Похоронили без отпевания. Отпевание умерших

Отпевание считается самым важным похоронным обрядом для верующих людей. Однако некоторым покойным церковь в нем отказывает. На ком и почему лежит запрет на отпущение грехов.

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным. Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения. Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов. Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты. Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.

02.11.2013

Сейчас в Церкви обсуждается проект соборного документа «О христианском погребении усопших». Заочное отпевание - одна из церковных практик, которая вызывает дискуссии. Мы попросили высказать свое мнение об этом виде отпевания священников из Москвы, Киева, Тобольска и Лиссабона.

Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Московской епархии, настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, Москва:

− Практика заочного отпевания совершенно необходима, потому что не всегда у родных есть возможность организовать обычное отпевание.

Если человек утонул, погиб при пожаре, во время каких-то стихийных бедствий или умер в отдалении, за рубежом, у родственников нет возможности предать его земле так, как они бы того хотели и как бы это подобало сделать. Но если они знают, что он был православный христианин и сами хотят вознести о нем молитвы, возможностьсовершения заочного отпевания исключать никак нельзя.

Другое дело, нельзя допускать, чтобы заочные отпевания были поставлены «на поток», когда их заказывают, например, только из-за того, что дорого и проблематично везти тело усопшего в храм. Это совсем другая ситуация.

Но есть и худшее явление: когда при моргах случайные лица, которые запрещены в служении или которые никогда не были в сане, предлагают совершить отпевание, чтобы родные не тратились на дорогу до храма. Русский народ доверчивый, видя человека в облачении, люди думают, что перед ними священник, и соглашаются, а в итоге над усопшим совершается не отпевание, а какое-то невнятное бормотание. И это явление намного хуже,чем практика заочных отпеваний.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

− В обсуждаемом документе сказано о практике заочного отпевания абсолютно правильно, но слишком абстрактно. Действительно, это наследие советского прошлого, когда люди боялись открытого исповедания, боялись, что узнают о том, что усопший и его родственники – «тайные» верующие и т.д. В исключительных случаях это вполне правомерно. У меня, как и у многих священников, был опыт заочного отпевания. Например, один из прихожан нашего храма был летчиком-испытателем, который сгорел вместе с самолетом на испытании. Родственники заказали отпевание, и у меня не было аргументов, чтобы им отказать.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора в Елохове, Москва:

− Документ о христианском погребении усопших мы обсуждали со священниками нашего благочиния, и у нас оказалось много вопросов по поводу возможности категорического запрета совершать заочные отпевания.

Безусловно, такой запрет не может иметь места, потому что у нас до сих пор имеют место случаи, когда человек гибнет в море, при пожаре или во время альпинистского восхождения. Есть люди, которые пропали без вести и о которых понятно, что они не вернутся домой живыми. Если у нас не будет заочного отпевания, как мы сможем их отпеть?

К сожалению, сегодня практика заочного отпевания принимает порой неблагочестивые формы и превращается в некий «обряд с заговоренной землей».Как известно, после совершения обычного отпевания покойного предают земле, а после заочного родственникам отдают немного земли, над которой священник произнес молитвы. И часто можно услышать такой диалог: «Можно заказать у вас заочное отпевание?» − Можно». – «А когда прийти за землей?». Человеку неинтересно присутствовать на отпевании, участвовать в нем, его цель – получить эту «заговоренную землю», чтобы, как говорят люди, «запечатать гроб», обставить правильно некий обряд. В связи с этим чин заочного отпевания обрастает массой суеверий, словно это какое-то магическое действо, а ведь цель отпевания – собрать любящих людей, друзей, родственников у гроба усопшего, чтобы они могли услышать как бы последнее обращенное к ним слово покойного (ведь часть погребальных песнопений говорится от лица усопшего), вместе помолиться, примириться с человеком за то, что не уделяли ему должного внимания, долго не видели, позволяли вмешиваться в отношения с ним ошибкам, обидам и ссорам… Это в какой-то степени чин прощения, которое испрашивают у усопшего у его гроба.

А сегодня родственники в очень редких случаях собираются, чтобы помолиться на заочном отпевании.

И так как отпевание приходится совершать священнику одному в пустом храме, возникает порочная практика, когда он копит заочные отпевания, чтобы совершить их одним списком, а бывает, ждет реального «очного» покойного, чтобы к его отпеванию присовокупить имена заочных.Все это совершенно убивает смысл отпевания, а ведь когда-то монашеская братия именовала отпевание Таинством.

Бывает, человек заказывает заочное отпевание, потому что покойный стал ему сниться. И когда спрашиваешь, в чем цель, оказывается, что ему хочется просто чтобы покойный от него отстал, перестал являться и мучить. То есть человек стремится облегчить существование не покойному, а себе.

Отдельная группа проблем, о которых также должно быть сказано в документе, касается отпеваний в моргах. Недавно ко мне обратилась женщина, которая заказала отпевание мамы при морге, и пришла в ужас, потому что отпевание совершалось молниеносно быстро, так что, когда оно началось, стало ясно, что это совсем не отпевание. Отпевания при моргах часто превращаются в своеобразный марафон: непонятно кто отпевает покойных за 10-12 минут. Женщина, которая пришла ко мне, была в совершенно расстроенных чувствах, и, выслушав ее, я надел епитрахиль, взял кадило и совершил заочное отпевание ее усопшей мамы.

Игумен Арсений (Соколов), настоятель храма Всех святых, Лиссабон:

− Хорошо известно, что это новая традиция, не соответствующая общему церковному преданию. Ее начало восходит к послевоенному времени, когда родственники погибших отчаялись ждать пропавших без вести солдат. Думаю, заочное отпевание допустимо только в тех случаях, когда невозможно очное, когда неизвестно, где находится тело покойного христианина. Я уже много лет живу на берегу океана. Очень часто сообщается о погибших в водной стихии, и не всегда спасательные службы находят их тела. Что делать, если родственники попросят отпеть утонувшего и не найденного? Это тот случай, когда заочное отпевание допустимо. Заочное отпевание − крайнее исключение, оно не должно быть нормой.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора Киевской духовной академии по учебно-методической работе, клирик академического храма Рождества Богородицы, Киев:

− Появление проекта документа, который посвящен христианскому погребению усопших, очень своевременно, ведь общеизвестно, сколько недопустимых искажений понимания этого действия имеет место не только среди мирян, но даже среди духовенства.

В проекте документа указываются две практики, требующие внимательного рассуждения, − так называемое «заочное отпевание» и кремация.

Сразу следует уточнить, что в идеале ни того, ни иного быть не должно, но реалии жизни вносят свои коррективы, и задача священнослужителей состоит в том, чтобы свести к минимуму всевозможные неверные мнения и практики, касающиеся погребения.

Когда речь идет о заочном отпевании, считаю важным разъяснить верующим, что отпевание не носит магический характер: отпел – душа упокоилась, не отпели – душа мучается. При таком подходе, кроме неверного понимания сути обряда, само отпевание понимается как обязательное, но все-таки частное дело родственников умершего. От этого теряется осознание того, что у верующего, члена Церкви, не может быть частного дела, ибо все, что происходит в Церкви, – общее дело, объединяющее, а не разделяющее.

Принцип единения пронизывает всю жизнь Церкви. В последованиях многих Таинств, особенно Крещения, видно, что соборный разум Церкви мыслит совершаемое не как частное событие, но как дело всей общины, всей Церкви. Такое понимание распространяется и на отпевание умершего. Достаточно вчитаться в текст чина погребения, чтобы понять насколько этот текст не согласуется с заочным отпеванием! Призыв посмотреть на умершего, понять значение человека, осознать человеческую слабость, которая появилась в силу грехопадения, и засвидетельствовать веру в Бога, который воскресит всех в судный день – вот смысл этих строк. При заочном отпевании слова звучат как бы в пустоту. Они становятся беспредметными.

Нередко бывает вопиющие неблагоговение: люди просят совершить заочное отпевание кого-то из своих родственников, но сами при этом не остаются!

«Заочное отпевание» должно быть исключением. Это вынужденная практика, которая должна совершаться только в тех случаях, которые очень верно указаны в проекте документа.

Протоиерей Андрей Дудченко, клирик Спасо-Преображенского собора, Киев :

− На мой взгляд, практика заочного отпевания допустима исключительно в тех случаях, когда не было возможности совершить чин отпевания над телом покойного. В обсуждаемом документе эти моменты как раз оговорены. Кроме того, в современной практике заочное отпевание порой благословляется совершать в отношении лиц, самовольно ушедших из жизни, если архиерей сочтет это возможным, − как правило, это касается тех случаев, когда руки на себя накладывает душевнобольной или человек в состоянии тяжелого аффекта. Хотелось бы, чтобы в документе была дана оценка и этой практике.

Из пастырских соображений мне видится правильным акцент документа на важности собирания родственников и близких покойного за заочное отпевание. Это отпевание называется заочным по причине отсутствия тела покойного, но не родственников! Учитывая обстоятельства нашей действительности, когда большинство населения крайне редко посещает храм и еще реже слышит проповедь священника, каждое отпевание является во многом уникальной возможностью для священника донести евангельское слово до круга родственников и близких покойного. Следует прилагать все усилия, чтобы проповедь на отпевании звучала не формально, но чтобы священник искал слова, которые помогут «достучаться» до сердец собравшихся людей.

Протоиерей Михаил Денисов, преподаватель Тобольской духовной семинарии, настоятель храма Семи отроков Эфесских, Тобольск:

− В настоящее время полностью отказаться от практики заочного отпевания невозможно, потому что у нас пока нет храмов в каждом населенном пункте, и у православных не всегда есть возможность пригласить священника на отпевание. Присутствие родственников, конечно, желательно, но не всегда возможно. Бывают случаи, когда человек одинок, родственников нет, его похоронили, а отпеть просят сердобольные соседи. Или, например, человек умер в доме престарелых…

Заочное отпевание также оправдано, когда воцерковившийся человек просит отпеть своих давно умерших родственников, погребенных без отпевания. В Сибири это часто бывает, потому что храмов при советской власти здесь было крайне мало, а во многих районах вообще не было.

Подготовила Ольга Богданова

Зачем нужно отпевание?

Накануне Радоницы мы предлагаем Вам небольшую статью о значении и смысле отпевания, а также отвечаем на некоторые вопросы.

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся - совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином - и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание - это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности - венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть - это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.


Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Могут ли наши молитвы на отпевании повлиять на участь усопшего?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание - это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти - с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души - чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида - краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания - самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Дает ли отпевание гарантии, что душа попадет в рай?

Есть семь церковных таинств - это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь - часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.

Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь - но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме - большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.

М ожет ли душа попасть в рай и без отпевания?

Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее. Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно.

Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.

Можно ли отпевать усопшего после похорон?

Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте - в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом - тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания - в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства - это, конечно, неправильно.


Нужно ли получать разрешение на отпевание?

Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства - то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

Кого нельзя отпевать?

Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение - потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению - хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.

Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и которые жили как явные безбожники, смеялись над Церковью, над «попами».

Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.

Можно ли отпевать наркоманов?

Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви - не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.

Как вести себя на отпевании?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз - хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.

Но все же отпевание - это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.

Почему священники совершают чин отпевания в белых облачениях?

Мы надеваем белые облачения, когда крестим и отпеваем - потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет - Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.

А черный цвет - не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.

Приходящие на отпевание, как правило, надевают черные траурные одежды, хотя это не относится к христианской традиции. Однако не так просто уйти от светских правил в современном мире: во-первых, чаще всего смерть близких людей воспринимается нами как трагедия, а не как праздник, а во-вторых, если все придут на отпевание в черном, а один человек придет в светлом, он может стать причиной для негодований и осуждений.

Существует два вида отпевания умерших людей: очное и заочное. По православному обычаю, на третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения.

Отпевание усопших — это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение.

И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь.

Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет.

Отпевание может быть совершено только православным священником, имеющим преемственную апостольскую благодать вязать и решить человеческие грехи. О силе и мистическом значении отпевания свидетельствуют многочисленные случаи явления усопших не отпетых христиан своим родственникам или близким с просьбой совершить это заупокойное богослужение.

Без отпевания душа христианина не находит покоя. И если нет возможности совершить очное отпевание над телом усопшего, по причине отсутствия священника или отсутствия самого тела (человек утонул, сгорел и т.д.), то необходимо в скорейшем времени заочно отпеть покойного в церкви. Полученную после отпевания землю, необходимо крестообразно высыпать на могилу умершего со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Отпевание (и вообще любое церковное поминовение) не совершается при погребении некрещенных, т. е. тех, кто не принадлежит Церкви. Родные и близкие сами молятся за них в домашних молитвах, подают ради них милостыню, каются на исповеди, что не содействовали их крещению.

Некоторые считают полезным чтение за умерших некрещеных людей канон мученику Уару, которому была дана благодать «умолити за умершия Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти Святаго Крещения».

Не отпеваются по православному чину также инославные (люди неправославной веры), а также крещенные, но отрекшиеся от веры, ведущие до кончины богоборческую жизнь или завещавшие при жизни не отпевать их в случае смерти.

Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев, например, при невменяемости того, кто покончил с собой, но и это происходит лишь только по благословению правящего архиерея, для чего на его имя пишется прошение с подробным указанием причины смерти.

В прошении не нужно искажать факты в целях оправдать самоубийцу: если вы получите разрешение на отпевание обманным путем, то покойному это не поможет, на вас же ляжет тяжкий грех.

О самоубийце необходимо совершать домашние молитвы, в частности, по благословению священника можно читать канон «О самовольно жизнь скончавших», Евангелие или Псалтирь.

Но помните: молитвы за самоубийц вызывают сильнейшую мистическую брань со стороны демонов на читающего, поэтому надо правильно рассчитывать свои духовные силы и действовать только по благословению духовника. Большую помощь покойной душе грешника оказывает милостыня и другие добрые дела в память его творимые. Не пренебрегайте ими!

Не отпеваются также мертворожденные или убитые во чреве младенцы, т. к. они не были приобщены к Церкви через Таинство Крещения. Бытующее мнение, что в храме нельзя отпевать женщин, умерших при родах или во время сорокадневного послеродового очищения, неверно. Умерших от инфекционных заболеваний в храме не отпевают. Это можно сделать в доме умершего или на месте погребения.

Самое же приемлемое в данном случае — отпеть почившего заочно. Перед внесением гроба в храм у покойного развязывают руки и ноги, гроб заносят ногами вперед. В церкви тело усопшего ставится лицом к алтарю, т. е. ногами на восток — к алтарю, головой — к западу.

При совершении чина отпевания родственники и близкие стоят у гроба с возжженными свечами и усиленно молятся вместе со священником. Если в храм для отпевания привозят сразу нескольких покойных, это не должно смущать их родственников. Лучше совершить полноценное отпевание без спешки сразу нескольких почивших, чем торопливо, из-за отсутствия времени, одного.

Не должно смущать близких и перечисление вместе с именем отпеваемого и других имен усопших, для которых было заказано заочное отпевание.

При прощании с умершим, провожающие усопшего в последний путь, потушив свечи, обходят гроб с телом, совершают крестное знамение с поклоном, просят у почившего прощения за причиненные обиды, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди.

После прощания икона из гроба вынимается, тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей со словами «Господня земля и исполнение ее вселенная и вси живущие на ней», гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается.

В некоторых местах существует обычай оставлять в храме иконы, вынутые из гроба, до исполнения 40 дней по кончине, затем родственники забирают их домой. Этот обычай не имеет под собой никакого мистического или духовного обоснования, поэтому, во избежание недоразумений, которые часто возникают в храме при утере этих икон, лучше от него воздержаться.

Выносят гроб из храма лицом к выходу (ногами вперед). При этом поется «Трисвятое».

Количество записей: 69

У меня умер отец, скоро 9 дней, мы забыли развязать ему ноги и руки, я очень переживаю, что делать?

Екатерина

Екатерина, церковь настраивает человека больше заботиться о внутреннем своем состоянии, о своей душе, а не о внешнем. Во время смерти душа покидает свое тело и идет к Богу на суд, и от того, как она провела свою жизнь, зависит ее вечная участь - в раю или в аду. Нас после смерти могут связать только наши нераскаянные грехи, а не веревка. Душу нельзя связать веревкой, душа страдает от грехов. И если Вы не молитесь за усопшего, то это плохо и для Вас, и для него. То, что Вы не развязали ноги усопшему, никак не влияет на его вечную участь. Вспомните Святых, замученных за Христа: их в тюрьмы бросали, связывали, расстреливали и в таком виде закапывали. Однако же они - Святые.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Моя мама Надежда умерла много лет назад, в советские времена, когда ее не стало - меня не было рядом, и теперь это уже заграница. 22 марта ей провели заочное отпевание и дали землю. Подскажите, как мне с ней поступить? Так как в ближайшее время я не смогу съездить на могилу к маме, могу ли я захоронить часть земли сейчас у кого-либо из новопогребенных (хоть и незнакомых людей), а часть сохранить до того момента, когда смогу посетить собственно могилку? И что вообще нужно делать после отпевания в моем случае?

Любовь

Да, Любовь, Вы все правильно решили, так сделать можно, так и надо поступать. Более того, если хотите, то даже всю землю, данную Вам, полностью Вы можете захоронить на кладбище. Эти действия, в сущности, обряд, и поэтому здесь существует определенная степень свободы.

игумен Никон (Головко)

При отпевании усопшего родственники стояли с незажженными свечами (никто не подсказал), и на гроб тоже не зажгли, хотя были предусмотрены лампадки. Отпевание прошло с нарушением?

Наталья

Нет, Наталья, не беспокойтесь, свечи – это лишь символ молитвы, а главное в отпевании – это сама молитва, Ваша молитва о усопшем.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, на следующий день после похорон родственники идут на могилу и несут покойнику "есть". Откуда это взялось? И верно ли это?

Валентина

Валентина, по церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна нам, живым, а им нужна только молитва о упокоении ее души. Носить еду на могилу покойника, конечно, неправильно. Это языческая традиция. Особенно она стала распространяться после революции, когда запрещали говорить о Боге, креститься, молиться и служить панихиды на могиле. Люди и стали носить на могилу продукты (вместо молитвы), поливают могилу водкой, оставляют рюмку с водкой – ну зачем все это? Усопшему нужна наша молитва и милостыня за его душу, добрые дела в его память.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Мы очень напуганы. Вчера приехала с похорон жены брата, а сегодня умер отчим. Говорят, что если вторая смерть в течение 40 дней, ждите третьего покойника. Как отмолить, чтобы этого не случилось?

Ольга

Ольга, зачем Вы слушаете людей, которые говорят, сами не знают, что. "Отмаливать" ничего не надо. Надо жить в мире с Богом, тогда никакая вражия сила к Вам не приблизиться. Надо не "отмаливать", а молиться Богу, в храм Божий чаще ходить, исповедаться и причащаться. Хотите жить долго и счастливо - исполняйте Заповеди Божии, от этого зависит наша жизнь. Жизнь и смерть наша только во власти Божией, и никак не зависит от того, что умирают родственники.

иеромонах Викторин (Асеев)

Правильно ли держать икон, которая была в руках у умершего, дома?

Марина

Марина, есть разная практика. В некоторых храмах иконы оставляют в гробу, в некоторых - иконы забирают домой. Можно поступить по желанию, можно забрать и можно оставить. Если икона у Вас дома, то пусть она у Вас и остается.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, подскажите, я был на похоронах и нес гроб, и так получилось, что я прошел под гробом. Можно ли было так делать, и что может быть?

Евгений

Евгений, ничего не может быть, ну, прошли и прошли, и что из того? Не берите это в голову, не усложняйте себе жизнь. В храм Божий надо ходить, если в храм не будете ходить, тогда могут быть проблемы, об этом думайте, а не о всякого рода суевериях.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, здравствуйте, у меня к Вам очень сложный вопрос. Когда-то по молодости встречалась с молодым человеком (Владислав) и дружила с его младшей сестрой (Яна). Семья неблагополучная, папа их бросил, мама выпивала, дети пошли по плохому пути. Влад имел судимости за грабеж квартир и наркоманию, а сестра выпивала и вела распутный образ жизни в плане молодых людей. Через какое-то время судьба нас развела в разные стороны. Недавно мне позвонила их мама и сообщила о смерти своих детей, и Влада, и Яны (разница их смерти - в год). И просила помощи у меня. Сама она передвигается плохо, а родственники все от нее отвернулись. Со смерти детей она начала выпивать. Теперь я узнала о том, что прах Влада не захоронен (была кремация у обоих) и стоит уже полтора года в гараже рядом с квартирой его мамы, похоронить его никто не может, во-первых, такое чувство, как будто в этом никто не заинтересован, кроме того, утеряны все документы, для того, чтобы захоронить на кладбище, требуют документы. Оба умерли какой-то странной смертью, судя по всему, Влад умер от передозировки, а Яна от пьянства. В данный момент я думаю, как им помочь, возможно, сделаю нотариальную доверенность, чтобы восстановить документы и захоронить. Ведь по характеру, я помню, они были не плохие люди. Вопрос у меня такой: Влад при жизни был крещеный, но не отпетый при смерти, так его прах и стоит в гараже. А Яна иногда заходила в церковь, но была не крещенной вообще. Стоит ли прах Влада заочно отпевать, пока он не захоронен, или из-за того, что при жизни он сильно грешил, не надо? Как им помочь в духовном плане?

Лана

Лана, если человек крещеный, отпевать его можно, но потом прах нужно захоронить, надо заняться этим вопросом. Яну отпевать нельзя – она не крещеная, она не член церкви. Независимо от грехов молиться за усопших нужно, мы в церкви не молимся только за некрещеных и за самоубийц, но за них можно молиться дома. За усопших хорошо подавать милостыню, творить добрые дела. Святая блаженная Ксения Петербуржская своей жизнью, своими поступками вымолила своего мужа, когда он умер без покаяния.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 5 лет назад погиб парень, с которым я встречалась. Перед похоронами его родственники сказали, что я, как девушка, с которой он встречался, должна купить и надеть на него обручальное кольцо, я так и сделала. С тех у меня не складывается личная жизнь. Скажите, может, то, что я надела на покойного кольцо, влиять на мою судьбу?

Марина

Нет, Марина, это обручальное кольцо никак на Вашу жизнь влиять не может. Это – суеверие, и придавать ему какое-то серьезное значение абсолютно не следует.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, похоронили бабушку, и в суматохе забыли ей развязать ноги и руки! Что делать? Чем это чревато? А то по этому поводу много нехорошего написано. Спасибо.

Юлия

Здравствуйте, Юлия! Не переживайте. В духовном смысле это не играет никакой роли. Главное – наша молитва и милостыня за усопших. Это то, что действительно нужно душе умершего.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня 25 декабря умерла мама. На третий день мы ее похоронили. Отпевали. В трех церквях заказали сорокоуст. Сами читали у гроба Псалтирь, и сейчас продолжаем. При погребении в руку был вложен крест. Но только сейчас я поняла, что мы не надели нательный крест. Меня это очень мучает. Что-то можно сделать сейчас? Заранее благодарна за ответ.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Достаточно того, что крест положили в руку. Главное, не оставляйте молитвы и совершайте церковное поминовение, все это необходимо и по истечении сорока дней.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки! 12декабря похоронили свекра, с того дня свекровь переживает, что усопшему не развязали ноги (по крайней мере, никто это не проверил), и из-за этого она не может спать, эта проблема ее постоянно гложет и терзает. Как быть в таком случае?

Наталья

Наталья, страхи Вашей свекрови основаны на суевериях, не более того. Постарайтесь ее успокоить, это – абсолютно пустые мысли, и чем терять на них время, лучше за усопшего помолиться.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему на похоронах нельзя сильно плакать и скорбеть? Когда у меня умер папа, я очень сильно кричала и плакала, а бабушка подошла ко мне и сказала, что так нельзя. Почему?

Галина

Здравствуйте, Галина! Человеку свойственно скорбеть о близких, но непомерная скорбь об усопших – признак неверия в жизнь вечную. Плач надо заменить молитвой об упокоении. Это поможет и душе усопшего, и Вам самой станет легче.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! При жизни подарила подруге свое платье, через какое-то время она скоропостижно скончалась. На похоронах я увидела, что ее хоронят в этом платье! Мама ее говорит, что не знала об этом, и что ничего страшного, ведь я дарила его при жизни, а я очень испугалась! Мне платья вовсе не жалко, боюсь, не несет ли это опасности для меня? Потом ее мама отдала мне ее вещи, можно ли их носить? Брать не хотелось, опять же из страха, но отказать не смогла. Знаю, что покойная подруга поделилась бы с удовольствием, и если она видит нас, ей не жалко. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Может, мои страхи обусловлены просто большим стрессом от потери подруги, может, надо в церковь сходить? Заранее благодарю.

Елена

Да, Елена, Ваши страхи абсолютно необоснованны. Пожалуйста, выбрасывайте подобные суеверия из головы: они, во-первых, никакого отношения не имеют к действительности, а, во-вторых, просто омрачают жизнь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой муж совершил суицид, его не отпевали, я взяла грех на душу и во время похорон положила ему на грудь его нательный крест, а в руки вложила образок, крест и рукописание. Скажите, можно ли его отпеть заочно, так как он со своим заболеванием лежал в больнице им. Алексеева? Документов из этой больницы у меня нет, так как я забирала его под свою ответственность и от справок отказалась. Как мне быть в этой ситуации? Я обращалась в церковь, однако священник мне сказал, что у него нет времени со мной разговаривать. Заранее Вам спасибо за ответ!

Оксана

Ксения,
Вам необходимо восстановить выписки из больницы, с ними обратиться в епархиальное управление и получить благословение на заочное отпевание. После этого возможно совершить заочное отпевание.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов