Почему апостола Фому называют неверующим? Неверие и вера апостола фомы.

НЕВЕРИЕ ФОМЫ

(Иоанн, 20:19-29)

(19) В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (20) Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. (21) Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. (22) Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. (23) Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (24) Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. (25) Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (26) После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (27) Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (28) Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (29) Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

(Ин. 20:19-29)

В своем Евангелии Иоанн прослеживает, с одной стороны, развитие неверия, которое достигло своей кульминации в распятии Христа, а с другой стороны, возрастание веры, которая достигает апогея в уверовании Фомы. Фома не поверил тому, что ему говорили другие ученики. Ему нужны были зримые и осязаемые доказательства воскресения Христа. И эти доказательства были ему предъявлены Самим Христом. При этом Христос явил несколько чудес (помимо того главного, что Он был воскресшим): Он предстал среди Апостолов, несмотря на запертые двери дома, где они собрались; Он знал о неверии Фомы, как знал ранее - в эпизоде со статиром (см. ЧУДО СО СТАТИРОМ ) - о теме разговора Петра со сборщиком подати на храм.

Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным во многих языках. Но был ли Фома действительно более неверующим, нежели другие Апостолы? Апостолы не поверили Марии Магдалине; когда она пришла сказать им, что Христос жив и она видела Его. Они не поверили Св.Женам, пришедшим от гроба и возвестившим им о воскресении Христа, - слова их показались Апостолам «пустыми», и они «не поверили им» (Лк. 24:11). Они не поверили двум из тех, кто был с Ним, когда те пришли из Эммауса и сказали, что видели Его. Христос Сам упрекал Апостолов, принимавших с Ним участие в Тайной Вечери, «(14) за неверие и жестокосердие, что видившим Его воскрес шего не поверили» (Мк. 15:14). Здесь важно обратить внимание на то, что если в остальных случаях евангелисты, как правило, конкретно называют тех, кто возвестил о воскресении Христа, но не называют по имени тех, кто поверил, то в случае с Фомой ситуация противоположная: не говорится, кто именно сообщил молодому ученику о воскресении Христа (просто: «другие ученики»), но неповеривший назван - это Фома. Этим можно, по-видимому, объяснить то, что Фома стал олицетворением поначалу неверия, а затем, кстати, веры особенно крепкой. «Ответ Фомы: «Господь мой и Бог мой!» - не много имеет себе равных в Евангелии по эмоциональной силе, - отмечает профессор Джон А. Блум. - Вот был человек сомневающийся, но, получив доказательство воскресения Христа, он от всего сердца провозгласил, что Галилеянин по имени Иисус есть Бог, пришедший на землю во плоти» (Блум Дж. А . Толкование четырех Евангелий..., с. 363).

По-арамейски «Фома» означает «близнец». У Иоанна встречается греческое имя «Дидим», что тоже значит «близнец». Прозвище «Близнец» породило позднее толкование, будто бы Фома был братом-близнецом Христа. В раннем христианском искусстве Фома изображался молодым и без бороды. Таким он предстает на палестинской ампуле из Иерусалима (хранится в Монце): воскрес­ший Христос явился Апостолам, и Фома вкладывает пальцы в Его рану; надпись воспроизводит слова Фомы: «Господь мой и Бог мой». Изображение Фомы молодым встречается и в эпоху Возрождения. Яркий пример - скульп­турная группа Христос и Фома (Неверие Фомы) Андреа дель Верроккио (Верроккио ): Христос открывает рану на груди, а Фома намеревается вложить в нее пальцы.

Андреа дель Верроккио. Неверие Фомы (1476-1483).

Флоренция. Церковь Ор Сан Микеле.

В искусстве Контрреформации Фома, как правило, предстает мужчиной зрелого возраста и с бородой. Шедевром западноевропейского искусства на эту тему является картина Рембрандта (Рембрандт ).

Рембрандт. Неверие Фомы (1634). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина


Поразительную гамму оттенков изумления передает художник, изображая реакцию не только Фомы, но и других Апостолов на предъявляемые Христом доказательства. В московской картине естьфигуры иллюстрирующие слова Евангелия (например, отвернувшийсяи молитвенно сложивший руки человек справа напоминает нам о тех, кто не видел воскресшего Спасителя, ноуверовал). Ноесть и отклонения от евангельского текста – так, на картине изображены две женщины (очевидно, Дева Мария и Мария Магдалина), а на первом плане – спящий ученик, возможнно, апостол Иоанн.

Предисловие

19 октября по новому стилю день памяти святого апостола Фомы. Вглядываясь в его характер, раскрываемый перед нами на страницах Нового Завета, хочется сказать, что сейчас святые апостолы являются для нас мощным фундаментом Церкви, построенной на Камне, Который есть Христос. Но в земной жизни это были люди со своими болями и радостями, падениями и вставаниями, со своей борьбой.

Святой апостол Фома не являлся исключением. Его не зря прозвали «неверующим». Фома был одним из самых скептически настроенных учеников Христовых, верящих земным доводам и тому, что он сам мог потрогать или увидеть. Мне кажется, что апостол Фома был в чем-то материалистом, выражаясь современным языком, который даже позволял себе подтрунивать над словами Спасителя. Вспомним слова Фомы: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Эта фраза исполнена горькой иронии и сказана в ответ на слова Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель, узнав о смерти Лазаря, решил вернуться в Иудею к его семье, несмотря на то что князья еврейские и фарисеи уже искали случая убить его.

В конце двадцатой главы Евангелия от Иоанна читаем, что Фома не мог поверить в Воскресение Христово, пока не ощупал собственноручно раны Спасителя. Тогда только в его душе совершился окончательный переворот. Его неверие было сломано горячим и мощным потоком веры и любви, исторгнувшимся из уст апостола великими словами: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Это событие легло в основу праздника Антипасхи, первого воскресения после Пасхи, когда своим, так сказать, детальным исследованием ученого-материалиста святой апостол Фома подтверждает биологичность и физиологичность Воскресения Христова.

Фома смог вырваться из плена тюрьмы неверия и взлетел в бесконечное и прекрасное небо, где соединился с Богом. Он послужил Господу своеобразной печатью, документом, фиксировавшими и Воскресение Христово, и телесное взятие на небо Пресвятой Богородицы.

Но сколько сегодня живет людей, требующих от христианства доказательств, далее доказательств на доказательства, затем доказательств на доказательства доказательств? И так сотни раз. Почему так важно доказать то, что Христа никогда не существовало? Потому что тогда исчезает Обличитель страсти и можно сладостно и с упоением предаваться ей, отключив морально-этический датчик. Но к чему приведет подобная внешне христианская, но безудержно устремленная внутренне к греху жизнь?

Отвечает Николай Васильевич Гоголь на страницах своей повести «Вий».

Несколько слов о творчестве Гоголя

В отечественной литературе Гоголь очень таинственная и неоднозначная фигура, с которой связано появление многих крепких общественных стереотипов, часто ложных, не соответствующих ни реальности, ни христоцентричной устремленности к Богу самого Николая Васильевича. К сожалению, эти стереотипы повлияли и продолжают влиять на культуру восточных славян. Один из них - так называемая демонология Гоголя. Ему приписывают чуть ли не возвращение к языческой религии, которое особенно резко и активно пропагандируется сейчас. Стереотип писателя как некоего «друида» - жреца культа язычества современная пропаганда пытается вмонтировать со всеми его произведениями.

Да, у Гоголя была своя борьба с демонами, которую он не скрывал от читателя. Но никогда он не смотрел на этих бесов-страстей как на нечто положительное. Нет. Очаровательное. Да. Заманчивое. Да. Но не положительное.

Он однозначно понимал, что за всеми этими русалками, ведьмами и колдунами - ад.

День памяти святого апостола Фомы дает нам возможность поговорить об одном персонаже Гоголя, который, может быть, в чем-то близок каждому из нас - Хома Брут - герой повести «Вий».

Произведения Гоголя (разве что кроме первых, вошедших в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», где чувствуется молодость писателя, пылкость, поиск стиля, желание заинтересовать читателя экзотическими яркими образами) четко выстроены композиционно. Ничто и никто в них не существует просто так. И на поверку история является лишь ключом к чему-то более глубокому - к неожиданному смыслу, текущему внутри произведения как подземная река. И каждый персонаж или событие - это символ-ключ к двери, за которой (зачастую у Гоголя) духовное откровение почти космического масштаба.

Каждое произведение Николая Васильевича - это жизнь его внутреннего человека и в то же время попытка разобраться в общественной истории. В его сочинениях микрокосм и макрокосм органически и чудесно соединяются в одно целое - в одну жизнь.

Хома Брут

Киевский бурсак-семинарист. Необязательно, но возможно будущее лицо духовного звания, т. е. человек, который попытался посвятить себя Богу. Но кем он оказался на поверку? Хомой Брутом. Оказался им внутренне, сердечно. Хома - это Фома, Фома неверующий. Человек, который делает вид, что он служит Богу, но не верит в Него. Ужасный парадокс. И кто такой Брут? Убийца Цезаря. Нарицательный исторический образ предателя. Хома - не служитель Божий, но предатель Его. Он каждодневно его распинает в себе, ведя пьяную, развеселую, блудливую жизнь. Вспомним одно из его восклицаний: «Эх, жаль, что в храме Божием не можно люльки выкурить!»
И еще одно немаловажное обстоятельство… Он сирота, как сам говорит о себе. Без роду, без племени. Без корней.

Путешествие Хомы Брута к хуторам и встреча с ведьмой

Что же это такое? Выход из Киева с золотыми куполами храмов в туман и во тьму на страну далече. Выход из святости во грех. Как пишет сам Гоголь: «…Но везде была та же дичь… Несколько спустя только послышалось слабое стенание, похожее на волчий вой». И, наконец, в этой устремленности к греху совершается грех. Это грех блуда или что-то другое? Вопрос аллегорический, обобщенный. Это всякая страсть. Она облечена в образ старухи, потому что - древняя. Эта страсть седлает Брута, т. е. берет над ним верх. Далее описываются сладкое упоение грехом и те миражи-иллюзии, которые оно рождает.

Но душа Хомы чувствует адскую смертельную опасность данной страсти. И он вспоминает о Боге, начинает молиться Ему. Грех побежден. Ведьма отваливается от героя, падает в траву. А на фоне утреннего зарева
Хома видит «золотые главы вдали киевских церквей».

Это путь ко спасению.

Он возвращается на спасительный путь - в Киев златоглавый, в духовную академию. Словно бы в Церковь, но страсть продолжает жить в нем.

Сотник, хутора и казаки

Кто такой сотник и казаки? Почему, кстати говоря, ведьма называется панночкой? Потому что часто грех «панує», «царит» над человеком. И если панночка - это грех, то кто такой сотник, сотник легиона? Это диавол, а его «казаки-служители» соответственно бесы, которые с помощью крючка страсти снова вызывают Хому Брута на страну далече - на отдаленные хутора, где он вступает в битву с грехом - сложную и непростую, в которой, к сожалению, терпит поражение.

Важен образ церкви. Он выписан Гоголем очень детально и отображает внутренний храм самого Брута.

Храм

Старинный храм почти заброшен. Вот как пишет о нем сам Гоголь: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения». Т. е. она была не нужна людям. Ее специально построили на краю села, подальше от глаз. Чтобы не напоминала о Боге, чтобы не раздражала совесть. Кухня же, напротив, в этом селе «была что-то похожее на клуб, куда стекалось все, что ни обитало во дворе, считая в это число и собак, приходивших с машущими хвостами к самым дверям за костями и помоями. Куда бы кто ни был посылаем и по какой бы то ни было надобности, он всегда прежде заходил на кухню, чтобы отдохнуть хоть минуту на лавке и выкурить люльку».
Итак, храм в запустении, кухня же процветает. Грустный и печальный парадокс человечества. Душа гибнет, чрево процветает. Кстати, в повести Гоголь описание кухни размещает сразу же после описания храма, создавая конфликтный взрывной монтажно-литературный ряд.

Война с грехом

Именно в этом храме, почти заброшенном, пытается Хома выйти на борьбу с грехом. Раскрывает Псалтирь, зажигает множество свечей - символ усилия и устремленности души к Богу. Потом чертит круг вокруг себя. Что такое круг? Это символ воли. Акт человеческой воли, которая отмежевывается от греха, пытается создать свою внутреннюю крепость, свой монастырь.

И начинается страшная война с грехом и бесами, война, которую ведет каждый из нас. Хома седеет в результате этой войны. Она ему наносит раны, но и приносит мудрость, опытность и в чем-то святость в борьбе с грехом.

Итог войны - Хома не выдерживает. Темные силы приводят Вия.

Кто же такой Вий? В языческой демонологии это бес с огромными ресницами (по-украински «віями»). Он не может поднять их, но когда ему их поднимают, Вий убивает взглядом.

Николай Васильевич в пояснении к повести именует Вия начальником гномов. Он описывает его как «приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки». И еще: у него было мертвое, железное лицо. Словно бы застывшее. Это настоящая почти догматическая анатомия греха. И конечный результат ее мертвость, окаменелость, железность души.
Вий - это первородный грех, могучий грех. Начальник всех грехов, т. е. гномов. Почему столько символов земли, приземленности, косолапости? Потому что это первородный грех. Грех отвращения человека от Бога и влюбленности его в плотяность, в материю, в землю. Это падение человека. В Вие словно бы сошлись все страсти в одно средоточие зла. Сатана через грех ищет человека. Но пока человек на него не взглянул, не возжелал его, он свободен от греха; как только возжелал грех, возжелал повернуть голову к нему, присмотреться и соединиться с ним взглядом, прилог проникает в человека - и начинается путь к гибели. Это и происходит с Хомой.

Он повернул голову и посмотрел на Вия. И погиб. Его храм оказался в запустении. Он зарос дикими деревьями. И дорога к храму забыта.

Послесловие

Но Николай Васильевич Гоголь дает еще боле страшную и трагическую нотку в своей симфонии. Друзья Хомы Брута ритор Тиверий Горобець и богослов Халява идут по тому же пути. И их ждет та же участь. Пьянство, блуд и воровство - вот их излюбленные занятия.

Философ Хома Брут жил без Бога. И вся его философия при видимой религиозности тяготела к наслаждению развратом. То же усматривается и в риторе Тиверии Горобце, который, став философом, представляет собой образ еще отвратительнее, чем Хома: «Молодой философ, который с жаром энтузиаста начал пользоваться своими правами, так что на нем и шаровары, и сюртук, и даже шапка отзывались спиртом и табачными корешками, в ту же минуту изъявил готовность». Почему горобець? Мелкая птичка, которая высоко не парит, это не орел святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Почему Тиверий? Именно во времена императора Тиверия распяли Христа. Именно этого императора убоялся Понтий Пилат и велел отдать приказание о казни Спасителя. Тиверий Горобец - распинатель Христа, живущий лишь материальным. Богослов Халява и того хуже. Он в изображении Гоголя находится уже полностью в какой-то мрачной патологии. Его «богословие» - это полная пустота, его нет, это халява, нечто грязное, обувное, нечистое. И сам он уже очень глубоко пал, живя только для пьянства да для того, чтобы «утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке».

Последние слова повести.

И в этих печальных, далеко не рыцарских образах уже звучит тревожный колокольчик - предвестник будущего бедствия - хаоса революции, который у Достоевского уже перерастет в тревожный набатный звон о бездуховности, которая пронизала, как болезнь, почти все сферы общества Российской империи.

Выводы для себя

В каком состоянии находится ваш храм сердечный? Ведь каждому из нас предстоит борьба со своей ведьмой и со своим Вием. И от этой борьбы мы никуда не уйдем. Нам нужно вырваться из сладкого плена греха, расчистить путь к храму, зажечь свечи в нем и встать на бдение-борьбу, длительную упорную, многолетнюю, ежесекундную, с грехом и диаволом. Борьбу до самой смерти, до рая. Своего Вия нам тоже не миновать. Нам нужно будет победить свою глубинную корневую центральную страсть. С Божьей помощью. Но для этого следует найти дорогу к храму.

И быть не Фомой неверующим убийцей-предателем, а Фомой верующим, который во всем этом грешном хаосе-сумятице смог рассмотреть лик Христа, возжелал больше всего на свете общения с живым Богом и воскликнул всем существом своим: «Господь мой и Бог мой!» В чем да поможет нам святой апостол Фома.

Святый апостоле Фомо, моли Бога о нас!

«Фома неверующий», — иронично говорим мы про человека крайне недоверчивого, не желающего поверить без доказательств, скептического. Имя, упоминаемое во фразеологизме, стало нарицательным, а само выражение в лингвистике называют «связанным», ведь Фома обязательно неверующий, а неверующий во что бы то ни стало Фома. Задумываемся ли мы о том, откуда в современный русский язык пришло это выражение и чье собственное имя упоминается в нем?

Фома - ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов, его имя вспоминается в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Фоминым воскресеньем, а вся последующая неделя - Фоминою.
Фразеологизм сформировался на основе эпизода из Евангелия от Иоанна. В тексте Священного Писания говорится о том, что Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Спустя восемь дней Христос вновь является к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на Своем теле. Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27), - сказал ему при этом Спаситель. Фома уверовал и произнес: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20. 28). И тогда Христос сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали (Ин. 20, 29).
Когда мы испытываем сомнения в вере, нужно вспомнить святого апостола. Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Несмотря на нашу иронию по поводу «неверующего Фомы», в Евангелии апостол вовсе не отрицательный персонаж. Он был одним из самых преданных учеников Господа, готов был идти с ним даже в моменты опасности. Неверие Фомы было добрым - оно рождалось не из неприятия Христа, не из цинизма, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю.
В современном же русском языке фразеологизм «Фома неверующий» мы употребляем в широком смысле, называя так в шутку или с иронией всех недоверчивых людей. Несмотря на такие синонимы, как маловер, недоверчивый, скептик, предпочитаем образное выражение.
Фразеологизм прочно вошел в сокровищницу языка, закрепился, в том числе, и благодаря работам художников, которых не мог не волновать Евангельский сюжет с глубоким вероучительным смыслом. В истории изобразительного искусства данный эпизод называется «Неверие апостола Фомы» или «Уверение Фомы». Эта тема стала популярной, начиная с XIII века, когда появляется много изображений апостола Фомы и сцен из его жития. На тот же сюжет созданы полотна Рембрандта и Караваджо.

Ирина Рокицкая

"Парадокс: Фома не верит потому, что очень хочет поверить, не «принять на веру», а всем своим существом узнать истину.
И Христос, наверное, потому и является Фоме, что видит его жажду веры.
Стремление человека к вере, уверению - не может остаться без ответа. Бог всегда откликнется"
Владимир Легойда

Именно об этом апостоле Церковь поет на богослужении в Неделю Антипасхи замечательные песнопения, раскрывающие промыслительное значение его неверия, послуживщего через уверение укреплению веры в других христианах и проповеди Воскресения Христова:

"Учеником сомнящимся, / во осмый день предста Спас, идеже бяху собрани, / и мир дав, Фоме возопи: / прииди апостоле, / осяжи длани, в нихже гвоздия вонзоша. / О доброе неверие Фомино, / верных сердца в познание приведе, / и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой, слава Тебе".

Апостол Фома, называемый Близнец

Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию - на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26-27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.

Воспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи.

19 октября Православная Церковь празднует память апостола Фомы — того самого апостола, имя которого с прозвищем "Неверующий" стало нарицательным. В его честь не только освящаются храмы — его имя носит известный православный журнал для сомневающихся. Фомой неверующим в народе называют собеседника, ставящего под сомнение даже в самые достоверные и другим собеседникам доподлинно известные вещи. Корректно ли такое словоупотребление? Во что на самом деле не верил и во что верил апостол Фома?

Караваджо "Уверение Фомы" (фрагмент)

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав проповедь Иисуса Христа, Фома оставил все и последовал за Ним, став одним из двенадцати учеников Спасителя.

После Своего воскресения Христос явился десяти апостолам — среди них недоставало предателя Иуды и Фомы. По свидетельству Священного Писания, Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении. "Если не увижу на Его руках ран от гвоздей и не прикоснусь к ним, не поверю", — говорил он. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны. "Господь мой и Бог мой!" — воскликнул святой апостол.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

И действительно, когда апостолы бросили жребий, кому в какую страну идти проповедовать, Фоме "не повезло" больше всех. Ему досталась Индия, далекая от Палестины и географически, и культурно. Апостол долго не решался идти туда с проповедью Воскресшего Христа, пока Спаситель не явился ему во сне, пообещав свою всесильную помощь.

По преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В заморскую Индию он попал интересным способом. Индийский царь Гундафор захотел построить себе такой же дворец, какие были у римских императоров. Золота на это предприятие у него было предостаточно, а вот со строителями возникли проблемы: никто в Индии не рискнул взяться за такое сложное и ответственное дело. Гундафор послал своего купца Авана за море искать талантливого и опытного архитектора.

Таким архитектором представился апостол Фома. Аван нанял его, они сели на корабль и после многих захватывающих приключений достигли берегов Индии. Там царь показал Фоме место, на котором должен быть возведен дворец, дал ему много золота на строительство и отбыл по своим делам. Фома же раздал все царское золото нуждающимся и начал проповедовать Христа и крестить уверовавших.

Прошло время. Царь послал узнать, как продвигается строительство. Фома доложил, что почти все готово, осталась лишь крыша. Обрадованный Гундафор послал апостолу еще золота, которое тот не замедлил раздать нищим. Вскоре царю донесли, что Фома его обманывает. Он возвратился в свою столицу и потребовал у апостола объяснений. Тот отвечал, что выстроил царю роскошные палаты, но не на земле, а на небе. Возмущенный царь отказался верить этой нелепице и посадил Фому вместе с нанявшим его Аваном в темницу, намереваясь в ближайшее время казнить их. Однако Гундафора неожиданно отвлекло от этих проблем трагическое событие: умер его брат.