Оркестр. Типы оркестров

оркестр поля мориа, оркестр гленна миллера
Орке́стр (от греч. ορχήστρα) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.

  • 1 Исторический очерк
  • 2 Симфонический оркестр
  • 3 Духовой оркестр
  • 4 Струнный оркестр
  • 5 Оркестр народных инструментов
  • 6 Эстрадный оркестр
  • 7 Джазовый оркестр
  • 8 Военный оркестр
  • 9 История военной музыки
  • 10 Школьный оркестр
  • 11 Примечания

Исторический очерк

Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах. Ранним образцом оркестровки является партитура «Орфея» Монтеверди, написанная для сорока инструментов: именно столько музыкантов служили при дворе мантуанского герцога. течение XVII века ансамбли складывались, как правило, из родственных инструментов, и лишь в исключительных случаях практиковалось объединение разнородных инструментов. К началу XVIII века сложился оркестр на основе струнных инструментов: первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Такой состав струнных давал возможность использовать полнозвучную четырёхголосую гармонию с октавным удвоением баса. Руководитель оркестра одновременно исполнял партию генерал-баса на клавесине (при светском музицировании) или на органе (в церковной музыке). дальнейшем в оркестр вошли гобои, флейты и фаготы, причём зачастую на флейтах и гобоях играли одни и те же исполнители, и эти инструменты не могли звучать одновременно. Во второй половине XVIII века к оркестру присоединились кларнеты, трубы и ударные инструменты (барабаны или литавры).

Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр и хор Основная статья: Симфонический оркестр

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов - семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр - это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 - начала XIX века, или современные стилизации). его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу тромбоны с тубой и может иметь любой состав. Число деревянных духовых инструментов (флейт, гобоев, кларнетов и фаготов) может доходить до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включать их разновидности (малая и альтовая флейты, гобой д"амур и английский рожок, малый, альтовый и бас-кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и вагнеровские (валторновые) тубы), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и басовых) и тубу. Иногда используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Возможно огромное разнообразие ударных инструментов (основу группы ударных составляют литавры, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, тамтам и колокольчики). Нередко используются арфа, фортепиано, клавесин, орган.

Духовой оркестр

Основная статья: Духовой оркестр

Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты, ведущую роль в духовом оркестре среди медных духовых инструментов имеют широкомензурные медные духовые инструменты группы флюгельгорнов - сопрано-флюгельгорны, корнеты, альтгорны, теноргорны, баритон-эуфониумы, басовая и контрабасовая тубы, (примеч. в симфоническом оркестре используется только одна контрабасовая туба). На их основу накладываются партии узкомензурных медных духовых инструментов трубы, валторны, тромбоны. Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах - гобои и фаготы. больших духовых оркестрах деревянные инструменты многократно удваиваются (наподобие струнных в симфоническом оркестре), используются разновидности (особенно малые флейты и кларнеты, английский гобой, альт и бас-кларнет, иногда контрабас-кларнет и контрафагот, довольно редко используются альтовая флейта и амургобой). Деревянная группа делится на две подгруппы, подобные двум подгруппам медных духовых: кларнетно-саксофоновую (яркие по звуку одноязычковые инструменты - их немного больше по количеству) и группу флейт, гобоев и фаготов (более слабых по звуку, чем кларнеты, двухъязычковые и свистковые инструменты). Группа валторн, труб и тромбонов часто делится на ансамбли, используются видовые трубы (малая, редко альтовая и басовая) и тромбоны (бас). таких оркестрах имеется большая группа ударных, основу которых составляют все те же литавры и «янычарская группа» малый, цилиндрический и большой барабаны, тарелки, треугольник, а также бубен, кастаньеты и там-там. Возможны клавишные инструменты - фортепиано, клавесин, синтезатор (или орган) и арфы. Большой духовой оркестр может играть не только марши и вальсы, но и увертюры, концерты, оперные арии и даже симфонии. Гигантские сводные духовые оркестры на парадах на самом деле основаны на удвоении всех инструментов и их состав очень беден. Это всего лишь многократно увеличенные малые духовые оркестры без гобоев, фаготов и с малым количеством саксофонов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая какое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной музыки, а также популярных танцев европейского происхождения (так называемая садовая музыка) - вальсов, полек, мазурок. последнее время духовые оркестры садовой музыки изменяют состав сливаясь с оркестрами других жанров. Так при исполнении креольских танцев - танго, фокстрота, блюзового джайва, румбы, сальсы привлекаются элементы джаза: вместо янычарской группы ударных, джазовый набор ударных (1 исполнитель) и ряд афрокреольских инструментов (см. джазовый оркестр). таких случаях всё чаще используются клавишные инструменты (рояль, орган) и арфа.

Струнный оркестр

Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы. Такой тип оркестра известен с XVI-XVII века.

Оркестр народных инструментов

В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки, трещотки, свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.

Эстрадный оркестр

Эстрадный оркестр - коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

Эстрадно-симфонический оркестр - большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая - большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева, созданный в 1945. 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. Петухов, затем М. Кажлаев. К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса, Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.

Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки.

Джазовый оркестр

Джазовый оркестр - один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки - камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки - это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов - ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность - превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр - биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных - биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) - расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения - «эфиопской (кенийской) бочки» (ее звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба - духовой басовый инструмент ритм секции. больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.

Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.

В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).

В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).

В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).

В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 - 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе - Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль, в СССР - Эдди Рознер, Леонид Утёсов.

Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность - выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность - эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.

Особые виды джазовых оркестров - духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки , включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских - «Арсенал» и др.).

Военный оркестр

Основная статья: Военный оркестр

Военный оркестр - специальное штатное воинское подразделение, предназначенное для исполнения военной музыки, то есть музыкальных произведений при строевом обучении войск, во время отправления воинских ритуалов, торжественных церемоний, а также для концертной деятельности.

Центральный оркестр Чешской армии

Существуют военные оркестры однородные, состоящие из медных и ударных инструментов, и смешанные, включающие также группу деревянных духовых инструментов. Руководство военным оркестром осуществляет военный дирижёр. Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: «и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены».

Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы

У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов.

В XIV в. уже известны набаты, то есть барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма.

На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе

В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX века военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть ещё об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию.

На переднем плане виден оркестр Чехословацкого корпуса, 1918 год (г.).

История военной музыки

Военный оркестр на параде в Переславле-Залесском

Пётр I заботился об улучшении военной музыки; из Германии выписаны были знающие люди для обучения солдат, игравших от 11 до 12 часов дня на адмиралтейской башне. царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков.

К военной музыке следует отнести тоже хоры полковых песенников.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)

Школьный оркестр

Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.

Примечания

  1. Кендалл
  2. ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР

оркестр гленна миллера, оркестр джеймса ласта, оркестр ковель, оркестр курмангазы, оркестр поля мориа, оркестр силантьева, оркестр смига, оркестр уикипедия, оркестр эдди рознера, оркестр яни концерт

Оркестр Информацию О

В Древней Греции оркестрой (orchestra ) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор.

Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.

Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр . Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов .

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на "главном месте"), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.


Схема размещения духового оркестра:
1 -кларнеты; 2 -флейты; 3 - гобои; 4 - фаготы; 5 - бассеты; 6 - саксофоны; 7 - валторны; 8 - кларнеты; 9 - альты;
10 - теноры; 11 - баритоны; 12 - басы; 13 - трубы; 14 - тромбоны; 15 - контрабасы; 16 - литавры; 17 - ударные

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского "1812 год".

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра "1812 год"
Исполняют Берлинский филармонический оркестр (дирижер Герберт фон Караян)
и Хор донских казаков под руководством Сергея Жарова.
Запись 1967 года.

Особый вид духового оркестра, так называемая "банда" (итальянское слово banda означает отряд ). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал "Кружок любителей игры на балалайках". Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник "Великорусский оркестр" - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева , появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе "Струнные инструменты"), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.


Схема размещения оркестра русских народных инструментов:
1 - домры альт; 2 - домры бас; 3 - балалайки; 4 - бас балалайки; 5 -флейты; 6 - кларнеты;
7 - рожки; 8 - баяны; 9 - литавры; 10 - ксилофон; 11 - бубен; 12 - ударные; 13 - гусли

Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен. В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных республиках и странах. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам - от больших, похожих на симфонические, таких как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.



1 - скрипки; 2 - контрабас; 3 - кларнеты; 4 - саксофоны; 5 - валторны; 6 - тромбоны;
7 - трубы; 8 - туба; 9 - ударные; 10 - рояль; 11 - арфа; 12 - аккордеоны; 13 - органола

Слово «оркестр» известно давно. В древнегреческом театре «орхестрой» называли место перед сценой, где располагался хор во время исполнения трагедии. Позднее так стали называть большой инструментальный ансамбль в отличие от маленького – камерного (от латинского «камера» - «комната»). Большие инструментальные ансамбли сопровождали музыкально-театральные представления, или выступали самостоятельно. В современном понимании оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных инструментах. От подбора инструментов зависит тип оркестра.

Оркестр народных инструментов . У разных народов инструменты различны, поэтому составы и звучание подобных оркестров заметно разнятся между собой. Неаполитанский оркестр состоит из мандолин и гитар, оркестры национальных инструментов Африки и Индонезии состоят в основном из ударных инструментов. В составе оркестра русских народных инструментов играют домры, балалайки, гусли, свирели, жалейки, рожки, баяны, бубны. Таким его создал в конце XIX века Василий Васильевич Андреев . Сейчас в оркестр русских народных инструментов входит группа деревянных духовых инструментов, значительно расширена и группа ударных. Исполняют такие оркестры обработки русских народных песен, произведения, специально написанные для этого состава.

Духовой оркестр коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, так называемая банда ) и ударных инструментах. Духовой оркестр способен выступать в любых условиях – в помещении, на открытом воздухе, и даже в движении. Благодаря этому духовой оркестр издавна используется армиями многих стран. Духовой оркестр зародился в далеком прошлом. Еще в Древнем Египте, Персии, Греции, Китае, Индии торжественные религиозные обряды и военные действия сопровождались ансамблями духовых и ударных инструментов. Первые духовые оркестры появились в Европе в XVII веке. Во второй половине XVIII века они пополнились инструментами «янычарской» (турецкой) музыки – большим и малым барабанами, тарелками и другими. Духовой оркестр и сегодня непременный участник культурно-массовых или спортивных мероприятий.



Джазовый оркестр . Джаз - особое явление в музыке XX века. Он родился из соединения двух культур – европейской и африканской. Первые джаз-банды появились в Америке в 10-е годы XX века. Любимыми инструментами этих коллективов были: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, банджо. Вообще, джаз охотно использует любые инструменты. Строение большинства джазовых пьес напоминает вариационную форму: в начале весь ансамбль играет тему, затем идет ряд вариаций-импровизаций, а в конце опять проводится тема. Искусство импровизации, причудливый ритм – свинг («качание»), особая манера исполнения, словно танцуя, - все это в свое время ошеломило и покорило публику. До сих пор на слуху имена знаменитых джазовых музыкантов: певца и трубача Луи Армстронга, певицы Эллы Фицджеральд, кларнетиста Бенни Гудмена, пианиста Дюка Эллингтона.

Эстрадный оркестр – использует самые различные типы составов, включая и те, что характерны для джаза. Самый распространенный тип - эстрадно-симфонический оркестр. Эстрадная инструментальная музыка отличается от джазовой большей простотой и мелодичностью, отсутствием импровизационности. Эстрадные оркестры исполняют часто музыку танцевальную, развлекательную, обработки песен, переложения классических произведений.

Симфонический оркестр сложился во второй половине XVIII века. Музыканты долго искали наилучшее сочетание и соотношения инструментов. Сначала подбор их в оркестре не был точно установлен и мог значительно меняться. Основателями классического симфонического оркестра стали

Й. Гайдн и В. А. Моцарт, в творчестве которых он оформился как объединение четырех инструментальных групп: струнной смычковой , деревянной духовой , медной духовой и ударной . Основа оркестра осталась неизменной до сегодняшнего дня, но за прошедшие столетия его состав постоянно обогащался новыми инструментами, а уже известные все время совершенствовались. У симфонического оркестра самые широкие выразительные возможности.

Любой оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, их слаженная игра невозможна без дирижера (от французского «направлять, управлять»). Перед его глазами партитура – ноты, в которые вписаны партии всех инструментов . По партитуре дирижер показывает музыкантам время их вступления, отсчитывает доли, объединяя всех в единый ансамбль, представляет свое понимание содержания произведения. В руках дирижера не всегда была легкая палочка. Сначала дирижеры громко отбивали такт баттутой (палкой), некоторые стучали ногой, или свернутыми нотами. Часто оркестром управлял первый скрипач - капельмейстер , используя для этого смычок. Дирижерская палочка появилась в руках дирижера в начале XIX века. А первым повернулся лицом к музыкантам Рихард Вагнер.

Задания:

1. Какой оркестр часто звучит на открытом воздухе, почему?

2. Какой оркестр сформировал В. Андреев?

3. В каком оркестре может быть любой состав исполнителей,

а главное – импровизация и свинговый ритм?

4. Какой оркестр исполняет симфонии, симфонические поэмы,

сюиты, увертюры?

5. Зачем оркестру нужен дирижер?

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка . По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас . Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой .
Разнообразным тембром обладает кларнет . Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот .
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба . Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны .
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

Эстрадный оркестр

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Оркестр – это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом – играет свою партию. "Оркестр" – это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и электромузыкальных инструментов.

Разновидности хоров

Хор – это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек – вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов – камерный хор.
  • 40-70 певцов – средний.
  • 70-120 участников – большой хор.
  • До 1000 артистов – сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя струнно-смычковые инструменты. К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, – симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Большой симфонический оркестр может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство духовых инструментов. Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских народных инструментов входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать воинские ритуалы, торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из ударных инструментов и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип – это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.