Что ссср получил по ленд лизу. Ленд-лиз

Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Для СССР (от англ. lend — давать взаймы, lease — сдать в аренду). Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 г. уполномочивал президента США, когда тот сочтет необходимым, передавать взаймы или в аренду предметы обороны «правительству любой страны, оборону которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов». В тот же день действие закона было распространено на Великобританию, которая стала главным получателем американской помощи, и на Грецию. Решение о распространении закона о ленд-лизе на СССР США приняли 7 ноября 1941 г. Но еще 30 октября Ф. Рузвельт в послании И. В. Сталину сообщил о своем распоряжении начать поставки СССР на основе закона от 11 марта 1941 г. и предоставить для их оплаты заем в 1 млрд долларов. Объем и виды вооружения, сырьевых материалов и продовольствия на период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. определялись Первым протоколом, подписанным 1 октября 1941 г. представителями СССР, США и Великобритании на Московской конференции по вопросу о взаимных военных поставках. В дальнейшем были выработаны еще три протокола. В период действия Первого протокола помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объеме и отставала от запланированных норм. Серьезного материального содействия Московской битве и защитникам столицы ленд-лиз не оказал, хотя некоторые виды поставок (меди, алюминия и др.) компенсировали в кон. 1941 г. редкое падение отечественного промышленного производства. Главное — ленд-лиз имел для советских людей на фронте и в тылу большое морально-психологическое значение. Отправка грузов в СССР по Первому протоколу обеспечивалась главным образом Великобританией и велась в основном через Исландию, Норвежское, Баренцево и Белое моря. Вооружение доставлялось в Мурманск, Архангельск, Молотовск (Северодвинск). Североатлантический путь был самым опасным. В суровых условиях Арктики, при постоянных атаках противника на море и с воздуха, проводка караванов с грузами была сопряжена с большими жертвами. По Второму протоколу (1 июля 1942-30 июня 1943 гг.) поставки из Великобритании и США распределялись примерно поровну; целиком их обязательства также выполнены не были. Но и в 1942 г. в значительной степени за счет западных источников снабжения удовлетворялись неотложные нужды СССР в грузовых машинах, истребителях и транспортной авиации. Крупные потери от вражеских бомбардировок и подводных лодок понес в июле 1942 г. направлявшийся в СССР караван PQ-17 (см. Арктические конвои). В один из наиболее тяжелых для СССР периодов войны отправка грузов была приостановлена. Неполное выполнение условий Второго и следующих протоколов по поставкам вызывалось и рядом других обстоятельств: приоритетными требованиями англо-американской средиземноморской стратегии перед запросами Советского Союза, задержками поставок по вине некоторых правительственных структур западных держав, их недоверием к СССР. Президент Рузвельт неоднократно вмешивался в процедуру оказания помощи Советскому Союзу, когда по тем или иным причинам тормозилось или срывалось выполнение обязательств. Энергично действовал в том же духе советник президента Г. Гопкинс, возглавивший Комитет Советского протокола. В связи с большими потерями на северном пути были освоены и другие, менее опасные, но более длинные маршруты поставок в СССР: Тихоокеанский (во Владивосток, Петропавловск-Камчатский и другие города) и трансафриканский (Америка — Вест-Индия — Африка — Ирак — Иран — Баку). С лета 1942 г. основной поток грузов для СССР направлялся на Дальний Восток и в Иран. Через Тихий океан в СССР поставлялось в 1943-1945 гг. в возраставшем количестве вооружение и продовольствие. Для приемки американских судов «Либерти» и других крупнотоннажных сухогрузов реконструировался порт во Владивостоке, сооружались новые порты. Во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и другие города прибыло ок. 2 тыс. грузов. По трансафриканскому маршруту в СССР направлялись танки, самолеты, автомашины, авиационный бензин и другие важные материалы. Для их доставки был организован сквозной путь по железной дороге и по автомагистрали от Персидского залива до Каспийского моря. Западные специалисты реконструировали иракские и иранские порты, совместно с советскими союзниками американцы осваивали и эксплуатировали пути снабжения через Иран. Важное значение приобрела воздушная база в Абадане, созданная для приемки, сборки самолетов и их доставки по воздуху в СССР. Начиная с Третьего протокола (1 июля 1943-30 июня 1944 гг.), поставки обеспечивались в основном Соединенными Штатами; главная часть поставок пришлась на 2-ю пол. 1943 г. и на 1944 г. По Четвертому протоколу планировалось предоставление помощи в период с 1 июля 1944 г. по 30 июня 1945 г. Ho 12 мая 1945 г. американцы без предупреждения приостановили поставки. После заявленного советской стороной протеста они возобновились, но в ограниченном количестве, и предназначались только для целей подготовки СССР к выступлению против Японии. Последняя партия грузов прибыла в СССР 20 сентября 1945 г. По официальным американским данным, из Западного полушария по всем маршрутам в СССР с июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г. были отправлены грузы в объеме 17,6 млн длинных тонн (1 длинная тонна — 1,016 метрической). Из них 47,1% пошли на советский Дальний Восток, 23,8% — через Персидский залив, 22,7% — на север России, 3,9% — в район Черного моря и 2,5% — в советскую Арктику. Победа над Германией была одержана советскими вооруженными силами главным образом с помощью оружия и боеприпасов, произведенных на отечественных предприятиях. Поставки Советскому Союзу по ленд-лизу по первоначальным правительственным оценкам составляли 4% от общего производства СССР. В последнее время уточнено, что применительно к производству военных самолетов (бомбардировщиков и истребителей) эта цифра достигла 16-23%. Ленд-лиз не был, конечно, актом благотворительности. США преследовали собственные интересы, в первую очередь — стратегические (поддержка советско-германского фронта как главного фронта 2-й мировой войны). Весной 1945 г. влиятельные группы давления в США усиливали требования о сокращении масштабов помощи Советскому Союзу и другим странам. Через конгресс была проведена поправка к закону о лендлизе, согласно которой фонды помощи не могли использоваться для целей реконструкции и восстановления хозяйства стран-получателей. Вместе с тем было бы неверно недооценивать значение полученных от США, Великобритании и Канады вооружения, сырьевых материалов и продовольствия (Канада включилась в прямое оказание помощи СССР с Третьего протокола). По всем маршрутам в 1941-1945 гг. в СССР поступило из этих трех стран 18 300 самолетов разных типов, 11 900 танков, 13 000 зенитных и противотанковых орудий, 427 000 автомобилей, а также значительное количество промышленного оборудования, сырья и продовольствия. Предоставленный Соединенными Штатами объем грузов составил в 1943 г. 4,8 млн длинных тонн, в 1944 г.— 6,2 млн, в 1945 г. (по 20 сентября) — 3,7 млн тонн. Из 14 126 американских самолетов (в их числе 76% истребителей «Эркобра») более половины были переправлены по трассе Фэрбенкс (Аляска) — Красноярск, которая действовала в течение почти 3 лет, в т. ч. во время войны СССР с Японией. Существенную помощь наряду с этим оказали полученные из-за океана локомотивы, тракторы, морские суда и автомобильный транспорт (джипы и студебеккеры). Поставки по ленд-лизу содействовали созданию материальных основ победы СССР и других государств, разработке нового механизма экономического и международного сотрудничества, не имевшего ранее аналогов в мировой практике.

Исторические источники:

Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной воины 1941—1945 гг. Изд. 2-е. Т 2. М., 1976.

буквально "заем-аренда") - система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (см.) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения. В январе 1941 Рузвельт выступил с предложением о создании системы Л., и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 подавляющим большинством голосов принял закон о Л. Принятием закона о Л. отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. Закон о Л. предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США. Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определен до 30. VI 1943, затем ежегодно продлевался, причем последний срок был установлен до 30. VI 1946. Однако уже 21. VIII 1945 правительство США объявило о прекращении поставок по Л. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае. После принятия закона о Л. правительство США заключило со странами, получавшими помощь по Л., "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи". Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 45 составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США. В соглашениях, заключенных США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчетов по Л.: 1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потребленные во время войны, не подлежат никакой оплате. 2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. 3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом. 4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причем правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования. По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 об урегулировании отношений, вытекающих из Л., Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединенного Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему Л. после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 процентов по ставке 2% годовых. Значение помощи, предоставленной в ходе войны по Л., не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолетов, орудий и других видов вооружения, чем от США по Л. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%. Огромные материальные потери, понесенные Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по Л. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по Л., чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза. Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по Л., является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле Л. облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Л. в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счет увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система Л. усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США. Как во время войны, так и особенно после ее окончания в системе Л. имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Еще в годы войны США осуществляли поставки по Л. странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (напр., Турции). После второй мировой войны правительство США применяло Л. в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая. В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран Л. способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединенным Штатам, что проявилось как при урегулировании расчетов по Л., так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла". Советский Союз и Соединенные Штаты заключили 15. X 1945 соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединенными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по Л., но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл. В декабре 1946 США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.


В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.


Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год


После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза


С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.


Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей.
Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Ленд-лиз - система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия и других различных товаров странам - союзникам по антигитлеровской коалиции. Закон о ленд-лизе был одобрен Конгрессом США 11 марта 1941 г. Согласно этому документу президент получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду и взаймы вооружения и стратегические материалы правительству любой страны в том случае, если ее борьба против агрессин является жизненно важной для обороны Соединенных Штатов. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные в ходе войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов. Всего в период с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. США предоставили союзным странам по системе ленд-лиза материалов и услуг на сумму 46 млрд долларов, в том числе Великобритании и другим странам Британского Содружества - на сумму 30,3 млрд долларов, Советскому Союзу- на 9,8 млрд, Франции- на 1,4 млрд, Китаю- на 631 млн, латиноамериканским странам - на 421 млн долларов.
В первые пять месяцев Великой Отечественной войны закон о ленд-лизе в отношении СССР не действовал. В этот период США отправили в Советский Союз за наличный расчет вооружений и материалов на 41 млн долларов. И только 7 ноября 1941 г. президент США Ф. Д. Рузвельт распространил действие закона о ленд-лизе на СССР.
До этого момента поставки в СССР товаров по ленд-лизу осуществлялись в соответствии с англо-советским соглашением о взаимопомощи от 12 июля 1941 г. из Великобритании. Уже в конце июля 1941 г. в рамках этих поставок английский минный заградитель «эдвенчур» доставил в Архангельск груз глубинных бомб и магнитных мин. А в августе 1941 г. из Англии в северные порты СССР вышел первый конвой с грузами по ленд-лизу.
Доставка англо-американской техники и вооружений в Советский Союз осуществлялась тремя маршрутами. Первоначально планировалось, что до 75 % всей экономической помощи западных союзников будет направляться судами через арктические моря в порты Мурманска и Архангельска. До весны 1942 г. по этому маршруту было направлено 12 морских конвоев в составе 103 судов, из которых погибло лишь одно судно. Однако затем положение резко изменилось. Немецко-фашистское командование стало привлекать для борьбы с конвоями союзников значительные силы авиации, подлодки и крупные надводные корабли. В результате в составе караванов РО-13,16 и 17 имелись большие потери.
Второй маршрут поставок по ленд-лизу пролегал из портов Персидского залива, через пустыни и горы Ирана и Ирака в советское Закавказье. Грузы отправлялись железнодорожным транспортом, по автомагистралям и по воздуху. С декабря 1941 г. по конец 1942 г., благодаря совместной работе советских, английских и американских специалистов, пропускные способности ближневосточных портов были значительно увеличены, и уже в 1943 г. южным маршрутом всеми видами транспорта было доставлено в СССР 3447 тыс. тонн грузов и военной техники, а в 1944 г. эта цифра возросла в 1,5 раза и составила 5 498 тыс. тонн.
В начале 1945 г. все поставки через Иран и Ирак были прекращены. Всего же в период Великой Отечественной войны южным маршрутом в СССР было доставлено грузов свыше 10 млн тонн.
Летом 1942 г. в ходе переговоров был одобрен третий маршрут - отправка самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. Протяженность трассы от американского города Фэрбенкс до Красноярска составляла 14 тыс. км. Именно по этому маршруту за годы войны было доставлено около 8 тыс. американских боевых самолетов.
За весь период Великой Отечественной войны из основных видов вооружений США и Англия поставили Советскому Союзу 18,7 тыс. самолетов, около 11 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, до 10 тыс. орудии разных калибров. Это составило в соотношении с производимой в СССР боевой техникой и вооружениями по авиации 16,7 %, по танкам и САУ - 10,5, по артиллерии - около 2 % от общего объема производства нашей страны.