Самые необычные художники мира и их картины. Самые абсурдные картины, проданные за миллионы долларов

Невероятные факты

Не любой из нас сможет оценить подобного рода картины по достоинству и прочесть между строк смысл, заложенный автором. Но, тем не менее, стоимость картин современных художников иногда просто зашкаливает, а коллекционеры и ценители искусства со всего мира приезжают на торги, чтобы прикупить приглянувшееся творение.

Порой за понравившуюся картину они выкладывают такие суммы денег, что даже сами авторы полотен остаются крайне удивленными.

Ниже представлен список самых странных современных картин, которые были проданы за миллионы долларов.

1. "Пространственная концепция" - Лучио Фонтана (Lucio Fontana)



Эта картина была продана за баснословные деньги на аукционе в Лондоне. Кажется, будто автор просто закрасил полотно цветом и "разорвал" картину косыми линиями. Возникает вопрос, конечно же, на миллион: если художник захочет получить за подобную картину еще больше денег, ему просто следует сделать еще один надрез?

А может, чем сильнее косят черты разреза, тем выше качество картины?

2. "Кроваво-красное зеркало" - Герхард Рихтер (Gerhard Richter)



Продана за 1 100 000 долларов .

”Картина – зеркало” ушла с молотка за 1,1 миллион. Безусловно, этот художник является автором множества прекрасных работ , однако, для понимания этой, судя по всему, нужно просто родиться художником.

Открыт секрет картин Рембрандта

Трудно, если вообще возможно, разглядеть в этом шедевре, нечто похожее на зеркало. Возможно, коллекционеру, который приобрел ее, просто хотелось видеть себя в большем количестве света, глядя в зеркало.

Самые дорогие картины

3. "Зелено-белый" - Эллсворт Келли (Ellsworth Kelly)




Работы этого художника очень противоречивы, критики разнятся во мнениях относительно их ценности, но, безусловно, эта картина – самый, что ни на есть настоящий драгоценный камень.

Это самое обычное полотно с деформированным кругом посередине, и существуют люди, готовые заплатить за право добавить это творение в свою коллекцию столько, сколько стоит небольшой тайский остров .

4. "Без названия" - Марк Ротко (Mark Rothko)



Многие отзывались нелицеприятно об этой картине, но она скорее просто скучна. Если бы ваш ребенок после окончания художественной школы принес бы вам такой рисунок, то возможно было бы два сценария развития событий:

а) вы бы жутко загордились и повесили бы картину вместо телевизора

б) сказали бы ему: "Хорошая работа, малыш. Только давай в следующий раз нарисуем что-то другое!"

5. "Без названия" - Блинки Палермо (Blinky Palermo)




Продана за 1 700 000 долларов.

Данная картина, как и многие другие творения этого художника, представляет собой наслоение цветных полотен друг на друга. Один из критиков отметил, что он целый час вглядывался в эту картину, но так ничего и не смог в ней обнаружить.

Другой критик выразился более глубоко: "Картины Палермо предлагают взгляду зрителя увидеть многогранные изменения в тонах, при этом полностью отсутствуют следы живописных нюансов и перегибов на поверхности полотен, вместо этого человек может лицезреть прекрасные, неразбавленные ничем цвета".

Самые знаменитые похищения картин

Надо быть настоящим профессионалом своего дела, чтобы замаскировать нехватку цветовых решений таким образом!

Странные картины

6. "Собака" - Жоан Мира (Joan Mira)




На самом деле у Мира очень много хороших , но эта действительно выделяется, причем не с самой положительной стороны.

А может быть коллекционер, который ее приобрел, просто хотел обладать частью наследия талантливого художника?

7. "Белый огонь I" - Барнетт Ньюман (Barnett Newman)




Очевидно, что люди, которые покупают подобного рода картины, необычайно богаты. Но богатые люди становятся богатыми благодаря своему уму.

Если это так, то почему интеллектуальный коллекционер купил такую работу на интернет-аукционе, основываясь лишь на скудном ее описании, выставленном на сайте?

Название картины – это мистический термин, который имеет непосредственное отношение к Торе . Сама Тора направлена на глубокое духовное единение, что Ньюман и пытается, по его словам, привить зрителю посредством своих работ.

Но разве так на самом деле? А может быть просто неискушенному человеку сложно проследить взаимосвязь между двумя линиями на чистом холсте и Торой?

8. "Без названия" - Сай Твомбли (Cy Twombly)



Эта работа сделана на скорую руку в домашних условиях на простой бумаге с использованием обычного воскового карандаша, то есть того же материала, которым пользуется ребенок, когда учится писать в детском саду.

Картина Пикассо – самое дорогое произведение искусства

Если немного притупить взгляд и посмотреть на картину, не покажется ли вам, будто этот шедевр крайне похож на попытку малыша научиться писать букву "е"?

9. "Ковбой" - Эллсворт Келли (Ellsworth Kelly)




Келли изучал искусство в течение более четырех лет в культурных заведениях Бостона и Парижа, прежде чем принять решение о направлении стиля своих работ. После проведенного исследования он остановился на том, что его работы будут "блочными".

Неопытному глазу выбор может показаться ошибочным, потому как, какова ценность этих блоков, реализованных на бумаге? Тем не менее, стоит признать ошибку, ведь с точки зрения экономики, выбор очень правильный, а вот с эстетической стороны, вряд ли автор принял правильное решение.

10. "Синий дурак" - Кристофер Вул (Christopher Wool)



Можно предположить, как обрадовался Кристофер, который специализируется на живописи слов, когда за такую огромную сумму денег была продана именно эта работа. Интересно, когда он писал свою картину, мог ли подумать о том, что ему удастся уговорить кого-либо приобрести ее?

Браво, Кристофер!

Самые дорогие картины художников

Искусство может не только вдохновлять, но и очаровывать или даже пугать. Создавая необычные художники воплощают самые потаенные образы, и иногда они оказываются весьма странными. Впрочем, у таких творений практически всегда находится множество поклонников.

Каковы же самые необычные картины мира, кто создает их и о чем они могут рассказать?

"Руки сопротивляются ему"

Эта жутковатая картина начинает свою историю в 1972 году. Именно тогда из Калифорнии, нашел у себя в архиве старую фотографию. На ней были изображены дети: сам Билл и его сестра, которая погибла в возрасте четырех лет. Художника удивило, что фотография была сделана в доме, который семейство приобрело уже после гибели девочки. Мистический случай вдохновил Билла на создание этой необычной картины.

Когда полотно было представлено искусствоведу, тот вскоре скончался. Трудно сказать, можно ли это назвать случайным совпадением, ведь и актер Джон Марли, купивший картину, в скором времени умер. Полотно было потеряно, а потом нашлось на свалке. Маленькая дочка новых владельцев картины сразу же стала замечать странное - она уверяла, что нарисованные дети дерутся или приходят к двери в ее комнату. Отец семейства поставил в помещении с картиной камеру, которая должна была бы реагировать на движение, и она сработала, но каждый раз на пленке оставались лишь помехи. Когда в начале нового тысячелетия полотно выставили на интернет-аукцион, пользователи начали жаловаться на плохое самочувствие после его просмотра. Тем не менее его купили. Ким Смит, владелец небольшой художественной галереи, решил приобрести что-нибудь необычное в качестве экспоната.
История картины не заканчивается - исходящее от нее зло теперь отмечают посетители выставки.

"Плачущий мальчик"

Упоминая необычные картины известных художников, нельзя не назвать и эту. О «проклятом» полотне под названием «Плачущий мальчик» знает весь мир. Для создания использовал собственного сына в качестве натурщика. Мальчик не мог плакать просто так, и отец специально расстраивал его, пугая зажженными спичками. Однажды ребенок крикнул отцу: «Гори ты сам!», и проклятие оказалось действенным - малыш вскоре умер от пневмонии, а его отец заживо сгорел в доме. Внимание к картине было привлечено в 1985 году, когда по всей Северной Англии начали случаться пожары. В жилых домах погибали люди, и только простая репродукция с изображением плачущего ребенка оставалась цела. Дурная слава преследует картину и сейчас - повесить ее у себя многие просто не рискуют. Еще более необычно то, что местонахождение оригинала остается неизвестным.

"Крик"

Необычные картины постоянно привлекают к себе внимание общественности и даже вызывают попытки повторить шедевр. Одним из таких полотен, ставшим культовым в современной культуре, является «Крик» Мунка. Это загадочное, мистическое изображение, которое кому-то кажется фантазией психически больного, кому-то - предсказанием экологической катастрофы, а кому-то и вовсе абсурдным портретом мумии. Так или иначе, атмосфера полотна притягивает к себе и не позволяет сохранить равнодушие. Необычные картины нередко бывают полны деталей, а «Крик», напротив, подчеркнуто прост - в нем использованы два основных оттенка, да и прорисовка облика центрального персонажа упрощена до примитивизма. Но именно такой деформированный мир и делает произведение особенно притягательным.

Необычна и его история - работу не раз похищали. Тем не менее она сохранена и пребывает в музее, вдохновляя кинорежиссеров на создание эмоциональных лент, а художников - на поиски не менее выразительных сюжетов, чем этот.

"Герника"

Кисти Пикассо принадлежат весьма необычные картины, но одна из них особенно запоминается. Экспрессивная «Герника» была создана как личный протест против нацистских действий в одноименном городе. Она полна личных переживаний художника. Каждый элемент картины полон глубокого символизма: фигуры бегут прочь от огня, бык топчет воина, поза которого напоминает распятие, у ног - раздавленные цветы и голубка, череп и сломанный меч. в стиле газетной иллюстрации впечатляет и сильно воздействует на эмоции зрителя.

"Мона Лиза"

Создавая необычные картины своими руками, Леонардо да Винчи сохранил собственное имя в вечности. Его полотна не забыты вот уже шестое столетие. Самое главное из них - "Джоконда", или "Мона Лиза". Удивительно, но в дневниках гения нет никаких записей о работе над этим портретом. Не менее необычно и количество версий о том, кто же там изображен. Некоторые считают, что это идеальный женский образ или мать художника, кто-то видит в нем автопортрет, а кто-то - ученика да Винчи. По «официальному» мнению, Мона Лиза была женой флорентийского купца. Как бы ни было на самом деле, портрет действительно необычен. Губы девушки изгибает едва заметная улыбка, а ее глаза потрясающи - кажется, будто это картина смотрит на мир, а не зрители вглядываются в нее. Как и многие другие необычные картины мира, "Джоконда" выполнена в особенной технике: тончайшими слоями краски с мельчайшими мазками, настолько неуловимыми, что ни микроскоп, ни рентген не могут определить следы работы художника. Кажется, что девушка на картине живая, а легкий дымчатый свет, который ее окружает, - настоящий.

"Искушение святого Антония"

Конечно же, самые необычные картины мира нельзя изучить, не ознакомившись с творчеством Сальвадора Дали. С его удивительной работой «Искушение святого Антония» связана следующая история. В момент создания шел конкурс по выбору актера для экранизации Ги де Мопассана «Милый друг». Победитель и должен был создать образ искушаемого святого. Происходящее вдохновило художника тем, использовался и его любимыми мастерами, например, Босхом. Он создал триптих на эту тему. Похожую работу изобразил и Сезанн. Необычность в том, что святой Антоний - не просто праведник, увидевший греховное видение. Это отчаявшаяся фигура человека, столкнувшаяся с грехами в виде животных на тонких паучьих лапах - если он поддастся искушениям, ножки пауков подломятся и уничтожат его под собой.

"Ночной дозор"

Необычные картины художников нередко пропадают или оказываются в центре мистических событий. С «Ночным дозором» Рембрандта ничего подобного не случалось, но загадок с полотном все равно связано множество.

Сюжет очевиден лишь на первый взгляд - ополченцы собираются в поход, взяв с собой оружие, каждый герой полон патриотизма и эмоций, у всех есть индивидуальность и характер. И сразу же появляются вопросы. Кто же эта маленькая, похожая на светлого ангела девочка в военной толпе? Символический талисман отряда или способ уравновесить композицию? Но важно даже не это. Раньше размер картины был другим - заказчикам она не понравилась, и они обрезали полотно. Его разместили в зале для пиршеств и собраний, где холст покрывался копотью на протяжении десятков лет. Теперь невозможно узнать, какими были некоторые цвета. Копоть от сальных свечей не может удалить и самая тщательная реставрация, поэтому о некоторых деталях зрителю остается только догадываться.

К счастью, сейчас шедевр в безопасности. И хотя бы его современный вид тщательно охраняется. Ему посвящен отдельный зал, чем могут похвастаться далеко не все знаменитые необычные картины.

"Подсолнухи"

Завершить список, в который вошли самые известные необычные картины мира, стоит Ван Гогом. Его произведения наполнены глубокой эмоциональностью и скрывают за собой трагичную историю непризнанного при жизни гения. Одной из самых запоминающихся картин является полотно «Подсолнухи», в котором сконцентрированы характерные для художника оттенки и мазки.

Но интересно оно не только поэтому. Дело в том, что полотно постоянно копируют, и количество достаточно успешно проданных копий превышает те, которыми могут похвастаться другие необычные картины. При этом, несмотря на такую популярность, картина все еще остается уникальной. И по-настоящему не удалась никому, кроме Ван Гога.

Сегодня мы хотели бы немного рассказать вам о тех людях, которые, на наш взгляд, являются одними из самых необычных художников современности. Они используют нестандартные техники, необычные идеи, вкладывая в свои уникальные работы весь свой креатив и талант.

1. Лоренцо Дюран

Его способ создания картин основан на исторических исследованиях резки по бумаге в Китае, Японии, Германии и Швейцарии. Он собирает листья, моет, сушит их, спрессовывает и аккуратно вырезает на них свои картины.

2. Nina Aoyama



На первый взгляд, может показаться, что эта юная француженка не делает ничего особенного — просто вырезает из бумаги. Но свои вырезки она наклеивает на ткань или стекло, и получается такая красота!

3. Claire Morgan


Британская художница Claire Morgan создает необычные инсталляции, которые застывают прямо в воздухе. Рабочим материалом для художницы служат сухие растения, зерна, насекомые, чучела животных и свежие фрукты. Тысячи деталей инсталляции с ювелирной точностью закреплены на тонкой леске. Воздушные скульптуры Claire Morgan посвящены Земле и всему живому на ней обитающему.

4. Mike Stilkey



Mike Stilkey создает картины из корешков книг. Он выстраивает из книг целую стену, и на их корешках пишет свои картины. Майк долгое время мечтал издать альбом со своими картинами, но ни одно издательство не бралось за это. Его живопись не находила отклик в среде критиков. Тогда художник решил, пусть книги расскажут о его творчестве.

5. Джим Деневан



Джим рисует на песке узоры с небывалой математической точностью. Джим рисует в основном на пляжах, однако в последнее время он начал рисовать и в пустынях. «На пляже у меня не так много времени, как в пустынях, — говорит он. – Ведь океан очень быстро все смывает».

6. Vhils



Его работы необычны тем, что он выцарапывает их на старой штукатурке.

7. Брюс Мунро



В своем творчестве он работает со светом. Не так давно открылась его инсталляция очередного поля света в английском городе Бат. Она представляет собой поле усеянное лампами на тонких пластиковых стебельках. Выглядит как декорация для фильма «Аватар».

8. Jason Mecier


Проблема наркомании остро стоит во всем мире. В попытке обратить на нее внимание широкой общественности, талантливый американский художник Jason Mecier выполнил портреты звезд из таблеток. Самое интересное, что художник в качестве материала для своих полотен использовал только таблетки, которые отпускают по специальному рецепту, которые он легально никак не мог бы раздобыть. Можно сказать, что Джейсон совершил противозаконный акт, но тем самым он привлек внимание к нелегальному распространению наркотических средств.

9. Дженнифер Маестре


Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Какие-то — затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые — удивляют непомерной ценой.

«Странность» — это довольно субъективное понятие, и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства.

Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см

Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще 5 лет, так и получилось.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника»

1937, холст, масло. 349×776 см

Музей королевы Софии, Мадрид

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

1434, дерево, масло. 81.8×59.7 см

Лондонская национальная галерея, Лондон

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.
В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Михаил Врубель «Демон сидящий»

1890, холст, масло. 114×211 см

Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

1871, холст, масло. 127×197 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.
Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом называл полотно «натюрмортом» — на нем изображена «мертвая природа».
Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Грант Вуд «Американская готика»

1930, масло. 74×62 см

Чикагский институт искусств, Чикаго

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.
Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.
Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные»

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка»

1917, холст, масло

Государственная Третьяковская Галерея

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» — это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

1500-1510, дерево, масло. 389×220 см

Прадо, Испания

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Густав Климт «Три возраста женщины»

1905, холст, масло. 180×180 см

Национальная галерея современного искусства, Рим

«Три возраста женщины» одновременно и радостна, и печальна. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние. Молодая женщина органично вплетена в орнамент жизни, старая — выделяется из нее. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью.
Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

Эгон Шиле «Семья»

1918, холст, масло. 152.5×162.5 см

Галерея «Бельведер», Вена

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.
«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то, что это — наименее странно выглядящая его картина. Он нарисовал ее перед самой смертью, после того, как от испанки умерла его беременная жена Эдит. Он умер в 28 лет спустя всего три дня после Эдит, успев нарисовать ее, себя и их так и нерожденного ребенка.

Фрида Кало «Две Фриды»

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
В одной из лучших картин — «Две Фриды» — она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность.

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

1899, холст, масло

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние. Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

Джексон Поллок «Номер 5, 1948»

1948, фибролит, масло. 240×120 см

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита — самая дорогая картина в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

Жоан Миро «Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»

1935, медь, масло, 23×32 см

Фонд Жоана Миро, Испания

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что это картина говорит нам об ужасах гражданских войн.
Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

Яцек Йерка «Эрозия»

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создавая новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала, и нам пришлось выбрать одну — для иллюстрации его фантазии и мастерства. Рекомендуем ознакомиться .

Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Если не брать всерьез течение реализма, то живопись всегда отличалась от других жанров искусства своей странностью. Метафоричность изобразительных образов, поиск новых форм и оригинальных средств выражения художников - всё это способствует гигантскому отрыву живописи от реальности. Писать очевидно для стоящего художника творческой смерти подобно. В картине должна быть глубина и подтекст, чехарда смыслов. В какой-то работе их больше, в какой-то меньше, но есть и такие, где их количество зашкаливает. Эти картины называют странными, их истинный смысл известен одному только автору. Вот 10 самых странных из них:

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» - Лондонская национальная галерея, Лондон

1434, дерево, масло. 81.8х59.7 см

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены
является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи
Северного Возрождения.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами,
аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк
был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в
исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на
котором присутствовал художник.

В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Эдвард Мунк "Крик" - Национальная галерея, Осло

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5 см

"Крик" считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно
небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и
оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным
фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от
волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард
Мунк об истории создания картины.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и
безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от
звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и
есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза,
от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не
возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» - Музей изящных искусств, Бостон

1897-1898, холст, масло. 139,1х374,6 см

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была
написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он
хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это
полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не
создам что-то лучше или даже похожее».

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три
основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три
женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа
символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной
группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти,
кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног
«странная белая птица… представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника» - Музей королевы Софии, Мадрид

1937, холст, масло. 349х776 см

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году,
рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город
Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью
уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы
над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках
можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара
фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и
беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны.
Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже.
Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Михаил Врубель «Демон сидящий» - Третьяковская галерея, Москва

1890, холст, масло. 114х211 см

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный
длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о
том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой
известной своей картине:

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при
всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа,
внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с
печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов.
Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого
между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны» - Государственная Третьяковская галерея, Москва

1871, холст, масло. 127х197 см

Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он
рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался
передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в
пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста!
Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально)
горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа
стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой
изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.

Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом,
лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто
этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом
называл полотно «натюрмортом» - на нем изображена «мертвая природа».

Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и
опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею
«Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на
черепах.

Грант Вуд «Американская готика» - Чикагский институт искусств, Чикаго

1930, масло. 74х62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в
американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI
столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые
указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по
меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера,
повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто
посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от
неуюта.

Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств
восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата
Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь
неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные» -

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На
одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на
другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя
фигурами без лиц Магритт передал идею и слепоте любви. О слепоте во всех
смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а
кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга. Но при этой
кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских
влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта - это ребусы, которые полностью
разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия.
Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой
таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка» - Государственная Третьяковская Галерея

1917, холст, масло

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал
восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и
любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая
парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле
непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала
синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его
живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений» - Прадо, Испания

1500-1510, дерево, масло. 389х220 см

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху
сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований
картины не признано единственно верным.

Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха
заключается в том, как художник выражает главную идею через множество
деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими
карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно
острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение
жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие —
торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к
этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться,
что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.