Миансарова Тамара: биография и личная жизнь. Горькая судьба Тамары Миансаровой  Марк фельдман биография личная жизнь

Жизнь талантливой певицы Тамары Миансаровой была полна взлетов и падений, и если ее творческая карьера складывалась практически идеально, то в личной жизни все шло далеко не так гладко. Тамара Миансаровой была победителем всевозможных конкурсов не только на территории бывшего СССР , но и далеко за его пределами, песни, которые она пела, моментально становились шлягерами, а многие из них и до сих пор звучат в исполнении популярных артистов. Самыми знаменитыми хитами пожалуй стали «Черный кот» , «Рыжик» , «Топ-топ» , ну и конечно же, «Пусть всегда будет солнце» . Тамара Миансарова не планировала становиться эстрадной исполнительницей, она окончила два факультета Московской консерватории, дело в том, что она изначально поступила на фортепианное отделение, а со второго курса умудрилась параллельно начать обучаться вокалу, посещая факультативные занятия у профессора Д. Б. Белявской . То есть планировала стать оперной певицей, но жизнь сложилась так, что Тамара Миансарова посвятила себя эстраде, она обладала уникальным высоким голосом классического диапазона, такое дарование сложно было не заметить, ее приглашали на фестивали и конкурсы, где она с легкостью забирала все главные награды. Бывала и опала, как без этого в советское время, когда востребованность могла зависеть от веского слова какого-нибудь чиновника, так Тамаре Миансаровой пришлось уволиться из «Москонцерта» , где она была на хорошем счету и устроиться на работу в Донецкую областную филармонию. Но по сути на ее концертной деятельности это глобально не отразилось, певица снова гастролировала, имела возможность не прерывать свою эстрадную деятельность, правда гастроли были в основном по Украине , зато Миансаровой было получено звание Заслуженной артистки Украинской ССР .

На сегодняшний день Тамару Миансарову , конечно же, уже подзабыли, но такая судьба у артистов, сегодня за ними ходят толпы фанатов, их песни знают и любят все и кажется, что эта слава никогда не закончится, это будет длиться вечно, каждый артист навсегда останется в истории. Но все и вся уходит в небытие, остаются лишь архивные записи и страничка в википедии, на смену кумирам приходят новые кумиры, другие люди становятся популярными, а на сегодняшний день и вовсе можно сказать, что безголосые певицы, обладающие роскошными телами, не единожды прооперированными носами, накачанными силиконом губами, весьма популярны, обеспечены деньгами и красивой жизнью, за их достижениями тоже прослеживается колоссальный труд, они ведь тоже поют, не беда, что они безголосые, устают то не меньше от своей гастрольной деятельности, чем певцы с голосами. Но вот таких певиц, как раньше, не так уж и много, и если в былые временаизвестная певица это обязательна та, у которой потрясающий голос, то сейчас, сами понимаете, фонограмма, красивая внешность, энергетика, сомнительный трендовый хит и зритель твой.

Карьера Тамары Миансаровой складывалась великолепно, а вот в личной жизни был полный провал, не смогла она, занимаясь гастролями и будучи постоянно в разъездах, суметь воспитать достойный детей. Конечно же, тут дело не только в том, что талантливая певица уделяла недостаточно времени сыну и дочери, но и в том какими эти детишки были изначально, неминуемая катастрофа в таких случаях зачастую заложена генами.

На этом фото сын Тамары Миансаровой и ее мужа Эдуарда Миансарова

Сын Андрей Миансаров с самого детства особой добротой не отличался, рос ожесточенным и обозленным, но возможно, если бы его мама была все время с ним рядом, она бы заметила что-то неладное, и уделяла бы этому вопросы больше времени, это колоссальный труд, вырастить из ребенка порядочного человека, кончено, есть люди в которых заложена эта порядочность изначально, и никакие жизненные испытания не смогут уничтожить в такой личности голос совести, но в большинстве случаев человек – это продукт той среды, в которой он рос, какие ценности закладывались, что дозволялось ему и так далее. Это все очень тонко, все-таки необходимо видеть своего ребенка как можно чаще, чтобы существовала связь, и если все сделать верно – это все равно не даст никаких гарантий на успех. Ну так вот, Тамара Миансарова стала замечать, что ее сын Андрей очень часто бывает жесток не только по отношению к ней, но и к другим людям, но посчитала, что мальчик сам перерастет этот сложный период. На тот момент певица уже рассталась со своим первым мужем Эдуардом , от которого она кстати и унаследовала фамилию Миансарова , при рождении ей была дана фамилия Ремнёва .

На этом фото Тамара Миансарова и ее первый муж талантливый пианист Эдуард Миансаров

Эдуард Миансаров был талантливым пианистом, впоследствии он даже стал Заслуженным артистом России . Но Эдуарду не нужны были дети, он был слишком поглощён музыкой, она для него была всем, он сразу сказал супруге, что если та забеременеет, то он от нее уйдет, и сдержал свое слово.

Правда не удрал в том самый день, когда узнал, что супруга беременна, а сделал это позже, когда ребенок родился и стал ему мешать заниматься любимым делом. Но это не значит, что Эдуард Миансаров вычеркнул бывшую жену и сына из своей жизни, конечно он приходил, тому свидетели сохранившиеся фотографии, но он честно своей жене признался, что быть отцом – не его признание, нет у него к этому совершенно никакой тяги, то есть Тамара знала от кого рожает. Тамаре Миансаровой было двадцать пять лет, когда родился сын Андрей , Эдуарду было 23 , конечно же, будучи таким юным, к детям он был не готов, он жил музыкой, ну а нашей героине нужно было кормить семью, и она начала гастролировать по всему Советскому Союзу.

На этом фото Андрей Миансаров вместе со своей бабушкой Анастасией Федоровной Алексеевой, матерью своей мамы. Анастасия Федоровна работала солисткой в Минском оперном театре.

Ну что уж тут лукавить, конечно же, дело было не только в заработке, любой артист не представляет свою жизнь без сцены и Тамара Миансарова жила этим, она была молоденькой, ей казалось, что ее мама, добрейшей души человек, сможет воспитать своего внука и из того вырастет прекрасный человек. Но возьмем гены отца, талантливого, но отстраненного от мирских забот, гены талантливой матери, доброй женщины, но запрограммированной на успех, при таком раскладе вряд ли была большая вероятность того, что из Андрея вырос бы примерный семьянин и добрый участливый сын, хотя в этой жизни все бывает, я не спорю. Но что выросло, то выросло. Друзьями, близкими людьми Тамара Миансарова и ее сын так никогда и не стали. Она любила его, видела, что он совершает отвратительные поступки, но оправдывала его, закрывала на все его огрехи глаза, доверяла снова и снова. Андрей рано женился, ему было восемнадцать лет, его жене Любови двадцать, они родили двоих дочерей, но вскоре семья распалась, в последствии Андрей был женат еще два раза, так что благодаря ему у Тамары Миансаровой есть две внучки и один внук.

На этом фото Тамара Миансарова со своим сыном Андреем и внуком Андреем.

Когда Тамара Миансарова стала немощна, да что там и говорить, даже раньше, сын отказался ее навещать, они не виделись годами, живя в одном городе. И тут, как всегда это бывает у обеспеченных артистов, вступили в игру квартиры. У кого-то там из родственников есть квартира, у кого-то коммуналка, они договариваются между собой, что-то меняют, что-то перепродают, вступают в какие-то кооперативы и дальше идут такие схемы, в которых легко запутаться человеку, не обладающему никакой недвижимостью. В общем что-то эта семья не поделила, прикупив каждому из детей по квартире, мама обеспечила своим чадам необходимые условия для дальнейшего личностного роста.

На этом фото внук Тамары Миансаровой Андрей . Парень работает диджеем.

Андрей Андреевич Миансаров со своей семьей.

Средний на фото - это сын Тамары Миансаровой , девушка рядом с ним - его невестка.

Тамара Миансарова со своей невесткой и внуком.

Андрей Андреевич Миансаров со своей женой.

И между прочим Тамара Миансарова нашла к тому моменту мужчину своей мечты. Некого пианиста Марка Фельдмана , с которым, между прочим, прожила около сорока лет. Андрей и Марк не смогли найти общий язык, новый муж матери слишком рьяно оберегал свою возлюбленную от непорядочного сына, ведь она была слепа в любви к своему ребенку, Андрей во всех своих бедах начал винить своего отчима.

На этом фото дочь Тамары Миансаровой Екатерина Хлебникова.

Когда Тамаре Миансаровой было сорок лет, от третьего мужа Игоря Хлебникова у нее родилась дочь Екатерина , брак этот тоже не сложился, муж изменял, пил, дебоширил, поднимал руку на супругу.

На этом фото Тамара Миансарова со своей дочерью Екатериной Хлебниковой и зятем Евгением.

Дочь Катя росла пластичной девочкой, веселой, талантливой, она очень любила танцевать, училась во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства, вышла замуж за своего ровесника музыканта Евгения , который по злому року судьбы погиб вскоре после свадьбы. Вышел покурить в тамбур, а там подвыпившая компания, драка, слово за слово, Евгений попал под горячую руку и вот уже Екатерина остается вдовой. Дочка Тамары Миансаровой тяжело пережила утрату супруга, она перестала днем выходить на улицу, лишь по ночам выгуливала своего пса. Однажды во время ночной прогулки Екатерину сбила машина, из-за последствий травм она больше не смогла выходить на сцену, получила инвалидность, не смогла справиться с депрессией и по сути жила на обеспечении матери, но так как та и сама была небогата, то могла помогать ей только покупая продукты питания.

На этом фото родители Тамары Миансаровой. Анастасия Федоровна Алексеева и Григорй Матвеевич Ремнёв.

Когда мать Тамары Миансаровой забеременела, ее муж, будущий отец звезды эстрады, уехал на заработки в другой город да так и не вернулся к законной жене, нашел себе новую семью, потом были попытки наверстать упущенное, но супруга не смогла простить ему того, что бросил он ее в самое тяжелое время. На Украину пришел Голодомор , страшнейший голод, люди погибали целыми семьями, а Анастасия с грудным ребенком на руках была в отчаянии, она даже была на волосок от решения сдать свою дочь в детский дом, так был бы хоть какой-то шанс спасти жизнь своему чаду.

Каков итог? Тамара Миансарова последние свои годы жизни практически была забыта своими поклонниками и сыном, дочь к ней периодически приезжала, но помочь ни физически, ни психологически, ни финансово естественно не могла. От чего же умерла Тамара Миансарова ? После того как певица сломала шейку бедра, она была прикована к постели, плюс ко всему перенесла инфаркт. Умерла Тамара Миансарова в 86 лет, очевидно, если бы она была окружена заботой детей и внуков, то вероятно прожила бы еще больше, но о ней заботился ее верный, ворчливый муж Марк Фельдман . Не понятно мне обвинения в его адрес, якобы за счет супруги хотел нажиться, но погодите, на момент смерти Тамары Миансаровой ему было 72 года , официально они не расписаны, квартира в Москве ему не принадлежит. Что он поимел с нее? Человек ухаживал за лежачей женой, какая тут нажива? Вместе они были сорок лет, это целая жизнь.

ТАМАРА МИАНСАРОВА – СОЛОВЕЙ МОСКВЫ

Интеллигентная и образованная запомнилась зрителю своим пленительным шармом и чарующим обаянием… Песню можно считать успешной, когда ее поют за столом или на улицах. Сорок лет назад так распевали «Черного кота», «Летку-енку» танцевала каждая свадьба, а «Руды-рыдз» парни напевали вслед всем рыженьким девчонкам. Пришли эти песни в народ благодаря самой популярной в те годы исполнительнице Тамаре Миансаровой . Шлягерами стали и многие другие песни в ее исполнении: «Глаза на песке», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ, топает малыш». Она никогда не считала себя звездой, хотя собирала полные залы и стадионы на свои концерты. А сколько эстрадных певцов может похвастаться дипломом Московской консерватории?!

Баллада о Тамаре Миансаровой

Народная артистка России была одной из самых популярных певиц эстрадной сцены в 1960-х годах. Ей рукоплескали не только соотечественники, но и любители песни многих европейских стран.

А родилась певица в Кировограде 1931 года. Отец Тамары, Григорий Ремнев – был представителем творческой профессии, работал в Одесском музыкальном театре драмы и комедии артистом. Семейная жизнь родителей не заладилась, и через полгода после рождения дочери отец ушел из семьи. Матери, Анастасии Федоровне, пришлось нелегко одной растить ребенка. Не зная, как прокормить Тамару, она даже пыталась оставить ее в доме ребенка. Быстро одумалась, вернулась, и забрала девочку со словами: «Томочка, умрем – так вместе!».

Отец был не просто артистом, он также пел в церковном хоре. Пением увлекались и мать Тамары Григорьевны, а также две тетушки. Не удивительно, что интерес к пению проявился и у маленькой Тамары. Песня была значимой частью жизни семьи, и уже в раннем детстве девочка не хотела отставать от старших. Дебют Тамары Миансаровой состоялся в 4-летнем возрасте, когда на сцене кировоградского Дома культуры она продемонстрировала сразу пение, танец и художественное чтение. Ее выступление впервые было замечено прессой, и в местной газете появилась первая «серьезная» рецензия.

Когда матери наконец-то удалось устроится на работу на завод, ее послали на Олимпиаду искусств в Киев. Как победительница Олимпиады она получила приглашение в Минск – работать солисткой на радио и в хоре оперного театра. Но началось то, к чему никто не был готов – война. Семья оказалась в оккупированном Минске. Мама Тамары пережила и ранение, и высылку в Сибирь, и возвращение в Беларусь. Ее снова взяли работать на радио, а дочь приняли в музыкальную школу при Белорусской консерватории.

Вперед к славе

После окончания школы решила продолжить образование в Московской консерватории. Однако, ей напрямую сказали, учиться она должна только в Беларуси. И чтобы не оставалось сомнений в серьезности рекомендации, ей отказались выдать документы об окончании школы. Но своенравная девушка все-таки отправилась покорять Москву. Когда в приемной комиссии попросили предъявить документы, она показала афишу о своем выступлении с симфоническим оркестром Минской филармонии. В подтверждение подлинности афиши, она блестяще сыграла концерт , получила пять с плюсом и была принята. В Беларусь просто послали запрос удостоверится, что документы в порядке.

Мало кого могло оставить равнодушным увлеченность, с которой Тамара исполняла произведения великих авторов, Листа , … Но кроме этого обладала очень красивым лирическим сопрано, поэтому она факультативно занималась на вокальном отделении.

Будущая певица окончила консерваторию в 1957 году, и по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Но не об этом она мечтала, и не чувствовала она творческой реализации на этом месте. И уже через три месяца она ушла в эстраду. Имея всего три песни в репертуаре Тамара рискнула поучаствовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Жюри конкурса было в восторге от такого блистательного исполнения вальса под собственный аккомпанемент на рояле и удостоило исполнительницу третьей премией.

Еще во время учебы в консерватории Тамара вышла замуж за пианиста Эдуарда Миансарова. Вскоре родился сын Андрей, но семейная жизнь не сложилась.

Победы Тамары Миансаровой

Когда у молодой исполнительницы возникла дилемма, петь на эстраде или играть на фортепиано, казалось, сама судьба подсказала ответ. Миансарова поехала на первые гастроли, которые сопровождались ошеломительным успехом. Некоторое время она выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году в Московском мюзик-холле она уже участвовала в спектакле «Когда зажигаются звезды» наряду с такими артистами, как , Кира Смирнова и Капитолина Лазаренко. Здесь она чувствовала себя на своем месте, здесь так тепло принимали ее зрители, и оказавшись на эстрадной сцене, молодая артистка уже не смогла с ней расстаться.

Особенно впечатляющим для Тамары Григорьевны было участие в VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Победа на этом фестивале стала совершенно неожиданной, ведь ее выступление даже не было запланировано. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с и другими советскими исполнителями. Неожиданно выяснилось, что один из артистов заболел. Ему срочно искали замену, и выбор пал на Тамару. Она выступила с ансамблем Игоря Гранова, исполнив веселую песенку «Ай-люли». Каково же было удивление многих, даже самой Миансаровой, когда эта мелодия стала очень популярной. Все участники фестиваля подхватили незатейливую мелодию, а исполнительница получила первую премию и золотую медаль.

Именно у нее первой в СССР в репертуаре появился твист – сначала польский «Руды-рыдс» («Рыжик»), а потом и отечественный «Черный кот». А в 1963 году в польском Сопоте она получила Гран-при за исполнение песни «Пусть всегда будет солнце». Причем она была первой из советских исполнителей, кто был удостоен этой награды. Более того, она так полюбилась полякам, что те выпустили духи под названием «Тамара». Это был невероятный, грандиозный успех, ее узнавали на улице. В прессе ей дали имя «соловей Москвы». После такого успеха песни в Сопоте, она была включена во все концерты Миансаровой. Именно эта песня ассоциируется в первую очередь с именем Тамары Миансаровой как визитная карточка певицы.

Шахтерская дива

Во время работы в «Москонцерте» не угодила заместителю Екатерины Фурцевой – тогдашнего министра культуры. На всех официальных приемах он буквально не давал певице прохода. В результате неожиданно она исчезла с экранов телевидения, ее перестали выпускать заграницу. Пленки на радио размагничивали, уже отснятый фильм-концерт , составленный из музыкальных видеоклипов Тамары Миансаровой , так и не был продемонстрирован зрителю. Ходили слухи, что певица то ли уехала в Израиль, то ли не вернулась из поездки в США. Концертные залы в столице закрыли двери для обожаемой зрителями певицы. А когда имя Тамары Григорьевны оказалось в списке кандидатов на звание заслуженной артистки, все необходимые документы странным образом исчезли. Певица не привыкла сдаваться, и решила покинуть «Москонцерт».

Первый секретарь Донецкого обкома узнал, что Миансарова подала заявление об уходе из «Москонцерта» и предложил перейти в областную филармонию. Певица приняла это предложение и проработала 12 лет в Донецкой филармонии. За это время Миансарова много гастролировала по стране. Столичная звезда выступала в поселках и клубах, в шахтерских городках и в конторах шахт. И всегда ей были рады, благодарная публика принимала очень тепло, она становится любимой певицей в Донбассе, она даже была отмечена знаком «Шахтерская слава», чем очень дорожила.

с мужем Марком Фельдманом

Тамара Григорьевна смогла вернуться в Москву, но образовавшийся вокруг нее вакуум так и не рассеялся. Работать ей по-прежнему не давали под разными предлогами вплоть до 1988 года. И наконец, посвятив сцене 30 с лишним лет, , уже заслуженная артистка Украины и кавалер ордена «Знак Почета», получает звание народной артисткой России.

Попытки предать забвению певицу не смогли изменить ее популярность. Ее творчество всегда было востребовано, ее голос оставался привлекательным. Она проводила многочисленные встречи со зрителями, участвовала как член жюри в музыкальных конкурсах, преподавала вокал в ГИТИСе. В репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен. Несмотря на преклонный возраст, она готовила новые песенные программы. А в 2006 году в честь Тамары Григорьевны у концертного зала «Россия» в Москве была заложена звезда. А не так давно вышел новый альбом известных песен исполнительницы в новой аранжировке сына певицы музыканта и композитора Андрея Миансарова.

Последние годы жизни певица была прикована к постели после перенесенной операции на шейке бедра. Был перенесен и инфаркт. ушла из жизни 2017 года, но с поклонниками навсегда остался ее голос и песни.

ФАКТЫ

1966 год был особенно удачным для Тамары Миансаровой . В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проводился конкурс эстрадной песни «Дружба». По условиям конкурса каждый участник должен был исполнить в том числе и песню той страны, где проходил тур. Сразу 4 первые премии получила на этом конкурсе Миансарова.

В 1980-е годы польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных певцов за предыдущие 25 лет. По версии журнала список лучших составляли: , Карел Готт, и .

В свободное время певица увлекалась вязанием, шитьем, профессионально занималась выделкой меха и любила рисовать.

У Тамары Григорьевны есть так же дочь Екатерина. Ее отец – Игорь Хлебников – бывший директор коллектива певицы. С нынешним мужем – скрипачом Марком Фельдманом – прожила более 25 лет.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

ТАСС

Тома Ремнева родилась в семье очень музыкальных родителей, вот только годы были не музыкальными. Тамара появилась на свет в городе Зиновьевск во время Голодомора — национального бедствия, поразившего Украину в тридцатых годах прошлого столетия. Чтобы прокормить семью, отец девочки уехал в Одессу, полагая, что приморский город окажется более сытым.

Но помогать семье и тем более в нее возвращаться мужчина, как выяснилось, не собирался.

Спустя несколько месяцев измотанная голодом мать, едва переступая с ноги на ногу, пришла с маленькой Томой на руках в горсовет и нашла в себе силы ударить кулаком по столу. В одном из своих интервью певица рассказывает, что чиновник, которого ее мама застала на работе, понял: семья находится на краю. Их тут же накормили и нашли для молодой мамы работу — в хлебном киоске. В это тяжкое время люди сумели помочь друг другу. Пока Анастасия Федоровна отпускала свежие буханки, малышку, чтобы не плакала, качали случайные люди из очереди, передавая друг другу.

Так, подрабатывая, в два суровых года Голодомора маленькой семье Миансаровой удалось выжить. Чуть позднее мама устроилась на завод, а подросшую девочку взяли в ясли. Наладившаяся жизнь дала Анастасии Федоровне немного свободного времени, которое она тратила на выступления в клубе при заводе — она чудесно пела.

Где-то в это же время папа будущей певицы попытался вернуться в семью. Но обида на него была слишком большой, супруга не позволила остаться. Он снова уехал в Одессу, а мама с дочкой скоро переехали в Минск — певицу с уникальным голосом позвали на центральное радио солисткой.

В мае 1941 года в столице Белоруссии гастролировал Одесский музыкально-драматический театр, премьером которого был папа Тамары. Певица вспоминала, что в этот раз мама приняла отца более благосклонно. Они много гуляли по Минску, улыбались и были счастливы, как настоящая семья. Папа уезжал 21 июня. День был необычайно светлым. А уже завтра случится то, о чем весь СССР узнал по радио, а жители Беларуси первыми столкнулись лично.

Война

В своем интервью певица рассказывает, что снаряды с неба летели как игрушечные. Бегущих людей фашистские самолеты нещадно поливали бреющим огнем, повсюду все взрывалось, а ближе к рабочему часу из громкоговорителей послышались приказы советского руководства: всем явиться на свои рабочие места. Кто не явится — будет расстрелян.

Собрав ребенка, мама Тамары отправилась на радио. Девочка своими глазами видела, как бомбы попадают в здания, умирают люди, чувствовала запах дыма от взрывчатки и обожженных тел. Когда Ремневы добежали до здания радио, оно уже было разрушено.

Мама ринулась в сторону гостиницы «Свобода», но та была полностью забита людьми. Ошеломленные, напуганные мама с дочкой рванули куда-то в сторону, через площадь и спустя несколько минут услышали грохот. Бомба попала в гостиницу, из которой они только что выбежали. Живых почти не осталось.

Промотавшись по городу до вечера, обессиленные и чудом оставшиеся в живых, они отправились в сторону дома, который тоже уже был разрушен. И встретили учительницу музыки Томы. Она страшно обрадовалась живым и приютила маленькую семью у себя.

Во время войны мама нашла работу в церкви — в детстве она пела в церковном хоре, поэтому хорошо знала тексты песен. Кроме куска хлеба настоятель выделил маме с дочкой и небольшую комнату.

Минск освободили через три года, а еще через год вся страна вздохнула с облегчением — война закончилась. Но после нее началась новая волна страха — время сталинского террора продолжалось: людей вокруг то и дело арестовывали и увозили в неизвестном направлении. Однажды ночью пришли и за мамой будущей певицы. Тома помнила, как бежала за машиной и кричала: «Мама, мамочка!». Спустя некоторое время девочка узнала, что Ремневых разыскивают двое маминых сестер. Старшая приютила девочку, а через три года мама вернулась. Ее реабилитировали и восстановили на работе.

Эдуард

С этого дня начались регулярные уроки и для маленькой Томы. В здании их школы после войны разметили музыкальную школу при консерватории. Многие дети, желающие заниматься музыкой, оставались там на ночь. Так делала и Тамара. Мама смастерила ей матрас и подушку, дала теплый платок. По ночам девочка упражнялась в игре на пианино, а днем училась, как все.

Но годы голода и холода не прошли для будущей звезды даром. У нее открылся туберкулез. Первый приступ вылечили успешно, но на протяжении всей жизни болезнь будет возвращаться.

Во время учебы она познакомилась с не менее одаренным юношей — Эдуардом Миансаровым. Их детская трогательная дружба в более взрослом возрасте переросла в романтические чувства. Он сделал ей предложение, предупредив, что, если она забеременеет, он уйдет.

На брак она согласилась, но по стечению обстоятельств он продолжал жить в одной комнате с приятелем, который скоро внезапно застрелился. От самоубийства встрепенулся весь Советский Союз: это было неслыханно! Начались проверки, показавшие, что супруг Тамары с погибшим другом были наркоманами.

Москва

Супруга отправили на лечение, когда Тома была уже на позднем сроке беременности. Встречать ее из роддома он не приехал. После рождения первенца, Андрея, брак распался, а девушка уехала поступать в Московскую консерваторию. Она была блестящей пианисткой, но и завораживающий звонкий голос наполнял сердца теплом и добротой. Не заметить это было просто невозможно, поэтому год спустя ее позвали и на вокальное отделение тоже.

Дальше на певицу посыпались одна за другой престижные награды, а ее коллеги из музыкального мира отмечали, что живой и подвижной девчонке тесно в классическом жанре. Позднее Иосиф Кобзон скажет, что именно она первой начала «играть» на сцене — избавилась от строгих костюмов и статичных поз.

В конце 50-х Тамара заняла место солистки джазового квартета Игоря Гранова. Здесь начинается ее победное шествие по всем странам СССР и за его пределами. Легкие лиричные песни Миансаровой полюбились всем до одного жителям страны. С уверенностью можно сказать, что теплые слова о том, как «Жил да был черный кот за углом» или «Пусть всегда будет солнце» напевают до сих пор.

Вплоть до 70-х, год за годом она брала главные призы фестивалей и выигрывала целые международные песенные марафоны. При том, что приз на престижном фестивале в Финляндии она взяла без подготовки — музыкант, приехавший за наградами, не смог выйти на сцену. Второй раз, уже в легендарном Сопоте, Тамара представила песню, от которой открещивались «серьезные» музыканты и которая впоследствии стала гимном мира и песней века — «Солнечный круг» перевели на 18 языков мира. Фотографии красавицы-певицы раскупались в лет, в городе ей не давали проходу фанаты, песни, едва записанные в студии, тут же становились хитами.

Запрет на Миансарову

Почему к 70-м ее вдруг начали задвигать, она и сама не знала. Сплетники утверждали, что Миансарова ненароком отказала какому-то высокопоставленному чиновнику в нежности. Другие говорили, что певица попала под царившую в конце 60-х неприязнь к публичным людям неславянской внешности… В любом случае кто-то устроил ей прощание со сценой. На целое десятилетие ее карьера в России прекратилась.

Певица старалась не унывать. Жила в Москве, но работала в Донецкой филармонии, моталась в Украину, давала там концерты и ездила с гастролями по шахтерским и рабочим поселкам. Стала заслуженной артисткой, но уже почти не записывала новых песен.

В 80-х политическая ситуация в Москве поменялась. Она вернулась с триумфом. Поклонники, заслышав тот самый живой голос плакали, на концертах собирала аншлаг. Но то была ее старая гвардия. Время новых побед безвозвратно ушло.

Любовь

Говорят, несчастливая жизнь родителей часто накладывает отпечаток на семейную жизнь детей. Мамина история повторилась у Тамары во втором браке. Сначала Леня Гарин ухаживал за ней очень интеллигентно и красиво. Добился расположения и женился. Вместе они обменяли свои небольшие квартиры на одну огромную светлую трешку в центре Москвы. Через поклонников таланта удалось достать экспортную «Волгу»…

Певица в своем интервью рассказывала, что понимала: особенной любви у нее к Леониду нет. Но за присутствие мужа в семье и отца для Андрея, отбившегося от рук без маминого постоянного контроля, она была готова на многое.

После Сопота слегла с очередным приступом туберкулеза. По началу любимый навещал, но потом как сквозь землю провалился. Тамара все списала на его занятость: теперь Лене достались все заботы о семье, которые они делили на двоих. А к концу второго месяца, когда уже пошла на поправку, Миансарова вдруг услышала от кого-то из «доброжелателей», что у супруга страстный роман с женой Иосифа Кобзона.

Выписалась. С мужем развелась, долго тянув судебные разбирательства. Чтобы выйти из этого брака, построила ему кооператив и купила другую машину — лишь бы ушел. А спустя некоторое время он приехал к ней на гастроли и стоял на коленях под балконом, умоляя вернуться.

Третьим браком называют отношения Тамары с Игорем Хлебниковым, ее администратором, который был рядом во время работы на Украине. Официально Миансарова за него не выходила — после неудачного опыта развода с Леней совсем не хотелось повторять все заново. От Хлебникова у Тамары родилась дочь Катюша.

Забвение

С мамой певицы Игорь не нашел общего языка, а старшему сыну было уже 15, и он становился серьезным пианистом — выигрывал свои первые значимые призы и в большей степени интересовался музыкой, чем семьей. Но именно его горькие слезы однажды заставили Тамару взглянуть на свою жизнь трезво.

Все просто: Хлебников выпивал и избивал свою знаменитую возлюбленную. Она долго не рассказывала об этом никому, пока внезапно пришедший сын вдруг не застал ее врасплох — со свежими синяками по всему телу. Андрей тогда разрыдался, а Тамара поняла, что пора заканчивать эти отношения.

Чтобы уйти из Донецкой филармонии, в которой она тогда работала, пришлось дать несколько концертов в Кисловодске. Уезжали совсем маленькой командой, в составе которой был скрипач Марк Фельдман. Он давно ухаживал за очаровательной певицей, поэтому, когда она расходилась с Хлебниковым и догадывалась, что он будет пытаться отнять у нее дочь, Тамара согласилась выйти замуж за Марка. Они расписались.

По началу она воспринимала этот брак как фиктивный, но шло время, Марк показывал себя настоящим преданным мужчиной. В ее жизни было еще много передряг: отдаление сына, дележ имущества, горькие и прямые слова коллег о том, что ее забыли и возвращаться на сцену нет смысла… Во всех этих бедах рядом был Марк.

Именно на его руках умирала знаменитая, но незаслуженно забытая, настоящая звезда эстрады Тамара Миансарова. Ее больные еще с детства легкие не выдержали этого холодного лета. На 86 году жизни с острым воспалением она попала в Первую градскую больницу Москвы. 12 июля 2017 года певицы не стало.

11 октября 2017

Миансарова Тамара Григорьевна - популярная артистка времен Советского Союза, обаятельная улыбчивая женщина и просто хороший человек. На своем пути она пережила много трудностей и невзгод, но сумела сохранить бодрость, жизнелюбие и талант.

За свою долгую насыщенную событиями жизнь певица внесла немалый вклад в культуру и процветание советской эстрады, оставила неизгладимый след в сердцах миллионов поклонников и открыла множество талантливых и одаренных личностей, занимаясь преподавательской работой.

Из данной статьи вы узнаете о достижениях, биографии, личной жизни Тамары Миансаровой, а также о ее трудностях и победах.

Знаменитость из далеких 1930-х

В первых числах марта 1931 года в семье талантливых артистов родилась маленькая и симпатичная девочка - Тамара Григорьевна Ремнева. Этому ребенку была уготована великая и славная судьба - стать известной и талантливой артисткой большого и славного Советского Союза.

Рождение младенца произошло в городе Зиновьевске (ныне Кропивницкий). Поэтому с уверенностью можно утверждать, что певица имеет украинскую национальность. Тамара Миансарова, рожденная в Украинской Советской Социалистической Республике, всю свою жизнь посвятит восхвалению советского государства, отражая любовь к родине в многочисленных песнях и гастролях.

Чтобы познакомиться ближе с творчеством, биографией, личной жизнью Тамары Миансаровой, следует узнать лучше ее родителей - кем они были и какие принципы они прививали своей дочери. Ведь, как известно, огромную роль в судьбе человека играют его самые близкие и дорогие люди - отец и мать.

Отчий дом

Отца будущей певицы Тамары Миансаровой звали Григорий Матвеевич Ремнев. Вначале он служил артистом в Одесском музыкальном театре, а затем там же работал художником-оформителем.

Мать Тамары (Анастасия Федоровна Алексеева) также имела творческую профессию. Она была одаренной певицей, позднее работала в оперном театре в Минске.

Не удивительно, что маленькая Тома росла в прекрасной атмосфере изящного искусства. Свой талант она впитала с молоком матери, своими первыми впечатлениями была обязана театру.

С ранних лет родители прививали дочери любовь к сцене, они видели в ней небывалый талант и развивали его. С двухлетнего возраста Тамара декламировала, пела и танцевала. Сначала на дружеских семейных вечерах, затем - на подмостках городских дворцов культур.

Отец рано ушел из личной жизни Тамары Миансаровой (биография и творчество которой уже несколько десятилетий интересует многих поклонников). Он просто оставил семью, не задумываясь, каково будет дочери без отцовской ласки и любви. Возможно, на его поступок повлияли какие-то творческие раздоры и амбиции. Или, может быть, всему виной была новая любовь.

Как бы там ни было, девочку воспитывала мама. Они жили в Минске, где женщина много работала, а дочь усиленно занималась музыкой. Она училась при областной консерватории, в известной музыкальной школе, старательно изучая ноты и тщательно вырабатывая голос.

Первые шаги к искусству

В четыре года маленькая Тома впервые вышла на большую сцену. Это произошло на общегородском мероприятии в одном из ДК. Зрители по достоинству оценили многоликий талант юной исполнительницы: она красиво спела, станцевала и рассказала стихотворение. Возможно, то выступление навсегда запечатлелось в памяти маленькой Ремневой и стало ее путеводной звездой.

В возрасте двадцати лет девушка получила среднее музыкальное образование и решила покинуть родной город, отправившись покорять Москву.

Образование

Там она поступила в консерваторию на отделение фортепиано. Но уже со второго курса стала дополнительно заниматься (правда, на факультативных началах) у знаменитого профессора и педагога Беляевой Доры Борисовны, советской оперной певицы и пианистки.

Спустя шесть лет одаренная студентка окончила высшее учебное заведение и получила должность концертмейстера в Московском институте театрального искусства (ГИТИСе).

Однако серые и однообразные будни не устраивали талантливую девушку. Она хотела петь, хотела дарить людям праздник, хотела зажигать радость в их глазах. Поэтому уже через несколько месяцев Тамара перешла на эстраду и стала выступать с сольными концертами.

Ранние достижения

С чего началась творческая биография Тамары Миансаровой (о личной жизни певицы мы поговорим чуть позже)? Отправной точкой в карьере артистки являлось ее страстное желание петь. А также невероятная целеустремленность, которую она проявляла в реализации своих творческих проектов.

Самым первым выходом на серьезную сцену стало выступление Тамары Григорьевны на Третьем Всесоюзном конкурсе, посвященном эстрадным исполнителям. К данному соревнованию начинающая артистка подошла довольно оригинально. Она талантливо исполнила вальс австрийского композитора Иоганна Штрауса, при этом собственноручно аккомпанировала себе на фортепиано! Такой новаторский подход не остался незамеченным. Жюри присудило девушке третью премию, после чего у той появилась уникальная возможность заниматься эстрадным вокалом (под чутким руководством педагога Кангара) и выступать вместе с профессиональным оркестром венгерского джазмена Лаци Олаха.

Через некоторое время талантливую, всесторонне одаренную артистку пригласили выступать в новом джазовом ансамбле Игоря Яковлевича Гранова. Сотрудничество оказалось плодотворным и взаимовыгодным.

Тамара Миансарова, несмотря на то, что была мало знакома с зарубежным эстрадным репертуаром, уверенно взяла на себя роль солистки. Гастроли и турне, частые выступления и концерты…. Вместе с популярностью группы росла и известность главной исполнительницы.

Приблизительно через год талантливая певица Тамара Миансарова была приглашена в столичный мюзикл-холл, где особенно отличилась своим ярким и незабываемым талантом в спектакле “Когда зажигаются звезды”.

Невероятная популярность

В возрасте тридцати одного года обаятельная певица получила удивительную возможность выехать в Финляндию, где в Хельсинки проводился Восьмой Всемирный фестиваль молодежи. По рассказам, она не собиралась выступать на концерте, а просто должна была присутствовать в качестве одного из делегатов от Советского Союза.

Но из-за болезни какого-то исполнителя, девушке пришлось выйти на сцену, где она исполнила простую и незатейливую песенку “Ай-люли”. Хит пришелся по душе молодежи того времени, особенно всех впечатлила выразительная манера исполнения советской певицы.

Тамаре Миансаровой была присвоена первая премия и даже золотая медаль. На следующее утро она проснулась знаменитой.

Через год одаренная исполнительница вновь решила попробовать свои силы на Международном фестивале, проходящем в польском Ополе. Там девушка спела жизнерадостную и злободневную песню, впоследствии ставшую популярным шлягером - “Солнечный круг” (“Пусть всегда будет солнце”).

По рассказам, руководство пыталось отговорить Тамару Миансарову выступать именно с этой песней, считая ее ребячливой и пустяковой. Однако исполнительница настояла на своем выборе и не прогадала. Она с неподражаемым артистизмом исполнила композицию, реалистично передав страх маленькой девочки перед войной и заветное желание миллионов людей жить в мире без бомбежек и выстрелов. Благодаря этому девушка вновь заняла первое место, да к тому же завоевала бешеную популярность.

Поклонники толпами ходили за певицей, встречая ее в аэропорту и других общественных местах. Особенно полюбилась Тамара в Польше. Поляки ласково называли ее “московским соловьем” и сняли музыкальную киноленту с ее участием.

На пике славы

С тех пор певица стала популярна и востребована как никогда. Она активно работала над сольными записями, была в постоянных творческих разъездах, давала концерты по всему Союзу и даже за его пределами, несколько лет подряд выступала на новогоднем “Огоньке”.

Тамара Миансарова, дискография которой была хорошо знакома почти всем жителям Советского Союза, много пела, и ее композиции моментально становились популярными хитами. Их можно было услышать в ресторанах и на танцплощадках, по радио и телевидению, в парке и из окон домов.

Немного о хитах

Ее песни были наполнены жизнью и весельем, они заставляли одновременно плакать и смеяться. Ее голос пробуждал самые радостные, самые светлые, самые добрые мысли и эмоции. Как можно забыть эти бесценные, неподражаемые эстрадные композиции, такие разные и такие многочисленные: “Аленький цветочек”, “Багульник”, “Вальс расставания”, “Золотой ключик”, “Кохай мене”, “Глаза на песке”, “Крылья удачи”, “Летка-енка”… Тамара Миансарова впечатляла всех своим талантом, трудолюбием и экспрессивностью.

Специально для артистки была создана труппа “Три плюс два”, о ней снимали фильмы и многочисленные передачи. А Тамара все выступала. Выступала, пела, играла, проживая с каждой спетой песней невероятную бурю эмоций и чувств, впечатляющих и вдохновляющих зрителей. Она была невыразимо талантливой и невероятно удачливой. Она побеждала на многочисленных конкурсах и фестивалях, обходя более молодых и, чего греха таить, более симпатичных конкуренток.

Но так не могло продолжать вечно.

Причины забвения

1970-е годы оказались для популярной певицы годами испытаний и творческого затишья. Ее перестали снимать, перестали приглашать, перестали слушать.

Возможно, это было связано с тем, что молодая женщина отказала влиятельному чиновнику, и тот решил ей отомстить. А может, всему виной были политические или бюрократические интриги, основательно спрятанные за ширмами эстрадного искусства.

Как бы там ни было, артистку не так поняли. После выхода музыкального кинофильма “Солнечная баллада”, в котором певица сыграла главную роль, национальность Тамары Миансаровой заинтересовала критически настроенную общественность. Ее негласно обвинили в желании покинуть Союз ради жизни за границей.

Из-за всех этих трудностей женщине пришлось оставить любимое дело, которое так долго было смыслом все ее жизни.

Что было потом

Однако ничто не смогло сломить талант и невероятное жизнелюбие певицы. Она переехала в Донецк, где стала работать в местной филармонии. Здесь артистка вновь стала совершать гастрольные турне, выступая перед шахтерами и другими рабочими, заряжая их энергией и мощью своих песен.

Через двенадцать лет артистка вновь перебралась в Москву. Восемь лет она преподавала вокальные дисциплины в ГИТИСе, поощряя и ободряя новые таланты.

В 1990-е Тамара Миансарова решила вернуться на сцену. Ее тепло принимали, на ее концерты с удовольствием ходили.

Она даже гастролировала по США, побывала с концертами в Финляндии и Польше.

Смерть

Двенадцатого июля 2017 года заслуженная артистка скончалась. Причиной смерти Тамары Миансаровой является сильная пневмония, отягощенная серьезными хроническими заболеваниями.

За несколько лет перед этим народная певица перенесла инфаркт, операцию на бедре, была прикована к постели. Какой недуг стал основной причиной смерти Тамары Миансаровой, уже не узнает никто - популярная и всеми любимая артистка умерла. Она уже никогда не запоет своим красивым и звучным голосом знакомую до слез мелодию о любви.

Могила Тамары Миансаровой находится в Москве на Троекуровом кладбище.

Личная жизнь

Если сказать коротко, советская артистка была замужем четыре раза. Первый ее муж был композитором, второй - пианистом, третий - звукорежиссером, четвертый - скрипачом.

Кем являются дети Тамары Миансаровой? Сын певицы - пианист и аранжировщик, дочь - поэтесса. Внуки артистки также избрали себе творческие специальности. Кто-то работает дизайнером, кто-то - ди-джеем или художником.

Тамара Григорьевна Миансарова (урождённая Ремнёва). Родилась 5 марта 1931 года в Зиновьевске (ныне Кропивницкий Кировоградской области, Украина) - умерла 12 июля 2017 года в Москве. Советская и российская эстрадная певица (лирическое сопрано). Заслуженная артистка Украинской ССР (1972). Народная артистка России (1996).

Тамара Ремнёва, получившая широкую известность под фамилией Миансарова, родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевск, позже ставшим Кировоградом, а ныне переименованном в Кропивницкий.

Отец - Григорий Матвеевич Ремнёв (1903-1982), работал артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, позже стал художником.

Мать - Анастасия Федоровна Алексеева (1905-1988), певица, работала солисткой в Минском оперном театре.

С детства увлекалась музыкой, собиралась стать пианисткой. Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. Как она вспоминала, была буквально одержима музыкой: "Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке".

По ходатайству директора школы ей как подающей большие надежды пианистке в послевоенном Минске выделили персональную двухкомнатную квартиру (позже, став студенткой Московской консерватории, она обменяла ее на комнату в московской коммуналке).

Окончила музыкальную школу при Минской консерватории в 1951 году.

В том же 1951 году поступила на фортепианное отделение Московской консерватории, в класс профессора Л. Н. Оборина. Одновременно со 2-го курса факультативно занималась на вокальном отделении у профессора Д. Б. Белявской.

В 1957 году, после окончания консерватории, работала концертмейстером в ГИТИСе, но вскоре перешла на эстраду и стала выступать со своими сольными концертными номерами. Произошло это после того, как в 1958 году она была удостоена третьей премии на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, исполнив вальс Штрауса под собственный аккомпанемент на фортепиано.

"На Всесоюзный конкурс артистов эстрады я пришла как музыкант, а уходила уже певицей. Спела там просто так, без надежды на успех, и вдруг все завертелось, закрутилось", - вспоминала она.

После конкурса Тамара Миансарова некоторое время выступала с оркестром Лаци Олаха, а с 1960 года стала солисткой Московского Мюзик-Холла, участвуя в спектакле «Когда зажигаются звёзды» вместе с Бернесом, Мировым, Новицким и Капитолиной Лазаренко.

В 1958 году Игорь Гранов создал джазовый квартет (фортепиано, контрабас, ударные, гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в его собственной обработке и джазовая классика. В поисках солистки Гранов обращает внимание на недавно покинувшую мюзик-холл Тамару Миансарову - молодую певицу с двумя высшими музыкальными образованиями и высоким голосом классического диапазона.

Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара.

Как рассказывала певица, поначалу у нее были проблемы с репертуаром, потому что композиторы писали для известных уже певцов. "Я садилась у радиоприемника, ловила зарубежные мелодии и тут же записывала их по нотам - мне как профессиональному музыканту это не составляло труда. А потом заказывала у поэтов стихи на эту музыку. Так родилась «Летка-Енка», «Бабушка, научи танцевать чарльстон»", - вспоминала она.

Она тесно сотрудничала с Леонидом Дербеневым, тогда начинающим поэтом-песенником.

В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки была удостоена первой премии и золотой медали. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского «Ай-люли». "В финских газетах меня так потом и называли. «Девушка Ай-люли» - им трудно было разобрать мою фамилию", - делилась певица.

В 1963 году Миансарова стала лауреатом Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Начиная с этого времени, на многие годы песня останется визитной карточкой певицы.

В 1963 году, на волне большой популярности в Польше, певица снялась в музыкальном фильме «25 minut z Tamarą Miansarową» (TVP).

С 1964 года выступала с созданной специально для неё Леонидом Гариным группой «Три плюс два» (Виктор Прудовский - фортепиано, Адольф Сатановский - контрабас, Александр Гореткин - ударные).

В 1965 году певица исполнила несколько песен в фильме-концерте (TVP) с участием польских и зарубежных исполнителей, в разное время выступавших на сопотском фестивале (H. Hegerová, H. Kunicka, E. Rutten, Z. Sośnicka, V. Villas, B. Wilke).

Хитом стала в ее исполнении японская народная песня «Ключик золотой». При первом исполнении в сопровождении ансамбля п/у В.Пищальникова Тамара Миансарова использовала чёрный веер, а песня была снята на чёрно-белую пленку.

Тамара Миансарова - Ключик золотой

31 декабря 1964 года на Новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню про гриб «Рыжик» (музыка Б. Климчука, слова А. Эппеля).

В 1965 году на Новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила свою знаменитую песню «Черный кот» (Ю.Саульский - М.Танич). Песня получила чрезвычайную популярность на долгие годы.

Тамара Миансарова - Чёрный кот (1965)

В 1966 году она победила на конкурсе эстрадной песни социалистических стран «Дружба». Конкурс состоял из шести туров, проходивших в шести странах (СССР, ГДР, Чехословакии, Польше, Болгарии, Венгрии), и по условиям которого каждый участник должен был исполнить песню той страны, где проходил тур. Тамара Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.

В 1966 году на польском ТВ был снят киноконцерт «Поет Тамара Миансарова».

В 1970 году, во время работы в «Москонцерте», Тамара Миансарова попала в немилость у влиятельных руководителей культуры, и её постигла незавидная участь, которую не раз испытывали на себе многие представители отечественной эстрады. В результате негласного запрета она сразу попала в разряд «невыездных», её выступления исчезли из теле- и радиоэфира, а гастрольная концертная деятельность стала окончательно невозможной.

Фактический запрет на профессиональную деятельность привёл к тому, что она вынуждена была уволиться из Москонцерта и в поисках работы покинуть столицу. К счастью, работа нашлась в Донецкой областной филармонии, куда она была приглашена, и где впоследствии проработала 12 лет. "Здесь, между прочим, в то время была лучшая филармония из всех в СССР. Миансарова, Ободзинский, квартет «Четыре Ю», симфонический оркестр - очень сильный был состав", - вспоминала певица. Тамара Миансарова - полный кавалер орденов Шахтерской Славы.

В 1974 году в Киеве был снят фильм-концерт «Поёт Тамара Миансарова». Музыкальное сопровождение - ансамбль под управлением Евгения Дергунова.

В репертуаре Тамары Миансаровой более 400 песен (на русском, украинском, польском языках), многие из которых стали шлягерами («Чёрный кот», «Ай-люли», «Пусть всегда будет солнце», «Летка-енка», «Рыжик», «Топ-топ», «Бабушка, научи меня танцевать», «Давай никогда не ссориться», «Коханий», «Дикие гуси», «Золотой ключик» и многие другие), но большинство из них были размагничены в хранилище в 1970-х гг. согласно указанию руководства.

В 1980-е годы вернулась в Москву, преподавала вокал в ГИТИСе (с 1988 по 1996 год), в доме творчества молодёжи «На Таганке» и в Московском институте современного искусства. Профессор Российской академии театрального искусства (бывшего ГИТИСа).

О своей педагогической практике рассказывала: "Талантливые ученики были. Лариса Гордьера, Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, которая поет в спектакле «Иисус Христос - суперзвезда». Я горжусь тем, что дала им что-то в плане профессии".

В 1980-е годы польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных певцов за 25 лет. По версии журнала список лучших составляли: Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур и Тамара Миансарова.

В 1988 году была членом жюри Международного фестиваля песни в Сопоте.

С 1991 года принимала участие в программах-ретро, посвящённых советской песне совместно с другими исполнителями 1950-1970-х годов - Капиталиной Лазаренко, Ириной Бржевской, Владимиром Трошиным. Часто она исполняла попурри из своих самых известных песен и ей подпевали, как и прежде, преданные слушатели просили у неё исполнить песню про Чёрного кота. Эта песня входила в репертуар многих современных исполнителей - и группы «Браво», Евгения Осина.

Тамара Миансарова - Чёрный кот

Тамара Миансарова - автор музыки к трем песням: «Моя Россия», «Песня о песнях» и «Руки». В 1994 году с Оркестром театра эстрады под управлением В. Старостина исполнила и записала песню «Как будто вчера» (Музыка М. Райко, слова Б. Шифрин).

В 1994 году по приглашению известного американского телеведущего Олега Фриша выступила в Америке.

В 2004 году на «Площади звёзд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой, а 9 февраля 2005 года прошёл юбилейный вечер в концертном зале «Россия».

В сентябре 2007 года в рамках выставки «Блошиный рынок» было выставлено собрание концертных платьев эстрадной певицы Тамары Миансаровой.

В 2012 году вышла книга Тамары Миансаровой «Тамара Миансарова. И в жизни, и на сцене». Она представляет из себя воспоминания о жизни и карьере.

21 февраля 2014 года подписала, вместе с Василием Лановым, Иосифом Кобзоном, Элиной Быстрицкой и космонавтом Александром Волковым, призыв к тогдашнему президенту Украины В.Ф. Януковичу «применить всю власть и силу, которая есть в Ваших руках, чтобы навести порядок в стране».

«То, что произошло с Тамарой - вина Андрея. Дочь приходила к ней, а сын нет. Она очень переживала. За два месяца до смерти она звонила ему, просила приехать, но он так и не появился», - говорил Марк Фельдман.

Фильмография Тамары Миансаровой:

1964 - Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль) - песня "Рыжик"
1965 - Эскадра уходит на запад - песня "Уснувший Париж"
1970 - Солнечная баллада
2005 - Пёстрая лента. Аркадий Островский. Песня остается с человеком (документальный)
2007 - Пусть всегда буду я. Лев Ошанин (документальный)
2010 - Спето в СССР (документальный)

Песни Тамары Миансаровой:

«Ай-люли»
«Аленький цветочек»
«Бабушка, научи меня танцевать»
«Багульник»
«Вальc расставания»
«Глаза на песке»
«Гроздья рябины»
«Давай никогда не ссориться»
«Дикие гуси»
«Золотой ключик»
«Кохай мене»
«Коханий»
«Крылья удачи»
«Лебеди мои»
«Летка-енка»
«Мамин праздник»
«Нас копируют дети»
«Парасольки»
«Последний звонок»
«Пусть всегда будет солнце»
«Рассветные года»
«Рыжик» (кавер-версия песни «Rudy rydz», оригинал исполняла польская певица Хелена Майданец)
«Топ-топ»
«Чёрный кот»