали исключительное место среди современных им обитателей Американского континента. Мастерам из Наски были известны вышивка, производство ковров и парчи, а также другие виды ткацкой техники. Чтобы составить представление о великолепии древних тканей Наски, достаточно упомянуть, что при их производстве применялась широчайшая цветовая гамма, включавшая в себя 150 основных цветов и второстепенных оттенков. При этом помимо хлопка и шерсти материалом для их изготовления служили человеческие волосы.

Люди Наска возвели ряд строений и пирамид (более 30 в окрестностях Коауачи), используя довольно сложные конструкционные решения. Они изобрели конические глиняные кирпичи, что защищало от разрушения землетрясениями. Это было теократическое общество, подвергшееся влиянию таких близлежащих цивилизаций, как Паракас. В конечном итоге они были подчинены культуре Вари из южных Анд, которая модифицировала перенятые у Наска узоры на керамике и текстиле.
Уникальны и крытые каналы Наски. Некоторые специалисты сравнивают их с аналогичными сооружениями в Иране и Северной Африке. Они были предназначены для стока горных вод в населенные долины. В Наске, судя по всему, не было архитекторов, возводивших храмы, но зато были опытные строители гидравлических сооружений.
Керамика наска отличается тонкой и яркой многоцветной росписью. Сейчас в распоряжении археологов оказалось очень много сосудов этой культуры. Очевидно, эта посуда предназначалась для погребальных обрядов. Сравнивая найденные сосуды, ученым удалось выяснить, как изменялись во времени их форма и декор. В ряде случаев специалисты способны даже определить, что один из сосудов изготовлен позже или раньше другого с точностью до 25–50 лет. При этом на раннем этапе развития культуры наска сосуды несколько отличались в зависимости от того, где они были сделаны. Позднее на всей территории наска распространяется стиль, характерный для Кауачи - главного культурного центра страны.

Известно, что в техническом отношении оно было более примитивно, чем другие цивилизации Анд. Индейцы наска не знали металла, не пользовались гончарным кругом. Свою великолепную посуду они лепили вручную, обжигая ее в груде горячих углей, а стены своих домов складывали из глиняных комьев. И все же общество наска нельзя назвать примитивным. Об этом, в частности, свидетельствуют руины Кауачи - главного центра этой культуры. Они занимают площадь около одного квадратного километра, а главный храм-пирамида Кауачи вполне сопоставима с постройками Тиауанако. Так что о культуре наска можно уверенно говорить как еще об одной цивилизации доколумбовой Америки. И, конечно, нельзя обойти молчанием самую большую загадку этой цивилизации - знаменитые рисунки в пустыне Наска.
Это наиболее масштабное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений человека было мало кому известно до 1939 года. В этом году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный узор из беспорядочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с диковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при определенном освещении.
Открытие летчиков вызвало большой интерес. Первоначально археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Для их исследования в Перу выехал археолог Пол Косок из университета в Лонг-Айленде (США).

В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немецкому математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически вся история исследования загадочных рисунков пустыни Наска. Мария Райхе, ставшая самым крупным в мире специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала много нового о способах, какими были сделаны эти картины, спеша зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины.

Как установила Райхе, рисунки были изготовлены достаточно простым способом: на желтоватой земле был линиями выложен тонкий слой темных камней. Но, хотя физически такая работа не представляется тяжелой, проект был крайне сложен.
Райхе считает, что авторами рисунков использовалась фиксированная единица измерения, равная 0,66 см. Фигуры выкладывались по специально построенному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно видеть и сегодня: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы, - пишет Райхе. - Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить».
Шумную славу рисункам Наска принесли всевозможные искатели следов «космических пришельцев». Пустыню они объявили ничем иным, как древним «космодромом», а рисунки - своеобразными навигационными знаками для кораблей пришельцев. Другая версия гласила, что рисунки в пустыне являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя обсерватория.

На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой. В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков. Народ Наска, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной трепанации, но уже в меньших масштабах. Такие люди пользовались особым отношением окружающих. Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикрепленные к шнурам на поясе, - по-видимому, военные трофеи.

До сегодняшнего дня частично уцелела и созданная ими сеть подземных акведуков. Наиболее заметной частью всей системы являются спиралеобразные отверстия. На поверхности земли ширина их конуса составляет в среднем 15 метров. А в нижней части ширина равна один или два метра. Кроме предоставления доступа к воде в подземных туннелях, спирали также служили входами в эти туннели для их очистки и технического обслуживания. Местные жители продолжают делать это до сегодняшнего дня.
Закат культуры Наска и последующее исчезновение, вероятно, вызван постоянными засухами из-за феномена течения Эль Ниньо, которому подвержено побережье Перу, даже в большей степени, вторжениями и конфликтами с соседними этническими группами.

Культура Викус, просуществовавшая на северном побережье приблизительно с V века до н. э по V век н. э., считается малоизученной и все еще загадочной. Она получила свое название по названию отдельно стоящей горы в андских Кордильерах (департамент Пьюра, примерно в 1000 км от столицы Перу).
Памятники культуры расположены на территории речной террасы, порытой негустым лесом у подножия горы. Климат здесь сухой и очень жаркий, отличающийся продолжительными засухами и сильными ливнями. Дожди каждый раз поднимают уровень реки и затапливают окрестности. Археологами подмечено удивительное стилистическое сходство с культурой Толита, расположенной достаточно далеко – в 700 км к северу от Викус, на побережье Эквадора.
До 60-х годов XX века археологических работ в этих местах не проводилось, а обнаруживаемые случайно памятники приписывались инкам. Даже многочисленные золотые предметы великолепного качества, украденные в 1956 году из погребения неподалеку от селения Фриас, а затем изъятые и сданные в музей, мало что изменили в наших знаниях о культуре Викус.
Что же представляли собой центры Викус? Это были комплексы из платформ и пирамид с лестницами. Отчасти они даже напоминали мезоамериканские постройки. Впрочем, этот тип сооружений оказался характерным для всего Нового Света. Для строительства викуссцы использовали сырцовые кирпичи – адобы.
Погребения Викус впервые были обнаружены, как обычно, грабителями – уакерос, которые до этого успели уже добраться до огромных могильников культуры Сикан. Сверху могилы Викус выглядели как обычные песчаные холмы, и потому им удалось какое-то время оставаться вне поля зрения "черных археологов".

В 60-е годы, с началом раскопок, было обнаружено около 50 погребений в одном только могильнике Иекала. Все они, если судить по радиоуглеродному анализу, относились к периоду с 300 по 600 год.
Под песчаными холмами археологам открывались прямоугольные шахты, вырытые в песке. Внизу, на глубине от 3 до 9 м, шахта вдруг уходила в сторону, расширялась, создавая достаточно высокое погребальное помещение, основание которого было узким и вытянутым, наподобие галереи. Иногда глубина могла быть и большей – в одном случае она превышает 15 м.
Несмотря на столь изощренную и глубокую могилу, климат достаточно быстро разрушал останки. Поэтому от покойников сохранилась лишь зубная эмаль.
Рядом с умершим помещали, как обычно, разные полезные для него предметы. Обычно в каждой могиле их было ровно девять. В основном в инвентарь входили керамические сосуды, металлические изделия, двустворчатые раковины.
Керамика отличалась большой изысканностью – двойные сосуды с общей ручкой или высоким узким горлышком иногда выполнялись в виде фигурок, а также украшались негативным орнаментом. Наиболее характерные образы – кошачьи, обезьяны, птицы, рыбы, антропоморфные существа, гибриды.
Но были и богатые погребения. Одно из них совсем недавно раскопали Карлос Гусман и Хосе Касафранка. Оно представляет собой камеру на глубине 9,5 м, заполненную сотнями (!) предметов, в основном из бронзы. Трудно передать радость археологов, обнаруживших здесь головные уборы, маски, кольца для носа (золотые и серебряные), нагрудники, пояса, скипетры, топоры, наконечники, бирюзовые ожерелья, остатки тканей, а также голову из дерева с инкрустацией перламутром. От самого покойника сохранились лишь фрагменты черепа. Предполагается, что трупы были кремированы, а пепел, заворачивали в ткань и закладывали в гробницы.

Керамические сосуды викус часто выполнялись в виде фигурок. И если судить по этим фигуркам, народ викус был достаточно веселым. На одном сосуде мы видим, как человек с улыбающейся физиономией и зажмуренными глазками играет на "флейте Пана". На другом, двойном, сосуде не менее веселый музыкант сидит в своем домике под двускатной крышей. Фигурки на навершии церемониального ножа изображают двух танцующих человечков с руками за спиной. Рты изображены улыбающимися от уха до уха. Но самые замечательные творения викусцев – это фигурки-сосуды, реалистично изображающие животных: оленей, сов, хищников. Любимым персонажем был, безусловно, кошачий хищник.
Вообще, следует заметить, что слой Викус оказывается перекрытым и сверху, и снизу – это и Мочика, и Сикан, и Чиму-инка. Наверное, поэтому саму культуру бывает очень трудно выделить среди более известных соседей.
Не приходится сомневаться, что в целом культурный уровень викусцев был ниже, чем у создателей цивилизаций мочика или рекуай. Однако в одном отношении викус превосходит едва ли не все перуанские культуры I тыс. н. э.: могилы в долине Пьюры отличаются удивительным изобилием и разнообразием металлических изделий.
Подобного богатства нет больше нигде в доколумбовой Америке. В Викусе земля усеяна кусками меди. Здесь найдены разнообразные украшения, навершия палиц, крючки, булавки и многое другое Больше всего археологов удивила находка массивных проушных топоров из литой меди. Ранее считалось, что такие орудия (или, точнее, оружие, ибо топоры были скорее всего боевыми) употребляли лишь жители Старого Света.
Откуда же у бедных варваров такое изобилие металла и столь высокая техника его обработки? Похоже, что дело здесь опять же в связях с Древней Колумбией, бывшей одним из очагов древне-американской металлургии. Вполне возможно, что где-нибудь в горах на крайнем севере Перу, в Эквадоре или Южной Колумбии будут в дальнейшем найдены и другие неизвестные пока центры добычи и обработки меди.
Однако находки в долине Пьюры стали сенсацией не только из-за открытия неизвестной ранее культуры викус с ее высокоразвитой медной металлургией. Уже в первых партиях местных древностей, с которыми познакомились коллекционеры, наряду с предметами нового стиля, были раннемочикские. В 1969 г., через 8 лет после начала разграбления Викуса, был обнаружен новый могильник. Его нашли поблизости от Викуса, в урочище Лома Негра. Грабители разнесли могильник до основания за несколько месяцев. Он целиком принадлежал людям, культура которых была близка ранней мочике. И снова обилие металла, причем не только меди. Золотые и серебряные вещи из Лома Негра - шедевры искусства индейских ювелиров.
К сожалению, помимо предметов из меди, золота и серебра, в погребениях Лома Негра были найдены лишь немногочисленные неорнаментированные сосуды, которые трудно сравнивать с фигурной керамикой, обнаруженной в других местах. Поэтому чтобы определить, к какому этапу в развитии культуры мочика относятся вещи из этого могильника, приходится искать сходные признаки у глиняных и металлических изделий, а это легко может привести к ошибочным заключениям.
Находка древнего культурного центра в Пьюре, вне области распространения ранее известных перуанских цивилизаций I тыс. до н. э. - I тыс. н. э., заставила по-иному взглянуть на значение контактов этих цивилизаций с другими районами Южной Америки. Высокоразвитая древнеперуанская металлургия явно возникла не без влияния мастеров, работавших в Эквадоре и Колумбии.