Черные археологи. Чёрные

«ЧЕРНОЕ» ХОББИ (монолог «черного археолога»)

Давайте сразу определимся с терминами. На нашем сленге «черный копатель» это не тот, кто копает без лицензии. Это тот, кто нарушает человеческие законы. Вот их ненавидят все поисковики. Это и есть «черные копатели». Им не важно, что они находят; не важно, где ищут. Важно только одно – чтобы стоило дорого. Когда меня называют «черным копателем», мне плохо делается. Давайте мы будем осторожно говорить: не «черный копатель», а «поисковик».

Этот мир «поисковиков» довольно большой. Он делится на несколько сегментов. Первый сегмент – это почти половина от всех российских поисковиков. Это люди, для которых поиск археологических артефактов такое же хобби, как охота или рыбалка. Или как сбор грибов, например. Эти поисковики – просто азартные любители. Они не преследуют никаких финансовых интересов. Среди них много нумизматов и фалеристов [коллекционеров орденов, медалей, нагрудных знаков и т.д. – прим. ред.].

Среди этой группы есть одно, но очень важное правило: никогда не копать в черте архитектурных и археологических памятников [именно раскопки на территории памятников трактуются законом как преступление – прим. ред.].

Скажу еще раз: мы копаем только в местах, которые не являются памятниками. Но эти места очень часто бывают невероятно интересны.

Вот, допустим, есть Бородинское поле. Это археологический памятник. Там я даже не прикасался к земле. Ни разу не достал свой металлоискатель. Потому что этот памятник изучают специалисты. Это их работа. Но секрет в том, что Бородинское поле, как памятник, огорожено речкой. Все, что за речкой, – уже не памятник. Но там тоже были кой-какие стычки наших с французами. И вот там я уже занимался раскопками.

К сожалению, процентов семь любителей копать – откровенные дураки. Может, их и больше. Они не злобные и не хотят намерено копать на территориях археологических памятников. Но такой дурак может не понять, что он на настоящем кургане стоит. Таких копателей надо бояться. Они вроде бы неплохие люди. Но относиться к археологическому наследию так, как это делают они, просто нельзя. Это все равно, что пьяному сесть за руль. Они просто не понимают, что делают.

СТРАСТИ ВОКРУГ КЛАДОВ
Меня никогда не интересовала денежная ценность предметов, которые я нахожу. Моя цель – прикосновение к истории. Это гораздо дороже.

Когда я впервые нашел куски русского чугунного ядра и показал сыну, мы с ним сели и начали представлять, что чувствует человек, когда такая штука свистит мимо него… А если эта штука еще в него и попадет, то там вряд ли что-то останется. Кстати, только один осколок этого ядра весил около полутора килограммов. Когда ты держишь в руках вот такое ядро, ты понимаешь, как деды воевали. Это не кто-то что-то тебе рассказал. Этот ты сам чувствуешь и понимаешь руками.

Еще я ищу ради самого поиска. Это же приключение. Вы знаете, за всю свою копательскую карьеру я нашел два клада. Иду как-то с металлоискателем вдоль Волги. Вдруг он дает двойной звук – это значит, что где-то совсем рядом лежит цветной металл. Начинаю копать. И вдруг лопата ударяется о доски. Поднимаю доски и вижу полиэтиленовую пленку, а под ней – новые доски, наложенные поперек первых. Потом опять пленка и опять доски. Так три слоя. Наконец я поднимаю последние доски и вижу три ящика.

В первом ящике лежали пустые трехлитровые банки и пачка соли. Второй ящик был из-под артиллерийского комплекта. Он был покрыт плесенью и пустой. А в третьем ящике – лежала лампа, топорик, самодельный нож и пила. Я понял, что это ребята играли в Тома Сойера. Приятели, которым я показывал, сказали, что самое ценное в «кладе» – это банки. И забрали их себе.

А второй клад я нашел в брошенной избе, под половицами возле печки. Это был чугунный горшок, полный ржавых канцелярских скрепок. Кому нужно было это прятать – ума не приложу!

КОГДА РАСКОПКИ – БИЗНЕС

Кроме любителей, есть еще профессиональные поисковики. Их где-то 25%. У них хорошая техника: металлоискатели, квадрокоптеры (с их помощью они прочесывают местность). Кстати, их технические решения иногда очень остроумны. Например, к рыболовной удочке они привязывают мощный магнит, и тщательно прочесывают им дно водоема. Или делают ящик из сита и через него пропускают ил со дна. Я раньше думал, что это неинтересно. Но когда один мужичок выложил передо мной вот такую горку монет, которых он наковырял в реке за два дня, я просто изумился. Самое интересное было начать эту горку разбирать.

Профессиональные поисковики тоже не работают на территориях памятников. Они раскапывают старые деревни и урочища. Во многих местах, например в Подмосковье, за такими копателями следят полицейские дроны. Они отслеживают с воздуха копателей, находят их машины, фиксируют номера. И потом, при выезде на трассу, машину тормозят и проверяют.
Эти люди уже продают свои находки любителям старины. Это делается на специализированных сайтах, на барахолках…Зайдите в интернет на любой сайт копателей. Продается все что угодно: посуда, украшения. Это не только старинные вещи. Вы не представляете себе, какое количество украшений теряется на наших пляжах! на старых пляжах, например, очень много золотых украшений советского времени. Поисковикам-профессионалам все равно, к какому времени относится находка. Главное ее ценность. Если за нее можно что-то получить – нет проблем.

МОРАЛЬ И НЕМЦЫ
Где-то 22% от всех искателей – это хорошие специалисты по военному поиску жертв Второй мировой войны. Это не официальные копатели, но у них есть свой кодекс. Они не чураются продавать что-то найденное, но при этом всегда остаются людьми. Вот вам ситуация.

Некто из неофициальных поисковиков выкладывает на форум фотографию убитого немца, найденного в окопе. У этого немца целый ряд золотых зубов. Потом тот же поисковик снова показывает фотографию черепа, на которой золотых зубов уже нет. «Мы золотишко-то фрицевское прибрали», – пишет он на сайте. Такого откровенного мата от других поисковиков в его сторону я давно не читал. Потом тот, кто выложил фото, признался, что пошутил. Никто и никогда не ворует драгоценности! Даже у немца.

Увы, среди военных копателей есть еще процента три отморозков. Они очень любят раскапывать военные, особенно немецкие, кладбища. У них есть даже циничный термин «лежанка». По слухам, по топографическим картам они находят эти захоронения. Там кресты на большинстве могил снесены, но сами могилы остались. Они раскапывают подряд все могилы. Все ценное продают. Это люди, у которых, как мне кажется, нет ничего святого. Но нельзя из-за небольшой группы отморозков вводить такие запрещающие законы.

НЕУДОБНЫЙ ЗАКОН

Есть в Москве такой район Митино. Мало кто знает, что лощина, которая отделяет Митино от соседнего района, это часть древнего пути из варяг в булгары VII-XII века [«Волжский торговый путь» –прим. ред. ]. Там нет никаких археологических памятников. Но однажды я нашел там топорик. Он оказался инструментом восточных славян XII-XIII веков. Этот древний топорик мне совсем не нужен. Я хочу отдать его специалистам. Но не могу. Если я принесу его специалистам, то я преступник. Я вообще не имею право с металлоискателем ходить!

Но бывают и хуже ситуации. Вот я состою в клубе нумизматов. В этом клубе уже были неприятные прецеденты. Полицейские просили меня документально подтвердить, откуда у меня взялась каждая монета в коллекции. У кого я ее купил, когда купил и по какой цене. На кажду. монету у меня должна быть квитанция. Я занимаюсь нумизматикой почти 40 лет! Откуда у меня квитанции на советские монеты или на монеты, купленные на блошином рынке в Париже? А если этих квитанций нет, это все конфискуется. Бывали случаи, когда люди выставляли на форум свои коллекции, и их тоже конфисковали.

Сегодня, с точки зрения закона, я преступник. Меня не уважают. Выходит, что если человек взял ружье, он обязательно убийца. Это не так.

Возможно, многие вещи надо узаконить. Например, находку клада. Вот ты нашел клад. Что делать? По уму надо бы, чтобы ты сразу ехал в музей, показывал свой клад, его бы там регистрировали, описывали. Какие-то уникальные вещи оставляли в музее, но остальное – археологический ширпотреб – отдавали бы тому, кто это нашел. Это было бы разумно.

ИСТОРИЯ ПРОТИВ КОПАТЕЛЕЙ (монолог «белого археолога»)
Говорит Михаил Гоняный, руководитель Центра археологических исследований «Куликово поле»:

Любой человек, который работает без «открытого листа» [специального разрешения, выдаваемого Институтом археологии РАН – прим. ред.], не пишет о результатах своих работ научный отчет и не сдает его в РАН, является «черным копателем». Любой. Потому что он выдергивает из земли информацию; следовательно – ее уничтожает. Вольно или невольно, с наживой или без наживы.

Вот такой пример. Мой приятель с детства увлекается собиранием русских момент. По профессии он электрик. Он никого не грабит, просто собирает монеты и дореволюционные бутылочки. Он рос в местечке Молоди под Москвой. Там, в 1572 году русская армия под руководством князя Воротынского дралась с армией крымского хана Девлет-Гирея. Это сражение очень важно для нашей национальной истории. Здесь впервые была одержана победа над крымскими татарами. В 1571 году Девлет-Гирей сжег Москву, а в 1572 он шел на Русь, чтобы окончательног подчинить, поделить на улусы и высасывать ее экономические силы. Но нам удалось выстроить гуляй-город и выиграть это сражение.

Мой приятель на протяжении 20 лет ходил по этому месту с металлодетектором. Находил монеты, пульки, стрелы, удила. Но брал в основном монеты. И монет он там нашел литровую банку. Попутно он съездил на свою малую родину в Калужскую область. Там пошакалил. Потом поехал в Рязанскую область. Там поискал. Он все монеты ссыпал в одну банку. И когда я с ним увиделся, я ему сказал: мне твои монеты не нужны, мне нужны места, где они лежали. Эти монетки приплыли туда не просто так. Те, кто сражались на том Молодинском поле, носили на поясе калиту, мешочек с деньгами. Он в бою терялся, высыпался. По месту нахождения этих монет мы, археологи, много чего могли бы установить.

Мой приятель не один ходил по этому полю. Там толпы людей ходили. Они это делали без злых намерений, но кто чего нашел – теперь концов не найдешь. Археологи тоже ходили, конечно. В 2009 году на этом поле мы нашли 34 исторические находки. В 2014 году было уже 8 находок. Уже чувствовалось, что находок намного меньше.

А в 2017 году решили часть Молодинского поля застраивать логистическим центром на 60 га. И чтобы затормозить это строительство, надо было найти точное место сражения. Вице-губернатор московской области в мае 2017 года поручил мне это сделать. Я уехал туда в середине апреля, понимая, что я, как ученый, как гражданин, не могу допустить, чтобы построили склады на месте сражения, которое имеет значение не меньшее, чем Куликовская битва. Это место надо сохранять. Но как его найти, если там ничего не осталось? Грабители выбрали все дотла. Я там работал почти 4 месяца. Там практически нет пуль, монет. Я нашел примерно место сражения, но не нашел его границ. И что теперь сохранять?

Есть несколько статей и подзаконных актов, которые препятствуют деятельности черных копателей, но это все не работает. Милиция не понимает, кого ловить. Чтобы поймать грабителя, его нужно застать на памятнике археологии, а в его карманах нужно найти исторические артефакты. Грабитель это знает и сует в карманы бутылочные пробки. Часто у грабителей на стреме стоит человек с рацией и докладывает, кто к ним приближается. Они сразу смываются. Как доказать?

Мы с главным археологом Москвы Леонидом Кондрашовым периодически делаем рейды. Мы берем с собой полицию. Но полиция очень неохотно ездит с нами. Мы договариваемся с полковниками, а рядовые неторопливо выезжают, когда мы уже видим этих грабителей. Если милиция рано приезжает, мы успеваем кого-то схватить, а если нет, мы их спугиваем и они сматываются. Досмотреть человека имеет право только милиция. А я нет. Я могу только присутствовать и говорить: артефакты из его карманов древние или нет. Ну, несколько человек поймали этой осенью. У них конфисковали оборудование, поисковую аппаратуру – и все.

Это безвыходная ситуация. Закон не работает. Если милиция не ловит, кто будет ловить? Если я сам ловлю кого-то, я делаю по-другому. Мы выходим — десять мужиков. «Вот твоя машина, – говорим, – вот твой металлоискатель, клади его под машину и езди по нему». Нельзя сказать, что я у него что-то отнял. И он понимает, что мы имеем право. Но это только в тех местах, где мы давно работаем. А в других местах ловить некому.

Сложившийся в сознании обывателя образ "черного археолога" не очень привлекателен. В СМИ их представляют как беспринципных охотников за наживой, глумящихся над древними могилами и уничтожающих бесценное культурное наследие. Иногда, конечно, такое случается. Однако на самом деле чаще их деятельность приносит пользу исторической науке.

Начнем с того, что серьезной коммерческой выгоды их деятельность, как правило, не приносит. Согласно свидетельствам самих "копарей" (именно так называют себя эти неофициальные любители старины), один "раскоп" приносит каждому его участнику не более пяти тысяч чистой прибыли. Остальные средства, полученные от продажи артефактов, идут на то, чтобы окупить расходы на экспедицию.

Конечно, речь идет о средних доходах, - иногда прибыль от продажи может исчисляться сотнями тысяч долларов. Однако такое бывает крайне редко и в большинстве случаев не в нашей стране, а где-нибудь на островах Карибского моря.

По рассказам отечественных черных археологов, только один из десяти раскопов способен принести хоть какую-то прибыль. Остальные девять - сплошные убытки. Правда, следует заметить, что среди копарей очень много тех, кто собирает древности не для продажи, а для пополнения собственной коллекции или обмена на недостающие экземпляры. Понятно, что для них раскопки вообще никогда не бывают прибыльными.

Да и рыночные цены на древние артефакты сейчас довольно низкие. Как рассказывают украинские копари, за 9 полтораков (серебряных монеток первой половины XVII века) дают всего лишь около 20 долларов. Рядовые древнеримские динарии стоят от 10 долларов за штуку, что тоже достаточно дешево. Не дороже стоят и другие предметы, которые чаще всего попадаются черным археологам: фибула или бляха идут всего за 10 долларов, а железный наконечник копья X века покупают за 1,5-2 доллара.

Так что, как видите, особой прибыли раскопки действительно не приносят. Поэтому логично предположить, что в большинстве случаев черными археологами движет не жажда наживы, а любовь к древностям, а также азарт и страсть к приключениям. Ну и, конечно, стремление разгадать тайны истории.

Что касается осквернения могил, то мне, если честно, не совсем понятно, почему осквернителями не считают вообще всех археологов (и антропологов заодно). Ведь копаться в захоронениях - их любимое дело. Однако, если официальная научная экспедиция вскрывает гробницу какого-то царя и уносит его останки в музей, - это почему-то считается в порядке вещей. А вот если то же самое сделают черные археологи (которые, как правило, забирают лишь ценные артефакты, а кости закапывают обратно), - все вокруг сразу начинают вопить об осквернении захоронений.

Обвинение в том, что черные археологи разрушают культурные ценности, также представляется весьма неубедительным. Хотя бы потому, что "белые" археологи сплошь и рядом занимаются тем же самым. Те, кто хоть раз принимал участие в археологической экспедиции, прекрасно знают, что в основном "копачем" занимаются не многоопытные профессора и доценты, а студенты и наемные рабочие. По моим личным впечатлениям, да и не только моим, эти "рядовые" армии археологов в процессе работы умудряются разрушить столько всего, что каждый вечер начальники раскопок за традиционным стаканчиком водки клянутся и божатся никогда больше не допускать до древностей этих "вандалов".

Происходит подобное в основном потому, что большинство "рядовых" совершенно не заинтересованы в результатах своей работы - им вовсе не хочется аккуратно раскапывать на жаре какие-то непонятные кирпичи, черепки и прочие камешки. Значительная часть таких работничков думают лишь о том, чтобы поскорее закончить смену и вернуться в прохладную палатку к припрятанной бутылочке охлажденного пива. Поэтому большинство работ и проводится, что называется, тяп-ляп.

В отличие от официальных археологов, копари проводят раскопки более тщательно, поскольку их интересует именно результат. И разрушений от их деятельности куда меньше, чем от экспедиции, в которой участвуют молодые балбесы, абсолютно не заинтересованные в сохранности культурных памятников. Не спорю, случается, что во время раскопок черные археологи разрушают объекты, не представляющие для них особой ценности. Но это следствие того, что их постоянно преследуют сотрудники правоохранительных органов и бандиты.

Кстати, чаще всего как вандалы ведут себя охотники за скифским золотом. Скифские артефакты из золота ценятся весьма дорого - от 100 долларов за грамм и выше. Неудивительно, что данная отрасль черной археологии не менее опасна, чем изыскания легендарного профессора Индианы Джонса (тоже, кстати, типичного черного археолога). Поэтому, как правило, "скифские копари" не работают в одиночку с лопатой, а "по-быстрому" сносят древние курганы и могильники экскаватором. Потому что, если действовать традиционными методами, можно легко расстаться со свободой и даже с жизнью.

В чем еще обвиняют копарей? В том, что они дилетанты, поскольку не ведут подробных описаний места и хода раскопок. Однако в нашей стране это просто невозможно: такого рода описания - неопровержимая улика, доказывающая преступление (ст. 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"). Самое интересное, что больше никак нельзя доказать, что археологи нарушили закон: наличие раскопа или древних артефактов само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. А вот обнаружение плана раскопок или детального описания - это уже доказательство правонарушения. Неудивительно, что никому из копарей и в голову не придет составлять подобные документы.

Что касается утверждения, будто черные археологи сплошь дилетанты, то это большое преувеличение. Их знаниям по истории и археологии может позавидовать любой профессор. Подобные нападки со стороны ученых, по всей видимости, объясняются тем, что эти дилетанты в свободное от основной работы время занимаются любимым делом - ищут древности, а не тратят свои силы на защиту бесполезных, с их точки зрения, диссертаций, составление отчетов и прочие бюрократические процедуры.

Возможно также, что именно поэтому копари и не стремятся вписаться в официальное научное сообщество. Устраивать же собственные музеи, институты и курсы по черной археологии у них нет никакой возможности, ведь во многих странах, в том числе и в России, их деятельность считается преступной. (Как вы думаете, разрешили бы, к примеру, наркоманам организовать Институт по изучению наркотиков?) Однако, как показывает опыт, если закон не запрещает черным археологам вести раскопки, то многие из них, как правило, создают частные музеи, в которых проводят исследования ученые из многих стран мира.

Хороший пример - история знаменитого "короля кладоискателей" Мелвина Фишера. Этот гражданин США больше половины своей жизни потратил на поиски затонувших кораблей знаменитого "серебряного каравана" - испанских галеонов, перевозивших награбленные сокровища индейцев из колоний в метрополию. За полвека им было найдено около десятка затонувших кораблей, самым известный из которых - испанский галеон "Аточа", налетевший на рифы в 1622 году. Стоимость клада, обнаруженного на "Аточе", исчислялась сотнями миллионов долларов. Это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.

Фишер не передал сокровища в музеи США. Часть добытого груза он распродал, причем за весьма большие деньги (в числе покупателей были не только частные коллекционеры, но и музеи многих стран мира), а другая часть до сих пор хранится в созданном им под конец жизни частном музее во Флориде. Причем на этом материале уже написаны десятки диссертаций и научных статей. Получается, что типичный черный археолог оказал мировой науке такую услугу, которую до него никто оказать не сумел. Кроме того, в ходе многолетних подводных экспедиций "король кладоискателей" создал оригинальную методику поиска и обследования затонувших кораблей. Ею до сих пор пользуются и официальные ученые.

Фишер, кстати, не единственный черный археолог, создавший собственный музей. Так, например, в 1982 году американец Барри Клиффорд нашел корабль "Уайда", капитаном которой был знаменитый пират Сэмуэль Беллами. Правда, Клиффорд не обнаружил на его борту золота и драгоценностей, о которых говорили многочисленные легенды. Зато нашел огромный арсенал пиратского оружия, обладающий немалой исторической и коллекционной ценностью.

Поэтому после экспедиции, чтобы окупить расходы, Клиффорд организовал парк-музей, в котором поднятые со дна предметы воссоздавали атмосферу жизни на пиратском судне. Этот "пиратский уголок" ежегодно посещают не только ученые, но и весьма далекие от науки люди. Например, съемочная группа фильма "Пираты Карибского моря".

Так что, как видите, не такие уж они и вредные эти черные археологи. Если бы их не преследовал закон и им разрешалось организовывать собственные музеи и исследовательские центры, то они могли бы разгадать множество исторических загадок. Как показывает опыт, у них это получается куда успешнее, чем у официальных ученых.

Посвящённая авантюре "любителя металлопоиска" Сергея Кулиничева. Естественно тут же всплыли комментаторы и прямо таки "закричали" о беззаконии, продажных "архах" и беспорочных любителях металлопоиска. В связи с этим, не могу удержаться от ряда замечаний об этой истории и её героях.

1. Об "археологической мафии" и "безобидном хобби"
Кулиничев и сотоварищи, доказывая свою "пушистость", любят обвинять археологическое сообщество во всём, что угодно. Вот свеженький комментарий от одного из "копателей":

Николай - Питер
Этот Кулиничев реальный человек борящийся с официальными археологами-коммерсантами - археологической мафией, которые стремятся запретить реальное изучение истории и хобби десятков тысяч людей, вводят в заблуждение полицию сообщая туда заведомо ложную информацию. Всё это делается для сокрытия арх. находок с последующей реализацией нечестными официальными археологами и для разворовывания средств выделяемых государством на деятельность археологов, в большинстве случаев предоставляющих нулевые отчёты при разворовывании ими обнаруженных арх. находках. Наиболее алчные археологи бросаются на любого человека с металлодетектором, будь он в перепаханом поле или идущего по дороге суля ему нешуточные проблемы...

Так вот, я и есть тот самый "алчный археолог, бросающийся на любого человека с металлодетектором". А о том, что я скрываю или не скрываю можно судить по этому журналу, ну или просто приехать в экспедицию во время раскопок. Про "нулевые отчёты" (и находки которые "скрывают") можно узнать зайдя на любой археологический портал с новостями, электронную базу данных археологических находок или почитав свежие археологические сборники. Про вред "безобидного" хобби я пытался образно объяснить вот в этой .

2. О Сергее Кулиничеве и его борьбе
Сергей Кулиничев из Брянска личность неоднозначная и даже в "стане копателей" к нему отношение противоречивое.
Своей деятельностью он пытается добиться возможности безнаказанно копать с металлодетектором в любом месте, которое не огорожено забором из колючей проволоки с пулемётными вышками по углам не обозначено как объект культурного наследия. Смысл его доводов примерно такой: "законы, запрещающие несанкционированные археологические раскопки, касаются только археологов, а "неархеологи" могут искать и выкапывать древности совершенно свободно". Утверждение весьма бредовое (хотя иногда срабатывает даже в суде). В принципе, это всё равно, что сказать: "законы об охоте касаются только охотников имеющих охотничьи билеты". Примерно так:

А: "Гражданин вы охотитесь в заповеднике и должны (в соответствии с законодательством) понести наказание"
Б: "Дык, меня это не касается. Я не охотник. У меня охотничьего билета нет. Без него я просто придурок с ружьём"
А: "Но вы здесь с ружьём. Вы стреляли в заповеднике!"
Б: "Так я по банкам стрелял. У меня вообще цели охотится не было, я просто люблю свежий воздух, активный отдых и пустые банки! А кабан сам за банки прыгнул, я его случайно подстрелил и собирался к ветеринару отнести. Да и зверей в вашем заповеднике нет, кого тут охранять-то?".
А: "Так потому и нету, что вы всех истребили!"
Б: "Я животных не истребляю, я их люблю и спасаю для людей. Ведь учёные же до них всё равно никогда не доберутся и они все вымрут из-за кислотных дождей. Зато у меня есть отличная коллекция чучел. Хотите покажу? Часть из них (те, которые моль поела) я даже подарил в школьный музей".
А: "???" [впадает в истерику, начинает биться головой о ствол ближайшего дуба, его неожиданно выносят].

Короче, как у Хармса: "тут же побледнел, как полотно, и как тростинка закачался и неожиданно скончался".
.....

Сам Кулиничев прекрасно осознаёт, что занимается поиском древних предметов, которые находятся на территории археологических памятников. А памятник является памятником по самому факту своего существования, независимо от того, внесён он в реестр или нет (это примерно, как считать что человек без паспорта и не человек вовсе). Именно поэтому археологи обследуют участки (уходящие под освоение и застройку), на которых не значатся никакие памятники и ежегодно выявляют десятки и сотни новых селищ и могильников.

А господин Кулиничев готовится и дальше разорять культурное наследие России. Вот как он об этом говорит на одном из форумов (где известен под ником Plotnik) -

3. О бескорыстных "любителях металлопоиска"

Касаясь других герое этой истории и полей, "на которых ничего нет", предъявлю ещё несколько фактов.
Вечером, 19 мая, после задержания Д. А. Харькина и В. М. Ластовки на популярном среди "копателей" форуме Reviewdetector появилось следующее сообщение от пользователя под ником -=Demon=- -

Интересно, чем же этот -=Demon=- здесь занимается?
Посмотрим предыдущие сообщения.
6 мая 2012 г. а -=Demon=- выставил на определение и оценку только что добытую привеску, сделанную из золотой западноевропейской монеты XV в., найденной где-то недалеко от Новгорода. Любому ежу понятно, что такой предмет может, залегать только в культурном слое археологического памятника, да и то не всякого. Монета выдающаяся. Однако, оставим её нумизматическую значимость за скобками. Она гораздо важнее как исторический источник, свидетельствующий о контактах жителей Новгородской земли с Западной Европой. Но именно эта составляющая в результате "демонических" действий безвозвратно утрачена - мы никогда не узнаем к какому памятнику относится это свидетельство.

То есть, как видите, этот человек давно и активно промышляет разграбление археологических памятников. Нашего с вами общего культурного наследия.

Ещё один "борец с беззаконием", приехавший защищать Харькина и Ластовку на место происшествия. Он оказался новгородским дилером компании Minelab (чужеземного производителя металлодетекторов) и владельцем магазина "Эхо войны" на новгородском автовокзале, в котором продаются, среди прочего, предметы, которые могут быть получены только в ходе незаконных раскопок. Вот его витрины -

Вот такие они, бескорыстные любители истории с металлодетекторами...

Есть среди "металлодетектеристов" те, кто не понимает что творит или просто бездумно развлекается. Обращаясь к ним, скажу:
- Бросьте вы это. Это не хобби, это уничтожение нашей с вами истории и нашей с вами культуры.

P. S. Вчера ездили на очередное обследование в Поозерье (ключевой район для изучения ранней истории Новгорода и Новгородской земли). Были как раз рядом с Васильевским, где разворачивались первоначальные события этой истории. В нескольких километрах от него находится средневековое городище Георгий с сопутствующими селищами. И рядом с городищем (на фотографиях - возвышенность поросшая деревьями), и на расположенном напротив селище (где мы ловили "кладоискателя" в 2011 г.) свежие следы металлопоиска.

Какая уж тут культура...

Бронзовый диск с золотыми изображениями звезд и небесных тел, найденный в Германии - одна из самых загадочных археологических находок последних лет. Если археологи правы, он мог быть не только украшением, но и астрономическим прибором для вычисления затмений!Этот диск, датируемый 1600 годом до н. э., имеет 32 см в диаметре. На нем размещены золотые звезды, серп Луны, Солнце или полная луна, а также нечто типа серпа (возможно, изображение "небесной ладьи"). С обеих краев диска находились 2 золотые накладки, но одна из них не сохранилась: то ли была сбита лопатой, то ли утрачена еще в древности. Рентген показал, что под накладкой спрятано еще две звезды. Это значит, что накладки были добавлены позже.

(Всего 7 фото)

Характерный цвет "ночного неба" был придан бронзе намеренно, скорее всего, при помощи тухлых яиц. По краю диска сделаны маленькие дырочки для крепления к чему-то, уже утраченному. Анализ показал, что золото добыто в Корнуолле (Великобритания).

Диск был выкопан в 1999 году Генри Вестфалем и Марио Реннером - "черными археологами", которые работали с металлоискателем и лопатами в лесу Зигельроде, около поселка Небра (Саксония-Ангальт). Под землей, помимо диска, в том же месте были найдены и другие предметы бронзового века, датируемые 1600 годом до н. э.: мечи, топоры, браслеты. Никаких человеческих останков рядом не было. Ценности не положили рядом с покойником, а припрятали до лучших времен.

Другие предметы бронзового века, найденные рядом с диском, в экспозиции музея Галле.

Вестфаль и Реннер продали все находки коллекционерам за 31000 дейчмарок. С тех пор клад переходил из рук в руки, каждый раз возрастая в цене. Когда за дело взялась полиция, последние хозяева клада просили за него 400 тысяч евро. Конечно же, они продешевили - сейчас только один диск оценивается в 12 миллионов евро!

В операции по задержанию "коллекционеров" принял участие Харальд Меллер - директор Государственного музея первобытной истории в Галле (Саксония-Ангальт). Он сразу понял по характерным мечам и топорам из клада, что находка на 1000 лет старше Стоунхенджа и обладает неимоверной ценностью. Исследования доказали, что артефакт действительно древний и не является подделкой.

"Черных археологов" тоже поймали, но так как они согласились сотрудничать с учеными, им дали небольшой срок - один получил 6 месяцев тюрьмы, второй - год. Они показали раскоп на холме Миттельберг, неподалеку от Небры. Меллер понял, что когда-то холм являлся святилищем и был окружен рвом с невысоким валом диаметром около 75 м, а вблизи от вершины холма возвышалась каменная насыпь. В земле были найдены кусочки бронзы, которые совпадали с выщербинами на предметах из клада.

Астроном из Рурского университета Вольфхард Шлоссер предположил, что концы золотых накладок отмечают точки на горизонте, где солнце всходит и садится в дни летнего и зимнего солнцестояний. Угол между ними составляет 82° - именно столько градусов между данными точками, если наблюдать с Миттельберга.

Угол, образуемый накладками, и его астрономическое значение.

Использование диска для наблюдений за Солнцем

Около 1600 г. до н. э. холм Миттельберг был хорошим местом для наблюдений. С него видно, что в день летнего солнцестояния солнце садится за Брокен - самую высокую вершину Гарца. Если направить северный конец накладки на Брокен, другой конец совместится с точкой захода солнца в день зимнего солнцестояния. Заморозки здесь обычно кончаются после 1 мая, когда солнце садится за Киффхойзер - другую заметную вершину. Зная об этом, жрецы могли говорить крестьянам, когда начинать сев или сбор урожая.

Солнечное затмение 16 апреля 1699 г. до н. э.,наблюдавшееся с вершины Миттельберга (компьютерная реконструкция).

Скопление из семи золотых звезд - Плеяды. Раз в десять лет они оказываются рядом с растущим месяцем (этот момент и был изображен на диске), и через 7 дней происходит лунное затмение. Умение предсказывать затмения давало жрецам огромную власть над необразованным народом.

Андис Каулинь и Милтон Хейфец рассчитали, что звезды на диске расположены не просто так, а изображают положение небесных тел во время солнечного затмения 16 апреля 1699 г. до н. э. Совпадение, конечно, вышло не идеальным, но и списать его на случайность невозможно.

Судя по изображению "небесной ладьи", диск был не просто сложным , но и предметом культа. Возможно, это самое древнее свидетельство наличия такого рода верований в Европе (другие находки с изображениями "небесной ладьи" намного моложе). Впрочем, она была добавлена к диску гораздо позже, уже после накладок и состоит из золота другого происхождения.

В настоящее время "звездный диск" стал одним из самых популярных символов Германии и даже был изображен на монете достоинством 10 евро, выпущенной в 2008 году

В России копают - тысячи людей разных возрастов, социальных групп и достатка; студенты, юристы, чиновники, бизнесмены. Их объединяет интерес к изучению истории страны и родного края. А еще - стремление пополнить нумизматические коллекции царскими монетами, которые имели широкое хождение и потому мало интересны археологам. Позиция при этом большинства ученых такова: дилетанты не должны мешать развитию исторической науки, всех копателей надо преследовать по закону.

О темной и светлой стороне любительского копа «Э-У» рассказывает копатель, директор одной из екатеринбургских юридических компаний Алексей Силиванов :

Я сразу предлагаю разграничить понятия. Есть черные археологи: они заведомо ищут древности - периода Средневековья и более ранних времен. А есть копатели: их интересуют монеты (они появились на Урале со времен Петра Первого), и их можно скорее назвать краеведами. Я сам из таких. Лет десять назад у меня появился металлоискатель, мне стало интересно, я поехал куда-то на край деревни, на место бывшей ярмарки и стал искать монетки.

- Много таких копателей в России?

Я думаю, тысячи.

«Поклевка» до 30 сантиметров

- Вы как-то организованы?

Лет десять-одиннадцать назад появились первые доступные металлоискатели, тогда же широкое распространение получили профильные интернет-ресурсы. В Екатеринбурге был создан соответствующий форум, на котором люди общались. Он существует и сегодня. В России по этой тематике несколько крупных форумов и огромное количество мелких.

- Металлоискатели дорогие?

Оборудование разное, стоит от 5 до 70 тыс. рублей. Металлоискатели подороже берут на большую глубину, хорошо отличают цветные металлы от черных, способны определять размер предмета. Конечно, если ты найдешь танк на глубине трех метров, у тебя прозвенит любой металло­искатель. Но если ты ищешь монетку, то эффективная глубина поиска с помощью металлоискателя - до 30 сантиметров. Глубже - пока невозможно.

- Люди каких социальных слоев занимаются копом? Это хобби или источник заработка?

В первую очередь этим увлечены нумизматы. Они копают монеты для пополнения своих коллекций. Это люди, близкие по духу. Здесь как на рыбалке. Никакой конкуренции не существует, все с удовольствием встречаются, общаются, может быть, не раскрывая места, где находят монеты.

Денег на этом занятии не заработаешь. На бензин, еду, машину потратишь гораздо больше, чем выручишь с продажи найденных монет. Но ты проходишь на свежем воздухе по нескольку десятков километров в день, занимаешься физическим трудом. Это создает тебе хорошее настроение, расслабляет после работы. Ну и понятно, что находки всегда приятны.

- Откуда черпаете знания о том, где и что копать?

Нам известна история заселения этих мест. Мы знаем, где располагались деревни, где создавались заводы в конце XVII - начале XVIII веков, вокруг них возникали поселки. С XVIII века есть карты, где обозначены места поселений. Многие музеи сейчас оцифровывают картографические материалы, их можно найти в интернете.

- А более ранние поселения?

Это уже сфера интересов черных археологов. Если говорить о конкретных местностях, то есть списки археологических памятников, где ни в коем случае нельзя копать без открытого листа, выдаваемого учеными. Эти перечни памятников истории культуры, как правило, содержатся в соответствующих постановлениях органов власти. Однако там информация далеко не полная.

У ученых-археологов свои списки, но они не находятся в публичном пространстве. Копатели, которые ищут в местах с большой степенью вероятности содержащих археологические объекты (ранний железный век, средневековье), поступают противозаконно, тут я археологов полностью поддерживаю.

Ширпотреб вне закона

- Сколько стоят монеты, которые находят копатели?

На Урале можно найти монеты послепетровской эпохи. Как правило, попадаются медные, но найти даже их в хорошем состоянии очень сложно. Иногда за сезон ничего хорошего не попадается. Царские монеты продаются от 10 до 300 рублей за штуку в зависимости от состояния. Но это ширпотреб. Из-за того, что сейчас люди активно пользуются металлоискателями, медных монет выброшено на нумизматический рынок большое количество. При желании их можно покупать ведрами.

- Как копатели находят покупателей?

Лично мне покупатели не интересны, я монеты прикрепляю на планшеты и дарю знакомым. Иногда обмениваюсь. В Екатеринбурге есть известные места, где продают монеты. Раньше на Вайнера, сейчас возле Уральского экономического университета. Монетами торгуют и на блошиных рынках. Есть антикварные лавки, нумизматические. Люди, которые этим занимаются профессионально, знают своих продавцов и покупателей. Монеты действительно хорошие, как правило, уходят в Москву.

- Как деятельность копателей регулируется российским законодательством?

В 2013 году был принят федеральный закон, который поставил копателей фактически вне правового поля. Он ввел понятие культурно-исторического слоя. Это слой старше ста лет. А сто лет - это предреволюционный период. Фактически всю царскую Россию поставили вне закона. То есть человек, который нашел царскую монету, обязан заявить о находке объекта археологического наследия. И специальные органы должны заниматься исследованием находки. Копатели к этому относятся негативно, как к какой-то причуде законодателя. Потому что одно дело, когда ты находишь древности возрастом несколько тысяч лет, и совсем другое, когда это вещь начала XX века, которая в общем-то не представляет никакой ценности для ученых, это ширпотреб. Археологов период поздней царской России абсолютно не интересует. Монеты этого времени - массовый материал, его можно найти тоннами.

Пару лет назад поймали человека, который пытался вывезти из России какую-то царскую серебряную монету, рыночная цена которой 500 рублей. Его задержали за вывоз культурных ценностей, завели уголовное дело. Но ведь антикварный и нумизматический рынок все равно существует, не первый год и не последний. Поэтому отношение копателей к такого рода законам - как к способу перераспределения благ: те, кто имеет возможность нахапать себе что-то получше, пытаются забрать это у других. Вряд ли такой закон является реальной защитой культурных ценностей от разграбления. Сказав, что копать нельзя, законодатели создали врага, успокоили часть научного сообщества, но так и не определили четких критериев, что можно делать, а что нет.

История принадлежит народу

- Вы пытались установить нормальные контакты с археологами?

В свое время у нас были попытки наладить общение с музеями. Их сотрудники просили нас: если будут археологические находки, сообщайте нам. Это ничем не закончилось. Если копатель заведет дневник и там укажет, что в таком-то месте нашел какую-то старую бляшку, он, по сути, подпишет себе приговор. Да и представители археологического сообщества в большинстве своем относятся к копателям враждебно.

Законодательной базы для конструктивного диалога сегодня не существует. Я думаю, дай копателям возможность вести полевые дневники, сообщать археологам о находках и оставлять себе предметы, не представляющие культурной ценности, они бы согласились на такой механизм взаимодействия. И информационная база у археологов значительно бы разрослась. Я знаю пример, когда одному из копателей в Челябинской области стали попадаться элементы ремней, упряжи. Он с помощью знакомых связался с археологами, и оказалось, что открыл памятник, по сути, всероссийского значения. Памятник характеризовал миграцию людей в период средневековья, это была наслоенка из разных народов. Один из уважаемых археологов сказал, что такой памятник искал всю жизнь, копает этот памятник уже лет пять и выражает огромную благодарность за то, что ему об этом сообщили. Это пример конструктивного сотрудничества - никто никого не наказал, археологи получили доступ к уникальному памятнику, до которого при ином подходе они, может, не добрались бы.

- Выпуск в 2010 году альманаха «Домонгол» - тоже пример конструктивного сотрудничества?

Как раз наоборот. Это был период неопределенности с точки зрения законодательства. Существовал всероссийский интернет-форум, где собралась группа единомышленников. И они начали искать по всему интернету информацию о случайных археологических находках с целью опубликовать данные и ввести в научный оборот. Ведь в чем проблема? Ученые говорят: то, что выкопано и не введено в научный оборот, пропало для науки. Вот для того, чтобы не пропало, издатели альманаха попытались найти смычку между археологами и копателями, опубликовать информацию об этих находках. Люди вытаскивали на свет то, что где-то у кого-то появлялось. Но было издано всего несколько номеров «Домонгола». Ходили слухи, что этот альманах археологи преподнесли чуть ли не президенту - вот чем занимаются проклятые черные копатели.

В итоге через несколько лет вышел закон, существенно ужесточивший все отношения, связанные с археологическими находками.

А альманах очень интересен. Здесь есть статьи, цветные фотографии находок - это наконечники, образцы ранней христианской пластики, крестики, лунницы, монеты, элементы оружия, птицевидные идолы. Наверное, с точки зрения ученых публикации где-то наивные. Но люди писали это искренне и с большим интересом.

Сами археологи ничего подобного не издавали. Официальные археологические исследования проводятся очень давно, находят очень много. Но где оно все? Когда я приезжаю в любой город, первым делом иду в краеведческий музей. Как правило, там убого. Есть отдельные экспонаты, все остальное где-то хранится. Где, в каком состоянии, кто за этим следит? Археологи обнаружили находку, описали ее в научной статье и все. Такие находки - это не картины великих художников, их списать намного проще. Отметить, что сожрала ржавчина, и спокойно забрать себе.

- Значит, отношение к копателям со стороны ученых однозначно отрицательное?

Да. Некоторые мои знакомые участвовали в научных конференциях. Процентов 20 - 30 ученых воспринимают информацию благодушно, но остальные кричат: гоните этого черного копателя, у него нет исторического образования, чего мы его слушаем? А я считаю, что история должна быть ближе к народу, и не только к тому, который имеет соответствующее образование.

Простые любители готовы вкладывать свои ресурсы и время в изучение родного края. И нужно создавать законодательную базу для формирования частных музеев. Потому что у людей имеются коллекции древностей, но нет возможности ими похвастать. Уверяю, люди будут бесплатно пускать туда всех желающих. Сейчас такой возможности у них нет, потому что это противозаконно, и есть риск, что государство попытается отобрать коллекции.

За сотрудничество без металлоискателя

Любители старины могут удовлетворить свой интерес к истории, участвуя в археологических экспедициях, полагает заместитель директора Института истории и археологии Уральского отделения РАН, доктор исторических наук Наталья Чаиркина

— Ужасающая ситуация с деятельностью черных копателей характерна не только для российской археологии, но и для зарубежной тоже. Происходит разрушение археологических памятников, изъятие из культурных слоев отдельных предметов, наиболее ценных с точки зрения черных копателей. Это в основном изделия из металла. Тем самым происходит нарушение целостности археологического комплекса. Со стороны государственных органов делаются какие-то шаги, но они не очень действенные.

На мой взгляд, с юридической точки зрения будет чрезвычайно сложно разделить «нумизматов» и черных копателей. Потому что даже если введут по этому поводу какой-то законодательный акт, черные копатели будут прикрываться им и называть себя «нумизматами».

Археологи не согласны на такой механизм взаимодействия, когда копатели сообщают ученым о находках, оставляя себе нечто якобы не интересное для науки. Только специалист-археолог, который имеет соответствующее образование и опыт полевых работ, может определить значимость и ценность того или другого артефакта.

А что касается обнаружения новых археологических памятников, со стороны государства и местных органов власти должно быть соответствующее финансирование для того, чтобы эти памятники были выявлены, поставлены на учет и взяты под охрану. И тогда не нужно будет привлекать черных копателей, чтобы они для науки и общества находили новые памятники археологии. Это дело специалистов.

Если любители истории хотят помочь в изучении родного края, пожалуйста, взаимодействуйте с нами. Присоединяйтесь к нашим археологическим экспедициям, которые проводятся каждый год в различных регионах Урала, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Челябинской области. Удовлетворяйте свой интерес.

Конечно, хорошо, когда копатели сообщают нам об обнаружении нового археологического объекта. Но каким образом он был открыт? С помощью металлоискателя и лопаты? Вот если исключить эти элементы, то любой археолог был бы благодарен. Есть любители старины, краеведы, с которыми официальная наука, безусловно, должна сотрудничать. И мне довольно часто приходят письма о том, что в обнажении какой-то реки обнаружены кости мамонта либо размывается какой-то могильник. Вот за такого рода информацию мы благодарны. Но я лично никогда не признаю попытки обнаружения археологических памятников неспециалистами.

Подготовил Павел Кобер