Национальная система стандартизации россии. Национальная система стандартизации рф

Национальная система стандартизации Российской Федерации

Для усиления роли стандартизации в техническом прогрессе, повышения качества, конкурентности продукции и экономичности ее производства в России была разработана и введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС), которая начала формироваться после распада СССР и постоянно совершенствовалась. Она представляла собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, содержала структуру органов и служб стандартизации, права и обязанности этих служб, организацию и методику проведения работ по стандартизации, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также порядок контроля за их внедрением и соблюдением.

Национальная система стандартизации включает:

I. Участников работ по стандартизации:

национальный орган по стандартизации;

научно-исследовательские организации по стандартизации;

технические комитеты по стандартизации;

разработчиков стандартов.

II. Фонд документов по стандартизации:

межгосударственные национальные стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

своды правил;

стандарты организации.

Главная цель Национальной системы стандартизации - содействовать обеспечению высоких темпов устойчивого экономического роста, динамичному и пропорциональному развитию всех отраслей промышленности и услуг.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

Конституция Российской Федерации (п. «р» ст. 71), которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. В Конституции перечислено то, что необходимо и достаточно для обеспечения суверенитета РФ, обеспечения ее целостности и неприкосновенности ее территории; установление единых для всей страны стандартов и эталонов отвечает указанным целям;

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, определяющий правовые основы стандартизации в РФ, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

нормативно-правовые акты Правительства РФ по вопросам стандартизации;

основополагающие стандарты Национальной системы стандартизации.

Характеристика основополагающих стандартов Национальной системы стандартизации

Основополагающие вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в Российской Федерации регламентированы в комплексе национальных стандартов, которые были приняты в 2004-2005 гг. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» - стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ.

ГОСТ Р 1.1-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности».

ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» - стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов, проведение работ по их обновлению путем внесения изменений, поправок или пересмотра, а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций и предназначен для применения коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулирующими организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций.

ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» - стандарт устанавливает общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов РФ, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам.

ГОСТ Р 1.6-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы» - этот стандарт введен впервые и содержит принципы организации и проведения экспертизы проектов национальных стандартов, организацию и проведение экспертизы проектов национальных стандартов экспертами и техническим комитетом.

ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения».

ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» - стандарт устанавливает требования к изображении знака соответствия, а также порядок его применения.

ГОСТ Р 1.10-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены» - стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, и предназначен для применения научно-исследовательскими и другими организациями и структурными подразделениями Федерального агентства.

ГОСТ Р 1.11 -99 «Государственная система стандартов Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов» - стандарт устанавливает порядок и правила проведения метрологической экспертизы проектов национальных стандартов (ГОСТ действует, но не пересмотрен).

ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения». Этот стандарт дополняет общие термины в области стандартизации, которые установлены действующим в РФ в качестве национального стандарта межгосударственным стандартом ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» с целью реализации отдельных положений Федерального закона «О техническом регулировании».

ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования» - стандарт устанавливает общие требования к оформлению уведомлений о разработке: национальных стандартов РФ, межгосударственных стандартов, разрабатываемых в РФ для применения в качестве национальных стандартов, изменений к стандартам, предложений об отмене стандартов.

ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения»;

ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»;

ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»;

ГОСТ 1.3-2004 «Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов»;

ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить

доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:

■ создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

■ обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

■ национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

■ официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;

■ правил стандартизации;

■ технических регламентов;

■ документов национальной системы стандартизации;

■ национальных стандартов других государств;

■ информации о подтверждении соответствия;

■ информации о международных договорах в области стандартизации;

■ информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономи­ческой и социальной информации, в том числе правила их разработки и приме­нения, представляют собой национальную систему стандартизации.

В зависимости от назначения и содержания выделяют следующие виды стан­дартов:

· основополагающие;

· на продукцию и услуги;

· на работы (процессы);

· на методы контроля.

Основополагающий стандарт - нормативный документ, имеющий широкую область распространения и содержащий общие положения для определенной об­ласти.

Основополагающие стандарты в широком смысле охватывают объекты меж­отраслевого значения: к ним можно отнести систему государственной стандарти­зации, систему конструкторской документации, термины межотраслевого значе­ния. В узком смысле основополагающий стандарт определяет общие положения в общей цепочке стандартов конкретной системы.

Основополагающие стандарты включают основополагающие организацион­но-методические стандарты и основополагающие общетехнические стандарты. Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают об­щие организационно-методические положения для определенной области деятель­ности (например, ГОСТ Р 1.0 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»). Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопони­мание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции (научно-тех­нические термины, условные обозначения различных объектов стандартизации, требования к построению и изложению документации различных видов и т. п.).

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам од­нородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге). Под одно­родной продукцией понимается совокупность продукции, характеризующейся общностью назначения, области применения, конструктивно-технологического

решения, номенклатуры основных показателей качества (велосипеды, швейные изделия, консервы). Стандарты на продукцию (услугу) в общем случае вклю­чают следующие разделы: классификация; основные параметры и/или размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка; упаковка; транс­портирование и хранение. По группам однородной продукции могут разрабаты­ваться стандарты узкого назначения: стандарты правил приемки, стандарты пра­вил маркировки и др.

Стандарты па работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услу­ги). Цель разработки подобных стандартов - обеспечение технического единст­ва и оптимальности при разработке, изготовлении, хранении, транспортирова­нии, эксплуатации и утилизации продукции. Стандарты на работы (процессы) могут устанавливать требования к технологическим операциям, имеющим са­мостоятельное значение, а также к совокупности последовательно выполняе­мых технологических операций. Объектами стандартов на процессы являются, в частности:


· методы автоматизированного проектирования продукции и информационно­го обслуживания;

· методы блочно-модульного конструирования;

· принципиальные технологические схемы изготовления продукции и др.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования к безопас­ности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при про­ведении технологических операций. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг): управление документацией, закупками, подготовкой кадров и т. п.

Стандарты па методы контроля (испытания, измерений, анализа) в первую очередь предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязатель­ных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, четко сформулированными и должны обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих требова­ний в значительной степени зависит от наличия в стандарте необходимых сведе­ний о точности измерений. С учетом специфики проведения испытаний и кон­троля в стандартах устанавливаются:

· средства испытаний (контроля) и вспомогательные устройства;

· порядок подготовки к проведению испытаний (контроля);

· порядок проведения испытаний (контроля);

· правила обработки результатов испытаний (контроля);

· правила оформления результатов испытаний (контроля);

· допустимая погрешность испытаний (контроля).

В стандартах на методы контроля устанавливаются методы контроля как од­ного показателя нескольких групп однородной продукции, так и комплекса по­казателей групп однородной продукции.

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования к безопасности продукции (услуги) и ме­тоды контроля безопасности.

Статус стандарта, зависящий от сферы действия, называется категорией стан­дарта. Далее рассмотрены особенности отдельных категорий стандартов.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, при­нятый Государственным комитетом Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России). В области строительства ГОСТ Р прини­мается Госстроем России.

Государственные стандарты РФ распространяются на субъекты хозяйствен­ной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, а также на граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью. К объектам государ­ственных стандартов РФ относят:

· организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

· продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объ­ектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; метрологиче­ские и другие общетехнические правила и нормы.

При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты вклю­чают обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружаю­щей среды, совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соответст­вия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного использования продукции.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), реги­страционного номера и отделенных тире двух последних цифр, обозначающих год принятия (ГОСТ Р хххх-хх). В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.

Стандарты, отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государ­ственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, положением о Министер­стве путей сообщения РФ предусмотрено утверждение единых НД, в том числе ОСТ, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, на­правленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают для двух видов объектов: организационно-технических и общетехнических объектов, а также продукции, процессов и услуг. Объекты ОСТ имеют отраслевое зна­чение.

Стандарты отраслей разрабатываются в случае отсутствия государственных стандартов или при установлении более высоких требований, чем требования го­сударственных стандартов. Требования стандартов отраслей не должны проти­воречить обязательным требованиям государственных стандартов.

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: ко­робки картонные для рыбной продукции (картонные коробки вообще являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозна­чения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются:

· принципиально новые виды продукции и услуг; а новые, передовые методы испытаний;

· нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения продукции и новые принципы организации и управления производством.

Общественные объединения, занимающиеся этими вопросами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и пер­спективных результатов мировых научно-технических достижений, фундамен­тальных и прикладных исследований. Для отечественной стандартизации СТО. является новой категорией стандарта, но за рубежом она используется давно. Большое распространение эта категория стандарта получила в США. Наиболее влиятельным инженерным обществом является Американское общество по ис­пытаниям и материалам (АSТМ). В обществе состоят индивидуальные члены, компании, научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой общества руководит совет директоров. АSТМ издает журнал «Исследования свойств материалов и стандарты», издает свои стандарты отдельными брошюра­ми и сборниками, Стандартизация в области транспортных средств (автомоби­лестроение, самолетостроение и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта (SАЕ).

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний - это результат научно-исследовательских ра­бот. Разработку соответствующих стандартов раньше (в СССР) организовывали отраслевые министерства. Сейчас эта функция должна перейти к научно-техни­ческим и инженерным обществам. Задачи, связанные с разработкой новых хими­ческих методов, будут решать специалисты из Российского химического общества, задачи из области строительства будут решать специалисты Российского научно-технического союза строителей. Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух цифр, обозначающих год утверждения стандарта. Пример: СТО РОО 10.01-95, где РОО - Российское общество оценщиков.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются на создаваемые и приме­няемые в основном на данном предприятии продукцию, услуги, процессы. Требования, устанавливаемые в СТП не должны противоречить обязательным требо­ваниям государственных стандартов и стандартов отраслей. Объектами СТП являются:

· разрабатываемая на данном предприятии продукция, ее составные части, тех­нологическая оснастка и инструмент;

· технологические процессы, общие технологические нормы и требования к ним; О услуги, оказываемые внутри предприятия;

· процессы организации и управления производством.

Таким образом, основное назначение СТП - решение внутренних задач пред­приятия. Для решения внутренних задач предназначены и стандарты организа­ций, которые должны заменить СТП.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хо­зяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообраз­но. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т. п. ТУ имеют двойной статус как документа нормативного и технического. Согласно государ­ственной системе стандартизации (ГСС) РФ, ТУ на поставляемую продукцию используют в роли НД, если на них делаются ссылки в договорах и контрактах, с другой стороны, в соответствии с законом «О стандартизации» ТУ были отне­сены к техническим, а не нормативным документам.

В ТУ устанавливают требования к конкретной продукции (услуге, процессу). Требования ТУ не должны противоречить обязательным требованиям государ­ственных (национальных) стандартов, распространяющихся на данную продук­цию, но могут дополнять и ужесточать установленные в них требования.

Обозначение «ТУ» предприятие-разработчик присваивает продукции в соот­ветствии с принятым им порядком обозначения ТУ. Разработчик ТУ принимает их без указания срока действия, за исключением особых случаев, когда заинте­ресованность в ограничении срока действия проявляет заказчик (потребитель) продукции.

В качестве нормативного документа может выступать комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целе­вую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязан­ным объектам стандартизации. Подобные комплексы стандартов, согласно обще­российским классификаторам, представляют собой системы стандартов межот­раслевого значения. Номер системы обозначается цифрой после аббревиатуры ГОСТ. Примерами межгосударственных и государственных систем стандартов являются:

· ГОСТ Р 1 - государственная система стандартизации Российской Федера­ции;

· ГОСТ 2 - единая система конструкторской документации (ЕСКД);

· ГОСТ 3 - единая система технологической документации (ЕСТП);

· ГОСТ (ГОСТ Р) 8 - государственная система обеспечения единства измере­ний (ГСИ);

· ГОСТ 12 - система стандартов безопасности труда (ССБТ);

· ГОСТ 14 - единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандар­тизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендация­ми в этой области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 функции национального органа РФ по стандартизации возложены на Федеральное агентство по техническому регули­рованию и метрологии. Ранее эти функции были возложены на Госстандарт Рос­сии.

Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и ут­верждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок со­здания и деятельности технических комитетов по стандартизации, проводящих экспертизу проектов стандартов. В состав технических комитетов по стандар­тизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться пред­ставители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в сво­их стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продук­ции (работ, услуг), то есть создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП), вводи­мые Госстроем России; государственные образовательные стандарты Министер­ства образования Российской Федерации и пр.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным обра­зом и в равной степени независимо от страны и/или места происхождения про­дукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и/или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Стандарты нужны для того, чтобы было с чем сравнивать и к чему стремиться. А национальные стандарты - это такой эталон, который принят на уровне государства Национальным органом по стандартизации (Росстандарт). Образцы для соответствия классифицируют по видам.

По образу и подобию стандарта

Соблюдать или не соблюдать шаблоны - дело добровольное. Но есть в повседневной жизни такие моменты, которые требуют соблюдения установленных на законодательном уровне параметров, гарантирующих качество и безопасность. В законе отражены нормы и правила использования образцов для подражания.

Идеальные шаблоны в России

В современной жизни можно то и дело услышать или увидеть ссылки на Евростандарт или эталон общемировой.

Национальные стандарты Российской Федерации применимы только в пределах нашей родины и регламентируются в соответствии с Государственным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Основные положения.

Различают по таким видам:

  • общие или основополагающие;
  • по конкретной продукции и оказанию услуг;
  • шаблоны, относящиеся к определенной деятельности;
  • единые подходы к аналитической и надзорной функции.

Трудно было бы представить нашу жизнь без соблюдения этих эталонных требований. Национальные стандарты Российской Федерации обеспечивают дисциплину, повышают ответственность.

К чему стремиться?

Итак, шаблоны, образцы для подражания - все это призвано обезопасить нас и гарантировать качество, основываясь на определенных требованиях, будь то экологическая безопасность или безопасность труда, услуги, приносящие результат и не наносящие ущерба тем, кто их потребляет, санитарные и гигиенические распоряжения к тем или иным видам продуктов, условий содержания, транспортировки, интероперабельность и заменяемость разных типов товаров, технологий, также - информационных.

Таким образом, национальные стандарты - это, прежде всего, нормативные документы, определяющие заданные параметры и свойства для продукции или услуг одного типа. Обязательной стандартизации подлежит любая деятельность и производство, когда мы говорим о:

  • благополучии и безопасности людей, сохранности материальных ценностей любого уровня принадлежности (государственного, муниципального или личного);
  • воздействии на природу, на безопасное и здоровое существования живых организмов флоры и фауны;
  • исключении таких воздействий, которые наводят на неправильные выводы со стороны потенциальных потребителей;
  • необходимости надзора со стороны органов государственного органа по соблюдению стандартов.

Стандартизация охватывает практически все стороны нашей жизни. Ее значение только возрастает. Люди стали более требовательны к выбору товаров и услуг, к качеству обслуживания, к условиям труда, хотят гарантии.

ГОСТы - это звучит современно

ГОСТы никто не отменял, они по-прежнему в цене и актуальны, пожалуй, как никогда. А с 1 июля 2017 года введены в практику многие новейшие образцы для подражания в области пищевой промышленности. Уже в силе официальные бумаги, касающиеся технических условий и ГОСТа на методики измерения. Перечень ГОСТов и область их применения опубликована на специальных сайтах для всех заинтересованных лиц.

Для обычного потребителя важно увидеть, к примеру, на этикетке со сливочным маслом, указание на ГОСТ. То есть, потребитель видит, что масло произведено в соответствии со стандартом, определяющим натуральность и качество продукта. Если этот продукт не соответствует ГОСТу именно для сливочного масла, значит, называться он должен как-то иначе. То же касается творога, молока. Многие производители колбасных изделий также стали брать ориентир на ГОСТы, потому что видят, что покупатель отдает все чаще предпочтение продукции с гарантией.

Хотя это вовсе не означает, что производители ограничены в своих действиях. Цель их работы - быть лучше других, сохранять конкурентоспособность. А это значит, что ГОСТ и технические условия - это только часть обязательной программы действий. Остальное производитель может дополнить креативными решениями.

Образцы соответствия по отраслям

Существуют ГОСТы по отраслям, по инженерно-технологическим сообществам, по предприятиям, по разным другим организациям. Конечно, в разработке таких шаблонов участвуют профильные специалисты, обладающие опытом и большой подготовкой, имеющие немалый научно-технический потенциал, заслужившие авторитет. Принимаются такие образцы только в том случае, если они оптимально учитывают интересы всех предприятий. Они согласовываются с государственными органами управления. Иначе нельзя - отраслевые стандарты становятся законом, который придется соблюдать на практике.

Итак, при принятии отраслевого стандарта:

  • учитывают дату его введения;
  • регистрируют по всем правилам;
  • государственные органы, принявшие стандарты, информируют о них, издают или переиздают;

Соблюдать эти стандарты обязаны те предприятия, которые находятся в подчинении у государственного органа, принявшего стандарт. Все остальные могут соблюдать отраслевые стандарты на добровольной основе.

Разработчики стандартов

Главное действующее лицо в создании стандартов - это Росстандарт. У него очень важная миссия:

  • Представлять родину на мировых форумах и собраниях по созданию идеальных образцов для подражания, принимать активное участие в воплощении общемировых эталонов с учетом интересов нашей родины. Иногда международные стандарты идут вразрез с нашими стандартами и надо найти компромисс.
  • Вести работу с национальными стандартами. Это значит, разбираться в самой программе по разработке, организовывать экспертизу проверки, утверждать стандарты, опубликовывать их в средствах массовой информации и на сайтах, утверждать специальный знак - его изображение, означающее соответствие стандарту.
  • Организовывать и курировать их деятельность.
  • Следить за тем, чтобы отвечала интересам нашей экономики, соответствовала материальной базе и служила техническому прогрессу. Это важнейшая цель при разработке любых шаблонов и штампов.

Росстандарт свои функции и задачи реализует благодаря органам стандартизации в РФ. К ним относятся:

  • Технические комитеты, функция которых разработать стандарты по конкретным видам работ, услуг, стандартизировать технологии.
  • Различные институты, занимающиеся исследованиями, их два десятка.
  • Федеральные органы по стандартизации.
  • Службы стандартизации предприятий.

У всех обозначенных организаций есть свои конкретные задачи и границы компетенции.

Как разрабатывают шаблоны и образцы?

Национальные стандарты - это свод требований, необходимых в определенных случаях к обязательному исполнению. Но и сами эталоны требуют строгого подхода к их созданию. Существуют требования к их формулировке, построению, составлению. А также к обозначению специальными знаками. Все это тоже регламентировано ГОСТом. При разработке стандартов нужно обязательно указывать в содержании:

  • краткое содержание и «лицо» официальной бумаги;
  • содержание и введение;
  • наименование и сфера внедрения;
  • сноски на нормативы;
  • расшифровка обозначений и сокращений;
  • требования, нормы, правила и характеристики;
  • приложения и библиографические данные.

Национальные стандарты и своды правил носят заявительный характер. Подать такую заявку могут те организации, что занимаются разработкой шаблонов. К примеру, различные предприятия, общественные объединения, государственные органы и организации. Важный момент - обосновать необходимость разработки требуемого шаблона. Причем, заявивший даже может предоставить собственное видение этого эталона.

Где применяют?

Применение национальных стандартов имеет достаточно широкую географию. Применять его можно добровольно, а в некоторых случаях он становится обязательным. Обязательство наступает, когда:

  • изготовитель решил использовать знак, обозначающий соответствие с национальным стандартом;
  • в контракте отражена ссылка на стандарт предоставляемых услуг или качество товаров или на какой-то другой стандарт;
  • товар производится по заказу государственных служб и организаций;
  • изготовитель решил сертифицировать свою продукцию;
  • национальный стандарт используется как доказательство прямого отношения к техническому регламенту;
  • проектировщик пожелал отразить соответствие стандарту, чтобы подчеркнуть основанного на многолетнем опыте.

У потребителя услуг и товаров складывается определенное мнение, если есть ссылка на национальный стандарт. То есть, если продукция или услуга сертифицированы, соответствуют стандарту, то меньше риска потратить деньги впустую.

Ключевой момент экономической политики

Национальные стандарты - это еще и инструменты для экономического роста в стране. От грамотной системы стандартизации зависит эффективность работы всех предприятий, субъектов хозяйственной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, что в целом отражается на развитии государства, поэтому трудно переоценить роль такой масштабной работы.

Конечно, задачи и стандарты можно поставить самые высокие. Но воплощению их в жизнь будут препятствовать недостаточный уровень материально-технической базы, кадровый дефицит, низкое финансирование тех или иных работ, несовершенство правовой и нормативной базы национальной системы стандартизации.

Подводя итоги

Однако при общей глобализации мировой экономики, интеграции во всех областях придется так или иначе повышать эталоны качества и давать стопроцентные гарантии. Иначе не угнаться за мировым прогрессом. Сама жизнь заставляет идти в ногу со временем.

Основы национальной системы стандартизации

В Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» стандартизация определена как деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению и необходимому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.

Стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, например, методы контроля и испытаний, терминологию и др.

Интегрально способствуя формированию необходимого уровня качества продукции и услуг, стандартизация участвует решении общенациональных задач, таких, как повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности страны, экономия природных ресурсов и др.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется № 162-ФЗ от 29.06.2015 г. «О стандартизации в Российской Федерации», а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании».

Стандартизация в № 162-ФЗ определена как деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.

Объектами стандартизации являются продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.

Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее - потребитель) в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Принципы стандартизации:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

В РФ действует национальная система стандартизация – механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Для осуществления деятельности по стандартизации Феде­ральным агентством по техническому регулированию и метро­логии Российской Федерации (Ростехрегулирование) в тече­ние 2004 г. был принят комплекс национальных стандартов, которые являются основополагающими в Национальной систе­ме стандартизации и устанавливают правила разработки и применения документов по стандартизации. В этот комплекс вошли:



ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и замены»;

ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;

ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения»;

ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российском Федерации. Изображение. Порядок применения»;

ГОСТ Р 1.10-2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Правила стандартизации и рекомендации по стандартиза­ции. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены»;

ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Термины и определения»;

ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Уведомления о проектах документов в области стандарти­зации. Общие требования».