День рождения прокофьева в году. Юбилей композитора сергея прокофьева

| ЖЗЛ. Сергей Прокофьев


Сергей Прокофьев


Открывая его произведения позже, мы обнаруживаем, что они полны загадок: каким образом Прокофьеву удавалось сочинять абсолютно бескомпромиссную музыку, прославлявшую советских вождей? Что значит ликующий финал мрачной Шестой симфонии и почему Седьмая, с которой новатор Прокофьев вошел во вторую половину ХХ столетия, звучит так, словно написана полувеком раньше?
Не меньше загадок таит и его биография: почему он вернулся в СССР в разгар Большого террора, делая успешную карьеру на Западе? Каким образом ему удалось жениться во второй раз, не разведясь с первой женой? Как его первая жена, несколько лет отсидевшая в лагере, позже сумела восстановить свои права вдовы композитора? Не на каждый из этих вопросов есть точный ответ, однако некоторые ответы может дать музыка, и ее в ближайшие дни будет много.


Празднование юбилея композитора откроется дневным концертом Оркестра Мариинского театра в Концертном зале имени Чайковского в Москве (начало в 11:30). Прозвучат Первая и Вторая симфонии, Концерт №1 для фортепиано с оркестром (солист Денис Кожухин), Концерт №1 для скрипки с оркестром (солист Леонидас Кавакос), кантата «Семеро их» и «Скифская сюита». Затем Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра отправятся в Санкт-Петербург, а в зале Чайковского в 15:00 стартует «Марафон Прокофьева». В 21:00 на сцене Концертного зала Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева начнется «Прокофьев-гала», в программе которого прозвучат Кантата к ХХ-летию Октября, Симфония №3, Скрипичный концерт №2 (солист Кристоф Барати) и Фортепианный концерт №2 (солист Денис Мацуев). 24 апреля в Концертном зале Мариинского театра также будет весь день звучать музыка Прокофьева; ей посвящен и Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, стартующий 1 мая. Не пропустит юбилей и маэстро Геннадий Рождественский, открывший публике целый ряд малоизвестных сочинений Прокофьева; на концерте 16 мая можно будет услышать сюиту «Песни наших дней» для солистов, хора и оркестра, а также «Наваждение» в оркестровке самого Рождественского. В июньском абонементе Владимира Юровского обещана музыка Прокофьева к спектаклю «Египетские ночи», и это еще не всё.

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Наряду с музыкальной сказкой «Петя и Волк» марш можно назвать визитной карточкой Прокофьева. Удивительным образом от него остается впечатление очень веселой музыки, хотя, если вслушаться внимательнее, он окажется достаточно зловещим. Лейтмотив одной из лучших опер Прокофьева, марш в бесчисленных переложениях стал излюбленным бисом самых разных музыкантов, от легендарного скрипача Яши Хейфеца до знаменитого саксофониста Алексея Козлова.


Кантата «Здравица»

Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, которому посвятил «Здравицу», одно из красивейших своих сочинений. Оно написано будто бы на народные стихи о Сталине: «Он все слышит-видит, слышит-видит, как живет народ, Как живет народ, работает. За хороший труд, за труд хороший награждает всех. Он в Москву к себе приглашает тех. Он встречает ласково, говорит со всеми мудро и весело. Ой!» По двойной иронии судьбы, впоследствии «Здравица» исполнялась с измененным текстом, где вместо «Сталина» фигурировали «Ленин», «Партия», «Кремль». А «Здравица» не стала хуже и с новыми словами: «Если б Ленин мог увидеть, как живет у нас народ, Как живет народ, работает, Он за труд хороший, труд хороший похвалил бы нас. Он бы как отец, да, как отец улыбнулся нам, Глянул бы приветливо, говорил бы с нами, говорил бы с нами весело, ласково. Ой!» (смотреть с отметки 7.13).


«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» - версии Клаудио Аббадо и ELP

Лучшее из музыкальных воплощений шекспировской трагедии, насчитывающее несколько шлягеров - в первую очередь, всем известную тему «Танец рыцарей» (популярную также под названием «Монтекки и Капулетти»). Удивительно, что Большой театр, по заказу которого был написан балет, поначалу отверг его, сочтя музыку несценичной и немыслимой для театра. В результате мировая премьера состоялась в 1938 году в Брно, и только полтора года спустя балет поставили в Большом, где он идет до сих пор. Не дождавшись постановки, Прокофьев составил из музыки балета две сюиты; вторую из них открывает как раз «Танец рыцарей», и по сей день остающийся одной из самых любимых оркестровых пьес в мире.


Среди рок-групп, чье постоянное внимание привлекала классика, - британское трио Emerson, Lake & Palmer. Помимо «Картинок с выставки» Мусоргского, аранжировка которых считается одной из лучших работ ELP, на их альбомах звучат мелодии Баха, Яначека, Бартока, Копланда… Неудивительно, что, собравшись в студии после долгого перерыва, группа решила усилить свой новый альбом беспроигрышным «Танцем рыцарей». Не Бог весть какая удачная обработка, однако синтезаторы, бас-гитара и ударная установка идут этой музыке не меньше, чем симфонический оркестр.
Музыка к фильму «Иван Грозный»

Если за первую часть фильма «Иван Грозный» режиссер Сергей Эйзенштейн и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени, то вторая - «Боярский заговор» - в специальном постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) была признана ошибочной и вышла только в 1958 году. Вскоре после постановления Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов были приняты Ждановым, Молотовым и Сталиным. Из сохранившейся записи беседы очевидно, что Ивана Грозного и его опричников Сталин впрямую ассоциировал с собой и своим окружением. Хотя о музыке Прокофьева речи не было, она наверняка сыграла роль в том впечатлении, которое произвела на вождя вторая серия. Эпизод пляски опричников, где черно-белое изображение становится цветным и в кадре доминирует кроваво-красный цвет, без музыки потерял бы многое, а в соединении с ней он смотрится и звучит абсолютно новаторски. Лихую песню царского фаворита Федора Басманова подхватывают опричники: «Гости въехали к боярам во дворы, загуляли по боярам топоры». В несовершенной записи тех лет она до сих пор звучит выразительнее, чем в любом современном исполнении, будь то у Ильдара Абдразакова, Николая Путилина или других замечательных певцов.

Фрагмент из фильма "Иван Грозный" / Киноконцерн "Мосфильм"


Симфонии №1 («Классическая») и №2

Название Первой симфонии Прокофьев объяснял так: «…Из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется». После ряда дерзких сочинений, взбудораживших публику, Прокофьев сочинил симфонию в духе Гайдна, и вряд ли вы угадаете, что эта музыка закончена в 1917 году. Она стала классикой почти сразу, оказавшись первой из семи блестящих симфоний композитора; однако с «Классической» - истинной шуткой гения - ни одна из них не имеет ничего общего.


Например, Вторая.
«Кантата к ХХ-летию Октября»

Если сочинения Шостаковича, возникавшие по тем или иным официальным поводам, написаны откровенно вполсилы, то Прокофьев и в подобные произведения вкладывал всю мощь своего гения. Среди них выделяется грандиозная «Кантата к ХХ-летию Октября» для двух смешанных хоров, симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов. Невероятное сочинение на слова Маркса, Ленина и Сталина, «Кантата» и по сей день остается загадкой: чего стоит пролог, где фраза Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтоб изменить его» в исполнении хора подвергается безжалостной деконструкции! А ленинские слова «Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились по свободно принятому решенью именно для того, чтобы бороться с врагами, но не оступиться в соседнее болото» из статьи «Что делать?» ложатся на музыку ничуть не хуже, чем, например, слово «интернационализм» в песне Высоцкого.

«Кантату» можно трактовать и как верноподданническое, и как антисоветское произведение. Из вокальных частей как минимум одна, «Революция», навевает ужас, где ткань повествования вдруг прерывает оркестр аккордеонов, понадобившийся Прокофьеву буквально на полминуты. Под его аккомпанемент поются слова из статьи Ленина «Марксизм и восстание»: «Мы отнимем весь хлеб и все сапоги у капиталистов; мы оставим им корки; мы оденем их в лапти». И поет так весело, что в ужасной участи капиталистов не остается никаких сомнений. Сочинение, обогнавшее свое время, не прозвучало ни в год 20-летия революции, ни позже при жизни композитора. И если в сталинские времена казалась крамольной сама идея пения цитат из Ленина и Сталина, в шестидесятых под запретом оказались уже два фрагмента на слова самого Сталина. Премьера полной версии состоялась в 1992 году под управлением Неэме Ярви. В ней принял участие и неутомимый Геннадий Рождественский, прокричавший в мегафон голосом Ленина: «Успех революции зависит от двух-трех дней. Погибнуть всем, но не пропустить неприятеля!» (смотреть с отметки 15.49).


Опера «Семен Котко»

Литературные первоисточники сочинений Прокофьева поражают разнообразием: среди его балетов - «Ромео и Джульетта» по Шекспиру, «Золушка» по Шарлю Перро, «Каменный цветок» по Бажову, среди первоисточников его опер - романы «Игрок» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Огненный ангел» Брюсова, пьесы Гоцци и Шеридана, даже «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и «Я, сын трудового народа…» Валентина Катаева. Именно эта небольшая повесть легла в основу оперы «Семен Котко», посвященной гражданской войне на Украине. Можно только поблагодарить наши театры за то, что они не ухватились за эту тему и кинулись в последние два года ее ставить. Однако в постановке 1999 года опера «Семен Котко» идет в Мариинском театре, где ее можно услышать 27 апреля. Опера украсит и юбилейный вечер дирижера Геннадия Рождественского в Большом театре 4 мая, где в полуконцертном исполнении прозвучит ее III акт.


Оратория «На страже мира»

«Возводится дом небывалый // В просторной Советской стране. // И ты под лесами не балуй, // Наемник, зовущий к войне! // Могучим и дружным усильем // Рассеет тревогу Земля. // Так смерть разлетается пылью // От залпа с бортов корабля!» Эти стихи, которые сегодня трудно читать без улыбки, написал Самуил Маршак специально для оратории Сергея Прокофьева «На страже мира». Сочинение появилось через полтора года после того, как композитора критиковали за формализм, и принесло ему Сталинскую премию. Какого бы то ни было двойного дна здесь нет, зато есть фирменная лирика позднего Прокофьева. «Оберегают жизнь твою // И родину и дом // Твои друзья в любом краю // Их больше с каждым днем. // Они дорогу преградят // Войне на всей земле, // Ведет их лучший друг ребят, // А он живет в Кремле!» Режут ли слух эти слова, прославляющие тирана? Оказывается, нет, если они положены на чудесную музыку.


З. Серебрякова. Портрет композитора С. Прокофьева. 1926

«Он написал больше опер, чем кто-либо в ХХ столетии из крупных композиторов, - отмечает Валерий Гергиев. - И эти оперы разные. Он не повторялся. Писал на сюжеты Гоцци и Катаева, Полевого и Брюсова. Есть ещё Достоевский. Он каждый раз находил адекватный, совершенно иной театрально-музыкальный язык!»

Самые известные оперы Прокофьев написал, будучи признанным советским композитором. Но прежде чем им стать, 18 лет прожил на Западе. Он рано понял, что у него дар, миссия, и в годы революции покидал Родину со словами: «Моя музыка выше сиюминутных исторических событий». Виртуозный пианист, он выступал с концертами по всему миру. Написал три балета для Дягилева. Его эпатажную оперу «Любовь к трём апельсинам» американцы назвали «русским джазом с большевистской отделкой». Марш из неё давно стал хитом мировой классики.

Эту оперу сейчас ставит Александр Титель в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер мечтает поставить все оперы любимого композитора Прокофьева, половину уже осуществил.


«Ему вообще было присуще очень острое ощущение жизни. Это то, что отличает все его сочинения. Ощущение нового, стремительно меняющегося мира, революционно меняющегося. Там столько искренности, свежести, упоения жизнью»

Александр Титель.

Подъём духа и новаторство его музыки пришлись по вкусу Стране Советов. 9 лет он решался на переезд из-за границы. Первым произведением, которое написал, вернувшись в Союз, была симфоническая сказка «Петя и Волк». История смелого пионера сразу покорила весь мир. Уолт Дисней нарисовал по ней один из лучших своих мультфильмов.

«Прокофьевское звучание - это красочность, мощь, дикость»

Валерий Гергиев



Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Обручение в монастыре» и «Война и мир», которую Прокофьев пишет в 1943 в эвакуации. Одно нашествие осмысляет через другое. Советский период - самый плодотворный у Прокофьева. Музыка к кинофильмам - ещё одна его ипостась.

«"Мёртвое поле" - эта вещь изумительная! В этой мелодике передается та боль, та печаль по убиенным» - говорит дирижер Владимир Минин.

С партитурами за пазухой, разгуливающий в элегантном пальто среди пешеходов Камергерского - над монументом Прокофьева работает сейчас скульптор Андрей Ковальчук.

«Та его характерная фотография - в пальто и шляпе - настолько острая, характерная для него и характерная для его времени»

скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук

Напротив музея-квартиры Прокофьева в Камергерском переулке в Москве планируется поставить памятник композитору работы Ковальчука. Композитор жил там в коммунальной квартире последние несколько лет. Там же он умер 5 марта 1953.

Его похороны прошли почти незамеченными, вместо цветов друзья несли домашние растения. Под конец жизни Прокофьев услышал обвинения в формализме и сумбуре. Сегодня же в его музыке слышится весь ХХ век и вечность.

Новости культуры



Из воспоминаний Святослава Теофиловича Рихтера «О Прокофьеве» (фрагмент):

«Одно из сильнейших впечатлений было от исполнения его Третьей симфонии в 1939 году. Дирижировал автор. Ничего подобного в жизни я при слушании музыки не ощущал. Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе. Последняя часть начинается в характере мрачного марша — разверзаются и опрокидываются грандиозные массы — «конец вселенной», потом после некоторого затишья все начинается с удвоенной силой при погребальном звучании колокола. Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный... В антракте меня еще пробирали мурашки…

Когда жив был Сергей Сергеевич, всегда можно было ожидать чуда. Будто находишься во владениях чародея, который в любой момент может одарить вас сказочным богатством. Трахх! и вы вдруг получаете «Каменный цветок» или «Золушку».

Женой Прокофьева была испанка Лина Кодина. Она встретила его в Нью-Йорке, вышла за него замуж, родила двух сыновей, вернулась с ним в Россию и пережила 8 лет лагерей. Но так случилось, что после смерти Сергея Прокофьева скорбели сразу две вдовы композитора.

Не забыть впечатления от одного из самых лучших его сочинений — коротенькой «Здравицы». Это озарение какое-то, а не сочинение...
Вспоминаю, как хороший строгий рисунок, сжатую, но очень яркую и терпкую сюиту «1941 год»...
Никогда не забуду первое исполнение Пятой симфонии в 1945 году, накануне победы... Это было последнее выступление Прокофьева как дирижера. Я сидел близко — в третьем или четвертом ряду. Большой зал был, наверное, освещен, как обычно, но когда Прокофьев встал, казалось, свет лился прямо на не¬го и откуда-то сверху. Он стоял, как монумент на пьедестале.
И вот, когда Прокофьев встал за пульт и воцарилась тишина, вдруг загремели артиллерийские залпы.
Палочка его была уже поднята. Он ждал, и пока пушки не умолкли, он не начинал. Что-то было в этом очень значительное, символическое. Пришел какой-то общий для всех рубеж... и для Прокофьева тоже.
Пятая симфония передает его полную внутреннюю зрелость и его взгляд назад. Он оглядывается с высоты на свою жизнь и на все, что было. В этом есть что-то олимпийское...
В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем там время и история, война, патриотизм, победа... Победа вообще и победа Прокофьева. Тут уж он победил окончательно. Он и раньше всегда побеждал, «о тут, как художник, он победил навсегда.
Это свое сочинение Сергей Сергеевич и сам считал лучшим.

После этого Прокофьев становится композитором «в возрасте». Началось последнее действие его жизни. Так чувствовалось в музыке. Очень высокое. Может быть, самое высокое... Но последнее…»



Ещё:

Каждый год приносит нам множество событий в мире музыки. Мы вспоминаем имена прославленных композиторов и исполнителей, громкие премьеры. 2016-й не стал исключением.

Вольфганг Амадей Моцарт – 260 лет!

Так совпало, что в текущем году мы отмечаем 2 памятных даты: 27 января – 260 лет с момента рождения, а 5 декабря – 225 лет со дня смерти неповторимого Вольфганга Амадея Моцарта. Такого сочетания классического совершенства и дерзких экспериментов не найдется, наверное, ни у одного классика. Врожденная гениальность попала на благодатную почву. Неизвестно, как сложилась бы судьба маэстро, если бы он не родился в семье отличного музыканта и чуткого педагога Леопольда Моцарта. Он сделал все, чтобы талантливый малыш стал гениальным композитором и исполнителем-виртуозом.

Интересно, что Моцарт – автор современного национального гимна Австрии. Его музыка взята из произведения, написанного композитором за 19 дней до кончины, «Масонской кантаты». Слова были написаны в XX веке на конкурсной основе поэтессой Паулой фон Прерадович.

Стоит отметить факт, что в 2016-м исполняется 245 лет со дня 1-й постановки оперы «Митридат, царь Понтийский», которая была восторженно принята публикой. А еще через 5 лет, в 1786 году состоялась премьера спектакля «Свадьба Фигаро», мелодии из которого были сразу же растащены на цитаты и исполнялись уличными музыкантами, в трактирах, в домах знатных господ.

Об этом гениальном музыканте ходит много легенд. Некоторые имели место в реальности, другие историки считают вымыслом. Но его имя, как и творчество, вызывает постоянный интерес, равнодушных нет.

Два русских гения – Прокофьев и Шостакович

В 2016 год музыкальная общественность отмечает юбилеи 2-х ключевых фигур отечественной музыки XX века: 125-летие С. Прокофьева и 110-летие Д. Шостаковича. Это два равновеликих, но совершенно непохожих и по характеру, и в творчестве, человека. Их жизнь и наследие изучается многими поколениями искусствоведов и всегда вызывает интерес.

Они являлись антиподами во всем, в том числе и по взглядам на классическое наследие, по отношению к оркестровке. Прохладно они относились и друг к другу. Несмотря на то, что оба композитора получали образование в Петербургской консерватории, влияние школы Римского-Корсакова, которое отчетливо прослеживается в произведениях Прокофьева, почти незаметно у Шостаковича.

Они нещадно критиковали друг друга, упрекая в отсутствии вкуса, заимствовании музыкального материала, превалировании внешних эффектов над глубинным смыслом. И все же они стали в один ряд, возглавив целую эпоху в русской культуре, сумев воплотить ее многообразие и широту.

Пианист Владимир Софроницкий – 115 лет!

В 2016-м мы отмечаем еще один двойной юбилей – 115 лет со дня рождения и 55 лет со дня смерти блестящего пианиста Владимира Софроницкого. Его творческий путь не был таким искрометным, как у других исполнителей, не было в ней крутых поворотов судьбы. Но когда изучаешь его биографию, поражаешься обилию концертов.

Он появился на свет в интеллигентной семье, среди членов которой есть и ученые, и поэты, и музыканты, и художники. Начальное музыкальное образование он получил в Варшаве. После возвращения с семьей в Петербург в 1914 году продолжает обучение в консерватории. После ее окончания имя Софроницкого все чаще мелькает в концертных афишах. Интересно, что пианист никогда не участвовал в конкурсах и сам признавался, что недолюбливал соревнования с другими исполнителями.

Его игра заслужила признание Святослава Рихтера, который при первой встрече после выпитого на брудершафт бокала по традиции «обозвал» Софроницкого Богом. А его гениальные интерпретации произведений Скрябина и Шопена до сих пор вызывают восхищение меломанов.

Галина Вишневская – 90 лет!

25 октября исполнилось бы 90 лет знаменитой оперной певице, обладательнице великолепного сопрано, Галине Вишневской. Жизнь ее не была легкой. Все детство она провела в Кронштадте, пережила блокаду Ленинграда, в 16 лет даже служила в войсках ПВО, одновременно участвуя в концертах для бойцов.

В 1952 году прошла серьезный конкурсный отбор в группу стажеров Большого театра, и вскоре стала одной из его ведущих солисток. В составе театральной труппы и как сольная исполнительница, Вишневская объездила с концертами полмира. Услышав выступление певицы по радио, тяжелобольная Ахматова посвятила ей стих «Слушая пение».

Переломным моментом в жизни Галины Вишневской стало знакомство с будущим мужем Мстиславом Ростроповичем. После того, как супруги предложили приют на своей даче Солженицыну и открыто поддержали его, власти СССР ограничили им творческую деятельность и запретили упоминать имена Вишневской и Ростроповича в прессе. Пара была вынуждена покинуть страну. В 1990 году певице и ее мужу было возвращено гражданство и все регалии.

Почти неизвестный и великий меценат Митрофан Беляев

22 февраля исполнилось 189 лет со дня появления на свет человека, посвятившего жизнь поддержке русских музыкантов, мецената Митрофана Беляева. В то время, как «верхушкой» общества признавалась только европейская музыка, Беляев большую часть средств, получаемых от своего бизнеса, тратил на поддержку молодых, еще почти неизвестных русских композиторов, оплачивал издание их произведений. Промышленник спонсировал, если выразиться современным языком, два концерта русской музыке на Всемирной выставке в Париже в 1880 году, явившихся первым знакомством Европы с русской музыкой.

Благодаря меценату был организован «Беляевский кружок». Композиторы, вошедшие в него, продолжили отчасти традиции «Могучей кучки».

Судьбоносная премьера – опера «Иван Сусанин»

Нельзя обойти вниманием знаменательное событие в русской культуре – премьеру первой русской национальной оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя», коей в 2016 году исполняется 180 лет. За время своего существования спектакль претерпел несколько изменений. Первоначально автор дал своему детищу название «Иван Сусанин». Но перед самой премьерой Глинка по величайшему соизволению самого государя переименовал ее.

Текст оперы был во многом промонархическим, и, чтобы ее разрешили ставить в советских театрах, поэт Сергей Городецкий изменил либретто, сделав его народно-патриотическим. Одно время в финальном хоре «Славься» даже звучали слова «советский строй», впоследствии замененные на «русский народ». Долгое время бессменным исполнителем партии Сусанина был Федор Шаляпин.

Дмитрий Шостакович — Романс из кинофильма «Овод»

2016 год объявлен годом композитора Сергея Прокофьева. В нынешнем году исполняется 125 лет со дня его рождения.

Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Прокофьев - один из выдающихся русских композиторов 20 века. Наталья Сац так писала о нём: «Казалось, солнце поцеловало его ещё при рождении - волосы были у него золотисто-рыжие, а творчество - жизнерадостно-солнечное. Музыку Прокофьева поняли не сразу. Недаром одним из его сочинений была музыка к сказке Андерсена «Гадкий утёнок». Сам Прокофьев какое-то время тоже чувствовал себя гадким утёнком, но теперь все знают, что он - чудесный лебедь».

Челябинцы хорошо знают в родном городе концертный зал, который с 1997 года носит имя Сергея Прокофьева. А в 2000 году напротив здания филармонии был установлен памятник русскому композитору (скульптор - Вардкес Авакян).

Сергей Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю -11 апреля) 1891 года в украинском селе Сонцовка. Музыкальная одарённость Серёжи Прокофьева проявилась очень рано. Мама, Мария Григорьевна, стала первым учителем музыки маленького Серёжи. Главное, считала она, надо поддержать в ребёнке интерес к музыке и не оттолкнуть его скучной зубрёжкой. Когда Серёже было пять лет, мама записала его первую пьесу. В возрасте 9 лет он сочинил свою первую оперу «Великан». Когда юному композитору исполнилось десять лет, родители взяли его с собой в Москву и привели к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву.

Тринадцатилетним подростком Прокофьев поступил в петербургскую консерваторию, где учился композиции, дирижированию и игре на фортепиано. По окончании консерватории в 1914 году ему вручили золотую медаль и премию имени Рубинштейна - великолепный рояль. В 1918 году Прокофьев выезжает на гастроли за границу. Его пребывание там по разным причинам растянулось на 15 лет. Долгие годы он жил вдали от Родины. Прокофьев приобрёл всемирное признание как композитор, пианист и дирижёр. Он много выступал с концертами в крупнейших странах Европы и в Америке. Но, живя за границей, Прокофьев писал: «Воздух чужбины не идёт впрок моему вдохновенью, потому что я русский…» В 1933 году Прокофьев возвращается на родину.

Ещё в конце тридцатых годов, незадолго до начала Великой Отечественной войны, композитор на время отложил нотную бумагу и стал писать воспоминания о своём детстве. В своей книге «Детство» события, которые происходили с ним много лет назад, Прокофьев вспоминал в подробностях и деталях. С доброй улыбкой композитор вспоминал о своих первых шагах в музыке. Это одна из самых удивительных книг, написанная русским композитором о своём детстве, о том, как пробуждался его талант, как постепенно из маленького озорника подрастал и становился он большим музыкантом. "Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем...", - признался как-то Прокофьев. Книга Сергея Прокофьева «Детство» не однажды переиздавалась и неизменно интересна и детям, и взрослым.

Кроме крупных произведений (8 опер, 7 балетов, 7 симфоний), Сергей Прокофьев написал немало музыкальных произведений для детей. Все юные музыканты играют пьесы из его альбома «Детская музыка» . Много произведений композитор написал на сказочные сюжеты. Опера «Любовь к трём апельсинам» по мотивам сказки Карло Гоцци, музыкальная сказка «Гадкий утёнок» по сказке Андерсена, балет «Сказ о каменном цветке» по мотивам уральских сказов Павла Петровича Бажова, и, конечно, самый известный и любимый балет-сказка «Золушка».

Вершина детской музыки Прокофьева - симфоническая сказка «Петя и волк» , к которой композитор написал не только музыку, но и текст. Это необычная музыкальная сказка. По замыслу автора, не музыка должна была иллюстрировать сказку, а сказка - научить слушать музыку. Текст исполняется артистом-чтецом и чередуется со звучанием оркестра. Идею музыкальной сказки, которая познакомила бы ребят с инструментами симфонического оркестра, подсказала композитору Наталья Сац - основатель, руководитель и режиссёр первого в мире музыкального театра для детей. Премьера симфонической сказки «Петя и волк» состоялась 5 мая 1936 года. Вот уже 80 лет симфоническая сказка «Петя и волк» учит детей разных стран мира любить и понимать музыку.

До конца жизни Сергей Прокофьев сохранил удивительное качество - умение по-детски светло и радостно воспринимать мир. Дирижёр Г. Рождественский сказал о нём: «Музыка Прокофьева яркая, как солнце, тёплая, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».

О композиторе Сергее Прокофьеве, его книге «Детство» и симфонической сказке «Петя и волк» расскажет сотрудник Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского Людмила Горнова в радиопередаче «Брось всё и читай!», 21 апреля в 11.20, повтор передачи 22 апреля в 14.20.

Филармонический оркестр Балтийского моря - яркий пример европейской интеграции в сфере культуры. В нем собраны музыканты ведущих симфонических коллективов из 10 стран Балтийского региона: Германии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. Согласно принципу, провозглашаемому создателями оркестра, музыка может объединять всех людей независимо от принадлежности к той или иной нации и культуре, и изменять общество к лучшему, особенно в регионе, который исторически оказался разделенным на разные государства.

Главный дирижер и музыкальный директор оркестра - эстонский маэстро Кристиан Ярви, представитель знаменитой дирижерской династии. Репертуар коллектива необычайно широк: классические шедевры, музыка ХХ века, сочинения современных композиторов, написанные по заказу оркестра, которые отражают и подчеркивают культурное разнообразие региона.

Филармонический оркестр Балтийского моря был создан в 2016 году на базе Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря, основанного в 2008. У истоков молодежного коллектива стоял фестивальный директор Томас Хуммель, которому удалось объединить в качестве партнеров компанию NordStreamAG и музыкальный фестиваль на Узедоме - острове в Балтийском море, разделенном между Германией и Польшей. За восемь лет оркестр приобрел серьезное реноме и с успехом гастролирует в лучших концертных залах Европы и на самых престижных фестивалях: «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Фестиваль Балтийского моря в Стокгольме, Бетховенский фестиваль в Бонне, фестивали в Рейнгау и Мерано. «Радость открытия Кристиана Ярви и Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря не знает границ», - писала после одного из концертов в Германии газета Tagesspiegel.

Значительным событием в истории Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря был концерт на Саммите Совета государств Балтийского моря в 2012 году по приглашению канцлера Германии Ангелы Меркель. Канцлер высоко оценила оркестр как «замечательный пример использования музыки как мощного средства интеграции через границы». В 2014 году Молодежный филармонический оркестр дебютировал в Берлинской филармонии, а годом позже - в Театре Елисейских полей в Париже.

В числе солистов, которые играли с Молодежным оркестром Балтийского моря, - Юлия Фишер, Анджела Георгиу, Даниэль Хоуп, Валентина Лисица, Йонас Кауфман.

Записи коллектива звучат на радиостанциях стран Европейского Союза, телеканалах Mezzo и Classica. Эти записи получили широкое признание, как и недавно вышедший на французском лейбле Naïve альбом BalticSeaVoyage, о котором с восторгом отозвался комментатор сайта www.planethugill.com: «Игра оркестра - прекрасное сочетание технического совершенства и эмоциональной глубины».

В 2015 году Молодежный филармонический оркестр Балтийского моря был удостоен «Европейской культурной премии» за вклад в культуру региона.

С созданием Академии Филармонического оркестра Балтийского моря значительно расширилась образовательная деятельность оркестра - работа с молодыми музыкантами в возрасте от 18 до 28 лет. Занятия в Академии включают воркшопы, композиторские программы, мастер-классы, прослушивания.

В 2013 году был создан Музыкально-образовательный фонд Балтийского моря, призванный развивать объединенную систему музыкального образования в регионе. В функции Фонда входит и управление оркестрами. Членами Артистического совета Фонда являются Валерий Гергиев, Марек Яновский, Марис Янсонс, Эса-Пекка Салонен. Ранее в Совет входил Курт Мазур, дважды дирижировавший оркестром.

Новые горизонты и возможности открываются с созданием в 2016 году Филармонического оркестра Балтийского моря, составленного из действующих участников оркестра и молодых музыкантов - выпускников учебных заведений стран Балтийского региона. Это концертный коллектив, деятельность которого будет дополнять образовательную работу Фонда и Академии.

Оба оркестра привержены общим идеям и взглядам на культуру, общество и окружающий мир. Однако их функции и задачи будут различаться. Молодежный оркестр остается коллективом, в котором молодые талантливые музыканты - исполнители и композиторы - оттачивают профессиональное мастерство. Вновь созданный Филармонический оркестр Балтийского моря станет своеобразной визитной карточкой Фонда. Он будет собираться несколько раз в году для гастролей со специальными проектами в Европе, а в перспективе и по всему миру.

В ходе своего инаугурационного турне с проектом «Пейзажи Балтийского моря» в апреле 2016 года оркестр выступает в Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии и России. Программа концертов отражает богатый мир и природу Балтики: море, пейзажи, ландшафты. В нее вошли сюита «Карелия» Яна Сибелиуса, «Лебединая песня» Арво Пярта, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Горы. Воды (Свобода)» Гедиминаса Гелготаса, а также произведения Сергея Прокофьева, чье 125-летие оркестр отмечает концертом в Москве 23 апреля, в день рождения композитора.

В сентябре нынешнего года оркестр совершит тур «Открытие Балтийского моря» по странам Центральной Европы. Центральным образом, символом программ избран лебедь: прозвучат «Лебединая песня» Пярта, фрагменты «Лебединого озера» Чайковского. Участниками Филармонического оркестра Балтийского моря на все время тура станут музыканты оркестра «Кремерата Балтика». Руководитель этого коллектива Гидон Кремер будет солировать в Концерте для скрипки с оркестром Вайнберга.

Кристиан Ярви

Кристиан Ярви родился в 1972 году в Эстонии в семье музыкантов (наиболее известны дирижеры – отец Неэме Ярви и брат Пааво Ярви). В 1980 году переехал в США. Окончил Манхэттенскую школу музыки как пианист (класс Нины Светлановой), затем обучался дирижированию в Мичиганском университете у Кеннета Кислера. В 1998–2001 гг. был ассистентом дирижера в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре (художественный руководитель – Эса-Пекка Салонен). В 2001–2004 занимал пост главного дирижера Норрландской оперы и Северного симфонического оркестра (Швеция), в 2004–2009 руководил венским Тонкюнстлер-оркестром, в 2012–2018 – Симфоническим оркестром Центрального радио Германии (MDR, Лейпциг), в 2015–2016 – оркестром фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде (Швейцария).

В 1993 году совместно с композитором Джином Прицкером основал универсальный Absolute Ensemble, художественным руководителем и главным дирижером которого остается до настоящего времени. В 2002 году записанный Ярви с ансамблем альбом Absolution номинировался на премию Grammy. В 2008 году Кристиан Ярви стал одним из основателей и музыкальным руководителем Балтийского молодежного филармонического оркестра (ныне – Филармонический оркестр Балтийского моря), в составе которого играют молодые музыканты из России и разных стран Европы.

Как приглашенный дирижер выступал с Берлинским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, Национальным оркестром Франции, Оркестром де Пари, оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, Дрезденской государственной капеллой, оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Симфоническим оркестром Бирмингема, Национальным симфоническим оркестром США (Вашингтон), Симфоническим оркестром корпорации NHK (Токио), Сиднейским симфоническим оркестром, Камерным оркестром Лозанны и др.

В дискографии дирижера – более 60 альбомов разного содержания: от саундтреков к голливудским фильмам (среди которых «Облачный атлас» и «Голодные игры») до именной серии дисков Kristjan Järvi Sound Project на французском лейбле Naïve Classique. В этом проекте, стартовавшем в 2014 году, представлены все коллективы, возглавляемые дирижером к тому времени. Многие альбомы Ярви удостоены престижных наград, в частности, запись оперы Хильдинга Русенберга «Остров блаженства» в 2004 году получила Премию немецких музыкальных критиков (Preis der deutschen Schallplattenkritik) и шведскую Grammis. Диск Passacaglia (Sony Classical) был подготовлен в сотрудничестве с Арво Пяртом и посвящен 80-летию композитора. В числе последних релизов – «Вагнер. Кольцо» и «Дуэт Стива Райха», выпущенные Sony Classical в 2016 году.

Кристиан Ярви сотрудничает со многими из наиболее креативных художников нашего времени, среди них кинорежиссер Том Тыквер, композиторы и исполнители Арво Пярт, Стив Райх, Тань Дунь, Гия Канчели, Хайнц Карл Грубер, Джон Адамс, Эса-Пекка Салонен, Рене Флеминг, Джо Завинул, Бенни Андерссон, Горан Брегович, Макс Рихтер, Хаушка (Фолькер Бертельман), Тим Гарланд, Даниэль Шнайдер, Джеймс Макмиллан, Дафер Юссеф, Анушка Шанкар, Нитин Сони, Пакито Д"Ривера, Эйтецу Хаяши и Марсель Халиф, Эркки-Свен Тюур, Эсекьель Виньяо, Пеэтер Вяхи, Гедиминас Гельготас и др. В общей сложности Кристиан Ярви стал инициатором создания более сотни новых музыкальных произведений.

В 2015 году музыкант вернулся в Эстонию, где основал благотворительный фонд. Он также управляет собственной продюсерской компанией Sunbeam Productions, которая объединяет все виды его деятельности и в частности занимается производством оригинальных музыкально-театральных постановок и шоу-программ. В 2017–2018 гг. Sunbeam Productions были выпущены шоу-проекты «Водопроводная станция» (Waterworks), «Абсолютный клуб» (Absolute Club) с участием Франческо Тристано и «Скандинавский пульс» (Nordic Pulse). В 2019 году Кристиан Ярви представляет новую программу «Полуночное солнце» (Midnight Sun) в ряде стран, завершая турне в июле в гамбургской Филармонии на Эльбе. Кроме того, в числе ангажементов сезона 2019/20 – выступления дирижера с Лондонским симфоническим оркестром (с программой, включающей его собственную музыку), оркестрами Лиссабона, Тайваня, Болоньи, Чешского радио (на открытии Международного фестиваля Леоша Яначека), гастроли с программами Sunbeam Productions в Японии и Финляндии, а также гастроли с оркестром Лейпцигского радио и Филармоническим оркестром Загреба.

Александр Торадзе

Александр Торадзе по праву считается одним из самых виртуозных исполнителей, приверженных романтической традиции. Он прославился благодаря нестандартным интерпретациям, поэтичности, глубокому лиризму и яркой эмоциональности своего исполнения и значительно обогатил наследие русской фортепианной школы.

В сопровождении Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра Александр Торадзе записал все пять фортепианных концертов Прокофьева (Philips), и критики назвали эту запись эталонной. А диск с Третьим концертом Прокофьева в исполнении Торадзе специалисты журнала International Piano Quarterly признали «лучшей в истории записью» (из более семидесяти существующих). Также широкое признание публики и критиков получила сделанная пианистом запись «Прометея» Скрябина с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и его диски с произведениями Мусоргского, Стравинского, Равеля и Прокофьева (Angel/EMI). По оценке газеты Frankfurter Allgemeine, запись обоих фортепианных концертов Шостаковича в сопровождении Симфонического оркестра Франкфуртского радио под управлением Пааво Ярви стала историческим достижением в карьере пианиста.

Александр Торадзе выступал как солист с ведущими оркестрами мира, в числе которых Берлинский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Академии Санта-Чечилия, Симфонический оркестр Мариинского театра, Израильский филармонический оркестр и Симфонический оркестр NHK. Он работает с самыми прославленными дирижерами современности, среди которых Валерий Гергиев, Эса-Пекка Салонен, Юкка-Пекка Сарасте, Микко Франк, Неэме, Пааво и Кристиан Ярви, Владимир Юровский и Джанандреа Нозеда, а также с восходящими звездами – Даниэле Рустиони и Дмитрием Слободенюком.

Александр Торадзе регулярно участвует в фестивалях «Звезды белых ночей», «Би-би-си Промс», «Равиния», фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Роттердаме, Миккели, Голливуд Боул, Саратоге, Равенне и Стрезе.

Александр Торадзе родился в Тбилиси в семье известного композитора Давида Торадзе и киноактрисы Лианы Асатиани. В 1977 году он окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, где его наставником был Лев Наумов. В том же году он одержал победу на Международном конкурсе Вана Клиберна. Так началась международная карьера пианиста. В 1983 году он переехал в США, а в1991 году стал штатным преподавателем Университета штата Индиана (Саут-Бенд), где ему удалось создать уникальную систему преподавания. Музыканты разных стран из Фортепианной студии Александра Торадзе успешно гастролируют по США и Европе (Австрия, Великобритания, Италия, Германия, Португалия, Франция), исполняя фортепианные и камерные произведения Рахманинова, Прокофьева, Дворжака. Стравинского и Шостаковича.

Телекомпания WNIT посвятила деятельности Торадзе документальный фильм, отмеченный двумя премиями «Эмми», а японский телеканал NHK сделал запись его мастер-классов.