Рука женская рисунок карандашом. Рисование рук

Развивать и доводить до совершенства необходимо любой навык, даже имея талант от рождения, нужно постоянно развивать и оттачивать его.

Что научится рисовать под силу абсолютно каждому, и мы надеемся, что вы уже приступили к выполнению наших советов. Сегодня же мы хотим затронуть очередную «больную» тему начинающих художников, а именно – рисование таких сложных частей тела, как кисти рук, стопы и, конечно же, глаза. Как правило, эти части тела всегда представляют наибольшую сложность для рисования и именно поэтому стоит уделить им немного больше вашего времени и внимания, когда вы учитесь рисовать.

Как рисовать кисти рук

Несколько основных правил:

1. Необходимо практиковаться в рисовании ладони в разных положениях. Здесь работает то же принцип, что и везде – Практика, практика и еще раз практика.

2. Ладони детей более толстые, чем пальцы.

3. Женская ладонь более тонкая и изящная.

4. Чтобы сделать ладонь более мужской, добавьте ей угловатости.

5. На ладонях пожилых людей делаем больший акцент на костяшки пальцев и прорисовываем более морщинистую кожу.

Для начала нам необходимо немного понять анатомию ладони. Внимательно посмотрите на свои руки. Главной вашей целью не является запоминание того, как называется, какая часть кисти, изучайте пропорции и формы. Обратите внимание на то, что фаланги пальцев не находятся на одной линии, а пальцы не могут быть идеально ровными и всегда наклонены в какую-либо сторону.

Указательный, средний, безымянный палец и мизинец довольно тесно связаны между собой и не могут находиться далеко друг от друга, в свою очередь у большого пальца довольно широкий круг движения.

Попробуйте обвести свою руку и заполнить контур деталями. Это поможет вам немного лучше понять, как должна выглядеть ладонь на рисунке.

Перед началом рисования руки, в первую очередь стоит наметить ее общий размер и точки, в которых будут находиться окончания пальцев. Только после этого набросок делится на несколько частей.

При рисовании рук существуют общепринятые пропорции. Например, длина ладони равна длине указательного пальца умноженного на 2. Указательный палец равен безымянному, иногда безымянный может быть немного длиннее указательного. Мизинец доходит до верхней фаланги безымянного пальца.

Ноготь должен занимать половину фаланги. Женские ногти рисуются более округлыми, а мужские более квадратными.

Если вам трудно рисовать пальцы, представьте, что фаланги – это цилиндры, соединенные между собой.

Не забывайте добавлять тени, для достижения большей реалистичности руки.

Начиная рисовать, сначала пробуйте варианты попроще, например, раскрытая или развернутая ладонь. Постепенно усложняйте задачу, например, рисуя руку, сложенную в кулак.

Как рисовать стопы

Как и в первом случае, перед началом рисования, необходимо внимательно изучить анатомию стопы.
Строение кистей и ступней чем-то похожи между собой, тем не менее, пропорции будут отличаться.
Длина стопы обычно равняется длине головы человека, которого вы рисуете. Стопа состоит из двух частей – пятки и плюсны (части, которая соединена с пальцами). Верхняя часть стопы поднимается к верху. Косточка, которая находится снаружи, всегда ниже, чем внутри. Нижняя часть стопы имеет изгиб, она не рисуется плоской. Большой палец всегда рисуется параллельно земле, а все остальные будут опущены к земле.

Еще одно замечание, если вы рисуете стопу сверху, то пальцы будут длиннее, чем на рисунке стопы снизу.

Нижняя часть ногтя находится на половине верхнего сустава, ширина ногтя длиннее, чем его высота. Большой палец имеет ширину двух вторых пальцев.

Как рисовать глаза

Если вашей конечно целью является умение рисовать портреты, то глазам придется уделить очень много времени. Взгляд – во что в первую очередь необходимо передать, рисуя глаза.

Первым делом необходимо нарисовать форму глаза. В дальнейшем, при рисовании портретов, этому шагу придется уделять довольно много времени, так как неверно показанная форма, испортит весь ваш рисунок.

После этого очертите роговицу. Сразу же нанесите блики на зрачок. Не упускайте ни одной мелочи, которую вы увидите. Радужка глаза не должна быть абсолютно круглой. Снизу и сверху она срезана веком. Радужка, попадающая под верхнее веко, всегда будет чуть темнее. Остальные затемнения и блики будут зависеть от вашего желания или от того, кого вы рисуете.

Затемните белок глаза. По краю тени должны быть несколько темнее.

Ресницы рисуются заключительным этапом. У основания они толще, чем у окончания. Обратите внимание на то, что ресницы немного отражаются в глазах.

Напоследок еще раз напоминаем, что главное это практика. Начинайте с простого и постепенно доводите свой навык до совершенства постепенно усложняя свои задачи.

Рисуйте и вдохновляйтесь вместе с нами.

Главное фото взято с сайта

В этой статье мы научимся рисовать аниме-руки и кисти рук поэтапно. Все основные моменты рассмотрены достаточно подробно, с картинками и объяснениями, поэтому это руководство хорошо подойдет для начинающих.

Прежде чем рисовать руки, подумайте о том, как они выглядят на самом деле. Руки — не просто прямые трубки, равно как и не две скрепленные между собой палки, которые заканчиваются кистями.

Если вы рисуете не особо мускулистую руку, то плечо (та часть, что выше локтя) будет относительно одинаковой толщины. Предплечье (от запястья до локтя), однако, независимо от того, мускулистые руки или нет, всегда немного толще локтя.

Как нарисовать руку — упрощенный вариант

Можно упростить рисование руки различными способами. Например, можно скомбинировать её из шаров, овалов, цилиндров и конусообразных форм.


Надплечье — это скорее овал, чем шар, тогда как плечо можно представить в виде цилиндра. Локтевой сустав — это, скорее, шар (на самом деле не совсем, но об этом позже).


Предплечье можно упрощенно представить как конус, подобный кегле для боулинга, только без верхней части. А запястье в данном случае изобразим как шар.


Можно сделать ещё проще и вместо цилиндра для плеча просто нарисовать длинный овал и вытянутую каплю для предплечья. Вместо того, чтобы рисовать отдельно шар для сустава, можно просто наложить друг на друга две эти формы.


Не забудьте нарисовать локтевую кость. Некоторые просто рисуют линию между предплечьем и плечом до тех пор, пока они не пересекутся, образовав угол. Так в принципе можно делать, но на самом деле это не совсем анатомически правильно, потому что кость немного выступает между мышцами. Таким образом, между верхней и нижней частью руки есть небольшая выпуклость.


Как нарисовать мышцы руки

Конечно, не все аниме-персонажи имеют особо мускулистые руки. Но для того, чтобы наглядно показать то, как располагаются мышцы в руках, рассмотрим несколько преувеличенный пример. Все мышцы тут изображены более или менее упрощенно, но сейчас у нас нет необходимости знать про каждый мускул, и тем более уточнять его название.

Тем не менее, несмотря на то, что мы несколько упрощаем, имеет смысл запомнить основные формы. Это нужно для того, чтобы понять, как работает рука в принципе. Две основные мышцы руки — это трицепс и бицепс. Бицепс представляет собой чуть более толстую мышцу на внутренней стороне плеча, что позволяет сгибать предплечье. Трицепс немного менее выражен. Он лежит на верхней части плеча снаружи и выполняет прямо противоположную функцию — он позволяет разгибать предплечье.

Если вы посмотрите на последний рисунок, то увидите, как именно локтевая кость выступает из мышц. Мышечная ткань расположена слева и справа от локтевой кости и нужно учитывать это, когда рисуете. В зависимости от того, под каким углом вы рисуете руку, этот выступ будет виден несколько по-разному. Так что вы можете просто провести короткую линию, чтобы нарисовать предплечье немного более трехмерно.

Как нарисовать движения рук

Суставы руки обычно движутся под прямым углом друг к другу. Поэтому, если плечевой сустав перемещает руку вверх или вниз, локтевой сустав будет сгибать предплечье вправо или влево — в основном по направлению к телу или обратно, пока рука не станет прямой. Под противоположным углом, как вы знаете, локоть не разгибается. Кроме того, запястье можно вращать только в нескольких направлениях. А чтобы оно могло сгибаться под тем же углом, что и предплечье, нужно приложить большое усилие.


Также важно понимать, что когда поднимаются руки, поднимаются также и плечи. Поэтому не рисуйте персонажа с прямыми плечами при поднятых вверх руках. Чем выше поднимаются руки, тем дальше поднимаются плечи, вплоть до соприкосновения с шеей. Ключицы также немного меняют свой угол, так как они соединены с плечами. Встаньте перед зеркалом и посмотрите, что произойдет, когда вы поднимете руки.


При поднятых вверх руках автоматически видно и нижнюю часть плеч. Таким образом, бицепс поворачивается немного назад и появляется линия по направлению к груди. С менее мускулистыми персонажами, конечно, она не сильно заметна, но тут мы немного преувеличиваем, чтобы вы могли лучше понять принцип.

Также вы можете увидеть некоторые из мышц, которые связывают руки сзади со спиной. Например, тот маленький подъем между рукой и грудной клеткой. Чем менее мускулистый у нас персонаж, тем менее заметен рельеф в этом месте. Но не забывайте, что он лежит за грудной клеткой. Таким образом, вы можете провести небольшую линию по направлению к телу, чтобы сделать его более объемным.

Кстати, мышцы грудной клетки также движутся, когда вы поднимаете руки. Поскольку они связаны с плечами, они несколько вытягиваются и немного выступают сверху.

Сзади все в целом наоборот. Надплечья находятся немного впереди мышц плечей, так что можно обозначить здесь небольшой штрих. Теперь вы можете лучше видеть мышцы, которые соединяют руки с спиной — то, что спереди выглядит, как маленький выступ.

Как нарисовать кисти рук в разных положениях

Как и в случае с остальными сложными и составными частями тела, рисование кистей рук можно также свести к набору достаточно простых фигур.

Как нарисовать кисть руки сверху

Ладонь похожа на обычный четырехугольник. Можно также нарисовать её как овал, если вам так проще. Пальцы можно нарисовать сначала как линии, а суставы — как круги.

Чтобы нарисовать основание большого пальца, просто проведите две пересекающиеся крест накрест прямые на квадрате и поместите большой овал в нижнем углу с той стороны, в которой расположен большой палец. Овал должен немного выступать за пределы ладони.

Обратите внимание, что суставы на пальцах не располагаются на прямой линии.

Вместо этого кончики пальцев и суставы описывают небольшую дугу, которая имеет самую высокую точку на среднем пальце.


У мужчин чаще всего безымянный палец длиннее указательного, в то время как у женщин, наоборот, короче или такой же длины. Это принято объяснять воздействием мужских и женских гормонов (тестостерона и эстрогена) на раннем этапе развития эмбриона. Но это не 100% правило, в природе встречаются разные варианты у обоих полов, так что вы можете рисовать так, как вам больше нравится.

Важно помнить, что каждый палец состоит из трех почти равных сегментов или фаланг. Большой палец также состоит из трех фаланг, одной из которых является основание, которое движется вместе с пальцем.


Теперь вы можете нарисовать руку персонажа, основываясь на этой несколько механической структуре. Помните, что пальцы не прилипают друг к другу, то есть зазор у основания пальцев не заостряется.

Вытяните руку и разведите пальцы. Между ними есть много места, не так ли? В противном случае было бы трудно поместить пальцы одной руки между пальцами другой руки, когда руки складываются вместе.

Если вы рисуете руку тыльной стороной вверх, проведите небольшую линию от указательного пальца к большому. Так как большой палец, как видно, расположен немного ниже, то возникает такой трехмерный эффект. Когда вы рисуете руку ладонью к себе, сделайте то же самое с точностью наоборот — проведите черточку от большого пальца в сторону ладони.

Не забывайте, что на пальцах нужно нарисовать ногти.

Таким образом, рисовать руку тыльной стороной или ладонью к наблюдателю не так уж сложно, но, согласитесь, было бы скучно рисовать руки каждый раз именно так.

Как нарисовать кисть руки сбоку

Если вы хотите нарисовать руку под другим углом, вы должны при помощи вспомогательных линий придать изображению объем.

Квадрат ладони становится плоской коробкой, круги — шарами, а овал превращается в яйцо. Пальцы нужно присоединить к этим формам сверху. Теперь можно понять, как рука должна выглядеть со стороны.

Кроме того, если смотреть на руку сбоку, нельзя увидеть только указательный и большой палец. Попробуйте взглянуть на вашу руку таким образом и поймете, что это невозможно.

Вы можете увидеть либо ладонь и нижнюю часть дальних пальцев, либо тыльную часть руки, по крайней мере, до среднего пальца. Так происходит потому, что рука не совсем подобна коробке. Кончики пальцев и суставы также слегка изгибаются спереди, и здесь средний палец снова находится в самой высокой точке.

Когда вы рисуете основания пальцев, убедитесь, что фаланга указательного пальца не закрывает средний палец. Таким образом можно нарисовать довольно достоверную объемную руку.

Теперь на основе этой структуры дорисуем все остальное.

Большой палец расположен здесь немного ближе к нам, поэтому проведите хотя бы один небольшой штрих от него в сторону ладони.

Собственно, со стороны можно было бы увидеть часть среднего пальца, так как он длиннее, чем указательный палец. Но поскольку он немного согнут в данном случае, то исчезает за указательным пальцем.

Вы всегда можете использовать свои собственные руки в качестве наглядных примеров для таких ситуаций.

Как нарисовать кисть руки в три четверти

Рассмотрим теперь другой пример, на этот раз отдельные части кисти руки выделены цветом.

Ладонь — зеленый квадратный блок. Если вы нарисуете линию посередине, вам будет визуально проще расположить четыре пальца, а затем и шар основания большого пальца.


При рисовании пальцев помните, что они частично перекрывают друг друга. Здесь, для наглядности, средний палец и мизинец у нас немного наклонены. Поскольку рука не плоская, как лист бумаги, мы не можем видеть самый верх подушечек пальцев.

И теперь снова дорисовываем кисть на этой основе. Начать лучше всего с ближней к нам части руки и работать по направлению к дальней.

Конечно, в том месте, где кисть соединяется с запястьем, не нужно рисовать её контур. Проведите несколько штрихов на ладони, чтобы лучше обозначить её форму.


Кроме того, можно нарисовать небольшую линию вниз от середины ладони в сторону локтя. Там находятся сухожилия и они довольно заметны. Эта небольшая линия сделает наш рисунок ещё более реалистичным.

Для многих художников рисование рук - довольно трудная задача. В данном уроке мы разберемся с анатомией рук, чтобы максимально упростить и уяснить все детали.

Начнем с изучения костной структуры рук (картинка слева). Синим цветом нарисованы 8 костей запястья, фиолетовым - 5 пястных костей, розовым - 14 фаланг. Так как многие из этих костей вообще не имеют способности двигаться, упростим основную структуру руки: картинка справа представляет собой все, что вам необходимо помнить при рисовании.


Обратите внимание, что фактически основание пальцев - сустав, который соединяется с костяшками - находится гораздо ниже, чем кажется визуально. Знать это очень важно, особенно при рисовании сгибающихся пальцев, о чем мы поговорим чуть позже.

Итак, принимая во внимание все сказанное, простой способ сделать набросок руки - начать с основной формы кисти, плоского контура (по форме очень напоминающего стейк, но округлый, квадратный или трапециевидный) с округлыми углами; а затем дополнить рисунок пальцами. Вот так:


Что касается пальцев - при рисовании можно пользоваться схемой "трех цилиндров". Цилиндры довольно просто изобразить под различными углами обзора, что значительно облегчают нам задачу нарисовать пальцы в различных перспективах. Посмотрите, как эту схему применить на практике:


Важно: суставы пальцев расположены не по прямой линии, а образуют своеобразную "арку":


Кроме того, пальцы сами по себе не прямые, а слегка изгибающиеся. Такая маленькая деталь придает значительную реалистичность рисунку:


Не забудем и о ногтях. Не обязательно каждый раз их рисовать, но давайте все же разберемся с основными аспектами:


1. Ноготь начинается с середины верхнего сустава пальца.
2. Точка, где ноготь отделяется от плоти, у всех людей расположена по-разному: у кого-то по самому краю пальца, у кого-то - гораздо ниже (на картинке пунктиром).
3. Ногти вовсе не идеально плоские. Скорее, они напоминают по форме черепицу, с небольшим изгибом. Рассмотрите свои руки и сравните ногти на разных пальцах: вы увидите, что у каждого ногтя свой изгиб - но, к счастью, такие тонкие детали можно и не прорисовывать на каждом своем рисунке:)

Пропорции

Итак, обозначим основные пропорции, используя длину указательного пальца как основную единицу измерения:


1. Максимальная длина расстояния между большим пальцем и указательным - 1.5.
2. Максимальная длина расстояния между указательным и безымянным - 1.
3. Максимальная длина расстояния между безымянным и мизинцем - 1.
4. Максимальный угол, который образуют большой палец и мизинец - 90 градусов.

Диапазон движений

При рисовании рук крайне важно знать, как именно двигаются наши руки.

Начнем с большого пальца. Его основание, как и его центр движения, находятся достаточно низко на руке.


1. В обычном расслабленном состоянии образуется пространство между большим пальцем и остальными пальцами.
2. Большой палец можно согнуть так, чтобы он касался основания мизинца, но это быстро станет болезненно.
3. Большой палец можно растянуть на всю ширину ладони, но это также может быть больно.

Что касается остальных пальцев, то у них меньшая амплитуда движений в стороны, и в основном они сгибаются в переднюю сторону, параллельно друг другу. Каждый палец можно согнуть по отдельности, однако все равно это повлияет на другие пальцы. Например, попробуйте согнуть один лишь мизинец и посмотрите, что произойдет с остальными пальцами.

Когда рука сжимается в кулак, то все пальцы сплетаются вместе, и вся рука образует округлую форму, как будто сжимая большой шарик.


Когда рука полностью расправлена (на картинке справа), то пальцы либо прямые, либо же чуть изгибаются в наружную сторону - в зависимости от пластичности наших рук.

Полностью сжатая ладонь заслуживает отдельного внимания:


1. Первый и третий сгибы образуют крест.
2. Второй сгиб является продолжением линии пальца.
3. Часть пальца, закрытая кожей и большим пальцем, служит напоминанием того, что вся структура большого пальца является самой дальней от центра.
4. Костяшка среднего пальца выступает больше остальных.
5. Первый и третий сгибы снова образуют крест.
6. Большой палец сгибается так, что его крайняя часть укорочена.
7. Кожный сгиб в этом месте выпирает.
8. Когда рука сжимается в кулак, костяшки выступают и становятся более явственно видны.

Рука в целом

Когда рука находится в обычном расслабленном состоянии, пальцы слегка согнуты - особенно если рука направлена вверх, то под действием гравитации пальцы сгибаются. В обоих случаях, указательные пальцы остаются наиболее прямыми по сравнению с остальными, а мизинцы - наоборот, наиболее согнутыми.


Часто мизинец "убегает" от остальных пальцев и находится отдельно от них - это еще один способ, как изобразить руки наиболее реалистично. А что касается указательного и среднего, либо же среднего и безымянного пальцев, то эти обычно соединяются в пары, и "прилипают" друг к другу, в то время как остальные 2 остаются свободными. Это тоже помогает изобразить руку более реалистично.


Так как все пальцы разной длины, то они всегда представляют собой определенную градацию. Когда мы берем что-нибудь рукой, например, стакан (как на картинке), то средний палец (1) виден лучше всех, а мизинец (2) едва показывается.

Когда мы держим ручку, то средний палец, безымянный и мизинец сгибаются под ручкой.


Как видите, рука и запястье превосходно сочленены между собой, и у каждого пальца, можно сказать, своя жизнь. Именно поэтому каждому начинающему художнику приходится очень трудно рисовать руки. С другой стороны, иногда некоторые переходят в иную крайность - стараются рисовать руки слишком тщательно: аккуратно рисуют каждый пальчик на своем месте, соблюдают пропорции и четкие параллели всех линий и так далее. А результат, как правило, получается довольно жесткий и совсем не экспрессивный. Да. это может сработать для определенных типов персонажей - например, ваш персонаж по природе своей обладает такими качествами. Но гораздо чаще вы все-таки хотели бы изобразить оживленные, реалистичные руки, не правда ли? На картинке изображены некоторые позиции рук в сравнении - сверху нарисованы слишком неестественные, натянутые позиции, а снизу - более естественные, натуральные, словом - те, которые можно увидеть в обычной жизни вокруг нас.


Разновидности рук

Как вы знаете, у каждого человека руки имеют множество различий и отличительных черт - так же, как и лица. Мужские руки отличаются от женских, руки молодых отличаются от рук пожилых людей, и так далее. Ниже приведены несколько классификаций.

Форма руки

Посмотрим, какие разные бывают формы и пропорции между пальцами и рукой:


Форма пальцев


Даже ногти не у всех людей одинаковые! Они могут быть плоскими или круглыми, и так далее.


Больше практики!

  • Обращайте больше внимания на руки людей. Во-первых, на саму анатомию: как пальцы выглядит в различных позициях, как появляются и исчезают линии и сгибы, как напрягаются отдельные детали и так далее. Во-вторых, обращайте внимание на разновидности рук: как мужские руки отличаются от женских рук? Как они изменяются с возрастом? Как зависят от веса человека? Смогли бы вы узнать кого-то лишь по одним рукам?
  • Делайте быстрые динамичные наброски рук, источник которых может быть любой - ваши собственные руки, или руки окружающих людей, или же просто фотографии. Не волнуйтесь по поводу правильных пропорций и вообще внешнего вида и схожести ваших скетчей; главное в скетчах - уловить саму экспрессию и выразить ее на бумаге.
  • Рисуйте свои собственные руки в различных позициях и, используя зеркало, с различных углов обзора. Также можно начать с небольших динамичных набросков.

Похоже, научиться рисовать человеческую руку сложнее всего, так как она может принимать многие формы и выражать разные эмоции. Анимация не исключение. Вам придется научиться рисовать руки в разных ракурсах так, чтобы показать их в динамике и привлечь к ним внимание зрителя. Нельзя недооценивать силу хорошо прорисованной руки в анимации - это спасет ваши работы от монотонности!

Что необходимо знать

В комментариях к моим курсам меня несколько раз спрашивали, как я рисую персонажей в разных позах и с разными выражениями. Суть в том, что с опытом вы начнете вырабатывать собственный стиль рисунка. Незаметно для других людей, у вас появятся свои небольшие трюки. Эти трюки - позы и выражения, к которым вы будете прибегать гораздо чаще, чем к остальным, а также определенные прически и одежда, которые вам будет удаваться рисовать лучше всего. Это довольно широко распространено, и профессиональные художники прибегают к этому секрету все время!


Однако этого очень сложно добиться в рисунках рук! Возьмем голову для примера. Единственная подвижная часть там - нижняя челюсть. Мы можем менять выражения лица, но глаза, нос и рот остаются на своих местах (по крайней мере, в реальной жизни!) С рукой все по-другому. С любым новым движением кисти все радикально меняется. На самом деле, в сцене с диалогом выражение лица может едва изменяться, но руки будут двигаться очень активно и под разными углами.

Цель этого занятия - превратить человеческую руку в мультяшную руку, поэтому давайте не будем попусту тратить время на изучение названий костей и мышц руки. (На платформе Tuts+ у вас, кстати, будут обширные возможности научиться и этому). Мы, в свою очередь, попытаемся найти упрощенный способ рисовать руку так, чтобы это было практично и эффективно.

1. Рука в самой упрощенной форме


"Мам, привет! Я в интернете!"

Рука состоит из разнообразных костей, особенно в пальцах. Это значит, что все пальцы разной величины и могут сгибаться в разных направлениях. По этой причине важно, чтобы вы научились рисовать руку максимально упрощенным способом и уметь смотреть на нее, как на маленькую головоломку из нескольких ключевых частей. Попытаемся поделить ее на блоки:

Шаг 1

Начнем с тыльной стороны ладони. Давайте нарисуем простой полукруг:


Шаг 2

Теперь нарисуем треугольник, который прикреплен к одной из ее сторон. Вот так:


Спокойствие: мы не рисуем чашку чая!

Шаг 3

Над треугольником нарисуем нечто, напоминающее кончик ножа.


Шаг 4

Пора рисовать пальцы. В зеркальном отражении рисуем первую форму наверху. "Головоломка из руки" готова:


Шаг 5

Отлично! Остается мягкими контурами дополнить недостающие детали:


Контур большого пальца самый хитрый - его необходимо мягко объединить с центром ладони.

Заметьте, что у пальцев разный формат из-за различия в их размерах.

2. Как на ладони

Необходимо знать еще несколько деталей ладони. Взглянем на них:

Шаг 1

Опять мы повторяем процесс вверху, следуя основному шаблону:


Шаг 2

Появляется что-то новенькое - ладонь теперь выглядит немного более сложной, и в ее форме есть характерные отличия, которые необходимо учесть. К счастью, достаточно несколько упрощенных форм, чтобы отобразить ее.


Шаг 3

Теперь мы можем добавить контуры, чтобы закончить рисунок необходимыми деталями.


Обратите внимание, что мы заканчиваем эскиз мягкими скругленными линиями. Думайте о ладони руки как о деликатной скульптуре.

Вид в профиль

Когда рука развернута в профиль, нам видно выступ мышцы у основания большого пальца.



Чем более "детский" у вас стиль рисования, тем проще и ровнее будут ваши линии. Вот мои маленькие секреты, которые помогли мне понять, что руки можно рисовать, основываясь на упрощенных фигурах. Самое главное - стремиться к стилю, который будет отражать личность и динамику в рисунках на финальной стадии.

3. Больше фигур и рука в 3D

Теперь вы можете рисовать плоскую руку до конца своей жизни, правда? Если вы хотите рисовать руки с убедительной глубиной, пользуйтесь той же техникой вверху, только меняйте ракурс камеры! Поиграйте с этой техникой, пока не станете себя уверенно чувствовать.



Чтобы сформировать пальцы, представьте их себе в виде цилиндров, поставленных один на другой. Эта техника поможет нам рисовать пальцы под разными углами, ведь с ее помощью легче "увидеть" руку в пространстве.


Рука или робот?

Форм, в которые может сложиться кисть человека, не счесть. Когда ладонь раскрыта, работают одни правила; когда закрыта - другие! То же самое происходит, когда рука держит предмет, и она должна подстроиться под его форму.

Давайте научимся рисовать кулак. Слегка другой процесс, однако в конце вы увидите, что все сводится к упрощенной прорисовке основных геометрических фигур.


Шаг 1

Для начала упрощаем сгиб мизинца, рисуем нечто подобное на букву "у".


Шаг 2

Мы как бы "обертываем" мизинец вокруг буквы "у". Не забудьте выделить кривую, которая идет от мизинца к запястью.


Шаг 3

Продолжаем рисовать пальцы в пространстве. На этот раз рисуем только три пальца. Позже объясню, почему.


Шаг 4

В последнюю очередь рисуем большой палец и выступающую мышцу у основания большого пальца.


Шаг 5

Хорошо! В несколько шагов мы закончили упрощенный рисунок кулака с одной стороны. Посмотрите, как в грубых чертах форму кулака можно изобразить с помощью "коробочек" разных размеров.


Заметьте, как можно вписать контур кулака в объемные прямоугольные фигуры в пространстве.

Очевидно, если мы будем пытаться упростить каждое положение руки с помощью различных техник, мы быстро устанем. Поэтому помните, что настоящий секрет того, как упростить рисунок руки - это наблюдения из жизни.


Вид с противоположной стороны: упрощенный рисунок.

4. Великолепная четверка

Широко принято в анимации рисовать руки персонажей только с четырьмя пальцами. Это позволяет, помимо усиления динамики персонажа, облегчить жизнь художника. Так ему не приходится беспокоиться о слишком многих деталях.


Руки с четырьмя пальцами разных стилей и размеров.

Замечание: при использовании этой техники вам надо приспособить свои знания о кисти с пяти пальцами к четырем. Концепции необходимо адаптировать, чтобы добиться подходящего и интересного результата.

Стоит уделить внимание кончикам пальцев. В анимации, чем более скруглены и подвижны кончики пальцев, тем более они интересны и динамичны. Когда вы создаете персонажей, думайте об их руках так, будто это отдельные персонажи!


Видите, что эта рука обладает собственным характером?

Еще один хороший повод рисовать руки с четырьмя пальцами: в этом случае у вас есть возможность увеличить размер пальцев, а значит, сделать их более выразительными! Целый ряд известных мультяшных персонажей смогли выгодно выделиться благодаря этой технике: Симпсоны, Багз Банни, Флинтстоуны и Микки Маус.

Тайна мизинца

Одним из самых больших секретов в дизайне такой кисти состоит в максимальном использовании мизинца! Если вы разместите его под другим углом по отношению к другим пальцам, вы разобьете монотонность в восприятии руки.




Выделите положение мизинца в кадре. Посмотрите, насколько меняется характер действия с помощью этой техники. Внимание зрителя теперь сосредоточено на главном предмете в кадре, а личности персонажа придается особая изюминка.

5. Говори с рукой

Когда нам необходимо выразить эмоции в анимационном рисунке, роль рук незаменима! Посмотрите на изображения внизу: руки визуально поддерживают и повторяют выражения лица и язык тела персонажей.


  1. "У меня потрясающая идея!"
  2. "Как я выгляжу, дорогая?"
  3. "Не могу поверить... мне вручают Оскар!"
  4. "Ничего не понимаю... он только что был здесь!"
  5. "Аааа! У меня голова раскалывается!"

Как бы странно ни казалось, руки обладают собственным характером! Они не только поддерживают выражения лица и язык тела, они могут выражать собственные эмоции!


Видите ли вы величие в этих жестах вверху?

Однако зачастую вы окажетесь в ситуации, когда руки не должны отвлекать на себя внимание. В этом случае они должны быть второстепенным персонажем. Персонажей в сценах с действием обычно преувеличивают сильнее, чем персонажей в спокойных сценах.


Заметьте, что в драматической сцене движения незначительны. Здесь нет места для преувеличения. Руки должны подчеркивать чувства персонажей - это один из самых сложных процессов в дизайне.

6. Проверка знаний

Я подготовил небольшой тест, чтобы проверить вашу наблюдательность. Проанализируйте рисунки ниже и попытайтесь определить, какое чувство наилучшим образом описывает каждый. Можете правильно все угадать?


Получится ли вам угадать, что выражает рука на каждом из рисунков?

Поднимите руку!

Теперь вы знаете все секреты искуства рисования мультяшных рук, поздравляю!



Хотя руки - это часть тела, которую очень интересно рисовать, умение создавать дизайны рук в разных стилях не так просто, и только с помощью упорной тренировки можно добиться естественного результата. Даже если ваша цель - рисовать для анимации, не помешает купить хороший анатомический атлас, чтобы понять, как работают мышцы и кости в кистях рук. При этом нет нужды запоминать каждую досконально. Достаточно разобраться, как работает рука в движении. Помните, что выражения персонажа намного важней чем то, что находится под кожей.

Последний совет: когда вам необходимо нарисовать руки, поместите собственные кисти перед зеркалом, либо просто наблюдайте за своими руками. Одна из них будет оставаться неподвижной во время рисования (если только вы не научились рисовать обоими руками одновременно!)


What You"ll Be Creating

Многие считают, что из всех частей тела сложнее всего рисовать руки. У всех нас есть истории о том, как на ранних этапах рисования мы прятали руки наших героев за спиной или в карманах, по возможности избегая их прорисовки. И как ни парадоксально, они являются нашей самой доступной частью, находящейся в поле зрения каждую минуту нашей жизни. При помощи всего лишь одного дополнительного аксессуара - маленького зеркала - мы можем рассмотреть руки со всех углов. Таким образом, единственная реальная проблема заключается в сложности этого удивительного составного органа. Это почти как рисование маленькой фигуры на более крупной - сложно понять, с чего начать.

В этом руководстве мы разберём анатомию руки и упростим ее понимание так, что, когда вы посмотрите на руку, вы cможете понять ее как группу простых форм, которые легко собрать вместе.

Используйте следующие аббревиатуры для пальцев:

  • БП - Большой палец
  • УП - указательный палец
  • СП - средний палец
  • БезП - Безымянный палец
  • М - мизинец

Основы кисти

Вот краткий обзор структуры костей кисти (левой). Голубым цветом отмечены 8 костей запястья, фиолетовым - 5 пястных костей и розовым - 14 фаланг.

Так как не все эти кости подвижны, мы можем упростить базовую структуру кисти. Справа представлена диаграмма - всё, что нужно запомнить.

Обратите внимание, что фактическое основание пальцев (соединение, которое соответствует костяшкам), намного ниже, чем видимое основание, образованное прилегающей кожей. Необходимо это учитывать при рисовании согнутых пальцев.

Основываясь на вышесказанном, простой способ рисования кисти состоит в том, чтобы начать с основной формы ладони - плоскости (очень похоже на стейк, но более округлый, квадратный или трапециевидный) со скругленными углами, а затем прикрепить пальцы:

Если вам сложно рисовать пальцы, нарисуйте их в виде стопки из трех цилиндров. Цилиндры легко рисовать под любым углом, что избавляет от необходимости рисования пальцев в перспективе. Обратите внимание, что основания цилиндров - это именно те складки, которые нужно нарисовать в согнутых пальцах.

Это важно: суставы пальцев не выравнены по прямой , а падают на концентрические арки:

Также, пальцы не прямые , а слегка согнуты по направлению к пространству между СП и БезП. Даже если незначительно показать это на рисунке, он будет более реалистичным.

Не забываем про ногти. Не обязательно рисовать их постоянно. На самом деле, они проявляются при определенной степени детальности, которая выглядит правильно только тогда, когда руки видны достаточно близко, но нас обычно не учат тому, как они должны выглядеть, и из-за этого я, например, долгое время не мог заставить их выглядеть нормально. Несколько примечаний для рисования ногтей:

  1. Ноготь начинается на середине первой фаланги.
  2. Линия, в которой ноготь отделяется от плоти, варьируется: у некоторых людей она полностью расположена на краю пальца, у других она очень низкая (пунктирная линия), поэтому в их случае ногти шире.
  3. Ногти не плоские, они больше имеют форму черепицы с разной степенью кривизны - от сильной до очень слабой. Изучите свою кисть, и вы обнаружите, что эта кривизна у каждого пальца разная, но, к счастью, такой уровень реализма нам в рисовании не нужен.

Пропорции

Теперь, принимая (видимую) длину УП в качестве структурной единицы, мы можем приблизительно наметить следующие пропорции:

  1. Максимальное раскрытие между БП и УП = 1.5
  2. Максимальное раскрытие между УП и БезП = 1. СП может быть ближе к любому соседнему пальцу, это не влияет на общее расстояние.
  3. Максимальное раскрытие между БезП и М = 1
  4. Максимальный угол между БП и М составляет 90º, взятый с самого основания сочленения БП: полностью вытянутый М выравнивается с ним.

Я написал «приблизительно», т.к. у всех людей по-разному, но помните, что отклонение от нормы на бумаге может выглядеть неправильно. Если вы сомневаетесь, эти параметры всегда будут выглядеть правильно.

Детали

Основная форма - это только один сложный аспект руки; следующий - детализация складок и линий. Кто не был расстроен при рисовании кисти, когда сложно было правильно нарисовать все эти линии? Посмотрим на линии сгиба и некоторые детали измерений:

  1. Предполагаемое продолжение внутренней линии запястья отделяет большой палец от остальных. Маленькая линия сухожилия может быть отметкой соединения запястья и кисти.
  2. Когда пальцы сомкнуты, как показано выше, БП слегка спрятан под ладонью.
  3. УП или БезП часто такие же длинные как и СП.
  4. Складки, обозначающие суставы, эллиптической формы или похожи на круглые скобки, но когда кисть расправлена, как показано выше, они не выражены (если у кого-то нет выступающих суставов, что часто бывает на натруженных руках) и могут быть нарисованы как простые ямочки.
  5. Складки на суставах пальцев показывают в эллиптической форме, но они исчезают, когда пальцы согнуты. Они показаны параллельными линиями на стороне ладони, но более выражены на нижнем суставе - обычно верхние суставы не обозначают двумя линиями.
  6. С обратной стороны линии пальцев продолжаются до начала ладони, поэтому они выглядят длиннее с тыльной стороны кисти.
    С внутренней стороны линии короче, т.к. верхняя часть ладони объёмная, поэтому пальцы выглядят короче.
  7. Линии, где заканчиваются пальцы, это линии натяжения (короткие горизонтальные штрихи) с обеих сторон, и на обеих сторонах эти линии натяжения направлены в сторону от СП.

Также обратите внимание, что на диаграмме выше ногти не нарисованы полностью, а лишь слегка намечены, что соответствует общему уровню детализации (который намного выше, чем необходимо для того, чтобы показать все линии). Чем меньше кисть, тем меньше нужно указывать деталей, если вы не хотите сделать её старой.

Я не упоминал линии руки выше, поэтому детально рассмотрю их здесь:

  1. Самые видимые линии на ладони - так называемые линии сердца, головы и жизни - это складки кожи, где закругляется ладонь. Пока вы не рисуете в стиле реализма, нет необходимости рисовать другие линии - это будет лишним.
  2. Не путайте линию жизни с контуром большого пальца , который становится видимым под определенными углами, как показано справа. Линия жизни почти концентрическая с контуром большого пальца, но обратите внимание, насколько выше она начинается на ладони - фактически (истинное) основание УП.
  3. Со стороны подушечка у основания каждого пальца выглядит как серия изогнутых параллельных выпуклостей.
  4. Эти линии сгиба частично заворачиваются вокруг пальцев. Они подчеркиваются, когда пальцы сгибаются.
  5. На разогнутом пальце есть небольшая выпуклость, образованная складками кожи. Она исчезает, когда палец согнут.

Итак, что мы видим сбоку, когда рука вытянута?

  1. С наружной части линия запястья выгибается в основание ладони, поэтому переход между ними образует пологую выпуклость.
  2. Нижняя часть кисти выглядит более плоской с наружной части, нежели с внутренней, хотя основание большого пальца все еще может быть видимым.
  3. С наружной части последний сустав БезП виден полностью, т.к. М сдвинут к кисти.
  4. С внутренней части видно немного СП или не видно вообще, в зависимости от длины УП.
  5. С внутренней части линия запястья перекрыта основанием большого пальца, поэтому переход более резкий и важно показать выпуклость.

Обратите также внимание на то, что при взгляде с наружной части на ладонях показана другая новая контурная линия. Она идет с запястья и с поворотом кисти соединяется с линией М, пока не перекроет основание БП:

Диапазон движений

Детальное сочленение подразумевает движение, а руки движутся постоянно. Мы используем руки не только в практических целях (держа кружку, печатая), но и для выразительной передачи наших слов или реагируя на эмоции. Поэтому не удивительно, что для правильного рисования кистей требуется понимание того, как двигаются пальцы.

Пять пальцев

Давайте начнём с большого пальца, который двигается независимо. Его настоящее основание и центр движения расположены очень низко на кисти, там, где кисть переходит в запястье.

  1. При естественной расслабленной позиции остается пространство между БП и остальной рукой.
  2. БП может складываться таким образом, что касается основания М, но это вызывает напряжение и приводит к болезненным ощущениям.
  3. БП может вытягиваться на ширину ладони, но это тоже приводит к напряжению и боли.

Другие четыре пальца немного движутся вбок и в основном сгибаются вперед, параллельно друг другу. Они сгибаются под определённым автономным углом, но не без влияния на соседние пальцы; попробуйте, например, согнуть один СП и посмотрите, что происходит с остальными. Только БП полностью независим.

Когда кисть сжимается в кулак и все пальцы скручиваются, кисть принимает куполообразную форму, как если бы она лежала на большом мяче. Мяч (показан красным) становится меньше, и кривизна увеличивается.

Когда кисть полностью распрямлена (справа), пальцы либо прямые, либо слегка отклоняются назад, в зависимости от их гибкости. У некоторых людей пальцы гнутся под углом 90º, если на них надавить.

Давайте детальнее рассмотрим полностью сжатый кулак:

  1. Первая и третья складки полностью согнутого пальца соприкасаются, образуя крест.
  2. Вторая складка является продолжением линии пальца.
  3. Часть пальца накрыта лоскутом кожи и большим пальцем, напоминая о том, что вся структура большого пальца находится ближе всех к наружному краю. Вы можете сдвинуть УП наружу и накрыть им лоскут кожи, это анатомически возможно, но это не естественный способ формирования кулака.
  4. Костяшка СП выступает больше всех, а другие костяшки постепенно спускаются с уровня СП, так что под углом, показанным здесь, параллельные пальцы видны с внешней, а не с внутренней стороны.
  5. Первая и третья складки соприкасаются и снова образуют крест.
  6. БП сгибается таким образом, что его последняя фаланга укорачивается в перспективе.
  7. Кожная складка здесь выпячивается.
  8. Когда кисть сжата в кулаке, суставы выступают и видно "скобки".

Кисть как целое

Когда кисть расслаблена, пальцы слегка согнуты, а когда кисть направлена вверх - согнуты сильнее из-за гравитации. В обоих случаях УП остается вытянутым, а остальные постепенно заворачиваются, и М - самый согнутый из них. Сбоку последовательность расположения пальцев делает 2 или 3 крайних пальца видимыми между УП и БП.

М часто "убегает" и расположен немного в отдалении от других пальцев - ещё один способ сделать кисти более реалистичными. С другой стороны, УП и СП или СП и БезП будут часто идти в паре, держась вместе, в то время как 2 других останутся свободными. Таким образом кисть будет выглядеть более живой. Пара БезП-М появляется, когда пальцы слегка согнуты.

Так как пальцы не одинаковой длины, они всегда представляют собой последовательный переход. Когда пальцы что-то сжимают, например, бокал, СП (1) видим больше всех, в то время как М (2) лишь слегка показывается.

Держа ручку или что-то вроде этого, СП, БезП и М выгибаются назад относительно ладони, если объект держать между БП и УП (возьмите карандаш и понаблюдайте). Если надавить сильнее, подключается и выпрямляется СП, т.к. давит на объект. Максимальное давление приводит к тому, что все пальцы направлены в стороны, как показано здесь.

Как мы видим, кисть и запястье исключительно чёткие, каждый палец почти живёт своей жизнью, поэтому рисование рук обычно ставит в тупик начинающего иллюстратора. Но когда кисти начинают получаться хорошо, мы, как правило, попадаем в противоположную ловушку - начинаем рисовать кисти слишком рационально: пальцы аккуратно занимают свои места, параллельные линии, тщательные выравнивания. Результат выходит зажатым и просто слишком скучным для той части тела, которая может говорить так же выразительно, как глаза. Это подойдёт для определенных типов персонажей (например, тех, чья личность выражает жесткость или нечувствительность), но чаще всего хотелось бы рисовать живые, выразительные руки. Для этого вы можете пойти одним из двух путей: добавить отношение (т.е. добавить жесту драматизма, в результате чего получится позиция подвижной руки, которая, вероятно, никогда не используется в реальной жизни) или добавить естественность (наблюдайте за руками людей, которые не следят за своей жестикуляцией, чтобы увидеть те случайности, которые я имею в виду). Я не могу показать каждую позицию руки, но ниже вы можете увидеть примеры сдержанной и естественной / динамической руки:

* Примечание для конкретного случая - обученные бойцы всегда будут держать пальцы параллельно во время удара (как показано в сдержанной позиции), в противном случае они могут сломать костяшки пальцев.

Различия

Кисти индивидуальны у каждого, также как и черты лица. Мужские отличаются от женских, молодые - от старых и т.д. Ниже приведены некоторые существующие классификации, но они не охватывают весь диапазон характерных признаков, которые может иметь рука. Характерный признак - подходящее слово, т.к. кисти следует рисовать так, будто они являются персонажами со своим собственным характером: утонченные, мягкие, сухие, мозолистые, грубые и т.д. (См.Время практики)

Формы кистей

Пропорции пальцев по отношению к кисти имеют значение:

Формы пальцев

Даже ногти не у всех одинаковые! От природы нам даются плоские или круглые ногтевые основания, а ногтям люди уже искусственно придают различную форму.

Время практики

  • Понаблюдайте за руками разных людей. Во-первых, для того, чтобы понять анатомическое строение: как пальцы смотрятся в разных положениях, как проявляются и изменяются линии, как определенные детали зависят от напряжения и т. д. Во-вторых, для того, чтобы понять различия: как мужские руки отличаются от женских. Как они изменяются с возрастом? А как выглядят в зависимости от веса человека? Вы можете узнать кого-нибудь по рукам?
  • Сделайте несколько энергичных зарисовок любых рук - ваших, других людей, с фотографий. Не беспокойтесь о правильности пропорций, даже не смотрите на них слишком много - нам всего лишь нужно поймать выражение.

    Joumana Medlej is a Lebanese calligraphy artist, trained by a master in Beirut and now living in England. Her body of work encompasses drawing tutorials, graphic design, illustration, comic books, digital games and children"s literature.